Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. Ок. 300-306 гг. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. Ок. 300-306 гг. расположена рядом с Эгнатиевой дорогой (Via Egnatia). Здание было построено рим. имп. Галерием ок. 300-306 гг.; по одной версии, первоначально являлось мавзолеем Галерия, по другой - храмом Зевса-Юпитера (или местных божеств-кабиров), что более вероятно, поскольку офиц. культом тетрархии было поклонение Зевсу-Юпитеру, ассоциировавшемуся с династией имп. Диоклетиана. В XVIII в. зап. путешественники назвали здание Ротондой, и это название утвердилось в среде археологов, историков и искусствоведов. Предположительно в правление имп. Феодосия I Великого (379-395) Ротонда стала христ. храмом и была освящена в честь Небесных Сил Бесплотных (греч. τν Ασωμτων). Это название закрепилось за расположенными рядом городскими воротами. Нек-рое время Ротонда являлась митрополичьим собором. Исследователи расходятся во мнениях, какой из храмов Фессалоники Евстафий Солунский (XII в.) называл кафедральным (τ καθολικ το μεγλου Θεο ν μν κκλησ - PG. 136. Col. 536) - Ротонду или собор Св. Софии ( Janin. Grande centres. P. 360). Наиболее вероятно, что статус митрополичьего собора Фессалоники Ротонда получила уже после превращения в 1523 г. в мечеть собора Св. Софии. В 1590 г. Синан-паша и шейх близлежащего теке дервишей Хортаджи-Сулейман-эфенди устроили в Ротонде мечеть, к-рая получила название Хортаджи-Сулейман-эфенди-джами (упом. также как Старая Митрополия). В период тур. господства были построены минарет, портики над зап. и юж. входами и фонтан. Фрагмент мозаики купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Фрагмент мозаики купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Христ. святыни в том же году были перенесены в небольшую соседнюю ц. во имя вмч. Георгия. По ее освящению и получила название Ротонда (Ροτντα το Αγου Γεωργου), возвращенная христианам в 1912 г. В 1914 г. были начаты археологические раскопки. В 1917 г. по распоряжению премьер-министра Греции Э. Венизелоса в стенах храма был открыт Македонский музей. Храм серьезно пострадал во время землетрясения 1978 г.; реставрационные работы окончательно завершены в 2004 г. Богослужение совершается неск. раз в год. Архитектура

http://pravenc.ru/text/164503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ЛИДДЕ построенная на месте погребения вмч. Георгия Победоносца. Древнейшее письменное упоминание об этой церкви встречается в итинерарии диак. Феодосия «О местоположении Св. земли» (ок. 530). По свидетельству Феодосия и Пьяченцского паломника (570), от мощей великомученика происходили многочисленные чудеса. Большая базилика в Лидде изображена на мозаичной Мадабской карте (2-я пол. VI в.). По преданию, записанному Вильгельмом Тирским (XII в.), Г. ц. была построена имп. Юстинианом I. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде Главная базилика (47×24 м) имела 3 нефа и 3 апсиды. Она была построена в V-VII вв., возможно на месте более раннего храма. Сохранившиеся от нее часть сев. стены и часть сев. апсиды инкорпорированы в здание совр. Г. ц. (1871). Остатки юж. стены включены в состав сев. стены мечети, примыкающей к храму. К востоку от минарета видны руины др. визант. стены, отличающейся техникой кладки. Эта стена имеет прямоугольный портал с тонкими пилястрами по обеим сторонам. 2 пары колонн белого мрамора с коринфскими капителями из визант. базилики в наст. время находятся в мечети по сторонам прохода в юж. часть главного молитвенного зала. На одной из них сохранилась греч. надпись. К югу от Г. ц. расположен комплекс строений, примыкавший к зап. части юж. стены главной базилики. Юго-зап. часть этого комплекса занимало здание другой, меньшей по размеру 3-нефной базилики (17×11 м), превращенной впосл. в мечеть. С вост. стороны малой базилики позднее было возведено небольшое квадратное строение (4×4 м) с куполом на цилиндрическом барабане. Это здание по форме и конструкции имеет сходство с сооруженными в XII в. церквами св. Георгия в Дейр-эль-Асаде и арх. Михаила в Иерусалиме. Постройка с куполом соединялась с юж. и сев. нефами малой базилики 2 прямоугольными строениями. Предполагают, что первоначально здесь был баптистерий ( Pringle. P. 25).

http://pravenc.ru/text/164497.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в. Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в. [греч. Κριλλος; лат. Cyrillus] († ок. 304), сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля), еп. (архиеп.) Гортинский. Мученичества К. на греч. (BHG, N 467-467b) и лат. (BHL, N 2069-2070) языках, в значительной степени различающиеся между собой, были опубликованы в 1721 г. болландистом И. Пинием. Позднее П. Франки де Кавальери осуществил критическое издание греч. текста на основе 2 рукописей: Vat. gr. 1667 (X в.) и Ath. Vatop. 84 (IX-X вв.). По мнению исследователя, данная греч. версия и синаксарные сказания о К. были созданы на основе утраченного оригинала, составленного в кон. IV в. Греч. Мученичество имеет черты энкомия; в нем говорится, что имп. Максимиан по наущению диавола издал указ против христиан и приказал им отречься от веры и принести жертвы идолам. Правитель Агриан начал преследовать христиан. Незадолго до ареста епископу К. было странное видение: птица унесла часть его головы в горы. Проснувшись, К. понял, что ему предстоит пострадать за Христа. 9 июля епископа привели к правителю и пытались принудить к выполнению приказа императора, угрожая, что в противном случае он не только сам будет казнен, но и навредит своим родным. Однако К. оставался непреклонен. Тогда его приговорили к усекновению мечом. Палачи вложили в рот К. конские удила и повели за город к месту казни. Епископ был весьма преклонного возраста и не мог быстро идти, поэтому его посадили на повозку, запряженную волами. По дороге К. сподобился еще одного видения: ему была показана лестница, ведущая в Царство Небесное, ангелы, приветствующие его, и Сам Христос как Судия, раздающий уготованные святым награды. Прибыв в труднопроходимую местность Ракс, волы остановились, а с неба раздался голос: «Досюда». После казни К. был похоронен благочестивыми христианами (точный возраст священномученика и срок его епископства неизв.). В Раксе совершалось ежегодное празднование памяти К. (впосл. здесь также был погребен прп. Евмений, еп. Гортинский (пам. 18 сент.)).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРФАГЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καρθαγνης], епархия Александрийской Православной Церкви . Образована в 1931 г., названа в честь находившегося на ее территории крупного церковного центра Карфаген . В наст. время К. м. включает Тунис, Алжир, Марокко и Мавританию, кафедры находятся в городах Тунис (Тунис) и Касабланка (Марокко). В 1959-2004 гг. к К. м. была присоединена Трипольская митрополия (Ливия) и кафедра располагалась в Триполи. Входившая в состав К. м. часть Египта (Ливийская пустыня, храм в Марса-Матрух) была передана в 2009 г. Киринской митрополии. Церковь Св. Троицы (Трех Святителей) в Сфаксе, Тунис. 1893 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь Св. Троицы (Трех Святителей) в Сфаксе, Тунис. 1893 г. Фотография. Нач. ХХ в. В наст. время в епархии действуют 5 храмов и служат 3 иерея. Кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца в г. Тунис был построен греч. общиной в 1901 г. на месте старого храма прп. Антония Великого. Еще 2 церкви находятся во 2-м по величине городе Туниса Сфаксе (ц. Св. Троицы (или Трех святителей), 1893) и на о-ве Джерба (ц. свт. Николая Чудотворца, 1895). В Марокко действует собор Благовещения Пресв. Богородицы в Касабланке, в Алжире (г. Алжир) - парекклисион Св. Троицы при посольстве Греции. В Мавритании правосл. верующие проживают в городах Нуакшот и Нуадибу, ведутся переговоры о сооружении правосл. храма. Миссионерская работа в этих мусульм. странах запрещена законом, поэтому основными направлениями деятельности К. м. являются сохранение и восстановление исторических христианских памятников и благотворительность. Активизация церковной жизни К. м. связана с деятельностью митр. Алексия (Леонтаритиса), по инициативе которого были отреставрированы собор вмч. Георгия Победоносца в Тунисе, ц. Св. Троицы в Сфаксе, резиденция митрополита (его предшественники посещали епархию только на Пасху и Рождество), ремонтируется ц. свт. Николая Чудотворца на о-ве Джерба, расписан собор Благовещения Пресв. Богородицы в Касабланке, создана школа греч. языка в Тунисе. К. м. планирует открытие Патриаршего центра христианско-мусульманского диалога в древнем Карфагене.

http://pravenc.ru/text/1681205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 11(22).08.1716, о-в Корфу (Керкира) - 27.05.1806, С.-Петербург), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель. Его отец, вероятно, был выходцем с о-ва Занте (Закинф) и получил на Корфу должность начальника местных булочников; по др. версии, он был выпускником Падуанского ун-та и служил юристом в венецианском уголовном суде. Булгарис получил имя Елевферий (свободный) в честь успешного снятия османской осады с Корфу, находившегося в руках венецианцев. Окончил гимназию (фронтистерий) на одном из Ионических о-вов, затем продолжил образование в Арте и Янине. Среди его учителей был А. Катифорос . В 1737-1739 гг. принял постриг и рукоположен во диакона, служил в церкви на Занте. Ок. 1740 г. покинул остров и поступил в Падуанский ун-т на философский фак-т, изучал итал., лат., древнегреч. и франц. языки, богословие, математику. Одновременно с учебой Е. был учителем в местной греч. школе и служил в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1742 г. по приглашению греч. купцов братьев Маруциса, Симона и Ламброса, стал учителем и директором новой школы в Янине. В 1742-1749, 1751-1753 гг. преподавал в школе Маруциса в Янине, в 1750-1751 гг.- в Козани, в 1753-1759 гг.- в академии Афониада при мон-ре Ватопед на Афоне. За это время Е. приобрел известность как самый выдающийся греч. ученый своего времени, к нему стекались сотни учеников. Затем жил в К-поле, где преподавал в Патриаршей академии. В 1763 г. Е. был вынужден покинуть К-поль из-за своей откровенно антиосманской позиции. Одна из проповедей Е. на политическую тему послужила поводом к тому, чтобы к-польская иерархия выступила за его увольнение. Кроме того, в это время его покровитель К-польский патриарх Серафим II был уже смещен. Е. отправился в Бухарест, затем в Саксонию (жил в Лейпциге и Галле). Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/186971.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛАМИУ [греч. Καλαμου], монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы, принадлежит Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви, находится в 4 км от с. Ацихолос и в 10 км к северо-западу от Каритены. Старый монастырь расположен на узкой полосе длиной 50 м на уступе крутого утеса над ущельем, в к-ром протекает р. Лусиос. Считается, что он был основан в XV в. В окружающих К. скалах имеются естественные пещеры. С юж. стороны мон-рь был защищен стеной с бойницами и 3 башнями. Вход сделан в юго-зап. углу оборонительной стены. За воротами находилась небольшая площадка, с к-рой др. вход вел в монастырский двор. Кафоликон (монастырский собор), освященный в честь Успения Пресв. Богородицы, был построен и расписан в 1705 г. на средства архонта из Каритены Афанасия Кулопулоса (Куласа) при игум. Паисии (Малесисе). Это небольшой однонефный храм, частично встроенный в скалу: добавлены только зап. и юж. стены, выложенные из грубо обработанных камней и частично оштукатуренные. В пещере напротив входа в естественной нише устроен алтарь. Укрепляющая свод арка поднимается от нижней части сев. стены к середине юж. стены и соприкасается с зап. стеной. Проход за кафоликоном ведет в вост. часть монастырского комплекса. Кельи и хозяйственные постройки расположены в 3 яруса, их соединяют извилистый проход и лестницы. В этой части монастыря находится аскитирий, в поствизант. период он являлся центром, вокруг к-рого образовалась обитель. Аскитирий расположен на 8 м выше уровня почвы, в пещере, вход в которую закрыт стеной с дверью. К аскитирию ведет выложенная камнями лестница. Над 1-й лестничной площадкой находится полуцилиндрическое строение, возможно, звонница. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. 1705 г. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. 1705 г. Фрески кафоликона выполнены критским мастером Петром Педиотисом, к-рый работал на Пелопоннесе в 10-х гг. XVIII в. Вместе с братом Михаилом он расписал кафоликон мон-ря Бурас близ Мегалополи (1710) и новый мон-рь К. (1713), один - ц. Трех святителей в Стемнице (1715). Кроме того, в 1711 (или в 1714) г. Михаил украсил фресками ц. вмч. Георгия Победоносца монастыря Рекицас (близ сел. Дирахи, Аркадия) и в 1713 г.- ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Бурьяна. Росписи кафоликона представляют собой вариант развития критской живописи в сторону народного искусства. Их характеризуют нарочито декоративный характер и перенасыщенные деталями многофигурные композиции. В отличие от фресок нового мон-ря К. здесь отсутствует единая иконографическая программа.

http://pravenc.ru/text/1319917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНСКАЯ И АВСТРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ 16 нояб. 1962 г. Объединяет приходы на территории Австрии: Свято-Николаевский кафедральный собор в Вене, Покровский приход в Граце и храм во имя св. прав. Лазаря Четверодневного на Центральном кладбище в Вене. Временно управляющий епархией архиерей - архиеп. Егорьевский Марк (Головков ; с 31 марта 2009 г.), 31 марта 2009 г. В епархии служат 3 священника и 3 диакона. Венский епископ управляет также Будапештской и Венгерской епархией . Кафедральный собор во имя свт. Николая Мирликийского в Вене. 1893-1899 гг. Фотография. Нач. XX в. Кафедральный собор во имя свт. Николая Мирликийского в Вене. 1893-1899 гг. Фотография. Нач. XX в. До 1762 г. русские, жившие в Вене, духовно окормлялись греч. и серб. священниками из греч. ц. во имя св. вмч. Георгия Победоносца. После начала войны Турции с Россией и Австрией (1735-1739) почти все греки, в т. ч. духовенство, как подданные тур. султана были высланы из Вены. По инициативе рус. резидента в Вене Л. Ланчинского оставшемуся при Георгиевской ц. серб. священнику рус. правительство начало платить жалованье. В 1762 г. находившаяся в г. Аугсбурге и принадлежавшая рус. миссии походная ц. во имя Св. Троицы по просьбе рус. посла в Вене гр. Д. М. Голицына была отправлена в австр. столицу и размещена в его квартире, вскоре сюда был назначен первый настоятель - свящ. Симеон Матвеев. В нач. XIX в. церковь была переведена в новое здание. В 1840-1842 гг. настоятелем храма являлся архим. Порфирий (Успенский) , в 1842-1884 гг.- прот. Михаил Раевский, инициатор созыва Славянского съезда в России в 1867 г. При прот. Михаиле церковь в Вене стала духовным центром славян, проживавших на территории Австро-Венгерской империи. Прот. Михаил получил разрешение на сбор пожертвований в России для строительства собора в австр. столице. Собранных денег было недостаточно для сооружения собора, на них была построена кладбищенская ц. во имя св. прав. Лазаря (освящена в 1895) в той части Центрального кладбища в Вене, к-рая была отведена для погребения русских. Назначенный в Вену в 1885 г. прот. Александр Николаевский вновь принялся за сбор средств на строительство собора. По ходатайству посла в Вене А. Б. Лобанова-Ростовского рус. правительство выделило на эти цели 400 тыс. р. Собор был построен на земле, приобретенной для рус. посольства (освящен в 1899).

http://pravenc.ru/text/150347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Камень у мыса Феолент Камень у мыса Феолент (Симферопольской и Крымской епархии), в районе мыса Фиолент Балаклавского р-на Севастополя. Согласно преданию, Б. м. был основан в 891 г. потерпевшими кораблекрушение греч. купцами, к-рым во время бури в Чёрном м. на большом камне недалеко от берега явился вмч. Георгий Победоносец. Взобравшись на камень, путешественники обрели икону великомученика, вынесли ее на берег и в благодарность святому устроили пещерную церковь. Неск. спасшихся от кораблекрушения купцов остались жить при церкви, что положило начало обители. Первоначально Б. м. управлялся Херсонесскими епископами, с 1304 г. находился в ведении Готской епархии К-польского Патриархата, с 1794 г.- в юрисдикции РПЦ. Первое документальное свидетельство о Б. м. оставил в 1578 г. М. Броневский: «В том месте... на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Мон-рь «Егория Страстотерпца, что в Корсуни» и его представитель игум. Мелетий упоминаются в жалованной грамоте 1598 г. царя Бориса Феодоровича Годунова и царевича Феодора о выдаче пособия крымским мон-рям и храмам. Сведений о Б. м. в XVII-XVIII вв. почти не сохранилось, вероятно, в то время он находился в запустении. После исхода из Крыма правосл. населения, совершившегося в 1778 г., в обители жили 3 монаха, в 1793 г.- 9 насельников, один из них - старец иером. Каллиник († 1818). В 1783 г. Крымский п-ов был присоединен к Российской империи. В докладе Святейшего Синода имп. Александру I от 23 марта 1806 г. предлагалось сделать Б. м. местом пребывания флотских иеромонахов. Указом Синода от того же дня Б. м. был отнесен к 3-му классу (в 1850 - к 1-му классу) со штатом: настоятель, 4 иеромонаха, 13 иеромонахов для флота; указом Синода от 1 дек. 1813 г. число иеромонахов для флота было увеличено в 2 раза и мон-рь стал именоваться «флотским», т. к. его насельники несли послушание на кораблях, в гарнизонах Крыма и Кавказского побережья Чёрного м., в т. ч. в крепостях Сухум-Кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминовском, укреплениях Гагры, Бомборы, Пицунды и др. Служба на Кавказе для насельников Б. м. была небезопасна. Так, согласно донесению Синода, в 1837 г. «иеромонах Самуил взят черкесами в плен. Он ездил в Бомборы и Пицунду исполнять свои требы... По возвращении иеромонаха захватили черкесы, а дьячка ранили в руку» (Севастопольский гос. городской архив. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 67. Л. 139).

http://pravenc.ru/text/77412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНЬЯ Гонья [греч. Ιερ Μον Γωνις], муж. действующий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, называемый также мон-рем Божией Матери Одигитрии или Владычицы Ангелов (Κυρας τν Αϒϒλων). Находится на о-ве Крит, близ сел. Колимбари, в 24 км от г. Ханья. Принадлежит Кисамской и Селинской митрополии К-польского Патриархата. Мон-рь Гонья. Фотография. 90-е гг. XX в. Мон-рь Гонья. Фотография. 90-е гг. XX в. Г.- один из самых больших и красивых мон-рей Крита, является культурным и религ. центром зап. части острова. Название Г. (новогреч. ϒωνι - угол), вероятно, связано с местоположением обители на берегу зал. Ханья. Монашеские поселения появились на этом месте еще в IX в. Первоначально здесь была маленькая обитель с ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, монахи к-рой вместе с братией из окрестных мон-рей впосл. образовали мон-рь Г., основанный в 1618 г., в период окончания венецианского господства на Крите. Ктиторами обители были иером. Власий Амасийский с Кипра, гимнограф Венедикт Цанкаролас, бывший также монахом Г., и представитель знатного рода Георгий Морморис. Строительство соборного храма, посвященного Успению Пресв. Богородицы, закончено в 1634 г., позднее к нему пристроено 2 парекклисиона - во имя свт. Николая Чудотворца и сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, и внесены др. изменения во внешний облик. Собор представляет собой триконх - архитектурный тип, свойственный мн. храмам этой местности. Во время тур. завоевания Крита, в 1645 г., Г. был сожжен захватчиками и оставлен монахами до 1651 г. После восстановления мон-ря игум. Исаия (Диакопулос) составил устав обители, к-рый способствовал организации и процветанию Г. В 1662 г. сигиллием К-польского патриарха Дионисия III Г. получил статус ставропигиального мон-ря. Во время Греческой революции 1821-1829 гг. мон-рь был разграблен турками, однако монахи сумели вывезти на корабле большое количество особо ценных икон и др. реликвий, позже вернувшихся в Г. Мон-рь играл важную роль во время Критского восстания 1866 г., когда турками был сожжен соборный храм. В этот период игум. Г. Парфений (Пиеридис) был председателем Генеральной ассамблеи критян, его преемник игум. Парфений (Келаидис) также был видным церковным деятелем. В годы второй мировой войны монахи были арестованы и содержались в Ханье, позже братия принимала участие в сражении за Крит вместе с англичанами. Мон-рю принадлежат оливковые рощи и виноградники, в Кисамосе у него есть 18 подворий. В обители хранятся иконы поствизант. периода (самые древние - XV в.), церковные реликвии, мощи 30 святых, в б-ке мон-ря находится собрание рукописных кодексов. С 1968 г. близ Г. под эгидой К-польского Патриарха действует Православная академия Крита.

http://pravenc.ru/text/166159.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010