Вопрос переписного листа был посвящен отношению к религии. Заметим, что такого рода вопрос, затрагивающий глубинные человеческие интересы, идет вразрез с канонами статистических исследований, поскольку предполагает возможность множества ответов несоответствующих истине. Приведем некоторые статистические данные переписи (см. табл. 6 и 7) по источнику Таблица 6 Численность населения СССР и РСФСР по данным Первой (1926 г.) и Второй (1937 г) переписей населения [чел.] Показатель Рост [%] Численность населения СССР, всего 147027915 162039470 Численность населения РСФСР, всего 93107746 103967924 Источник: составлено автором по с. 45–47]. Как видно из табл. 6 и 7, общая численность населения страны существенно отличается от суммарной численности верующих и неверующих, в то время как цифры должны были бы совпадать с высокой точностью. Расхождение составляет 63,6 млн. чел. или 39,3% к общей численности населения. Принимая за основу данные табл. 7 (которые подтверждаются данными других таблиц источника можно сделать заключение, что в 1937 г. число верующих и атеистов составляли примерно равные величины, при этом число православных верующих обоего пола составляло 41,6 млн. чел. или 42,3% от общего числа населения, приведенного итогом в таблице. Естественно, что даже при таких разбросах цифр статистики, говорить о победе большевистской идеологии не приходится. Сравнивая данные табл. 5 и 7, можно констатировать, что самый высокий процент сохранения самоидентификации верующих людей наблюдается у православных, и он равен 60%. На втором месте – магометане (приверженцы ислама ) с «коэффициентом стабильности» в 28%. Католики, протестанты и иудеи продемонстрировали самоидентификацию на уровне 6%, 9% и 6% соответственно. То есть, последние практически в подавляющем составе скрыли свои религиозные взгляды. Таблица 7 Состав населения СССР по религиям по итогам Второй Всесоюзной переписи населения 1937 г., всего [чел.] Веро-исповедание Оба пола, среди неграмотных Доля к 100% [%] Оба пола, среди грамотных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Закрыть Русских в России более 80 процентов Опубликованы результаты Всероссийской переписи населения 16.12.2011 1904 Время на чтение 3 минуты 142 миллиона 857 тысяч человек - таков окончательный результат подсчета населения страны. Согласно переписи 2002 года нас было 145,17 миллионов. Средний возраст россиян - 39 лет. «Российская газета» сегодня публикует окончательные официальные данные Росстата об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Россия опустилась еще на одну ступеньку в мировом рейтинге численности населения. По итогам предыдущей переписи (2002 год) мы занимали седьмое место, сейчас - восьмое. Нас по-прежнему значительно опережают Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, а на этот раз подвинул еще и Бангладеш. Даже по сравнению с предварительными итогами, которые были озвучены Росстатом в марте этого года, население уменьшилось на 48 тысяч человек. Темпы снижения численности населения ускоряются. Если сравнить 1989 год (последняя советская перепись) и 2002-й (первая российская), то за 13 лет страна потеряла 1,8 миллиона человек. А за последние 8 лет мы недосчитались еще 2,3 миллиона, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек. Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно. Умирают не только люди, но и сами деревни. В 2002 году статистики впервые зафиксировали массовое опустынивание российских сел, и в последующие годы этот процесс продолжился. С 2002 года число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысячи. Часть сел де-факто живы. Просто они вошли в состав соседних городов и поменяли статус. Но часть была ликвидирована, потому что из-за отъезда жителей в города и «естественной убыли» они опустели. Сельских населенных пунктов, которые де-юре еще существуют, но реально там никто не живет, переписчики насчитали еще больше - 19,4 тысячи. По сравнению с прошлой переписью это на 48 процентов больше. Соотношение мужчин и женщин не сильно изменилось, но по-прежнему продолжается медленное увеличение доли женщин, сейчас их на 10,8 миллиона больше, чем мужчин. По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста). Также продолжается и медленное старение населения. Средний возраст россиянина, согласно переписи, 39 лет (в 2002 году - 37,7).

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/16/ru...

Сейчас нет ни школ, ни газет; литературный язык — татарский, кряшенский же существует как язык церковного богослужения и как бытовой, продолжила Людмила Белоусова. В последние годы вместе с РБО был осуществлен перевод Нового Завета на кряшенский язык, но «государство ни в чем нам не помогает». В настоящее время существуют четыре православных прихода кряшен в республике, при этом много пустующих разрушающихся храмов. Участники пресс-конференции рассказали о кампании, развернутой против кряшен накануне переписи населения. Вопрос кряшен был «политизирован». За пять дней до переписи вышла правительственная газета для кряшен тысячным тиражом, в которой говорилось о кряшенах и татарах как едином народе. Все СМИ писали о кряшенах как о «крещенных татарах». «Началась кампания, все СМИ участвовали, началась травля кряшен», — сообщила Людмила Белоусова. СМИ писали о кряшенах как о «предателях веры». В результате переписи в Кайбитском районе, где традиционно проживали кряшены (малькеевские кряшены, выделенные в отдельную группу) — их было зарегистрировано только пять (даже по официальным данным их 2 992). Анатолий Иванов сообщил, что по результатам переписи кряшен в России насчитывается только 25 тысяч (18 700 в Татарстане), однако даже данные Института социологии и антропологии РАН говорят более чем о 320 тысячах кряшен на территории РФ. В марте 2003 года Республиканский национально-культурный центр кряшен постановил считать итоги переписи в отношении кряшен недействительными. В других регионах — Башкортостане, Удмуртии, — такого давления на кряшен не было, отметили участники пресс-конференции. В интервью «Благовест-инфо» Анатолий Иванов указал основные причины «политизированности кряшенского вопроса». Последняя перепись была сфабрикована, сфальсифицирована, убежден он; согласно же переписи 1989 года татар проживает в регионе 48,5 %, русских — 43, 2 %. «Но в число татар включены кряшены, которых 8 % , и если их вычесть, то окажется, что татар в Татарстане меньше, чем русских, а православных — 54 %. Получается, что Татарстан — не мусульманская республика и не татарская», — заключил ученый. Вторая причина, по его мнению, состоит в том, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах республики, и если кряшены будут признаны, «то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти». «А то, что кряшены — не татары, — подчеркнул Иванов, сам являющийся кряшеном по происхождению, — подтверждают и антропологические исследования».

http://pravoslavie.ru/17824.html

Священник: Эстония все же не православная страна ‘Я бы сказал, что у нас не аж 16%, а всего лишь 16%. Даже если бы православных была половина, такое утверждение было бы преувеличением. А если учитывать, что 54% населения вообще не относят себя ни к одной из религий, то и вовсе не стоит торопиться называть Эстонию православной’ 30 апреля, 2013 ‘Я бы сказал, что у нас не аж 16%, а всего лишь 16%. Даже если бы православных была половина, такое утверждение было бы преувеличением. А если учитывать, что 54% населения вообще не относят себя ни к одной из религий, то и вовсе не стоит торопиться называть Эстонию православной’ Хотя православие является самой распространенной в нашей стране религией, протоиерей Игорь Прекуп считает, что называть Эстонию православной страной было бы преувеличением. Согласно данным последней переписи, 16% населения Эстонии исповедуют православие, что делает эту религию самой распространенной в стране. «Для нас это не новость. Статистика лишь констатировала то, что мы уже знали раньше, — рассказывает протоиерей Игорь Прекуп. – Согласно данным МВД за 2008 год, православие в Эстонии представлено примерно двумястами тысячами в составе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и двадцатью семью тысячами в составе структуры Константинопольского Патриархата. Правда, в отличие от данных переписи, здесь учитываются не только люди старше 15 лет, ведь человек становится членом Церкви через таинство крещения. Данные переписи строятся на самоидентификации, то есть на том, к какой религии человек сам себя относит». Однако протоиерей считает, что малое количество лютеран – вовсе не повод для уныния для представителей этой конфессии, да и у православных нет повода для особого ликования: «Приятно, что значительное количество людей осознают себя православными, однако, за исключением великих праздников, храмы у нас от прихожан не ломятся. И это для православных повод задуматься, насколько они последовательны в своем исповедании веры». Также Прекуп отметил, что 16% православных среди населения – отнюдь не повод называть страну православной: «Я бы сказал, что у нас не аж 16%, а всего лишь 16%. Даже если бы православных была половина, такое утверждение было бы преувеличением. А если учитывать, что 54% населения вообще не относят себя ни к одной из религий, то и вовсе не стоит торопиться называть Эстонию православной», — считает священник.

http://pravmir.ru/svyashhennik-estoniya-...

Причем обструкция, исходящая иной раз не только от светских, но и от церковных кругов. Обструкция эта стала одним из проявлений уже упомянутой оппозиции: элитарная культура ⇔ народная культура, или просвещение ⇔ невежество.   Перепись 1897 года и вопрос о народной грамотности   Свидетельство «поголовной неграмотности»? Но чьей именно?   Еще более ярким проявлением оппозиции элитарной и народной культуры стали результаты произведенной в 1897 году всеобщей переписи населения. В принципе – очень важное и ценное мероприятие. Недаром во главе ее стоял известный ученый географ и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский.   «В соответствии с данными переписи в 1897 году на 1000 человек населения приходилось 211 грамотных. Эти данные, однако, требуют уточнений» .     И уточнений, добавим, весьма существенных. Главное из них заключается в том, что хотя «среди вопросов, входящих в переписной лист, был вопрос о грамотности, ситуация, когда информант умел читать только по-славянски, организаторами переписи не была предусмотрена» ! Для переписчиков, видите ли, церковнославянский язык был уже только языком «культа», то есть Церкви, но не языком русского православного народа, и не попал в список языков Империи! Таким образом, « крестьянин, который умел читать по-славянски, но не читал гражданских книг, мог восприниматься как неграмотный» . Причем авторы цитируемой книги отмечают, что такой взгляд широко разделялся и филологами-славистами, не говоря уж про рядовых деятелей переписи. Знание церковнославянского языка и умение читать на нем к грамотности ими не относилось! Поэтому, во время переписи 1897 года русских людей, владеющих церковно-славянской грамотностью, умеющих читать богослужебные книги много лучше иных выпускников семинарий, (и в силу этого сознательно и усердно соучаствующих в литургической жизни Церкви – строго говоря самом важном деле для христианина, в чем у каждого из нас будет в свое время возможность убедиться лично) просвещенные переписчики записывали в неграмотные!

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/23/...

Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся лидером партии, имеющей большинство мест в нижней палате парламента. Он, как и все министры, находящиеся в его подчинении, назначается президентом. Все члены правительства должны входить в состав парламента или обязаны стать его членами в течение 6 месяцев. Деятельность правительства контролируется Народной палатой, имеющей право вынести ему вотум недоверия, в результате к-рого либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату. Президент избирается непрямым голосованием коллегии выборщиков (избранными членами обеих палат парламента и выборными членами законодательных собраний штатов) сроком на 5 лет. Согласно Конституции, президент является главой государства, ему формально принадлежит исполнительная власть, однако на практике его основные полномочия осуществляют правительство и премьер-министр. Его заместителем является вице-президент, возглавляющий Совет штатов парламента. И.- централизованная федерация, состоящая в адм. отношении из 28 штатов, Национальной столичной территории Дели и 6 союзных территорий. В каждом штате исполнительная власть принадлежит губернатору, назначаемому президентом. Законодательный орган штата состоит из губернатора и законодательного собрания, являющегося единственной или нижней палатой, срок полномочий к-рой составляет 5 лет. Законодательное собрание роспуску не подлежит. Верхняя палата штата, в случае если парламент страны счел необходимым наличие таковой, называется законодательным советом. 1/3 его депутатов переизбирается каждые 2 года. В И. существует многопартийная система. Религия Согласно переписи населения 2001 г., наиболее распространенной религией в большинстве штатов И. является индуизм , к-рый исповедуют 80,5% населения. 13,4% населения страны придерживаются ислама . Христиане составляют 2,3% населения. Христианство в И. представлено религ. группами, которые возникали на основе древних христ. общин И., существовавших с первых веков и некогда придерживавшихся несторианского вероучения, а также церквами, появление которых в И. было связано с деятельностью миссионеров в Новое время. Более 63% христиан проживают в юж. штатах - Керале, Тамилнаде, Андхра-Прадеше и Карнатаке. Ок. 14% инд. христиан населяют сев.-вост. штаты, где они зачастую составляют даже большинство среди местного населения. Так, напр., 7 млн христиан Кералы составляют 20,4% населения штата, в то время как 0,5 млн христиан Мизорама - это 82% его населения, в Нагаленде христиан 75%, а в Манипуре - 30%. Процесс обращения в христианство малых этносов данного региона продолжается. 1,9% населения И. составляют сикхи . 1,8% - приверженцы др. конфессий или религиозных групп ( буддизма , джайнизма , зороастризма , иудаизма и др.). Ок. 0,1% населения И. не причисляют себя ни к одной из конфессий и не входят ни в одну из религиозных групп. Православие

http://pravenc.ru/text/389577.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православные составляют большинство верующих в Эстонии 10.11.2022 Православное христианство в настоящее время является преобладающей верой в Эстонии согласно последней переписи населения республики, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на сайт Estonianworld 3 ноября 2022 года. Результаты переписи показывают, что 29% населения Эстонии чувствуют принадлежность к той или иной религии, в то время как 58% ответили отрицательно, а 13% не пожелали ответить на этот вопрос. Причем количество неверующих за последние десять лет увеличилось (54 процента было в 2011 году). Из 29 процентов верующих большинство считают себя православными (16 %). Вторая по численности конфессия – лютеранство (8% населения). Другие религии исповедуют 5% населения. «Доля лиц, исповедующих религию, остается стабильной, но доля людей, не принадлежащих ни к какой религии, увеличилась по сравнению с предыдущими переписями», - говорится в заявлении статистического управления Эстонии. «Увеличение связано с тем, что на этот раз было меньше людей, которые не пожелали отвечать на вопрос о религии, поэтому можно предположить, что теперь они придерживались более определенного мнения», - отметил Терье Трасберг, ведущий аналитик Статистического управления Эстонии. В то время как доля людей, чувствующих принадлежность к православию, осталась неизменной, доля людей, исповедующих лютеранство, имеет тенденцию к снижению: по данным переписи 2000 года, 14% людей назвали себя лютеранами, тогда как к 2011 году их доля упала до 10%, и сейчас она составляет только 8% согласно переписи. В целом, христианство является наиболее распространенным в Эстонии. Из тех, кто чувствует свою принадлежность к той или иной религии, 93% в настоящее время являются христианами, по сравнению с 97% в 2011 году. Было зафиксировано увеличение доли мусульман на 0,4 процента (0,1% в 2011 году и 0,5% в 2021 году).

http://drevo-info.ru/news/28480.html

В «протоколе допроса» о. Симеона 13 мая, явно написанного следователем по письмам: «В декабре м-це мы (то есть о. Симеон и о. Поликарп (Соловьев). – Ред.) беседовали с ним по вопросу о предстоящей всесоюзной переписи населения. В этой теме нас больше всего интересовал вопрос о тайно-верующих, число которых по нашим предположениям должно увеличиться. Эти наши предположения основывались на том, что часть верующих, когда их будут спрашивать во время переписи – веруют ли они – постараются скрыть свою религиозность и заявят, что в Бога не веруют. Вот об этих лицах мы и вели суждения с Соловьевым, высказывая свои соображения о вовлечении их в нашу контрреволюционную организацию». И вот, как это теперь трансформировалось в «протоколе допроса» архиепископа Феодора 25 июля: «Я вспомнил, что мы с архимандритом Соловьевым (до этого было написано, что разговор о переписи вели Холмогоров с Соловьевым. – Ред.), в том же 1936 году беседовали по вопросу о предстоящей Всесоюзной переписи населения. В этой теме нас больше всего интересовал вопрос о тайно-верующих, число которых по нашим предположениям должно увеличиться. Эти наши предположения основывались на том, что часть верующих, когда их будут спрашивать во время переписи – веруют ли они? Постараются скрыть свою религиозную настроенность и будут заявлять, что они в Бога не веруют. Вот об этих лицах мы и вели суждения с Соловьевым, высказывая свои соображения о вовлечении этих верующих в нашу контрреволюционную организацию. Я высказал пожелание Соловьеву, чтобы он по приезде на место разъяснил руководителям групп необходимость организации лучшего обслуживания (?!! – Ред.) этих тайно-верующих и подготовки их к вовлечению в нашу организацию. Кроме того, в этой же беседе с Соловьевым мы договорились о плане изменений существующего порядка в наших группах на периферии («скитах» и «тайных домашних общинах»), в части обслуживания посетителей» (?!! – Ред.). Подобных примеров того, что, как и из чего появляется в «признательных показаниях» владыки Феодора, так много, что займет очень много времени и места, этому необходимо посвятить отдельное исследование. Подводя итог...

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

5. В процентном соотношении численность татар от общего числа населения Москвы сократилась в два раза. В 2010 году татары составляли 1,3 %, сейчас — 0,65 %. Как и на сколько это может повлиять на общественно-политическую роль татар в Москве? 5. Сложно ответить на этот вопрос, потому что общественно-политическая роль татар в Москве не всегда зависит от их численности, тем более, что реальная численность татар вряд ли изменилась, изменились только результаты переписи. Этот факт, конечно, теоретически, может быть использован, как аргумент разными общественно-политическая силами. Скорее реальная роль татар в Москве больше зависит от позиций, занимаемых татарами. Официальная численность татар может быть небольшой, а занимаемые позиции значительными. Уменьшение численности татар в Москве при переписи может заставить сделать соответствующие выводы в руководстве Татарстана и ослабить общественно-политическую роль некоторых республиканских чиновников 6. Во время переписи уменьшилось и количество тех, кто записывался кряшенами. Чем это может быть обусловлено? 6. Количество тех, кто записался кряшенами не сильно уменьшилось, всего на 4844 человека. Это может быть обусловлено тем, что наконец-то происходят положительные сдвиги в отношении православной части татарского народа. Во многом благодаря принятой Стратегии развития татар, где наконец-то православное Христианство признали традиционной религией татар наряду с ханафизмом, а татарский народ, соответственно, двухконфессиональным. Та часть, которая записывала себя ранее кряшенами, желая подчеркнуть принадлежность к православной вере (ведь перепись идёт по национальному признаку, а не по религиозному) после стратегии смелее, без смущения стали записываться татарами. Православные татары не хотят, что бы при подсчёте численности татар их «записывали» в мусульмане. Православных татар это не устраивает. Поэтому, чтобы не было преувеличенного количества мусульман за счёт православных татар, многие люди записывались кряшенами. Судьбоносный манифест в корне меняет ситуацию по переписи!

http://ruskline.ru/opp/2023/02/16/otvety...

Реально побороть массовую неграмотность, которую они сами и создали, большевики смогли только после Великой Отечественной войны. Вот, что говорит по этому поводу в статье «Грамотность» Российская Педагогическая энциклопедия: «В процессе реализации провозглашённой идеи культурной революции задача распространения грамотности решалась как за счет внешних источников, так и за счет последовательного расширения и укрепления школьной сети. Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 году законодательно ввести всеобщее обязательное начальное обучение в объёме 4 классов и включить всё подрастающее поколение в систему современной культуры. В конце 1930-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80%. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 1960-х и в 1970-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959 − 32,9%, в 1970 − 22,4%, в 1979 − 11,3%» . «По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности, в отличие от более строгих критериев до 1917 года). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. В “Памятке для работы счетчика” в 1937 году было написано: “ Помни, что грамотным нужно считать человека и в том случае, если он умеет только читать на каком-нибудь языке, хотя бы и очень медленно” − напомним, что до 1917 года таких людей относили к малограмотным. В переписном листе вопрос был сформулирован так: “Грамотен ли?”. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали» .   Соединяя эпохи   Таким образом, подводя итоги главы о народном образовании в Российской Империи, можно констатировать, что Николаю II за десятилетие 1906-1916 годов практически удалось решить проблему всеобщей грамотности населения России.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/15/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010