Рига. Кафедральный собор Рождества Христова. Rgas Kristus Dzimšanas pareizticgo katedrle Карта и ближайшие объекты Идея строительства в Риге нового кафедрального собора возникла в 1872 г. Первоначально предполагалось освятить храм в честь св. Александра Невского. Министерством внутренних дел, в ведении которого входило в те годы строительство храмов, был объявлен заказной конкурс на строительство храма вместимостью 2000 человек. 26 декабря 1875 г. Александром II был утвержден проект Р.К. Флуга. Для возведения кафедрального храма был выбран участок в самом центре города, на Марсовом поле, предназначенном для парадов войск, напротив Александровского бульвара. Строительные работы начались в мае 1876г., а 3 июля рижский епископ Серафим совершил закладку нового собора. Право на ведение строительства получил по конкурсу архитектор Н.В. Чагин. Р.К. Флугом было запроектировано пятикупольное здание. Купола значительно возвышались над центральным объемом здания благодаря двухъярусной структуре барабанов. Силуэт храма воспринимался издалека и подчеркнутая вертикаль глав уравновешивала значительную массу основного объема здания. Между большими окнами нижнего яруса центрального барабана изображались двенадцать архангелов, а над окнами второго – двадцать четыре херувима на голубом небесном фоне. Когда строительство близилось к завершению, император пожаловал храму 12 колоколов. Каждый колокол являлся выдающимся произведением художественного литья. Отливались они на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского. Отливал колокола один из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонт Веревкин. Для колоколов зодчим был сделан проект звонницы , выполненный в стиле здания. Она не превышала высоты боковых глав. Проект был утвержден 16 мая 1880 года. Вписавшись в общий первоначальный замысел, стилистически и композиционно сочетаясь с главным объемом храма, звонница соединялась с ним крытым переходом. Удачно найденным декоративным приемом было многоцветие наружного облика собора.

http://sobory.ru/article/?object=06263

Там же. 163 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 644. 164 Алёхина А. М. Облик Христа в творчестве Рерихов//Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). 4 (23). М.,1999, с. 55. 165 Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, с. 254-255. 166 Аблеев С. Неведомое учение Христа или Некоторые мысли о церковном христианстве.//Мир огненный. 1995, (7), с. 63. 167 Ключников Ю. Мистический Пушкин//Поиск истины. Газета духовного единения. Союз общественных организаций Сочи. 1998. Зато Ключников точно знает, как перевоплощалась душа Пушкина: “На Востоке издревле бытует представление о перевоплощениях душ. Попробуем взглянуть на жизнь Пушкина с такой точки зрения. Вот мы видим отменного хлебопашца где-нибудь в древнем Египте… Затем дух хлебопашца становится воином Александра Македонского. Далее мы встречаем раджу в Индии… Остановимся на таком отрезке его жизни, как, скажем, монаха среди учеников Сергия Радонежского…” (Там же). 168 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 349. 169 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. М., 1996, т.2, с. 290. 170 “Христос, говоря о своем воскрешении, имел в виду свое появление в тонком теле среди физических условий” (Письма Елены Рерих т.2. с. 334). 171 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, Рига, 1937, с. 510. 172 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, Рига, 1937, с. 487. В другом месте, впрочем, Блаватская говорит, что “Люцифер выше и старше Иеговы” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1. Новосибирск, 1993, с. 117). 173 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 488. 174 Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Спб., 1910, с. 98. 175 Подозреваю – что Мяло величает эти тексты, не слишком хорошо их зная. Во всяком случае Аменхотеппу IV она слишком поспешно выдала свои лестные рекомендации. Верно, в популярной и оккультно-масонской литературе Эхнатон (Аменхотепп) – это персонаж положительный, который якобы реформировал древнеегипетскую религию, пытаясь преобразить ее в монотеизм… Но ведь кроме популярной существует еще и научная религиоведческая литература (например: Перепелкин Ю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Рига. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище. Rgas Pravieša, Priekštea un Kristtja Svt Ja galvas nociršanas pareizticgo Карта и ближайшие объекты Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви , стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в простреленных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. Эта крупная по рижским масштабам православная церковь впечатляет грандиозностью архитектурного замысла. Крестово-купольная система пространства, каноническое пятиглавие – композиция архитектурных объемов Ивановской церкви разворачивается просторно и величаво. Церковь построена в формах эклектики с элементами русского стиля. Три фасада решены одинаково, отличается только алтарная часть. Полукруглым фронтонам фасадов в интерьере соответствуют крестовые своды. Четыре крестообразные опоры несут барабан купола. Центральная глава высоко вознесена в небо благодаря двойному барабану, но второй, более узкий барабан в интерьер не раскрыт, так как стоит на своде купола. Малые главы также являются ложными, интерьер не освещают. Подпружные арки расположены на одном уровне с высокими крестовыми сводами, которыми перекрыты рукава креста, угловые компартименты, вима, боковые алтари. Интерьер церкви освещен благодаря большим окнам, освещение ровное. С фасадной стороны все окна имеют накладные рамы с круглыми каноническими окулями.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Сейчас в Латвии, несмотря на очевидные трудности, возрождаются старинные православные храмы, в их числе - великолепные соборы в Риге, в Лиепае, в Елгаве и храмы в Стамериене - Святого Великого Благоверного князя Александра Невского, в Айнажи - преподобного Арсения Великого, в Колке - святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Построены новые храмы: в Огре - святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Саласпилсе - Всех Скорбящих Радосте, в Граверах - Архангела Михаила, в Дагде - святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Даугавпилсе - храм Святого Великого Благоверного князя Александра Невского. Скоро будет освящен новый храм в Валке - в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве. - Совсем недавно - 30 марта - состоялся очередной суд по так называемому " делу Ave Sol " , которое давно уже известно за пределами Латвии. Тяжба Латвийской Православной Церкви с Рижской думой за православный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла длится уже третий год. Рижская дума под разными предлогами не хочет расставаться с концертным залом, который в настоящее время расположился в стенах православного Петропавловского храма. Какое решение на сей раз принял суд? - Дело отложено до 5 октября. Суд рекомендовал Латвийской Православной Церкви и Рижской думе до этой даты найти компромиссное решение по использованию здания. Так как решение суда едва только вынесено, никаких конкретных шагов по направлению к этой цели пока еще не предпринято. Скорее всего, в ближайшем будущем сядем с представителями Рижской думы за стол переговоров, и будем размышлять, каким должно быть решение, устраивающее всех. Рига ждет Первосвятителя - Владыко, в преддверии визита в Латвию Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не могу не спросить: готова ли православная Рига к приему высокого гостя? - Православные Риги и Латвии много лет ожидали возможности получить первосвятительское благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в латвийской столице. Для каждого из нас этот визит станет настоящим праздником - паства с любовью и благоговением ожидает встречи со своим Архипастырем. Мы надеемся, что сумеем достойно и с должной христианской любовью и почтением встретить Его Святейшество. Думаю, в этом случае будет уместно сказать, что готовится ни много ни мало исторический визит, ведь приезд Его Святейшества будет первым за всю историю латвийского Православия посещением Первосвятителя Русской Православной Церкви пределов нынешней Латвии. Уверен, что визит Святейшего Патриарха, который является не только духовным, но и признанным в мире авторитетным и уважаемым общественным лидером, будет способствовать укреплению взаимопонимания между Российской Федерацией и суверенной Латвией, послужит началом добрососедского диалога.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

См.: Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 1. М.: Паломник, 2001. С. 453. Последованиемалаго образа, еже есть мантия//Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 28. Там же. С. 25. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 17//Лествица. М.: Правило веры, 2001. С. 260. Игнатий Брянчанинов, свт. Советы относительно душевного иноческого делания. Глава 38. О нестяжании//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 250. Правило 6 Двукратного Собора. См.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Репр. воспр. изд. 1847 г. Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 5. Паисий Величковский, прп. Устав. Глава 7//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой в 2 т. М.: Паломник, 2009. Т. 2. С. 45. Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 130. Писания старца Силуана. Глава XIV//Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 348. Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные 14//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2007. Т. 2 .С. 176. Правила святого Макария Александрийского. Правило 28//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 208. Феодор Студит, прп. 486. Послание к архимандриту готскому//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 3. С. 574. Устав прп. Иоанна Кассиана. Книга 4. Глава 6//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 558. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих от 31 августа (13 сентября) 1918 года. Глава 5, п. 38, примечание. См.: Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года), П.8. Правила Соборов: VII Вселенского 19, 21; Карфагенского 80; Двукратного 1, 2, 3. Правила Соборов: Апостольского 14, 15, 16; I Вселенского 4, 5, 10, 20, 23; Трулльского 17, 18, 20; Антиохийского 3, 21; Сардикийского 1, 2, 13, 15, 16; Карфагенского 54, 90.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

Ист.: Lodi. Enchiridion. P. 27-41 [иудейские трапезные молитвы], 54-55 [трапезные молитвы Дидахе], 162-164 [фрагменты Апостольского предания сщмч. Ипполита Римского и Канонов Ипполита], 184-189 [фрагменты Деяний ап. Фомы]; Устав общины; Дополнения к Уставу Кумранской общины/Пер. К. Б. Старковой//Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. С. 120-121, 162-163. (Памятники культуры Востока; 7); La Doctrine des douze apôtres (Didachè)/Introd., texte, notes, append. et index par W. Rordorf et A. Tuillier. P., 1978. (SC; N 248) [греч. текст, франц. пер. и коммент.]; Учение двенадцати апостолов/Пер. и коммент. А. И. Сидорова//Символ. 1993. 29. С. 275-305 [греч. текст., рус. пер. и коммент.]; Учение двенадцати апостолов (Дидахэ)/Пер. и коммент. прот. В. Асмуса и А. Дунаева//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 11-38; Ignace d " Antioche. Lettres. Lettres et Martyre de Polycarpe de Smyrne/Texte grec, introd., trad. et notes de P. Th. Camelot. P., 1951. (SC; N 10) (рус. пер.: Послания к Смирнянам, Траллийцам, Филадельфийцам//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 340-345, 323-327, 334-339); Плиний Младший. Письма. Кн. X. Письмо 96/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1984. С. 205-206; Иустин философ, мч. Сочинения. М., 1892, 1995р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; Т. 1); Минуций Феликс. Октавий//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 234-235, 262; Acta Apostolorum Apocrypha/Ed. R. Lipsius, M. Bonnet. Lpz., 1899. Vol. 1. P. 252-258 [А. в Деяниях Павла и Феклы]; 1903. Vol. 2/1. P. 185-193 [А. в Деяниях Иоанна]; Passion de Perpetuea et de Félicité suivi des Actes/Introd., texte critique, trad., comment., et index par J. Amat. P., 1996. (SC; N 417); Hippolyte de Rome. La Tradition Apostolique/Texte grec, introd., trad. et notes de B. Botte. P., 1946. (SC; N 11) (рус. пер.: Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание/Пер. прот. П. Бубуруза//Отцы и учители Церкви III века: Антология. М., 1996. Т. 2. С. 252-256); Киприан Карфагенский, сщмч. Письма//Там же. С. 355, 374-375; [лат.

http://pravenc.ru/text/63076.html

Наша община разрасталась, мы знакомились с людьми в других городах: в Риге, Душанбе, в Петербурге (тогда в Ленинграде), в Житомире оказывались дружественные группы. КГБ это казалось страшной сетью заговорщиков, подрывающих государственный строй. Все это в стране с самой гуманной конституцией было противозаконно. Сандр Рига отправился в Благовещенск в психбольницу. Он говорил, что пока ехал на этапах, был в тюрьмах и лагерях, понял: если правильную позицию занять, ты еще можешь выжить, а в психбольнице он выжил только благодаря чуду. Господь его сохранил. Не все знают, что сажали до 1985-го года. Хотя уже началась перестройка, репрессивный аппарат работал. Володя Френкель, известный поэт (тогда он жил в Риге, сейчас живет в Израиле) тоже относился к нашей группке. И его арестовали как раз в 1985 году. Перемены В 1987 году стали всех выпускать. Вышел Сандр Рига и много других религиозных, христианских лидеров и диссидентов. Началась совсем другая жизнь, тем более в 1988-м году, когда праздновалось 1000-летие крещения Руси, официально поменялось отношение к Церкви. Я смогла вернуться на прежнюю работу — в Общество охраны памятников. И чем мы стали заниматься? Все тем же: собираться вместе. Читать Евангелие, издавать журнал, делать выставки, читать лекции. Только уже официально. В Знаменском соборе на Варварке (там был выставочный зал общества охраны памятников) мы смогли сделать первую официальную выставку современной иконы: уже было можно. У нас образовался очень интересный кружок, со мной, например, работал будущий отец Петр Коломейцев, а тогда просто Петя Коломейцев, архитектор. К нам приходило много молодых, ищущих людей. У нас было так: днем работаем в выставочном зале, делаем выставки, презентации, лектории, что-то еще, а вечером спускаемся в подвальчик, в его мастерскую, и там уже происходили неофициальные встречи: мы молились, пели, читали стихи, дискутировали на богословские темы и проч. Сколько людей побывало тогда на Варварке! Многие, просто зайдя из любопытства, оставались, тоже начинали интересоваться христианством, приходить в Церковь.

http://pravmir.ru/religioznoe-podpole-vo...

Гурьево-Воскресенское. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1874 и 1877. Архитектор:Образцовый проект 14 Ссылки:   Адрес: Тверская область, Старицкий район, с. Гурьево-Воскресенское Координаты: 56.34635, 35.363294 Проезд: Из Старицы юго-восточный выезд на Степурино. Ехать всё время прямо, никуда не сворачивая, до Степурино и дальше до места. Всего 35 км. Хороший асфальт. Из Москвы - трассой М9 " Москва-Рига " до Волоколамска, затем направо до Лотошино. Из Лотошино западный выезд на Афанасово, за Афанасово - левый пово ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Старицы юго-восточный выезд на Степурино. Ехать всё время прямо, никуда не сворачивая, до Степурино и дальше до места. Всего 35 км. Хороший асфальт. Из Москвы - трассой М9 " Москва-Рига " до Волоколамска, затем направо до Лотошино. Из Лотошино западный выезд на Афанасово, за Афанасово - левый поворот на Раменье. Перед Раменьем - ещё левый поворот на Старицу. Дальше - прямо до места. Дорога: до Афанасово - асфальт, далее - песчаник. Изменить описание объекта По этому же образцовому проекту построены: Карта и ближайшие объекты Село Гурьево-Воскресенское, от Твери в 70-ти, от Старицы в 30-ти верстах. Каменная холодная церковь в русско-византийском стиле построена на высоком правом берегу реки Шоша в 1874 - 77 годах на средства помещика Семена Даниловича Каврайского предположительно по типовому Тоновскому проекту. Имела единственный престол Святителя Николая. Прихожан в селе и соседних 6-ти деревнях по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 846 мужчин и 992 женщины. К бесстолпному центрическому храму примыкают симметричные прямоугольные в плане апсида с востока и притвор со звонницей на втором ярусе с запада. Ярусная композиция основного объема состоит из двух разновеликих восьмериков и завершена шатром с луковичной главкой. В интерьере оригинально исполнено восьмидольное перекрытие храма с врезанными в лотки распалубками, необходимыми для усиления конструкций свода с широким световым отверстием по центру. Световой восьмерик также перекрыт лотковым сводом. Алтарная аспида и притвор перекрыты парусными сводами.

http://sobory.ru/article/?object=10677

Случай из жизни: «православный» целитель настойчиво советует православному пациенту практиковать уринотерапию (лечение мочой). В ответ на робкое возражение пациента – «Мне батюшка в церкви не разрешил пить мочу, говорит, что это грех и язычество» – «целитель» терпимо отвечает: «Батюшка не совсем прав. Можно применять урину, надо только чтобы она протекла по кресту или иконе». 82 О грядущих гонениях на христиан – моя книга «О нашем поражении» (М., 1999) и глава «Оккультный коммунизм» в первом томе книги «Сатанизм для интеллигенции» (М., 1997). 83 Льюис К.С. Хроники Нарнии. М., 1993. С. 452. 84 Мурашкина Т. И. Защитим Великие Имена Рерихов и Е. П. Блаватской//Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. М.,-Рига, 2000, 1 (24), С. 10. 85 Цит. по: Боттеро Ж. Рождение Бога. Библия через призму истории. М., 1998, с. 76. 86 цит. по: Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. – М.,1995, с. 260. Справедливости ради замечу, что это время глубокого кризиса шумеро-вавилонской религиозной традиции, когда в ней усиливается влияние оккультно-магических практик и верований. 87 Мурашкина Т. И. Защитим Великие Имена Рерихов и Е. П. Блаватской//Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. М.,-Рига, 2000, 1 (24), С. 10. 88 Для Платона Бог есть прежде всего Разум: «Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых. Поэтому кто хочет быть любезным богу, непременно должен насколько возможно ему уподобиться. В силу этого кто из нас рассудителен, тот и любезен богу, ибо подобен ему» (Платон. Законы 716а). 89 см. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983, сс. 154-156. 90 Крейнович Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. – М., 1973, сс. 448-449. 91 При изложении верований шаманизма я следую книге А. Б. Зубова «История религий. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций» (М., 1997, сс. 302-309). См. также: Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – Киев, 1998; Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. – М., 1996. 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

906 Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901) – богослов, духовный писатель. Профессор метафизики в Казанской ДА, позже – инспектор и профессор апологетики в МДА. С 1899 г. ректор СПбДА, рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1899 г. С января 1901 г. на покое, по болезни. – Ред. 907 Мансуров Борис Павлович (1828–1910) – государственный деятель, сенатор, статс-секретарь и член Государственного Совета, управляющий делами Палестинского комитета (1859–1864) и Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД (1864–1889). Член-учредитель Православного Палестинского общества (1882). Один из создателей русских построек в Иерусалиме. Автор книг: «Базилика имп. Константина в святом граде Иерусалиме» (М., 1885); «Русские раскопки в св. граде Иерусалиме перед судом Русского археологического общества» (Рига, 1887); «Храм св. Гроба Господня в его древнем виде» (Рига, 1887). Архимандрит Михаил (Грибановский) был знаком, вероятнее всего, с его сыном – Мансуровым Павлом Борисовичем (1860–1932). Дипломат, духовный писатель, П. Б. Мансуров в 1898–1903 гг. (уже после кончины епископа Михаила) состоял вторым секретарем российского посольства в Константинополе, впоследствии – член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. – Ред. 908 Очевидно, речь идет об обсуждении в Петербурге (в июне 1895 г.) программы ускоренного формирования Черноморского флота с целью захвата Константинополя и Босфора, активным сторонником которой выступал посол в Константинополе А. И. Нелидов. В противовес планировавшейся русской военной экспедиции Австро-Венгрия, постоянный соперник России, предложила в 1895 г. ввести через проливы суда шести европейских стран (этот план, однако, был тогда отклонен Англией). Кризис разрешился в 1896 г. отказом России от военных планов на Босфоре и сменой посла в Константинополе. – Ред. 909 См.: Беседы на Евангелие от Иоанна Святейшего Патриарха Вселенского Анфима VII (Цацоса)/Пер. с греч. прот. русской посольской церкви в Константинополе Александра Смирнопуло//Душеполезное чтение. 1896. Январь–апрель. 1–4. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010