Отчет за 1901 г. отмечает следующие аспекты благоприятного влияния ЦПШ на российское народонаселение: «– Религиозно-нравственные навыки учеников остаются и в быту и повседневной жизни: вечерние и утренние молитвы с членами семьи, приобщение домочадцев и детей к ревностному посещению богослужений. – Школа прививает благие привычки и манеры, вежливость и доброжелательность в общении с другими. Такие дети значительно отличаются от детей, которые не посещали религиозные школы. – Воспитанники церковных школ не разделяют суеверия, распространенные в простонародье» 1901, с. 285]. По данным Переписи 1897 г. процент грамотности среди русского православного населения составлял всего 21%, при этом грамотных мужчин насчитывалось 30,6%, а женщин – 9,4% с. 223]. Однако, заметим, что данные первой переписи не могли отражать точной картины, так как имели ряд методических ограничений и практических особенностей. В частности, известно, что, во-первых, практически все старообрядцы были грамотными, вместе с тем они до начала XX в. уклонялись от сообщения властям любых сведений о себе, включая сведений об уровне образования Во-вторых, зачастую число грамотных просчитывалось лишь по числу учеников школ, которые были официально зарегистрированы властями. В то время как множество мелких деревенских школ, в которых обучались крестьяне, и в которых преподавали крестьяне грамотные (в половине крестьянских домов был грамотный хозяин), отставные солдаты и другие неаттестованные учителя, не попадали в учетные записи В-третьих, по данным «Большой Советской энциклопедии» издания 1929–30 гг., процент грамотных призывников составлял в 1875 г. – 21%, а к 1896 г. вырос до 40% В-четвертых, доля детей до пяти лет в составе населения, времени проведения Переписи 1897 г., составляла около 30%, а обучение детей грамоте было принято начинать существенно позднее достижения ими возраста в 6–8 лет. Таким образом, около одной трети населения было неграмотным по малолетству В период до 1917 г. Церковью и государством были предприняты решительные действия для повышения уровня грамотности населения. Вот некоторые итоги роста грамотности населения:

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 3 Ноя 2022 По данным переписи 2021 года, католическое население Канады сократилось почти на 2 миллиона душ за 10 лет или почти на 25%, хотя все же еще составляет около 30% населения страны, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой ha CamholicNewsAgency. Эти цифры приводятся в отчете службы переписи населения при национальном Статистическом управлении Канады за 2021 год. В отчете, опубликованном 26 октября, отмечается, что численность нерелигиозных граждан уже превышает численность католиков. По результатам новой переписи, католическое население Канады сократилось до 10,9 миллиона человек и ныне составляет около 29,9% общего населения страны – в сравнении с 12,8 миллиона по данным переписи 2011 года. Это означает, что убыль католиков составила около 25% за десять лет. Только 53,3% канадцев (19,3 миллиона) ныне считают себя христианами – в сравнении с 67,3% в 2011 году и 77,1% в 2001 году. Тем не менее, католицизм по-прежнему является самой популярной религией во всех провинциях и территориях, за исключением территории Нунавут, малочисленное население которой в большинстве своем тяготеет к англиканской церкви. Квебек остается единственной провинцией страны с католическим большинством, однако и в ней их численность «значительно сократилась» по данным Статистического управления. Если в 2011 году в Квебеке католики составляли 74,7% населения, то в 2021 году лишь 53,8%, а это означает спад почти на 28%. Католическое издание CNA публично обратилось в Канадскую конференцию католических епископов и архиепархию Квебека за разъяснениями этой безрадостной статистики, однако пока не получило ответов. Среди других «христианских идентичностей» в Канаде наиболее многочисленны (7,6%) просто «христиане без указания конфессии»: их численность удвоилась в сравнении с 2011 годом. Около 3% канадцев являются приверженцами Объединенной церкви Канады (это основная протестантская конфессия, вторая величине после католической); а еще 3% принадлежат к Англиканской церкви. Среди малых конфессий так называемых «харизматических христиан» в отчете приводятся данные по православным христианам, баптистам, пятидесятникам и прочим. За последнее десятилетие отмечается некоторый рост лишь православного христианского населения и «неспецифического» христианства (неопределенной церковной принадлежности).

http://azbyka.ru/news/kolichestvo-katoli...

В последующие века, когда христианство принимали целые народы и стали крестить младенцев, период и сам чин оглашения были существенно сокращены. 100 Большинство бурятских улусов Иркутской губернии были немногочисленны, и сведения о них весьма скудны. Поиск информации затрудняет и то, что русские и бурятские названия улусов часто не совпадали, результатом чего являются значительные расхождения в их обозначении. В книге С. Патканова «Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.)», изданной в Санкт- Петербурге в 1912 г., упоминается Китойский улус в составе Аларской думы при речке Грязнухе. К концу XIX в. его население составляло 180 человек, из них бурят было 160. 101 Алят – озеро и село в Аларском районе Иркутской области. Название озера происходит от бурятского аляа – «резвый», «игривый». Алята-нур – «озорное, игривое» озеро. Алятский улус был достаточно многонаселенным: по результатам переписи 1897 г., отраженным в книге Патканова, его население составляло почти 600 человек обоего пола, преимущественно бурят (русских проживало всего 12 человек). 102 Очевидно, имеется в виду Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, наиболее почитаемый на Руси святой. Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий от смерти невинно осужденных. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай пользовался исключительной популярностью у бурят. 104 В переписи 1897 г. упоминается Шолотский улус, с населением около 240 человек, из них русских – 13. Название улуса происходит, очевидно, от Шалот – правого притока реки Уда, в Заиграевском районе. Шулуутай значит «каменистая». 105 В переписи 1897 г. означен как Куркатский улус при речке Куркате (Хурхаге) – правом притоке реки Абага в Кижингинском районе. Население его составляло около 500 человек, из них русских – 36. 106 Арака (арька) – молочная (кумысная) водка, традиционно изготавливаемая коренными народностями Алтая, Бурятии, Калмыкии путем перегонки заквашенного молока. После однократной перегонки плотность 5–11 %. Пьется только горячей, поскольку в холодном виде имеет неприятный запах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Реально побороть массовую неграмотность, которую они сами и создали, большевики смогли только после Великой Отечественной войны. Вот, что говорит по этому поводу в статье «Грамотность» Российская Педагогическая энциклопедия: «В процессе реализации провозглашённой идеи культурной революции задача распространения грамотности решалась как за счет внешних источников, так и за счет последовательного расширения и укрепления школьной сети. Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 году законодательно ввести всеобщее обязательное начальное обучение в объёме 4 классов и включить всё подрастающее поколение в систему современной культуры. В конце 1930-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80%. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 1960-х и в 1970-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959 - 32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%» «По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности, в отличие от более строгих критериев до 1917 года). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. В «Памятке для работы счетчика» в 1937 году было написано: «Помни, что грамотным нужно считать человека и в том случае, если он умеет только читать на каком-нибудь языке, хотя бы и очень медленно» - напомним, что до 1917 года таких людей относили к малограмотным. В переписном листе вопрос был сформулирован так: «Грамотен ли?». Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов Соединяя эпохи Таким образом, подводя итоги главы о народном образовании в Российской Империи, можно констатировать, что Николаю II за десятилетие 1906-1916 годов практически удалось решить проблему всеобщей грамотности населения России.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/02/...

Обновленческое духовенство – это, конечно, вопрос отдельный. Появление обновленчества было инициировано советской властью, и в дальнейшем этот раскол поддерживался государством, но к 1930-м годам поддержка сошла на нет, и репрессии коснулись обновленцев не меньше, чем тех, кто сохранил верность Церкви. Тем не менее энтузиазм по поводу новой конституции был велик среди всех слоев недавних лишенцев. Но, как показали дальнейшие события, радость оказалась более чем преждевременна. В начале 1937 года в стране Советов проводится перепись населения, в которой после сталинской редакции появился пункт о религии. Причем опросные листы не были анонимными. Все ответы были персональными, с указанием данных опрашиваемого и его адреса. Однако результаты переписи вызвали возмущение властей. Перепись была названа вредительской, ее результаты признаны недействительными и засекречены, а руководители переписи расстреляны или посажены. Историки называют две основные причины такого отношения власти к результатам переписи. Первая причина – выявленное катастрофическое уменьшение населения как результат репрессий, насильственной коллективизации и ужасного голода 1932-33 годов. Между тем сам факт голода в стране замалчивался. Вторая причина – согласно результатам переписи, большинство жителей богоборческого государства (56, 17 %) оказались верующими. «Кроме того, часть верующих в обстановке террора, когда людей арестовывали лишь за то, что у них дома хранилась Библия, уклонилась от ответа» . Конституция 1936 г. Но в Конституции 1936 г. декларируется полнота прав всех советских граждан, в том числе всеобщее избирательное право, реализовать которое они могли уже в декабре 1937 г. на выборах в Верховный Совет. Стало очевидно, что в выборах в центральный орган государственной власти примут участие люди чуждых коммунистам убеждений, люди, не перемолотые в идеологической мясорубке большевизма, явные и скрытые враги Советской власти. Но что же делать? Нельзя же расстрелять, посадить, лишить прав большую часть населения страны! И ответ напрашивался сам собой: большую часть нельзя, а наиболее активную – можно. А кто лучше всех подходит для подобной выборки? Конечно же, недавние «лишенцы».

http://pravoslavie.ru/105379.html

В 2018 году будет проведена пробная перепись населения 19 июля. ПРАВМИР. Всероссийская перепись населения пройдет в октябре 2020 года, следует из решения, опубликованного на сайте правительства. В 2018 году будет проведено пилотное обследование (пробная перепись населения). В конце июня глава Росстата Александр Суринов заявлял, что в целом затраты на проведение следующей переписи населения оцениваются в 50 млрд рублей. По его словам, методология переписи будет зависеть от объемов финансирования. При этом Суринов подчеркнул, что Росстат не планирует вносить серьезные изменения в переписной лист, который использовался при проведении переписи населения в 2010 году. Однако, по его словам, будут проработаны вопросы, позволяющие корректно оценить миграцию. Всероссийская перепись населения 2010 года в основном проводилась также в октябре – с 14 по 25 число. Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение проводились в течение трех лет. Эта перепись показала, что население страны составляло 142 млн 857 тыс. человек, что на 2,3 млн человек меньше, чем по итогам первой всероссийской переписи 2002 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 октября, 2010 7 ноября, 2010 1 ноября, 2011 15 октября, 2021 20 декабря, 2011 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nazvana-data-sleduyush...

3. Вы раньше говорили, что в Москве много татар исповедует православие. Во время переписи кем себя по национальности записали члены “Союз православных татар”? 3. Да, я говорила и говорю о том, что больше половины московских татар исповедуют Православие. Члены Союза православных татар — это те православные татары, которые занимают активную позицию и они записались татарами. Тем более, что была принята Стратегия татарского народа, в которой была признана двухконфессиональность татарского народа, а Православие признано традиционной религией татар наряду с исламом ханафитской обрядово-правовой школы. Это способствовало тому, что больше православных татар записались татарами. Не все проживающие в Москве татары являются членами нашей организаци. Когда мы говорим про членов нашей общины, то мы можем быть убеждены в том, что они записали себя татарами. А с остальными православными татарами сложилась ситуация, о которой мы уже говорили, что при переписи населения им проще записываться, не указывая свою национальную принадлежность. Особенно это касается людей, состоящих или рожденных в смешанных браках. И виноваты в этом те татары мусульмане, которые выдавливают православный татарский фактор из татарской общественной жизни, в данном случае города Москвы, а вообще во всех крупных городах. Везде, где проживают татары, всегда есть какой-то процент православных татар, даже в этнически однородных или почти однородных районах таких как Азнакаевский и Актанышский районы Республики Татарстан. Поэтому чем больше татары мусульмане выдавливают православных татар из общественной жизни, тем меньше будет татар при переписи. 4. Как Вы считаете, сколько татар проживает сегодня в Москве и сколько среди них православных татар? 4. Настоящая численность татар, проживающих в Москве намного выше, чем те цифры, которые мы имеем в переписи. На один из Сабантуев, к примеру, собралось около 350 тысяч человек. Понятно, что не все из них были татарами, но, как минимум имели какое-то отношение к татарскому народу. Теперь представьте себе, если на один Сабантуй собирается 350 тысяч человек, то, естественно проживающих в Москве татар намного больше. Мы считаем, что в Москве проживает количество татар, сопоставимое с количеством татар, проживающих в Татарстане. Это наше наблюдение. Разница в том, что в Москве подавляющее большинство татар является православными татарами, а не мусульманами. В Татарстане, если брать из всего числа татар, там большинство считают себя мусульманами, хотя практикующих мусульман процент незначительный. В Москве наоборот, меньшая часть от общего числа татар — мусульмане. Именно эту меньшую часть татар в Москве видят общественники, потому что только на нее ориентированы и не видят «под носом» православное татарское большинство. Имеются ввиду те общественники мусульмане, которые выдавливают православный татарский фактор из общественной жизни татар. Но есть редкие исключения, например Ямалеев Рустэм Файзович, и некоторые другие.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/16/otvety...

И еще. Думаю, лично меня, судя по формальным анкетным данным, устроители переписи, равно как и иных подобных мероприятий, наверняка отнесут к представителям того вероисповедания, которое им покажется наиболее логичным. Но ведь это не так. Таких, как я, вовсе не единицы. Нас много. Когда поведал об этой истории в одной аудитории, получил из зала любопытную записку: “В Казахстане во время переписи включили графу «вероисповедание»; оказалось, что православных на несколько процентов больше. После этого соответствующей графы в российской переписи уже не было”. Не знаю, так ли оно было на самом деле, только, рассуждая об этом сегодня, невольно вспоминаешь трагические события отечественной истории семидесятилетней давности. В переписи населения СССР, которая состоялась в печально памятном 1937 году, графа “вероисповедание” все же была (!). Но именно она повергла безбожные власти, с помпой отмечающие двадцатый юбилей учиненного ими государственного переворота, в состояние шока. Невероятно, но среди опрошенных половина горожан и две трети сельских жителей мужественно отнесли себя к Православию. Реакция властей последовала незамедлительно: все руководители переписи были немедленно расстреляны. Споры о русском феномене возникли не сейчас и не с нами, похоже, отомрут. Со временем острота проблемы нисколько не притупилась, сегодня она актуальна как никогда. А потому в заголовок этой главы были вынесены автором слова Ф. М. Достоевского из “Дневника писателя”. Его страстным призывом к своему народу, а по сути лаконичной емкой программой, хотелось бы ее и завершить: “…Если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры до времени, стать поскорее русскими и национальными”. 8. Евангелие для русского Некогда Святые Отцы окрестили пятым Евангелием сотворенный Господом мир. Даже не будучи знакомыми с каноническими текстами Библии, рассуждали они, более того, не обладая элементарной грамотностью, можно тем не менее уверовать в Бога и в грядущее Воскресение, лишь… внимательно и любовно наблюдая окружающее нас: звездный небосвод над головой, солнце и луну, землю, по которой ходим и из которой произрастают колосья будущего хлеба, удивительные плоды и цветы, моря и реки, животных, птиц и рыб, населяющих эти стихии, причудливую смену времен года, дня и ночи, света и тьмы…

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010