Самой значительной сферой деятельности патр. Иоакима III во время первого патриаршества была борьба за права и привилегии Церкви - т. н. вопрос о прономиях (τ προνομιακν ζτημα). С началом эпохи танзимата Порта стала с особой неприязнью относиться к древним правам православной Церкви, дарованным еще султаном Мехмедом Завоевателем патриарху Геннадию II Схоларию. Уже во время составления канонизмов (с 1858) Порта ограничила некоторые древние прерогативы церковной власти. При султане Абдул-Хамиде II были сделаны новые попытки изменить порядок оформления завещаний христиан. В 1878 году некий христианин завещал имущество на благотворительные дела; его брат стал оспаривать это завещание, одобренное патриархией, в турецком гражданском суде. В результате разбирательств в 1880 году министр юстиции издал распоряжение, согласно которому утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение тяжб между христианами впредь должны были производиться только в турецких судах. Протест Иоакима III по поводу отстранения епархиальных архиереев от ведения подобных дел остался без ответа. В октябре 1882 года турецкое правительство сделало вторую попытку ограничить права Патриархии. Турецкий министр народного просвещения дважды доводил до сведения патриарха, что инспектор печати и типографий счел два учебника, которыми пользовались в греческих школах Патриархата: географию Антониадиса и христианский катехизис Диомида Кириакоса, вредными по содержанию. Согласно указанию министра, эти две книги подлежали изъятию и уничтожению. В октябре 1882 года Сисанийский митр. Афанасий получил султанский берат, составленный с изменением традиционной статьи о праве архиереев быть судимыми по гражданским делам патриархом - теперь такие дела должны были рассматриваться турецкими судами, действующими по мусульманским законам. В феврале 1883 года Касторийский митр. Констанций получил такой же берат. Тогда патриарх Иоаким III выразил протест против нарушения древних прономий Церкви и обратился к министру юстиции и вероисповеданий с просьбой восстановить древний порядок. Получив отказ, он направил протест повторно. В ответ турки сослались на проведенные реформы судопроизводства по европейскому образцу, утверждая, что гражданский суд более не имеет религиозного характера. В пространном протесте, представленном Порте 14 июля 1883 года, Иоаким III изложил все нарушения древних прав Церкви в области наследства, брачных и бракоразводных дел, указал на внесение изменений в текст архиерейских бератов и выразил надежду, что Порта восстановит прежнее положение. Однако требование патриарха выдать задержанный султанский берат о патриарших правах также не было удовлетворено.

http://drevo-info.ru/articles/13678671.h...

Димитракопулос Софоклис Выборы Патриарха Александрийского 1899 года После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный 114 . Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением». У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала: «В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру». Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии» 115 . Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке Источник Исторический очерк Устройство греческих храмов. – Принадлежности богослужения. – Особенности богослужения, литургические и обрядовые. – Характеристика религиозно-нравственной жизни греков в XIX веке. – Иноверная пропаганда на востоке, римско-католическая и протестантская. – Греческие либералы и фанатики. – Некоторые особенности быта православного населения востока в XIX веке. Параграф I II III IV V VI VII     На первом заседании священного синода константинопольской церкви, состоявшейся в настоящем году, вселенский патриарх Иоаким Третий между прочим, предложил синоду обсудить вопрос относительно более частых и тесных сношений константинопольского престола с остальными восточными патриархами и представителями автокефальных православных церквей, по делам не только строго-официальным, но и частным, текущим, касающимся современного положения церквей, их настоящей деятельности, будущих начинаний и деяний и т.п., – в интересах единства веры православных народов, их взаимной любви и общего христианского единомыслия 1 . Священный константинопольский синод сочувственно отнесся к этому предложению маститого своего председателя и назначил особую епитропию для детального рассмотрения этого вопроса. Греческая печать, в свою очередь, усердно занялась обсуждением патриаршего предложения и, признавая его вполне своевременным и весьма полезным, с особою настойчивостью указывала, между прочим, на необходимость тесного единения греков с русскими, между коими издавна заложены прочные культурно-исторические связи, в последнее время несколько ослабевшие, в силу взаимного нашего непонимания и почти совершенного незнания. Справедливость требует сказать, что, действительно, мы, русские, мало знаем современный греческий восток, несмотря на давние и разнообразные с ними сношения и связи, – во всяком случае, гораздо меньше, чем восток древнехристианский и даже византийский. И теперь еще в нашем обществе и печати раздаются, по делам греческого востока, голоса, напоминающие своим тоном дряблый старческий голос пресловутого московского протопопа-расколо-учителя Аввакума, которой на соборе 1666 – 1667 года так говорил увещевавшим его в невежестве и заблуждении восточным патриархам: «Вселенстии учителие!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ VI АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоаким VI ибн Зияде (+ 1604 ), патриарх б. Антиохийский (1593 - ноябрь 1603). Уроженец сел. Сисния (на границе современной Сирии и Сев. Ливана ). С 1575 года занимал митрополичью кафедру г. Эмеса (Хомс) , где в храмах Сорока мучеников и мч. Иулиана сохранились многочисленные рукописи с упоминаниями Иоакима VI в колофонах; известна также икона из церкви мч. Иулиана с ктиторской надписью Иоакима от 18 мая 1598 года . По данным Антиохийского патриарха Макария III и других летописцев, Иоаким был возведен на престол после смерти патриарха Иоакима V Дау и через год междупатриаршества, т. е. в конце  1593 года. Этому, однако, противоречит колофон 7101 года (1 сентября 1592 - 31 августа 1593) мон. Михаила, называвшего себя учеником Иоакима VI, о посещении г. Амида (ныне Диярбакыр, Юго-Вост. Турция) патриархом Иоакимом VI u митр. Баальбека Германом . Местный паша жестоко угнетал христиан, так что ситуация потребовала вмешательства патриарха и достижения договоренностей между пашой и Иоакимом VI. В 1593 году Ближний Восток посетило русское посольство, которое возглавлял Т. Коробейников, с царской милостыней восточным патриархам. Весной в К-поле Коробейников передал находившемуся там Халебскому митр. Макарию 910 золотых и 2 сорока соболей, которые причитались Антиохийскому престолу: 300 золотых - патриарху, 390 - 3 митрополитам и 6 епископам, 120 - архимандриту Сайднайского монастыря (число архиерейских кафедр, видимо, было сообщено патриархом Иоакимом V во время его пребывания в Москве) и 100 - на раздачу нищим. После посещения Иерусалима Коробейников приехал в Дамаск, где 18 апреля 1594 года Иоаким VI вручил ему благодарственную грамоту для царя Феодора Иоанновича . Грамота была скреплена подписями патриарха и 14 архиереев на греческом, арабском и сирийском языках (это один из последних случаев употребления мелькитского каршуни - сир. письменности в среде православных). Большинство греческих подписей выполнено одной рукой. Т. о., грамота отражает не количество архиереев, находившихся в Дамаске весной 1594 года, а общее число епархий Антиохийской Церкви. В документе фигурируют кафедры Хомса, Латакии, Хамы, Мармариты, Триполи, Бейрута (две последние занимал Анастасий ибн Муджалла, ближайший сподвижник Иоакима V), Аккара, Памфилии, Сайднаи, Баальбека, Эз-Забадани; единственный раз в истории Антиохийской Церкви названы епархии Бсиры, Сафиты и Схапитиса (последняя не локализуется).

http://drevo-info.ru/articles/13680637.h...

Предстоятели Болгарской Православной Церкви Фрагмент статьи из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 2002 г. Архиепископы в Преславе: Стефан (с 870); Георгий (ок. 878); Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий (занимали кафедру в кон. IX - 1-й четв. X в.) Патриархи: Дамиан (2-я четв. Х в.- после 971); Герман (кон. Х в.); Филипп (кон. Х - нач. XI в.); Давид (1016-1018); Иоанн (1018, с 1019 - архиепископ Охридский). Архиепископы Тырновские (кон. XII - 1-я пол. XIII в.): Василий I (1186-1233/34); Виссарион. Патриархи Тырновские (1235-1393): свт. Иоаким I (1235-1246); Василий II (1246 - ?); Иоаким II (ок. 1265); Игнатий (до 1273 - после 1277); сщмч. Макарий; Иоаким III (80-е гг. XIII в.- 1300); Дорофей; Роман; Феодосий I (ок. 1337); Иоанникий I; Симеон (ок. 1346); Феодосий II (ок. 1348 - ок. 1360); Иоанникий II (70-е гг. XIV в.); свт. Евфимий (1375-1393). Экзархи Болгарские: Анфим I (1872-1876); Иосиф I (1877-1915); вдовство кафедры (1915-1945); Стефан I (1945-1948). Патриархи: Кирилл (Марков) (1953-1971); Максим (Минков) (с 4 июля 1971). Литература: Theiner A . Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia. R., 1859. T. 1; Исторически преглед на Българската църква от самото й начало до днес. Виена, 1869; Голубинский Е . Е . Краткий очерк истории Православных Церквей - Болгарской, Сербской и Румынской или Молдовалашской. М., 1871; Курганов Ф . Исторический очерк греко-болгарской распри//ПС. 1873. 1, 2, 5-7, 9, 10; Муравьев А . Переписка с восточными иерархами по греко-болгарскому делу//ТКДА. 1873. Т. 1. С. 105-148; Gelzer H . Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 22-72; Карапетров П . П . Кратка история на българската черкова. Средец, 1894; Пальмов И . С . Болгарская Экзархийская Церковь: Первоначальное и совр. ее устройство. СПб., 1896; Станимиров Ст . История на българската черква. София, 1898; Euthymius, Patr . von Bulgarien . Werke. W., 1901; Соколов И . И . Константинопольская Церковь в XIX в.: Опыт ист.

http://sedmitza.ru/text/1058772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г. (Иоаким Папаконстантину) (1832, сел. Кюпкёй, ныне г. Проти, Греция - 18.07.1909, о-в Андигони (ныне Бургаз, Принцевы о-ва, Турция)), патриарх К-польский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894). Род. в семье священника Драмской митрополии Константина Папаконстантину и его супруги Маргариты. Через неск. дней после рождения Иоакима его семья переехала в близлежащее сел. Родоливос (ныне город). В 1839-1848 гг. Иоаким проходил начальное обучение в мон-ре Икосифинисса (Косиница, близ совр. г. Проти, к юго-западу от г. Драма) у своих родственников-монахов. Его 1-м учителем стал мон. Антоний (впосл. митрополит Меленикский). Затем Иоакима отправили для продолжения образования в центральную греческую школу г. Алистрати, где он обучался 3 года. В 1851 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки. Во время обучения Иоакима схоларх Константин Типальдос постриг его в монашество с наречением имени Неофит. Вскоре состоялась диаконская хиротония Н. В 1858 г. окончил Халкинскую школу и стал 2-м после Иоакима IV (1884-1886) ее выпускником, занявшим К-польскую кафедру. После окончания образования работал учителем греч. языка в школе Алистрати, затем перебрался в Ниссу. В течение 3 лет выполнял обязанности секретаря митр. Струмицкого Иерофея. Затем под рук. И. фон Дёллингера прошел 2-летний курс обучения в Мюнхенском ун-те, хорошо освоил нем. язык. В связи со смертью своего покровителя диак. Мелетия Н. прервал обучение и вернулся на родину. Там он служил архидиаконом и секретарем митр. Амасийского Софрония, а затем был рукоположен им во пресвитера и возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1867 г. избран епископом Элефтеруполиса, который находился на территории Драмской митрополии. В 1872 г. Собор в К-поле признал неканоничным создание султанским правительством Болгарского Экзархата, который должен был стать самоуправляемой структурой в составе Константинопольской Православной Церкви . Экзарх Анфим I и ряд др. болг. архиереев были отлучены от Церкви (подробнее см. в статьях Болгарская Православная Церковь , Константинопольские Соборы ). Среди отлученных - митр. Филиппопольский (Пловдивский) Панарет, кафедру к-рого занял Н. После смерти патриарха К-польского Иоакима II (5 авг. 1878) Н. стал одним из 3 кандидатов на Патриарший престол, на к-рый, однако, был избран Иоаким III (1878-1884, 1901-1912). 4 июля 1880 г. Н. назначили митрополитом Адрианопольским; в янв. 1886 г. по причине болезни он удалился на Афон. 7 марта 1887 г. Н. был избран митрополитом Пелагонийским, 1 авг. 1891 г. перемещен на кафедру Никополя и Превезы в Эпире.

http://pravenc.ru/text/Неофита VIII.html

X-XI века В лето 6497 (989), Постави владыка Иаким церковь деревяную (дубовую) святую Софию имущи верхов 13, а стояла 60 лет, и поднелась церковь святая София от огня (в лето 6557-го – 1049), месяца марта в 4, в суботный день (при втором епископе Луки, в 13 лето) бывше естно устроена и украшена; а стояще конеци Епископли улици, над рекою над Волховом, идеже ныне поставил Сотко Сытинич церковь святых страстотерпец князей Русских Бориса и Глеба. (N II Л., из N III Л.). Реконструкция Л. E. Красноречьева. 1995 г. См. София: Епархиальная газета. Новгород. 1995. 3. С. 6. Житие Новгородского епископа Иоакима Косунянина 1 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день и месяца октября в 4-й день † 1030 На Новгородской кафедре с 992 по 1030 гг. Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина ему дано или потому, что родом был из Корсуня (Корсунь – Херсонес таврический 56 С.265) – города, находившегося на Таврическом полуострове, который еще в древности принадлежал грекам, или потому, может быть, что до прибытия на Русь был епископом в Корсуне. Неизвестно, какую иерархическую степень проходил Иоаким до посвящения своего в сан епископский и где; но не подлежит никакому сомнению то, что он рукоположен в Константинополе и был муж добродетельный, образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием. Это предположение имеет всю силу вероятия, когда припомним, как была всегда осторожна греческая церковь в назначении проповедников высоких евангельских истин народам языческим. Из опасения, чтобы проповедь о кресте и Распятом не была гласом вопиющего в пустыне, она обыкновенно избирала на дело благовестия людей благочестивых и всегда хорошо знакомых с языком и нравами тех народов, к которым посылались проповедники. По этой-то именно причине и епископ Иоаким, как муж добродетельный и знающий язык и нравы славян, был избран на дело проповеди в северных пределах языческой Руси. Личность Иоакима делается известной в летописях со времени просвещения Новгорода христианской верой. Как только были окрещены жители Киева, Владимир озаботился, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась святой верой. Повсюду велел он сокрушать капища, низвергать кумиров и приводить людей к крещению по всем городам и селам; но, чтобы святое дело не остановилось от недостатка истинных пастырей, Владимир «посылал паки» (в 990 г.) в Царьград к Патриарху Николаю с просьбой «да послет ему более епископов». Патриарх, исполняя усердную просьбу благочестивого князя, прислал к нему Феодора и Фому и других епископов, а в том числе и Иоакима Корсунянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То было первое, по окончании русско-турецкой войны, время, когда подводились итоги успехов русского оружия в Малой Азии и на Балканском полуострове, поднятого в защиту единоверных нам народов. Когда намечались новые пути для дальнейшего движения политической и церковно-общественной жизни славян и греков, указывались новые средства для ограждения прав православной церкви в Турции от насилия и произвола мусульманской администрации и выдвигались новые деятели, способные привнести в жизнь новые начала. Вселенский патриарх, как духовный и отчасти гражданский глава православного населения в Турции. Должен был дать определенное направление местной церковно-общественной жизни, оградить церковь и народ от беззаконных притязаний турецкого правительства, имея за собой помощь единоверной России, и не только юридически, но и фактически обозначить порядок и спокойствие среди несчастной романской райи, много веков страдавшей под невыносимым мусульманским игом, находящимся вне всякого закона. И патриарх Иоаким, единогласно избранный синодом и народом на вселенскую кафедру, оказался на высоте призвания. Достаточно сказать, что он, вступив на престол, вошел к султану Абдул Гамиду II с докладом о фактическом восстановлении древних прав и привилегий греческой церкви и народа, предоставленных еще султаном Магометом II (1453 г.), а потом нарушенных. А когда Порта, вопреки своими обещаниям, захотела ограничить право патриарха судить митрополитов и по гражданским делам и права митрополитов рассматривать судебные дела по завещаниям христиан, задерживать и судить клириков своей епархии, когда это вызывалось церковною или гражданскою необходимостью. – Свободно возобновлять церкви и богоугодные заведения, основывать христианские школы, заведовать ими и назначать народных учителей по своему усмотрению; то патриарх Иоаким вступил с турецким правительством в борьбу, продолжавшуюся больше года. Победа осталась на стороне патриарха, – древние права христианской церкви и греческого народа были восстановлены, но это стоило святейшему Иоакиму III кафедры, от которой он и отказался 30 марта 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

И. А. Шляпкин III. Вопрос о пресуществлении св. Даров в Москве на почве литературной Общие замечания – История до начала спора – Распространение малорусских книг, обвиняемых в ереси, в подлинниках по Московской Руси – Списки и переводы малорусских книг в Московской Руси – Книга Выклад и распространение латинского мнения о пресуществлении – Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким – Начало спора о пресуществлении и «Хлеб Животный», Медведева – «Подверг» Евфимия и «Манна» Медведева – «Акос» Лихудов – «Тетрадь» Афанасия дьякона – «Известие истинное» Медведева – Иннокентий Монастырский – «Церковносоставние» Кассандра и «Истины показание» – Гавриил Домецкий – Мнения архиереев м. Адриана, м. Маркелла, Павла Рязанского, Игнатия Корсакова – Пропаганда латинствующих, князь В. В. Голицын и царевна София. Вопрос о времени пресуществления 541 св. даров на литургии, как мы уже сказали, вызвал в XVII веке обширную полемику и резко выдвинул две до тех пор несколько скрытые партии православного духовенства – старомосковскую и малорусскую. 542 Полемикой заинтересовались все русские люди того времени, и образованные, и простые. Патриарх Иоаким, представитель старомосковской или греческой партии, с горечью замечает: «Ныне освоеволишася неции человеков везде друг с другом в схождениях, собеседованиях, торжищах, временно и безвременно у мужей и жен то и слово о таинствах, и о действе и совершении их, и свары, и распри, вражды, и ересь хлебопоклонная». 543 Эти слова, Иоакима – не одно риторическое украшение речи. Вопрос о том, кланяться ли на литургии во время произнесения слов Спасителя: «Приимите, ядите...» и «Пейте от нея вси...», действительно, мог заинтересовать и простых людей, в виду распространенности вопросов того же формального характера, поднятых в конце XVII века уже значительно выродившимся к тому времени расколом. Припомним кстати и указ царя Алексея Михайловича 1651 года, чтоб св. Тайнам воздавалось и на улицах должное почтение: пред ними должна быть несена свеча и идти прихожане по десяти или и меньше, а мимохожие и мимоезжие должны были уступать путь, и выходя из саней и телег покланяться и почитать святые Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010