Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИХНИЙСКАЯ И НЕВРОКОПИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ζιχνν κα Νευροκοπου], епархия Элладской Православной Церкви. Первым известным по имени епископом г. Зихна (античный г. Ихны, ныне Палья-Зихни) был Антоний (упом. в 1039). Первоначально Зихнийская епархия была епископией, подчиненной Серрской митрополии. В изданных Ж. Даррузесом нотициях К-польской Церкви самые ранние свидетельства о существовании Зихнийской епархии относятся к XIV в. 17, 18, 20). При еп. Иоакиме (впосл. канонизирован как Иоанн ) между июнем 1328 и июлем 1329 г. епархия получила статус митрополии по указу имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). С 1375 по 1913 г. территория Зихнийской епархии находилась под властью турок. Зихнийский митр. Пахомий дважды занимал Патриаршую кафедру в К-поле (1503-1504, 1504-1513). В 1655 г. Зихнийская митрополия была объединена с епархией г. Неврокоп (античный г. Никополь, ныне Гоце-Делчев, Болгария). В 1663 г. ряд земель отпал от Зихнийской и Неврокопской митрополии, и она впосл. стала частью сначала Филиппийской епархии, а затем Драмской. Такое объединение просуществовало до 1882 г., когда К-польский патриарх Иоаким III (1878-1884) создал Неврокопскую архиепископию, соединив отделенную от Драмской митрополии Неврокопскую епархию с частью Самоковской (см. подробнее в ст. Неврокопская епархия ). В нач. XX в. Зихна была заброшена (в наст. время сохр. развалины крепости), и примерно в километре от нее возник город, получивший название Неа-Зихни. Вошедшие в 1912-1913 гг. в состав Греческого гос-ва епархии К-польского Патриархата (в т. ч. Зихнийская) были переподчинены Элладской Православной Церкви. На территории Греции оказалась лишь небольшая часть Неврокопской епархии, крупнейший населенный пункт которой, Зирново, получил название Като-Неврокопи. В 1953 г. эта часть Неврокопской епархии была объединена с Зихнийской митрополией и получила совр. название З. и Н. м. В зимний период кафедра располагалась в Неа-Зихни, а в летний - в г. Като-Неврокопи. В наст. время кафедральным собором служит ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Неа-Зихни. С 2003 г. З. и Н. м. возглавляет митр. Иерофей (Цольякос) (род. в 1945). К 2009 г. З. и Н. м. насчитывала 69 приходских и 5 монастырских храмов, 23 парекклисиона и множество часовен в сельской местности. Действуют муж. мон-рь во имя Св. Троицы и 4 основанных во 2-й пол. ХХ в. жен. монастыря: мц. Кириакии (1953), св. Параскевы (1954), вмч. Мины (1976) и Вознесения Господня (1979). Лит.: Θεωδορδης Τ. Η Ιερ Μητρπολις Ζιχνν κα ο μητροπολται της//Σερρακ Χρονικ. 1953. Τ. 1. Σ. 165-177; Γριτσπουλος Τ. Α. Νευροκοπου κα Ζιχνν, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 435-437; RegPatr, N 2121, 2147, 2608, 2692, 2807, 2854, 3269; Darrouzès. Notitiae. P. 402, 408-410, 418, 420; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 456-457; Δπτυχα. 2009. Σ. 477-480. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ патриарх Александрийский (953 - 7 сент. 960). Единственным источником сведений об И. является арабо-христианская хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). В ней сообщается о кончине И. в 349 г. хиджры после 8 лет Патриаршества. Предыдущий патриарх Исаак занимал кафедру с месяца зу-ль-хиджа 329 г. хиджры (авг.- сент. 941) на протяжении 13 лунных лет. Учитывая приблизительность указанных сроков правления, начало Патриаршества И. можно отнести к рубежу 341 и 342 гг. хиджры, т. е. к весне 953 г. Патриаршее служение И. совершалось в период резкого обострения мусульмано-христ. отношений как на границах, так и внутри мусульманского мира. В сер. 50-х гг. Х в. войско нубийского христианского царя вторглось в Египет и взяло Асуан. Мусульмане отбили вторжение и, преследуя нубийцев, захватили их крепость Ибрим. На сев. границах мусульманских владений византийцы продвигались в глубь Вост. Анатолии и Сирии. Победоносное вторжение доместика Льва Фоки в Сирию в 959/60 г. спровоцировало в марте 960 г. погромы церквей в Фустате. В течение неск. дней была дважды захвачена, разграблена и осквернена православная ц. арх. Михаила в квартале Каср-эш-Шама; та же участь постигла и 2 копт. церкви; мн. христиане подверглись нападениям. Вскоре И. скончался и был погребен в ц. св. Феодора в Фустате. После И. Александрийская кафедра вдовствовала 4 года, в течение к-рых продолжались погромы. 29 марта 961 г. в Египет пришли известия о завоевании византийцами Крита. Чернь Фустата снова разгромила ц. арх. Михаила (после чего здание оставалось заброшенным мн. десятилетия), а также храмы несториан и коптов. Ист.: Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire/Éd. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1924. [Fasc. 1]. P. 726-727, 779-783. (PO; T. 18. Fasc. 5) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 333, 335-336. (ППС; Т. 17. Вып. 50)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/578164.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_90.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК ИЗ ЭВРИХУ Прп. Кириак из Эвриху. Икона. 1807 г. (ц. Кириака из Эвриху, Кипр) Прп. Кириак из Эвриху. Икона. 1807 г. (ц. Кириака из Эвриху, Кипр) [греч. Κυριακς τς Ερχου], прп. (пам. кипр. 24 мая). Точное время жизни К. из Э. не установлено, исследователи предполагают, что он жил между XI и XV вв. Этот святой не упоминается ни в синаксарях, ни в кипр. хрониках. В нач. ХХ в. служба К. из Э. была переписана в 2 экземплярах учителем Х. Канфосом из Платанистасы, но ее оригинал не сохранился. Новая служба составлена в 2000 г. гимнографом Х. Бусьясом. В службе святому говорится, что он род. в благочестивой семье и с малых лет был избранником Божиим. К. из Э. принял монашеский постриг и подвизался в посте и молитвах, достигнув под конец жизни состояния бесстрастия. Он получил от Бога дар чудотворения, исцелил и наставил на путь истинный мн. людей. В с. Эвриху находится церковь, построенная во имя этого святого, которая датируется кон. XV в. С сев. стороны к ней пристроена погребальная часовня с гробницей преподобного. В часовне хранится икона К. из Э., написанная архидиак. Лаврентием в 1807 г. Святой изображен в преподобнических одеждах, с серой раздвоенной заостренной бородой, с крестом в правой руке и со свитком в левой (надпись: «Тот, кто вкушает сладость Божию, ненавидит всё, что от мира сего»). Др. икона, написанная в 1743 г., сохранилась в плохом состоянии. В Эвриху в соборе вмч. Георгия Победоносца находится мощевик с честной главой преподобного, в ц. вмц. Марины хранятся 2 ковчега с его мощами. Близ дер. Айия-Марина в 3 км от с. Ксильятос есть церковь, посвященная К. из Э. Мон. Власий Ставровуниот предполагает, что посвящение могло быть связано с тем, что преподобный родился в этом селении, или с к.-л. чудом святого ( Βλσιος Σταυροβουνιτης. 1999. Σ. 113). Он упоминает о совр. чудесах К.: явлении святого пожилому жителю Эвриху, исцелении от рака головного мозга ребенка из Ларнаки ( Idem. Σ. 112-113). Лит.: Μακριος, ρχιεπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 36; Βλσιος Σταυροβουνιτης, μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 111-113; Καππας Δ. Χ. Ο ν Κπρ διαλμψαντες γιοι. Λεμεσς, 19982. Σ. 178-180; [Электр. ресурс]. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/1840207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Κορας], епархия К-польского Патриархата. Образована по решению Свящ. Синода К-польской Православной Церкви 20 апр. 2004 г. вместо Экзархата К-польского Патриархата в Корее в составе Новозеландской митрополии, к-рый был признан властями Юж. Кореи в 1995 г. как Организация по реставрации и сохранению собственности Православной Церкви в Корее. В юрисдикцию К. м. входят территории Республики Корея, КНДР и Японии. Правящий архиерей носит титул «митрополит Корейский и экзарх Японии». Кафедра К. м. находится в г. Сеул, кафедральный собор освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Первым митрополитом был избран еп. Зильский Сотирий (Трамбас), к-рый с 1975 г. вел активную миссионерскую работу в Юж. Корее и многое сделал для распространения Православия в этой стране. В 2008 г. митр. Сотирий был переведен на Писидийскую кафедру, а К. м. возглавил митр. Амвросий (Зографос). Правосл. общины К. м. существуют только на территории Юж. Кореи (в Сеуле, Пусане, Инчхоне, Чонджу, Паланли, Чхунчхоне и Ульсане); помимо приходских храмов богослужение регулярно совершается в парекклисионе прав. Анны при уч-ще «Православная вера» в Чонджу и в парекклисионах прп. Максима Грека при Миссионерском центре в Сеуле и вмч. Георгия Победоносца при храме Благовещения Пресв. Богородицы в Пусане (на церковнослав. яз.). В К. м. действует муж. мон-рь ап. Андрея Первозванного в Паланли, жен. мон-рь Преображения Господня в Капхёне (где идет строительство Православного Азиатского образовательного и конференц-центра, в котором будет размещена богословская школа), Миссионерский центр в Сеуле (с 1979), православное кладбище с ц. Воскресения Христова в Йонмири. При всех приходах устроены катехизаторские школы и организованы молодежные об-ва, к-рые объединяются в союз «Корейский Синдесмос». Этот союз был одним из членов-учредителей правосл. международной молодежной орг-ции «Синдесмос». Митрополит и клирики ведут активную просветительскую (в т. ч. лекционную) и благотворительную деятельность (работают «Православная благотворительная организация» в Сеуле, «Центр ухода за престарелыми» в Чхунчхоне). К. м. организует летние и зимние лагеря в Пусане и Чхунчхоне, открыты детский сад «Благовещение Пресвятой Богородицы» в Пусане, изд-во Korean Orthodox Editions, 2 правосл. книжных магазина. К-польский Патриарх Варфоломей придает большое значение распространению Православия в этом регионе, он трижды посещал Юж. Корею: в 1995, 2000 и 2005 гг. К. м. является членом Национального совета Церквей Кореи (NCCK) и участвует в богословских диалогах. Ист.: Χελιτης Α. Σ. Η Ορθοδοξα στν Κορα: Συνοπτικ χρονικ τς Ιεραποστολς τς Ορθοδξου Εκκλησας στν Κορα. Αθνα, 2005. Δπτυχα. 2014. Σ. 1087-1090; www.orthodox.or.kr; www.amen.gr/article15837?nlw=1 [Электр. ресурс]. О. В. Л . Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2057244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ [Греч. Λζαρος; болг. Лазар; Габровский, Дебел-Дялский] (ок. 1774, с. Дебел-Дял, близ г. Габрово, совр. Болгария - 23.04.1802, с. Сома близ г. Пергам (ныне Бергама, Турция)), нмч. (пам. 23 апр.). По происхождению святой был болгарином, в юности переселился в М. Азию, в окрестности Пергама, и пас овец. Однажды собака Л. порвала одежду проходившей мимо турчанки, и та оклеветала его, сказав, что он хотел ее обесчестить. Муж турчанки решил наказать обидчика, но ошибся и нанес травмы др. пастуху; дело попало в суд. Судья убедился в невиновности Л., но родственники турчанки пообещали судье 1 тыс. грошей, если он заставит пастуха принять ислам, а в случае отказа казнит его. Юноша отказался отречься от Христа, и тогда Л. подвергли жестоким пыткам: прижигали различные части тела раскаленными жезлами. За призывы в молитвах вмч. Георгия Победоносца турки выжгли ему язык. Они клали на грудь мученика тяжелый камень, стягивали ему голову веревками (он ослеп на один глаз), одели на голову раскаленный медный обруч. После долгих истязаний судья приговорил Л. к повешению. По преданию, чудеса начали происходить еще до снятия тела Л. с виселицы. Через неск. лет случайно мощи Л. были обретены благоухающими. По совету находившегося в селе афонского мон. Панкратия мощи поставили в местном храме. Служба Л. была написана иером. Никифором Хиосским и включена в сб. «Неон Лимонарион». Самое раннее изображение Л. (1845) находится в притворе параклиса св. Архангелов в Рильском мон-ре: он представлен в одном ряду с болг. мучениками - Георгием Софийским Новейшим и Анастасией Тырновской. В 1848 г. его изобразил Захарий Зограф в притворе кафоликона Троянского мон-ря. Икону Л., хранящуюся в ц. св. Петки в с. Враниловци, выполнил габровский зограф Генчо Филипов в 1841 г. по заказу Енчо, жителя с. Дебел-Дял ( Василиев. 1987. С. 197). Образ Л. вместе с др. Габровскими новомучениками - Дамаскином Габровским и Онуфрием Габровским - находится в параклисе во имя св. Петки, расположенном близ собора Успения Пресв. Богородицы в Габрове. В родном селе Л. в его честь освящен храм. Ист.: ΝΛ. 18732. Σ. 146-160; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 129. Лит.: Попов Х. Жития на светиите почитани от Православната църква. София, 1930; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 308-310; Партений (Стаматов), еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2; Василиев А. Български светци в изобразително изкуство. София, 1987; Жития на светиите/Ред.: еп. Левкийски Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 220-221; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 85-95. О. В. Л., Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Страноведение ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛУРД город во франц. Пиренеях (деп. В. Пиренеи), место явления Пресв. Девы, почитаемое Римско-католической Церковью, центр католич. паломничества МААЛУЛА сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один последних очагов бытования арамейского языка МАНИ историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников МАРИ в III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия) МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад МЕЛИТИНА [Мелитена], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви МЕНЕЛИК II (17/19.08.1844 - 1913), имп. Эфиопии (с 1889), к-рый считается основателем совр. Эфиопского гос-ва ГОРОДА принятое в совр. научной лит-ре условное название комплекса более чем из 700 селений рим. и ранневизант. эпох (в основном II-VI вв.) МИНЫ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Мины святого храм в Константинополе, греч. правосл. церковь в древнем квартале Псамафия (тур. Саматья), на юго-вост. склоне холма Ксиролоф, близ района Еленианы МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии МИРЫ ЛИКИЙСКИЕ город на юге М. Азии (ныне Демре (Кале), Турция), древняя христианская митрополия, важнейший центр паломничества в Юж. Анатолии в визант. эпоху и почитания Мирликийского свт. Николая

http://pravenc.ru/rubrics/123286_7.html

Разделы портала «Азбука веры» Великомученики (греч. μεγαλομρτυρες) — святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа. Каким наиболее известным святым усвоено именование великомучеников? Такое именование усвоено в православной Церкви следующим святым: Ирина († кон. I — нач. II в., память 5 мая); Евстафий Плакида († около 118, память 20 сент.); Параскева († III в., память 28 окт.); Меркурий († сер. III в., память 24 нояб.); Марина († около 284–305, память 17 июля); Анастасия Узорешительница († 290 или 304, память 22 дек.); Георгий Победоносец († 303, память 23 апр.); Прокопий († 303, память 8 июля); Пантелеимон († 303 или 305, память 27 июля); Мина († 304, память 11 нояб.); Евфимия († около 304, память 16 сент.); Феодор Тирон († около 305, память 17 февр. и суббота первой седмицы Великого поста); Димитрий Солунский († около 305–306, память 26 окт.); Екатерина († около 305–313, память 24 нояб.); Варвара († около 306, память 4 дек.); Феодор Стратилат († около 319, память 8 февр. и 8 июня); Артемий († 362, память 20 окт.); Никита († около 372, память 15 сент.); Иаков Персянин († 421, память 27 нояб.). Есть ли в перечне канонизированных Церковью святых, в лике великомучеников, имена русских святых? Имен канонизированных русских святых в официальном перечне великомучеников нет. Когда оформился лик святых великомучеников? Принятое ныне разделение святых на лики окончательно оформилось только в VII–VIII вв. В древности великомучениками подчас могли именоваться малоизвестные сейчас святые, например антиохийская великомученица Дросида, в честь которой свт. Иоанн Златоуст написал похвальное слово. Повсеместно в древней Церкви великомучениками именовали только Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Каков общецерковный смысл страданий великомучеников? Вера и терпение великомучеников, а также чудеса, совершавшиеся во время их истязаний, воодушевляли многих язычников и способствовали их обращению к Истинному Богу, ко Христу, в частности в этом можно видеть общецерковный смысл их страданий. Особое место великомучеников в лике мучеников основывается, помимо прочего, на потребности указать на всепобеждающую силу Божию, являющую себя в человеческой немощи. Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikomucheniki

встречаются во мн. греч. рукописных Минеях, Триодях и Макаризматариях (ркп. Синайской б-ки: 880 г. 522), IX-X вв. 607), X в. 609, 620, 735), ок. 1000 г. 578, 579, 595, 614, 631), XI в. 598), XIII в. 828); ркп. БАН. РАИК. 109, IX в.; РНБ. Греч. 89, ок. 1000 г. (фрагмент ркп. Sinait. gr. 578) и 712, X в.; ГИМ. Син. Греч. 181, XI в.; Crypt. gr. Г. α. XXVII и Crypt. Δ. β. II, XII в.), где содержатся тропари на Б. на все двунадесятые праздники (кроме Пятидесятницы), на праздники Иоанна Предтечи (Рождество, Усекновение и Обретение главы), на пред- и попразднство Рождества Христова и попразднство Богоявления, на Собор Бесплотных сил, на все воскресные дни Великого поста, на субботы поста 1, 2, 4-ю и Лазареву, а также на памяти святых: прп. Симеона Столпника, прор. Моисея и праведных Иоакима и Анны, прор. Захарии, ап. Иоанна Богослова, свт. Василия Великого, свт. Николая Мирликийского, первомч. Стефана, свт. Григория Нисского, прп. Феодосия Великого, убиенных в Синае и Раифе преподобных отцов, прп. Антония Великого, святителей Афанасия и Кирилла, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Василия (26 апр.), свт. Симеона (24 мая), апостолов Варфоломея и Варнавы, Петра и Павла; на нек-рые праздники (Рождество и Благовещение Пресв. Богородицы, Неделю ваий) известно неск. циклов тропарей на Б. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 258-274; Bertoni è re. P. 182-183, 190, 196; Пентковский, Йовчева. С. 31-35, 48, 52-53; Никифорова. С. 158-161). Праздничные тропари на Б. встречаются также в слав. рукописях (НБКМ. 113, XIII в.; РНБ. F. п. I. 72, XIII-XIV вв.; ГИМ. Хлуд. 163, XIV в.; Одесская гос. науч. б-ка. Собр. Григоровича. 1/101, XIV в.; т. н. Ильина книга - РГАДА. Тип. 131, XII в.) на праздники Рождества Богородицы, Воздвижения Креста, Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Успения, а также на память апостолов Петра и Павла. Наборы тропарей в рукописях могут различаться, напр., в ркп. НКБМ. 113 и РГАДА. Тип. 131 в успенских циклах тропарей совпадают только ирмос и троичен. К нек-рым из помещенных в слав. книгах циклов тропарей на Б. обнаружены греч. аналоги (напр., тропари на Рождество и Успение Пресв. Богородицы, Сретение Господне), др. могут быть оригинальными слав. сочинениями. Троичны слав. циклов тропарей на Б. часто заимствованы из Октоиха, что может свидетельствовать как о существовании греч. аналогов, так и о том, что троичен мог быть заимствован из Октоиха слав. гимнографом. Оригинальные троичны содержат слав. циклы тропарей на Преображение Господне и на память апостолов Петра и Павла; последний содержит слова: «Дай силу языку новоизбранну», что, видимо, указывает на слав. песнотворца ( Пентковский, Йовчева. С. 50-53, 56, 58). Иногда слав. циклы тропарей на Б. совпадают с греч. по ирмосу, но набор тропарей отличается (напр., тропари на Б. Рождества Христова). В целом жанр праздничных тропарей на Б. в слав. Минеях был не столь распространен, как в греч. рукописях.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

XVI в. здесь был построен храм во имя вмч. Георгия Победоносца. С 1577 г. греч. община стала обладательницей собственной епископской кафедры, перенесенной по благословению К-польского патриарха из Филадельфии в Венецию. Крайне сложным был вопрос о взаимоотношениях православных греков с Римским престолом. Несмотря на указы пап Льва X и Климента VII о свободе совершения правосл. богослужений и независимости православных греков от римско-католич. властей, предпринимались попытки перевести греков в папскую юрисдикцию (папские указы 1534 и 1542 гг. предписывали греч. общине присоединиться к Флорентийской унии). В 1713 г. архиеп. Мелетий (Типалд), канонически избранный в 1685 г. на Филадельфийскую кафедру, принял римско-католич. исповедание и был низложен К-польским патриархом. С этого времени Филадельфийская кафедра вдовствовала, кандидаты на ее замещение не получали одобрения К-польского Патриархата. В таких обстоятельствах 26 янв. 1772 г. на эту кафедру избрали Н., а на следующий день правление Совета десяти одобрило его кандидатуру. Известие об этом привело Н. в замешательство. Он, по собственному признанию, не стремился к архиерейскому служению, желал вернуться на родину и поселиться в одном из мон-рей. Н. не допускал возможности компромиссов в отношении канонического общения с латинянами, а за время недолгого пребывания в Венеции в период учебы не участвовал в церковной жизни ее греч. общины и даже не приобрел друзей среди местных греков. После мучительных раздумий Н. отправил ответ греч. общине, началась переписка, тянувшаяся более 3 лет (1-е письмо Н.- 4 февр. 1772 из Лейпцига, последнее - 8 нояб. 1775 из Ясс). Он выдвинул 2 основных требования: во-первых, греч. община должна добиться полной независимости от Папского престола и следовать догматам православной Церкви, находясь в юрисдикции К-польского Патриархата, и, во-вторых, его избрание во епископа Филадельфийского должен утвердить патриарх К-польский. В течение неск. лет Н. побуждал греч. общину отстаивать чистоту вероисповедания.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010