Между тем, распространившееся у нас в Русской Церкви за последние два столетия итальянское пение, то слащаво–сентиментальное, то бравурное, как раз «несообразно» и «несвойственно» нашей Православной Церкви, ибо оно глубоко противно духу Православия. Оно подменяет здоровое молитвенное чувство эстетическим наслаждением, ошибочно принимаемое за молитвенное переживание. Таким образом происходит губительный для душ подлог: духовное подменяется «душевным», в чем и заключается тот страшный яд «прелести», от которой так предостерегают наши Свв. Отцы наставники духовной жизни. Этот яд тонкой прелести настолько обольстителен, что многие русские люди в настоящее время уже не мыслят нашего богослужения без этого театрального пения и скучают в церкви, когда на клиросе исполняются настоящие строгие церковные мелодии. Поэтому пастырям Русской Церкви предстоит большая и ответственная задача отрезвить духовно искалеченную часть русского общества от этой губительной прелести, мешающей проявлению настоящего здорового религиозного чувства, возвратить церковному клиросу подлинное православное церковное пение. Следует однако отметить, что Свято–Троицким монастырем в 1959 г. был переиздан «Спутник псаломщика», и теперь многие наши приходы в зарубежье пользуются им в храмах, на клиросе и при других богослужениях. Это же пособие, «Спутник псаломщика», является в основе руководящим и направляющим наши Церковно–певческие съезды, которые последние годы проводятся ежегодно. Поэтому с таким направлением церковно–певческой традиции мы встречаемся теперь большей частию во всех тех наших приходах, где священствуют воспитанники Свято–Троицкой Духовной Семинарии. В 1999 году монастырем снова переиздан «Спутник псаломщика». Такой и была древняя византийская иконопись, перешедшая потом вместе с принятием нами христианства к нам на Русь. «Высший идеал искусства», говорит об этой византийской иконописи проф. Покровский, «полагается не в прелести и грациозности формы, но «в достоинстве внутреннего выражения» («Церковная Археология» стр. 48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

С этим всецело были согласны преподобный Никодим и святитель Макарий, и именно это убеждение вдохновило их в их редакторской работе над Добротолюбием. Духовная книга с часовым механизмом До какой степени реализовались в действительности надежды двух редакторов Добротолюбия? В какой мере их работа привлекла внимание не только избранных монахов, но и всего христианства? Нужно признать, что в греческом православном мире призыв Добротолюбия долгое время оставался сравнительно мало востребованным. После первого появления книги в Венеции в 1782 г. прошло более века, прежде чем греческий текст был переиздан (в 1893 г.), и только через 64 года, в 1957 году, была предпринята следующая его публикация. Итак, за 175 лет вышло всего три издания. Заслуживает внимания, что источник, на который принято ссылаться начиная с 1930-х гг., многотомная Греческая эллинистская энциклопедия, в статье “Добротолюбие” упоминает только Филокалию Оригена под редакцией святителя Василия Великого и святителя Григория Назианзина, однако не говорит о Филокалии святителя Макария и преподобного Никодима. Лишь в течение последних тридцати лет Добротолюбие становится широко известным всему греческому православному миру; и лишь в последние пятнадцать лет сделан перевод на современный греческий язык, что обеспечивает доступность Добротолюбия. Но примечательно, что только через два столетия были сделаны попытки издать доступные версии книги. С другой стороны, в славянском православном мире Добротолюбию повезло больше. Читаемое и цитируемое преподобным Серафимом Саровским и старцами Оптиной пустыни, в XIX в. в России оно оказывало даже большее влияние, чем в Греции. Но все-таки опубликованное преподобным Паисием Величковским славянское Добротолюбие 1793 г. перепечатывается по прошествии двадцати девяти лет, в 1822 г. Гораздо более распространялось, однако, дополненное пятитомное русское издание святителя Феофана Затворника, и первый том его, вышедший в 1877 г., был не менее четырех раз переиздан между 1883 и 1913 гг.

http://pravmir.ru/episkop-kallist-diokli...

Рига. Моленная Успения Пресвятой Богородицы Гребенщиковской старообрядческой общины. Rgas Grebenšikova vecticbnieku kopienas Vissvts Dievmtes Aizmigšanas lgšanu nams Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1814 и 1907. Колокольня - 1906. Архитектор: Я.Ф. Бауманис , Рейнхольд Шмелинг, А.Шмелинг Адрес: Латвия, г.Рига, ул. Маза Краста 73 Maz Krasta iela 73, Rga, Latvija Координаты: 56.937575, 24.139657 Проезд:трамвай 3, 5, 7, 9 до остановки " Улица Даугавпилс " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (поморское согласие). Существующий ныне комплекс зданий Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (безпоповцы поморского согласия) сформировался в 19 веке. Деревянная общественная моленная была основана первым наставником общины Ф.Н.Саманским в 1760 году в доме при богодельне. В 1798 году было возведено каменное здание, перестроенное в 1802 году. Здание представляло собой два двухэтажных корпуса с мансардой, пристроенные друг к другу по оси восток-запад. Моленная размещалась на втором этаже, за иконостасом примыкали жилые помещения причта. На первом этаже были хозяйственные помещения, перекрытые кирпичными сводами. С 1833 года Рижское старообрядческое общество стало называться Гребенщиковским по имени видного попечителя храма и богадельни – купца А. П. Гребенщикова. На средства купца Г. Ломоносова в 1863 году к зданию была пристроена парадная каменная лестница. В 1886 году здание было расширено и надстроено до 4 этажей. В 1883 – 1887 годах возведена ограда с воротами и часовенкой у главного входа. В 1905 – 1907 годах пристроена колокольня с большой позолоченной главой, ставшая высотной доминантой всего комплекса. Первоначально здание стояло вблизи реки, на пустынном берегу поймы Даугавы, выглядело очень впечатляюще. Объем молитвенного дома решен в лаконичных формах эклектики, ворота главного входа – оригинальная интерпретация русского стиля, колокольня – в стиле модерн. Трудами двух поколений рижских архитекторов создан цельный архитектурный образ в духе старообрядческой традиции. Храмовый комплекс является памятником архитектуры государственного значения 6629. Интерьер храма украшает высокий шестиярусный иконостас с древними иконами канонического письма. В книжнице хранится собрание древних рукописных книг. На богослужениях в храме звучат песнопения в древней традиции знаменного пения. Богослужения не прекращались со дня основания храма.

http://sobory.ru/article/?object=06230

Рига. Церковь Спаса Преображения. Rgas Kristus Apskaidrošans pareizticgo baznca Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1889 и 1890. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, проспект Межа 11 Mea prospekts 11, Rga, Latvija Координаты: 56.996471, 24.132897 Проезд:автобус 2, 11, 24 до остановки " проспект Межа " ; автобус 48 до остановки " Саркандаугава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рижская церковь Преображения Господня расположена на проспекте Виестура 11 в Саркандаугаве (Красная Двина). Этот район находится приблизительно в двадцати километрах от Рижского залива. Наименование этой местности сложилось исстари и связано с немецкими словами ‘’Reide Düna’’, ‘’Roten Düna’’, которыми крестоносцы называли правобережный, достаточно глубокий рукав Двины (Даугавы). Здесь суда укрывались от шторма, а в случае необходимости оставались на зимовку. Само поселение развивалось как рабочая окраина Риги, но с XVIII века всё более становилось продолжением Рижского порта в сторону моря. Интенсивное развитие в начале XIX века всего устья Двины и особенно Саркандаугавы привлекало много людей. Православные жители начали хлопотать о строительстве церкви. Однако епископу Иринарху (Попову), епископу Филарету (Гумилевскому), архиепископу Платону (Городецкому), епископу Филарету (Филаретову), епископу Донату (Соколову-Бабинскому) из-за противодействия немецких властей, пасторов, остзейского дворянства и нехватки средств не удалось разрешить вопрос положительно. Успехом увенчались усилия Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского, прибывшего на Рижскую кафедру в 1887 году. По благословению Владыки архитектор, надворный советник А.Н.Эдельсон разработал проект храма и составил смету. Закладка церкви была совершена 10 сентября 1889 года епископом Арсением в сослужении рижскоградского благочинного протоиерея Ф.М.Либеровского, протоиереев И.Попова и А.И.Кангера при многочисленном стечении народа. Строительство велось качественно и в кратчайшие сроки. Одновременно велась подготовка к внутреннему обустройству храма. Но средств не хватало. На помощь пришли другие церкви. Щит иконостаса был передан Илукстским женским монастырём. Преображенская церковь Усть-Двинской крепости передала шесть икон. Четыре иконы были написаны заново. Так общими усилиями всего через год деревянная церковь на каменном фундаменте была обустроена. При храме указом Св. Синода от 6 мая 1890 года на Красной Двине был учреждён православный приход. 15 мая этого же года Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, в присутствии около двух тысяч прихожан освятил выстроенную близ железнодорожной станции «Александровская высота» церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09002

Рига. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Rgas Vissvts Dievmtes Pasludinšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь построена вблизи рынка, на въезде в Московский форштадт Риги. В 1812 году, ожидая приближения войск Наполеона, как и другие предместья города, Московский форштадт был сожжен. На месте сгоревшей Благовещенской церкви в 1814 году была заложена новая церковь. Деревянный храм был построен в стиле классицизма, по принципу «корабля». В трапезной части размещены два малых престола : во имя свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. Деревянный купол основного объема поднят на восьмигранном барабане, с опорой на 8 круглых колонн. Главный алтарь имеет 3-ярусный иконостас с ажурными царскими вратами, богато украшенную сень над престолом. Рижская Благовещенская церковь расположена в центре Риги на пересечении улиц Гоголя и Тургенева, в Московском предместье, неподалеку от уже давно не существующего русского Гостиного двора, который находился на месте высотного здания Академии наук. Среди рижан этот храм известен как Никольский, по одному из своих приделов. С древних времен там, где проходили торговые пути, русские купцы на своих подворьях ставили церкви. Крупнейшим торговым центром на Западной Двине была Рига, которая с первых лет своего существования приобрела статус важного торгового города для всех северных держав. Русские купцы весною ежегодно прибывали в рижский порт для торга. Многие из них селились в Риге, так образовались в городе «русский конец» и улица Русская. С возникновением «русского конца» в городе сооружается церковь Св.Николая, первые сведения о которой относятся к 1229 году. Во время введения реформации в Ливонии храм был разорен и занят протестантами; после подписания мирного договора царя Иоанна Васильевича Грозного с послами Ливонии в 1554 году русские церкви должны были быть возвращены православным. По всей вероятности, храм просуществовал до взятия Риги шведами в 1621 году. А после большого пожара 21 и 22 мая 1677 года, который нанес сокрушительный удар городу - «русский конец» города сгорел и древняя церковь больше не упоминается в письменных источниках.

http://sobory.ru/article/?object=06106

Рига. Собор Петра и Павла. Rgas Svto apustuu Ptera un Pvila pareizticgo katedrle /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1781 и 1785. Архитектор:Сигизмунд Зеге фон Лауренберг, Кристоф Хаберланд Адрес: Латвия, г. Рига, ул. Цитаделес 7 Citadeles iela 7, Rga, Latvija Координаты: 56.955056, 24.101043 Проезд:трамвай 5, 7, 9, 11 до остановки " Национальный театр " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Петропавловский собор находится на территории Рижской цитадели. После победы над шведами по приказу Петра I шведская деревянная гарнизонная церковь в Рижской цитадели была обращена в православный храм. На ее месте по указу Екатерины I в 1728 году была построена первая каменная церковь, которая была разобрана в конце 18 века при строительстве новой соборной церкви, сохранившейся до наших дней. В 18 веке цитадель еще сохраняла свое оборонительное и политическое значение для Риги. Это было самостоятельное укрепление, отделенное от Старого города глубокими рвами с водой и земляными валами. Цитадель должна была служить убежищем гарнизону в случае оставления им основной крепости и в качестве опорного пункта являлась символом государственной власти в городе. В 1765 году генералом-фельдцейхмейстером Вильбоа был разработан проект перепланировки Риги и реконструкции Рижской цитадели, утвержденный императрицей Екатериной II в 1769 году. В 1777 году развернулись строительные работы. В цитадели были построены солдатские и артиллерийские казармы, инженерные и обер-офицерские дома, дом священнослужителей, обер-комендантский дом, реконструированы провиантские магазины, ворота и мосты. В результате реконструкции сформировался цельный архитектурный комплекс. Все основные постройки были двухэтажными, декор - сдержанный, типичный для казенных построек России времен классицизма. Идейно-художественной доминантой обновленной цитадели стала соборная церковь св. апостолов Петра и Павла, воздвигнутая на главной площади. Ее высокая колокольня закрепила ось симметрии площади и стала градостроительным ориентиром улицы, направленной к площади со стороны Старого города.

http://sobory.ru/article/?object=09900

Рига. Церковь Троицы Живоначальной при Рижском военном госпитале. Rgas hospita Vissvts Trijdbas pareizticgo baznca /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1829 и 1835. Архитектор:А. Штауберт, Иоганн Эдуард де Витте Адрес: Латвия, Рига, ул. Инвалиду, 1 Invaldu iela, Rga, Latvija Координаты: 56.977602, 24.141791 Проезд:электричкой до станции Браса, трамвай 11 до остановки " Станция Браса " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Госпитальная церковь Рижский военно-сухопутный госпиталь был основан при Петре Великом еще в 1710 году. Первый каменный корпус здесь, у границ Петербургского форштадта, был возведен в 1809-1810 годах по проекту петербургского архитектора Фёдора Ивановича Демерцова (1762-1823). Это было одно из первых зданий классицизма в городе. С 1829 по 1835 годы госпиталь был расширен строительством огромного П-образного двухэтажного корпуса, в центре которого находилась госпитальная церковь во имя Пресвятой Троицы. Автором проекта был архитектор Александр Штауберт (1780-1840), работами руководил инженер Иоганн Эдуард де Витте. Новое просторное больничное здание вместе с корпусом Ф. Демерцова и флигелями сформировало архитектурный ансамбль в стиле позднего русского классицизма. Комплекс активно служил как военный госпиталь вплоть до 80-х годов XX века. И ныне здесь расположен центр военной медицины Национальных Вооруженных сил Латвии, но здание ветшает. Вход в госпитальную церковь, как и главный вход госпиталя, находился со стороны внутреннего двора, через портик дорического ордера. Объем алтарной части бывшего храма выдвинут с наружной стороны здания, фасад церкви оформлен пилястрами ионического ордера, увенчан фронтоном с изображением Божьего Ока. Над крышей храма раньше возвышался крест. В церкви был трехнефный молитвенный зал. Хоры над боковыми нефами опирались на ионические колонны. Одноярусный иконостас был выполнен также в стиле классицизма. Вот описание церкви в перечне храмов Военного ведомства начала XX века: «Церковь Рижского военного госпиталя в честь Св. Троицы. Праздник госпиталя день Св. Троицы. Помещается в центре госпитального здания, расположенного на окраине Риги, прямо против главного подъезда. Устроена церковь в 1834 году инженерным ведомством, в два света, с 10 колоннами внутри, с богатыми орнаментами, великолепными хорами с трех сторон храма; с коридора второго этажа на хоры ведут двое дверей. Вмещает церковь до 400 человек. В стене госпиталя сооружена доска, на которой вырезано: Государь Император Александр I при Высочайшем посещении больных в сем госпитале благоволил вкушать здесь от пищи оных».

http://sobory.ru/article/?object=34221

В связи с расширением привокзальной площади, 16 июня 1925 года Кабинет Министров Латвийской Республики издал указ о демонтаже часовни, согласно которому было предусмотрено ее перемещение на территорию Рижского Свято-Троице-Сергиева женского православного монастыря. Часть убранства храма была вывезена, но в виду дороговизны проекта, полностью он не был реализован и, несмотря на бурные протесты православных рижан и просьбы архиепископа Иоанна (Поммера), ночью с 30 на 31 июля часовня была взорвана. Среди верующих наибольшее возмущение вызвало варварское уничтожение храма.  Местное издание «Ticba un Dzve» назвало происшедшее актом вандализма. После смерти архиепископа Иоанна (Поммера) некоторые демонтированные детали часовни были использованы в оформлении его погребальной часовни (1934, архитектор С. Антонов) на Рижском Покровском кладбище. Икона свт. Николая была перенесена в Благовещенский храм. Источник информации : М. Левина, Я. Зилгалвис, А. Типане, Д. Чолдере, В. Банга «Наследие сакрального искусства и архитектуры Риги», Рига 2010. В 1889 году на Привокзальной площади в Риге открылась новая часовня Св. Александра Невского, там, где сегодня построен подземный переход. Часовню установили в честь чудесного спасения семьи императора Александра III в страшной железнодорожной катастрофе. 17 октября 1888 года царская семья возвращалась с Кавказа в Санкт-Петербург. Недалеко от станции Борки в Харьковской губернии императорский поезд внезапно сошёл с рельс. В момент катастрофы императорская семья находилась в столовом вагоне, Александру III удалось удержать рухнувшую крышу вагона так, чтобы у всех находившихся в вагоне была возможность спастись. Его младшая дочь Ольга, находившаяся в соседнем вагоне, также спаслась. Однако жертвами катастрофы стал 21 человек, ещё 30 были сильно покалечены. Как выяснилось позднее, поезд сошёл с рельс в результате серии грубейших нарушений эксплуатации железной дороги. Спустя некоторое время по всей России во славу спасения императорской семьи начали возводить храмы и часовни. Рига не стала исключением. Проект будущей часовни разработал архитектор из Тарту Алексей Кизельбаш. В качестве образца он избрал русские церкви XVII века. Как и принято в русской православной среде, средства на её постройку собрали рижане. Среди жертвователей были не только известные купцы – Гусев, Трофимов, Климов, но и самые обычные горожане. Первый камень в основание строения заложили 4 июля 1889 года, а уже в октябре того же года здание было готово и освящено в честь Св. Александра Невского, который считался небесным покровителем императора.

http://sobory.ru/article/?object=34488

Тотелла, царь Готский, обладавший в то время Кампанийскою областью, узнав о прозорливсти преподобного Венедикта, задумал посетить его. Но он сначала пошел не сам, но послал, под видом себя, некоего своего сановника, по имени Рига. Этим он хотел проверить прозорливость преподобного: узнает ли он, что не сам царь к нему пришел. И лишь только Рига, как бы действительно царь, окруженный боярами и воинами, приближался к святому Венедикту, преподобный, увидев его издали, воззвал к нему: – Сними, чадо, сии царские одежды, в которые ты облекся: ведь они не твои, но пославшего тебя ко мне. Рига, устрашенный этим обличением, поклонился святому и тотчас же возвратился обратно. После этого со смирением и с поклонами к прозорливцу Божию пришел сам царь Тотелла; преподобный Венедикт стал обличать его и укорять за его жестокость и злые дела и произнес ему пророческие слова. Преподобный сказал царю: – По Божию попущению ты возьмешь Рим, перейдешь море, но в десятый год своего царствования ты умрешь. И это пророчество преподобного отца в свое время сбылось. Кроме дара пророчества святой Венедикт обладал и данной ему от Бога властью над бесами. Некий клирик Аквинийской церкви 1936 , мучимый бесом, по совету своего епископа Констанция отправился по святым местам, к мощам мучеников, но святые мученики ему, как недостойному, не подали исцеления. Тогда он приведен был к угоднику Божию Венедикту и, по молитвам его, тотчас же получил исцеление; изгнав из клирика беса, святой дал ему такую заповедь: – Мяса не ешь, не дерзай вступать и в священнический чин: ибо в тот день, когда ты решишься принять сан священства, ты снова будешь предан беспощадному мучительству беса. Исцелевший клирик, возвратившись домой, долго хранил эти две заповеди святого отца: он не ел мяса и не дерзал принимать сана священства. Но спустя много лет клирик сей, видя, как после умерших пресвитеров на их место вступали гораздо моложе его, счел это за бесчестие для себя и стал искать священнического сана. И когда он был возведен во священника, то в тот же день, по Божию попущению, на него напал лютый бес и, беспощадно терзая сего клирика, умертвил его. Так исполнилось пророческое слово преподобного отца Венедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В четвертый раздел книги вошли записи некоторых бесед архимандрита Виктора как с отдельными лицами, так и с большими группами людей. Что такое гордость? — Опубликовано в газете: Неделя в Резекне. 2000. 8 сентября. Помогая ребенку, начните с себя — Опубликовано в газете: Неделя в Резекне. 2004. 21 января. Христианин не может быть одиночкой — Опубликовано в альманахе: Христианос. 6. Рига, 1997. О литургическом возрождении — Опубликовано в альманахе: Христианос. 1. Рига, 1991. «Святость не имеет границ…» — Публикуется впервые. Пятый раздел книги составляют воспоминания автора о встречах с различными выдающимися людьми. Тихий свет — Публикуется впервые. Горит, горит ее звезда — Опубликовано в журнале: Культурно–просветительская работа. Встреча. 2004. «Быть человеком важнее…» — Опубликовано в альманахе: Христианос. 3. Рига, 1994. Языком сердца — Опубликовано в журнале: Вестник Русского Христианского Движения. Париж–Нью–Йорк–Москва. 2004. Пастырь любви — Опубликовано в журнале: Культурнопросветительская работа. Встреча. 2005. Душа «Дома поэта» — Публикуется впервые. Таков нам подобает Архиерей… — Опубликовано в журнале: Культурно–просветительская работа. Встреча. 2006. Творец Жизни Вечной— Публикуется впервые. Родник любви — Опубликовано в журнале: Культурнопросветительская работа. Встреча. 2007. Вместо послесловия — полностью опубликовано под названием «Пастырь добрый» в газете Лудзас Земе. 2007. 5 апреля. Вместо послесловия — полностью опубликовано под названием «Пастырь добрый» в газете Лудзас Земе. 2007. 5 апреля. Примечания В советское время за каждым священником был строжайший надзор: любое научение прихожан основам веры, проповедь на церковные темы были запрещены. — Прим. изд. Ныне — г. Елгава. — Прим. изд. Монахини Варвара и Вероника были убиты в 1983 году. Это слово требует уточнения, потому что сейчас у нас обновленцами называют чуть ли не половину православных священнослужителей, забывая, что грех обновленчества не в том, что они пошли на сотрудничество с безбожной властью, считая, что советская власть воплощает идеалы Евангелия в жизнь лучше, чем патриаршая церковь, а в том, что они устроили раскол. — Прим. архим. Виктора.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010