Руфь не хотела расстаться со свекровью своей, и они вместе отправились в сию страну и пришли в Вифлеем во время жатвы. В один день Руфь отправилась по приказанию Ноэммини на ниву Вооза, человека очень богатого и близкого родственника Элимелеха, собирать колосья, оставляемые жнецами. Заметив ее, Вооз спросил у одного из жнецов: «Кто эта девица?» Тот отвечал ему: «Это та Моавитянка, которая пришла с Ноэминью из земли своей; она просила у нас позволения ходить за жнецами и подбирать колосья, оставляемые ими, и трудится в поле без отдыха с самого утра и до вечера». Вооз сказал Руфи: «Послушай, дочь моя! Не ходи ни на чью другую ниву собирать колосья, но останься на этом поле со служанками моими и ходи за жнецами: я приказал слугам моим не обижать тебя». Руфь, поклонившись ему до земли, сказала: «Откуда мне такое счастие! Чем я заслужила такую милость твою? Ты благосклонно говоришь со мной, хотя я и чужестранка!» Вооз отвечал ей: «Мне рассказали все, что ты делала для свекрови своей по смерти мужа твоего, и как оставила ты родных твоих и отечество твое, чтобы идти поселиться среди народа тебе неизвестного. Да воздаст тебе Господь за добро, которое ты сделала! Да наградит тебя Господь Бог Израилев, к Которому ты пришла и под крилями Которого ты искала убежища!» «Я нашла милость пред очами твоими, – сказала ему Руфь, – будь же благословен, господин мой, за то, что ты утешил меня: Я буду теперь как одна из рабынь твоих». После трапезы Руфь стала продолжать собирать колосья, и Вооз сказал рабам своим: «Не препятствуйте ей собирать и даже нарочно оставляйте ей более колосьев». Она трудилась в поле до вечера, потом вымолотила собранные колосья и принесла зерна свекрови своей вместе с остатками от обеда, которые она сберегла для нее. Ноэмминь сказала ей: «Где собирала ты сегодня и где работала? Благословен да будет тот, кто сжалился над тобой!» Руфь рассказала ей, что она собирала колосья на ниве одного богатого человека именем Вооз, и Ноэмминь открыла невестке своей, что он их близкий родственник.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В некоторых случаях он говорит о женщине так, будто по своему достоинству она не ниже мужчины. Чтобы доказать это, он приводит подходящие примеры из Ветхого Завета и перечисляет великих жён, которых Бог поставил на высокое служение. Однако в других фрагментах Афраат говорит совершенно иным языком. Он совершенно недвусмысленно говорит, что Адам лучше Евы. В одной из рукописей (несомненно, сохранившей оригинальный текст) сказано даже, что Адам был более прекрасным и вообще лучше, чем Ева. Ещё более решительно он провозглашает, что женщина – орудие сатаны, начиная от дней Адама. Для доказательства этого мрачного утверждения Афраат также подбирает примеры из Библии , в которых показано, сколько раз дочери Евы приводили к падению даже тех, кто преуспевал в назорействе. Автор трактатов постоянно возвращается к этой теме для того, чтобы в ужасе показать, какие бедствия были уготованы женщинами. Эти же два странных противоречащих друг другу подхода присутствуют и в разделах, посвящённых браку. Нередко о браке говорится как о благом деле, установленным Богом. В трактате о «девственной жизни и святости» мы читаем о браке, который есть «вещь благая». Афраат говорит, что он далёк от тех, кто хочет принизить брак и подвергнуть его критике, поскольку он установлен Богом. Вместе с тем, у него имеются и утверждения, подразумевающие обратное: в своей сути брак – это нечто плохое, брак парализует религиозные запросы человека и ставит его в зависимость от мира сего. Таким образом, брак – это природное установление, однако если христиане желают исправить состояние тварного мира, то не может быть сомнений в том, что им надо для этого делать. Афраат предлагает весьма оригинальное толкование слов Быт.2:24 о том, что человек оставляет отца и мать и остаётся со своей женой: «Смысл этого следующий: когда человек ещё не взял жену, он любит и почитает Бога, отца своего, и Святого Духа, мать свою 2 , и у него нет иной любви. Когда же он берёт себе жену, он оставляет и отца своего, и мать свою – Тех, Которые выше названы, и его ум порабощается миром сим, и его ум, и сердце, и мысли отняты у Бога в мир сей».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Служа любому человеку, независимо от того, кто или «что» он, мы служим Самому Христу В этом и заключается универсальность христианства: служа любому человеку, «малому сему», независимо от того, кто или «что» он, мы служим Самому Христу. Ведь Сын Божий наставляет нас: Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35). Сегодня – впрочем, как и всегда от момента Боговоплощения (когда Сын Божий облекся в человеческую плоть и соделался Сыном Человеческим – вочеловечился) – Христос – это: – и голодный бомж в грязной одежде, бредущий бесцельно по улице; – и чахоточный мальчишка-беспризорник, избиваемый «правоохранителем» в подземном переходе; – и больной и немытый старик, брошенный всеми в пустой квартире; – и бедно одетая бабушка, стыдливо подбирающая пустые бутылки из-под пива; – и малолетка, впервые входящий в камеру, где его будут унижать и насиловать; – и старый зек, штопающий свой потрепанный бушлат, как штопают саван; – и пузатый рахитичный негритенок-«головастик», протягивающий руку за гуманитарной пластиковой бутылкой теплой, но чистой воды... И все это – ХРИСТОС. Христос, отождествив Себя Самого с жаждущими и голодающими, скитающимися и нагими, больными и заключенными (Мф. 25, 41 – 44), объявил Себя Мессией труждающихся и обремененных (см. Мф. 11, 28) – Мессией нищих! Сказано: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). В заключение всего цикла бесед о мытарствах вслушаемся в слова блаженного Иеронима, который пишет: «Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что и наказания вечны, и вечная жизнь (то есть в Боге и с Богом – О.С .) не должна иметь впоследствии какого-либо конца» . Ибо если вечен Рай, вечен и ад… Спаси вас Христос! И доброго вам прохождения по ступеням мытарств!  Цит. по:  Помазанский Михаил , протопресвитер. Православное Догматическое богословие. Ч. I. Вера в Бога. Что свидетельствует Священное Писание о Свойствах Божиих? – М.: Даръ, 2005.

http://pravoslavie.ru/109054.html

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28–29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2–3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20–21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10–11) и кущ (Втор 16:13–14). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…” (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5–10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Писание указывает на человека, который может оказаться источником благополучия для пожилой Ноемини и Руфи. Но дальше мы читаем кое-что другое: « И сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя » ( Руф.2:2 ). Руфь не хочет сидеть, сложа руки: она хочет идти собирать колосья, которые остаются после жатвы. О чем это говорит? Ноеминь преподавала Руфи Закон Божий, и Руфь прекрасно выучила урок о том, что называется «пеа» (haP). Пеа – это край, край поля. В Законе Божьем сказано, что если кто-то жнет край поля, то надо оставлять неимущим, нельзя жать все до последнего колоска. Обязательно край поля следует оставлять неимущим. Устанавливается порядок: какой край по количеству колосьев точно надо оставить; если меньше, то это грех . Но в Законе не устанавливается, как поступать, если человек захочет оставить больше. Закон Божий говорит, что должно знать минимум, но в добре тебя никто не ограничивает, Бог тебя не ограничивает ( Лев.19:9–10 ; Втор.24:19–22 ). Вы помните, наверное, в Евангелии говорится, когда Иисус шел через поля, и ученики его начали срывать колосья и растирать в руках, дуть на шелуху, а зерна эти кушали, их обвиняли, что они делают то, чего нельзя делать в субботу ( Мф.12:1 ). Казалось бы, их должны были обвинить в совсем другом – в воровстве: это же чужое поле. Но каждый еврей знал, что бедные путники имеют право – когда идут по краю поля – на то, что называется пеа. Они имеют право собирать колоски, которые остались, и использовать их в пищу. И вот Ноеминь обучала Руфь этим законам касательно сбора с края поля. Поэтому Руфь идет не воровать «колхозное», тем более личное. Она идет, потому что знает заповеди Божьи. Надо сказать, что все ее поведение – как оно описывается в Книге Руфь – свидетельствует о том, что Ноеминь прекрасно изучила с ней Пятикнижие Моисея. Она пошла и подбирала в поле колосья позади жнецов. Случилось так, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова, то есть родственник по мужской линии Ноеминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Помните, про Иосифа Обручника сказано: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» ( Мф.1, 19 )? Когда я это прочитал, то задался вопросом: если Иосиф праведен как ветхозаветный человек, и его невеста беременна (а он еще ничего не знает: ангел ему не явился), он должен – по закону Божьей праведности – привести жену к воротам города, чтобы ее побили камнями. А тут сказано: «будучи праведен», Богомладенец еще не рожден, а вокруг Него уже распространяется свет иной праведности (новозаветной). Об этом поступке Иосифа можно сказать как о примере христианской праведности, до христианства. Поистине, праматери Иисуса Христа, праотцы Иисуса Христа – это христиане до христианства. Смирение, которое мы увидим у Давида, не встретишь и среди христиан. Смирение, которое мы увидим у других предков Иисуса Христа, может являться иконой, образом для подражания. Давайте на этой мысли мы закончим нашу сегодняшнюю встречу. Сегодня мне надо уезжать в Петербург. В Киев я съездил, с Божьей помощью вернулся благополучно, но надо немножко отдохнуть перед дорогой. Спаси Вас Христос! Глава IV Мы продолжаем беседы по Книгам Царств. Вступительная фаза называется «Руфь – моавитянка, прабабка царя Давида», или «Проблемы женского одиночества». Мы сегодня читаем 3-ю главу с 1-го по 18-й стих. Третья глава начинается словами. « И сказала ей Ноеминь, свекровь ее: дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было ? » ( Руф.3:1 ) Возникает вопрос: по прошествии какого времени после того, как Ноеминь и Руфь пришли в Святую Землю, Ноеминь произносит эти слова: « Не поискать ли тебе пристанища ? » И что означает слово «пристанище»? Это пещера какая-нибудь? Ноеминь произносит эти слова по прошествии трех месяцев их пребывания в Святой Земле. Откуда это видно? Это видно из 2-й главы, где сказано: « Так была она со служанками Воозовыми и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила со свекровью своей » ( Руф.2:23 ). В Святой Земле жатва ячменя и жатва пшеницы вместе продолжаются ровно три месяца. Зачем Ноеминь выдерживает такую паузу, если она все-таки согласилась взять Руфь с собой, понимая все сложности, которые могут возникнуть – несмотря на родственников? Непонятно, исполнят ли они закон о левирате.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На этот раз люди были уже вооружены топорами, копьями, кольями и другими орудиями. Приблизившись к дому, жрец крикнул скрипучим, но сильным голосом: «Повеление великого князя – отдать отрока в жертву Перуну. Боги возлюбили сына твоего и требуют его к себе». Феодор возмутился, но сдержал гнев свой. Он решил обратиться к народу как можно добрее, чтобы зародить в них семя правды Христовой. «Славные киевляне, – начал он, подбирая русские слова, – ваш князь один из мудрых князей, и вы его достойны, но худо то, что жрецы обманывают вас и заставляют кланяться бездушным идолам, которые, как вы и сами видите, не едят, не пьют, не ходят, не говорят». Толпа загудела, как растревоженный улей. «Один есть Бог Истинный – Иисус Христос, – повысив голос, продолжал Феодор, – Он сотворил небо и землю. Он призывает и вас к Себе, чтобы дать вам не только временную, но и вечную жизнь. А ваши боги – идолы бездушные. Слышно, что сам ваш мудрый князь Владимир перестал верить им...» Киевляне слушали, пока святой Феодор говорил им о Боге, сотворившем небо и землю, а когда они услышали о своем любимом князе, что он будто перестал верить богам, народ закричал, заволновался. «Он не только поносит наших богов, – закричал жрец, – но и клевещет на нашего князя. Смерть им!» Этого было достаточно, чтобы зажечь дикую ярость в киевлянах. «Смерть! Смерть им!» – ревела многотысячная толпа. Люди кинулись к столбам, на которых было построено крыльцо. Застучали яростно топоры. Столбы были быстро подрублены. Крыльцо пошатнулось, затрещало и рухнуло на землю… Святые мученики погибли под обломками. ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВСТРАТИЙ Святой Евстратий умер как Христос Спаситель. Его распяли и пронзили копьем в ребро. Он был как жертва святая за землю русскую. Христос Спаситель распялся за весь мир, а святой Евстратий пострадал за родную русскую землю. В 1096 году половцы взяли Киев, разграбили и сожгли киевский монастырь. Много киевлян было убито, много взяли в плен. В числе последних был и монах Евстратий. Половцы были язычники, но они не мучили русских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Здесь он говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое — отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: « чтобы прельстить », — сказано, — « если возможно и избранных » (Мф. 24:24). Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называете его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет ? Ужели сатана? Нет, — но человек некий, который воспримет всю его силу (νργεταν). « И откроется », — говорит, — « человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею ». Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником (ντθεоς), отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не в иерусалимском только, но и повсюду в церквах. « Выдавая », — говорит, — « себя за Бога ». Не сказал, что он будет называть себя Богом, но — что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения. « Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это » (ст. 5)? 3. Видишь ли, что необходимо постоянно говорить об одном и том же предмете и возобновлять в памяти одни и те же слова? Вот они слышали, как он говорил об этом, когда был у них, и опять имели нужду в напоминании. Подобно тому, как они, несмотря на то, что слышали о скорбях, — « Ибо мы и тогда », — говорит, — « как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать » (1 Фес. 3:4), — забыли об этом, и он опять ободрял их посредством послания, так и теперь, несмотря на то, что они слышали о пришествии Христовом, опять имели нужду в послании, которое вразумило бы их. Поэтому он приводит им на память и показывает, что он теперь ничего необыкновенного не говорит им, но то же, что и всегда говорил. Подобно тому, как бывает у земледельцев: они однажды бросают в землю семена, но последние не всегда остаются там, напротив, имеют нужду в великом попечении, и если кто не покроет посеянного распаханною землею, то значит, он сеял для птиц, подбирающих семена, — так и мы, если не будем постоянным воспоминанием согревать посеянного в нас, то все (наши слова) будут как бы брошены на ветер: их и диавол похищает, и наша леность погубляет, и солнце иссушает, и дождь потопляет, и терние заглушает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Дальнейшее отношение постановлений Второзакония к законам трех предшествующих книг Пятикнижия может быть охарактеризовано так, что первые служат, по местам, пополнением и пояснением последних. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет сопоставить между собою 19 гл. книги Левит и 24 кн. Второзакония. В Лев. 19:9–10 читаем: Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшееся от жатвы твоей не подбирай, и виноградники твои не обирай дочиста, и попадавших ягод не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. В параллельном же месте Втор. 24:19–21 значится: Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его: пуст он останется пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не обирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Таким образом, составитель Второзакония, повторяя постановления кн. Левит, делает к последним ряд добавлений; именно, на ряду с хлебным полем и виноградником, он упоминает о масличном саде в числе нуждающихся лиц, которым могут быть полезны остатки в полях и садах, он, на ряду с пришельцами называет вдов и сирот; наконец им указывается мотив для действования в духе даваемых постановлений, такое действие привлечет на действующих благословение Господне. Еще: в Лев. 19постановлено: не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. В параллельном месте Втор. 24:14–15 предписывается: не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей в жилищах твоих: в тот же день отдай плату его (наемника), чтобы солнце не зашло после того, ибо он беден, и ждет ее дух его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха. Здесь пополнения к узаконению книги Левит и пояснения его со стороны составителя Второзакония еще значительнее. Во Второзаконии под защиту закона вместе с ближними ставятся и пришельцы, а в частности – наемники, бедные и нищие; объясняется, что под наемником следует прежде всего разуметь беднейшего из них, именно поденного рабочего, который по крайней своей скудости питается только тем, что выработает в течение дня, и для которого удержание платы за дневной труд неминуемо должно сопровождаться страданиями, воплями к небесам. Словом – сухой объективный закон книги Левит обращается во Второзаконии, благодаря дополнениям и пояснениям, в назидательное поучение, сердечное и трогательное. Но не подлежит сомнению, что законы и постановления, дополняемые и поясняемые, должны были появиться прежде, чем появились их дополнения и пояснения, а таким образом мы в праве утверждать, что узаконение «священнического кодекса» должны были существовать в писмени прежде составления Второзакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010