Он развел там фруктовый сад, выстроил каменную келью. Планировал основать в этом месте мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. Из-за голода и новых людских потерь напряженные отношения между И. и частью греч. общины сохранялись и в Мариуполе. Председатель Мариупольского греч. суда признал действия И. по обустройству своей дачи незаконными и собрал толпу, к-рая снесла ограду и уничтожила сад. Митрополит после очередного богослужения попросил своих сторонников отделиться от противников и проклял последних. Конфликт продолжался вплоть до смерти И. Уже после его кончины мариупольские греки связывали многочисленные природные катаклизмы, в т. ч. частые засухи, с его проклятием. Скончался после 2-недельной болезни на своей даче. Готская и Кафская епархия с его смертью прекратила существование, а ее приходы перешли в Феодосийско-Мариупольское вик-ство Славянской и Херсонской (позже Екатеринославской и Херсонской) епархии. Погребен в Харалампиевском соборе Мариуполя, в кресле, в сидячем положении, по обычаю того времени и предсмертному завещанию. Над могилой святителя поставили памятник и вывезенную им из Крыма икону вмч. Георгия Победоносца. По приказанию вик. Екатеринославской епархии Феодосийского еп. Дорофея (Возмуйлова) памятник был снят, а место погребения закрыто досками. И. завещал свое имущество, значительная часть к-рого была привезена из Крыма, священникам и храмам Мариуполя и уезда. Однако греч. суд сразу после его кончины повелел запечатать его комнаты своей печатью и поставить караулы без согласования с родственниками покойного. Несмотря на ряд конфликтов, почитание И. проявлялось при его жизни. Так, жители с. Георгиевка, основанного в Приазовье пленными грузинами и валахами, выкупленными при переселении у крымских татар, переименовали село в Игнатьевку (ныне Староигнатовка Тельмановского р-на Донецкой обл.). Почитание И. укрепилось среди потомков переселенцев. В Мариуполе с почестями встречали его племянника И. А. Гозадинова, приезжавшего из Крыма, а также внука Игнатия, названного в честь деда.

http://pravenc.ru/text/293403.html

В многострочной надписи асомтаврули, помещенной в арке по обе стороны от фигуры епископа, сообщается: «Здесь монастырь святого Георгия Победоносца я пресвятой Богородицы, ослабевший, опустошенный, восстановил я, Герасиме Чхетидзе Кутаисский. Грехи его прости, Господи. Аминь и кириалесо (Кирие, элеисон/Господи, помилуй. греч.). Родителей и усопших его прости, Господи». Известно, что село Табакини входило в вотчину феодалов Чхетидзе, и именно поэтому в восстановлении монастыря большая роль принадлежит епископу Герасиме. В надписи обращает внимание очередность указания двух патронов церкви – сначала св. Георгия Победоносца, а потом – Богоматери (очевидно, исключающая их иерархическое соподчинение). Видимо, первоначально церковь не была посвящена двум святым – вероятнее всего, здесь нашел отражение факт ее вторичного освящения: основанный в VI-VII вв. монастырь был посвящен Богоматери, а в XVI веке, после восстановительных работ, епископ Герасиме освятил его во имя святого Георгия Победоносца. Именно этот ритуал, возможно, и передает композиция росписи: рипиды держат ангелы, придающие символический характер событию, а священнослужитель – свиток, в котором, видимо, было зафиксировано это важное событие. Эту композицию, не имеющую параллелей в произведениях грузинского искусства, можно считать уникальной. В невысоком узком северном нефе, ниже Страшного Суда, занимающего весь верхний регистр, на северной стене помещен групповой ктиторский портрет из пяти фигур, заполняющий весь западный отрезок стены до дверей. Сохранность портретов очень низкая. Фигуры изображены фронтально, руки обращены к востоку в жесте моления. Судя по одежде (длинное платье без воротника, слегка приталенное и с широким поясом, концы которого украшены бахромой), а также головному убору (шапки с небольшими полями), это фигуры светских лиц – очевидно, феодалов. Надписи не сохранились, однако, Чубинашвили и Гаприндашвили при изучении архитектуры памятника возле одной из мужских фигур обнаружили буквы «ака ча…» (здесь Ча…). По их мнению, это составляет первые буквы одного из вариантов фамилии Чхеидзе/Чхетидзе – Чахетидзе, что позволило им определить ктиторский ряд изображениями феодалов этого рода, которые, по всей вероятности, тоже принимали участие в восстановлении церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

На территории Н. З. действует миссия Покрова Пресв. Богородицы в юрисдикции Австралийской и Новозеландской консистории Украинской Православной Церкви в США . Новозеландское благочиние Антиохийской Православной Церкви находится в юрисдикции Австралийского, Новозеландского и Филиппинского архиеп-ства и имеет 6 приходов: ц. арх. Михаила в Данидине, миссия св. Георгия Победоносца в Хоуике (Окленд), миссия св. Георгия Победоносца в Веллингтоне (службы проходят в греч. правосл. ц. св. Андрея), миссия Христа Спасителя в Фангареи, миссия в Крайстчерче, дом молитвы св. Исаака в Крайстчерче. Румынская Православная Церковь насчитывает 5 приходов в юрисдикции Австралийской и Новозеландской епархии: Пресв. Богородицы в Веллингтоне, сщмч. Игнатия Богоносца в Таупаки, Успения Пресв. Богородицы в Крайстчерче, св. Георгия Победоносца в Гамильтоне, св. архидиак. Стефана в Ашбертоне. По данным переписи 2013 г., в Н. З. было 2232 этнических румын. Сербская Православная Церковь имеет 3 прихода в юрисдикции Австралийской и Новозеландской епархии: свт. Саввы Сербского в Веллингтоне, св. блгв. кор. Милутина (Стефана Уроша II) в Окленде и Гамильтоне, миссионерский приход св. Николая Чудотворца в Крайстчерче (службы проходят в храме РПЦЗ). По переписи 2013 г., 315 чел. причислили себя к правосл. сербам, 1059 чел. назвали себя сербами по национальности. Старообрядцев по данным на 2006 г., насчитывалось ок. 200 чел. Древние Восточные Церкви Коптская Церковь имеет 4 прихода (в Биркдейле (Окленд), Лоуэр-Хатте (близ Веллингтона), Крайстчерче, Данидине) в юрисдикции диоцеза Мельбурна и окрестностей. По данным переписи 2013 г., 411 чел. причислили себя к коптам. Гл. обр. это иммигранты и беженцы из стран Ср. Востока и Сев. Америки. В 1999 г. назначен 1-й епископ Австралии и Новой Зеландии, кафедрой к-рого стал Мельбурн. В Норткоте (Окленд) действует приход ап. Фомы в юрисдикции архидиоцеза Австралии и Новой Зеландии Сирийской яковитской Церкви . Службы проходят в англикан. ц. св. Иоанна Крестителя. В Окленде и Веллингтоне действуют небольшие миссионерские приходы Армянской Апостольской Церкви . Армяне поселились в Н. З. в 60-х гг. XIX в. В наст. время арм. религ. община насчитывает до 150 чел.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

отпевания самоубийц, совершения таинства Крещения через обливание водой и т. п. С правосл. автокефальными Церквами, особенно с Русской, И. восстановил братские отношения и имел постоянное общение по различным вопросам. С разрешения Святейшего Синода храм прп. Сергия в Москве был отдан в качестве подворья К-польской Патриархии. Проводимая И. вненациональная церковная политика, дружеское отношение к России и его стремление преодолеть болг. схизму вызвали недовольство греч. правительства, и особенно премьер-министра Греции Х. Трикуписа. При И. был восстановлен и украшен патриарший храм, убранство которого сохранялось в неизменном виде до пожара 1941 г. И. основал патриаршую б-ку и реорганизовал типографию (1880), в которой начали издавать офиц. газ. «Εκκλησιαστικ Αλθεια» К-польского Патриархата (до 1923). При И. было достроено новое здание Великой народной школы (Μεγλη Σχολ το Γνους) в к-польском р-не Фанар (1880-1882). В 1879 г. на о-ве Халки было учреждено центральное священническое уч-ще, а в 1882 г. была основана священническая школа близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери). В 1879 г. в Смирне (ныне Измир) было организовано Братство для распространения греческих знаний в Малой Азии, т. к. большая часть малоазийских греков почти забыла родной язык. Выйдя в отставку и живя в Вафиохори, И. продолжал следить за церковно-политической жизнью. Его уход с кафедры вызвал сильные волнения в греч. народе; в высших церковных кругах сформировалась партия его приверженцев, т. н. иоакимиты, к-рые при активной поддержке рус. дипломатии старались добиться восстановления И. на Патриаршем престоле. В авг. 1886 г. И. посетил проф. С.-Петербургской ДА И. Е. Троицкий. Отчет об этом визите, представленный К. П. Победоносцеву, является одним из важнейших документов по церковной истории кон. XIX в. В разговоре с Троицким И. выступает сторонником строгой церковной дисциплины и даже считает нужным учиться в этом отношении у католиков, подчеркивая, что это не распространяется на догматическую сторону вопроса.

http://pravenc.ru/text/468905.html

Память М. впервые встречается в Палестинском груз. Синаксаре под 17 июля ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 282). Под тем же числом она упоминается и в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 825), где уточняется, что ее синаксис в К-поле совершался в храме св. Мины. В арм. Синаксаре Тер-Исраэля ее память помещена под 18 июля ( Sauget. 1966. Col. 1154). Особо почитали М. на Кипре. На фреске из Перистреммы в Каппадокии М. изображена как победительница беса ( Lafontaine-Dosogne. 1962). Средневизант. реликварий с частицей руки М., происходящий из некоего мон-ря под К-полем, хранится в Венеции, в Музее Коррер ( Ross, Downey. 1962). Подробнее о мощах М. в Греции, Палестине, на Кипре см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 211-212. Почитание на Западе М. почиталась на Западе под именем Маргарита: возможно, это было не сохранившееся в греч. традиции ее христ. прозвище (от греч. Ð Margarthj - «жемчужина»; ср. прп. Евфросинию (Смарагд (Измарагд)) (см. в ст. Евфросиния , прп. Александрийская). Считается, что еще в кон. V в. папа Римский Геласий I объявил Житие Маргариты-Марины апокрифом, но путаница с именами и наличие неск. Марин (Маргарит) среди почитаемых в то время святых не позволяют ответить на вопрос, относился ли папский вердикт к М. Возможно, из-за канонов Геласия имя Маргариты-Марины исчезает из документов и не встречается в них до кон. VIII в. В то время оно снова появляется в Мартирологах, легендариях, церковных посвящениях и отдельных Житиях. Рост популярности Маргариты в Зап. Европе зачастую объясняется возникшим интересом к широко почитаемым восточным святым, таким как вмц. Екатерина и вмч. Георгий Победоносец. Такой интерес связывают с 1-м крестовым походом и с захватом крестоносцами Антиохии Великой. Но поскольку мученичество М. произошло в М. Антиохии и упоминание о ней отсутствует в источниках крестоносцев, интерес к святой скорее связан с распространением ее реликвий по Европе из М. Азии через К-поль, а затем в Италию. Основная информация о мощах Маргариты собрана в Acta Sanctorum, где, в частности, описывается история перенесения тела Маргариты в 1145 г. в г. Монтефьясконе (близ Рима), который стал центром поклонения святой в католической Европе вплоть до 2-й пол. XX в. Огромное количество мощей святой в Европе вызвало беспокойство у болландистов (ActaSS. Iul. T. 5 P. 44).

http://pravenc.ru/text/2562062.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Попытка восстановления К. е. была предпринята после османского завоевания Кипра (1570-1571). К. е. упомянута в «Записке», переданной в 1600 г. Кипрским архиеп. Вениамином агенту Савойского герц. Карла Эммануила I ( Mas Latrie. 1855. P. 567). Попытка возрождения самостоятельной К. е. не удалась, по экономическим причинам Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) ограничил число епархий четырьмя, Фамагустская епископия и К. е. вошли в состав архиепископского округа. Современное состояние К. е. После тур. оккупации 1974 г. часть греч. населения не покинула свои деревни. На протяжении неск. десятилетий они оказались в полной изоляции. Так, в 1975 г. на территории К. е. насчитывалось 7931 греков (Εγκλωβισμνοι//ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 325), в одном Ризокарпасо проживало 1966 чел. ( Π[αυλδης] Α. Ριζοκρπασον//ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 92). В 1985 г. число греков в селах Карпасии сократилось до 720 чел., кроме того, 6 монахов проживали в монастыре ап. Андрея Первозванного и 4 монахини - в мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса. В наст. время осталось 590 чел., большинство из которых проживают в Ризокарпасо и Ялусе, а также по неск. человек в селениях Айос-Тирсос, Леонарисо и Айос-Андроникос. Решением Свящ. Синода Кипрской Православной Церкви (22 мая 2007) К. е. была первоначально восстановлена как хорепископия (с 2010 - епископия). Хиротонисанный 3 июня 2007 г. еп. Христофор - один из викариев архиепископа. Перед тур. оккупацией 1974 г. на территории К. е. действовало 48 приходов. В наст. время 5 храмов п-ова Карпасия имеют постоянную паству из числа греков, оставшихся на оккупированной территории в анклавах: церкви прп. Фотинии Карпасийской в с. Айос-Андроникос, свт. Фирса и Св. Троицы в Ялусе, свт. Синесия и Св. Троицы в Ризокарпасо. Для паломников открыт мон-рь ап. Андрея Первозванного, за которым в течение мн. лет присматривал свящ. Захария (Георгиу). В мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса (примерно в 5 км от Ялусы) проживает 1 монахиня. Местные святые Помимо упомянутых выше Карпасийских епископов Филона, Синесия и Фирса на п-ове Карпасия особо почитаются: прп.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

бичами с медными наконечниками, пока кровь не покроет всю землю. Мученик твердо переносил пытки, прославляя Бога за то, что сподобился пострадать во имя Его. Видя непреклонность М., император велел отвезти его в Каппадокию и там обезглавить, чтобы показать проч. гражданам, каким наказаниям подвергается тот, кто не выполняет имп. приказы. М. доставили в Кесарию Каппадокийскую, накануне казни ему явился Христос и призвал на Небеса. Мученик был усечен мечом 25 нояб. После кончины святого его тело стало белым, как снег, и источало благоухание, так что многие, видя это чудо, уверовали во Христа. М. был погребен на месте казни, и впосл. у его могилы происходили исцеления. Визант. синаксарные сказания о М. представляют собой сокращенные варианты первых 2 редакций Мученичества с некоторыми добавлениями или изменениями: в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) приводится описание внешности М., частично заимствованное из 2-й редакции Мученичества (SynCP. Col. 258-260). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 25 нояб. говорится об исцелениях, происходивших в то время от мощей мученика в Кесарии Каппадокийской (PG. 117. Col. 177-180). По мнению исследователей, греческое Мученичество М. не заслуживает доверия с исторической т. зр. и представляет собой агиографическое произведение, построенное на реминисценциях и общих местах, заимствованных из Мученичеств вмч. Феодора Стратилата, вмч. Георгия Победоносца и вмч. Прокопия ( Delehaye. 1908. P. 95-96; Binon. 1937. P. 40-41). Между тем предпринимались попытки установить время кончины мученика: Сурий датировал ее 253 или 254 г., прп. Никодим Святогорец - 255 г. Бинон считал, что события, описанные в Мученичестве, и казнь святого следует отнести к 250 г. (после успешных военных походов имп. Деция против варварских племен и издания им эдикта о публичных жертвоприношениях - Binon. 1937. P. 40). В визант. и греч. традиции поминовение М. совершалось в разные дни. Так, в Синаксаре К-польской ц. память мученика и краткая заметка о нем помещены под 26 нояб.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

В докт. диссертации В. показал, что одним из активных очагов распространения дуалистических представлений было южнослав. богомильство . В работе «Святой Георгий в легенде, песне и обряде» В. рассмотрел различные редакции греч., болг., груз., франц. и рум. легенды о битве вмч. Георгия Победоносца со змием, связав популярное у европ. и слав. народов житие святого с эпосом и рус. былинами. В ст. «Алатырь в местных преданиях Палестины и легенды о Граале» В. исследовал легенды о почитаемых (сионских) камнях (в рус. народной поэзии алтарный камень стал камнем Алатырем). Опираясь на древнерус. и южнослав. апокрифическую лит-ру, ученый предложил свою интерпретацию легенды о крестном древе («Сон о дереве в повести града Иерусалима и стихе о Голубиной книге», «Новые данные к истории Соломоновых сказаний», «Западные легенды о древе Креста и слово Григория о трех крестных древах»). В работе «Румынские, славянские и греческие коляды» В. изучил христ. мотивы колядок, ряд исследований («Берта, Анастасия и пятница» и др.) посвятил теме почитания воскресного дня. В ст. «Данте и символическая поэзия католичества» (1866) В. показал, что христ. символы вырабатывались реальной жизнью, а потом сами активно на нее воздействовали. Важное место в научном наследии В. также занимают его рецензии на труды по теории и истории лит-ры, в к-рых ученый, не ограничиваясь оценкой работы, развивал собственные взгляды на рассмотренные проблемы. Арх.: ИРЛИ (ПД). Ф. 45, в составе Разряда I. Оп. 4. 121-136; С.-Петербургское отд-ние РАН. Ф. 160. Оп. 6. 9-10 [Собр. соч. Т. 17. Ркп.]. Соч.: Собр. соч. СПб., 1908-1915; Пг., 1915-1921; Л., 1930; М.; Л., 1938. Т. 1-16; Избр. статьи. Л., 1939; Историческая поэтика. Л., 1940. М., 1989п; Избр. труды и письма. СПб., 1999. Лит.: Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 842-851; Симони П. К. Библиогр. список учено-лит. трудов А. Н. Веселовского с указанием их содерж. и рецензий на них//Памяти акад. А. Н. Веселовского. Пг., 1921. С. 1-68; Энгельгардт Б. М. А.

http://pravenc.ru/text/158220.html

и. голова Божией Матери немного склонена к Младенцу), а взоры устремлены на молящегося. В левой руке Богомладенца - свиток, отведенной в сторону правой Он благословляет. В верхних углах Н. и.- полуфигуры ангелов с покровенными руками. Этот вариант иконографии, как восходящий к почитавшейся в К-поле в храме Одигон чудотворной иконе «Одигитрия», известен во мн. списках (на Руси к нему относится близкая по иконографии к Н. и. Смоленская икона Божией Матери ). Торжественность и в то же время скорбность образам придает красный цвет нимбов. Над правым плечом Богоматери видны следы посвятительной надписи, воспроизведенной с нек-рыми искажениями на окладе (1844-1845; сплошной, серебро с позолотой, драгоценные камни) на лицевой стороне иконы: «Δ(ησις) το δολου το Θ(εο) (?) Πτρο» («Молитва раба Божия Петра…»). На оборотной стороне представлен вмч. Георгий Победоносец в редком для св. воинов варианте иконографии - сидящим на престоле. В его правой руке копье, левой святой опирается на меч, острие к-рого обращено вниз. Оборотая сторона иконы не закрыта окладом, серебрянная накладка (1845) имеется лишь на округлом с белым оттенком предмете у кисти левой руки вмч. Георгия, над мечом. По мнению болг. исследователя Г. Р. Парпулова, это изображение сфунгато (запеканки, пирога), фигурирующего в одном из посмертных чудес святого ( Parpulov. 2018). В благодарность за помощь вмч. Георгия ребенок положил на алтарь в храме во имя этого святого испеченный матерью сфунгато. Пирог был настолько ароматен, что неск. купцов, зашедших помолиться, взяли его себе. Однако они не смогли выйти из храма, пока каждый не пожертвовал святому по золотой монете. На эти деньги жители смогли восстановить разрушавшийся храм вмч. Георгия. Сохранность на иконе надписи на греч. языке справа от образа вмч. Георгия позволила Парпулову указать на источник строк, вдохновивший неизвестного автора стихотворного посвящения св. воину, а именно на визант. поэта Мануила Фила († ок. 1345) (см.: Ibidem). Надпись не только возвеличивает святого, но и блестяще отражает замысел и схему иконографии.

http://pravenc.ru/text/2578017.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010