Скачать epub pdf Беседа 31 7. Подать кесарю (Мк.12,13–17; Мф 22,15–22; Лк 20,20–26). 13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. 14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? 15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. 16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. 17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Итак Бог ожидает " Своей части плодов из виноградника» ( Мк.12,2 ). Но что под этим понимается? Первый ответ дает отрывок, в центре которого стоит вопрос о кесаревой подати. Не случайно то, что вопрос этот поставлен в Иерусалиме, а не где-нибудь в Галилее. Некогда Ирод Великий правил Палестиной, как зависящий от Рима царь. Он платил Риму дань. Ирод был верен Риму, римляне уважали его и предоставляли ему значительную свободу. После смерти Ирода в 4 году до Р.Х. Иудеей управлял один из его сыновей Архелай. В 6 году Р.Х. Архелай, по причине своего жестокого режима, по просьбе делегации из Иудеи получил отставку. Кесарь Август сослал его в Галлию. После этого та часть иродова наследства, которая находилась под его управлением – Иудея, Самария и Идумея – стала римской провинцией под руководством непосредственно римского прокуратора, так что жители Иудеи отныне должны были платить подушную подать Римскому государству, то есть в сущности, императору. Прокуратор Иудеи Квириний первым делом провел в стране перепись населения и имущества, чтобы правильно установить размеры налогов. Одна, более спокойная часть населения приняла это как неизбежное зло, но некоему Иуде Галилеянину удалось поднять восстание. Он громогласно заявил, что «налогообложение равносильно введению рабства». Римляне расправились с Иудой как всегда, быстро и основательно, но его боевой клич не угасал. «Никаких налогов римлянам», – это стало лозунгом и паролем всех фанатичных иудеев-патриотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Во время переписи 1 января 1937 г., в самый разгар гонений на Церковь, безбоязненно назвали себя верующими две трети опрошенных в сельской местности и одна треть — в городах. Поскольку до войны численность населения в деревнях явно преобладала, то можно сделать определенный вывод: б о льшая часть населения страны оставалась верующей, хотя многие внешне слабо проявляли свою религиозность. Расцерковившись, они постепенно утрачивали и веру. Своих детей и внуков они не воспитывали в святой христианской традиции. Так родилось общество людей, совершенно оторванных от многовековых устоев. Выросшие на скудной, искусственной почве, без глубоких и крепких корней, они страдают от веяния вредоносных ветров и легко становятся жертвами смертного греха или губительной лжедуховности. Ветхозаветное религиозное сознание рассматривало отрицание Бога не только как опасную духовную болезнь, но и как тяжкое преступление. Любовь к Богу поставлена выше всех заповедей. На основе ее в древнееврейском праве было установлено несколько законов. 1. “Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх. 20, 2). Запрещалось отступничество от Господа; запрещалось верить и поклоняться идолам. В еврейском языке имеется два слова, противоположных по смыслу, но похожих по форме: Елогим («Бог») и елогим (“боги”). Первое является одним из имен Божиих. Второе, ввиду сходства лингвистической формы и в силу принципиального отличия содержания, указывает на подмену. Идолопоклонство, запрещенное законом, есть подмена. Язычники “называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” (Рим. 1, 22–23, 25). Уклонение в идолопоклонство наказывалось смертью (Вт. 8, 19–20). 2. Продолжением этого закона было запрещение создавать кумиров, делать изображения того, что на небе (поклонение светилам) и того, что на земле и в воде, т.е.

http://pravoslavie.ru/2994.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Но надо, как говорит преподобный Серафим Саровский, чтобы мы хорошенько поняли это. Разумеется, речь идет в первую очередь о Богом данных установлениях, о том, что явно относится к духовной жизни. Но не только об этом. Сюда же относится все, что совершается по естественным человеческим обычаям, будь то семья или гражданские законы, все, что не вступает в противоречие с христианской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4, 8). Церковь говорит о таком послушании, которое исполнено памятью о Боге, любовью и верностью Ему. За простым земным послушанием может открываться несравненно большая глубина. Такое послушание с самого Своего рождения и даже прежде рождения являет Христос. Мы помним, как Пречистая Его Матерь и праведный Иосиф Обручник, повинуясь императорскому указу о переписи населения приходят в город, где надлежит родиться Христу. На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам как Бог и Творец Закона установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям Закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8-11). Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.

http://moral.ru/обрезание-господне/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 5.8. Восстановление власти Давида 5.9. Перепись народа 5.10. Итоги царствования Давида Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 5.8. Восстановление власти Давида Давид возвращается в Иерусалим; и те, которые его преследовали, и те, кто примыкали к Авессалому, стараются с ним замириться и получить прощение, но, тем не менее, царствования Давида продолжает быть беспокойным. После победы над Авессаломом первыми Давида призвали вернуться в Иерусалим представители колена Иудина. Они же и встретили его у Иордана. Это вызвало недовольство и беспокойство прочих израильтян, чем воспользовался некий вениамитянин Савей. Он пытается отделить колена Израильские от Иудеи и устраивает восстание, возгласив: «Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!» (2 Цар. 20:1). Давид после убийства Авессалома был огорчен и оскорблен действиями Иоава. Поэтому во главе войска, которое посылается против Савея, он ставит другого человека – Амессая. Однако Иоав, узнав об этом, догоняет Амессая, убивает его и сам возглавляет погоню. Это еще одно деяние Иоава, которое показывает, насколько тот заботился о своем собственном положении при дворе царя. Ради этого положения он не останавливается ни перед какими преступлениями, которые он совершал хладнокровно, расчетливо и коварно. Как в случае с Авениром, так и в случае с Амессаем. 5.9. Перепись народа Уже в самые последние годы своего правления Давид решает устроить перепись населения, в результате чего возгорелся гнев Божий на Давида. Даже Иоав говорил: «Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?» (2 Цар. 24:3). Почему так? Почему, скажем, в книге Чисел мы видим целых два исчисления народа, и они производятся по указанию Божиему, а здесь вдруг решение Давида вызывает гнев Божий. Для чего, собственно, переписывали людей в древности? С двумя целями: чтобы определить, во-первых, сколько человек можно призвать в случае военных действий, во-вторых, чтобы увидеть, сколько налогов и податей можно собрать с той или иной территории. Во времена Давида не было регулярного налогообложения, его благосостояние держится на военной добыче, на подношениях и дани окрестных народов. Но уже в его время начинается оддержание царя за счет внутренних государственных резервов. Часть Сам Господь обеспечивал израильтянам победу. Нередко даже, по указанию Божию, количество войска сокращалось перед сражением для того, чтобы именно Божия победа была явлена для всех. А здесь Давид устраивает перепись для того, чтобы ощутить ту силу, ту власть, которую он получил.

http://sedmitza.ru/lib/text/431138/

Глава 5 1–4. Четвертое символическое действие: сбритые волосы. 5–17. Объяснение символических действий. Иез.5:1 .  А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раз­дели волосы на части. Пророк должен теперь представить исход осады Иерусалима, причем он сам опять выступает представителем осажденного города, а волосы его – жителей. Он сбривает волосы на бороде и голове и таким образом символизирует позор (ср. 2Цар 10.4–5 , ввиду чего бритье было запрещено священникам – Лев.21.5 ) и опустошение ( Ис 7.20 и д.), а тем, что пророк сбритые волосы уничтожает различным способом, он представляет способы, которым Господь совершит свой суд над населением Иерусалима и Иудеи. – «Возьми себе острый нож», слав. точнее «меч». «Уже тем, что пророк пользуется вместо бритвы мечом, указывается в чем будет дело» (Сменд). – «Бритву брадобреев возьми себе», т. е. в качестве настоящей бритвы возьми меч; слав. «острее паче бритвы». Слово «брадобрей», «галав», более нигде не употребленное в Ветхом Завете (корень его – арабский), свидетельствует, что во времена Иезекииля была уже эта профессия. Сбритые волосы развешиваются на весах, в знак особой точности Божия предопределения на 3 равные части. По LXX волосы развешиваются на 4 части и первой участи подвергаются две части; это, начиная с блаж. Иеронима, признают недосмотром переписчиков; может быть первоначально под четвертою частью разумели сожженные волосы из завязанных в одежду (см. ст. 3), а после удвоили первую часть. Иез.5:2 .  Третью часть сожги огнем по­среди города, когда исполнят­ся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрест­ностях его; и третью часть раз­вей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. «Посреди города», т. е. изображения его на кирпиче. – «Когда исполнятся дни осады», т. е. символизирующего ее лежания пророка. – Все три подробности символического действия объяснены в 12 ст. Сожжение волос означает смертоносные бедствия осады: голод и язву, а может быть и сожжение города при осаде. – «Изруби мечем в окрестностях его», т. е. вырисованного на кирпиче города; избиение предпринимающих вылазку. Символ и действительность так мало отделяются друг от друга, что это новейшему писателю поставлено было бы в упрек; но античный человек не проводил между символом и действительностью такой резкой границы, как мы. – «Развей по ветру». Означает рассеяние евреев по всей земле, начавшееся скоро после взятия Иерусалима: кроме Вавилонии часть удалилась в Египет. – «Обнажу меч вслед за ними». Рассеянные евреи будут всегда в трепете в виду преследующих их врагов. Символ на время уступает место прямой речи: Господь сам становится на место пророка, и народ на место волос. Но такое вторжение прямой речи заставляет некоторых видеть во фразе вставку из 12 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 1–2. Заботы об увеличении населения Иерусалима. 3–36. Список глав страны, живших в Иерусалиме и в городах Иудеи. Неем.11:1 .  И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах. В ( Неем. 7:4 ) сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внимание на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII-X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. – «И жили начальники народа в Иерусалиме». Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 1/10 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям ( Сир. 49:15 ) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Иуд. Древн. XI, 5, 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. – В ст. 1-м Иерусалим называется святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков ( Ис. 48:2, 52:1 ). Неем.11:2 .  И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме. Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > Родословие Иисуса Христа Сына Божьего и Сына Человеческого по Луке Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. (Лук. 3,23-4,1) (Синодальный перевод) Согласно пророчествам Христос должен происходить из рода царя Давида и родиться в Вифлиеме. Но пророчества исполняются самым непостижимым образом, совсем не так как можно было бы предположить. Дева Мария действительно рождает Христа в Вифлееме, но оказывается Она там в результате переписи населения. Родословие Иосифа Обручника действительно восходит к царскому роду, но он лишь юридический отец Того, Кто имеет Своим Отцом Небесного Бога. Евангелист Матфей, закончив перечисление предков Иосифа, говорит: «Что же касается Иисуса Христа, то Его Рождество было так…» то есть рождение Его было совсем иным, выходящим за рамки обычной генеалогии. Более того, другой евангелист, Лука, тоже приводит родословие Христа, но оно отличается от приведенного в первом Евангелии. И если для Матфея, первыми читателями которого были христиане Иерусалимской Церкви, было важно было подчеркнуть царское происхождение Мессии, то для Луки важен другой аспект – вселенское значение пришествия Христа. И если Матфей приводит генеалогию от Авраама до Христа, то Лука идет в противоположном направлении – вглубь истории – до Адама и даже до Бога. Так два направления – от Христа к прошлому и из прошлого ко Христу – встречаются в одной точке где происходит «полнота времен», где воплощается Превечный Бог. И еще: если с родословия Господа начинается Евангелие от Матфея, то у Луки родословие приводится между Крещением и уходом в пустыню. И вот тут единственный из всех евангелистов, Лука, делает акцент на возрасте Спасителя, когда говорит о том, что Он, начиная Свое служение «был лет тридцати» – возраст воцарения Давида и традиционный возраст выхода на проповедь в древнем Израиле. Перечисляя родственников Спасителя по плоти, Лука, в отличие от Матфея, не пишет, что «один родил другого», но выражается несколько неопределенно: «Был, как думали, сын».

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Закрыть 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 424 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Кто такой Кесарь? Кесарь — греческая форма латинского «Caesar». Это слово прошло путь от имени собственного до имени нарицательного. 8 октября, 2012 Кесарь — греческая форма латинского «Caesar». Это слово прошло путь от имени собственного до имени нарицательного. Выражение «Богу-Богово, а кесарю-кесарево» известно всем. Оно имеет библейское происхождение и употребляется в значении «каждому свое». Содержание статьи Кесарь: имя или прозвище? Кесарь — греческая форма латинского «Caesar». Это слово прошло путь от имени собственного до имени нарицательного. Изначально кесарем называли члена первого римского триумвирата Гая Юлия (это было его прозвище). Затем «кесарем» стали называть римских императоров, и это слово стало нарицательным. Кесари в Новом Завете В Новом Завете можно встретить упоминания о римских кесарях, так как многие события в истории раннего христианства происходили во времена образования Римской империи. Так, например, по повелению кесаря Августа о переписи населения Иосиф из Назарета с женой Марией пошел записываться в свой родной город Вифлеем, где и родился Христос Спаситель. Кесарю-кесарево Выражение «Богу-Богово, а кесарю-кесарево» известно всем. Оно имеет библейское происхождение и употребляется в значении «каждому свое». Фарисеи, желая подстроить ловушку Иисусу Христу, задали Ему каверзный вопрос «нужно ли платить подати римлянам?». Если бы Христос сказал «нет», фарисеи объявили бы Его бунтовщиком и отдали римлянам. В случае положительного ответа, народ мог бы отвернуться от Иисуса. Христос же попросил дать Ему монету и спросил у фарисея, чей портрет на ней изображен? Услышав ответ, что на монете изображен Цезарь (кесарь), Иисус произнес известную фразу «Отдавайте кесарю-кесарево, а Богу-Богово». Этой фразой Христос показал, что следует разделять политику и религию. Есть повиновение гражданской власти, а есть поклонение и служение Богу. Кесарю принадлежит лишь монета с его изображением, но не душа человека. Мф., 90 зач., 22, 15–22 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

http://pravmir.ru/kesar-kto-eto/

Что же говорит им Пилат? «Возьмите Его и по закону вашему судите» (Ин. 18, 31). Что он имеет в виду? Остатки гражданского закона, которые еще не были отняты у них римской властью, или того закона, по которому иудеи побивали камнями тех, кого считали злодеями? «Судите Его по закону вашему», — говорит Пилат. По Закону Моисея, от Бога данному, — в котором правда и справедливость. Но и этот закон становится мраком, если он отделен от света Христова. Когда Моисей явился с Илией на горе Преображения, он говорил с Господом о Его исходе. Перед лицом Божественного света он говорил о мраке, через который должен был пройти Сын Человеческий, чтобы избавить нас от вечного мрака. Иудеи отвечают Пилату: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18, 31). Да, эта власть была отнята у них римлянами, но это совершилось рукою Промысла Божия. Да сбудется слово Христово, когда Он давал разуметь, какою смертью Он умрет. Обратим сегодня на это внимание. Будем всегда помнить, глядя на то, что происходит сегодня с нами: что бы ни предпринимали враги Божии в своей злобе против истины — все содержит в Своей власти Господь и все направляет для любящих истину ко спасению. Римская власть, оккупировавшая землю богоизбранного народа, проводя перепись населения, привела Божию Матерь в Вифлеем, чтобы исполнились пророчества о месте рождения Спасителя. И теперь эта власть приговаривает Христа к смерти на кресте как преступника римской империи, да сбудутся Писания (Мф. 26, 56). Мы слышим эти слова Пилата во время его суда над Христом: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?». Господь отвечает ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 10-11). Когда Пилат употребляет свою власть, Христос молча подчиняется ему как законной власти. Но когда он надмевается свою властью, Спаситель напоминает о Себе. Вся власть, которая дана тебе — свыше. Власть Пилата ограничена, и он не может сделать больше, чем Бог позволит ему. Я помню, как Анастасия Ивановна Цветаева, прихожанка нашего храма, рассказывала, как в годы гонений на нашу Церковь следователь сказал ей: «Ты знаешь, что я могу сослать тебя туда, куда Макар телят не гонял». И она ответила ему: «Вы можете отправить меня только туда, куда меня отправит Господь Бог».

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-иоан...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010