Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырех сторон пристроены полуциркульные экседры, при этом план храма получился крестообразным. В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых – приделы, западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершено здание мощным куполом, в барабане которого двенадцать окон по числу апостолов. Огромный сферический ребристый купол покрашен в ярко-голубой цвет – символ Божией Матери и ангельских сил. Храм кажется многоглавым, так как форму купола повторяют полукупола экседр, почти равные в диаметре главному куполу. Такими же, только более миниатюрными, куполами и полукуполами завершена колокольня, стоящая с запада. Стены выкрашены в теплый розоватый цвет, несколько напоминающий цвет стен первых древнерусских церквей Киева и Новгорода. На территории Патриаршего подворья также построено двухэтажное здание притча. Из дома причта до храма проделан подземный ход. В комплекс также входит здание воскресной школы. Здания комплекса, как церковные, так и светские, украшены мозаикой, выполненной в мастерской Екатерины Огородниковой в Санкт-Петербурге. В комплекс Патриаршего подворья вошел также баптистерий, представляющий собой отдельное помещение, позволяющее крестить всех – от младенцев до стариков. С Каширским шоссе Патриаршее подворье соединяет белокаменный арочный пешеходный мост, подводящий к надвратной колокольне. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Комментарии и обсуждение Высота храма под крест — 46 м Площадь 1100 кв.м Высота часовни — 16,4 м Площадь часовни Александра Невского 100 кв.м Высота звонницы — 15 м Площадь (колокольни) 100 кв.м Общая площадь комплекса — 2300 кв.м Троицкая церковь в Орехове-Борисове, пожалуй, единственный в мире храм византийского стиля, имеющий столь ярко выраженный башнеобразный вид. В самой Византии, стране с гораздо более теплым климатом, чем центральная и северная Россия, храмы " византийского стиля " , начиная от Св. Софии в Константинополе, имели явное превосходство длины над высотой. То же соотношение наблюдается в рускких храмах этого стиля, самыми известными из которых являются Греческая церковь в С.-Петербурге и Морской собор в Кронштадте. Вероятно, при строительстве храмов до революции не забывали учесть затраты на их эксплоатацию (отопление в долгий зимний период).

http://sobory.ru/article/?object=03315

А 18 марта 1605 года архимандрит Кирилл (Завидов), настоятель Троице-Сергиевой обители, был возведён на митрополичью Ростовскую кафедру 10 и на его место был переведён из Пафнутиево-Боровского монастыря игумен Иоасаф с возведением в сан архимандрита 11 . В перечне Троицких настоятелей читаем: “Иасаф, взят ис Пафнотьева монастыря — 5 лет неполны” 12 . Конец XVI – начало XVII века известны в истории России как Смутное время. В 1605 году скончался Борис Годунов, вскоре погиб его сын царевич Феодор, затем меньше года царствовал Лжедмитрий, который свёл с Патриаршего престола святителя Иова. После этого новым царём стал Василий Шуйский. В конце мая “Троицкий монастырь принимал в своих стенах мощи царевича Димитрия, когда они переносимы были из Углича в Москву” 13 . Затем тела царя Бориса Годунова, в иночестве Боголепа, его жены царицы Марии и царевича Феодора были принесены из Москвы и погребены в Троице-Сергиевом монастыре. Новый царь Василий Шуйский уделял внимание обители преподобного Сергия. Преподобный Сергий Радонежский (†1392; пам. 25 сент.), будучи послан благоверным князем Димитрием (†1389; пам. 19 мая) в Нижний Новгород, основал пустынь в Гороховском уезде, в которой он устроил храм во имя Живоначальной Троицы и мученика Георгия. Эта пустынь была разорена казанскими татарами ещё да падения Казани в 1552 году. Феодор Иоаннович в 1591 году предпринял меры к возрождению детища Преподобного, дал свою грамоту. А 14 июля 1607 года царь Василий подтвердил архимандриту Иоасафу льготы этой жалованной грамоты 14 . “В ноябре 1607 года посетил Троицкую обитель царь Василий Иоаннович, принося благодарение за победу над мятежниками” 15 . Ещё ранее, 8 августа 1606 года, он дал подтвердительную жалованную грамоту архимандриту Иоасафу на рыбные ловли для монастыря на Волге 16 . В том же году Василий Шуйский решил возникший спорный вопрос в связи с вотчиной, данной ранее царём Феодором Иоанновичем 17 . Затем по просьбе архимандрита Иоасафа он освободил от уплаты пошлины Троицкую обитель за мёд, собираемый в Юрьеве Повольском 18 . Когда в августе 1607 года на московском подворье в Кремле сгорели грамоты относительно вотчин в Нижегородском уезде, царь по просьбе архимандрита Иоасафа повелел восстановить все необходимые документы 19 . В 1609 году царь пожаловал архимандриту Иоасафу место “за деревянным городом, за Сретенскими вороты у Неглинной на берегу от дороги” 20 . Здесь был построен деревянный храм, позднее заменённый каменным. Это явилось началом нынешнего подворья Лавры.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

В 1902-1903 гг. к Троицкому храму были пристроены придел в честь святителя Николая и колокольня. В 1917 г. при Троицком храме впервые был создан церковно-приходской совет. В 1918-1922 гг. на него легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма. В 1934 г., незадолго до своей мученической кончины, в Удельной поселился находившийся на покое священномученик митрополит Серафим (Чичагов). В одном из дачных домов Владыка снимал две небольшие комнаты. В ноябре 1937 г. он был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря его расстреляли на Бутовском полигоне. Храм не закрывался. В 1970-е гг. по проекту архитектора В.Ю.Кеслера на территории Троицкой церкви был построен новый дом причта с крестильным храмом, освященным в 1980 г. в честь святителя Иоанна Крестителя. Летом 1988 г. состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П.Колесниковым. Ее установили на постаменте, оставшемся от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) - первого директора Рамен-ской бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Федор Михайлович был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Рамен-ском. В 1888 г. известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 г. сотрудники Государственного музея архитектуры перевезли скульптуру в Москву. В настоящее время она находится в Донском монастыре. Опустевший постамент впоследствии был перевезен на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от полного уничтожения. В 1988 г. началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л. Смышляевым. Строительство придела затянулось, и первое богослужение в нем состоялось 15 января 2001 г. В 1998-2005 г. Троицкий храм являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря Коломны. Наиболее почитаемыми святынями храма являются Владимирская, Казанская, Почаевская иконы Божией Матери, " Взыскание погибших " , " Скоропослушница " , образ равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей многих святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии. Особым почитанием прихожан пользуется икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских. 

http://sobory.ru/article/?object=01248

Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию Соловецкого подворья в Москве. Деревянный храм, стоявший на берегу Москвы-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов. Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями. В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии. По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . В Воскресенском районе в пятнадцати минутах ходьбы от станции Фаустово находится Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь – подворье Соловецкого монастыря на Белом море. Подмосковную обитель основал духовник царя Алексея Михайловича и предтеча реформатора Никона протопоп Стефан Вонифатьев. Петр I приписал пустынь в Фаустово к северному монастырю после поездки на Соловки и спасения от гибели на море. У алтаря Троицкого собора в Фаустово сохранилась могила священника Александра Зверева – отца двух новомучеников XX века. В 1694 году Петр I впервые побывал в Соловецком монастыре на Белом море. Царь прибыл в Архангельск, а оттуда на яхте «Святой Петр» отправился к Соловецкому архипелагу. В море поднялась буря, и корабль с царем на борту ждала гибель. Историк Сергей Соловьев писал: «Петр приобщился уже святых тайн из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастью нашелся искусный кормчий Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря».

http://sobory.ru/article/?object=00421

Своё необычное название - " в Хохлах " - Троицкая церковь получила по старинному урочищу Хохловка, на территории которого она расположена. После воссоединения Малороссии (историческое название ряда регионов Восточной Европы, преимущественно на Украине) с Россией, в окрестностях Маросейки, где расположилось Малороссийское подворье, стали селиться украинцы - вероятно, с этим и связано название урочища. Также её иногда именуют " в Старых Садех " - по княжеским садам Василия I, существовавшим здесь с 15 века. Храм известен с 1610 года - вероятно, тогда на его месте располагалась небольшая деревянная церковь, а каменное здание отстроили лишь в 1657 году. Однако, оно довольно быстро обветшало: в 1673 году в храме обрушился престол и алтарь, и ему потребовалась реконструкция, денег на которую не было, несмотря на пожертвования прихожан. Средства нашлись в 1696 году: по обету в память дочери Неонилы, скончавшейся за год до этого, Евдокия Чирикова (Лопухина) - родная тётка первой жены Петра I Евдокии Лопухиной - оплатила строительство нового здания, которое существует до сих пор. Также среди жертвователей храма числился Емельян Украинцев, палаты которого находились прямо напротив церкви, и Михаил Голицын, к которому перешли палаты Украинцева после его смерти. Какое-то время между зданием храма и палатами Украинцева существовал крытый деревянный переход. В 18 веке к храму пристроили двухъярусную барочную колокольню, а убранство дополнилось необычным посеребрённым иконостасом с резьбой, изображающей спускающиеся к низу складки ткани. Троицкая церковь довольно сильно пострадала в городском пожаре 1737 года, но была обновлена. В первой половине 19 века её апсида была перестроена в стиле ампир, а фасады получили современное декоративное оформление. После Октябрьской революции храм был обезглавлен и закрыт, а в 1935 году в нём разместили лабораторию музея антропологии. Впоследствии его также занимали Интитут Геофизики (с 1980 г.) и Инженерно-информационный центр ВНИИПК Техоргнефтегазстроя. С 1970-х гг. началась реставрация здания, и к 1983 году его основной объём, наличники и крест были восстановлены.

http://sobory.ru/article/?object=03474

Согласно Метрическим книгам церкви, в 1884-1885 гг. правил службы отец Стефан Дьяковский, сменил его у Престола Господня 29-летний сын Новощербиновского казака Иоанн Чёрный, являвшийся благочинным Ейского округа церквей с 1896 по 1906 годы. В августе 1885 г. вторым штатным священником заступил отец Иосиф Троицкий – отец кубанского новомученика священника Григория Троицкого, с 1899 г. – диакон Алексей Попович. С 1885 г. наблюдается подъём приходских школ в Кубанской области. В 1887 г. в станице открылась одноклассная школа, заведующей которой была учительница Д. Сагайдачная, стремившаяся дать детям основательные знания. На богоугодные дела казаки всегда делали взносы. В конце XIX столетия вдова Войскового старшины Екатерина Ильяшенко сделала ряд пожертвований в храм: на вечный помин души, на постройку здания церковно-приходской школы, на медный (200 пудов – 3,2 т.) колокол. Урядник Максим Гриппа преподнёс Евангелие и серебряный потир. В начале следующего века вдова ейского купца Матвея Грибанова Мария Григорьевна завещала церкви мельницу. К началу ХХ в. в станице насчитывалось 565 частных домов, более 10 общественных дворов, сеть школ. Гремела и её рыбацкая слава. В 1900-1904 годах Слово Божие несли пастве отец Иоанн Чёрный, отец Иосиф Троицкий, диакон Василий Никифоров, псаломщики Феодосий Тимошенко, Михаил Семёнов. В 1904 г. место отца занял отец Григорий Троицкий. Менялись диаконы: в 1906 г. пришёл диакон Григорий Бешекуров, в 1907 – его сменил А. Терновский, в 1908 г. – Лев Черников, в 1909 г. пришёл священник Константин Ковалёв, затем Николай Николайченко. На очередном сходе казаки приняли решение о строительстве нового храма, в честь Николая Угодника, покровителя моряков. «Ставропольские епархиальные ведомости» нам донесли, что закладка церкви состоялась 19 июля 1909 г. С 1913 г. белокаменный храм стал гордостью станицы. В 1900 г. на средства жертвователей Ильяшенко, Муравицких, Дженджеря, Курысь, Гречиных, Быцай и других в ограде С-Троицкого храма возведён молитвенный дом с престолом во имя великомученицы Екатерины. В начале ХХ в. крупные монастыри Кубани имели в станице Должанской свои подворья: Марие-Магдалинская женская пустынь 340 десятин земли, Екатерино-Лебяжий Черноморский мужской монастырь держал на косе рыбзавод. Материальное обеспечение духовенства складывалось из сдаваемого в аренду причтового надела земли, исполнения треб, приношений, оплаты уроков.

http://sobory.ru/article/?object=52375

Это был обширный двусветный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной и трёхъярусной колокольней под каркасным шатром. Храм был выстроен в неорусском стиле. В церкви было пять престолов: в холодном основном объёме - в честь Преображения Господня, во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. В тёплой трапезной - во имя святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Из предметов древности в церкви было напрестольное Евангелие печати 1628 года и служебник издания 1668 года. В конце XIX века приход состоял из: погоста Спас-Купалищи, сельца Михайловское, деревень: Кисельницы, Трофимовка. Краснораменье, Мичурино, Маслово, Богданцево, Трухачево, Глебово, Исаково, Даниловка, Нагорная, Мызино и Дорофеево (деревня Дорофеево до 1812 года принадлежала Петру Алексеевичу Хоненеву, которую он продал подпоручику Александру Ивановичу Татаринову). Во всех этих поселениях проживало 1773 человек мужского и 2045 женского пола. В д. Даниловке и д. Смыково, по рассказам старожил, были часовни. К юго-востоку от алтаря Спаса-Преображенского храма находятся фамильные захоронения его ктиторов и прихожан - семьи Николая Ильича Грузинского(внука последнего царя Грузии Георгия XII) проживавших в соседнем селе Михайловское (Шорыгино-Грузинское). К нач. ХХ века численность прихожан в приходе доходила до 4500 человек. Храм на погосте в Спас-Купалище действовал и в послереволюционные годы, а закрыт был в 1946 году. Святыня была разграблена местными богоборцами, осквернёна, брошена на произвол судьбы, в результате чего стала постепенно разрушатся. Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский, и псаломщик Петр Михайлов в 1937 году были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову. Местные жители из окрестных деревень часто приходили помолиться или просто постоять в заброшенном храме. Некоторые люди рассказывали, что слышали тихое пение под опустевшими давно церковными сводами. Вместе с храмом постепенно затихла и жизнь в селе Спас-Купалище, в котором к концу ХХ века почти не осталось постоянных жителей. Кладбище, находившееся рядом с заброшенной церковью, использовалось по назначению. В советские времена недалеко от заброшенного в то время храма располагался пионерлагерь " Солнечная поляна " . Мальчишки и девчонки с риском для жизни исследовали колокольню и подвалы, подземный ход, уходящий от храма к ограде кладбища. После отбоя вожатые пугали ребят страшной историей о девочке-утопленнице Синегубке, чей плач был слышен по ночам из разрушенной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06990

Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А.Ю. Голик. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большие экраны, установленные перед западными вратами храма.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине г. Москвы иерей Роман Колесников был удостоен права ношения палицы. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Олега Елисеева, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Тимофей Чайкин, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал  епископа Россошанского и Острогожского Дионисия на служение. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление святителю Спиридону. Святейший Владыка прочитал молитву святому. Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий обратился со словами приветствия к Святейшему Патриарху и преподнес Его Святейшеству икону Спасителя и напрестольное Евангелие. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи и трудам по строительству храма равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы были награждены: Всем участникам богослужения по благословения Его Святейшества были вручены иконки равноапостольных Мефодия и Кирилла. По окончании Литургии состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой Республики Мордовия А.А. Здуновым и митрополитом Саранским и Мордовским Зиновием.

http://patriarchia.ru/db/text/5987082.ht...

В храме присутствовали: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; заместитель префекта Северного административного округа г. Москвы Р.С. Русанов. За богослужением молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма, а также учащиеся воскресной школы, сестры милосердия Сестричества святителя Спиридона Тримифунтского, православная молодежь Северного викариатства. Богослужебные песнопения исполнила «Капелла Виктория» под управлением Е.А. Дикой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к строительству храма святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве протоиерей Сергий Дикий был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...». На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Бычкова, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес священник Евгений Шилов, клирик храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве г. Москвы. По окончании Литургии было совершено славление, Святейший Владыка прочитал молитву святителю Спиридону Тримифунтскогому. По завершении Литургии протоиерей Сергий Дикий приветствовал Предстоятеля и преподнес Его Святейшеству икону святителя Спиридона. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал список Казанской иконы Божией Матери. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве г. Москвы были удостоены: В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал участников богослужения:

http://patriarchia.ru/db/text/6087210.ht...

Во внимание к помощи в строительстве храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл наградил орденами святого благоверного князя Даниила Московского III степени главу Управы района Ясенево г. Москвы А.Ю. Толчеева и генерального директора ООО «Промттис» А.В. Лугового. «Еще раз сердечно благодарю вас, мои дорогие, за ваши усилия по созиданию этого Божиего храма и призываю не расслабляться, а устремляться к еще более возвышенной цели — построению нового большого каменного храма на этой земле. Пусть Господь хранит приход сей и пусть Господь дает вам силы и в вере укрепляться, и в духовной жизни возрастать, чтобы приносить тот плод, к которому нас Господь призывает — плод мира, любви, долготерпения, всего того, что изменяет жизнь человека к лучшему. Храни вас Господь», — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл прихожан. По благословению Его Святейшества и во внимание к помощи в строительстве храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы церковные награды были также вручены: Строительство храмового комплекса Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках осуществляется в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Подворье учреждено Патриаршим указом от 28 ноября 2012 года. 9 июля 2013 года Патриаршим указом настоятелем строящегося храма был назначен священник Алексий Петухов, клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы.  С 9 по 12 октября 2013 года состоялась паломническая поездка группы прихожан строящегося храма в Киево-Печерскую лавру.  В стенах Лавры была заказана и написана для храма Свенская-Печерская икона Божией Матери. Освящение иконы совершил наместник Лавры митрополит Павел 13 декабря 2013 года.  Строительство храмового комплекса Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках началось в конце 2013 года. По возведении временной часовни, в которой с начала 2014 года начали совершаться постоянные молебны, в марте 2014 года было начато строительство временного деревянного храма в честь Всех преподобных отцев Киево-Печерских. 12 сентября 2018 года получено разрешение на ввод храма в эксплуатацию.

http://patriarchia.ru/db/text/5333327.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010