с. 108 слл. . Псевдо-Макарий, Гом. 30, PG 34, 721–728 (заново родиться от Духа Святого). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1070, Указатель, с. 304: пребывание Бога в душе. Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 96 слл. (величие сынов Божьих). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, 7’, Собр. сон., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 202 слл.; II, VIII, 10, с. 208 слл. («Имей Бога в себе!»). Образ и подобие Божие Ориген, Об основах III, б, 1, PG 11, 333; Гом. на Быт 1, 12–13, SC 7 (1943), с. 78–84. Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, 2, SC 18 (1946), с. 111–113. Василий Великий , Sermo asceticus PG 31, 869–881. Григорий Нисский , О сотворении человека 16, SC 6 (1943), с. 151–161. Авва Исайя, Logos 25, франц. Etiolles, 1970, с. 214 слл. (печать истинного Царя – милосердие). Никита Стефат, Трактат о душе, SC 81 (1961), с. 82 слл. Старец Силуан, в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 252 слл. Природное житие Василий Великий , Гомилии на Шестоднев 9, 3–4, SC 26 (1949), с. 496 слл. Григорий Богослов , Указатель в PG 38: природа. Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1970, Указатель, с. 307: природное и противоприродное. Соловьев В., Оправдание добра II, VII, 10, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 170 слл. (праведность человека, свойственная ему по природе). Н. Бердяев, Русская идея, Париж, 1946, гл. IV. Русский гуманизм, с. 88–100. Блаженное житие Василий Великий , Великое правило 17; Краткое правило 193. Авва Исайя, Logos 16, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 126 слл. (о радости, посещающей душу, посвятившую себя служению Богу). Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 118. Соловьев В., Оправдание добра I, VI, 1–7, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 143–163 (критика абстрактного эвдемонизма). Спасснйб души Хоачн Златоуст, О спасении души, PG 60, 735–38. Василий Великий , Praevia institutio ascetica, PG 31, Ç19–626.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Филоксен Мабугский, Том. SC 44 (1956), см. Тематический указатель, с. 551 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 13, SC 104 (1964), с. 190 слл.; 25, SC 113 (1965), с. 50 слл.; 27, с. 104 слл. Соловьев В., Оправдание добра I, II, 4, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 73 слл. (три основных момента борения духа против плоти). Пол Ориген, Том. на Быт. 1, 14–16, SC 7 (1943), с. 84–86; Там же 13, 4, с. 222 слл. Григорий Нисский , О сотворении человека 17, SC 6 (1943), с. 162–166. La femme. Les grands textes des Pères, избранные тексты, представлен. F. Quéré-Jaulmes, Lettres Chrétiennes 12, Paris 1968. Недуги Климент Александрийский , Педагог 3, 10, PG 8, 620. Василий Великий , Великое правило 55. Диадох Фотики йский , Сто глав 53–54, SC 5 ter (1966), с. 115–116 (о добропользовании недугов). Филоксен Мабугский, Том. SC 44 (1956), Тематич. указатель, с. 558. Смерть Григорий Нисский , Житие св. Макрины 22 слл., SC 178 (1971), с. 212 слл. Иоанн Златоуст , Об утешении смерти, PG 56, 293–99, 299–306. Иоанн Лествичник , Лествица райская 6, PG 88, 793–801 (память смертная). Симеон Новый Богослов , Катех. 21, SC 104 (1964), с. 350–362: блаженная смерть Антония, инока Св. Мамасу. Димитрий Кидонис, De contemnenda morte, PG 154, 1169–1212. Соловьев В., Оправдание добра II, VII, 4, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 167 слл. Духовная космология Афинагор, Увещание к христианам 16, SC 2 (1941), с. 104–107. Ориген , в кн.: H. U. von Balthasar, Parole et mystère chez Origène, Paris 1957; итал. пер. Il mondo, Cristo e la Chiesa, Milano 1972. Афанасий Александрийский , Слово на язычников И, 35–47, SC 18 (1946), с. 179–205 (созерцание Бога через созерцание творения). Григорий Нисский , О сотворении человека 1, SC 6 (1943), с. 83–89. Соловьев В., Оправдание добра И, IX, 1, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 210 слл. (явление Бога в материальном мире). Божий Промысел Сократ, согласно Ксенофонту, Memorabilia I, 4; IV, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Пасхальная хроника [Ï Пролог; от Адама до Фарры]/Пер. Л.А. Са-муткиной. СПб., 2004. Прокопий Кесарийский . Война с готами. – О постройках/Пер. СП. Кондратьева. М., 1996 (переизд.). 2 т. Прокопий Кесарийский . Война с персами; Война с вандалами; Тайная история/Пер. А.А. Чекаловой. М., 1998 (2-е изд.). Римские историки IV века. М., 1997. Синезий Киренский . О царстве/Пер. М.В. Левченко//ВВ 6 (1953). С. 327–357. Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996 (переизд.). Стратегикон Маврикия/Пер. В.В. Кучма. СПб., 2004. Творения древних отцов-подвижников: св. Аммон, св. Серапион Тму-итский, преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий/Пер. А.И. Сидорова . М., 1997. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности/Пер. А.И. Сидорова . М., 2002. Феодорит, епископ Кирский . Церковная история. М., 1993 (переизд.). Творения блаж. Феодорита, епископа Кирского /Ред. А.И. Сидоров . М., 2003. Летопись византийца Феофана /Пер. В.И. Оболенского и Ф.А. Тер-новского. М., 1884 (2-е изд.). Феофилакт Симокатта . История/Пер. СП. Кондратьева. М., 1996 (репр.). Филосторгий //Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах; Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань, 2004. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского . СПб., 1861. Церковные историки IV-V вв. М., 2007. Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinque/Ed. R. Keydell. Berlin, 1967. (CFHB; 2). Agathias . The Histories/Tr. J.D. Frendo. Berlin, 1975. (CFHB; 2a). Agazia Scolastico . Epigrammi/Testo e trad. G. Viainsino. Milano, 1967. Ammianus Marcellinus . Römische Geschichte/Lateinisch und deutsch v. W. Seyfarth. Berlin, 1968–1971.4 Bde. Chronicon ftischale, 284–628 AD/Tr. M. and Mary Whitby. Liverpool, 1989. Eusebiusvon Caesarea . Kirchengeschichte. Darmstadt, 1967. Eusèbe de Césarée . Histoire ecclesiastique/Ed. G. Bardy. Paris, 1983–1986(3ed.).4vol. Eusebius . Werke, 1/1: Uber das Leben des Kaisers Konstantin. Berlin, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мысль. 1916. 7/8. С. 94-121; Личность и учение блаженного Августина: Докт. дис. Серг. П., 1916. Т. 1 (переизд.: Труды по патрологии. Т. 2); Живая жизнь: В Академии//БВ. 1917. Т. 2. 6/7. С. 117-123; 8/9. С. 279-280; 10/11/12. С. 430-436; Введение во храм Пресвятой Богородицы//ЖМП. 1949. 11. С. 26-30; Св. Иларий, еп. Пиктавийский//БТ. 1968. Сб. 4. С. 127-168; 1970. Сб. 5. С. 69-151; 1971. Сб. 6. С. 117-150; Сб. 7. С. 115-169 (переизд.: Там же. Т. 1. С. 417-734); Св. Амфилохий, еп. Иконийский//БТ. 1972. Сб. 9. С. 15-79 (переизд.: Там же. С. 219-310); О почитании святых мощей//ЖМП. 1997. 1. С. 74-79; Труды по патрологии: В 2 т. Серг. П., 2004-2005. Лит.: Польский М. В., протопр. Новые мученики Российские. Джорд., 1957. Т. 2. С. 200-202; Скурат К. Е. Патрологические труды проф. МДА И. В. Попова//БТ. 1990. Сб. 30. С. 83-116; Струве Н. А. Соловецкие епископы и Декларация митр. Сергия 1927 г.//Вестн. РХД. 1998. 152. С. 207-211; Голубцов С., протодиак. Стратилаты академические. М., 1999. С. 171-217; он же. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999; Сидоров А. И., Тимофеев А. А. Профессор МДА И. В. Попов как христианин и православный ученый// Попов И. В. Труды по патрологии. Серг. П., 2004. Т. 1. С. 5-16; Гаврюшин Н. К. Русское богословие: Очерки и портреты. Н. Новг., 2005. С. 151-186; Дамаскин (Орловский), игум. Житие мученика Иоанна (Попова)//Реутов православный. 2005. 1(7). С. 7-21. М. В. Никифоров Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/469348.html

Илария этот труд И. остается ценным руководством, поскольку творения свт. Илария, за редким исключением, не переведены на рус. язык. Неоднократно переиздавался «Конспект лекций по патрологии», составленный И. для внутреннего пользования учащихся МДА (очерки древнецерковной письменности от истоков до блж. Августина). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3158, 5166; Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д. П-18234; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-34383, Р-40838. Соч.: Слово в день 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого//Моск. ЦВед. 1892. 6. С. 89-91; Тертуллиан: (Опыт лит. характеристики)//БВ. 1893. Т. 4. 11. С. 197-220; 12. С. 432-446 (переизд.: Попов И. В. Труды по патрологии. Серг. П., 2004. Т. 1. С. 390-416); Метод утилитаризма и его критическая оценка//БВ. 1895. Т. 4. 12. С. 322-354; Критика нравственного учения Бэнтама//БВ. 1896. Т. 1. 2. С. 242-273; Критика нравственного учения Милля//Там же. Т. 2. 4. С. 30-58; Критика эволюционной теории нравственности//Там же. 6. С. 398-433; Разбор философских учений о чувстве, как основе нравственности//ВиР. 1896. 13. С. 1-18; 16. С. 125-150; 19. С. 309-323; 1897. 3. С. 97-116; 4. С. 139-163; Естественный нравственный закон: Психологические основы нравственности: Магист. дис. Серг. П., 1897; Критика учения Канта об основах нравственности//БВ. 1897. Т. 1. 1. С. 49-80; 3. С. 396-435; Новости иностранной литературы по патрологии//Там же. 3. С. 496-508; 4. С. 650-664; О самоубийстве: [Публ. лекция]//БВ. 1898. Т. 2. 3. С. 365-400 (отд. отт.: Самоубийство: Этико-психологический очерк. Серг. П., 1898); Древнецерковная жизнь и ее деятели в текущей духовной журналистике: (Обзор рус. журналов)//БВ. 1901. Т. 2. 5. С. 181-199; 1902. Т. 3. 11. С. 421-444; [Рец. на:] Антоний [Храповицкий], еп. Полное собр. соч. Т. 1-3. Каз., 1900//БВ. 1901. Т. 1. 1. С. 171-187; Василий Великий//ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 179-197 (переизд.: Труды по патрологии. Т. 1. С. 190-202); Григорий Богослов//Там же. 1903. Т. 4. Стб. 615-626 (переизд.: Там же. С. 203-210); Григорий Нисский//Там же.

http://pravenc.ru/text/469348.html

Maksimovi 2007 – Maksimovi К. Mährisch-pannoniches Wortgut im Altkirchenslavischen: die Konjunktion толи //Darъ slovesьny. Festschrift für Christoph Koch zum 65. Geburtstag. Hrsg. von W. Hock und Michael Meier-Brügger. Мьпснеп, 2007. S. 205–214. Maurani I–II – Maurani V. Prinosi za hrvatski pravno-povjestni rjenik. D. I–II. U Zagrebu, 1908–1922. Miklas 1988 – Miklas Н. Kyrillomethodianisches und nach Kyrillomethodianisches Erbe im ersten ostslavischen Einfluβ auf die südslavische Literatur//Symposium Methodianum. Beiträge der lnternationalen Tagung in Regensburg (17. bis 24. April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Hrsg. von Klaus Trost, Ekkehard Völkl, Erwin Wedel. Neuried, 1988, 437–471. Miklosich 1862–1865 – Miklosich F. Lexicon palaeo-slovenico­graeco-latinum emendatun auctum. Vindobonae, 1862–1865. Miklosich 1886 – Miklosich F. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprachen. Wien, 1886. Pauliny 1964 – Pauliny Е. Slovesnost» а kultúrny jazyk Vel " kej Moravy. Bratislava, 1964. Pitra 1868 – luris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. Curante J. В. Pitra. Тот. II. Romae, 1868. Rohlfs 1966 – Rohlfs G. Grammatica storica della lingua italiana е dei suoi dialetti. Fonetica. Torino, 1966. SSl – Staroeský Slovnik. Hl. red. В. Havránek. D. I–IV–. Praha, 1968–1998–. Schmitz 1883 – Schmitz Н. J. Die Bussbücher und die kanonische Disciplin der Kirche. Bd. I. Mainz, 1883 [переизд.: Graz, 1958]. Schmitz 1898 – Schmitz Н. J. Die Bussbücher und das kanonische Bussverfahren nach handschriftlichen Quellen dargestellt. Bd. II. Düsseldorf, 1898 [переизд.: Graz, 1958]. SJP I–VIII – Karlowicz J., Krýnski А., Niedwiedzki W. Sownik jezyka polskiego. Т. I–VIII. Warszawa, 1900–1927 [переизд. 1952–1953]. SJS I–IV – Kurz J./Hauptová Z. (ed.). Slovnik jazyka staroslovnského – Lexicon linguae palaeoslovenicae. Т. I–IV. Praha, 1966–1997. Skok I–IV – Skok Р. Etimologijski rjenik hrvatskoga ili srpskoga jezika. Kn. I–IV. Zagreb, 1971–1974. S. stpol. – Sownik staropolski. Т. I–XI. Warszawa-Kraków, 1953–2000.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

З., в первую очередь в брошюре Жебровского и в соч. «Plewy Stefanka Zizaniey...». (М. А. Корзо высказала предположение, что перепечаткой или переводом «Катехизиса» С. З. на «просту мову» является разд. «Объяснение изложения Никейского и Константинопольского Символу, двунадесяти артыкулов веры хр[ис]тиянское» в сб. «Собрание вкратце словес от Божественнаго Писания» (Угорцы, 1618. Л. 13-21); см.: Корзо. 2007. С. 245-251.) В 1596 г. вышли в свет все остальные известные труды С. З.: «Лист Иеремии, патриарха Константинопольского, напоминальный» (опубл. 20 янв. 1596; единственный экземпляр данного издания, хранившийся в б-ке музея князей Чарторыйских в Кракове, считается утерянным; переизд.: Пам " ятки украïнсько-руськоï мови i лimepamypu. Льbib, 1906. Т. 5. С. 29-46); «Казанье святого Кирилла, патриархи Иерусалимского, о антихристе и знаках его, з росширеньем науки против ересей розных» - перевод 15-го огласительного поучения свт. Кирилла и комментарии к нему (опубл. 20 мая 1596 с посвящением кн. Константину Константиновичу Острожскому; переизд.: Пам " ятки полемич. письменства kihця XVI i поч. XVII в. Льbib, 1906. Т. 1. С. 41-200); «Изложение о православной вере» - катехизический раздел в азбуке «Наука ку читаню и розуменю писма словенского» (Вильно, 1596. Л. 38 об.- 44 об.; переизд.: Беляновский. 1887. 17. С. 556-559). С. З. приписывается участие в подготовке двуязычной грамматики «Αδελφτης: Грамматика доброглаголивого еллинославенского языка» (Львов, 1591), автором к-рой ныне признается свт. Арсений Элассонский . Из всех сочинений С. З. наибольшей критике подверглись «Катехизис» и «Казанье святого Кирилла...». В начале брошюры «Kkol, ktory rozsiewa Stephanek Zizania...» приведена цитата из «Катехизиса» С. З., в к-рой толкуется 7-й член Символа веры («И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца»): «Мы осуждаем различных еретиков, которые, умаляя достоинство Сына Божия... называют его ходатаем перед Отцом. Поэтому мы веруем, что сидящий одесную Бога Отца обладает и равной славой, и достоинством с Богом Отцом, а не меньшей властью.

http://pravenc.ru/text/199773.html

Ср.: Nastasi D. Imperial Claims in the Romanian Principalities//The Byzantine Legacy in Eastern Europe/Clueas L., ed. (Eastern European Monographs, 230). [Boulder (CO), 1988]. P. 200. 586 Ср.: Второе послание митрополита Киприана прп. Сергию Радонежскому (РИБ VI, кол. 181; англ. пер.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 297 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 541]); ср.: Rhalles Potles. V. 5. P. 305; Соколов П. Русский архиерей из Византии. Киев, 1913. С. 536. Большинство авторов полагают – на мой взгляд, ошибочно, – что Антоний занимал кафедру до 1391 года. 587 Он странствовал по Палестине, Сирии, Малой Азии, Грузии и Балканам, рукополагая «епископов». О его жизненном пути см.: Loenertz R. – J. Cardinal Morosini et Paul Paleologue Tagaris, patriarches//REB 24 (1966). P. 224–256; Nicol D.M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Constantinople in the Fourteenth Century//JEH 21 (1970). P. 289–299 (переизд. в: Idem. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. London, 1972). 592 Ср.: Obolensky D. A Byzantine Grand Embassy to Russia in 1400//BMGS 4 (1978). P. 123–132 (переизд.: Idem. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe. London, 1982). 593 Более подробно об истории этих событий см.: Istoria Bisericii Romani. Vol. I. P. 144–162, 171–190; Арсений [Стадницкий], en. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Obolensky D. A Late Fourteenth–Century Byzantine Diplomat: Michael, Archbishop of Bethlehem//Byzance et les Slaves. Melanges Ivan Dujcev/Dufrenne S.P. ed., 1970. P. 299–315 (переизд.: Obolensky D. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe); Stanescu E. Byzance et les pays roumains aux IXe–XVe ss.//Actes du XIV Congres International des Etudes Byzantines 1. Bucharest, 1974. P. 419–420. О связях с Галицией см. также: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 249–251 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 505–506]. 594 Obolensky D. Byzantine Commonwealth. P. 331. [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 353]. 596 Ср.: Иванова К. Болгарская переводная литература X–XIV вв. в контексте Slavia orthodoxa//Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Ricardo Picchio dicata/Colucci М., Dell’Agata G., Goldblatt H., eds. Roma, 1986. Vol. II. P. 362. См. также: Бегунов Ж. Академик H.K. Никольский о Григории Цамблаке//Ibid. Vol. I. P. 19–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

762 Поставление Пимена – русского по национальности и кандидата Москвы – в качестве преемника Алексия нарушало политику чередования греческих и русских митрополитов, которой придерживался Патриархат, – в отличие от кандидатуры болгарина Киприана, в свое время занимавшего должность в Патриархате. 764 Это наименование напоминает о многочисленных монашеских общинах, которые с IV века стали появляться в Фиванской пустыне в Египте. 765 Епифаний написал житие прп. Сергия, представляющее собой один из важнейших литературных памятников эпохи; сокращ. англ. пер. см.: Fedotov G. A Treasury of Russian Spirituality. New York, 1950 (переизд.: New York, 1965). P. 54–83 [Житие Сергия Радонежского//Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века. М., 1981. С. 256–429, 570–579]. 767 Участие Пимена показывает, что хаотические изменения в руководстве митрополии часто игнорировались на местах. Житие св. Стефана Пермского составил биограф прп. Сергия Епифаний Премудрый : Житие св. Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым/Под ред. Е. В. Дружинина . СПб., 1897 (переизд. с ввел. Д. Чижевского: Apophoreta Slavica, II. Gravenhage, 1959. С. 85) [древнерус. текст с рус. пер.: Святитель Стефан Пермский: К 600–летию со дня преставления. СПб., 1995. С. 211]. 768 Ср.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Λ., 1978. С. 100–101 [Переизд.: Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Т. 1: Повесть о Митяе. СПб., 2000; см. также: Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 483–486 («По просьбе Москвы прогенуэзский патриарх Макарий утвердил кандидатуру Митяя на особую кафедру “Великой России”, в отличие от митрополии “Киева и Литвы”, которую уже занимал Киприан… Русское посольство… уже было в виду Константинополя, когда нареченный митрополит неожиданно умер»)]. 769 Даже в Литве за богослужением он первым поминал Дмитрия в числе православных светских властителей (Второе послание прп. Сергию//РИБ. Т. 6. Стб. 181; англ. пер.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 297 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 541]).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1016 Еп. Михаил (Чуб) после разбора доводов ученых считает, однако, наиболее вероятным, что епископской кафедрой Мефодия были Филиппы (в Македонии). См.: БТ 10. С. 16–19. – Изд.   1017 Η. И. Сагарда пользовался первым изданием (1892) творений св. Мефодия, подготовленным Γ. Η. Бонвечем с полным немецким переводом славянских текстов. Во втором (улучшенном) издании (1917) немецкий перевод оставлен только для тех текстов, где отсутствует греческий оригинал. Здесь и далее мы ссылаемся на второе издание. Нумерация книг и глав в обоих изданиях тождественна. – Изд.   1020 CPGS 1810. Рус. пер. «Пира» имеется в репринте с 1-го изд. Ловягина: М., 1996. Переизд. также в антологии: Отцы и учители Церкви III века. Т. 2. М., 1996. С. 388–464 и в Твор. по 2-му изд. Ловягина, с. 25–139. Исследования на рус. яз.: Барсов Н. И. «Декамерон» и «Пир десяти дев»//Вестник Европы. Т. 5. 1893. 10. С. 830–850 (переизд. в сб.: Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современности. СПб., 1899); [Аноним.] Отзыв о соч. студ. Ювалова Димитрия – на тему: «Учение св. Мефодия, еп. Патарского, о девстве»//ХЧ. 1910. 3. С. 392– 394; Михаил (Чуб), архиеп. «Пир десяти дев» св. Мефодия//ЖМП. 1974. 9. С. 67–78; Миллер Т. А. Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия. М., 1975. С. 175–194. – Изд.   1021 CPG 1811. Рус. пер.: 1) Твор . С. 171–191; 2) Диалог св. сщмч. Мефодия «О свободе воли»/Пер., излож., предисл. еп. Михаил (Чуб)//БТ 3. 1964 С. 192–208 (Предисловие на с. 187– 192). Переизд. (с опущением фотографий слав, рукописей): Твор. С. 365–368 (предисл.), 369–389 (перевод и изложение.) В переводе еп. Михаила греч. текст приводится лишь в кратком изложении (гл. 1–13), перевод (гл.> 14–21) делается только со славянского – даже там, где текст есть и на греч., но не переведен у Ловягина (это относится к фрагментам, сохранившимся в диалоге Пс.-Адамантия «О правой вере в Бога», в Sacra Parallela и других источниках). Слав, текст (вместе с греч. оригиналом или ретроверсией и фр. пер. со слав, и греч.) издан А. Вайяном (Patrologia orientalis XXII, 5. Paris, 1930; repr.: Turnhout, 1974, 1989). А. Вайян выполнил издание (с последующей сверкой de visu) по фотокопии ГПБ Q I 265 (основной манускрипт, сигл Sa) и по рукописной копии Г. Н. Бонвеча ГИМ 110v(496, сигл Sb). При подготовке русского перевода еп. Михаил использовал большее число рукописей, нежели А. Вайян, хотя разночтения оказались несущественными; в дополнение к слав, манускриптам, уже использовавшимся при переводе других слов Мефодия, еп. Михаил привлек и слав, рукопись 310 Румынской академии наук. В издании А. Вайяна указаны только листы слав, рукописи, а внизу – страницы издания Г. Н. Бонвеча, без деления на книги и главы, что доставляет значительные неудобства при пользовании, во избежание которых мы указываем страницы изданий Г. Н. Бонвеча и А. Вайяна, а также Твор. Новый полный русский перевод со слав, и греч. сочинения «О свободе воли» был бы весьма желателен. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010