Особое значение для истории Кормчей книги имеет переписанный с «Суздальских правил» кодекс ГИМ. Воскр. 28, к-рый был положен в основу 1-го издания Кормчей. При подготовке публикации использовалась также «суздальская харатейная» рукопись, о чем свидетельствует помета в печатной Кормчей: «из суздальской харатейной» (Кормчая. М., 1653. Л. 222 об.; помета относится к одной из редакций правила, приведенного в печатной Кормчей в 2 редакциях). «Суздальская харатейная» рукопись упоминается также в маргиналии в Кормчей Успенского собора (ГИМ. Усп. 21/173. Л. 145 об.): «Сие правило списати из суздалскои харатеинои, тамо лучше». Печатная Кормчая неоднократно переиздавалась до 1839 г. и служила основным источником канонического права в России. Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 151, 162-163, 169-173, 175, 178, 201-203; Т. 9. С. XIV; Т. 12. С. 116, 142, 146-147, 153-154, 193-196; Т. 22. Ч. 1. С. 464, 468, 485, 488-489, 492, 496-498; Т. 23. С. 179, 191, 193; Т. 24. С. 186, 194, 197; Т. 25. С. 279, 292, 295-296, 301, 323-326; Т. 26. С. 243, 247-248, 252, 258-261; СбРИО. СПб., 1882. Т. 35. 24. С. 134; РИБ. СПб., 1908. Т. 6. 84. Стб. 631-634; 88. Стб. 657-670; 89. Стб. 671-674; 91. Стб. 679-684; 110. Стб. 745-748; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 54, 74, 78, 86; АСЭИ. М., 1958. Т. 2. 474. С. 513; 476. С. 515; Покровская В. Ф. Летописный свод 1488 г. из собрания Н. П. Лихачева//ПКНО, 1974 г. М., 1975. С. 31-32; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65; 52. С. 189-191; Ч. 2. 77. С. 252-253; 79. С. 258-259; Ч. 3. 38. С. 108-109. Лит.: Шляпкин И. А. Описание рукописей Суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-54; Диев М. Я. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 47-48. (Мат-лы для истории Рус. Церкви; Вып. 4); Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 29-30; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 183; Щапов Я. Н. Византийское и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. C. 152-153, 266-267; Белякова Е. В. Особые редакции сборника XIV титулов в византийско-слав. традиции//Церковь в истории России. М., 1999. Сб. 3. С. 37-38; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 148, 156; Каталог слав.-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 293-313, 455-456.

http://pravenc.ru/text/187694.html

Периодизация могла иметь дополнительные деления внутри периодов, причем не только хронологические, скажем, «литература конца XV – первой половины XVI века» или «литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-литовской интервенцией», но и географические – выделялись литература Киевская, Черниговская, Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и т. д. Но основные исторические вехи, к которым привязывали периодизацию, оставались неизменными: монголо-татарское нашествие; свержение монголо-татарского ига, связанное с ростом Москвы и образованием Московского государства; Смутное время и т. д. Вот как выглядит периодизация древнерусской литературы в наиболее популярных учебниках и «Историях», изданных (и переизданных) в последние десятилетия ХХ – начале XXI века: Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. М., 1966; 8-е изд. М., 2002. 1. Литература Киевской Руси. 2. Литература периода феодальной раздробленности XIII–XIV bb. 3. Литература периода объединения Северо-Восточной Руси и образования русского централизованного государства (с конца XIV до начала XVI b.). 4. Литература периода укрепления русского централизованного государства (XVI–XVII bb.). Кусков В. В. История древнерусской литературы. 7-е изд. М., 2002. 1. Начальный период формирования древнерусской литературы (конец X – первая половина XI bb.). 2. Литература Киевской Руси (середина XI – первая треть XII bb.). 3. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая половина XIII bb.) – период формирования и развития местных и областных литератур. 4. Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII–XV b.). 5. Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI bb.). 6. Литература формирующейся русской нации (XVII b.). Литература переходного периода, в котором выделяются два этапа: первый от начала века до 60-х годов и второй от 60-х годов до конца XVII – первой трети XVIII bb. «Последний этап и может быть определен как переходный период от литературы Древней Руси к литературе Нового времени» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

3.     Рудинский Н., свящ. «Жизнь и труды святаго Апостола Павла». - СПб, 1912. 4.     Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника» - М.: Приход храма Казанской ик. Б.М. в Ясенево, 2002 - Переиздание с одноименной книги 1905г. 5.     Хитров М.И., прот. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. - М.: Изд-е Афонского Русского Пантелеимонова мон-ря, 1895. При решении вопроса о присвоении Преосвященному Феофану степени доктора бословия были взяты к рассмотрению главным образом два труда: «Толкование на 118 псалом» и «Евангельская история о Боге Сыне...». Собрание писем, вып. 7, стр. 50. Цит. по Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника». - стр. 327 Преосвященный Феофан. «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия». - стр. 414-416. Цит. по Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника». - стр. 329 Слова епископа Феофана. О православии. Стр. 193. - Цит. по Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника». - стр. 329 Корсунский И., проф. «Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. Биографический очерк» - стр.250. Цит. по: Корсунский И., проф. «Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. Биографический очерк» - стр. 251. Хитров М.И., прот. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. - стр. 163. Защищая Павлово авторство послания к Евреям на основании свидетельств древних святых отцев, свт. Феофан делает следующие выводы: Послание написано из Рима (см. Евр.13:24) в конце первых уз (ок. 63-64г.) уверовавшим евреям с той целью, чтобы удержать в вере слабых и привлечь к ней еще не уверовавших иудеев, доказывая превосходство христианства над иудейством, увещая благодушно терпеть гонения от собратьев по крови и язычников. Поскольку адрессатами могли быть как евреи Иерусалима, так и Антиохии, Ликаонии, Асии, Македонии и Ахаи, «лучше будет оставить сей вопрос без определенного решения... Верующие из евреев всех почти мест, где основаны св. Павлом церкви, читая сие послание могли думать, что оно к ним именно направлено, и тем охотнее принимать написанное.

http://bogoslov.ru/article/561751

домовый храм Новомучеников и исповедников Российских при частной школе В. Б. Купреева «Универсальный центр обучения» в Новогирееве. Настоятель храма и благочинный Московского округа РПЦЗ Сергий Киселёв в 2000 г. вернулся в РПЦ, в 2002 г. снова перешел в РПЦЗ. Последние священнослужители данного прихода иером. Алексий (Благов) и прот. Олег Орешкин в 2007 г. вошли в состав клира Московской епархии РПЦ в рамках объединения РПЦЗ и РПЦ. В наст. время в М. действует единственная община «зарубежников», зарегистрированная в 1997 г. как «приход Русской православной Церкви за границей». Настоятель общины свящ. Евгений Корягин в 2000 г. отделился от предстоятеля РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы) и поддержал ушедшего в раскол бывшего главу РПЦЗ митр. Виталия. Не имеет регистрации в качестве религиозной орг-ции отделившаяся от РПЦЗ Никольская община в М., к-рую возглавляет бывш. настоятель Марфо-Мариинской общины РПЦЗ Алексий Аверьянов, окормляющий также приход в Подольске. В 2010-2012 гг. для его общины был построен Никольский храм в Пресненском р-не при адм. здании. Официально храм находится в ведении некоммерческой орг-ции «Русский культурно-просветительный фонд им. св. Василия Великого». При участии Аверьянова в 2010 г. открылся «Русский издательский центр имени Святого Василия Великого», в 2013 г. он учредил издательство «Царский дом». «Суздальский раскол» В 1991 г. было зарегистрировано «Суздальское епархиальное управление Российской православной свободной церкви» (РПСЦ) в составе РПЦЗ. Статус подворья Суздальской епархии в М. получил зарегистрированный в 1993 г. «Николаевский приход Российской православной церкви». После разрыва Суздальского и Владимирского еп. Валентина (Русанцова) с РПЦЗ в 1993 г. значительная часть общин перешла в юрисдикцию Русанцова. РПСЦ была переименована в 1998 г. в «Российскую православную автономную церковь» (РПАЦ), в наст. время более известную как «суздальский раскол». Первой в М. непосредственно в юрисдикции Русанцова была зарегистрирована в февр. 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Евфимия они нашли совершенно расслабленным. Его отнесли в мон-рь, он покаялся в церкви и после молитвы к Е. получил исцеление. Житие повествует о многочисленных случаях исцеления по молитвам к святому бесноватых, расслабленных и больных лихорадкой. Память Е. встречается в месяцесловах не позднее 1-й пол. XVI в. (ГИМ. Син. 336. Л. 209-209 об.; 388. Л. 96 об.). Е. прославляется в Похвальном слове русским святым 2-й пол. XVI в. суздальского инока Григория ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского//АиО. 1997. 2(13). С. 138) и в Похвальном слове русским преподобным 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 588). В Уставе московского Успенского собора (ок. 1634) говорится: «Месяца апреля в 1 день преподобному Еуфимию Суждальскому благовест в лебедь, трезвон средней, а поют с полиелеосом» (РИБ. Т. 3. Стб. 75-76). Преподобный упомянут в синодике Недели Православия Успенского собора. Акафист Е. издан в С.-Петербурге в 1873 г. (переизд.: Суздаль, 2002). В нач. XX в. память Е. праздновалась 4 раза в году: 1 апр. (день кончины), 4 июля (день обретения мощей), 22 февр. (память перенесения мощей в 1657) и в 9-ю Неделю после Пасхи (по случаю переложения мощей в 1823 в новую раку), при последнем празднестве совершался крестный ход вокруг мон-ря. В 1904 г. мон-рь торжественно отметил 500-летие кончины Е., 3-4 июля 1907 г. в Суздале праздновалось 400-летие обретения мощей преподобного. Имя Е. включено в Собор Радонежских святых (празд. установлено в 1981) и в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982). 14 апр. 2004 г. в Суздале отмечалось 600-летие преставления Е., в этот день в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря была отслужена 1-я за 80 лет Божественная литургия, которую совершил архиеп.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Апокрифическая переписка Апостола Павла с коринфянами. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. Муретов М.Д. Есть ли указание на духовные браки в 1 Кор. 7, 36—38 и 9, 5//Богослов. вестник. —1903. — Июль — авг. — С. 376—392, 633—655. Мышцын В.Н. Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: 1—5/Под ред. и с предисл. Н.И. Троицкого. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля, 1900—1906. — Вых. дан. 2—6: Тула: Тип., Фортунатова. ·  Вып. 1: Св. Апостол Павел и его Послания. — 1905. — 41 с. ·  Вып. 2: Римская Церковь и Послание к римлянам. — 1905 (обл. 1906).— 141 с. ·  Коринфская Церковь и Послания к коринфянам. — 1906. — 76 с. ·  Колосская Церковь и Послание к колоссянам; Фессалоникийская Церковь и Послание к фессалоникийцам. — 1906. — 190,5 с. «Чтоб питаться словом Божиим и питать им в себе духовную жизнь, надобно усвоять его вседушно. Для сего, приступая к чтению, поставь себя в при­сутствие Божие и испроси у Господа просвещение разума; затем, молитвенно открыв сердце свое к принятию истины, пойми размышлением и уясни содержание прочитанного. К понятому потом возбуди сочувствие, или проведи его до сердца и полюби его; излюбленным восхоти воспользовать­ся в жизни, или определи, в каких случаях твоей жизни мо­гут найти применение понятые и возлюбленные тобою истины и прилагай их к делу. Это и будет усвоение Писаний вседушное». - Цит. по: Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. - М.: Приход храма Казанской ик. Б.М. в Ясенево, 2002 - Переиздание с одноименной книги 1905г. - стр. 329 Слова епископа Феофана. О православии. Стр. 193. - Цит. по Смирнов П.А. Указ. соч. - стр. 329 См: Корсунский И., проф. Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. Биографический очерк. - М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1895 - стр.251. Так, при толковании 1 Кор. 4:11 экзегет уточняет значение греческих слов: « Страждем – κολαφιζμεθα – выражает, когда выталкивают кого из дому.

http://bogoslov.ru/article/2454099

Духа. К 1920 г. в Е. м. проживали настоятельница игум. Серафима, 17 монашествующих сестер и 66 послушниц. Большую часть зданий (каменные 2-этажный корпус с пристройкой для чтения Псалтири, дом настоятельницы, здание церковноприходской школы, два 2-этажных келейных корпуса, хозяйственные службы) занимали «советские учреждения и квартиры советских служащих». Сестрам были оставлены 6 келий, скотный двор и 2 погреба. У мон-ря конфисковали все земельные владения, кроме огородов (1742 кв. саж.) в Суздале. В 1922 г. проходило изъятие церковных ценностей , к 10 мая у Е. м. было конфисковано 10 пудов 30 фунтов 25 золотников и 12 долей серебра. В протоколе от 21 апр. 1922 г., составленном особой комиссией, среди прочего значится рака весом 3 пуда 27 фунтов (ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. 177. Л. 99, 100; Ф. Р-366. Оп. 1. 192. Л. 41 об.). Т. о., именно весной 1922 г. мощи прп. Евфросинии поступили в Суздальский музей, а рака - в суздальский уездный финотдел. До нач. 40-х гг. XX в. мощи были выставлены в размещавшемся в бывш. Богородице-Рождественском соборе антирелиг. отделе музея. Афиша музея 1930 г. оповещала: «После реставрации открыт бывший собор - антирелигиозный отдел, показывающий классовую сущность религии на экспозиции, мощи, иконы и др. предметы, разоблачающие реакционное учение Церкви» ( Аксенова. 2002. С. 67). Сохранился текст глумливых пояснений, выставленных в экспозиции. Впосл. мощи хранились в фондах музея, а 16 нояб. 1988 г. были переданы приходу суздальской ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены. 8 февр. 1923 г. Е. м. был закрыт, в мае 1924 г. хозяйственные и жилые постройки переданы в распоряжение ОГПУ, в них разместились сотрудники (и их семьи) особого дивизиона по охране концлагеря, находившегося в Евфимиевом суздальском мон-ре. Ризоположенский собор до сер. авг. 1928 г. был в распоряжении Суздальского музея, затем по указанию Главнауки Народного комиссариата просвещения в здании храма был устроен политизолятор ОГПУ. Главный иконостас разобрали и перевезли на склад Суздальского музея в Троицкую ц., паникадило и придельные иконостасы оставались в храме. Одновременно территория монастыря была переименована в Военный городок, а после ликвидации политического изолятора в кон. 30-х гг. XX в.- в Коммунальный городок.

http://pravenc.ru/text/Суздальский в ...

35 . Но то, что замышлял он сам в себе, не давало ему покоя. Не безызвестно было, что кого считали преданным Иоанну, того обвинял он в нерасположении к себе и питал к нему подозрение, а иногда, придумывая причины, даже жестоко наказывал нерасположенных. Вообще,– он не хотел разделять с Иоанном и имени царя, и всячески старался совершенно удалить его от власти. К этому подстрекали его некоторые приближенные сестры его Евлогии, и то обстоятельство, что подрастал сын его Андроник, которого не возвести на престол казалось ему делом ужасным и невыносимым; но сильнее всего увлекали его величайшее честолюбие и необыкновенная гордость, не знавшая пределов. Поводом к такому безрассудному стремлению было взятие города, которое одно казалось ему достаточным для утверждения его на царском престоле. Представляя, что единственно он призван был в столицу, Палеолог полагал, что единственно он же должен и царствовать. Впрочем, сколь не ужасным казался такой замысел,– для народа оставался он пока еще тайною, хотя люди, смотревшие глубже, как из многого другого, так и из того обстоятельства, что Иоанн не входил в город вместе с Михаилом, легко проникали в душу последнего и замечали, что она исполнена дикой жадности, побуждавшей его, чрез нарушение клятвы, тяжко грешить пред Богом, и воздымавшейся так высоко, что человеку мыслящему нельзя было не видеть ее. А это послужило началом великих бедствий для римлян и причиною невыносимого смятения. Впрочем, тогда-то он старался устроить дела городские, как можно безопаснее. Видя, что генуэзцы, как наличные, так и ожидаемые, были многочисленны, и что они не расположены легко подчиниться римлянам, но при случайных предлогах готовы произвесть возмущение, как люди надменные и жестокие, он не признал полезным оставить их в городе, но сперва приказал им поселиться особо в Ираклее Фракийской, а потом нашел более безопасным дать им отдельное место против Переи, близ крепости Галатийской. Венециан же и пизанцев, так как они были немногочисленны, признал справедливым оставить внутри города и только отделил их от прочих. С этою целью, имея в виду и собственную безопасность, он приказал немедленно срыть две крепости, одну построенную в приморской части площади, а другую за Галатою, и таким образом генуэзцев поселил к западу от Переи, близ Галаты, и притом на большом протяжении, а прочим назначил особые места для жительства. Кроме того, каждому из означенных итальянских народов позволено было иметь и особую торговую площадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      3 моркови, 1/2 стакана фасоли, 1 кочан цветной капусты, 1 луковица, 30 г растительного масла, 700 г рыбы, соль, переи,, 1,5 стакана воды, укроп, петрушка, помидоры. Рыба, тушеная с горохом      Рыбу промыть, нарезать на крупные куски, слегка натереть солью и сбрызнуть раствором лимонной кислоты.      Горох варить вместе с кусками лука до мягкости, затем выложить сверху подготовленные куски рыбы. Тушить под крышкой 15-20 минут. Готовое блюдо посыпать зеленью.       500 г рыбы, 100 г гороха, 1 луковица, 30 г растительного масла, лимонная кислота, соль, 1/2 л воды, зелень Треска жареная со сладким перцем      Лимонную цедру тонко нарезать, ошпарить, просушить и спассеровать на растительном масле. Прибавить тонко нарезанный сладкий перец и припустить. Помидоры нарезать ломтиками и слегка обжарить отдельно. Треску разделать на филе, нарезать на порции, посолить, посыпать перцем, запанировать в муке и обжарить.      На блюдо положить жаренные помидоры, на них рыбу, на рыбу - перец и лимонную цедру; полить все растительным маслом и посыпать зеленью. На гарнир рекомендуется жареный картофель или отварной рис.       600 г рыбы, 30 г муки, 60 г растительного масла, 500 г помидоров, цедра с одного лимона, 200 г сладкого перца, зелень, соль. Скумбрия в луковом соусе      Филе скумбрии или ставриды обвалять в муке, смешанной с солью и перцем. Лук обжарить в растительном масле. Положить в сковороду рыбу и обжарить ее со всех сторон. Влить воду (четверть стакана), закрыть сковороду крышкой и тушить еще 5 минут. Посыпать рыбу петрушкой.       800 г скумбрии, (ставриды), 50 г пшеничной муки, 4 ст-ложки растительного масла, 5 луковиц, соль, черный переи,, зелень петрушки. Салака маринованная      Свежую салаку очистить, удалить внутренности, головы. Промытую рыбу погрузить в соляной раствор (150г соли на 1 л воды при соотношении салаки к рассолу 1:1), через 10 минут обсушить полотенцем, запанировать в муке и обжарить.      Охлажденную рыбу уложить в стеклянную посуду, залить холодным маринадом, положить легкий гнет и выдержать в холодном помещении 2 дня. Подавать с винегретом или картофельным салатом.

http://zavet.ru/a/post_1016274894.html

Это – слова упрека со стороны Господа Апостолам, так как до сошествия Духа Святого они имели много недостатков, слабо верили и не вполне понимали учение Христово. Увидев, что ученики не поняли слов Его, Господь упрекает их в маловерии, забывчивости и напоминает о том, как недавно два раза Он чудесно насыщал по несколько тысяч народа весьма малым количеством хлебов. Если так было, то должны ли апостолы думать, что Иисус Христос упрекает их в беззаботности о житейских нуждах? „Так еще малопонятливы в духовном рассуждении были апостолы, замечает при этом св. Златоуст, они наблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Посему-то Господь строго укоряет их в маловерии“. „Видишь ли, еще при этом восклицает св. Златоуст, сильное негодование? Ибо и кротость не везде уместна“. Впрочем, после упрека и вразумления, как пишет еванг. Матфей, они поняли, что Господь говорил им не о хлебе, а о лицемерном благочестии, к которому приучали фарисеи, о неверии, которое внушали саддукеи, и притворстве, которое выказывал Ирод во всем своем поведении ( Мф.16:12 ). Зач. 34. Исцеление слепого в Вифсаиде. Читается во вторник 30-ой недели по Пятидесятнице. Об исцелении слепого в Вифсаиде из Евангелистов повествует только один св. Марк. Мк.8:22 . Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Здесь разумеется Вифсаида, называвшаяся еще Юлией, в честь дочери римского императора Августа, Юлии, и лежавшая в нескольких верстах на северо-востоке от Галилейского озера и на пути из Переи или Заиорданской стороны в Кесарию Филиппову, куда зашел Иисус Христос (ст. 27). По всей вероятности, из Переи где происходило чудесное насыщение народа (ст. 1–9), Иисус Христос пошел в северные страны Палестины, чтобы укрыться от злобы преследовавших Его фарисеев (о другой Вифсаиде чит. в объясн. 45 ст. 6 гл.). И приведоша (приводят) к Нему слепа и пр. Что этот человек был слеп не от рождения, видно из того, что он после первого возложения на него рук Спасителем, сказал: вижу проходящих людей, как деревья (24 ст.), чего он не мог бы сказать, если бы родился слепым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010