Для греческого Православия Америка была «диким западом». В некоторых других православных этнических группах в Америке порядка было больше. Русская Церковь учредила Архиепископию в Америке с проживавшим там архиепископом и священниками, которые назначались на приходы организованным порядком. У антиохийцев и сербов были свои этнические викариатства под управлением русского архиепископа. Вселенский Патриархат никогда не возражал против этой первой русской юрисдикции в Америке, но и никогда не уступал греческую диаспору русскому архиепископу. Со временем Вселенский Патриархат и Элладская Церковь решили, что надо что-то делать с греческими общинами. В 1907 году Патриархат учредил комиссию в составе трех митрополитов для изучения вопроса о растущей греческой диаспоре. Кто должен иметь власть над этими людьми и их храмами? Как должна управляться греческая диаспора? 12 ноября 1907 года Патриаршая комиссия представила свой доклад на заседании Священного Синода. Современная оценка доклада и дискуссии выглядит так: На основании священных канонов, которые не цитируются, в докладе делается вывод, что все греческие храмы и общины за границей, не включённые в каноническую территорию той или иной автокефальной Православной Церкви, зависят от Вселенского Патриархата. Комиссия имеет мнение, что для успеха этого проекта Вселенский Патриархат должен письменно предложить автокефальным Церквам-Сёстрам просить Вселенский Патриархат об официальном согласии на назначение иерархов и духовенства, ответственных за приходы за рубежом. В этом случае Вселенский Патриархат не будет иметь права на отказ. Короче говоря, это будет простая формальность. Его Всесвятейшество Патриарх Иоаким III не согласился и предложил оставить всё, как есть, хотя бы в Европе, общинам в других местах по-прежнему зависеть от своих Церквей, а греческим общинам в Америке быть подотчётными непосредственно Священному Синоду в Афинах . Насколько я могу судить, этот доклад является самым ранним примером теории «варварских земель» из 28-го правила, хотя оно прямо не цитируется. Заслуживает упоминания то, что Патриаршая комиссия и Патриарх Иоаким не были согласны с применением этого понятия.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

На Соборе они осудили еп. Иоанникия Созопольского, незаконно занявшего К-польский престол в отсутствие Иеремии. В 1543 г. в Иерусалиме также состоялся Собор, на котором И. вместе с Иерусалимским и К-польским патриархами низложил Антиохийского патриарха Дорофея III , обвиненного в неканонических действиях. Еп. Порфирий (Успенский) сомневался в достоверности сведений о Соборе 1543 г., считая, что в памяти позднейших хронистов произошло «раздвоение» Иерусалимского Собора 1523 г. Однако Антиохийский патриарх Макарий III в одном из исторических сочинений упоминал, что в архиве Патриархии в Дамаске хранилась грамота И. к Дорофею III, где сообщалось, что последний лишен сана. Грамота была написана на араб. языке, из-за чего Макарий приписал И. араб. происхождение. АПЦ при И. не избежала внутренних потрясений. Позднейшие источники сохранили сведения о неких конфликтах, неоднократно побуждавших И. оставлять престол и уходить в Синайский мон-рь. Известно послание 1523 г. Александрийского патриарха Филофея или Феофила к Римскому папе ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 501). Если данный текст аутентичен (в чем нет полной уверенности), он указывает на то, что АПЦ непродолжительное время возглавлял др. патриарх. Известно, что в период своего Патриаршества И. сохранял тесную связь с Синайским мон-рем и подолгу жил там, а в 1529 г. на свои средства построил в мон-ре храм арх. Михаила. Даже в кон. 1559 г., когда престарелый И. отправлялся на Синай вместе с послом рус. царя, каирские христиане просили патриарха не оставаться в мон-ре, а вернуться к ним. Особые отношения с мон-рем вмц. Екатерины стали причиной конфликта И. с Иерусалимскими патриархами, претендовавшими на власть над Синаем. Уже в 1530 г. И. был вынужден подписать грамоту с отказом от претензий на пограничные с Иерусалимским Патриархатом области Газа, Керак и Синай. В 1540 г. Иерусалимский патриарх Герман восстановил на Синае архиепископскую кафедру, чтобы еще ослабить влияние И., к-рый более не мог совершать рукоположения синайских иноков.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Упоминания об Александрийском патриархе, под которым следует подразумевать Н., содержатся в описании паломничества на Ближ. Восток свт. Саввы I , архиеп. Сербского, в 1234 г. После посещения Иерусалима свт. Савва направился в Египет и был торжественно принят в Александрии патриархом. Два первосвятителя обменялись дарами и обсудили богословские вопросы. Биограф свт. Саввы сообщает, что тот молился в церквах ап. Марка и вмч. Мины, не упоминая, что оба этих знаменитых собора уже лежали в развалинах,- в восприятии агиографа святыни Востока пребывали вне исторического контекста. Серб. архиепископ хотел посетить отшельников, живших в местах подвигов раннехристианских монахов, и Александрийский патриарх дал ему провожатых, с которыми свт. Савва отправился в Мареотиду, вглубь Ливийской пустыни. Из повествования неясно, были ли эти пустынники православными или коптами. В кон. 1234 г. К-польский патриарх Герман II обратился к своим вост. собратьям, в т. ч. к Н., с просьбой подтвердить учреждение Патриаршего престола в Болгарии (см. в ст. Иоаким I , патриарх Тырновский). Соответствующие послания не сохранились, а известны лишь по пересказу в болг. источниках, что побудило нек-рых исследователей поставить под сомнение участие глав ближневост. Церквей в устроении Тырновского Патриархата (RegPatr, N 1278). Копт. летопись сер. XIII в. сообщает, что Александрийский патриарх мелькитов умер незадолго до кончины копт. патриарха Кирилла III ибн Лаклака. Смерть последнего датируется 10 марта 1243 г., исходя из чего можно отнести окончание Патриаршества Н. к первым месяцам того же года. Ист.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church: Known as the History of the Holy Church/Ed., transl. O. H. E. Burmester et al. Cairo, 1974. Vol. 4. Pt. 1. P. 41-80; Pt. 2. P. 282; Innocent. III, papa. Regesta. XII 12; XIV 146-148; XVI 34//PL. 216. Col. 23-24, 506-509, 828-829; Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг./Ред.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1884. С. 15-17, 56. (ППС; Т. 2. Вып. 2(5)).

http://pravenc.ru/text/2566040.html

Амфилохий , 1855–8. Алексий , 1859–69. 4 Болдин Троицкий, от Дорогобужа в 15 верстах, основан св. Герасимом в 1528 г. Ныне 3-го класса. [III,413.] Игумены Св. Герасим Болдинский, 1528, 42. Иосиф , бывший 1569. Антоний 11 окт. 1585 хирот. в епископа Вологодского. Георгий , 1585–87. Феогност , 1598. Феоктист , 1602 и 3; 15 янв. хирот. в архиепископа Тверского. Корнилий , 1603 и 4. Нил (строит.) 25 янв. 1616. Ефрем Потемкин (строит.) 1660. Феодосий (строит.) определён 26 апр. 1661; упом. 1663, 65, 68, 1665–88. Виктор , 1686–99, окт. Архимандриты Сергий , 1713. Артемий , 18 мая 1739. Лука Чигиринский (игум.) 1739–40, перев. в Смоленский Троицкий. Исаия Залескович , 1765–67. Игумены Поликарп Павловский , 1767–70, перев. в Смоленский Троицкий. Варлаам Заворицкий , 1770–80. Иоасаф Рагозинский , архим. (Ист. Uep. III, 414 ). Никодим , 1838–59. Авраамий , 1860–69. 5 Бизюков Крестовоздвиженский, от Дорогобужа в 9 верстах, основан около 1621 г., 29 окт. 1688 приписан к патриаршему дому (Ист. Uep. II, 579 ). Некогда ставропигиальный. Упразднён 4 дек. 1803 и перев. в Екатеринославский Григорьевский. [II, 570; III, 351.] Игумены Гедеон , в дек. 1647. Кирилл (строит.) 31 мар., апр. 1655. Сергий Салтыков (строит.) 1648, 1655, 1666. 171 Феофил , 1683. Дионисий , 1688. Варфоломей , 1688–90. Евфимий , 1692–98. Архимандриты Иоасаф Дранник перев. из Буйницкого Святодухова, игум. с 1699; архим. с 25 янв. 1705; в 1712 перев. в Колязин. Иоаким , в 1712 и 13. Иоасаф , 1718–20. Иннокентий Лапицкий , 1720–31. Иоасаф Маевский в 1731 перев. из Колязина, а в 1735, преданный суду, лишён сана; произведён, и с 1745 архим. Киево-Межигорского. Артемий , 1739 и 40. Феофилакт , 1742 и 43. Мельхиседек Борщов , бывший архим. Пафнутиевский, с 1744; † 1748. Авраамий Галицкий , 1748–57. Панкратий Чарныйский , из Лужецкого, с 1757, а 4 сент. 1761 перев. в Черниговский Елецкий. Гедеон Сломинский 4 сент. 1761 перев. из Черниговского Елецкого, и вскоре в Пустынно-Николаевский. Геннадий , 1761 и 62. Иов Малеевский 2И февр. 1763 перев. из Черниговского Елецкого, а в 1766 уволен на покой в тот же мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1847 г. было издано «Устроение духовных властей княжества Сербского», по которому административная и судебная власть принадлежала исключительно епископам, а высшей церковной инстанцией отныне становился Архиерейский Собор. После окончания русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., согласно Берлинскому договору, Сербия получила политическую независимость от Порты. Вслед за этим встал вопрос и о церковной независимости. В 1879 г. Константинопольский Патриарх Иоаким III издал грамоту, по которой Сербская Православная Церковь получала автокефалию. Точнее, этот акт нужно оценивать как восстановление независимости Сербской Церкви. Главой Церкви продолжал оставаться митрополит. Отношения между сербским правительством и Церковью во времени провозглашения ее независимости определялись Конституцией 1869 г. и церковным законом 1862 г., согласно которым господствующей религией в Сербии признавалась восточная Православная вера. На рубеже XIX – XX вв. Сербская Церковь включала в себя 5 епархий, 51 монастырь. Высшая церковная власть по-прежнему принадлежала Архиерейскому Собору, состоящему из епархиальных архиереев во главе с митрополитом. В церковном богослужении в Сербии употреблялись книги главным образом напечатанные в России. Сербское духовенство не получало жалования из казны, а содержалось на добровольные и обязательные приношения прихожан. Священники пользовались правом участвовать в политической жизни Сербии – быть депутатами в Народной Скупщине. 8.3. Митрополия – Патриархат в Австро-Венгрии Тяжесть османского ига вынуждала многих сербов вместе со своими архипастырями уходить в пределы Австро-Венгрии. В свою очередь австро-венгерское правительство, нуждаясь в сербах как в живом пограничном заслоне, поощряло это переселение. Как уже было сказано выше, в 1690 г. в пределы Австрии (в Славонию) переселилось значительное количество сербских семей во главе с Патриархом Арсением III (Черноевичем). Австрийский император Леопольд I Габсбург (1657 – 1705) разрешил православным сербам иметь собственную Церковь , созывать Соборы, гарантировал свободное совершение православных богослужений и освобождал сербское православное духовенство от всяких податей. В 1695 г. православные сербы были организованы в Карловацкую Митрополию, включавшую 1 архиепископию и 7 епископий. До 1766 г. Церковь в Австро-Венгрии сохраняла духовную зависимость от Печской Патриархии. Лишь после подчинения Печской Патриархии Константинополю с Австро-Венгерской митрополией связано формирование самостоятельной церковной структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не могли поступать вопреки приказанию Патриарха, и их указание: «По внегда сотворити иерею начало Слава Святей, глаголем: Христос воскресе...» и т. д. имеет в виду порядок, определенный патр[иархом] Иоакимом. Другой вопрос – что вызывало такую неустойчивость практики чтения ктиторских псалмов в XVII в. и почему патр[иарх] Иоаким запретил чтение ктиторских псалмов? Этот вопрос объясняется отношением Русской Церкви в XVII в. к Восточной. В этом веке у нас были особенно близкие связи с Афоном, и афонские порядки у нас считались идеалом церковного устава. Многие афонские богослужебные порядки тогда вошли в нашу практику, даже не будучи зафиксированы в Типиконе, напр[имер] – петь в конце 1-го часа «Взбранной Воеводе», пение на всенощном после «Буди имя Господне» вместо 33-го псалма одного стиха его «Богатии обнищаша...». На Афоне же есть практика не читать ктиторские псалмы в течение всего времени от Пасхи до Пятидесятницы, и уставы прямо говорят – πακοσαι σου ο λγεται 776 (Дмитриевский. Τυπικ III 777 , стр. 681). Я думаю, что весь этот материал может быть Вам полезен для статьи о ктиторских псалмах, которую Вы хотели поместить во 2 «ЖМП» 778 . Быть может, ее придется еще пересмотреть в свете этих данных. Во всяком случае, примите мой труд как знак глубокого сыновнего внимания и почитания Вашего Высокопреосвященства. Испрашиваю Ваших молитв и благословения, пребываю Вашим покорным слугой проф. Н. Успенский . 16 янв[аря] 1957 г. Д. 20. Л. 95–97 об. Подлинник. Автограф. 3. 11 февраля 1957 г. Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый Владыка, сердечно благодарю Вас за Ваше теплое, родственное письмо и спешу на него ответить. Я прочитал Вашу статью «О начале утрени» 779 и с благодарностью возвращаю ее Вам. Мне кажется, что тот материал, который я посылал Вам в объяснение отмены ктиторских псалмов в период Пятидесятницы, потребует не короткой вставки на 8-й странице, а некоторой переработки 5–8 страниц. Что касается рассуждений Вашего Преосвященства о том, как совершать каждение или, вернее сказать, можно ли было бы совершать его при отсутствии чтения ктиторских псалмов, то в этом случае, мне кажется, для Вашей статьи небесполезной будет выписка из Иерусалимского устава XII–XIII века 780 , где предлагается такой порядок начала утрени: «Собираемся все в церковь , затем иерей, встав и сотворив поклон предстоятелю, входит во святой алтарь и, взяв кадило, становится перед святой трапезой и, кадя крестообразно, говорит: «Благословен Бог наш всегда». И ответившим нам: «Аминь» поем Трисвятое. Поклонов же не делаем, кроме поклонов, которые делает игумен или екклизиарх или кто из других, как укажет предстоятель. После «Отче наш» иерей возглашает из алтаря: «Яко Твое есть царство...». И после «Аминь»: «Господи помилуй» 12 раз и тотчас «Слава в вышних Богу», без поклонов, затем Шестопсалмие косно, со всяким вниманием и страхом Божиим...» (Дмитриевский, Типика, т. III, стр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Высшия духовные лица считались действительными членами Думы, имели в ней место по сану, хотя не всегда присутствовали на заседаниях. Патриарх же в этом строе занимал особое положение, унаследованное исстари. Он сидел рядом с царем по правую руку. Он председательствовал в Думе по праву первого сановника государства в отсутствие царя. Он же созывал и избирательный земский собор в безгосударное время, как делал патриарх Иов после смерти Феодора Иоанновича и патриарх Иоаким после смерти Феодора Алексеевича. Первосвятитель становился опекуном малолетних детей государя после смерти (великого Князя Василия III). Когда царь в 1547–1548 гг. уходил в Казанский поход, он оставил в Москве удельного князя Владимира Андреевича и 6 бояр и окольничих; они во всех делах должны были испрашивать санкции митрополита Макария. Поэтому не было ничего необычного и в том, что, когда Царь Алексей Михайлович ушел в поход в 1654 г., он, оставив князя Пронского с 5 товарищами, подчинил их высшему правительству из царицы, малолетнего царевича и патриарха Никона . Патриарх Никон издавал указы именем царевича и получал доклады от бояр. Патриарх, после разсмотрения дела боярами, его разсматривал вновь и давал решение или утверждавшее или изменявшее боярский приговор. В данном случае патриарх выступал в качестве временного верховного правителя государственного регента, как во время междуцарствия он, в качестве начального человека, возглавлял и Думу и Освященный Собор. Уложение одинаково карало за оскорбление Царя и Патриарха, ничего даже не говорит о суде над патриархом, как бы не думая о возможности суда над ним. Обезсиливая Патриарха материально конфискацией части его имущества и ограничивая права духовенства вообще и понижая его влияние в обществе. iv) Взгляд иерархии на свое участие в государственных делах Уложение еще не затрагивало личного положения патриарха и не исключало возможности привиллегий для него в виде особых жалованных грамот. На самое участие в государственных делах иерархия наша смотрела всегда как на помощь государству ради «страха Божия», и никогда не было стремления преобладания над Царем в государственных делах, и ниоткуда не видно, чтобы и Никон нарушал эту традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406; пам. 16 сент.) благословил погрести останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: “…преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть”. В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне (†1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской. Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495–1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539–1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри. Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568–1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама (†1585; пам. 21 авг.) на Суздальскую кафедру. Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581–1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку. В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV–XVII вв. о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: “Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова”. Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642–1652).

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Церковное дело, на этот раз, получило и небывалую, крайне беззаконную постановку: оппозиция, опираясь на по­кровительство Порты, подала мысль назначить для разрешения патриаршего кризиса специальную комиссию из трёх турецких министров. Во главе с министром исповеда­ний Абдуррахманом-пашой, злейшим врагом патриарха Иоакима III, так как его святейшество всегда давало отпор произволу и властолюбию этого министра. Заранее можно было сказать, что этот шемякин суд решит дело в пользу восьми митрополитов, членов оппозиции, и против патриарха. Так, конечно, и случилось. Мусульманские сановники, к великому удовольствию оппозиции, признали действия патриарха Иоакима противными церковным канонам и общим канонизмам. И потребовали, чтобы его свя­тейшество принял в церковное общение и оставил в со­ставе синода восемь прежних его членов, образовавших оппозицию против патриарха, примирился с оскорбителем – диррахийским митрополитом Прокопием и не вызывал в состав синода новых митрополитов. Разумеется, патриарх Иоаким до глубины души был возмущен приговором самозваных и пристрастных судей. Он не только не согласился ни выслушать его, ни подчиниться, но и прямо заявил, что турецкий суд по церковному делу идет в разрез с коренными правами и преимуществами христианской церкви в Турции, является беззаконным вторжением гражданской власти в сферу компетенции власти духовной и должен быть вменен ни во что. Патриарх в этом смысле стал и действовать. Он не входил в общение с митрополитами оппозиции, требовал, чтобы все они, как нарушители церковных канонов и общих канонизмов, удалились из Константинополя в свои епархии, избрали, совместно с синодом, и дополнительных его членов и предписал им явиться в столицу. На одной из аудиенции у султана (пред праздником Рождества Христова) патриарх настоял на восстановлении его церковно-административных прав, нарушенных судом и приговором министров падишаха, и получил от султана Абдул Гамида заверение, что дело будет решено так, как угодно его святейшеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В авг. депутация из 2 рус. афонских иноков отправилась в К-поль к патриарху Иоакиму III добиваться осуждения имяславцев. Патриарх Иоаким поручил богословской школе К-польского Патриархата, расположенной на о-ве Халки, рассмотреть имяславское учение. 27 авг. школа признала его еретическим (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 112-123 об.). 12 сент. 1912 г. патриарх направил на Афон послание с осуждением кн. «На горах Кавказа». 2 дек. 1912 г. братский собор Фиваидского скита единогласно признал мнения, изложенные в кн. «На горах Кавказа», правильными и осудил противников схим. Илариона ( Троицкий. Афонская смута. 1996. С. 137; ср.: Пахомий. 1914. С. 24). В Андреевском скиту, где споры о почитании имени Божия продолжались в течение всей осени 1912 и зимы 1912/13 г., большинство иноков также придерживались И. Однако страсти и там с каждым днем накалялись. После того как 19 нояб. 1912 г. игум. Иероним отправился по делам в Македонию, положение еще более осложнилось. В дек. появилась некая «крамольная бумага», к-рая ходила по рукам монахов: в ней извещалось, что «во время ужина ударят в тарелки, и вслед за сим начнется избиение всех сторонников Иеронима». Имяславцы приписывали составление этой бумаги своим противникам, а те считали ее провокацией имяславцев. В результате большинство монахов не явилось на ужин в тот вечер, на который было якобы запланировано избиение сторонников игум. Иеронима ( Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами. 1917. С. 30-32). 8 янв. 1913 г. игум. Иероним приехал в скит после длительного отсутствия и сразу ощутил на себе враждебное отношение монахов-имяславцев, многие из к-рых не подходили к нему под благословение и демонстративно сторонились его. Он созвал собор старшей братии мон-ря в составе ок. 60 чел. Собор, проходивший в весьма бурной обстановке (в ходе заседания в залу проникла и младшая братия скита), закончился тем, что монахи стали требовать смены игумена. 10 янв. общий собор братии мон-ря принял «Исповедание», составленное иеросхим. Антонием (Булатовичем): «Я, нижеподписавшийся, верую и исповедую, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа свято само по себе, неотделимо от Бога и есть Сам Бог, как то многие святые Отцы исповедали. Хулителей и уничижителей Имени Господня отметаюсь, как еретиков, и посему требую смены игумена Иеронима» (Там же. С. 44). «Исповедание» подписали более 300 иноков скита, т. е. более 4/5 всей братии. После этого игуменом скита был избран архим. Давид (Мухранов), один из наиболее активных сторонников И.

http://pravenc.ru/text/389527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010