Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах. К эпохе патриарха Иоакима относятся первые контакты Александрийского Патриархата с Россией. В 1523 г. он направил делегацию в Москву к Василию III с просьбой оказать материальную помощь Александрийской Церкви, а в 1556 г. посольство патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к Иоанну IV Грозному; помимо прочего Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. Максима Грека. В обоих случаях помощь была оказана. Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Восточным патриархам через своего посланца, Василия Позднякова, который в 1559 г. встречался в Египте с патриархом Иоакимом и оставил описание состояния Православия на Востоке. В течение полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования. Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через 5 дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти. Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом, Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805). Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу — мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Никифор перев. из архим. Московского Богоявленского; в 1698 и 99 уволен. Был жив в 1701. Аарон , из патриарших иеромонахов, определён 12 мар. 1699, а в 1709 †. Георгий Зубин , из Спасского Казанского, 1709–11. Сергий , 1713–1727; † в начале 1727. Лаврентий перев. из Арзамасского Спасского, 1727–51. Два? Лаврентий Ясинский произведён 1746. (Ист. Академии Москов., 213). Сергий , 1755–58, † 10 июля. Мефодий определён в авг. 1758–1760; † ... Иона 25 нояб. 1760 перев. из Дудина, а 24 окт. 1767 – в Оранский. Геннадий 1767 перев. из Алатырского; до 1770. Варлаам в дек. 1770 перев. из Алатырского; до 1778. Александр , игум., 1778–96; архим. 1798, 1802–8. Аристарх произведён 22 июня 1809, а 19 авг. 1818 перев. в Московский Знаменский. Макарий , 1818–24. Иоаким , 1824–33; 28 апр. перев. в Московский Знаменский. Платон Казанский 28 апр. 1833 перев. из Московского Знаменского; † в Отроче мнтре. Иннокентий , 1833–44. Аполлоний , 1845–51; в мар. перев. в Симонов. Феофил , 1851–58. Паисий , 1859–60. Ювеналий Корюков , 1860–68; 6 окт. хирот. в епископа Михайловского (викария Рязанского). Лаврентий , 1869. 4 Спасский, в Арзамасе, известен с исх. XVI века. Ныне третьеклассный. [III, 260.] Игумены Сергий , 1585; † 1588. Геронтий , 1589. Тихон , 1593 и 94. Никифор , 1596. Тихон , 15 мар. 1604. Иов , 1607–14. Иосиф , 1615–21. Иона , 1624–31. Феодосий , 1633–44. Корнилий , 1646–1661. Иона , 1665–76. Нифонт , 1677–81; † ... Афанасий , 1682–93. Архимандриты Павел произведён из иеромонахов патриарших, 9 февр. 1694; по 1698. (Кажется, гораздо долее). Матфей Шушерин , в янв. 1713. 175 Анфиноген определён 25 авг. 1713–1716. Лаврентий , 1717–27, перев. в Благовещенский. Иоасаф , 1727–44. Давид , 1746–48. Иов Чернуцкий , 1757, из Лаврентиева монастыря (не долго). Амвросий . (Ист. Иер.). Каллистрат 24 апр. 1757 перев. в Переяславский Даниилов, а 1758 паки сюда из Никитского Переяславского; упом. 1761–67. Иоасаф , 1767–91; 14 июля перев. в Спасо-Евфимиев. Обер иеромонах флота Иоасаф посвящён в С.-Петербурге в игумены 17 дек. (sic) 1790. Следовательно, два Иоасафа было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако И., воспользовавшись недостойным поведением Синайского архиеп. Макария, в 1557 г. созвал Собор в Каире для рассмотрения положения дел в мон-ре. Участники Собора - 3 вост. патриарха и синайская братия - приняли решение об упразднении архиепископской кафедры на Синае. Уже после смерти И. патриарху Герману удалось восстановить Синайское еп-ство и номинально вернуть мон-рь в свою юрисдикцию. Начало османской эпохи стало временем активизации внешнеполитических контактов вост. правосл. Церквей, в т. ч. с рус. землями. Российское гос-во выступало покровителем правосл. Востока и оказывало значительную денежную помощь единоверцам на Балканах и в Палестине. Синайские монахи впервые обратились в Москву за милостыней уже в 1517 г. И. отправил 1-е послание в Россию вел. кн. Василию III Иоанновичу предположительно во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. (А. Н. Муравьёв датирует его 1533). Патриаршая грамота была дана синайским старцам, отправлявшимся за милостыней. И. писал о нужде и бедствиях ближневост. христиан, просил о помощи синаитам и находившейся в то время в России своей матери, инокине Макрине, игум. иерусалимского мон-ря Богородицы Одигитрии. В грамоте И. называет себя патриархом Александрии и Крита; на основании титула историки предположили, что в период смут в К-польской Патриархии И. пытался распространить свою власть на Критскую митрополию, возможно, чтобы т. о. противодействовать влиянию католиков и униатов. Др. грамота И. к рус. государю (от 4 апр. 1543, по мнению Муравьёва, или 1545, по мнению С. М. Каштанова) содержит просьбу об освобождении прп. Максима Грека . В отличие от смиренного по тону послания К-польского патриарха Дионисия II пространное письмо И. содержало резкую критику действий рус. властей и поучение о том, как должно вести себя праведному государю в отношении «убогого» учителя, т. е. прп. Максима. Вопреки просьбам патриархов прп. Максим Грек не был отпущен из России, однако контакты России с Востоком продолжались. В янв. 1558 г. в Москву прибыло очередное синайское посольство с просьбами о милостыне и с грамотами от И.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Он, архиепископ, взяв меня на Москву, ночью велел бить меня по щекам подъячему без людей и еще впредь обещал бить; и я убоявся ушел от него с подворья. Да он же на меня государю челом бил, что будто я его обокрал и другие неправды чинил; я оправдался, но от дела отставлен и теперь другой год скитаюся, и прошу патриарха пожаловать меня – возвратить на прежнее место». Так как доносом бывшего дьяка Андреева затрагивались весьма важные стороны русской жизни второй половины XVII столетия, оскорблялась и личная честь патриарха Иоакима, ревностно заботившегося о поддержании патриаршей власти, указывался и непочтительный отзыв о царской власти, будто бы незаконно вмешивающейся в дела церковные, указывались и такие незаконные действия архиепископа, которые шли и против общих церковных законоположений и против частных распоряжений об епархиальном управлении в России, то, естественно, частному, хотя и по личным неудовольствиям сделанному доносу отставного приказного придано было значение; на него обращено серьезное внимание, и сряду же началось обширное следственное дело, разбиравшееся около четырех месяцев, и весьма интересное по описанию многих бытовых сторон тогдашней жизни. При обзоре этого дела не будем вдаваться в излишние выписки показаний всех лиц, привлеченных по делу архиепископа Иосифа: достаточно будет указать наиболее выдающиеся из этих показаний, наглядно характеризующие деятельность Иосифа и порядки в его епархии. Вместе с тем опишем и самый порядок тогдашнего судопроизводства, насколько он высказался в веденном по этому делу следствии и суде. Глава III 27 ноября, на второй день после доноса, патриарх Иоаким издал грамоту на имя архимандрита Высоцкого монастыря в Серпухове. Дионисия, с наказом ему произвесть расследование о действиях архиепископа Иосифа на месте в г. Туле: в помощь Дионисию он назначил и своего подъячего Григория Яковлева. Виною архиепископа выставляется на первый раз то, что он ездил в Тулу без патриаршего позволения и указа и чинил разорение городским и уездным попам, многих из них бил безвинно, отчего и умерь поп Никита. Следователи должны подробно допросить – за что били Никиту и чем, плетьми или шелепами, особенно допросить о том духовного отца умершего Никиты. Вместе с этою наказною грамотою отправлена другая в Тулу на имя царского стольника князя Шаховского, чтобы он во всем содействовал следователям при розыске по делу архиепископа. Кроме того, патриарх отправил наказ и в г. Коломну на имя казначея архиерейского дома старца Тихона взять под стражу духовника архиепископа, спасского архимандрита Вассиана, и Голутвинского игумена Нила, оговоренных в извете, и немедленно отправить их с нарочными под стражею в Москву для допроса. Относительно самого архиепископа, его приказных и домовых людей и доставки их в Москву тоже посланы особые наказы, но при деле они не находятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

После отстранения М. полтора года жил в предместье Белграда фактически под домашним арестом. С разрешения серб. властей 11 апр. 1883 г. он уехал в Стамбул, где К-польский патриарх Иоаким III принял его как канонического предстоятеля СПЦ. Также он посетил Св. землю, 2 месяца прожил в афонском мон-ре Хиландар и через Болгарию и Румынию летом 1884 г. прибыл в Россию. Он жил то в Киево-Печерской лавре, то на Сербском подворье в Москве, посещал С.-Петербург и другие города, где его встречали с большим почетом. Находясь фактически в изгнании, он продолжал заниматься устройством сербских студентов в российские вузы, решал некоторые церковные вопросы, во время сербо-болг. войны 1885 г. просил политиков России оказать Сербии поддержку. В 1887 г. Королевство Сербия назначило М. пенсию. В янв. 1889 г., после отречения кор. Милана Обреновича от престола в пользу несовершеннолетнего сына Александра, в серб. обществе был сразу поднят вопрос о необходимости возвращения М. на Белградскую митрополию. По приглашению правительства в мае он триумфально вернулся в Белград. 26 мая митр. Феодосий в сопровождении еп. Жичского Никанора (Ружичича ; впосл. епископ Нишский) и еп. Нишского Димитрия (Павловича ; впосл. патриарх Сербский) посетил М. и передал ему дела митрополии; перед визитом они подали прошения об отставке, к-рые были удовлетворены правительством. 28 мая вышел гос. указ о возвращении М. на Белградскую митрополию. М. принял активное участие в разработке нового закона о церковных властях, в бурное обсуждение которого были вовлечены духовенство, правительство, скупщина и все политические партии Сербии. Хотя закон «О церковных властях восточноправославной Церкви» и был принят 27 марта 1890 г. при формальном согласии митрополита, но светские власти по-прежнему управляли делами Церкви. Закон провозгласил Православие гос. религией королевства, митрополит избирался Архиерейским Собором (в составе всех епископов), но при участии гос. чиновников и с последующим утверждением избранного кандидата королем; король одобрял кандидатуру для избрания епископом, а после хиротонии издавал указ о назначении епископа на кафедру. Митрополит и епископы приравнивались к чиновникам, им выплачивалось жалование, ежегодно они должны были подавать отчеты министру просвещения, для поездки за границу им необходимо было получить разрешение короля. Также закон зафиксировал деление Белградской митрополии на 5 епархий (Белградскую, Жичскую, Нишскую, Будимскую и Тимокскую).

http://pravenc.ru/text/2563622.html

Сообщая все это Св. Вселенской Патриархии, мы с сыновним почтением поручаем ее любви и молитвам церковь этой митрополии, ее клир и народ, а вместе с тем, и name смирение. Лукиан, Архиепископ Карловицкий. Митрополит и Патриарх Сербов. В Карловицах, 1-го мая 1910 г. III. Послание Константинопольского патриарха Иоакима Российскому Св. Синоду от 4 декабря 1910 года 1183 . Священный и Святейший Правительствующий Синод Российской церкви, возлюбленный во Святом Духе брат, приветствуем Вас во Христе целованием святым. Несколько времени тому назад нам прислано было от. Блаженнейшего Архиепископа Карловицкого и возлюбленного во Христе брата – Кур-Лукиана послание, в котором, согласно определению состоящего при нем Архиерейского Синода, спрашивается, каково мнение нашей церкви относительно действующего повсюду в Церкви решительного канонического запрещения брака после хиротонии и, именно, в виду того, что, как сообщается Его Блаженством, среди тамошнего духовенства и народа возникло оживленное движение относительно вторичного брака вдовых пресвитеров и диаконов. И у нас этот вопрос обсуждается. А так как в тоже время к нам обращены просьбы, чтобы мы с во им предстательством пред прочими братскими церквами, к которым также сделав тот же вопрос, содействовали тому, чтобы они не отказали высказать каждая свое мнение, то ваша Мерность, по рассуждении нашего Святого и Священного Синода, (состоящего из) возлюбленных нам во Христе братий и сослужителей, охотно обратилась к превожделеннейшей вам досточтимой Любви Вашей с настоящим братским посланием и препровождая копию послания к нам Его Блаженства, братски желаем чтобы благосклонно и своевременно было сообщено нам мнение и Нашей святой церкви Российской по разбираемому вопросу, для дальнейшего. За сим вторично приветствуя целованием святым почитаемое паки Всесвященство Ваше, пребываем 1184 . Патриарх Константинопольский Иоаким. 1910 года, декабря 4. IV. Послание Российского Св. Синода Константинопольскому патриарху Иоакиму от 6 июля 1911 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Чтобы лучше представить описанную святыню, необходимо обратиться к значению слова «искипеть». В «Словаре русского языка XI–XVII веков» глаголу «искипеть» в значении о земле при землетрясении дается такое толкование: «забурлить, заклокотать, задрожать» . В Вифлееме над местом, где «вскипала» земля, была «святая Трапеза», т. е. Престол, на котором совершается Евхаристия . Патриарх Филарет на Востоке не был, но у него, можно с уверенностью говорить, Вифлеемская святыня была — это понятно, т. к. его интронизацию 24 июня 1619 года возглавил Иерусалимский Патриарх Феофан III (1608–1644), который мог вручить ее новопоставленному Предстоятелю Русской Церкви . Приведенные сведения-пояснения дополняют свидетельство очевидца-паломника. После кончины царевича Иоанна (†1581) Иоанн Грозный в марте 1582 года направил на Восток купца Трифона Коробейникова с милостыней для поминовения . В своем описании Святой Земли царский посланник пишет, что от Иерусалима «на полуденную страну до Вифлеема 7 верст, а в нем церковь великая Рожество Христово, где родися Господь нашь Исус Христос, и то место в пещере под олтарем церковным, лести аки в погреб по лестнице 7 ступенек; и ясли, где Христос родился, изсечены от камени мрамору белого. Истое пещеры блиско дверей в другую пещеру, и в той пещере, сказывают, Ирод царь избивал младенцы с матерьми за Христа, и от матеръних сосец млеко течаша на землю, а земля в той пещере бела и мяхка. И старцы иерусалимские сказывают ту землю: млеко Пречистые Богородицы» . Вифлеемская святыня почиталась также и на Востоке. В 1561 году прибывший по просьбе Митрополита Московского Макария (†1563; память 30 декабря) игумен Пантелеимонова монастыря Иоаким составил описание Святой Афонской горы. Он перечисляет святыни Великой лавры святого Афанасия и называет, в частности, «млеко Пречистыя Б[огороди]цы» . Благочестивые паломники, посещая святые места и возвращаясь затем на Русь, брали с собой на память, в утешение и освящение, различные святыни: иконы , свечи, масло, святую воду и т. д. Святыни могли также посылаться на Русь или привозиться старцами с Православного Востока . Особой святыней является «млеко Пресвятыя Богородицы». Оно связано с историческим событием — пришествием в мир Христа Спасителя и с ежегодным торжеством-воспоминанием — двунадесятым праздником Рождества Христова. Данная святыня проливает свет на средневековые интерпретации вифлеемского Евангельского события.

http://bogoslov.ru/article/6193608

В 1904 г. были произведены только две записи кандидатов архиерейства. В сентябре св. синод постановил внести в этот каталог Кирилла Иоанну, семь лет с успехом исполнявшего обязанности протосинкелла при Митилинской митрополии и в данное время состоявшего архиерейским епитропом при местном митрополите; о. Кирилл получил образование в богословской школе на острове Халки 8 . В ноябре того же года, но просьбе Ксанфского митрополита, в каталоге кандидатов архиерейства был внесен архиерейский епитроп в Кавалле и иерокирикс, пресвитер Спиридон Влахос 9 . В начале августа 1905 г., по предложению ( πро τσει) его святейшества, святейшего патриарха Иоакима III, был записан в том же кодексе дьякон Софроний Евстрадиади, закончивший свое пятилетнее образование в Вене 10 . В сентябре 1906 года в кодекс для избрания па архиерейство был записан, по синодальному решению, игумен монастыря Христа на о. Иринкино, архимандрит Герасим Феолопиди, состоявший раньше иерокириксом митрополии Снсания и Сиатисты 11 , а в декабре того же года в этот кодекс был внесен архимандрит Паисий Папаисиу, окончивший курс в Халкинской богословской школе 14 лет тому назад, состоявший потом преподавателем священнической школы в Кесарии, законоучителем школы в Невсехире и настоятелем в одном из приходов Константинопольской архиепископии, известный всем своей доброю жизнью и деятельностью, приличествующею клирикам 12 . К 1907 году относятся два акта занесения в архиерейский кодекс. В феврале был записан епитроп Филлипопольского митрополита и архимандрит местной митрополии Фотий Маниати, окончивший курс на богословском факультете Афонского университета и восполнивший свое образование в Германии, энергично защищавший интересы Церкви во время недавней борьбы с ее противниками в пределах Филипопольской епархии 13 . В мае был включен в каталог избираемых на архиерейство архимандрит Иоаким Мартиниан, питомец богословской школы на о. Халки, в течении восьми лет состоявший иерокириксом и преподавателем закона Божия в разных епархиях вселенского патриархата и около года исполнявший обязанности настоятеля храма Богоматери Каффатианской в Константинополе 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

В сообществах, где нет Духа Святого, мы не можем принимать таинства. Ведь таинство — это не магия, не результат тех или иных человеческих слов и действий, а реальная жизнь Церкви, которая осуществляется Духом Святым. Именно действием Святого Духа совершаются все церковные таинства. По этой причине для нас невозможно участие в таинствах Католической Церкви. Ведь некогда католики своими действиями поставили себя вне Церкви Христовой. Мы прерываем евхаристическое общение только в том случае, когда видим, что это общество потеряло благодать, ибо у них не действует Святой Дух — совершитель евхаристии. То, что ныне произошло, показывает печальное состояние православного мира, когда один епископ позволяет себе бесцеремонно, в нарушение всех канонов, вторгаться в дела епархии, которая никаким образом не находится в его власти. Такие действия направлены на разрушение основ Церкви. — Знает ли история Православных Церквей подобные примеры? — Для константинопольских Патриархов это не первый прецедент. Так, в 1918 году, вскоре после революции 1917 года, во время посещения Соединенных Штатов митрополит Мелетий (Метаксакис) учредил там греческую синодальную комиссию, целью которой было создание централизованной церковной структуры, а также назначил своего епископа. Но в то время в Северной Америке уже 80 лет находился русский епископ, и Русская Церковь имела там целую архиепископию, объединявшую всех православных жителей Америки независимо от их исторических корней. Тогда юрисдикция Русской Церкви в Северной Америке признавалась всеми Поместными Церквями. В США, кроме двух русских архиереев, были епископии для арабских приходов с центром в Бруклине и для карпато-россов с центром в Питсбурге, но возглавлявшие их епископы назначались Святейшим Синодом в Петербурге. Юрисдикцию Русской Церкви над приходами в Северной Америке на тот момент подтверждает официальный ответ Константинопольского Патриарха Иоакима III на обращение греческого священника Михаила Андреадеса, который был благочинным Западно-Американского благочиния русской епархии. Он просил константинопольского Патриарха прислать к ним в Америку греческого епископа. Патриарх Иоаким ответил, что «русские уже учредили епархию в Северной Америке» и назначение епископа может быть только «через российский Святейший Синод» и порекомендовал ему обратиться в Петербург, чтобы там решили вопрос о направлении «в Америку греческого епископа с русским богословским образованием».

http://pravoslavie.ru/116883.html

Иоанн , в 1798 (sic). Галактион в 1800 перев. из Тульского Предтечева и вскоре в Белевский Спасский (Ист. Иер., III, 262.). Евграф перев. из Рязанского Троицкого, 1800–1807; 11 нояб. перев. в Задонский. Мельхиседек Короткий , бывший Ростовского Яковлева, перев. 1807–10; 11 апр. перев. в Спасо-Евфимиев. Александр Подгорычани определён 10 апр. 1810; † 29 апр. 1845. Амфилохий , 1846–51. Никодим , 1851–59. Иоаким , 1860–66. Макарий , 1869. 5 Дудин, Николаевский Амвросиев, на Оке, от Нижнего в 35 верстах, существовал в начале XV века. 20 нояб. 1676 приписан к дому патриаршему. (10 окт. 1725 велено было упразднить, но остался). Упразднён. [IV, 62; VI, 997.] Игумены Сергий , 1408. Игнатий , прежде 1418. Лаврентий . Иона , 1485. Геронтий , 1500. Феофан , 1540. Макарий , 1550–55. Авраамий , 1560–65. Антоний , 1572. Михаил , 1573, 1585–88. Евфимий , 1592–1606; архим,. с авг. 1613–15. 176 Пафнутий , 1617–1620, февр. 17 хирот. в архиепископа Тверского. Иона , 1620–31. Евфимий , 1632–36, окт. Иринарх , 1639–49. Гурий , в мар. 1652. Елиссей , в июле 1653. Герасим , 1660–69, сент. Евфимий , 1572–81. Георгий , 1683–97. Авраамий , 1697–1700. Нектарий , 1700–6, в дек уволен. Серапион Княжегорский 7 янв. 1707 перев. из Городецкого Авраамиева; до 1710. ( Арсений , в сент. 1710?). Мелетий , 1711–13. Иоасаф определён 19 мая 1713–1720. Иосиф Лоскутов 4 февр. 1721 перев. из Любимского Афанасиевского, а 22 февр. 1723 уволен, за болезнью. Григорий Керженский перев. из Козмина, 22 февр. 1723–25. Иннокентий , 1725–29, окт. 8 уволен, за старостью. Иосиф Ратманов определён 8 окт. 1729, и в 1730 отставлен. Варфоломей , 1730–1733, уволен. Никандр определён 27 февр. 1733. Корнилий (строит.) 1742–45. Аарон определён в апр. 1749; † 1751. Палладий , 1752, а 1753 перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий , до 1758. Архим. Иона 20 июля 1758 перев. из Печерской (??) пустыни, а 25 нояб. 1760 – в Нижегородский Благовещенский. – Трифиллий в 1760 перев. из Оранского; † в сент. 1763. – Савва , 1763 и 64. Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010