Старая Русса. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, сооруженная на месте старого каменного Пятницкого храма, построенного не позже XVI в. Заложена в кон. XVIII в., освящена в 1804 г. Здание типа восьмерик на четверик с трапезной, с декором в духе классицизма. Приделы в трапезной, перестроенной в 1882-1884 гг., Пятницкий и Нила Столобенского. Отдельно стоящая шатровая колокольня сооружена в 1883 г. Закрыта в 1930 г., разрушена не позже 1940-х гг. На юго-восточной окраине Руссы, там, где ныне широко раскинулся тенистый парк, в древние века, еще до последнего великого разорения Старой Руссы, красовалась иноческая обитель. Она была окружена тенистыми садами, пестрыми огородами и цветниками. Тихо было там. Только звон колоколов да пение трудниц инокинь слышалось в урочные часы. Неведомо, когда и появился этот монастырек. Издавна в нем стояла деревянная церковка о двух этажах. Вверху был престол первоверховных Апостолов, а внизу — первомученика Архидиакона Стефана. Невдалеке сто­яла церковка в честь преподобного Нила Столобенского. Любили горожане, щедрые храмоздатели, монастырек — много земель, домов и имений отказывали они на вечный помин души 1). И поминались они долгое время, а монастырек цвел, широко раскинувшись среди приволья лугов. По находкам можно думать, что все настоящее пространство парка было занято им. Полуистлевшие кости — часто в дубовых колодах, различные вещи, иконка св. Кирика н Иулитты — говорят, что тут было и кладбище с могилками подвижниц. 1) По описи 1625 года, монастыря уже не было; но замечено, что ему прежде принадлежало 21 1/2 место в разных частях города. При самом монастыре был большой огород и такой же фруктовый сад, принадлежавший игуменьи с сестрами. Старожилы, действительно, помнят и рассказывают о большом саде при прежней деревянной Петропавловской церкви. Ныне же это место занято зданиями и парком при ваннах. По Макарию. Не пощадили обители Литва со шведами. Груды полуразрушенных зданий остались на ее месте после вражеских нашествий (1609-1914). И долго стояли эти одинокие церковные развалины. Все насельницы разбежались или погибли.

http://sobory.ru/article/?object=36144

Чернетово. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Карта и ближайшие объекты Сооружена в 1805 г. на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева. Стены кирпичные, оштукатуренные. В 1930-х гг. разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. Очень своеобразный усадебный храм периода зрелого классицизма, отличающийся монументальностью и лаконизмом архитектуры. Принадлежит к редкому типу крупных купольных ротонд с четырьмя закругленными нишами - эскедрами, украшенными каждая двумя колоннами. Роспись церкви выполнена масляными красками в 1912 г. А.М. Муравьевым. В настоящее время - действующий храм. На правом берегу реки Десны высится редчайшая для брянских мест ротондальная (круглая) церковь. От неё открывается чудные виды на заречные дали. Храм поставлен на самом высоком месте села. А ведь в те далёкие времена церкви в Чернетове не было; она находилась в соседнем селе Бетово. Сёла Бетово и Чернетово расположены в непосредственной близости друг от друга, и составляли один приход, который был известен со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм во имя первомученика архидиакона Стефана находился именно в Бетово. Но к началу XIX века деревянный храм села Бетово совсем обветшал, и в конце-концов был разобран. В соседнем же Чернетове в это время появился каменный - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В Бетово, на месте разобранного храма, сооружается часовня и устраивается кладбище. Церковь в Чернетово сооружена на средства помещицы Анастасии Николаевны Надаржинской, родной тёти Ф. И. Тютчева. Рядом с церковной ротондой была выстроена колокольня. Освящение храма состоялось в 1805 году. С приходом советской власти здание церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери, как и другие храмы по стране, перешло в собственность государства, тотчас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Службы в чернетовской церкви совершались до конца 1920-х годов. Но буквально через несколько лет Ахтырская церковь была официально закрыта. Здание бывшего храма стали использовать в хозяйственных целях. В 1930-х годах разобрана на кирпич отдельно стоящая перед главным западным входом колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=06867

Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 14 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 От переводчика Мы продолжаем публиковать проповеди святителя Амфилохия Иконийского и предлагаем читателю Слово на день памяти святого первомученика и архидиакона Стефана 1 . Впервые это сочинение было опубликовано в 1904 году немецким исследователем Холлем. Авторство святителя Амфилохия подтверждают характерные особенности языка и стиля. Слово носит ярко выраженный полемический характер и направлено против ариан и аполлинариан, которые неверно объясняли слова Христа: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. Святитель Амфилохий, опровергая еретиков, раскрывает смысл Гефсиманской молитвы с помощью теории обольщения, согласно которой Христос добровольно испытал страх и боязнь смерти, чтобы перехитрить диавола и уничтожить смерть. Святой Отец не рассматривает смерть Христа как выкуп за людей, а говорит только об обольщении диавола слабостью человеческой природы Христа, причем “представляет это обольщение делом справедливости, воздающей равным, и делом мудрости, изыскивающей подходящие средства для достижения этой цели” 2 . Святитель Амфилохий, следуя своему излюбленному методу, строит проповедь в форме диалога со Спасителем. Основная часть начинается прошением к Христу раскрыть смысл Гефсиманского моления. Автор желает объяснить, почему Христос, добровольно придя на страдания и будучи всесильным Богом, устрашается смерти и боится страданий. Святитель Амфилохий считал, что Христос обманул диавола видом Своей уничиженной плоти, а диавол обольстился слабостью человеческой природы Христа. Святой Отец сравнивает Христа с рыбаком, а боязливую речь в Гефсиманском саду — с приманкой, на которую попался диавол. “Христос на крючок Божества насадил тело, как червя, чтобы диавол, подойдя к плоти, как рыба, незаметно попался и, попавшись, был извлечен”. Автор сравнивает тело Христа с закваской, проглотив которую, диавол обжегся углем Божества, а также с горчичным зерном, которое содержит в себе остроту Божества, сильно уязвившую диавола. Смерть поглотила Христа, но затем вынуждена была извергнуть поглощенных мертвецов. Идея выкупа отсутствует. Христос вступил в ад, поверг тирана и рассеял тьму. Он “никого не освобождал и всех выпустил, ничего не говорил и проповедовал свободу, никого не призывал, и все притекли”.

http://pravmir.ru/slovo-na-den-pervomuch...

Двадцать седьмой день. Святый первомученик Стефан. (Уроки из его жизни: а) терпение в страданиях и б) любовь ко врагам). I. Св. архидиакон Стефан, память коего совершается ныне, был первым из семи диаконов, (почему и называется архидиаконом), назначенных апостолами для попечения о бедных; он был исполнен благодати и духовной силы, и совершал великие чудеса и знамения в народе, обращая к вере в Иисуса Христа. Некоторые из иудеев вознегодовали за это на Стефана, и вступили в спор с ним; но не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил. Тогда они возмутили народ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложных свидетелей, которые говорили, будто Стефан произносит хульные слова на св. храм и на закон. Все, сидевшие на судилище, смотря на Стефана, увидели лицо его, как лицо ангела. Стефан защищался в одушевленной речи и смело упрекал иудеев в неверии и грехах. Когда иудеи выслушали эту речь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефан же, исполненный Свят. Духа, воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «вот я вижу небеса отверстыя и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова привели иудеев в такую ярость, что они закричали громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затем вывели его за город и стали бросать в него каменьями. Между тем он молился за врагов и последния слова его были: «Господи, не постави им сего во грех!» Он первый из христиан пострадал за веру, а потому и получил прозвание первомученика. II. Видите, братия, как жестоко поступили иудеи с невинным первомучен. Стефаном. Он был верный раб Иисусов, муж исполненный веры и духовной силы, друг бедных, и совершал многия чудеса и знамения в народе: и этого было достаточно, чтобы на него вознегодовали, чтобы его преследовали и убили а) И как терпеливо он перенес страдания! Несмотря на несправедливыя обвинения и побиение камнями, он нисколько не теряет душевного спокойствия, мужества и терпения. Почему? Потому что он взирал на Иисуса, Который также невинно претерпел смерть, – он помышлял о награде, ожидавшей его в открытых пред ним небесах, и это укрепляло его мужество и терпение. «Воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Косово сегодня (продолжение) 24.08.2006 441 Время на чтение 8 минут Начало Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании - в этом случае вернуть его с Божией помощью не составит большого труда Артемий, епископ Рашско-Призренский История повторяется. Сегодня, на заре третьего тысячелетия христианской эры, православный сербский народ с прежним вековым мужеством противостоит своим давним кровникам и лютым ненавистникам Православия. События последних лет на Косове и в Метохии лишний раз подтверждают это. ...К американской зоне оккупации, помимо восточного Косова, относятся и несколько общин на юге края: Урошевац, Качаник, Штрпце. В районе города Урошевац янки достраивают сейчас крупнейшую в Европе военную базу, подступы к которой перекрыты в радиусе многих километров, сюда не пропустят не только сербов, но и " друзей " албанцев. С помощью американских оккупантов полностью " очищен " от сербов Качаник, известный из народных песен как место юнацкого поединка Марко Королевича с разбойником Мусой. Свирепого албанского разбойника боялся сам султан, но Марко одолел его ( " Едет Марко к белому Прилепу. Мертвый Муса лежит, обезглавлен, на вершине Качаника снежной " ). Мощный кряж Шар-Планины тянется и через общину Штрпце, расположенную, как и Качаник, на самой границе с Македонией. Там, в двенадцати горных селах, по-прежнему проживает 2500 сербов. Край сей удивителен по красоте и богатству. Известнейший на всем Косове заповедник лекарственных трав, девственный лесной массив; реки, полные форели, разнообразный животный мир. Здесь, среди цветущих и плодоносных долин и величественных гор, у подножия которых стоит сорокаградусная жара, а на вершинах даже в июле белеет снег, расположен знаменитый в прежние времена курорт Брезовица. Когда-то он принимал гостей со всей Европы, но теперь, похоже, надолго замерла канатная дорога, пустуют каждую зиму горнолыжные трассы. Путин сюда едва ли заглянет. Не появится и Фрадков. А на открытых славянских лицах местных уроженцев лежит печать постоянной тревоги: ведь из-за каждого перевала угрожает опасность, круглый год здесь неспокойно. От выстроенной русскими эмигрантами-белогвардейцами церкви святого архидиакона Стефана, что, подобно часовому, высится над Брезовицей, хорошо видны минареты за соседним лесом. Словно ракеты, нацелены они на славянские села. И все же не мусульмане-албанцы являются для сербов главным врагом: как и во времена святого первомученика Стефана исполняющие похоти отца своего диавола ополчились на верное стадо Христово.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт 12, 1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.   Быт.12:1 .  Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. Аврам – десятый в ряду патриархов, родившихся после потопа, – был сын Фарры. Он родился на 130 году жизни своего отца, судя по тому, что при смерти отца, последовавшей на 205 году, ему было 75 лет ( Быт 11:32, 12:4 ). Фарра с семейством первоначально жил в северной части Месопотамии, близ верховьев Тигра, – в Уре халдейском. Здесь у него родились и поженились трое сыно­вей: Аран, Нахор и Аврам. Арран умер в Уре при жизни отца, оставив после себя сына – Лота. В последних стихах предшествующей (11-й) главы книги Бытия описано пере­селение Фарры из Ура в Харран (или Карры, Киргое), город Месопотамии, на юге от Ура, известный впоследствии поражением римского полководца Красса от Парфян. Бы­тописатель говорит, что Фарра взял с собою Аврама, и Сару, его жену, и Лота, и пошел с ними в землю Ханаанскую, но на пути остановился в Харране и здесь водворился; что же было причиною переселения Фарры, бытописатель о том умалчивает. Но св. первомученик и архидиакон Сте­фан, в речи своей к иудеям, дает видеть, что этою причиной было повеление Божие Авраму оставить родину и идти в землю, какая ему показана будет Богом ( Деян 1,2–4 ). Повеление Божие Аврам, конечно, объявил отцу своему, и отец, не желая отставать от сына, последовал за ним, но достигши Харрана, не решился продолжать свое путеше­ствие. С ним остался жить в Харране и Аврам, может быть по усиленным просьбам отца не покидать его на старости лет, и прожил в отцом до смерти его; по смерти Фарры Господь снова объявил Авраму свое повеление идти в землю, какая ему будет показана. Повеление это у бытопи­сателя, в рассматриваемой нами паремии, выражено теми же словами, в каких, по свидетельству св. первомученика Стефана, дано было Авраму первое повеление в Уре хал­дейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть itemscope itemtype="" > Додик: всему есть альтернатива, кроме Республики Сербской 14.02.2016 940 Время на чтение 5 минут У Республики Сербской (РС) сегодня много забот. Не прекращаются попытки Запада ослабить это государственное образование, изменить Дейтонское соглашение, придав Боснии и Герцеговине (БиГ) унитарный характер. Для этого требуется вернуть Верховному представителю его полномочия в том, что касается принятия решений и законов, обязательных для РС (после 2006 г. РС перестала выполнять решения этого ставленника «мирового сообщества»). СМИ Сараева и другие «независимые» издания направляют свои информационные удары по президенту РС (распускают слухи о коррупции президента и его команды, о его скором аресте), правительству, скупщине (поддерживают создание не предусмотренных Конституцией органов и организаций). Министерство внутренних дел БиГ без согласования с органами РС в конце прошлого года арестовали сербских полицейских силами служб из Сараева. Несколько дней назад Совет министров БиГ без согласования с РС принял решение о системе координации процессов европейской интеграции в БиГ. Как писал в январе сего года специалист по борьбе с терроризмом Джевад Галияшевич, постдейтонская Босния и Герцеговина никогда ещё не была такой нестабильной, а службы полиции и безопасности БиГ «действуют как криминальные банды». В конце ноября 2015 г. Конституционный суд БиГ по запросу члена Президиума БиГ Бакира Изетбеговича принял решение о незаконности празднования Дня Республики Сербской, который приходится на 9 января. Такое решение до крайности возмутило сербов, ведь Республика Сербская была создана в 1992 году именно 9 января и празднует уже свой 24-й день рождения. Кроме того, этот день является Днём Славы РС, когда празднуется память покровителя республики святого апостола и первомученика архидиакона Стефана. А свои православные обычаи сербы хранили свято на протяжении веков даже в годы турецкой оккупации. Президент РС Милорад Додик заявил по этому поводу: «Фактом является то, что суд попытался запретить День Республики Сербской. Но также фактом является то, что все политические силы в Республике Сербской едины в неприятии решения этого института. Мы будем упорны в отстаивании нашего праздника».

http://ruskline.ru/opp/2016/fevral/15/do...

Скачать epub pdf Последование молебных пений на праздники Последование молебных пений на Новый год Сентября 1-го Диакону рекшу: Благослови, владыко. Возглашает предстоятель: Благословенно Царство: Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Певцы: Царю Небесный: Чтец: Трисвятое. По Отче наш: Предстоятель: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите поклонимся: (трижды). Зри: Если молебное пение совершается непосредственно по окончании какой-либо службы: вечерней, утрени, часов, литургии, – тогда обычное начало опускается, и по возгласе предстоятеля чтец глаголет: Аминь, и Приидите поклонимся: И псалом избранный благодарственный: Благо есть исповедатися Господеви, пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою (91/2–3). Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе (30/20). Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю (80/2). Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя, возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний (9/2–3); возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей (30/8), яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя (60/6). Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою (70/8); возрадуется сердце мое, воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго (12/7). Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей (113/9). Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови души моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющего во благих желания твоя (102/1–2, 4–5). Хвалу Господню возглаголют уста моя (144/21). Принесите Господеви славу и честь, принесите Господеви славу имени Его (95/7–8); воспойте и радуйтеся и пойте: Пойте Господеви в гуслях, в гуслях и гласе псаломском (97/4–5). Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его (135/1). Слава, и ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Ектения великая: Миром Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, состоявшееся около 428 года. 15 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, состоявшееся около 428 года. О смерти архидиакона Стефана рассказывается в Новом Завете, в Деяниях Апостолов. После того, как священномученика иудеи побили камнями, его тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Но один из знаменитых иудейских законоучителей того времени по имени Гамалиил, начавший склоняться к вере во Христа, послал преданных ему людей взять тело первомученика. После в пещере недалеко от Иерусалима Гамаиили предал тело святого погребению. В 415 году мощи архидиакона Стефана чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим. Позже мощи святого были перенесены в Константинополь в церковь в честь святого диакона Лаврентия. Через какое-то время был возведен храм в честь первомученика Стефана и 2 августа по старому стилю (15 августа по новому стилю) мощи были перенесены в новый храм. Ныне мощи святого Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика Лаврентия по Тибуртинской дороге. Также мощей святого имеются на Афоне. Россияне могут поклониться мощам святого в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, где хранится десница архидиакона Стефана. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/15-avgusta-den-pamyati...

27. Вторник. Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Прп. Феодора Начертанного, исп. Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (службу зри 27 мая) . Служба святых шестеричная, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: первомученика, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – первомученика, глас 2-й: «Царю и Владыце всех...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Велие и преславное чудо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – первомученика, глас 6-й: «Первый в мученицех...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ликуют Ангели вси...». По Трисвятом – тропарь первомученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь первомученика, глас тот же (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника – по 1-м стихословии: «Безсеменное зачатие...» (дважды); по 2-м стихословии: «Невместимый везде...» (дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), первомученика на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален первомученика, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника (Богородичен), глас тот же: «Рождество безсеменное...». По 6-й песни – кондак и икос первомученика, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен первомученика. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры первомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – первомученика, глас 5-й: «Первомучениче апостоле...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Непостижимое совершаемое...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-09/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010