Двадцать седьмой день. Святый первомученик Стефан. (Уроки из его жизни: а) терпение в страданиях и б) любовь ко врагам). I. Св. архидиакон Стефан, память коего совершается ныне, был первым из семи диаконов, (почему и называется архидиаконом), назначенных апостолами для попечения о бедных; он был исполнен благодати и духовной силы, и совершал великие чудеса и знамения в народе, обращая к вере в Иисуса Христа. Некоторые из иудеев вознегодовали за это на Стефана, и вступили в спор с ним; но не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил. Тогда они возмутили народ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложных свидетелей, которые говорили, будто Стефан произносит хульные слова на св. храм и на закон. Все, сидевшие на судилище, смотря на Стефана, увидели лицо его, как лицо ангела. Стефан защищался в одушевленной речи и смело упрекал иудеев в неверии и грехах. Когда иудеи выслушали эту речь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефан же, исполненный Свят. Духа, воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «вот я вижу небеса отверстыя и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова привели иудеев в такую ярость, что они закричали громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затем вывели его за город и стали бросать в него каменьями. Между тем он молился за врагов и последния слова его были: «Господи, не постави им сего во грех!» Он первый из христиан пострадал за веру, а потому и получил прозвание первомученика. II. Видите, братия, как жестоко поступили иудеи с невинным первомучен. Стефаном. Он был верный раб Иисусов, муж исполненный веры и духовной силы, друг бедных, и совершал многия чудеса и знамения в народе: и этого было достаточно, чтобы на него вознегодовали, чтобы его преследовали и убили а) И как терпеливо он перенес страдания! Несмотря на несправедливыя обвинения и побиение камнями, он нисколько не теряет душевного спокойствия, мужества и терпения. Почему? Потому что он взирал на Иисуса, Который также невинно претерпел смерть, – он помышлял о награде, ожидавшей его в открытых пред ним небесах, и это укрепляло его мужество и терпение. «Воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Косово сегодня (продолжение) 24.08.2006 441 Время на чтение 8 минут Начало Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании - в этом случае вернуть его с Божией помощью не составит большого труда Артемий, епископ Рашско-Призренский История повторяется. Сегодня, на заре третьего тысячелетия христианской эры, православный сербский народ с прежним вековым мужеством противостоит своим давним кровникам и лютым ненавистникам Православия. События последних лет на Косове и в Метохии лишний раз подтверждают это. ...К американской зоне оккупации, помимо восточного Косова, относятся и несколько общин на юге края: Урошевац, Качаник, Штрпце. В районе города Урошевац янки достраивают сейчас крупнейшую в Европе военную базу, подступы к которой перекрыты в радиусе многих километров, сюда не пропустят не только сербов, но и " друзей " албанцев. С помощью американских оккупантов полностью " очищен " от сербов Качаник, известный из народных песен как место юнацкого поединка Марко Королевича с разбойником Мусой. Свирепого албанского разбойника боялся сам султан, но Марко одолел его ( " Едет Марко к белому Прилепу. Мертвый Муса лежит, обезглавлен, на вершине Качаника снежной " ). Мощный кряж Шар-Планины тянется и через общину Штрпце, расположенную, как и Качаник, на самой границе с Македонией. Там, в двенадцати горных селах, по-прежнему проживает 2500 сербов. Край сей удивителен по красоте и богатству. Известнейший на всем Косове заповедник лекарственных трав, девственный лесной массив; реки, полные форели, разнообразный животный мир. Здесь, среди цветущих и плодоносных долин и величественных гор, у подножия которых стоит сорокаградусная жара, а на вершинах даже в июле белеет снег, расположен знаменитый в прежние времена курорт Брезовица. Когда-то он принимал гостей со всей Европы, но теперь, похоже, надолго замерла канатная дорога, пустуют каждую зиму горнолыжные трассы. Путин сюда едва ли заглянет. Не появится и Фрадков. А на открытых славянских лицах местных уроженцев лежит печать постоянной тревоги: ведь из-за каждого перевала угрожает опасность, круглый год здесь неспокойно. От выстроенной русскими эмигрантами-белогвардейцами церкви святого архидиакона Стефана, что, подобно часовому, высится над Брезовицей, хорошо видны минареты за соседним лесом. Словно ракеты, нацелены они на славянские села. И все же не мусульмане-албанцы являются для сербов главным врагом: как и во времена святого первомученика Стефана исполняющие похоти отца своего диавола ополчились на верное стадо Христово.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Додик: всему есть альтернатива, кроме Республики Сербской 14.02.2016 937 Время на чтение 5 минут У Республики Сербской (РС) сегодня много забот. Не прекращаются попытки Запада ослабить это государственное образование, изменить Дейтонское соглашение, придав Боснии и Герцеговине (БиГ) унитарный характер. Для этого требуется вернуть Верховному представителю его полномочия в том, что касается принятия решений и законов, обязательных для РС (после 2006 г. РС перестала выполнять решения этого ставленника «мирового сообщества»). СМИ Сараева и другие «независимые» издания направляют свои информационные удары по президенту РС (распускают слухи о коррупции президента и его команды, о его скором аресте), правительству, скупщине (поддерживают создание не предусмотренных Конституцией органов и организаций). Министерство внутренних дел БиГ без согласования с органами РС в конце прошлого года арестовали сербских полицейских силами служб из Сараева. Несколько дней назад Совет министров БиГ без согласования с РС принял решение о системе координации процессов европейской интеграции в БиГ. Как писал в январе сего года специалист по борьбе с терроризмом Джевад Галияшевич, постдейтонская Босния и Герцеговина никогда ещё не была такой нестабильной, а службы полиции и безопасности БиГ «действуют как криминальные банды». В конце ноября 2015 г. Конституционный суд БиГ по запросу члена Президиума БиГ Бакира Изетбеговича принял решение о незаконности празднования Дня Республики Сербской, который приходится на 9 января. Такое решение до крайности возмутило сербов, ведь Республика Сербская была создана в 1992 году именно 9 января и празднует уже свой 24-й день рождения. Кроме того, этот день является Днём Славы РС, когда празднуется память покровителя республики святого апостола и первомученика архидиакона Стефана. А свои православные обычаи сербы хранили свято на протяжении веков даже в годы турецкой оккупации. Президент РС Милорад Додик заявил по этому поводу: «Фактом является то, что суд попытался запретить День Республики Сербской. Но также фактом является то, что все политические силы в Республике Сербской едины в неприятии решения этого института. Мы будем упорны в отстаивании нашего праздника».

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/15/do...

Скачать epub pdf Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана Память 2 августа После побиения от иудеев святого архидиакона Стефана камнями ( Деян.7:55–60 ) честное тело его лежало без погребения сутки и день: оно было повержено на съедение псам, зверям и птицам; но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его. На вторую ночь славный законоучитель Иерусалимский Гамалиил 4957 , упоминаемый в книге Деяний апостольских ( Деян. 5:34, 22:3 ), начавший склоняться к вере Христовой и сделавшийся тайным другом святых Апостолов, послал благоговейных мужей взять незаметно тело первомученика; он отнес его в свою весь, от имени владельца называвшуюся Кафаргамала, то есть весь Гамалиила; она отстояла за двадцать поприщ 4958 от Иерусалима. Здесь Гамалиил совершил честное погребение тела святого Стефана, положив его в пещере в новом своем гробе. Потом Никодим, «начальник иудейский», приходивший ночью к Иисусу Христу ( Иоан.3;1–2 ), преставился, плачась над гробом святого Стефана; и его похоронил тот же Гамалиил, близ гроба первомученика. Затем и Гамалиил, принявши святое крещение вместе с сыном своим Авивом и пожив богоугодно некоторое время в благочестии христианском, скончался; оба они погребены были в той же пещере, при Стефановом и Никодимовом гробе. По прошествии многих лет, когда погибли мучители, в продолжении долгого времени гнавшие Церковь Божию, и настали с обращения Константина Великого дни царей христианских, – дни церковной тишины и повсюду сияющего благочестия, – тогда обретены были, по Божию откровению, честные мощи святого первомученика Стефана и погребенных с ним богоугодных мужей: Никодима, Гамалиила и Авива. Они были обретены пресвитером помянутой веси Лукианом после такого видения. В третий час одной ночи с четвертка на пяток Лукиану явился в сонном видении некий святолепный старец, высокого роста, украшенный сединою, с продолговатою бородою, облеченный в белую одежду, украшенную златовидными изображениями крестов; в руке старец имел золотой жезл. Толкнув им в бок пресвитера, он три раза позвал его по имени:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5–15; Деян. 7:1–60. В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова) Сегодня, дорогие братия и сестры, 9 января н.с. (27 декабря с.с.), Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа — святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана-диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мощи архидиакона Стефана: из Иерусалима в Константинополь 16.08.2012 473 Время на чтение 6 минут После убийства архидиакона Стефана, первого человека, который принял смерть за Христа, его мощи хранились в Иерусалиме. Спустя четыре с половиной столетия их перевезли в Константинополь. Сначала в уже построенный храм диакона Лаврентия, после - в храм, посвященный архидиакону Стефану. Представим себе небольшой храм, восстановленный из руин или новопостроенный. Он создается как бы «с нуля», и появление каждой иконы или святыни, которую удается привезти или которую дарят общине - большое событие, в особенности, если частица отделена от мощей великого или особенно чтимого прихожанами святого. Такое было у нас в храме преподобного Серафима, когда в Дивеево отделили частицу мощей преподобного и передали в дар новому храму. Состояние при этом - радость и праздник. А теперь представим, насколько грандиозен день, когда общине верующих передают раку с мощами. Вообразить это трудно, лучше один раз пережить. И вот такое событие случилось в V веке в византийской столице Константинополе, когда храму, освященному во имя диакона Лаврентия, передали из Иерусалима мощи первого человека, который был убит за то, что верил во Христа - архидиакона Стефана. Не было поездов, самолетов, быстроходного морского транспорта. Путь мощей из Иерусалима в Константинополь - целая история, иного-иного дней пути, и его окончание - неизмеримая радость горожан, которые встретились с такой великой святыней. Спустя время в городе построили новый храм, освященный во имя первомученика Стефана, и перенесли мощи туда. Это событие мы и вспоминаем сегодня. Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим) По сути, праздник этот - местный. Понятно желание жителей Константинополя вспоминать об этом событии, но для чего оно нам, живущим в Москве и других городах, да еще и спустя несколько столетий после того, как Константинополь утратил свое имя и независимость и стал называться Стамбулом?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

архим. Кирилл (Павлов) С молитвой о мучителях. В день памяти святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа – святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то, что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10: 28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души – даже праведных – к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана – диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам – плач. Его пример увлекает всякий возраст – и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей – идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, 27 декабря, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа – святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души – даже праведных – к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тиранадиавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам – плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей – идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Скачать epub pdf Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана Память 27 декабря Когда Господь наш Иисус Христос, по совершении таинства спасения нашего, вознесся на небо и от Отца ниспослал на апостолов Духа Святого в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ), и первенствующая церковь (Иерусалимская) начала умножаться, возникло в ней вскоре неудовольствие между христианами из эллинов 8803 и евреев. Здесь разумеются не те еллины, которые поклонялись идолам и которых Священное Писание обыкновенно называло язычниками. Язычникам в то время еще не был открыт доступ к вере во Христа и не проповедовалось им слово спасения, даже по убиении архидиакона Стефана, еще не скоро стали допускать язычников в собрание верных. Первым из язычников христианином был Корнилий сотник ( Деян. 10 ), но едва крестил его св. Петр, вознегодовали христиане из обрезанных иудеев на то, что Петр ходил к необрезанным, и роптали на него до тех пор, пока он не рассказал им о видении, бывшем ему – о плащанице спущенной с неба ( Деян. 11:5–18 ). Тогда они успокоились и прославили Бога, говоря: – Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. Итак, при жизни святого Стефана роптали на евреев еллины не из числа язычников, а бывшие также из евреев и хранившие тот же закон, данный Моисеем, но рассеявшиеся по разным странам (как и святой апостол Иаков в своем послании пишет: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии – радоваться» ( Иак. 1:1 ), и усвоившие еллинский язык (но не веру и нравы), посему их и называли еллинами те, которые жили в Иерусалиме. Подобным образом и Златоуст выражается: «Еллинами, о коих говорится в книге Деяний Апостольских, я полагаю, назывались говорящие по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями». Между такими-то еллинами-христианами и возник ропот на христиан из евреев иерусалимских, ропот за то, что вдовы эллинов были пренебрегаемы при ежедневном назначении служений: или им назначалась низшая работа, или им давалась меньшая и худшая доля пищи и одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Св. Стефан, первомученик и архидиакон Св. апостол Стефан по своему происхождению был родственник Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Сведений о его жизни и обращении ко Христу и обстоятельствах его обращения не сохранилось. Мы имеем лишь краткое сказание книги Деяний св. апостолов об апостольских трудах Стефана и его страданиях и мученической смерти, когда ему было уже около тридцати лет отроду. В это время между христианами Иерусалимской Церкви возник ропот. Ропот этот появился среди христиан из так называемых «эллинистов» – иудеев рассеяния, получивших это имя потому, что, рожденные и выросшие в языческих странах, они говорили на общеизвестном тогда во всех пределах Римской империи греческом или эллинском языке. Эллинисты жаловались, что призреваемые в Иерусалиме христианами их вдовы-старицы плохо содержались и терпели во всем недостаток. Тогда апостолы, собрав верующих, объявили, что им, апостолам, не подобает оставлять служение слову Божию для заботы о трапезе вдовиц и что для этого следует избрать из среды верующих семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости. Это предложение св. апостолов всем понравилось и было принято собранием верующих, и вследствие для попечения о призреваемых Церковью христианских вдовицах были избраны семь испытанных, добродетельных мужей, во главе которых стал св. Стефан, один из семидесяти апостолов. Свв. апостолы поставили этих избранных в диаконы, и св. Стефан, как исполненный великой веры и силы духовной, был из них первый, почему и назван архидиаконом. Избранные апостолами семь мужей не были только казначеями христианской общины, которые должны были смотреть за содержанием христианских вдовиц и воспомоществованием бедным христианам. На них лежали и другие, более высокие, обязанности: они вместе с апостолами участвовали в распространении Евангелия и вообще были ближайшими помощниками апостолов. Из них особенно выделялся св. Стефан, который, будучи исполнен веры и силы, с дерзновением проповедовал Христа распятого и Его именем совершал великие знамения и чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010