Так, крестьянин Андреянов в своем донесении сообщает следующий эпизод из своей жизни, весьма важный в данном случае. У Андреянова явилось желание отправиться в Суздаль и посмотреть на место заключения скопческого искупителя. Громов, которому Андреянов высказал свое желание, с удовольствием согласился исполнить это благое желание и 5 августа, вероятно 1824 года, оба они были уже в Суздале. Здесь, рассказывает Андреянов, мы нашли до десяти человек женщин скопчих, пришедших сюда из разных сторон ранее нас; от них мы узнали, что „искупитель изволит терпеливо страдать“. На другой день по прибытии в Суздаль, продолжает Андреянов, мы были в монастыре Преображения Господня и я видел место, где сидел искупитель скопцов. Вечером того же дня мы вышли за город, но суздальская девица нагнала нас и сказала, что „искупитель приказал сказать нам, что напрасно мы торопимся уходить, что все тихо, и что отец гневается на тех, которые скоро нас выслали, присовокупляя, что не одним им досталось царство“. При этом, продолжала девица, искупитель приказал передать, что „он, отец, весел, только телом в неволе, а духом всегда на воле, с детушками, и чтобы детушки не печалились 456 . По показанию скопца Архипова, данному им в 1845 году, „многие скопцы ходили к искупителю в Суздаль на поклонение и получали от него волосы его и просфоры“ 457 . О просфорах и волосах искупителя с присоединением еще черного и белого хлеба, остающегося от стола его, а также об обрезках от одежды его упоминает в своем донесении и Андреянов, как о предметах священных подарков, которыми наделял Селиванов приходивших к нему скопцов. Сам Андреянов, по его словам, прибыв в Петербург, привез с собою несколько волос с головы скопческого искупителя и обрезков от одежды его и эти вещи отдал петербургским скопцам 458 . В 1823 году при производстве следствия над скопцами деревни Опаликах, нижегородской губернии, один из крестьян утверждал, что скопцы принимали учение от Селиванова, ездили к нему в монастырь, получали от него финифтяные образа, пирожки, пряники и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

С. 3; Немцов Н. И. Реконструкция изразцовой печи из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале//Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. Вып. 3. С. 242-250; Памятники истории и культуры Владимирской обл. Владимир, 1996. С. 427, 430, 431, 457, 458; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Проблемы худож. мышления эпохи. М., 1996. С. 76-77 и др.; он же. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. (15-16 окт. 2002 г.). Владимир; Суздаль, 2003. С. 40-50; Маркова О. И. Лагерь для военнопленных в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре, 1943-1946//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 1996. Сб. 1. С. 104-111; она же. «Чешская страница» в истории Спасо-Евфимиева мон-ря (1940-1941)//там же. 1998. Сб. 4. С. 169-173; она же. Из истории суздальского Спасо-Евфимиевого мон-ря//Там же. 1999. Сб. 5. С. 91-97; РГАДА: Путев. М., 1997. Т. 3. Ч. 2. С. 808-811; Годунин А. Родовая усыпальница [князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом мон-ре: История захоронения и памятника-часовни над могилой Д. М. Пожарского]//Памятники Отечества. 1999. 3/4(44). С. 32-34; Гордеев С. А. Спасо-Евфимиев мон-рь... красуется яко град. СПб., 2001; он же. Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале. М., 2006; Аксенова А. И. Суздаль: XX в. Страницы истории. Владимир, 2002; она же. Суздальский музей в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2002. Сб. 8. С. 71-79; она же. Меж тем ветшает мон-рь//Сельская новь. 2003. 41. С. 2; она же. Суздаль XX век: Из истории города-музея и музея-заповедника. Владимир, 2004; Вахтанова Н. В. Судьбы суздальских священнослужителей и монашествующих в 20-30-х гг. XX в.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2002. Сб. 8. С. 30-41; Горбунова Н. И. Политические заключенные суздальской тюрьмы//Там же. С. 62-70; она же. Итальянские военнопленные суздальского лагеря 160, 1943-1946 гг.//Там же. 2004. Сб. 10. С. 54-62; Чупашкина А. И. Медаль Всемирной выставки 1867 г. в Париже суздальскому Спасо-Евфимиеву мон-рю//Там же.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году  стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная. Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы наряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой. Интересно захоронение штаб-лекаря Дмитрия Павловича Моренкова. Он был в конце XVIII - начале XIX столетия достаточно известен в Санкт-Петербурге. За приготовление лекарства оподельдока и мятной эссенции император Александр I пожаловал ему золотую медаль. В Суздаль он переселился в 1812 году из Москвы, а с 1826 года начал ещё выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовленный по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль и по самый день смерти в 1830 году он был истинным благодетелем для здешнего края, безвозмездно раздавал врачебные и другие пособия всем к нему приходящим и в особенности бедным. В 1826 году государь Николай I за его благотворительность наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Дмитрий Павлович Моренков заслужил у суздальчан имя благодетеля и друга страждущего человека.

http://sobory.ru/article/?object=01826

А. К вопросу о происхождении Евфросинии Суздальской//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976. Вып. 1. С. 56-61; он же. Владимиро-Суздальские литературные памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 54-92; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107 [Библиогр.]; она же. Григорий//Там же. С. 169-172 [Библиогр.]; Огурцов В. Исследуя древнее предание//Суздальская новь: Газ. 1989. 11. С. 3; 12. С. 3; 13. С. 3; 14. С. 3; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; 78); он же. Классификация лицевых списков жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 1995. С. 155-157. (Тр. ГИМ; 87); он же. Лицевые списки жития Евфросинии Суздальской XVII в.: Сравн. анализ миниатюр//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; 95); Послание архиеп. Евлогия... по случаю 300-летия прославления св. мощей прп. Евфросинии Суздальской//Правосл. Суздаль: Газ. 1998. 1. С. 1; Быкова М. А. Иконографический образ св. Евфросинии Суздальской в произведениях искусства XVI-XIX вв. из собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника//ГВСМЗ: Мат-лы и исслед. Владимир, 1999. Сб. 5. С. 122-128; Житие св. блгв. кнж. Евфросинии Суждальской. Акафист. Суздаль, 2004; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 64-86; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв. М., 2006. С. 619-620; Шиман Н. Б. Евфросиния Суздальская: Легенда или судьба?//Мат-лы обл. краевед. конф., 14 апр. 2007 г. Владимир, 2007. Т. 2. С. 80-84. Б. М. Клосс, А. В. Маштафаров Иконография Прп. Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XIX в. (частное собрание) Прп. Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XIX в. (частное собрание) Сохранилось немало икон, монументальных росписей, миниатюр, произведений декоративно-прикладного искусства, на к-рых представлена Е. Их создание и бытование в основном связаны с Суздалем и главным центром почитания святой - суздальским Ризоположенским мон-рем, хотя ее изображения встречаются и в др.

http://pravenc.ru/text/187882.html

(О времени основания Спасо-Евфимиева монастыря высказывались различные предположения. В церковно-исторической лит-ре XIX в. в качестве времени освящения 1-й монастырской церкви можно встретить 1354 и 1357 гг., но эти даты ничем не обоснованы. П. М. Строев без к.-л. аргументов относил это событие ко времени ок. 1360, к нему присоединился И. А. Голубцов ( Строев. Списки иерархов. Стб. 664; АСЭИ. Т. 2. С. 697). В XX в. делались попытки согласовать дату создания обители с указанием Жития Е. на нижегородско-суздальское княжение Бориса Константиновича. Колобанов полагал, что Борис Константинович занял Суздаль после примирения со старшим братом Димитрием (Фомой) Константиновичем в 1365 и оставался там до 1383, причем с 1365 по 1374 в Суздале не было епископа, именно к 1365-1374 исследователь и относит построение мон-ря ( Колобанов. 1976. С. 41-43). Однако после 1365 уделом Бориса Константиновича был Городец, а не Суздаль, Суздаль находился под контролем кн. Димитрия (Фомы) и его детей, кроме того, в это время кн. Борис был занят многочисленными военными походами, поэтому данная датировка не может быть принята. Б. М. Клосс предложил считать годом рождения Е. 1347-й, предположив, что переписчик Жития написал в числе лет жизни святого П (80) ошибочно вместо Н (50), в таком случае Е. прожил 58 лет ( Клосс. 2001. С. 362, 366). Из этой гипотезы следует, что основание Спасо-Евфимиева мон-ря нужно отнести к 1383, когда Борис Константинович действительно стал вел. князем Нижегородско-Суздальским (Там же. С. 366). Такой расчет не согласуется с житийным указанием на 52 года пребывания Е. во главе основанной им обители. Однако и в последнем случае можно считать написанное в Житии число лет ошибочным: вместо стоящего в Житии Н (50) можно предположить первоначальное, близкое по написанию К (20), в таком случае срок управления Е. мон-рем составит 22 года, а датой создания обители является 1383. Последние предположения не могут быть приняты, т. к. создают существенные противоречия в тексте Жития.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Известны житийные иконы Е.: напр., ее образ «с деянием» в окладе, «не ранее второй половины XVIII в.» находился в местном ряду иконостаса Ризоположенской ц., икона над ракой ( Георгиевский. 1900. С. 53-54. Вкл. Прил. С. 28). В посл. четв. XIX в. в Палехе была написана большая икона Е. с 20 клеймами жития (происходит из Суздаля; ныне в частном собрании). Святая представлена в рост, вполоборота влево, в монашеском одеянии и куколе, с четками на левой руке, в молении образу Божией Матери с Младенцем в облачном сегменте в левом верхнем углу средника, внизу - вид Ризоположенского мон-ря, окруженного стеной с высокой надвратной колокольней. Вокруг средника - 20 клейм с сюжетами Жития Е.: 1) «Блгв. кн. Михаил Черниговский и боярин Феодор направляются из Чернигова в Киево-Печерский монастырь»; 2) «Блгв. кн. Михаил приходит в Киево-Печерский монастырь и молится преподобным Антонию и Феодосию о даровании чада»; 3) «Явление блгв. кн. Михаилу Пресв. Богородицы, возвестившей о зачатии кнж. Феодулии»; 4) «Рождение кнж. Феодулии»; 5) «Крещение кнж. Феодулии»; 6) «Обучение грамоте кнж. Феодулии»; 7) «Явление кнж. Феодулии Пресв. Богородицы, показавшей ей рай и ад»; 8) «Видение кнж. Феодулии мужа в белых ризах»; 9) «Кнж. Феодулия приходит в Суздаль в монастырь Пресв. Богородицы»; 10) «Пострижение кнж. Феодулии в монашество с именем Евфросиния»; 11) «Явление Иисуса Христа прп. Евфросинии»; 12) «Явление прп. Евфросинии диавола в образе отца»; 13) «Явление прп. Евфросинии бесов в образе юношей»; 14) «Нашествие хана Батыя на Суздаль и моление прп. Евфросинии»; 15) «Прп. Евфросиния посылает книги отцу для укрепления его духа перед мученической кончиной»; 16) «Явление блгв. кн. Михаила с боярином Феодором прп. Евфросинии после их смерти»; 17) «Прп. Евфросиния исцеляет девицу от нечистого духа»; 18) «Молитва прп. Евфросинии избавляет Суздаль от землетрясения (труса)»; 19) «Преставление прп. Евфросинии»; 20) «Погребение прп. Евфросинии». В соответствии с Житием святая изображена от младенчества до зрелости, в княжеских или монашеских одеждах, всегда с нимбом. В композициях заметно влияние миниатюр из рукописи Жития кон. XVIII в., изданных ОЛДрП в 1888 г., но иконописец придал фигурам и архитектурному фону более монументальный характер.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Суздаль. Ризположенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1600. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор:Мамин, Шмаков, Грязнов Адрес: располагался на территории Ризоположенского монастыря Координаты: 56.425253, 40.446179 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь Ризоположенского женского монастыря в Суздале Каждому из нас, кто любит бывать в старинных русских городах, хорошо знаком белокаменный Суздаль. В наши дни он производит впечатление хорошо ухоженного туристического центра с огромным количеством храмов, лишь некоторые из которых до сих пор не приведены в порядок. Трудно сейчас поверить в то, что почти все суздальские монастыри были разорены в 1920-е – 1930-е годы, а многие храмы варварски уничтожены. В 1923 году власти закрыли Покровский монастырь, позже совершенно разоренный; в помещениях Спасо-Евфимиева монастыря размещался в 1923 - 1939 годы политизолятор, позже - тюрьма особого назначения. Особенно сильно пострадала Ризоположенская обитель. В монастырских зданиях устроили квартиры для «сотрудников» уже упоминавшегося политизолятора, в Ризоположенском соборе разместилась электростанция, а Святые ворота сначала использовали как склад горючего, а затем – как крольчатник. Усилия реставраторов позволили восстановить разрушенные своды и главки монастырского собора, вернули былую красоту уникальным Святым вратам под двумя шатрами, и некоторым другим старинным зданиям, но красивейшая Троицкая церковь «лучший памятник Суздаля XVII века» была утрачена безвозвратно – ее взорвали около 1930 года. На месте храма долгое время находился каток, сейчас там пустое место. Погибли и другие постройки бывшего Троицкого монастыря. От него ныне остались только входные ворота В данной статье мы расскажем совершенно забытом соборе монастыря (ему посвящена только одна монография XIX века) Надеемся, что небольшой материал, предлагаемый вашему вниманию, привлечет внимание современных исследователей к этой утраченной жемчужине Троицкого монастыря и всего суздальского зодчества, к ее истории, уникальным архитектурным особенностям, ценности ее убранства.

http://sobory.ru/article/?object=39840

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге. Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев. Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью. Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен. В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Две грамоты царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца (Л. 45 об.) в Суздаль к стольнику и воеводе х Козьме Лопухину 189-го году. Четыре грамоты великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев: три к Преосвященному Илариону, митрополиту Суздальскому и Юрьевскому, а четвертая в Суздаль к стольнику и воеводе Игнатью Парфеньеву 191-го и 192-го годов. Две грамоты великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев к Преосвященному Илариону митрополиту: одна 194-го [году] на вспоможение ратным людем на жалованье из домовые казны в запрос денег, а другая об оддаче села Кидекши з деревнями в Печерской монастырь 195-го году. Грамота великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев к Преосвященному митрополиту о денежной казне для их, 93 великих (Л. 46) государей , службы ратным, и конным, и пешим людем на жалованье 195-го году. Грамота великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев к Преосвященному митрополиту 197-го году, под нею черная отписка и челобитная о подводах в Троицкой Серьгиев монастырь — для воски хлеба к Москве, з дву дворов по подводе. Грамота великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев в Суздаль к стольнику и воеводе Игнатью Парфеньеву — против челобитья Преосвященного митрополита домовых людей всякого чина судом и росправою ведать не велено, — 199-го году. Грамота великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев в Володимерь стольнику и воеводе Дмитрею Вельяминову Зернову — села Добрынского з деревнями крестьян ни в каких (Л. 46 об.) делах ведать не велено, — 201-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010