Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2015 г. 06.04.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Может ли быть священник без работы? В годы гонений, когда закрывались храмы, таких было сколько угодно. А мои знакомые написали мне про одного очень благочестивого православного священника, которого на Украине лишили служения «за его симпатию к москалям». Да что там Украина! Я знаю у нас одного священника, который провинился чем-то сильно перед церковным начальством, и его отправили за штат. Что же ему теперь делать? О.Н. Гунина, г. Калуга Говорят: «этот священник без места». Он запрещен — неизвестно, за дело или не за дело. Бывает, что и не за дело. Известно, что иеромонах Сампсон (Сиверс) был чудовищно оклеветан и запрещен в служении. «Если бы не благодать Божия, — писал он, — то можно сойти с ума». Но настоящие пастыри не будут никогда без работы. Разве не сказал Христос: «Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»? Это относится ко всем временам, особенно к нашим. Последний настоятель нашего храма святителя Николая в Пыжах (до его закрытия в 30-е годы прошлого века) архимандрит Гавриил (Игошкин) был насильно лишен служения и отправлен в тюрьму. Очевидцы рассказывают, что уголовники, совершившие до этого тяжкие преступления, благодаря отцу Гавриилу с покаянием обращались к вере, и камера, в которой он находился, по выражению одного заключенного, стала скорее походить на монастырь. Мы знаем, что многие пастыри нашей Церкви прошли путь такого пастырского служения. И многие своей смертью засвидетельствовали перед другими истину благовестия Христова. Смерть? Но «кровь мучеников — семя Церкви». И молитва христианина за убивающих его открывает небо для безбожников и для гонителей. Подобно тому как молитва первомученика архидиакона Стефана открыла небо Савлу, будущему первоверховному апостолу Павлу. Такая же сила была у молитвы преподобномученицы великой княгини Елизаветы, когда озверевшие палачи сбросили ее в Алапаевскую шахту. Несомненный факт: молитвами новых мучеников и исповедников Российских открылась жизнь во Христе многим молодым людям, родители которых были не в состоянии дать им веру.

http://moral.ru/dom_04_2015/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2019 г. 01.05.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В книге Деяний рассказывается о некоем Гамалииле, уважаемом народом, имеющим страх Божий. Он предложил отпустить взятых под стражу за проповедь о Христе воскресшем апостолов: «Если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не сможете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деян. 5, 38—39). Не есть ли это слепое доверие Промыслу Божию? А.С. Мельников, г. Тверь Промысл Божий — это любовь Бога к роду человеческому. Чтобы обрести такое доверие, надо приобщиться, насколько возможно, любви Божией. Посмотрите, как с самого начала Церковь Христова выходит из рамок иудаизма. После убийства первомученика архидиакона Стефана начинаются гонения на христиан. Но Господь обратил это зло на благо. Господь распространил Церковь Христову среди языческого мира. Если бы враги Церкви думали, что бы такое сделать, чтобы распространить Церковь Христову, они не могли бы придумать ничего лучше, как начать гонения, говорит святой Иоанн Златоуст. Так Промысл Божий всегда рассыпает козни врага. Так рассыпался гитлеровский фашизм, который, казалось, покорил уже всю Европу. Мы не сомневаемся, что этому содействовали не только подвиг наших воинов, жизнь свою на поле брани положивших, но в значительной степени молитвы новых мучеников и исповедников Церкви Русской. И то же произошло с коммунистической идеологией, распространившейся уже почти по всему миру. Дух благодати действует непрерывно. И наша верность должна быть тем больше, чем больше испытаний нам дается. Особенно во время отступничества. Мы должны услышать голос Церкви, обращенной к нам, когда торжествует беззаконие, и сами мы не в силах ему противостоять: «Время действовать Господу; разориша закон твой, сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118). Уважаемый отец Александр! Вы когда-то написали книгу «Православная монархия и новый мировой порядок». Тема, которую Вы в ней затрагиваете всегда актуальна и с течением времени будет все более актуальной. Как могли бы Вы обозначить связь одного понятия с другим?

http://moral.ru/dom-05-2019/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — февраль 2018 г. 03.02.2018 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Почему одним дано, а другим нет? «Если вы любите только тех, кто вас любит, вы ничем не отличаетесь от неверующих людей, от язычников» — так, кажется, сказано в Евангелии. Но Церковь призывает к несравненно большему. Это на самом деле такой недостижимый идеал, что он кажется совершенно нереальным — скорее, воображательным. Но верующим это предлагается как заповедь. И неисполнение ее является грехом. Возможно ли научиться нам, грешным, то есть тем, кто часто оказывается неспособным на самую малую человеческую любовь, самой большой любви, чтобы она была не мечтой, а правдой нашей жизни? Л.А. Бурцова, г. Ижевск Самая большая любовь, единственное доказательство любви, утверждает Евангелие, — в том, чтобы любить тех, кто против нас. Вот почему Господь молится на Кресте о распинающих Его: «Отче, прости им, не знают, что творят». Если Христос любит Своих врагов, то и Христовы должны любить тех, кто предает их на смерть. Во все времена Церковь верна этой тайне от первомученика архидиакона Стефана до священномученика Владимира, митрополита Киевского и преподобномученицы великой княгини Елисаветы, которые приносят Богу молитву за своих убийц. Нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих. Но Господь пришел умереть за врагов, за враждующих с Богом своими грехами, чтобы мы стали Его друзьями. И вот чудо. Наши враги — самый большой дар для нас, поистине приобретение, если мы научаемся любить их, и наши гонители — наши друзья. Благодаря им мы становимся вместе со Христом обладателями Царства Божия. Как научиться такой любви? Только Христом Богом, Который открыл нам путь к победе, когда победил князя мира сего, нашего врага. «Дерзайте, — говорит Христос, — ибо Я победил мир. И идет князь мира и во Мне не имеет ничего». Для того мы и ходим в храмы Божии, где даются нам таинства, молитвы Церкви небесной и земной, Слово Божие, чтобы Господь дал нам то, чего мы не имеем. И мы могли принять от Него власть побеждать Его именем всю силу вражию. Это значит мужественным противостоянием всем врагам Божиим в нашем сражении за верность заповедям Христовым, нашим глубоким покаянием, когда диавол побеждает нас через наши грехи. И готовностью душу свою положить за друзей своих, когда идет война против нашего народа, против нашего Отечества. Только так немощной наш дух обретает способность приобщаться любви Христовой.

http://moral.ru/dom_02_2018/

Осмислення значення подвигу для наших 15 вересня 2012 р. 16:05 В истории России ХХ век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Однако их пример по-прежнему требует полноценного осмысления. Вкладом в этот процесс является статья председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента . Некогда Господь наш Иисус Христос, обратившись к Своим ученикам, произнес: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф. 28:19). Церковь, внимая к призыву Спасителя, совершает свое апостольское служение уже в течении двух тысяч лет, но не всегда и везде люди принимали учение об истинном Боге. Для пораженного страстями и пороками общества Заповеди блаженства, учение о любви к Богу и ближнему становились серьезным раздражителем и вызывали негодование и ярость, так как обличали неправедный образ жизни, в котором это общество пребывало. Когда нас спрашивают: «Кто такие мученики?», мы даем четкий ответ: «Это те, кто ради веры во Христа приняли страдания и даже смерть». В пример мы приводим первомученика архидиакона Стефана, Вифлеемских младенцев, тех, кто в первые века нашей эры еще на заре христианства пострадал за Христа и, конечно же, новомучеников и исповедников Российских XX века. Спустя почти тысячу лет с момента Крещения Руси «водой» при равноапостольном князе Владимире, наше Отечество было крещено повторно «кровью». Какое же значение для нас сегодня имеет их подвиг? Да, стало почти на две тысячи больше святых в нашей Церкви, но только ли это? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо лучше понять, что же такое мученичество. Бесспорно, мученичество Церковью всегда признавалось особым видом святости. Как в древности, так и в новое время не все способны были «даже до смерти» свидетельствовать о своей вере в Бога.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2468526...

Письмо второе 27 XII-1922 г. св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана. Дорогие друзья мои! Вы пишете, что первое письмо мое, в ответ на ваш запрос о «Живой Церкви», принесло пользу тем, что пролило свет не только на явление, именуемое «Живой Церковью», но, что, по вашим словам, еще важнее, на существо единой истинной Церкви, от которой отпала « Церковь живая». И вы просите, чтобы я почаще делился с вами своими мыслями по «вопросам веры и Церкви». Я очень утешен вашим сообщением о добром успехе моего письма – и охотно иду навстречу вашему общему желанию, но только полагаю, что мне можно быть впредь менее многоглаголивым – и писать письма покороче, лишь намечая ряд известных мыслей, а не развивая их подробно. Думаю, что ваша дружеская семья сумеет общими силами сделать нужные выводы из общих положений, которыми я предполагаю ограничиться в своих письмах. Эта относительная лаконичность облегчит меня и будет, надеюсь, полезна вам, понуждая вас к более или менее самостоятельной коллективной работе. К тому же, в случае надобности, я постараюсь указывать вам те книжки и статьи, в которых вы можете находить восполнение и развитие того, что буду намечать я в своих письмах. Вы говорите, что вам хотелось бы услышать от меня нечто в раскрытие той мысли о существе Церкви, которая является заключением моего предыдущего письма. Согласно только что высказанному мною намерению, я отвечу вам рядом связанных между собою общих положений, которые да послужат предметом ваших дружеских собеседований. «Христианство есть великая тайна», – сказал преп. Макарий Великий (Египетский) 23 . Тайна и Церковь неразрывно связаны с христианством, ибо христианства нет без Церкви. По собственному опыту и еще более по наблюдению над другими знаю, как трудно сразу принять и усвоить мысль о неразъединимости христианства и Церкви, но после многих переживаний и дум я давно убедился до последней наглядности, до невозможности мыслить иначе, в указанной неразрывности Христова благовестия и Церкви. Теперь мне представляется странной, противоестественной, нелепой противоположная мысль, столь широко, однако, распространенная в современном «христианском» человечестве. Я не буду останавливаться на этом вопросе, а рекомендую вам прочесть очень дельную брошюру архимандрита Илариона, так и озаглавленную «Христианства нет без Церкви» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Героическое свидетельство первых христиан " Для римского чиновника было важно не то, верит ли человек во Христа, Митру или Юпитера, а то, что в определенные дни года он приносит жертву за здоровье императора " Источник:  Татьянин день Незадолго до празднования Дня всех святых стоит вспомнить о первых христианских героях, отдававших жизнь за Христа. Речь идет о мучениках, которые своей жизнью засвидетельствовали правоту христианства. Почитание мучеников началось довольно рано – уже в Деяниях Апостолов описывается смерть первомученика архидиакона Стефана. С момента основания Церкви до Миланского эдикта 313 года христиане периодически подвергались более или менее жестоким гонениям, которые приводили как к появлению новых героев, на чьей крови воздвигалась Церковь, так и предателей, отступников, к которым по канонам применялись самые разные санкции. Интересно и отношение к мученикам в древней Церкви. Блаженный Августин в сочинении о " Граде Божием " проводит прямую параллель между христианскими святыми и античными героями, противопоставляя одних другим: " Не таков путь, указываемый истинной и истинно святою религией; не так побеждают Юнону, т. е. завистливые к добродетелям благочестивых воздушные власти, наши мученики. Наши герои, если бы можно было назвать их этим именем, преодолевают Геру (Юнону) не " дарами, являя покорность " , а божественными добродетелями " . В этом отрывке важно само употребление слова " герой " . Блаженный Августин показывает, что для христиан подвиг мучеников значил не меньше, чем для грека – подвиг Геракла, а для римлянина – Ромула и Рема. Такое отношение к святым было свойственно не только для Августина, но и для многих раннехристианских авторов, так или иначе говоривших о том, что кровь мучеников есть семя Церкви. Героизм мученика состоял не только в том, что он мужественно претерпевал жестокие пытки, но и в том, что христиане бросали вызов могущественной Римской империи. Гонения на христиан имели под собой не религиозную, а политическую подоплеку. Для римского чиновника было важно не то, верит ли человек во Христа, Митру или Юпитера, а то, что в определенные дни года он приносит жертву за здоровье императора. Во все остальное время человек волен верить в то, во что ему хочется, но он должен доказать свою лояльность империи. Это подтверждают и сохранившиеся подлинные мученические акты.

http://religare.ru/2_95007.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Женские монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский рн, пос. Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской лавры. Однажды ей было видение Богородицы с наказом основать обитель в северных приделах Руси. С благословения старцев Киево-Печерской лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей – Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Еще задолго до прихода сюда в конце XVII b. основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места. Не доходя 12 верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России», – сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила там старинную деревянную церковь. В 1773–1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица, услышав об обители, пожертвовала ей полдесятины своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили и вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Емилиан (Киреев) 7 мин., 26.12.2017 Уже вскоре после того как Емельяна рукоположили во священники, его начали вызывать в отделение НКВД. Сотрудники НКВД предлагали ему написать заявление, что Бога нет и религия — обман. В обмен на это ему предлагались различные материальные блага. Но на все уговоры отец Емельян неизменно отвечал одно: «Хоть сейчас меня забирайте, но от Бога я никогда не откажусь».   Священномученик Емилиан родился 31 июня 1903 года в селе Большие Кузьминки Ардатовского уезда Тамбовской губернии последним, шестым ребенком, в бедной крестьянской семье Алексея и Анисии Киреевых. С детства определились наклонности мальчика к церковному служению. Когда ему было четыре года, для него за обыкновение было взять лапоть и, шествуя по огороду, «кадить». Затем, взрослея, он все более привязывался душой к богослужению, все чаще бывал в храме. Когда Емельяну исполнилось восемнадцать лет, отец сосватал за него Прасковью, дочь крестьян Никифора и Акилины Дудиных, живших в небольшом соседнем сельце Саврасове. Мечта детства по-прежнему не оставляла Емельяна, он чувствовал, что призван к сугубому служению Богу, и в 1928 году пошел в город Алатырь и устроился в храм псаломщиком, готовясь к рукоположению во диакона. В 1932 году сбылась его заветная мечта — послужить Господу в священном сане. Он был рукоположен во диакона и в том же году — во священника ко храму в селе Любимовка Порецкого района. Впоследствии местом служения отца Емельяна стал храм во имя первомученика архидиакона Стефана на окраине Алатыря. Служил здесь отец Емельян вместе с протоиереем Василием Покровским и диаконом Федором. Став священником, отец Емельян ревностно исполнял все, что входило в круг его обязанностей. По свидетельству прихожан, он любил всех без лицеприятия — и материально обеспеченных, и нищих, помогал всем, всякого старался утешить. Нищелюбие и страннолюбие отца Емельяна были беспредельны, он подавал всем нищим, каких встречал, и привечал всех странников, какие к нему приходили.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-emili...

Рязань. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Ильинский храм находился, как говорят документы «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота. Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора была построена ныне существующая церковь. Позже в ней был устроен придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал. В 1806 году трапезная часть была расширена, и взамен одного было устроено два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась). К 1805 году трапезная часть Ильинской церкви была расширена и в ней были проведены отделочные работы. После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова был устроен новый иконостас, а алтарь расписан. В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон были пробиты арки для соединения с ними. В пристройках были сделаны приделы, куда перенесены престолы из трапезной (1877). Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки. Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году икона чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ неизвестно. В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение. Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры.

http://sobory.ru/article/?object=07108

С. Девятова Скачать epub pdf Дивеевские старицы Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря Приблизительно около 1760 года прибыла в Киев вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна. Во Флоровском монастыре она приняла монашество с именем Александра. Господу было угодно возложить на нее обязанности первоосновательницы нового монастыря, об этом известила её Божия Матерь. (Матушка Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи в легкой дремоте сподобилась видеть Пресвятую Богородицу.) Матушка Александра с благословения старцев Киево-Печерской Лавры отправилась странствовать по России. В селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви и задремала. В тонком сне она увидела Божию Матерь. Пресвятая Богородица сказала: «…Здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это – Четвертый Жребий Мой во вселенной…» (Первый Жребий – Иверия. Второй Жребий – Святая гора Афон. Третий Жребий – Киево-Печерский монастырь.) По совету Саровских старцев мать Александра поселилась в деревне Осиновка вблизи Дивеева. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь . В 1773–1780 годах на средства матушки Александры была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. С появлением Казанского храма началось становление монашеской жизни в Дивеево. В 1919 году монастырь был преобразован в артель, в 1927 году закрыт. В 80-е годы центром духовной жизни и паломничества в Дивеево стала келья схимонахини Маргариты (Лахтионовой). В 1991 году было обнародовано решение о возобновлении монастыря. Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со св. мощами преп. Серафима . Великая святыня была возвращена Русской Православной Церкви 11 января 1991 года. Сбылось пророчество преп. Серафима: «…Тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев». (В 1926 году Саровский монастырь был закрыт, честные мощи батюшки Серафима были увезены. В начале 1990-х годов во время инвентаризация запасников Музея истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе в Петербурге, были найдены мощи преподобного Серафима.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010