В таких размышлениях, получил он от Бога великий дар умиления, так что без слез не мог даже вкушать испеченный им хлеб. Много лет подвизался преподобный Евфимий в Печерской обители Нижнего Новгорода; но свыше ему суждено было перенести свою деятельность в другие места, более видные и более в те времена населенные и важные. В первой половине XIV века город Суздаль, как уже говорилось, был столицей Суздальского княжества, в состав которого входили Нижний Новгород и Городец. Суздальские князья пользовались немалым влиянием и силой, так что в их руках оказывался и великокняжеский Владимирский стол. Если им приходилось подчиняться влиянию Москвы и отдавать по временам свои военные силы в распоряжение московских великих князей, то они уступали свою независимость не без борьбы, а князь суздальский Константин Васильевич счел за лучшее даже перенести в 1350 году свою столицу из Суздаля в Нижний Новгород, подальше от Москвы и ее властных правителей. Тем не менее Суздаль сохранил за собою свое важное и влиятельное положение, и князья не могли не проявлять своих забот о нем. Когда князь Константин перешел в Нижний, Суздаль, вероятно, остался в управлении его старшего сына Андрея. По смерти Константина в 1355 году Андрей стал великим князем нижегородским-суздальским. Он передал Суздаль своему второму брату Димитрию, который около 1360 года занял даже Владимирский великокняжеский стол, хотя вскоре был изгнан московским великим князем Димитрием Иоанновичем Донским не только из Владимира, но и из Суздаля. О третьем брате Борисе известно, что он в 1356 году, получил в удел от брата Андрея город Городец на Волге, а по смерти Андрея в 1365 году пытался захватить великое княжение, которое должно было перейти к Димитрию; но Димитрий, с помощью Москвы, осилил брата, и Борис жил потом, до смерти Димитрия в 1383 году, в своем уделе в Городце. Заняв освободившееся в том же году Нижегородское княжение, Борис правил с перерывом, до 1392 года, когда Нижним овладел, с согласия хана Тохтамыша, московский князь Василий Димитриевич. Борис был заточен в Суздаль, где и умер. Тогда же Суздальско-Нижегородское княжество кончило свое независимое существование и подчинилось Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Однако, если мы не можем прояснить этот вопрос, совершенно ясно другое и более важное, почему именно здесь возник, а потом развился до столицы обширнейшего княжества город Суздаль. Если у вас есть воображение, – а оно у вас должно быть, – вы можете подняться со мной на некую высоту и бросить оттуда взгляд на земли Центральной России. Среди песчаных малопригодных почв, вскормивших к тому же дремучие леса, лежит небольшой черноземный клин. Происхождение его загадочно. Так вот Суздаль – центр, как бы столица этого окруженного лесами куска полевой, хлебородной земли. С другой стороны, поднявшись еще выше, мы увидим, что Суздаль вовсе не в стороне от больших торговых путей, а как раз на бойком торгу. Это теперь он остался в стороне, потому что пути изменились, а раньше было так: один путь из Новгорода к Черному морю, другой путь – из Новгорода на Каспий. Суздаль возник на этом последнем. Там, где мы видим теперь красивые желтые кувшинки, текла река Каменка, достаточно глубокая для того, чтобы в нее могли заходить купеческие струги. В четырех верстах отсюда Каменка впадает в Нерль. Нерль выносит свои воды в Клязьму, Клязьма – в Оку, Ока – в Волгу. И вот уж брезжит в голубой дымке сказочный Восток – благовония, ковры, пряности, прочая роскошь. Где теперь Волго-Дон, был волок до Дона, а там уж брезжут в голубой дымке иные заморские края – Византия, Венеция, арабы; вот почему при раскопках мы находим в суздальском черноземе персидские, индийские, арабские деньги. Суздаль возник в языческие времена. Прямо перед собой мы видим горку, ту, на которой теперь стоит церковь. Это не простая горка, в языческие времена ее называли красной. Она оттаивала раньше других мест, поэтому древние суздальцы собирались там на припеке играть ярилины, любовные игры. На другой горе, направо, где теперь вы отчетливо видите кирпичное здание школы, на этом самом месте игрались игры в честь другого божества. У иных народов его зовут Вакх, Дионисий, Бахус, у суздальцев он носил более простое имя – Облупа. Игры в честь Облупы состояли в питии и веселии.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

В настоящее время Благовещенский храм представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада – над вторым проемом ворот - размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины – конца XVII века. Основными его элементами можно назвать фигурные, будто лепные обрамления окон фасадов, апсиды и паперти, а также киот иконы Спасителя. Они выполнены в виде узорчатых балясин под кокошниками разнообразного рисунка: двойные, килевидные и даже в виде тройного фронтона на апсидах. Над окнами самого храма проходит широкий резной карниз. Этот карниз и «перспективные» окна напоминают убранство гораздо более древней церкви-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи Вполне возможно, что фриз отделяет старинную кладку от той части, которой коснулись самые поздние изменения. Сейчас верхний пояс украшают декоративные кокошники и прясла. Библиография: Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С.: 42 Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 66 Воронин Н.Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 226, 227 Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 40 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 76, 77, 126, 311, 364 Касаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч.1. С.: 34 Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С.:21 Спасо-Евфимиев монастырь: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. М., 2009. 30. С.: 15, 18 Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 367

http://sobory.ru/article/?object=05124

Изображения фантастических животных на вратах до сих пор остаются своего рода визитной карточкой не только собора, но и Суздаля в целом. В том же году приглашённые из Византии мастера приступили к росписи стен собора. Работа шла три года, после чего в храме появилась фресковая живопись, фрагменты из которой сохранились в южной апсиде. В 1233 году пол собора покрыли разноцветной керамической плиткой, названной летописцем " моромором красным разноличным " . Кроме того, в отделке внутреннего помещения использовали мозаику. Спустя восемь лет после освящения отделка храма закончилась. На исходе 1237 года на Русь обрушились полчища татаро-монголов. В начале 1238 года они разорили Владимиро-Суздальскую землю, сожгли и разграбили Суздаль. Удивительно, но Богородице-Рождественский собор сумел пережить свалившуюся на город напасть, и его не пришлось отстраивать заново. Впрочем, вышел он из испытаний с потерями - пострадали Золотые врата, со всех сторон. Отделку на западных и южных воротах удалось обновить, а северные двери просто исчезли. В 1281 году в очередной раз от татаро-моногол пострадал Суздаль и этот храм. Во всяком случае, сохранились свдения о том, что в конце XIII века его ремонтировали. XIV век храм пережил относительно спокойно, но в следующем столетии, в 1445 году, Суздаль стал жертвой набега казанских татар. В ходе вероломного этого нашествия кафедральный собор загорелся, а его верхний ярус обрушился. Письменных свидетельств о тогдашнем ремонте не сохранилось. Но в 1938 году удалось обнаружить фрагмент настенной живописи второй половины XV века, что косвенно подтверждает таковой ремонт. Тем не менее, к началу XVI века здание пришло в крайне плачевное состояние. Существенная перестройка Богородице-Рождественского собора состоялась по указанию великого князя Московского Василия III в 1528-1530 годах. Старый собор разобрали вплоть до аркатурно-колончатого пояса, заменив белокаменные стены кирпичными. Верхняя часть храма получила совершенно иной облик - вместо прежних трёх глав собор теперь венчали пять.

http://sobory.ru/article/?object=00195

В заключение Пожарский просит дать новому ми­трополиту и ризницу: ибо церковь Пречистыя-Богородицы в последнем оскудении и разорении. С Шепуцкого Стана Пожарский отправился в Суздаль, поклониться гробам своих родителей, погребенных в Спасо-Евфимиевом Монастыре. Войско он поручил князю Хованскому и Козме Минину. Исполнив дело благочестия, князь воротился к Ростову и нашел там свое ополчение. Нельзя упрекать его за эту кажущуюся остановку похода; путешествие в Суздаль было предпринято не в ущерб ско­рости похода. Поход на несколько дней приостановился вовсе не от того, что Пожарский поехал в Суздаль, а от того, что не все рат­ники явились из городов в ополчение. Летописец говорит, что Пожарский послал по городам сборщиков, приказав им всех ратных людей сбивать в полки, а сам отправился в Суздаль. Те­перь, когда в Ростове корпус Пожарского вполне был сформиро­ван, он поспешил продолжать путь. Заруцкому делать было нечего под Москвой. Видя себя отовсюду стесненным, не имея и в будущем надежды, ни на расположение Пожарского, ни на возможность борьбы с ним, оставляемый вой­ском, лишенный опоры в псковском самозванце, он бежал из-под Москвы ночью, взяв с собою около половины войска. 100 В Коломне он соединился с Мариною, с которою еще прежде обвен­чался, ограбил город, пронес опустошение по Рязанской Области и стал в Михайлове. Половина войска Заруцкого осталась под Мо­сквой и перешла в ряды Трубецкого. В Ростов явился служивший прежде при Заруцком атаман Кручина-Внуков, и просил Пожар­ского спешить к Москве. «На уме у него было иное», – говорит летописец, – ему хотелось вызнать намерения Пожарского, не хочет ли Он избить казаков, оставшихся после Заруцкого». Так глубоко по­сеяна была Заруцким ненависть к Пожарскому во всем казачьем войске; так злодеи, беспокойные совестью, во всяком подозревали врага. Но Пожарский благосклонно принял Кручину и наградил его деньгами и сукнами; он хотел как-нибудь разрушить эти ложные подозрения и расположить в свою пользу закоренелых злодеев. Но вместе с тем он не верил, чтобы его милости мгновенно из­менили дух всего буйного войска и, оставаясь верным своему убе­ждению, что зло глубоко было насаждено в сердцах казаков, ре­шился действовать осмотрительнее, когда будет лицом к лицу с остатками мятежных. Опасался он в северных врагов, и из Ростова отправил на Бело-Озеро воеводу Образцова с войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (новая). макет из полимербетона ранее снесенной часовни 1885г. Часовня. Не действует.   Год постройки:Между 2008 и 2009. Архитектор: А.М. Горностаев (автор проекта) Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43334, 40.439791 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009 г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Хочу добавить к сообщению С.Риццо. Возле Спасо-Преображенского собора в 2009 г. появилась точная, но бледная копия разрушенной часовни, которую называли мавзолеем. Нынешний памятник назвать мавзолеем нельзя, так как он стоит не на могиле, а рядом. Второе. Раньше вход в мавзолей был с восточной стороны, а сейчас, почему-то, с южной. Третье. Памятник-мавзолей был сооружен из итальянского мрамора. А " точная копия " из ...кирпича. Памятник-часовня был разрушен по инициативе государственной структуры. Государство должно было выделить средства на возрождение памятника и восстановление справедливости. Но этого не случилось. Юрий Белов, член Союза краеведов России. г.Суздаль.   Прим.мод.: стоимость макета составила 40 миллионов рублей (по материалам владимирской прессы) Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 году здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. 

http://sobory.ru/article/?object=15731

Прибыв в монастырь, князь Борис уединился в келлию с преподобным Дионисием, долго с ним беседовал о пользе душевной и рассказал ему о святом епископе Иоанне и о житии его, как он призревает убогих, посещает больных и помогает вдовицам, и как он благословил его построить общий монастырь на собрание иноческого жительства. Поклонившись преподобному Дионисию до земли, князь сказал: — Благослови меня, отче, и дай мне из обители одного из учеников твоих, который был бы искусен в построении монастыря, чтобы не возвратиться мне в Суздаль без исполнения желания моего. Преподобный же Дионисий возблагодарил за все Бога, воздал Ему хвалу за неизреченное Его милосердие и сказал: — О, князь, ты устрояешь благое дело. Господь наш, Иисус Христос, да поможет твоему душеполезному начинанию и да наставит тебя в твоем стремлении к благочестию, ибо «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Сотворив молитву, преподобный Дионисий благословил князя и, обещав все, чего тот просил, отпустил его с миром. Благочестивый князь Борис Константинович исполнился радости и веселия, ибо Господь сподобил его получить желаемое, и отправился в обратный путь, в город Суздаль. В то же время велел он возить камень и известь на создание обители. Преподобный же Дионисий, по просьбе князя, избрал из братии своего монастыря благопослушливого ученика, именем Евфимия [ 7 ], и, сотворив молитву, послал его в город Суздаль. — О, чадо, — сказал преподобный Евфимию, — не унывай в скорбях, Господь тебе помощник и руководитель во всяком благом деле; иди в богоспасаемый город Суздаль. Там, в преславном храме Пресвятой Богородицы, ты увидишь священного епископа Иоанна. Тогда блаженный Евфимий был еще молод летами, но духовною мудростью превосходил старцев, украшенных многолетними сединами. Было ему всего 36 лет. Приняв от преподобного Дионисия молитву, как копие острое против видимых и невидимых врагов, Евфимий пошел на запад от обители. И дал ему Господь силы совершить свой путь легко и без замедления и скоро он достиг города Суздаля. Увидев чудный и прекрасный храм во имя Божией Матери, Евфимий вошел в него и поклонился пред святыми иконами Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и всех святых. Совершив метание пред епископом Иоанном, он просил его о благословении и молитве. Иоанн благословил Евфимия, дал ему о Христе целование и ввел его в епископские палаты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Вам самого нужно? Он повел экскурсию на городской вал. Догоняйте. На городском валу расположилась экскурсия. Девушки и юноши, большей частью в лыжных штанах и майках, сидят на траве на самом краю вала. За ними местность резко опускается в крутой петле реки Каменки. Вал, перейдя в естественный холм, убегает направо и вперед, все более и более загибаясь в подкову, так что весь Суздаль виден справа впереди, хоть и силуэтно, но очень хорошо. В низине, прямо против экскурсии, небольшая горка, словно кто положил шапку. Белая церковь и темное дерево приютились на ней. Среди живописно рассевшихся юношей и девушек стоит небольшого роста человек в сером поношенном пиджаке, с копной густых кучерявящихся темных волос. Щупленький, с сухощавым бритым лицом, он показался моложе своих пятидесяти лет, несмотря на большую усталость в глазах. Или, может быть, потому показался моложе, что мы думали найти убеленного сединами, опирающегося на палку патриарха науки, которого, может быть, уж и поддерживают под руки младшие сотрудники музея. До нас шла какая-то беседа. Это мы заключили из того, что черноглазая высокая девушка на самое ухо прокричала Варганову: – Вам бы писать обо всем надо! Очень много вы знаете! – Пробую и писать, да плохо выходит. Ругают меня в газете. Я им дело, а они мне говорят: «Не так. Ты, – говорят, – пиши образно, например: „Рассеялся туман, и блеснули купола собора“. О районе тоже просили книгу написать. С историей, конечно, у меня все в порядке, а вот за сегодняшним днем не успеваю. Принесу показывать – они руками разводят. „Милый Алексей Дмитриевич, да уж коровы в Суздальском районе давным-давно в два раза больше доят“. Я переделаю, ан коровы опять меня опередили. А вопросы мне лучше на бумаге пишите, чего кричать-то! И он негромко, не как все глухие люди, начал рассказывать: – Суздаль древнее иных русских городов, в том числе и Владимира, не говоря про Москву. Когда он возник – в точности неизвестно. Также неизвестно, почему называется Суздалем. Славянофильское предположение, что в основе лежит слово «судить», «осуждать», «рассуждать», а отсюда – суждение и суждаль, конечно, красивая мечта. Мы должны трезво взглянуть на дело и признать, что Суздаль – слово дославянского происхождения, так же как Нерль, что течет невдалеке, так же, как Клязьма. Как и все остальные, слово «Суздаль» не расшифровано, и смысл его для нас темен.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Здесь же в Покровском монастыре Варганов показал нам некоторые примеры реставрационных работ. Реставраторы как раз трудились над трапезной монастыря. Задача Варганова в реставрации Суздаля сводились к тому, чтобы сквозь слепую кирпичную кладку позднейшего времени увидеть ранние формы. – Иной раз по одному кирпичному клинышку приходится восстанавливать все окно. – Разве это возможно? – Сначала и я думал, нельзя. Но точно так же зоолог по одной-двум костям, найденным в земле, восстанавливает целый скелет летающего ящера. Интересно искали мы лестницу в архиерейских палатах. – Как же? – Стали считать слои побелок на стене. Насчитали их одиннадцать. По всей стене одиннадцать, а в иных местах только две. Значит, там, где две, что-то раньше было, что мешало белить стену. Когда прочертили границу между одиннадцатью побелками и двумя, получились очертания лестницы. Так вот, шажок за шажком, восстанавливаем все. Мы попросили показать еще что-нибудь интересное. – Да вот. – Варганов вскинул голову и показал на три окна, расположенные подряд в кирпичной стене монастырского здания. – Разве не интересно? – Окна… конечно… это очень занятно… – Слепые вы люди, разве не видите, что каждое окно по-разному отделано? Тут мы тоже увидели, что каменная резьба вокруг каждого окна разная и что это в какой-то степени нарушает архитектурный ансамбль, как если бы хозяин деревенского дома приколотил к окнам разные наличники. – Значит, поняли! А почему так получилось? – Наверно, был неграмотный архитектор. Варганов усмехнулся. – Виноват не архитектор, а характер русского человека. У каждого окна в люльках висело по мастеру. Мастера старались один перед другим, каждый хотел отличиться, сделать лучше, чем сосед, по-своему, вот и натворили… – Вы эти камни читаете, как книгу. – Да, – без ложной скромности согласился Варганов. – Здесь целые каменные фолианты. А вообще Суздаль, как он есть, – это фольклор, только выраженный архитектурными формами. Весь Суздаль – это одна каменная песня. Между прочим, такое убеждение помогло мне спасти Суздаль от разрушения. Решили было ломать все церкви, а оставить несколько самых древних построек. Что тут делать! Если церковь построена в XVIII веке, попробуй доказать ее историческую ценность. Сама по себе она, может быть, действительно ничего не стоит, но сломай – и нарушится ансамбль города, появится в ансамбле черная прореха. Только тем и убедил, что Суздаль, мол, надо брать не по отдельным церквам, а в целом. Он весь есть одна каменная песня, а из песни слова не выкинешь.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Лазаря Четверодневного и Антипы Пергамского. Лазаревская и Антипьевская церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1667 и 1745. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул.Старая Координаты: 56.422681, 40.4468 Проезд:Центр города, проход с ул. Ленина Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Лазаря Четверодневного Церковь Антипы, епископа Пергамского Карта и ближайшие объекты С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская (1667 год) — одна из наиболее замечательных приходских церквей Суздаля. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века. Антипьевская церковь (1745 год) по своим формам близка к типу деревянных клетских церквей. К ее западному фасаду примыкает нарядная шатровая колокольня с вогнутым шатром. Реставрация колокольни вернула памятнику прежнюю красивую расцветку фасадов. Профессиональная информация по объекту Лазаревская ц. Адрес: г.Суздаль, ул.Старая. Памятник архитектуры республиканского значения церковь Святого Лазаря 1667 г. в Суздале был впервые введен в научный и культурный оборот обмерами в 1956 году известным реставратором и ученым Алексеем Дмитриевичем Варгановым (1905-1977). Постановлением Совета Министров РСФСР от 30/08/1960г. церковь была взята на государственную охрану, затем передана в ведение Владимиро-Суздальского музея заповедника. Судя по сохранившимся документам, из-за постоянной нехватки денежных средств ремонты 19 века выполнялись довольно грубо. За счет более примитивных и упрощенных решений кровли при ремонте 1912 года церковь значительно потеряла в своей красоте и выразительности облика. В этот же ремонт церковь штукатурилась новинкой того времени цементным раствором, который значительно навредил в дальнейшем, не давая кладке «дышать», т.е. избавляться от излишней атмосферной и каппилярной влаги.

http://sobory.ru/article/?object=00199

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010