Закрыть itemscope itemtype="" > Стоит ли деканонизировать апостола Павла? Отклик протоиерея Георгия Городенцева на статью священника Александра Зайцева «Оправдание Каина» 12.10.2012 3911 Время на чтение 8 минут Прочитав статью священника Александра Зайцева «Оправдание Каина» , грешащую очередной десталинизацией, я еще более утвердился в своем мнении о значении (в том числе и нравственном) личности и деятельности И.В.Сталина, как для бывшего СССР , так и для нынешней России. Главный и единственный аргумент, который приводит о.Александр против этого состоит в том, что, якобы (цитирую): «Нельзя возвышать и ставить неким идеалом того, кто сознательно умножал жертвы, выкорчёвывал веру, стал прямым виновником мучений и гибели множества новомучеников и исповедников российских. Это безнравственно. Это чудовищно. Это есть оправдание Каина и презрение Авеля. Покойный святейший Патриарх Алексий на вопрос о новых тенденциях возвышения и освящения Иоанна Грозного однозначно ответил, что история Церкви ещё не знала такого, чтобы во святые возводили и мучеников, и их мучителей». Мне уже приходилось в одной из своих статей критиковать последний тезис, как ложный. Интересно, что его аналогичной критике на форуме статьи о.Александра обоснованно подвергает некто Яков (п.7), заметив: «Что-то Вы, батюшка, в словах Патриархов путаете. Во святые возвели и архидиакона Стефана, и мучителя его – ап. Павла». И действительно, в Деяниях апостольских мы читаем о том, как убийцы первомученика и архидиакона Стефана «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана… Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7,58-59. 8.1). Относительно скромное участие будущего апостола Павла в убиении св.Стефана объясняется лишь тем, что, как и сказано в Деяниях, он по иудейским меркам еще был юношей, т.е. ему еще не исполнилось 30 лет, поэтому по закону ему еще нельзя было принимать участие в общественных деяниях, коим почиталось избиение камнями. Но, тем не менее, Савл всей душой рвался принять участие в этом убийстве. Как говорят толкователи этого места Св.Писания, «если бы у него была и тысяча рук, он всеми ими бы метал камни в Стефана». Но скоро, когда Савл достиг 30-летия и смог участвовать в общественных иудейских делах, он удовлетворил свою злобу в отношении христиан: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавая в темницу» (Деян.8,1.3). Более того, он «еще дыша угрозами и убийствами на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему (христианскому) учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян.9,1-2).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/12/st...

Свято-Стефановский храм (Котлас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Стефановский храм освящен 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского. Вместе с Никольским храмом составляет единый комплекс. В период 1932-1937 годов в храмах разместили мельницу и маслозавод. После войны в связи многочисленными просьбами передать храм верующим было принято решение о передаче храмов общине. Содержание История [ править править код ] История Свято-Стефановского храма берет свое начало с XIV века, когда на месте языческой кумирницы поселян Пыраса проповедник Стефан Пермский выстроил православную деревянную часовню. С увеличением числа поселян маловместимую часовню разобрали, а на ее месте возвели деревянную церковь. В ней устроили два престола. Один — во имя святителя Николая Чудотворца, а второй — во имя архидиакона Стефана. Храм именовали Святониколаевским. В середине XVII века рядом со Святонико­лаевской церковью прихожане обнаружили яв­ленную икону Владимирской Божьей Матери . На месте находки поставили дере­вянную шатровую церковь во имя явленной иконы Владимирской Божьей Матери, а прирубленный к церкви придел освятили во имя Святого Стефана Великопермского. Образовав­шийся приход получил название Котласского Стефановского. 3 августа 1776 года после вечернего богослужения во время грозы церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вы­нести только часть икон. В первую очередь явленную икону Владимирской Божьей Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и имя Святого Первомученика и архидиакона Стефана, а ветхий Стефанониколаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Свято-Николаевского храма прихожане под руководст­вом местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную цер­ковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года во имя святителя Стефана епископа Пермского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Стефанов...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Икона и акафист святому первомученику архидиакону Стефану   Икона Первомученика Стефана Афон    Икона Первомученика Стефана. Афон. Костамонит   Икона Первомученика Стефана Это древнейшая Афон ская икона в монастыре Костамонит. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом.   Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой - подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано на Афон е в 1864 году.       Святой Стефан (греч. Πρωτομρτυρας Στφανος) — первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года. Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти Память  — 27 декабря по (юлианскому календарю); в западной традиции — 26 декабря.   Акафист святому первомученику архидиакону Стефану   Кондак 1 Избранный от множества ученик Господа и Спаса нашего, яко исполненный веры, Духа Свята и премудрости, на служение вдовицам молитвою и возложением рук апостольских, явился еси первый во диаконех, и тако в сем чину Господу даже до смерти мученическия послужил еси, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас смертоносных бед и скорбей свобождай, да с любовию зовем ти: Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане. Икос 1 Ангелоподобная чистота твоя, серафимская любовь и вера в Господа Вседержителя соделаша тя, святе Стефане, сосудом избранным и жилищем Духа Всесвятаго; сего ради вси в Господа Иисуса Христа верующии дивляхуся святому житию твоему и возглашаху тебе со умилением сицевая: Радуйся, истинный учениче Христов. Радуйся, апостолом единонравный. Радуйся, Духа Святаго исполненный. Радуйся, благодатными дарованиями сияющий. Радуйся, паче всего мирскаго Господа возлюбивый. Радуйся, вся красная мира сего ради Господа оставивый. Радуйся, Небесное Отечество взыскавый. Радуйся, Ангелом собеседниче. Радуйся, добрый воине Царя Небеснаго. Радуйся, не обязавыйся куплями житейскими. Радуйся, истинный Христов служителю. Радуйся, от юности добрый и верный рабе Христов. Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

http://isihazm.ru/?id=651

Женский монастырь Дульево Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дульево (серб. Манастир построен в XIV веке, во времена царя Душана, на живописном плоскогорье, на северо-востоке от монастыря Прасквица . Находится на горном плато примерно в 3 км от Святого Стефана на высоте около 400 метров за Паштровичами. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По преданию монастырь, был основан в середине XIV века в память о воинах царя Стефана Душана, которые водой из источника св. Саввы были исцелены от брюшного тифа. Тогда царь Стефан в благодарность Богу построил здесь храм в честь св. первомученика Стефана, архидиакона («крестная слава» Неманичей). Монастырь долгое время являлся метохом монастыря Дечаны , в котором послушники Дечанского монастыря принимали монашский постриг. Монастырь также служил связующим звеном между монастырем Дечаны и Святой горой Афон . Первое письменное упоминание о Дульеве относится к 1677 году, когда в монастыре состоялся собор представителей рода Паштровичей (покровителей обители) для избрания игумена монастыря. В середине XVII века в Дульево принял постриг первый сербский Патриарх Арсений III Черноевич . Многие монахи, убегая от турецкого беззакония находили убежище в этом монастыре. Существуют письменные свидетельства о том, как в 1699 году герцеговинский владыка Савватий Любибратич послал несколько монахов из монастыря Савина в Дульево. Игумен монастыря Гавриил (Куляч) был противником союза с Австрией, за что неоднократно подвергался физическому нападению и арестам во время путешествий вне Паштровичей. У него были большие стада овец и он бесплатно раздавал молоко, сыр и хлеб всем путникам, которые проезжали, через Дульево на пути к Святой Горе и обратно. До сих пор здесь растёт шелковица, у которой оделял едой бедняков и путников. Монастырь Дульево, как и остальные Паштровские монастыри, неоднократно подвергался разрушениям в прошлом. Самые тяжёлые испытания монастырь перенёс во время нашествия скадарского паши Махмуда Бушатлии, в результате которого в 1785 г. монастырь Дульево был сожжён турками.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине 13 октября 2019 г. 20:58 13 октября 2019 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы (Михайловское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ). Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; игумен Антоний (Зеленчуков), клирик храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; иеромонах Пимен (Клыков), благочинный храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья в Переделкине (регент И.Г. Козарь). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения епископ Фома приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святого благоверного князя Игоря Черниговского и святой равноапостольной княгини Ольги, предстоящих пред иконой Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал ковчеги с честными мощами апостола Тимофея, великомученика Димитрия Солунского, великомученика Евстафия Плакиды, мученика Клавдия, преподобного Онуфрия Великого, преподобного Макария Великого, преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Алексия, человека Божия, первомученика архидиакона Стефана.

http://patriarchia.ru/db/text/5512433.ht...

В Тульской епархии открылся возрожденный церковный музей «Палата древностей» Тула, 29 июня 2022 г.      9 июня в тульском храме Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца состоялось торжественное открытие епархиального музея, расположившегося в одном из приделов церкви. В праздничном мероприятии, которое возглавил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, приняли участие министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина, генеральный директор Тульского музейного объединения Роман Гаврилин, заведующая Тульским областным краеведческим музеем Ольга Малолетнева, генеральный директор Регионального библиотечно-информационного комплекса Юлия Иванова, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Наталия Валуева, духовенство и руководители профильных отделов епархии, представители музейных сообществ, средств массовой информации. Торжество предварило выступление академического хора Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского под управлением Евгении Вернер. С приветственным словом к собравшимся обратился глава Тульской митрополии владыка Алексий. «Сегодня мы находимся на пороге этого долгожданного события, когда войдем в придел святого архидиакона и первомученика Стефана древней Никольской церкви, что за городским валом, и увидим экспонаты, собранные с любовью, с научным подходом, с трепетным к ним отношением. Надеемся, что это собрание древностей будет помогать всем пришедшим в храм помолиться и поставить свечу, увидеть в этих живых свидетельствах прошлого доказательство взаимопроникновения в нашей жизни мира метафизического, духовного, и мира материального, и в этом взаимодействии верующие получат возможность черпать для своего духовного становления благодатную силу и поддержку. Помимо этого, епархиальный отдел по культуре и культурно-просветительский центр “Фавор” будут осуществлять в этом возродившемся музее ряд просветительских программ. Поздравляю всех еще раз с восстановлением исторической и духовной традиции, с тем, что серебряные нити истории и духовных связей сегодня возвращаются в наше культурное пространство, вплетаются в него в своей целостности. Это означает, что мы не Иваны, не помнящие родства, а дети святой православной Руси, воспринявших от великой днепровской купели заповедь отцов – хранить веру православную в чести и достоинстве».

http://pravoslavie.ru/146960.html

Гонители УПЦ продолжают захватывать храмы и угрожать духовенству Киев, 24 мая 2022 г. Захват храма УПЦ в Чернятине Винницкой области      В Винницкой области 22 мая 2022 года сторонники “ПЦУ” сорвали богослужение в храме в честь первомученика архидиакона Стефана в с. Чернятин. Выкрикивая патриотические лозунги, матерные слова и угрозы в адрес священника и прихожан, активисты выгнали верующих на улицу, а в храме провели так называемое “собрание” общины и “перевели” приход в “ПЦУ”. Об этом сообщили в Винницкой епархии. При этом на собрании присутствовал глава ОТГ В. Малярчук, который был одним из инициаторов “перехода” в “ПЦУ”, а также представители полиции, которые не вмешивались в происходящее. В то время, как прихожан храма на данном собрании не было. После голосования сторонники “ПЦУ”, провозгласив храм, который верующие УПЦ возводили с 2013 г. по 2019 г., “своим”, самовольно сменили замки на дверях. “Среди тех людей, которые 22 мая агрессивно ворвались в храм, не было никого, кто помогал бы в его строительстве, – рассказала очевидец. – Настоятель храма собирал пожертвования по копейке, а также сам принимал участие в его строительстве, а сторонники “ПЦУ” пришли на все готовое и захватили храм”. Во Львовской области 22 мая боевики «Правого сектора» захватили храм УПЦ в честь Вознесения Господня с. Сулимов и не пустили более 100 верующих на богослужение. А в храме было около 50 сторонников “ПЦУ”, как сообщил melegram-kahaл “Первый Казацкий”. Захват храма УПЦ в с. Сулимов      По словам местных жителей, еще 6 мая в селе начали собирать подписи, чтобы «перевести» храм УПЦ в “ПЦУ”. В результате – тайно от верующих храм был “переведен” в “ПЦУ”. Только 20 мая представители местных властей пригласили православных христиан на встречу, на которой также присутствовали “клирики ПЦУ”, и сообщили о перерегистрации устава. Представители местной власти и сторонники “ПЦУ” требовали от общины передать ключи от храма. Прихожане Вознесенского храма предложили захватчикам поочередное богослужение, но те отказались.

http://pravoslavie.ru/146316.html

Доктор Роберт Сейлер – бывший лютеранский пастор, а в настоящее время – профессор и заместитель декана в Христианской богословской семинарии в Индианаполисе штата Индиана. Он вырос в южном Иллинойсе и получил степень бакалавра в университете Валпарейзо штата Индиана. Дважды получил магистерскую степень в Чикагском университете, а также закончил магистратуру и докторантуру в Лютеранской школе богословия в Чикаго. Служил пастором лютеранской церкви в городе Гэри штата Индиана с 2010 по 2012 год. Принят в Православие через Миропомазание в мае 2020 года в храме св. первомученика архидиакона Стефана (Православная Церковь в Америке) в Крофордсвилле штата Индиана. Проживает со своей супругой и пятью детьми в городе Нью-Палестин штата Индиана.      – Расскажите о вашей семье. Поддержка родителей, жены и детей в момент обращения в Православие стала для меня настоящим благословением – Нас с сестрой воспитали в лютеранстве очень набожные родители, которые продолжают вдохновлять меня своей тихой верой и стойкостью. Поддержка родителей, жены и детей в момент обращения в Православие стала для меня настоящим благословением. – Какое у вас образование? – Я изучал религию в университете Валпарейзо и трижды получил степень магистра в области религии. Закончил докторантуру по систематическому богословию в Лютеранской школе богословия в Чикаго в 2011 году, а в настоящее время работаю над второй докторской диссертацией в сфере американистики в университете Индианы-Пердью в Индианаполисе. Я написал и отредактировал пять книг и множество статей, как научных, так и популярных. – Опишите, пожалуйста, свою деятельность в Христианской богословской семинарии в Индианаполисе. – Я преподаватель дисциплин, связанных с религией и культурологией. Уделяю особое внимание литературе, искусству, политике и богословской эстетике. Также являюсь руководителем центра, который предлагает программы, предназначенные для поддержки пастырей на разных этапах их служения. В 2018 году стал заместителем декана. Мне нравятся сферы преподавания и управления, так что это хорошее сочетание.

http://pravoslavie.ru/147376.html

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение Михаило-Архангельского храма в Павлодаре 9 января 2017 г. 16:07 9 января, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр  совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь Архистратига Божия Михаила в Павлодаре и возглавил Божественную литургию в новоосвященной церкви. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , благочинный Павлодарского церковного округа протоиерей Николай Гамм, духовенство храмов города Павлодара, ключарь Михаило-Архангельского храма иерей Николай Попов, священнослужители, прибывшие из Алма-Аты и Усть-Каменогорска. За богослужением молились: благотворители Михаило-Архангельской церкви, члены приходского актива новопостроенного храма, православные верующие города Павлодара. За Литургией митрополит Александр вознес молитву о мире на Украине. Гостями праздника стали: аким Павлодарской области Б.Ж. Бакауов, аким города Павлодар Н.К. Ашимбетов, вице-министр энергетики Республики Казахстан Г.К. Садибеков, заместитель акима Павлодарской области Н.В. Дычко, секретарь областного маслихата В.А. Берковский. По запричастном стихе руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов огласил Рождественское послание митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. По завершении Божественной литургии митрополит Александр поздравил епископа Варнаву со значимым событием в духовной жизни Павлодарской епархии — возведением и освящением нового храма, после чего обратился со словами сердечной благодарности ко всем, кто молитвой, жертвой или личным участием помогал созидать храм, посвященный Архистратигу Небесных Сил бесплотных. Во внимание к трудам по строительству и благоукрашению Михаило-Архангельской церкви архипастырь удостоил благотворителей наградами Казахстанского митрополичьего округа. В частности, медаль «Алыс» (Благодарность) была вручена акиму города Павлодара Н.К. Ашимбетову и вице-министру Казахстана Г.К. Садибекову.

http://patriarchia.ru/db/text/4761294.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010