Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ I [Иоанникий Зограф; греч. Ιωαννκιος Ζωγρφος], митр. Китийский (Ларнакский) (1679 или 1695 - 1 марта 1704). И. принял монашеский постриг в одном из мон-рей Кипра (возможно, в Амасгу Богородицы монастыре ) и вел строгую подвижническую жизнь. Он был талантливым иконописцем. Однажды некий иерей пришел к нему с просьбой написать икону св. Фирса. И. спросил заказчика о чине святости Фирса, но тот не знал этого. Когда настала ночь, И. обратился с горячей молитвой к св. Фирсу и тот явился ему во сне в святительских облачениях (речь идет, по всей видимости, о кипрском свт. Фирсе , еп. Карпасийском). Подпись «иеромонах Иоанникий» или «диакон Иоанникий» встречается на многих иконах XVII-XVIII вв., находящихся в различных кипрских храмах: Пресв. Богородицы на троне (1670) - в ц. Панагии в Трахони близ Китреи, «Распятие» (1671) - в храме с. Псимолофу, Христа Вседержителя (1672) - в ц. святых Вихиана и Номона в Анайе, Божией Матери «Одигитрия» (1676) - в ц. первомц. Феклы в с. Маркос, Божией Матери (1676) - в ц. св. Анны в Сиркании близ Китреи, св. Параскевы (1678) - в одноименной церкви в с. Нису, на царских вратах (1680) - в ц. Спасителя в Лефконико, вмч. Георгия Победоносца (1684) - в соборном храме монастыря вмч. Пантелеимона близ Агрокипьи, Божией Матери и ап. Иоанна Богослова (1684) - в ц. вмч. Евстафия в Колоси, Спасителя (1686) - в ц. св. Архангела в Лефконико, Божией Матери (1693) - в ц. Панагии Кафолики в Пелендри. По всей видимости, их автором является И. Кроме него известны одноименные кипрские иконописцы Иоанникий, диак. (впосл. иеромонах), работы которого датируются 1713-1720 гг., и иером. Иоанникий из Ираклидия монастыря , работавший в 30-60-х гг. XVIII в. Желая подражать древним подвижникам, И. удалился в горы и стал жить отшельником в пещере. Он вкушал лишь раз в неделю немного черствого хлеба. После смерти Космы (Маврудиса), митр. Китийского, жители, узнав о добродетелях монаха-аскета, решили избрать его своим архиереем. По словам мон. Акакия Карпасийского (ок. 1733), И., не желая оставлять подвига пустынножительства, «плакал как дитя, которое забирали от матери».

http://pravenc.ru/text/578006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/123106_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОСМИРНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Элладской Православной Церкви [греч. Ιερ Μητρπολη Νας Σμρνης], расположена в черте городской агломерации Афин ; охватывает городской окр. Айос-Состис, а также пригородные димы Неа-Смирни (Нов. Смирна), Палео-Фалирон (Палеон-Фалирон, Ст. Фалер), Алимос и Арьируполи; включает 24 приходских храма. Церковное управление отдельных димов осуществляется в эпитропии. С 2002 г. Н. м. управляет митр. Симеон (Куцас). Кафедральный храм Н. м.- собор вмц. Фотинии в Нов. Смирне, был основан выходцами из М. Азии в память о митрополичьем соборе в Смирне. Н. м. была образована в 1974 г. Первым ее предстоятелем с 22 мая 1974 г. был митр. Хризостом (Вулцос), выходец из малоазийской Смирны (ныне Измир, Турция). Первоначально Н. м. занимала почти вдвое большую по сравнению с сегодняшней территорию. Наряду с вышеуказанными районами в нее входили димы Глифада, Вула, Вульягмени и Вари. Однако в 2002 г. от Н. м. была отделена Глифадская митрополия , состоящая из этих димов. Древнейшее поселение в Н. м.- Палео-Фалирон, расположенный на вост. берегу бухты Фалиро (Фалерской). Здесь не позднее VI в. до Р. Х. сложился центр одного из димов античных Афин; поселение и гавань неоднократно упоминаются в древних греческих и латинских сочинениях. Согласно сообщению географа Павсания (II в. по Р. Х.), в Фалере при местном храме Зевса находились «алтари богам, называемым неведомыми» ( Pausan. Descript. I 1.5). Считается вероятным, что один из этих алтарей упоминал в своей проповеди перед афинянами св. ап. Павел (см.: Деян 17. 22-31). Гавань продолжала существовать в визант. эпоху. В средние века и Новое время, в эпохи правления венецианцев и турок (XIII-XVIII вв.) гавань была известна под названиями Порто-Веккьо (Ст. Порт) и Скала св. Николая. Здесь находились церкви вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. В сер. XIX в. поселение стали называть Палеон-Фалирон в отличие от Нов. Фалера, возникшего в то время пригорода Пирея. В XX в. Палеон-Фалирон начал быстро развиваться; с 1926 г. здесь действовал международный аэропорт. В 20-х гг. XX в. сюда переселилось большое число греков из М. Азии, а также после 1974 г.- из Стамбула. Крупнейший храм Палео-Фалиро посвящен Успению Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2577879.html

Мыглижский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца [Болг. Мъглижкият манастир], во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь Старо-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на берегу р. Мыглижка, на склонах горы Стара-Планина, в 2 км к северу от г. Мыглиж (Болгария). Согласно преданиям, обитель возникла в нач. XIII в., в период Латинской империи на Балканах. В пользу этой версии ранее приводили греч. запись на кадильнице, которой владел игум. Кирилл (Христов; 1882-1922), упоминающую 1233 г.; однако впоследствии было уточнено, что в записи речь идет о 1733 г. В тексте на памятной доске, расположенной при входе в мон-рь, отражена легенда, согласно к-рой он был основан в честь покровителя воинов на месте, где в 1197 г. болг. царь Калоян выиграл битву с лат. крестоносцами, но иных известий об этой битве не сохранилось. В письменных болгарских источниках М. м. впервые упоминается в Четвероевангелии, переписанном в 1574 г. болгарским писцом Превулом во время правления валашского воеводы Александру II Мирчи и украшенном каллиграфом Радулом Грамматиком (НБКМ. 873. Л. 73б). В нем под 13 янв. описывается нападение отряда янычар во главе с «сильным Склавом», направленного султаном Мехмедом (вероятно, Мехмедом III, 1566-1603) для сбора «кровной дани» - мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет с целью пополнения янычарского корпуса. Когда родители спрятали детей рядом с обителью, турки «взяли в плен монастырь» и убили монахов и настоятеля иером. Гервасия. Сообщаются имена еще 3 монахов и указывается спорное число захваченных детей - 80 или 13 (в лит-ре фигурирует и маловероятное число детей - 8013, и более реальное - 813). Приписку обычно датируют 1623 г., т. к. этот год имеется в др. записи, расположенной рядом с этим текстом, где тем же почерком написаны год и имя тогдашнего Тырновского митр. Гавриила I (1611-1626). Однако 1623 г. не согласуется с временем правления султана Мехмеда III. Бесспорно, это указание является важным источником сведений о положении болг. обителей в эпоху османского владычества. Не случайно приписка заканчивается советом бежать от «сильного Склава», как только станет известно о его приближении - образ, ставший символом жестокости янычарства. М. м. также упоминается в приписке 1777 г. в печатной Постной Триоди из храма вмч. Георгия Победоносца в г. Априлци (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2564532.html

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь , глас 4 Победоноснаго Воскресения/истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/победы на враги поставила еси мук терпением,/Христа ради, Жениха твоего,/Егоже возлюбила еси./Того моли//спасти души наша. Перевод: Победоносному Воскресению истинно одноименной названа ты (Анастасия от греч. Ανσταση — Воскресение), мученица Христова, победу над врагами одержала ты терпением мучений Христа ради, Жениха твоего, Которого возлюбила ты. Его моли о спасении душ наших. Кондак , глас 2 Во искушениих и скорбех сущии,/к твоему храму притекающе,/приемлют честная дарования/от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие://ты бо присно миру точиши исцеления. Перевод: В искушениях и скорбях находящиеся, к твоему храму приходя, получают почтенные дарования от живущей в тебе Божественной благодати, Анастасия, ибо ты всегда источаешь для мира исцеления. Молитва О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред образом твоим, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Краткое житие День памяти 22 декабря/4 января Была дочерью богатого и знатного римлянина. Всем имением своим служила узникам тюрем, среди которых было немало христиан. За милосердие и самоотверженное служение заключенные назвали ее Узорешительницей, т. е. «облегчающей оковы». Наконец, и в ней признали христианку и подвергли мучениям. Однако св. Анастасия осталась верной Христу. Св. мученице молятся об облегчении уз находящихся в заточении, об обращении ко Христу заблудших и впадших в тяжкие преступления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-vel...

Монастырь Зограф (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Зограф — болгарский монастырь на Святой Горе Афон, 9-й в иерархии афонских монастырей, посвящён св. Георгию Победоносцу; один из трёх традиционно славянских по составу насельников. Монастырь Зограф (болг. Зографски манастир; греч. Μον Ζωγρφου) расположен в западной части полуострова, в 3 км от моря, в живописном заросшем лесом ущелье. Ближайшим соседним монастырем является Костамонит , расположенный в 3 км от Зографа. Существующие теперь здания сооружены преимущественно в XVIII — XIX веках. Содержание История [ править править код ] Название Зограф значит Живописец. Основан в царствование Льва Философа тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем (Ζγραφος) и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Монахи из Лидды пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители. При Михаиле Палеологе Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. 10 октября 1276 года в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом. Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году. В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, был взят штурмом греками; болгарские же солдаты как военнопленные были увезены в Грецию. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Зогр...

Монастырь Святого Павла (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь святого Павла — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 14-е место; основан в IX веке. Находится в юго-западной части Афонского полуострова, у западного склона горы Афон, в 1,5 км от побережья на высоте около 150 метров над уровнем моря. Содержание История [ править править код ] Монастырь святого Павла (греч. Μον Αγου Παλου) был основан в конце IX века святым Павлом Ксиропотамским , сыном императора Михаила I, и посвящён Божией Матери. В XIV веке обитель пришла в запустение. Начавшееся в 1365 году возрождение монастыря связано с именами сербских монахов Герасима (Радони) и Антония (Пагаси). Правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи оказывали монастырю значительную материальную поддержку. Дочь Георгия Бранковича, принцесса Мара Бранкович, много покровительствовала монастырю в тяжелые годы, последовавшие за падением Константинополя. Она передала обители Дары волхвов. Как повествует предание, принцесса Мара намеревалась сама внести эту святыню в монастырь, но ей свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи реликвии с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни. Современное состояние [ править править код ] Архитектура монастыря Святого Павла напоминает классические византийские крепости, представляя собой правильный четырехугольник, окруженный крепостными стенами. Главный соборный храм монастыря в честь Сретения Господня, был построен в середине 19 века. Для отделки здания и алтаря использовался мрамор, все детали были выполнены знаменитым мастером Иоанном Лиритисом с острова Тинос. Иконы храма написаны в технике Возрождения, однако датируются они 1900 годом. Вторым соборным храмом монастыря является храм Георгия Победоносца. Его уникальные фрески датируются XVI веком. Монастырь располагает 3 кельями в Карее, из которых келья Святого Андрея является его представительством, а также Моноксилитским подворьем на Афоне и другими подворьями за его пределами.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

Мужской монастырь Святого Креста (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святого Креста (ивр. ‏ ‏‎, груз. , греч. Ιερ Μον του Τιμου Σταυρο) — мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Один из знаменитейших монастырей на Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно старинному преданию, на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня. В настоящее время по решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем. Содержание История [ править править код ] Легенд об основании монастыря великое множество. Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью императрицы Елены Равноапостольной (ок. 250—330), его матери. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни императора Константина и его матери, возникновение монастыря можно отнести к 320—330 годам нашей эры. Однако ранние исторические источники ничего не сообщают о роли в деле создания монастыря равноапостольных Елены и Константина. Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в V веке и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую Землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь. Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского Императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ксенофонт     Ксенофонт Афон         Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.   Монастырь Ксенофонт (греч. Μον Ξενοφντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части   Афон ского царства. Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века).           (Рисунок Григоровича-Барского)   Согласно традиции, этот монастырь основан на   Афон е в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:         В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.         Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил

http://isihazm.ru/1/?id=515&c_pid=1

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010