Вспоминая заслуги и труды тех, кто в новейшее время восстановил это святое место, я одновременно вспоминаю тысячи и тысячи закрытых храмов, многие из которых являются памятниками архитектуры. Вспоминаю, как в советское время, посещая глубинку, я подходил к полуразрушенным храмам, на стене которых словно в насмешку сохранялись таблички «Охраняется государством». Сегодня эти храмы, якобы охранявшиеся государством, но ставшие почти руинами, отреставрированы — в первую очередь Церковью, ее чадами, ее благодетелями, верующими людьми, которые не жалеют средств для того, чтобы красота духовная и красота материальная, воплощающая нашу национальную культуру, вернулась к своему первозданному виду, а то и превзошла его. Благодарение Богу, в последние годы государство стало содействовать Церкви. Через Министерство культуры отпускаются средства, и государство принимает активное участие в том, чтобы вместе с Церковью восстанавливать замечательные памятники архитектуры. Когда-то мы молились о том, чтобы это время наступило. Когда-то мы удивляли иностранцев, которые поверить не могли, что государство не восстанавливает памятники, связанные с Церковью. Но вот это время пришло, и мы благодарим Бога за то, что совместными усилиями Церкви и государства мы достигаем значительных результатов в деле восстановления исторических памятников. Так и этот храм является примером замечательного сотрудничества Церкви и государства. Никому не приходит в голову утверждать, что он, став действующим, потеряет свой вид, что за ним будут плохо ухаживать, что будет причинен урон архитектуре или восстановленной живописи. Все понимают: пока здесь совершается молитва, здесь позаботятся и о стенах, и о живописи, и о всей красоте, доставшейся нам от благочестивых предков. Некогда она была загублена при активном участии государства, но ныне Церковью и государством восстанавливается. Хотел бы особенно поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды. Действительно, Вам удалось восстановить в кратчайшие сроки то, что дошло до нашего времени. Парк приобретает свою красоту, — замечательно, что сюда могут приходить люди, и дети могут играть на площадке. Это место открыто для москвичей, для всех тех, кто способен по-настоящему видеть красоту и беречь ее. И мы надеемся, что подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыкове будет и впредь продолжать свою созидательную деятельность, развивая те направления служения, которые здесь уже имеются, — а здесь есть и гимназия, аккредитованное среднее учебное заведение, и другие учреждения, которые оказывают помощь нашим ближним.

http://pravoslavie.ru/104091.html

За богослужением молились сотрудники Росморречфлота, строители, благоукрасители и благотворители храма, курсанты Академии и колледжа водного транспорта (РУТ МИИТ), учащиеся классов профориентации (клуба юных моряков) при Духовном центре моряков и речников России, прихожане. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы (регент — М.В. Белякова-Бодина). Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Соколова, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Березовский, клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Братского и Усть-Илимского Константина на служение. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление святителю Николаю Чудотворцу. Настоятель Никольского храма иерей Олег Яньшин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список Феодоровской иконы Божией Матери. Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам и помощи в строительстве храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы церковных наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены заместителю министра транспорта РФ А.И. Пошиваю, руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоеву. В завершение в алтаре состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Иркутской области И.И. Кобзевым.

http://patriarchia.ru/db/text/5985401.ht...

За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами. Сретенский монастырь Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь . Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре. Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру. Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках. Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками. На другом конце Сретенки, у самого Садового кольца стоит церковь Троицы Живоначальной . После Сухаревской площади храмы встречаются уже реже. Сначала попадаем на 1ю Мещанскую улицу.  В середине Мещанской, также слева, – возрожденное подворье знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря с часовней в честь одного из любимейших русских святых – преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/bogomoln...

Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского церковного округа, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Алексий Круглик, настоятель храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущеве г. Москвы; протоиерей Олег Егоров, благочинный Покровского церковного округа, настоятель храма преподобного Василия Исповедника у Рогожской Заставы г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского церковного округа, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве г. Москвы; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство г. Москвы.  В Патриаршем богослужении участвовали члены делегации Сербской Православной Церкви : епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот г. Москвы (подворье Сербской Православной Церкви); епископ Марчанский Савва, викарий Банялукской епархии; клирики Банялукской епархии — настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Отдельные молитвы на Литургии прозвучали на сербском языке.  На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин, и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» А.В. Потемкин, действительный член Российской академии художеств народный художник РФ В.И. Нестеренко.  Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А.Ю. Голик.  На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.  На сугубой ектении были вознесены специальные прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о единстве Святой Руси.  Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Конюхов, клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова Моста г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

Начальник управления социальной защиты населения Южного округа Москвы Антонина Твердикова посвятила свое выступление взаимодействию государства и Русской Православной Церкви в социальной сфере. По ее словам, каждое социальное учреждение округа связано с православным приходом, причем формы взаимодействия разнообразны. Так, приход храма Живоначальной Троицы в Чертаново заботится о пансионате для ветеранов и регулярно проводит в учреждении «Православные гостиные», а также помогает на дому окрестным старикам. Храм иконы Богоматери Живоносный источник в Царицыно окормляет социальный центр «Царицыно». Докладчица рассказала также о православной волонтерской службы «Семейное благо», которая работает с социально незащищенными семьями в округе. На конференции прозвучало несколько выступлений практиков социального служения. Так, старшая медсестра отделения сестринского ухода из Сергиева Посада Нелля Диброва рассказала об организованном при больнице реабилитационном центре на 30 коек. Здесь восстанавливаются не только пожилые люди, но и те, кто перенес операцию и т.д. Медучреждение активно взаимодействует со священством Троице-Сергиевой лавры, а семинаристы из МДА – частные гости и помощники в отделении сестринского ухода. По словам докладчицы, отделение частично финансируется из местного бюджета; основной же источник существования – многочисленные частные пожертвования. Директор богадельни Цесаревича Алексия при храме в Красном селе Елена Кроль рассказала об организации богадельни «с нуля» и об опыте работы с престарелыми. Светлана Семенова, руководитель социальной патронажной службы Патриаршего подворья Высоко-Петровского монастыря сделала доклад «Проблемы православных организаций в сфере социальной патронажной помощи нуждающимся». Из докладов других участников конференции можно было узнать об опыте различных православных организаций, трудящихся в домах престарелых и в детских социальных учреждениях. Были и теоретические выступления. Так, Вячеслав Леонтьев, представитель Центра политической аксиологии Госакадемии славянской культуры призвал добиваться принятия закона о «финансировании сохранения души» в работе с социально незащищенными слоями населения. Он говорил о необходимости законодательного, организационного, финансового подкрепления «культуры почитания старости» в России. По завершении заседания участники конференции смогли ознакомиться с условиями жизни ветеранов в пансионате пообщаться с жителями этого дома.

http://pravoslavie.ru/29664.html

Протоиерей Иоанн Кронштадтский 13 Янв 1902 г. Игумении Варваре (Ивановской). 14 января 1902. Кронштадт Дорогая Матушка Варвара! Шлю тебе на потребности обители, милостию Божиею мною созданной, – еще тысячу рублей, а всего в короткое время я тебе выслал пять тысяч семьсот рублей 10 . Как должны мы благодарить Господа, пославшего нам средства в изобилии на всякие труды, и это – тогда, как мы выстроили Подворье в Питере 11 ! День и ночь всем сестрам, вместе с тобою, нам Богу молиться и Царице Небесной, благодаря за милость неизреченную. По сбору вам не надо ходить в мире 12 , трудитесь все в своей обители и в скиту – и спасайте души свои, – да за меня Бога молите. – Всем благословение Божие! О. Георгию поклон с матушкой Аполлинарией. Иоанн Кронштадтский 14 Янв 1902. Игумении Варваре (Ивановской). 15 января 1902. Кронштадт Матушка Варвара! Присылаю тебе в пользу обители и скита еще девятьсот рублей 13 . Прими их, благодаря Бога, со всеми сестрами. Ваш слуга, основатель обители, Протоиерей Иоанн Сергиев 15 Янв 1902 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 16 января 1902. Кронштадт 14 Матушка Алексия! С новым годом! Желаю новых милостей Божиих обители и каждой сестре в особенности. Присылаю в пользу обители двести рублей. Уведомьте. Ваш слуга Протоиерей Иоанн Сергиев. 16 Янв 1902. Епископу Самарскому и Ставропольскому Гурию (Буртасовскому). 20 января 1902. Самара Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Я глубоко тронут отеческим и архипастырским ко мне благоволением. Благодарю за Ваши щедроты – за митру, образ Живоначальныя Троицы и пояс 15 . Благодарю за разрешение освятить храм во имя св апостола Андрея Первозванного и за случай – слышать Ваш хор и утешиться прекрасным пением его 16 . Имел честь быть в Вашей семинарии и Епархиальном женском училище и заметить добрый христианский дух воспитанников и воспитанниц 17 . Благодарю Господа и Ваше Преосвященство за все, за все отрадное и бодрое, посеянное Вашими архипастырскими трудами в городе Самаре и мною испытанное. Отъезжая, прошу Вашего Архипастырского благословения, недостойный Ваш раб и смиренный молитвенник настоятель Кронштадтского Андреевского собора, Протоиерей Иоанн Сергиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце XVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время " стрелецкого бунта " , он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы. В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине XIX века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в XIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почётному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным " дворянским гнездом " : барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.

http://sobory.ru/article/?object=03257

С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня – икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа. Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе. Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя. В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года. В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.

http://sobory.ru/article/?object=34865

— Что касается Гильдии, то мы привлекаем в нее, в первую очередь, именно иконописцев—соратников и сообща работаем в едином русле, — отмечает Вениамин Алексеевич. — До октябрьского переворота существовал, как известно, Попечительский совет во главе с императором Николаем II, и он был вправе даже закрыть мастерскую, работы которой не соответствовали православному канону. Наши мастерские строго следуют иконописному канону — как по духу, так и по форме. Так, соблюдается древняя технология подготовки доски, используется сусальное золото и яичная темпера на натуральных пигментах (малахит, лазурит и другие). После завершения работы с красочным слоем иконы покрываются натуральной олифой. Всё это обеспечивает им теплоту, естественность, духовную наполненность образа. Знакомлюсь с художественным руководителем центра «Русская икона» Еленой Князевой. Она рассказывает, что иконы их мастерской находятся в православных храмах и частных коллекциях в России и за рубежом, в личной коллекции Святейшего Патриарха. Сама Елена была награждена Святейшим Патриархом орденом Святой Ольги 2—й степени за разработку общей символической программы храма Живоначальной Троицы в память 1000—летия крещения Руси, отражающей идею русской святости, и за создание отдельных икон. — Мы продумали размещение каждой иконы как в иконостасе, так и в малых и больших киотах в соответствии с архитектурно—стилевыми и пространственными особенностями этого храма, — сообщает Елена. — И хотя храм — одно из Патриарших подворьев в Москве — уже действует, мы еще завершаем там необходимые работы. Так, в центральной части храма, с двух сторон от иконостаса, в четырех больших мраморных киотах должны стоять такие иконы: Богоматерь Всех Скорбящих Радости (она уже на месте), Покров Богородицы (появится к нынешнему празднику — 14 октября), Собор Всех Святых в Земле Российской Просиявших и Собор Всех Святых (будут позднее). А еще, как рассказали мне, мастера воссоздают сегодня старинную русскую традицию — создание семейной, крестильной, а также мерной иконы, которая писалась в меру роста новорожденного ребенка с изображением на одной стороне его Святого и предстоящими тезоименитыми покровителями родителей, а с другой стороны — его Ангела—Хранителя; она ставилась у изголовья люльки ребенка и потом сопровождала всю его жизнь. В давние времена православный человек, даже уходя в мир иной, соприкасался с иконой: она писалась с внутренней крышки гроба.

http://pravoslavie.ru/361.html

Ядром композиции является двусветный четверик, вытянутый по оси север-юг. С востока к нему примыкает полукруглая пониженная апсида, с запада – сильно расширенная пониженная трапезная - прямоугольная в плане, со скруглёнными углами. Над центром западного фасада трапезной возвышается трёхъярусная колокольня с квадратным нижним ярусом. Четверик храма на углах имеет огибающие лопатки, на них опирается карниз, отсекающий пояс кокошников. Апсиду венчает уступчатый карниз, переходящий на восточные лопатки четверика. В центре его боковых фасадов - прямоугольные дверные проёмы, по сторонам от них и над входом – такие же окна без обрамлений. Нижний ярус колокольни слегка выдвинут из плоскости западного фасада в виде резалита и завершен треугольным фронтоном с городками. Стены по сторонам от него рустованы. Рустом украшен также полуярус, его углы скруглены, в центре граней – полукруглые окна. Третий и четвёртый ярусы прорезаны высокими арочными проёмами звона. Четверик перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над окнами, в вершине – плоская лепная розетка. Широкий арочный проём соединяет его с трапезной. Она разделена на пять помещений: одно обширное перед храмом с двумя приделами по бокам, и ещё два – по сторонам нижнего яруса колокольни. В своде и верхних частях стен четверика уцелели незначительные фрагменты сильно потемневшей росписи второй половины XIX века. В 30-е годы XX века церковь была закрыта. Пропала и икона с крестом, с частицами мощей Святых угодников. По преданию, икона со вставленным в неё крестом и мощами была закопана в церковной ограде. Но до сих пор местонахождение ее неизвестно. Помещение церкви после закрытия использовалось под хозяйственные нужды (гараж, водонапорная башня, магазин). Здание разрушалось. Летом 2000 года началось востановление храма на средства предпринимателей. В проекте востановления использованы материалы школьного музея. В храме ведутся Богослужения. Храм является подворьем Николо-Шартомского монастыря .  Источник информации - статья " С чего начинается Родина "  общественно-политической газеты Лежневского района " Сельские вести " от 27.08.2013

http://sobory.ru/article/?object=35076

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010