Прибыв, наконец, в Суздаль, Евфимий вошел, как говорил ему Дионисий, в храм Пресвятой Богородицы, встретил здесь владыку Суздальского, попросил у него благословение и, вероятно, сообщил, ради какого дела игумен Нижегородского Печерского монастыря отправил его в стольный город Суздаль. Епископ ласково его принял, ввел в свой дом и имел с ним продолжительную беседу. Вскоре прибыл отсутствовавший князь Борис Константинович. Преподобный Евфимий явился к нему и был принят с великою честью и радостью, как давно жданный гость. Затем оба они, князь и преподобный, отправились к епископу, и здесь Борис Константинович передал владыке свои намерения. Он рассказал о подвижнической жизни Дионисия Печерского, о полученном от него благословении на построение храма и обители, и указал в преподобном Евфимии будущего настоятеля, избранного не волей князя, а указанием Печерского игумена. Епископ одобрил намерение князя: «То, что ты начал, княже, — сказал он, — делай без колебаний. Ты видишь доброе начало; будем ждать от Бога и благоприятного конца. Ты принял молитву и благословение прозорливого старца; а ныне он послал и благопослушного ученика, трудоположника Евфимия, способного, с Божьей помощью, начать дело, потрудиться над ним и закончить его». Князь встал, поклонился епископу и попросил немедля идти выбрать с ним место для монастыря. Взяли они с собой преподобного Евфимия и двинулись к северу, вверх по реке Каменке, на которой стоит Суздаль. На берегу этой реки, неподалеку от города, они выбрали ровную возвышенность, с которой открывались приятные виды во все стороны. Помолившись Богу об этом, они и решили быть здесь храму и обители. Весть очень скоро разнеслась по всему городу и привлекла множество народа. Собрались суздальские князья, бояре, духовенство, иноки и миряне. В присутствии этого многочисленного собрания епископ совершил молебствие, благословил место и прочитал освятительную молитву. Потом водрузил крест там, где должен стоять престол, а князь приказал свозить камни и известь и тотчас начинать работы. Он сам своими руками заложил храм. Взяв мотыгу, начал он рыть ров; ему помогали и присутствовавшие вельможи. Немедленно затем было положено основание, причем будущий храм был наречен в честь Преображения Господня, и стали строить стены. Преподобный Евфимий позаботился о приготовлении себе и места вечного упокоения. Испросив благословение у епископа, он собственными руками отесал три камня и устроил из них себе гробницу около стены, у северных врат, неподалеку от святого жертвенника, где впоследствии и было положено его многотрудное тело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1114. Ризположенский – Евфросиниевский – Преподобинский, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Суздале, Владимирской губ., близ бывшего кремля. Основан в 1207 г. В 1227 г. здесь приняла иночество, под именем Евфросинии – Феодулия, дочь Вел. кн. Черниговского Михаила Всеволодовича, обрученная с Суздальским кн. Миною, которого она по приезде не застала в живых. Ее молитвами монастырь остался невредимым во время нашествия Батыя в 1237 г. на Суздаль. Она скончалась в 1274 г., 25 сент., в каковой день и чтится ее память; в 1699 г. мощи преподобной обретены невредимыми, митроп. Суздальским Иларионом 18 сент. положены в раку и поставлены в соборе Положения риз Богород. во Влахерне. Преп. Евфросиния завещала принимать в монастырь только девиц, а для замужних устроила близ Ризположенского Троицкий. “Ист. Росс. Иер.», V, 671; Ратшин, 41; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 144; “Опис. монаст.», 1817 г., 92; Проценко, “М-ри в России», 43; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 56; “Словарь ист. о свят.», 103; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 11; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.», т. II, Отд. I, 129; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 140; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», 1853 г., VIII, Отд. IV, 7 (ярмарка); “Владим. губ. вед.», 1843 г., 30 (опись 1628 г.); 1844 г., 8 (Евфросиния преп., кн. Суздаль.); 1852 г., 48 (ист. Суздаля и его древн.); 1853 г., 38 (надпись 1641 г. на кресте); 1854 г., 24 (ковш архиеп. Арсения 1624 г.), 33 (замечат. события, открытие мощей), 42 (Преподобинская ярмарка); Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.», I, 7 (Дело 1688 г. о постройке церкви и колокольни); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 10, 93; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 209, 387; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 691, 17; “Акты истор.», III, 224 (Сказка о допросн. речи 1643 г. о земляном вале в Суздале); “Дополн. к Акт. истор.», IX, 9 (Смотренный список 1676 г. города Суздаля); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 60; IV, 175; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 324 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 126 (чудеса от гроба преп. Евфросинии при еписк. Афанасие, 1551–1566 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г. XXXIII, 484 (опис. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XIX, 365 (о построении м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Суздаль. Кремль. Кремль. Не действует.   Год постройки:Между 1222 и 1700. Адрес: Владимирская область, г.Суздаль, ул.Кремлевская Координаты: 56.416562, 40.443367 Проезд:От центральной площади пешком 300м за запад Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кремль – первоначальное ядро Суздаля, археологически существующее с X в., а по летописям – с 1024 г. На рубеже XI–XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Расположен кремль в излучине реки Каменки, в южной части города. К востоку от кремля находится посад, а к северу – крупнейшие монастыри Суздаля (Александровский, Ризоположенский, Покровский и Спасский). Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерей­ского двора с древним Рождест­венским собором.  Территория архиерейского двора окружена невысокой кирпичной оградой с воротами со стороны собора и колокольни; а с внутренней стороны – древним земляным валом. Вблизи вала, в контрасте с линейным каменным массивом архиерейского дома, приютилась дивная деревянная церковка – Никольская церковь из с. Глотова 1766 г. – первый экспонат суздальского Музея деревянного зодчества (сам музей расположен по другую сторону реки Каменки).  По материалам официального сайта Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Суздальский кремль расположен в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором. Рождественский собор, построенный 1222-1225 г.г. из туфообразного известняка, стоит на месте храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты. Интерьер храма украшен фресками начала XIII - конца XIX в.в.

http://sobory.ru/article/?object=16658

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1628. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43235, 40.44064 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.

http://sobory.ru/article/?object=05124

Суздаль. Домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в епископских (архиерейских) палатах. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1400 и 1700. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, Суздальский кремль. Координаты: 56.41569, 40.4422 Проезд:Пешком от Торговых рядов или через р.Каменку от Музея деревянного зодчества Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1635 году против южного фасада Рождественского собора архиепископ Серапион строит огромный шатровый столп соборной колокольни, вмещающей в нижнем ярусе небольшую церковь. В отличие от многих других суздальских сооружений этого типа могучий и суровый восьмигранник колокольни с лопатками на углах как бы вырастает непосредственно из земли. Шатер, подобно крепостной башне, имеет пологий выступ кровли — «полицу» — в основании. Высокий и внушительный силуэт здания прекрасно гармонировал с величественным объемом собора, усиливая роль кремлевского центра в разросшемся и усложнившемся городском ансамбле XVII века. На колокольне в конце XVII века были установлены часы, которые отбивали не только каждый час — до недавнего времени над городом каждую минуту звенел серебряный голос маленького колокола... Уже в сообщениях источников о городском пожаре 1577 года упоминается о каменных Архиерейских палатах около собора. Теперь они представляют исключительно сложный комплекс, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий. Как показали исследования А.Д. Варганова, древнейшей в его составе является угловая юго-восточная часть — епископские палаты конца XV века. На месте северного крыла корпуса против западного портала собора в XVI веке стояла церковь Ивана Богослова (1528). В 1559 году к западу от палат была построена домовая церковь с трапезной палатой епископа, с живописной галереей паперти и редким в строительстве средней России восьмискатным пофронтонным покрытием, напоминающим новгородско-псковские храмы XIV—XV веков. В конце XVII века старые здания епископского двора XVI столетия вошли в состав новых, более обширных Архиерейских палат, построенных суздальским митрополитом Илларионом (1682—1707). Основной корпус палат, обращенный своим фасадом с широкими окнами, обрамленными разнообразными наличниками, в соборный двор, был тесно связан с собором как в композиционном, так и в бытовом отношении. Главный вход в палаты, отмеченный коническим шатриком, крытым бирюзово-зеленой черепицей, помещается на оси западного портала собора. Отсюда два торжественных широких лестничных марша вводят в обширные сени, пройдя которые посетитель попадал в огромный бесстолпный зал Крестовой палаты — главное парадное помещение второго этажа митрополичьего дворца (своды зала разобраны в 1874 г.). За ним располагался ряд комнат различного бытового назначения. Нижний сводчатый этаж занимали разнообразные службы двора, складские и хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=03193

Никон. Лет. IV, 9–10. В «Описании суздальских достопамятностей» после Даниила назван Иоанн святый. Интересно то, что он еще в 1340 г. посвящен во епископа не в Москве, а в Константинополе, по просьбе Андрея Константиновича. Такой обход Москвы и непосредственное сношение с патриархом говорит лишь за нежелание русского митрополита ставить в Суздаль епископа. У Амвросия Иоанн назван сомнительным (Истор. Рос. Иерарх. I, 176), у Строева ему совсем нет места. Думается, если и был поставлен Иоанн в Суздаль, то его едва ли признавали в Москве. В качестве предположения можно допустить новую догадку. Известен ярлык, данный ханшей Тайдулой киевскому и всея России митр. Ионе, которого суздальская летопись называет Иваном. Этим Иваном мог быть суздальский св. Иоанн. Суздальские князья, мечтавшие о великокняжеском столе, едва ли не пытались достигнуть его при своем особом митрополите. Еще при старце Феогносте они могли послать своего епископа Иоанна ставиться в митрополита. Но прежде этого Иоанну нужно было запастись ханским ярлыком, как это после делали другие – Алексий и Митяй – Михаил. Временем дачи тайдулина ярлыка называют 1347 г. Краткость содержания ярлыка, сходная с краткостью тайдулина ярлыка м. Алексию, объясняется едва ли не тем, что первый дан в прибавок к несохранившемуся ярлыку самого хана Иоанну суздальскому, когда суздальские князья прочили его во всероссийские митрополиты или, по меньшей мере, в самостоятельные епископы. Как известно, дело уладилось проще: в Суздаль в 1347 г. поставили Нафанаила. Полагают, что ярлык, данный Ионе или Ивану, дан ростовскому Иоанну (1346–1356). (Проф. Голубинский – Иоанну сарайскому – Бог . Вест. 1893 г. июль. 46 стр.). (В. Григорьев. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. Москва. 1842 г. Стр 76, 83, 91, 121, 128–129. Собр. Госуд. Гр. и Дог. II, 10). Не суздальскому-ли проездной? История с ярлыком Иоанну в связи со стремлениями суздальских князей к самостоятельности и захвату великокняжеского стола говорит за возможность открытия в Суздали в 1347 г. самостоятельной епархии. Но за неимением ясных данных для решения вопроса об отношении суздальских владык к митрополитам и их епархии к митрополии вопрос остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

дел», 349 (в 1700 г. имела 233 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 355 (челобит. 1722 г. крестьянина вотчины пустыни Беляева о наказании сына его за дурное поведение), 649 (в 1722 г. пустыне принадлежала дер. Лаврова Яросл. у.); III, 1723 г., 316 (пустынь состояла приписною за Богоявлен. Остров. м-рем), прилож., XXXIV (в 1723 г. здесь был игум. Ферапонт, 7 монахов и имела 90 двор. крестьян), CDXII (реестр церквам). 604. Александровский – Большая Лавра – Вознесенский, женский, ныне церковь Вознесения с приделом Александра Перского, в гор. Суздале, Владимирской губ. Основан в 1240 г. св. Вел. кн. Александром Невским в честь своего ангела назывался в древности «большою Лаврою – Александровским девичьим м-рем“; упразднен в 1764 г. В нем находятся гробницы: Вел. кн. Суздальской кн. Марии, в инокинях Марины, преставившейся в 1262 г., и Вел. кн. Агрипины, скончавшейся в 1293 г. Оставшаяся церковь построена в 1695 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 86; VI, 941; Ратшин, 45; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 28, 59; “Ежегодник Владим. губ. статист. Комит.», II, Отд. I, 130; “Владим. губ. вед.», 1841 г., 18 (Жалов. грам. Лжедмитрия, 1606 г., с подтверждением права владеть поместьями, о пошлинах, о суде и расправе), 19 (Грам. ц. Алексея Мих. Суздаль. Воеводе Богд. Вас. Яковлеву, 1668 г., о даче жалованья игуменье), 20 (Благословен. грам. Илариона, митроп. Суздаль. и Юрьев., на построение камен. церкви, 1695 г.), 36 (Челобитная царям Иоанну и Петру Александровского Сузд. монастыря 1685 г. об отпуске железа, олова и денег на постр. церкви); 1843 г., 30 (Опись 1828 г.); 1853 г., 38 (икона св. муч. Александра, 1572 г.); 1854 г., 28 (Мон. в гор. Сузд.); “Москов. губ. в.», 1841 г., 21 (Грам. 1606 г. ц. Дмитр. Иван. Самозванца на подтвержд. прежних грам.); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 114; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 702, 27; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 175; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 3 души крест.); “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Видя такие подвиги и терпение преподобного Евфимия, все смотрели на него не как на человека, а как на живущего среди них ангела Божия. В то время суздальским и нижегородским княжеством владел великий князь Борис Константинович [ 2 ]. Он обратился к настоятелю Печорской обители, преподобному Дионисию, с просьбой прислать к нему в Суздаль блаженного Евфимия в строители монастыря, который он задумал устроить. Блаженный Дионисий с радостью дал обещание великому князю исполнить его просьбу, и, спустя немного времени, преподобный Евфимий, приняв напутственную молитву и благословение от наставника своего, отправился в путь. Когда он пришел к городу Гороховцу, то близ него, на расстоянии около 8 верст, построил церковь во имя святого отца Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и устроил при ней общежительную пустынь [ 3 ], после чего пришел в Суздаль к великому князю Борису Константиновичу. Князь весьма обрадовался прибытию преподобного и, проведши с ним некоторое время в беседе, отправился вместе с ним к епископу суздальскому Иоанну [ 4 ]. Прибыв к епископу, великий князь открыл ему свое намерение, рассказал по порядку о жизни блаженного Дионисия — о том, как Господь удостоил его дара пророчества и о том, как он благословил его устроить обитель, рассказал также и о преподобном Евфимии. После сего князь стал просить епископа идти с ним, чтобы отыскать место для устройства обители, и епископ отправился с великим князем, а вместе с ними пошел и преподобный Евфимий. Вскоре они нашли место вблизи города на горе, у реки, называемой Каменницей, на берегу которой был расположен и город Суздаль, и это место им понравилось. Тогда они сотворили молитву, воздав Богу благодарение. После сего на это место собралось множество народа, правители всех княжеских владений, бояре, князья и сановники его двора, духовенство, монашествующая братия, а также мужи и жены разного возраста. В присутствии такого многолюдного собрания епископ Иоанн благословил и освятил место для обители и после особой молитвы водрузил крест на том месте, где надлежало быть престолу первого храма. Тогда князь повелел приготовлять камни и все, необходимое для построения храма. И когда повеление князя было исполнено, он сам первый, взяв заступ, стал своими руками копать ров, и его примеру последовали правители страны и бояре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преосвященный Костромской угощал гостей обедом, а в пятом часу отправились в шлюпке через речку Кострому в городской собор. («Соборная церковь с Ярославскою сходна фигурою, иконостас новый, хороший; в нем образ, почитаемый чудотворным, Феодоровския Богородицы, где немало богомольцев бывает».) В тот же день митрополит Платон посетил еще два монастыря: Богоявленский и Крестовоздвиженский. На другой день, поутру, выехали в Суздаль. Через Волгу до села Никольского, что в полуверсте от Костромы, владыку Платона провожали Преосвященный и костромское купечество. От генерал-губернатора послан был капитан-исправник проводить гостей, чтоб не имели остановки в лошадях. Дорога шла хорошая до самого Суздаля. Желтеющие леса, скошенные поля, села и деревеньки. В Суздаль приехали 24 августа, в третьем часу пополудни. Заехали в Спасо-Евфимиевский монастырь, где осмотрели церкви. Оттуда направились в Покровский женский монастырь, что за рекой Каменкой, в низине. Там встречены были игуменией с монахинями. Ходили по церквам, побывали в ризнице. Монастырь прежде служил местом заточения царственных особ. Здесь покоилась заключенная в монастырь после развода царица Соломония, в иночестве София, первая супруга великого князя Василия Иоанновича. В 1525 году Соломония была пострижена в монахини. Рассказывали: она билась, срывая монашеский куколь, кричала о совершенном насилии и вероломстве мужа. В этом же монастыре пребывала долгие годы в заточении и жена Петра I Евдокия Лопухина . Как память о прежних временах, в старинной церкви можно было увидеть на местных образах «несколько жемчугу»; на образах Божией Матери – серьги старинные, жемчужные, длиною почти вершков шесть. Из Покровского поехали в монастырь Ризоположенский, где их встретили священник и игумения с сестрами. Священник по входе в церковь , в которой покоились мощи преподобной Евфросинии, говорил речь... Сколько мыслей рождалось при посещении монастырей древнего Суздаля! И сколько документов истории хранили они! Князь Владимир Мономах построил здесь в 1097 году крепость и воздвиг собор. В 1113 году по настоянию киевлян Мономах согласился быть великим князем в Киеве. Младший сын его, Юрий Владимирович, удельный князь Ростовский и Суздальский, после смерти отца делал попытки получить великокняжеский престол. Далеко от Киева Суздаль. Тысячи верст. И все же Юрий организовывал отсюда военные походы на Киев. В 1154 году ему, уже старику, удалось овладеть Киевом. Он занял великокняжеский престол. А за свою настойчивую политику «длинных рук» приобрел и прозвище – Долгорукий.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

По сравнению с холодным и представительным пространством собора интерьер Евфимиевского придела пленяет своей камерностью и уютностью. Он перекрыт цилиндрическим сводом, в центре которого врезано кольцо барабана главки с четырьмя щелевидными оконцами. Роспись придела, сделанная, видимо, одновременно с росписью собора в 1689 году, также поновлена в XIX веке. В апсиде — изображения апостолов в медальонах, на арке — здесь особенно выделяющиеся своей огромностью фигуры архангелов. Роспись остальных стен посвящена в основном сюжетам жития Евфимия. Среди них представляет особый интерес помещенная на северной стене сцена монастырского строительства, которым руководит Евфимий с чертежом в руках. Это, конечно, отображение практики конца XVII столетия, когда чертеж стал входить в обиход строителей. Та же пора «русского барокко» сказалась и в архитектурных элементах росписи, проникнутых орнаментально переработанными мотивами столичной архитектуры этого времени. Вспомним, что они почти не отразились в архитектуре Суздаля XVII—XVIII веков: живописцы же были явно знакомы с новыми архитектурными мотивами как по реальным русским постройкам, так и по западным гравюрам, — это были, конечно, не суздальцы. К востоку от собора, против его алтаря, в 1642 году был погребен выдающийся полководец и борец с польско-литовскими захватчиками князь Димитрий Михайлович Пожарский. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, 1 класса, в городе Суздаль, на берегу реки Каменки, в 35 верстах от города Владимира. Основан в 1352 году, по повелению Суздальского и Нижегородского князя Бориса Константиновича, пр. Евфимием Суздальским (см. 1 апреля), которому поручено было устройство монастыря. В 1445 году монастырь был разорен татарами; в 1501 году пострадал от пожара; но затем, по милости царей Василия Ивановича и Иоанна Грозного, пришел в цветущее состояние. В Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1511 году, почивают мощи пр. Евфимия, в серебряной раке, сооруженной в 1823 году. Здесь же находится весьма чтимая древняя Корсунская икона Божией Матери. В монастыре погребен знаменитый освободитель России князь Дмитрий Михайлович Пожарский с прочими лицами своей фамилии; над могилой его памятник из белого мрамора. В ризнице между множеством богатых вещей, жертвованных князьями Пожарскими, хранятся: Евангелие с собственноручною надписью князя Д.М. Пожарского и шитая супругою его плащаница, митра пр. Евфимия, его же медный крест и рукописное Евангелие. В 9-е воскресение после Пасхи бывает крестный ход вокруг монастыря. В монастыре сохранилось арестантское отделение, устроенное для заключения лиц за преступления против веры. При монастыре находится школа имени князя Д.М. Пожарского.

http://sobory.ru/article/?object=00200

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010