Суздаль – один из немногих малых городов России, где можно хорошо и качественно поесть без риска для здоровья. Можно рекомендовать ресторан «Трапезная», находящейся в бывших архиерейских палатах Суздальского кремля. Меню здесь довольно обширное – традиционно для ресторана русской кухни хороши все супы – от ухи из осетрины до русской похлебки, грибы – соленые белые и черные грузди, маринованные боровики, опята, маслята, подосиновики, горячие закуски, выпечка. Приветливая администратор Татьяна и вежливые официанты с удовольствием ответят вам на вопросы о Суздале, а бармен Василий расскажет, где ловить рыбу, на какую дичь здесь охотятся и в каком окрестном лесу можно найти землянику и белые грибы. Средний чек ресторана – 1200 руб. Помимо «Трапезной», достойная кухня в ресторанах «Улей», «Пушкарь», «Гостиный двор», «Николаевский посад», кафе «Бальзаминов дворик», «Сервант», «Славянский бар», «Блинная». Кроме того, на улицах Суздаля вы встретите много бабушек, торгующих собственной выпечкой, но не советую вам ее приобретать. Если есть желание подкрепиться пирожком или беляшом, в Торговых рядах есть «Кулинария» — качество продукции очень хорошее. ФОТО Суздаль очень живописен – невероятной красоты закаты и рассветы, грозы и радуга, луга, речка Каменка, храмы, монастыри и музеи, поэтому в городе очень много живописцев и фотохудожников. Лучшие площадки для фото в Суздале – остатки городского вала вокруг Кремля (улицы Кремлевская, Лебедева и Варганова), площадка возле Музея деревянного зодчества, смотровая площадка возле Спасо-Евфимиева монастыря, смотровая площадка около Покровского монастыря, колокольня храма Казанской Божией Матери на Торговой площади и колокольня Васильевского монастыря. КИНО В Суздале снято и снимается очень большое количество фильмов, поэтому не удивляйтесь, если встретите на улочках города Павла Лунгина , Евгения Миронова, Ивана Охлобыстина , Инну Чурикову, Петра Мамонова и других актеров отечественного кинематографа. Также, вы можете увидеть очередные возводимые или разбираемые декорации.

http://pravmir.ru/suzdal-nelubochnye-kar...

Суздаль. Ризоположенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Суздаль. Ризоположенский монастырь. На самой возвышенной части Суздаля, почти в центре стоит Ризоположенский монастырь, основанный в XIII веке. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. От первых трёх веков его существования никаких построек не сохранилось. Одна из наиболее ранних построек - трехглавый Ризоположенский собор (1560). Наиболее интересная постройка монастыря - двухшатровые Святые врата (1688 г.), которые служили торжественным входом в монастырь. Возведённые в 1688 году, ворота являются творением трёх суздальских мастеров - И. Мамина, А. Шмакова, И. Грязнова. Главный элемент декора ворот - ширинки с цветными изразцами. На гранях шатров декоративные оконца. Интересна 72-метровая Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.), возведённая в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Панораму старой улицы замыкают стоящие за овражком белые Святые ворота занимающего высшую точку города Ризположенского монастыря и свидетельствующие о понимании суздальскими мастерами широкой архитектурной композиции и связи каждой постройки с окружающими зданиями и пространством города. В огромном большинстве случаев памятники древнерусского зодчества, подобно произведениям народной поэзии, безымянны. Как сказители былин, перенимавшие свое искусство «с голоса» предшественников и учителей, совершенствовавшие или видоизменявшие это искусство, так и древнерусские зодчие учились у своих отцов и дедов, на «образцах» их творчества. Корни архитектурного мастерства уходили в глубь веков, оно росло, развивалось и осознавалось как коллективное творчество поколений. Лишь в XVII столетии, в пору начавшегося разложения феодализма, мы чаще и чаще встречаем имена зодчих, свидетельствующие о признании самодовлеющей ценности и значения творческой личности. Архитектура Суздаля дольше, чем в других больших городах, жила в условиях старозаветного быта и традиций и даже постройки XVIII века не имеют авторских приурочений.

http://sobory.ru/article/?object=00926

Дионисий отвечал: «Чадо о Христе духовное, Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Не впади же в ров преслушания, но будь послушен о Христе. Иди с Богом в путь свой, радуяся, а не скорбя. Если мы и разлучимся телом, то духом и молитвами будем неразлучны». Так ободрял старец своего ученика и в утешение открыл ему, что Бог и его наградит даром прозорливости. Ибо преподобный Дионисий сам обладал этим даром, теперь, созерцая грядущие судьбы Суздальско-Нижегородского княжества и самого Нижнего Новгорода, он с глубокой скорбью и слезами поведал Евфимию: «Ради грехов наших и за умножение беззаконий в грядущие времена, после нашего отшествия к Богу, будет запустение граду сему; а святым Божиим церквам и монастырям разорение от поганых и безбожных агарян». Заканчивая свое напутствие, Дионисий предупреждает преподобного Евфимия об ожидающей его в Суздале встрече. «Итак, чадо, не унывай, а иди, и Бог будет тебе хранителем и помощником на всякое доброе дело. Когда же дойдешь до богоспасаемого града Суздаля и будешь в преславном храме Пресвятой Богородицы, то увидишь там священного епископа Суздальского». Вероятно, Дионисий успокаивал своего ученика тем, что его путешествие в Суздаль состоится по княжескому соизволению, и он может ожидать со стороны князя и епископа благосклонной встречи, покровительства и поддержки. Простившись со своим духовным отцом, напутствуемый его благословением и молитвой, преподобный Евфимий отправился в путь. Бог хранил его в дороге, и его путешествие было благополучно. Хотя прямой целью путешествия был Суздаль, однако святой Евфимий свято помнил тот завет, с каким преподобный Дионисий отпускал в путь своих учеников. Поэтому еще по дороге в Суздаль он, в согласии с волей учителя, предпринимает построение храма и учреждение новой обители. Не дойдя верст пять до города Гороховца, он встретил место, которое ему очень понравилось. Здесь было озеро, окруженное густым и диким бором, с непроходимыми чащами и прекрасными видами. В одном месте лесной берег полуостровом вдался в озеро. Здесь и решил преподобный Евфимий построить церковь во имя святого Василия Великого, епископа Кесарийского, а при церкви основать общежительный монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

2002. Сб. 8. С. 189-193; Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. (15-16 окт. 2002 г.). Владимир; Суздаль, 2003; Тенеткина А. А. Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России//ДРВМ. 2003. 1(11). С. 130-131; Быкова М. А. Малый золотой киот иконы «Богоматерь Корсунская» XVI в.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2004. Сб. 10. С. 90-96; Волкова М. Н. Сектанты тюрьмы Спасо-Евфимиева мон-ря, 1829-1905 гг.//Там же. С. 23-30; Петина Н. Н. Хозяйство Спасо-Евфимиева мон-ря на рубеже XIX-XX вв.//Там же. С. 14-22; она же. Экономическое положение Спасо-Евфимиева мон-ря во 2-й пол. XVIII в.//Там же. 2005. Сб. 11. С. 22-27; она же. Спасо-Евфимиев мон-рь в 1-й пол. XVIII в.//Там же. 2006. Сб. 12. С. 60-65; Глазков М. Травы аптекарского огорода Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 2006; Спасо-Преображенский собор, г. Суздаль. Владимир, Житие старца Стефана. [Суздаль, 2007]; Родина М. Е. Д. М. Пожарский: Вечная память и трава забвения. Владимир, 2007; Евсеева Л. М., Борисенкова Т. Ю., Дьяченко О. А., Антыпко М. И. Иконостас из Преображенского собора Спасо-Евфимиевского мон-ря//Иконы XVII в. в собрании ЦМиАР (в печати). А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/187637.html

Суздаль. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Около южной стены Покровского монастыря стоит церковь Петра и Павла (1694 г.). Это одно из наиболее монументальных сооружений поздней суздальской архитектуры, может быть, обязанное этим влиянию ансамбля соседнего Покровского монастыря, откуда происходили и заказчики постройки. Здание выглядит скорее как собор, нежели рядовая приходская церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками. К храму примыкала с запада одноэтажная паперть с перспективным западным порталом, а с севера — придел. У северо-западного угла храма была ныне не существующая шатровая колокольня монументальных и строгих форм. Две стороны ее четверика примыкали к паперти; две наружные — северная и западная — открывались арками, опертыми на круглый и короткий угловой столб. Этот мотив был подсказан устройством подобных же арочных входов с угловым столбом в древнем соборе Покровского монастыря. Живописность и подчеркнутая асимметрия композиции Петропавловской церкви, возможно, повлияли на замысел Козьмодемьянской церкви на Каменке. Соседняя, «теплая» церковь построена в 1712 году. Один из ее престолов — Алексеевский — был учрежден сосланной в Покровский монастырь женой Петра I Евдокией Лопухиной в память о сыне царевиче Алексее — противнике петровских реформ. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» 9 мая 1934 г. прихожане Петропавловской церкви г. Суздаля жаловались в облисполком, что 16 декабря 1933 г. по распоряжению Суздальского райФО за неуплату недоимки сняли колокола с колокольни их храма. 7 июня 1934 г. было постановление Ивановского облисполкома  о закрытии Петропавловской церкви за долги. 9 сентября 1934 г. данное постановление утверждено Президиумом ВЦИК [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 755. Л. 16, 13].

http://sobory.ru/article/?object=00927

Суздаль. Церковь Лазаря Четверодневного. Карта и ближайшие объекты За торговыми рядами по дороге к Ризоположенскому монастырю с правой стороны стоит церковь Лазаря. Еще в XV веке перед северными воротами острога здесь находилась одноименная деревянная церковь, бывшая в начале XVII столетия шатровой. Существующая пятиглавая церковь (1667) по внешнему облику типична для многих церковных построек XVII века: кубический объем «четверика» с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. В промежутке средних сводов, меж столбами, на небольших парусах поставлен барабан главы. Эта конструкция известна еще в XVI веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов, откуда она проникла и в зодчество городов Поволжья. Появление здания этого типа в Суздале, возможно, говорит о работе здесь пришлых северных, может быть, вологодских зодчих. По-видимому, их же работой является построенный несколько раньше собор Васильевского монастыря. В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, «теплая» церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Лазаревская церковь холодная, построена в 1667 г., при ней теплая с престолом св. Антипы построена в 1745 г.; обе церкви каменные, с каменною же колокольнею. Означенная церковь весьма древнего происхождения и в первый раз упоминается в «жалованной грамоте Великого Князя Ивана Васильевича Спасо-Евфимиеву монастырю 1494 г. июня 29 дня», которой вел. князь за взятые им у Спасского монастыря земли отдает ему «пожни около Ветельского пруда Успенья Святой Богородицы… да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей 16 десятин…»

http://sobory.ru/article/?object=04249

В начале 90х годов реставраторы во главе с Андреем Ивановичем Нечаевым, директором Суздальского реставрационного участка, приступили к работе и сделали полностью ремонт и реставрацию кровель. Церковь обзавелась медными кровлями по ажурным тесаным журавцам стропил, новыми кокошниками второго яруса, приобрела исключительно нарядный вид. После завершения основных работ церковь из ведения Музея была передана Суздальской Зарубежной церкви о.Валентина Русанцова, ныне Суздальской Русской Православной Автономной цекви, действующий храм. В городе Суздаль на территории Торговой площади, а именно вблизи от Ризоположенского монастыря, расположены две именитые церкви: Лазаревская и Антипиевская. Лазаревская церковь, или храм Лазаря Праведного Воскрешения - это пятиглавый храм, который является наиболее ранней православной постройкой всего городского посада. Церковь была выстроена в 1667 году, а спустя некоторое, время рядом с ней возвели Антипиевскую зимнюю церковь. Лазаревский храм был сооружен на месте ранее существующей деревянной церкви, выстроенной еще в 15 столетии. Самые первые упоминания о церкви относятся к 1495 году, когда о нем было написано в грамоте, полученной от Ивана Третьего Спасо-Евфимиевым монастырем. В описи города Суздаль имеются записи, повествующие о том, что в 1667 году деревянная церковь была заменена на каменную при материальной поддержке посадских людей. Основной объем представлен четвериком, искусно украшенным наличниками, широким карнизом, оснащенным изразцовым поясом и подковообразными кокошниками. Со стороны востока к зданию пристроены три апсиды. Украшение световых барабанов сделано в виде аркатурно-колончатого пояска, все углы которого выставлены на кокошники, представленные в виде подковок. Важным отличием Лазаревской церкви от других суздальских храмов является то, что угловой храм не глухой, а имеет оконные проемы, что говорит о редко применяющейся конструкции здания. Во внутренней части здания имеется два больших столба, служащих в качестве опоры для коробовых сводов, которые формируют световые отверстия возле углов барабана и у его центральной части.

http://sobory.ru/article/?object=00199

Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Симеона Столпника и Смоленской иконы Божией Матери. Симеоновская и Смоленская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:не ранее 1696. Адрес: Владимирская область, Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.432314, 40.443549 Проезд:напротив Спасо-Евфимиевского монастыря Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Смоленской Иконы Божией Матери Церковь Симеона Столпника Карта и ближайшие объекты Против юго-восточного угла Спасо-Евфимиевского монастыря рядом стоят три заслуживающих нашего интереса памятника. Здесь лежала принадлежавшая Спасо-Евфимиеву монастырю слобода Скучилиха, населенная всяким работным людом и в том числе монастырскими каменщиками и кирпичниками. В слободе были две деревянные церкви, построенные в XVI—XVII веках; одна из них была шатровой. На их месте поставлены существующие каменные церкви — большой храм Смоленской иконы богородицы (1696—1706; реставрирован в 1960 г. О.Г.Гусевой) и «теплый» Симеоньевский (1749). Смоленская церковь имеет ряд общих черт с уже виденными нами постройками этого времени. Карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников напоминает карнизы Цареконстантиновской церкви (1707), широкие плоскости стен с тремя симметрично расположенными окнами мы отмечали в Вознесенской церкви Александровской «большой лавры» (1695). Эти постройки создавались почти одновременно. Видимо, в строительстве суздальских горожан еще на рубеже XVIII века существовала старинная система определения заказа новой постройки путем перечисления в порядной записи тех виденных заказчиками образцов, детали которых надлежало воспроизвести в новой постройке. И в большинстве случаев мастера не просто повторяли указанные им мотивы, но органически вводили их в замысел нового, каждый раз оригинального здания. Но главным был живой интерес мастера к старым памятникам города и к росшим на его глазах постройкам их собратьев. Зодчий Смоленской церкви, может быть, работал с прославленными суздальскими мастерами — Маминым, Грязновым и Шмаковым — или, во всяком случае, внимательно изучал их постройки. Особенно хорош по своей пластичности и свободе исполнения северный портал церкви, кажущийся как бы лепным . Колокольня при церкви принадлежит позднейшей поре классицизма рубежа XVIII—XIX веков, а стоящая к северу от нее «теплая» Симеоньевская церковь крайне искажена позднейшими переделками.

http://sobory.ru/article/?object=00197

Князь Борис Константинович оставил по себе добрую память своим благочестием и набожностью. С великим уважением относился он к иноческому чину и с готовностью жертвовал монастырям все для них нужное. Бывая в Нижнем Новгороде, он посещал Печерскую Вознесенскую обитель, приходил к преподобному Дионисию за благословением, подолгу вел с ним душеполезные беседы и удовлетворял нужды братии. Питая любовь к своему родному Суздалю и радея о его духовных пользах, князь Борис около 1351 года пришел к мысли создать там новый общежительный монастырь. На это дело он и испрашивал у преподобного Дионисия его благословения. В одну из бесед князь просил у святого Дионисия благословения и содействия в устройстве общежительного монастыря в Суздале. «Я имею сердечное желание, если поможет Бог по твоим молитвам, создать каменную церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Его честного и боголепного Преображения. Хочу и обитель духовную устроить, на упокоение братии, и общежительный монастырь. Благослови же меня, отче святый, и помолись Богу. И пошли мне из своей обители одного из твоих учеников, кто был бы благопотребен на то Божие дело, на создание храма Господня и на устройство монастыря». Дионисий отвечал: «Благочестивый княже! если мы желаем сделать доброе дело, то Господь Бог — помощник. Он и будет руководителем в твоем благом и спасительном начинании и направлять твои стопы идти непреткновенно на благочестие». Сотворив молитву, Дионисий дал князю благословение и целование и отпустил с миром. Князь Борис, обрадованный сочувствием и молитвами преподобного, возвратился в Суздаль и немедленно стал готовить материал и все нужное для построек. Исполняя просьбу князя, Дионисий делает выбор среди своих учеников; но при этом принимает решение послать их не только в Суздаль, а и в другие места для служения Церкви, утверждения веры и благочестия, распространения монашества. Созвав братию обители, он избирает среди нее 12 иноков, наиболее твердых и ревностных в делах благочестия. Среди них были преподобный Евфимий, преподобный Макарий (память 25 июля/7 августа). Сотворив молитву и благословив учеников, Дионисий посылает их в верхние и нижние страны, куда каждому укажет Бог. Послушные ученики с радостью отправились в путь по своему желанию. Только преподобный Евфимий получил поручение идти в точно указанное место, именно в Суздаль, к князю Борису. Он был еще молод, имея отроду около 36 лет, но богатый опытом настоятель усматривал в нем духовную зрелость, какая не всегда бывает и в преклонных летах. Тем не менее, сам преподобный Евфимий считал возлагаемое на него поручение свыше сил своих. Тяжело ему было расстаться и с своим духовным отцом, которого он много любил и в руководстве которого чувствовал нужду. И он пытается отклонить возлагаемое на него дело. На коленях и со слезами Евфимий умолял преподобного Дионисия: «Господине и отче, не оставь меня сирым; не отлучай меня от твоего преподобия, чтобы не быть мне пришельцем на чужой земле».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Петра и Павла и Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1694 и 1712. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.428038, 40.435585 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь в честь свв. Апостолов Петра и Павла построена в 1694 г. усердием «служек Покровскаго девичьяго монастыря», по благословению митрополита Иллариона. Петр Иванович Зверев (1817-1889) в 1839 году рукоположен во священника к Петропавловской церкви и г. Суздаля, где и прослужил сряду 36 лет. Придельный престол в ней в честь Святителя Митрофания, Воронежского чудотворца, устроен в 1845 г. дворянкой Екатериной Петровой. По своим размерам церковь могла бы быть собором. Обширный объём храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоят пять барабанов с главами. Основной объём храма окружён с запада одноэтажной папертью, а с севера приделом такой же высоты. С северо-западной стороны к паперти примыкала колокольня, которая не сохранилась. Однако эта колокольня предопределила некоторую асимметрию строения. Колокольня сохранившегося Петропавловского храма разрушена. Храм имеет четырёхскатную кровлю. Верхний ярус стен составляет пояс из кокошников - по шесть на каждой стороне. Декоративной убранство храма строгое и относительно скромное. Стены храма расчленены на три части вертикальными лопатками. Между лопатками расположены окна с нарядными наличниками. С запада на паперть ведёт перспективный портал. Барабаны кровли опираются на кокошники. В конце XIX в. в церкви находились старинные вещи: а) Напрестольный серебряный крест с св. мощами и с надписью: «1738 года построен сей крест тщанием приказнаго Василия Андреева Воронина»; б) Евангелие, напечатанное в 1704 г. и пожертвованное приказным слугой Покровского девичьего монастыря Даниилом Афанасьевым. Причт-штат: священник и псаломщик. Годовой доход причта не превышал 400 руб. серебром. Приход в конце XIX века 150 дворов, душ мужского пола 175, а женского пола 336 душ (1897 г.).

http://sobory.ru/article/?object=48355

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010