Издревле же подставлялись и нарочито подбираемые имена или слова: например, τειτν, λατενος 303 , εανθς – μνς δικος – даже безграмотное ρνομε 304 – отрицаюся, злый вождь, агнец неправедный (слово Псевдо-Ипполита) и т.п. Из именных попыток заслуживает внимания лишь одна из древнейших догадок: кесарь Нерон, в еврейской транскрипции этого имени, замечательная тем, что и св. Ириней Лионский говорит о замене в его время в некоторых списках Апокалипсиса числа 666 числом 616, правдоподобно объясняемым выпадением из имени Нерона буквы «н» (– 50), по именительному падежу его в латинской речи. Но совершенно прав прот. Орлов, когда говорит, что «в исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Священном Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому были приложимы все другие признаки». Во всяком случае, сообразно сказанному Иисусом Христом: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если (можно перевести – а когда) иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ), – «антихрист будет определенною человеческою личностью и, подобно Ему, будет носить собственное личное имя (св. Ипполит, Андрей Кесарийский , Ириней)» 305 . И несомненно, данное символическое указание имени антихриста в этих стихах Апокалипсиса в наши дни может интересовать человека в порядке рядового человеческого любопытства, и в лучшем случае – любознательности (и не больше), а ведь им слово Божие никогда не вверяет своих откровений. Нужно же и полезно на деле указание это будет лишь в последние времена, когда придет антихрист или, по крайней мере, когда уже назреет время прийти ему. И тогда все это выявится и станет для имеющего ум несомненным и бесспорным. И конечно, и сюда относятся соответствующие слова, сказанные небожителем другому тайнозрителю – ветхозаветному пророку в его время: Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени . Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют ( Дан.12:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

– Так, дорогой мой. Всегда этого избегай, чтобы не взять ничего чужого. Все что добывается нечестным путем, не приносит благословения и не может быть счастливым. Если ты беден, но честно работаешь, Бог тебе поможет. Его милость неизреченна. Он к благочестивым беднякам добр и милостив. Будь уверен: лучше быть бедным и благочестивым, чем богатым и неправедным. В твоей бедности пусть тебя утешает то, что и наш Преблагой Спаситель был бедным от рождения до самой смерти на Кресте. Апостолы, наши первые христианские учителя, были бедными. Вот как апостол Павел об этом пишет: В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор.11:27 ). Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день ( 2Фес.3:8 ). Вот так, трудясь с муками, как сейчас и ты, они жили в бедности. Имуществом были бедны, но богаты верой. Пусть тебя утешает и то, что часто мы видим, как богатые беднеют, а бедные обогащаются, например, Иаков, когда был наемником у Лавана, Иосиф в Египте, Руфь, которая подбирала колосья на ниве богатого Вооза, и другие. Каждый, даже самый выдающийся богач, однажды непременно обеднеет. Его богатство не в состоянии сохранить его от смерти. Когда умирает, он бедным уходит в гроб, как и всякий другой бедняк. Свое богатство он оставляет, а с собой берет только дела свои. Ты сам, конечно, слышал в церкви, а может и читал эту Евангельскую притчу, как богато и славно жил один богач и как мучился и тяготился некий убогий Лазарь, который, будучи тяжко больным, желал напитаться крошками еды, что падали со стола богача. Но потом богатый стал мучиться в пекле, а Лазаря Ангелы вознесли в рай ( Лк.16:19–31 ). Врата, сквозь которые входят в Царство Небесное, низкие и узкие. Богатые, сильные и гордые, не могут согнуться, пройти в них и спастись. А ты, из-за бедности, не можешь иметь преступлений, какие бывают у богатых, и утешайся тем, что после смерти, если будешь себя вести по Божией воле, будешь вместе с Ангелами, где тебе будет большая слава, чем люди на земле могут иметь!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если средств не было, то невольник должен был ждать пятьдесят лет, и в год прощения долгов его отпускали на волю бесплатно. «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня…» Данное положение выражает убежденность, что израильтянина нельзя навсегда лишать свободы и наследства. Также эта система лишний раз напоминает, что мы ничем не владеем вечно, и поле, на котором мы пашем, не наше, а Господа. Год прощения долгов еще раз указывает на то, что мы здесь только странники, ничто материальное из этого мира нас не спасет, мы ничего с собой не возьмем, а все, что имеем, — это лишь определенная форма права пользования. В этом мире мы только путники. Материальные блага останутся в нем, в то время как нас уже не будет. Побирательство К социальным положениям, сформулированным в Библии, относится также право побираться, собирать остатки урожая. Еще с ветхозаветных времен оно обеспечивало неимущих хотя бы основными продуктами питания. Любой владелец поля был обязан оставить на нем чтонибудь для бедных, не убирать все до последнего зернышка. Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш . Или в другом месте: Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих . Десятина и первые социальные сети Каждый израильтянин должен был жертвовать Господу десятую часть всего урожая. Предполагалось, что человек осознаёт, от Кого происходят все права собственности, и выказывает Ему свою благодарность. Если речь шла об урожае, то Господу принадлежали его первые плоды. Все, что израильтяне производили, они не считали исключительно своей собственностью и каждый десятый сноп отдавали Господу. Эти десять процентов доверялись храму. А каждый третий год десятина делилась между левитами, вдовами, сиротами и чужеземцами .

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Бог их охраняет особо, и тому, кто с ними не добр, грозит суд Божий. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную . Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся . Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан . Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской . В число тех, кого надо социально защищать, Ветхий Завет, кроме вдов и сирот, включает также чужеземцев . Израильтяне распространяли на них те же правила, что и на себя, — происхождение не могло служить причиной дискриминации: «Один суд должен быть у вас как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» . Чужестранцы имели точно такое же право побираться, как и любой израильтянин. Интересно, что к иностранцам в Библии никогда не обращаются как к чужакам, а уничижительные существительные вообще не используются. Всюду о них говорят как о гостях. Израильтянам часто напоминают, что и они когдато были рабами в Египте. Вспоминая то свое жалкое состояние, евреи должны были хорошо относиться даже к попавшим в рабство, не говоря уже о гостях: «И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я — Господь, Бог ваш» . Все вышеописанные правила показывают, какую важную роль играет в иудаизме сплоченная община. С ростом числа обязательств исполнять их на практике становится все сложнее. Предписания воплощаются в жизнь по возможности, не все одновременно, а поочередно, как бы «послойно». В Талмуде благотворительная деятельность классифицируется по различным целевым группам с разными приоритетами, расставленными, если так можно сказать, в соответствии с правилами субсидиарности. Иудаизм различает разные степени ответственности перед нуждающимися. При толковании сформулированной в Библии повинности одалживать им деньги (Исх. 22:24) из Талмуда следует, что сначала необходимо финансово обеспечить членов своей семьи. Только после удовлетворения их потребностей появляется обязанность позаботиться об остальных жителях своего города. И только после снабжения земляков всем необходимым можно подумать и о людях, проживающих в других местах (Бава Меция. 71a) .

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Притчей был рассказ о милосердном самарянине, который мы недавно прочли. Иисус Христос рассказал и еще одну притчу о том, как Бог прощает человека, сделавшего много плохого и потом пожалевшего об этом. Было у одного человека два сына. Младший из них, сказал отцу: – Отец, дай мне сейчас мою долю наследства, которую я получил бы, когда ты умрешь. Отец не обиделся, не рассердился и отдал младшему сыну половину всего того, что у него было. Через несколько дней младший сын забрал свои вещи и деньги, и ушел из дома. Он отправился в дальнюю страну, где его никто не знал. Однако, там он связался с нехорошими людьми, прогулял и промотал все деньги, полученные им от отца. А потом, в той стране начался голод. Жизнь стала трудной и невыносимой, к тому же, ему не удавалось найти никакой работы. Наконец, он устроился к одному хозяину пасти свиней. Младший сын бывал так голоден, что рад был бы насытиться желудями, которые подбирали и ели свиньи, но никто не давал ему даже их. Тогда он опомнился и подумал: «Сколько же людей работают у отца моего, и всех их хорошо кормят. Лучше я вернусь к отцу моему и скажу ему: отец мой, виноват я перед тобою и согрешил. Не могу я уже даже называться твоим сыном, но найми меня хотя бы слугою себе». Дорога домой оказалась очень долгой. Когда скиталец подходил к родному дому, отец издалека увидел его. Жалко ему стало своего сына, возвращавшегося домой таким несчастным и бедным... Побежал он ему навстречу, обнял его и поцеловал. А сын сказал: – Отец, виноват я перед тобою и перед Небом. Нельзя уже мне даже называться сыном твоим, но возьми меня себе в работники... Но отец закричал своим слугам: – Принесите сюда самую хорошую одежду, оденьте его, обуйте его, дайте ему драгоценное кольцо, приготовьте скорей самый лучший обед, и будем мы есть и веселиться. Вот, сын мой родной, он был словно умерший, для нас, а теперь ожил. Он потерялся и вновь нашелся... И принялись все люди пировать и веселиться, петь радостные песни. А старший сын вернулся в это время с дальнего поля. Когда он услышал шум, то спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Но это рассуждение, которое разрешает недоумение, исходя из свойств сравнений и уподоблений, и не совершенно отвлекается от более общего понятия сравнения и уподобления, вышеописанным образом может прояснить и многие другие вопросы – а в излагаемом ниже, насколько более точно, чем в предыдущем умозрении, исследуются дела и слова, настолько же и решение является особенным и ограничивается одним вопросом. Итак, дети в наших священных вещаниях означают две вещи, ибо «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» ( Мф. 19:14 ) и недалеко от того же смысла: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» ( Мф. 18:3 ), – а с другой стороны, «Братия! Не будьте дети умом, но на злое будьте младенцы» ( 1Кор. 14:20 ). Так что «дитя» двузначно, а вернее и трехзначно, если Павел, никому не уступающий в мудрости божественной и человеческой, умеющий подбирать соответствующие слова к самым подходящим смыслам, провозгласил: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти» ( Евр. 2:14 ). Ибо ясно, что «дитя» возвещает здесь не простоту, незлобие и свободу от злодейства, и не несмышленость и неустойчивость разума, но просто-напросто означает человеческую природу. Поэтому Предтеча и Спаситель могли бы не без основания называться детьми, потому что у них была общая природа, а еще ближе и точнее из-за великой мягкости и кротости и подобных детским нравов и непредосудительных страстей. Ибо они проявляли это в самих себе, не сводя огонь с неба, не наказывая преступников мечом, не карая ослушников в разверзшейся земле, не топя их в воде, но приведя себя к подобию детям через кротость, мягкость и негневливость, они пока что наставляли учеников детскими речами, согласно сказанному: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею» ( 1Кор. 3:2 ), а также: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» ( Ин. 16:12 ). Так что и крестивший водою, и Крестивший огнем могут и считаться, и называться детьми по слову не нелепому и не ведущему к поруганию, на основании природы и в более почетном и уважительном из значений. Дети же, младенчествующие по неразумию, есть иудейское множество, которые, слыша и флейту, и печальные песни, ни в том, ни в другом случае не воспряли от своего невнимания и не предпочли искать избавления от собственной порочности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В таком душевном настрое, на заснеженном лесистом склоне горы, на высоте две с половиной тысячи метров, под сенью величавой белой вершины читали мы из Послания апостола: Не упивайтесь вином... но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф.5:18–19 ). Читали еще из Евангелия: Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19–20 ). Мы поразились: сколь точны эти слова, взывавшие прямо к сердцу, сколь полно они отвечают на все наши недоуменные вопросы: и впрямь, собравшись вдвоем-втроем, в единстве души и мысли можно исполнять работу Божию. Да не сокрушат нас сомнения, всякие “партийные” дрязги, пойдем путем, на который нас благословил владыка Иоанн, не забывая, что многие люди ждут от нас поддержки и воодушевления». 1256 Из этих слов видно, что в минуты колебаний и сомнений отцы вспоминали архиепископа Иоанна. 19 июня, сразу после выхода в свет книги епископа Саввы об архиепископе Иоанне, отец Серафим записал: «В последние несколько недель мы были подавлены и растеряны и потому особенно нуждались в поддержке владыки Иоанна. Что же нам делать? Как быть дальше? Как сохранить истинность нашей слабенькой миссии, не свернув, в ущерб Православию, на тропу мирского “успеха”?» 1257 Неделю спустя, незадолго до десятой годовщины упокоения архиепископа Иоанна, отцы получили знамение – сколь грозное, столь и трезвящее, укрепившее их решимость продолжать свое дело. 27 июня, в воскресенье, к юго-востоку от монастыря занялся лесной пожар. Ко вторнику огонь бушевал уже в двух милях, подбираясь к их горе. Местный люд предупредил отцов: как завидят огонь на соседнем склоне – сразу нужно покидать скит. В те дни у отцов гостил Владимир Андерсон с семьей. Во вторник к вечеру они уехали, пообещав вернуться, если нужно будет вывозить монастырское имущество. Пока же оставили на подмогу отцам сына Фому.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Здесь он говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое – отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: «чтобы прельстить, – сказано, – если возможно и избранных» ( Мф. 24:24 ). Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называете его потому, что и он сам погибнет . Кто же он будет ? Ужели сатана? Нет, – но человек некий, ко­торый воспримет всю его силу ( νργεταν). «И откроется, – гово­рит, – человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею». Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником ( ντθεо ς), отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, – не в иерусалимском только, но и повсюду в церквах. " Выдавая, – говорит, – себе за Бога». Не сказал, что он будет называть себя Богом, но – что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения. «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это» ( 2Фес.2:5 )? 3. Видишь ли, что необходимо постоянно говорить об одном и том же предмете и возобновлять в памяти одни и те же слова? Вот они слышали, как он говорил об этом, когда был у них, и опять имели нужду в напоминании. По­добно тому, как они, несмотря на то, что слышали о скорбях, – «Ибо мы и тогда, – говорит, – как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать» ( 1Фес.3:4 ), – забыли об этом, и он опять ободрял их посредством послания, так и теперь, несмотря на то, что они слышали о пришествии Христовом, опять имели нужду в послании, которое вразумило бы их. Поэтому он приводит им на память и показывает, что он теперь ничего необыкновенного не говорит им, но то же, что и всегда говорил. По­добно тому, как бывает у земледельцев: они однажды бросают в землю семена, но последние не всегда остаются там, напротив, имеют нужду в великом попечении, и если кто не покроет посеянного распаханною землею, то значит, он сеял для птиц, подбирающих семена, – так и мы, если не будем постоянным воспоминанием согревать посеянного в нас, то все (наши слова) будут как бы брошены на ветер: их и диавол похищает, и наша леность погубляет, и солнце иссушает, и дождь потопляет, и терние заглушает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В том, что чревоугодие ведет к сребролю­бию и скупости, мы убедились в предшествую­щей главе. Сребролюбие внушает [мысль] о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других [все] необходимое 214 . В зависимость от чревоугодия Евагрий ставит и  гнев, третью «порождающую» страсть, а также печаль. Причины этого лежат на поверхности. Скрытое отношение между тщеславием и высокомерием, с одной сто­роны, и чревоугодием, с другой, уже выяви­лось в цитированных текстах, где Евагрий ана­лизирует парадоксальную связь чревоугодия с лишенным меры подвигом поста. В другом месте речь идет о том же: Против помыслов тщеславия, которые вследствие [нашего] малодушия готовы открыть наш подвиг поста, дабы ум, избавленный и освобожденный от помыслов чревоугодия, был прикован и удержан помыслами тщеславия. Гнусные демоны измышляют это для того, чтобы ум не мог ни возвыситься сам, ни возвести к Богу свой взор, устремив его выше помыслов. – [Говори]: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою 215 . Против высокомерных помыслов, которые хвалят меня, как если бы я, молясь, не просто подчинил себе чрево, но и победил гнев, [говори]: Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною 216 . Наконец, поскольку уныние (akdia) в аске­тической традиции считается следствием и средоточием почти всех страстей, напраши­вается связь уныния с чревоугодием. Так оно и есть – Евагрий лаконично выражает эту связь на языке библейской символики: Завладевший челюстью оттеснил иноплеменников  и с легкостью растерзал узы рук своих 217 . На месте, где была подъята челюсть, забил источник воды, а освобождение от чревоугодия порождает деятельное созерцание 218 . В этих колоритных сентенциях имеется в виду Самсон, нашедший ослиную челюсть, «подъявший» ее – то есть освободившийся от страстей – и убивший ею тысячу филистим­лян (символ «иноплеменников», то есть демон­ских сил), которые захватили «землю обетован­ную» (то есть ведение Бога и Его творения). Место, на котором Самсон нашел ослиную челюсть, было названо им Рамаф-Лехи (в гре­ческом переводе 70 толковников – anairesis siagonos, то есть «подбирание челюсти») 219 . Там же Бог по его просьбе извел из скалы источник (символ ведения) 220 . Кстати сказать, этот сюжет может служить наглядным примером того, как в древности интерпретировался священный текст: ведь для современного читателя сим­волический смысл Писания просто скрыт от глаз, в Писании он видит только историческое повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Но это рассуждение, которое разрешает недоумение, исходя из свойств сравнений и уподоблений, и не отвлекается совершенно от более общего понятия сравнения и уподобления, вышеописанным образом может прояснить и многие другие вопросы; а насколько более точно в излагаемом ниже, чем в предыдущем умозрении, исследуются дела и слова, настолько же и решение является особенным и ограничивается одним вопросом. Итак, дети в наших священных вещаниях означают две вещи, ибо Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне (Мф 19:14) и недалеко от того же смысла: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф 18:3) , а с другой стороны, — Братия! Не будьте дети умом, но на злое будьте младенцы (1 Кор 14:20). Так что слово дитя двузначно, а вернее и трехзначно, если Павел, никому не уступающий в мудрости Божественной и человеческой, умеющий подбирать соответствующие слова к самым подходящим смыслам, провозгласил: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти (Евр 2:14). Ибо ясно, что дитя не возвещает здесь простоту, незлобие и свободу от злодейства или несмышленость и неустойчивость разума, но просто-напросто означает человеческую природу. Поэтому Предтеча и Спаситель могли бы не без основания называться детьми, потому что у них была общая природа, а еще ближе и точнее — из-за великой мягкости и кротости нравов и непредосудительных страстей, подобных детским. Ибо они проявляли это в самих себе, не сводя огонь с неба, не наказывая преступников мечом, не карая ослушников в разверзшейся земле, не топя их в воде, но приведя себя к подобию детям через кротость, мягкость и негневливость, они пока что наставляли учеников детскими речами, согласно сказанному: Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею (1 Кор 3:2) , а также: Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить (Ин 16:12). Так что как крестивший водою, так и Крестивший огнем могут и считаться, и называться детьми по слову не нелепому и не ведущему к поруганию, на основании природы и в более почетном и уважительном из значений. Дети же, младенчествующие по неразумию, есть иудейское множество, которые, слыша и флейту, и печальные песни, ни в том, ни в другом случае не воспряли от своего невнимания и не предпочли искать избавления от собственной порочности.

http://pravmir.ru/amfilohii/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010