Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Скит во имя св. Иоанна Предтечи близ Козельска. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. (Архив Оптиной пуст.) Идея открытия И. П. с. принадлежала еп. Филарету, к-рый посещал Оптину пуст., стремился духовно укрепить обитель и «доставить желающим средство к безмолвнейшему житию». 15 дек. 1820 г. еп. Филарет через мон. Моисея обратился с письмом к отшельникам, жившим в Рославльских лесах в Смоленской губ. под рук. иеросхим. Афанасия (Степанова) . От своего имени и от имени настоятеля игум. Даниила (Александрова) епископ пригласил их переселиться в Оптину пуст. и основать скит в любом месте принадлежавшего ей леса, обещал выстроить для них кельи и освободить от монастырских послушаний. Рославльские монахи на общем совете решили принять приглашение. 1 апр. 1821 г. иеросхим. Афанасий написал еп. Филарету письмо, в котором просил, чтобы скит имел отдельное от мон-ря содержание, причем избыток средств следовало отдавать монастырю, а недостаток, «сколько можно понести терпением»; чтобы миряне не могли посещать скит, а монастырская братия приходила только в субботу и воскресенье; чтобы статус скита был «формальным и всегдашним». В ответном письме от 24 апр. того же года еп. Филарет сообщил, что поручил игум. Даниилу (Александрову) отвести для скита место и позволил благотворителю Д. В. Брюзгину строить кельи. 6 июня рославльские монахи Моисей, его брат прп. Антоний (Путилов) , Савватий и послушник Иван Дранкин приехали в Оптину пуст. и были размещены на монастырской пасеке. Иеросхим. Афанасий решил остаться на прежнем месте до окончания устройства скита (он так и не перешел в Оптину пуст.). Для скита избрали место близ малой монастырской пасеки, где в нач. XIX в. жил в келье схим. Иоанникий. Скит был отделен от монастыря густым сосновым бором. Мон. Моисей вместе с игум. Даниилом составил план строительства в скиту, к-рый 17 июня 1821 г. был утвержден еп. Филаретом. Первые средства на строительство выделили благотворители Брюзгин и Ф. Т. Третьяков. В том же году братия скита и наемные рабочие приступили к рубке леса и корчеванию пней. В качестве временного жилища они выстроили на юго-вост. стороне скита общую келью, затем обнесли скит дощатой оградой и приступили к возведению ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Посвящение церкви святому, почитаемому как 1-й пустынножитель, дало название и скиту. Игум. Даниил напутствовал монахов: «Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!» (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16). 18 авг. из мон-ря в скит был совершен крестный ход, состоялась закладка храма, под престол к-рого была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февр. 1822 г. церковь была освящена игум. Даниилом.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 15 января 2009 г. 05:30 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в соответствии с Постановлением Священного Синода от 28 мая 1992 года в Свято-Даниловом монастыре 11 июня I. Имел суждение о положении в Украинской Православной Церкви, сложившемся в результате неисполнения митрополитом Филаретом (Денисенко), бывшим Киевским и всея Украины, обещания, данного им Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, заседавшему 31 марта — 5 апреля 1992 года в Свято-Даниловом монастыре, что по возвращении в Киев он созовет Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви и ради мира церковного на Украине подаст прошение об освобождении с поста Предстоятеля этой Церкви, с тем чтобы Собор обрел нового Митрополита Киевского и всея Украины. Справка : С 31 марта по 5 апреля 1992 года в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В повестку дня Собора входило обсуждение обращения епископата Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом с просьбой о предоставлении этой Церкви полной канонической самостоятельности — автокефалии. Собор вынес постановление «иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви», ибо большинство епископата, клира и мирян Украинской Православной Церкви выступило в преддверии Собора против немедленного предоставления автокефалии. Архиерейский Собор был согласен в том, что митрополит Филарет как Предстоятель Украинской Православной Церкви не в состоянии уврачевать существующие разделения и нестроения в Церкви. Собор принял к сведению заявление митрополита Филарета о его готовности во имя церковного мира на Украине подать прошение об освобождении от обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви. При этом он сказал: «Я даю архипастырское слово, что такой Собор (имелся в виду Собор, которому предстояло избрать Предстоятеля Украинской Церкви) будет проведен, что никакого давления не будет ни с чьей стороны. То, что его не будет с гражданской стороны, я уверен, но его не будет и с моей... Вы будьте уверены, что я не буду Предстоятелем». Свое обещание оставить Киевскую кафедру митрополит Филарет дал перед Крестом и Евангелием.

http://patriarchia.ru/db/text/526300.htm...

Православный Донбасс ответил на циничные заявления отлученного от Церкви раскольника Денисенко      Ответ на заявление главы так называемого «киевского патриархата» Филарета (М.А. Денисенко) На протяжении нескольких последних недель общественность взволнована словами, которые произнес с церковного амвона гражданин Украины М.А. Денисенко (человек, называющий себя «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом») в одной из своих «проповедей». Видео, на котором запечатлено упоминаемое событие, опубликовано 04 ноября 2016 года на видеохостинге YouTube . Слова, произнесённые «патриархом» Денисенко, возмутили не только нас, жителей Донбасса, но и здравомыслящих людей из разных регионов Украины и других стран. Так называемый «патриарх» сказал, что население Донбасса должно искупить страданиями и кровью «грех голосования на референдуме за федерализацию». Эти страшные и бесчеловечные слова потрясли и глубоко ранили сердца множества людей. К сожалению, в 2014 году на территории Донбасса началась братоубийственная война. По данным ООН, с середины апреля 2014 года по 31 июля 2016 года погибли 9553 человека и пострадали 22137 человек. За этими цифрами стоят человеческие судьбы. М.А. Денисенко (Филарет) говорит о крови десятимесячной девочки Киры, которую разорвало снарядом вместе с матерью, когда они гуляли в городском парке города Горловки; о страданиях матери, у которой при обстреле погибли трое маленьких детей; о судьбе девятилетнего Вани Воронова, которого снаряд лишил зрения, ног, руки и младшего брата. Возникает вопрос:какому «богу» он (Филарет) служит? Ваалу, которому приносили человеческие, в том числе и детские жертвы в Карфагене? Люди, которые служат Истинному Богу, сказавшему, что одно из Его имён — Любовь, не могут призывать к насилию и кровопролитию. Снаряды не разбирают, в кого лететь — в настоящих преступников или беззащитных стариков, женщин и детей. Применение принципа коллективной ответственности — ещё одно историческое варварство, отбрасывающее применяющих такой принцип в развитии далеко назад.

http://pravoslavie.ru/98579.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 33-84 заседания Священного Синода от 17-19 июля 2006 г Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, открывшегося 17 июля 2006 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры и продолжившегося 19 июля 2006 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет ; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет ; архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл ; епископ Новогрудский и Лидский Гурий ; епископ Барнаульский и Алтайский Максим ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о проведении 3-5 июля 2006 года в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров. Справка: С 3 по 5 июля 2006 года в Москве по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, председателя Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-Заде и Межрелигиозного совета России прошел Всемирный саммит религиозных лидеров — представительный форум, в котором приняли участие более 200 глав и представителей христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и других религиозных общин из 49 стран мира. На торжественной церемонии открытия саммита выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

http://mospat.ru/archive/86325-zhurnaly-...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 85-116 заседания Священного Синода от 6 октября 2006 г Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 6 октября 2006 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет ; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет ; архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл ; епископ Новогрудский и Лидский Гурий ; епископ Барнаульский и Алтайский Максим ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . ЖУРНАЛ 85 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Слушали : сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшейся встрече Его Святейшества с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Справка 2 октября 2006 года в Синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Его Святейшества с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Кардинал Теттаманци передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частицей мощей святителя Амвросия Медиоланского, а также мощи других святых IV века. Во встрече также принимали участие епископ Тернии-Нарни-Амелии Винченцо Палья, викарий архиепископа Миланского епископ Франческо Коккопальмерио, модератор Миланской курии священник Джанни Цаппа и другие официальные лица.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

Святитель Филарет Московский и библейская традиция Доклад председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Филаретовском вечере в Московской Духовной академии 2 декабря 2005 года Личность святителя Филарета является одной из немногих в русском богословии XIX века, которые тесно связаны с богословской традицией Древней Церкви. Наиболее ярко эта связь проявилась в отношении Московского митрополита к Священному Писанию. Действительно, Отцы древней Церкви в своем богословском творчестве преимущественное внимание уделяли изъяснению Священного Писания и для своих современников отцы были в первую очередь экзегетами. Систематическое изучение святоотеческих произведений в рамках богословской школы несколько изменило наше представление о пропорциях богословских жанров, которые использовались Отцами. Если изучать Отцов по учебникам, то создается впечатление, что они первостепенное значение придавали полемике с различными ересями и на этом было сконцентрировано все их внимание. Между тем, из всех жанров письменности больше всего Отцами был востребован жанр экзегетический. Если подсчитать, как в святоотеческой письменности соотносится количество экзегетических и полемических произведений, то в большинстве случаев преимущество будет за первыми, то есть за экзегетическими. При этом важно отметить, что Отцы занимались экзегезой не ради, так сказать, чистой науки, но ради назидания народа Божия. Их экзегетическая деятельность всегда имела пастырское измерение, никогда не была абстрактной, оторванной от жизни Церкви. В рамках экзегезы Отцы решали и различные богословские проблемы, которые вставали перед Церковью. Святоотеческое богословие по сути основывалось на истолковании Священного Писания, было церковным комментарием к Священному Писанию. И именно поэтому святоотеческая письменность является ядром предания Церкви. Какой бы святоотеческий текст мы ни взяли, в нем всегда будут содержаться ссылки на Священное Писание. И не просто ссылки, но глубокая интерпретация того или иного библейского речения. То же относится к составленным Отцами богослужебным текстам, которые буквально сотканы из слов Священного Писания и наполнены библейскими образами. Истолкование Священного Писания было для Отцов универсальным методом, с помощью которого они решали любые задачи, встававшие перед Церковью: пастырские, богословские, нравственные, общественные. Священное Писание было для них главным источником литургического вдохновения. Вся святоотеческая письменность в той или иной мере носила экзегетический характер.

http://bible.predanie.ru/cvjatitel-filar...

Священники не исключают возможность снятия анафемы с главы «Киевского Патриархата» 1 декабря, 2017. Новостная служба Протоиерей Николай Балашов: «В истории Церкви были случаи, когда ранее наложенные прещения пересматривались последующими Соборами» 1 декабря. ПРАВМИР. Члены комиссии для переговоров с представителями самопровозглашенного «Киевского Патриархата» не исключают, что с бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета может быть снята анафема. Протоиерей Николай Данилевич, комментируя письмо главы «Киевского Патриархата», отметил , что «сам факт обращения свидетельствует о том, что он (Филарет) осознает, что учинил раскол, и что анафема все-таки «работает». «Анафема на Филарета была наложена по конкретным причинам, а именно за учинение раскола. Так вот, когда раскол будет преодолен, соответственно, исчезнет причина, по которой была наложена анафема. Тогда ее и снимут. Иными словами следует думать, что позиция Собора РПЦ состоит в том, что снятие анафемы с Филарета должно быть следствием преодоления раскола, и вряд ли условием или началом на этом пути», – поделился своими размышлениями протоиерей Николай Данилевич. В свою очередь член комиссии заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоирей Николай Балашов в интервью РИА «Новости» отметил, что «в истории Церкви были случаи, когда ранее наложенные прещения пересматривались последующими соборами». «Предметом диалога является преодоление раскола, а прещения ( в отношении Филарета ) были вызваны фактом совершившегося раскола. Это означает, что если диалог будет успешным, то возникнут предпосылки для нового рассмотрения тех решений, которые принимались Церковью по этому вопросу в прошлом. Цель канонических прещений всегда заключалась в сохранении единства Церкви и в заботе о спасении человеческих душ», – рассказала протоиерей Николай Балашов. Глава не признанной Украинской Церкви Киевского Патриархата, патриарх Филарет (Михаил Денисенко)  направил обращение  в адрес проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 30 ноября. В письме он озвучил просьбу о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».

http://pravmir.ru/svyashhenniki-ne-iskly...

Скачать epub pdf Свт. Филарет (Вознесенский), Первоиерарх РПЦЗ († 1985 г.) [Открытое Письмо греческому архиепископу Иакову против экуменизма]. Открытое Письмо Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иакову, Греческому Архиепископу Северной и Южной Америки. Ваше Высокопреосвященство! В церковной практике очень многое основывается на прецедентах. При этом, чем выше стоит лицо, вводящее такой прецедент в жизнь, тем больше значения последний может приобрести. Вследствие этого акты, совершаемые православными иерархами в их взаимоотношениях с представителями иных исповеданий и религий, имеют особое значение и, в тех случаях, когда они нарушают принятый веками порядок, не могут оставлять нас безучастными. Наше молчание могло бы приниматься за согласие и, следовательно, вводить в заблуждение и нашу паству и инославных, полагающих, что наши действия и особенно богослужения всеми нами совершаются в соответствии с нашими догматами и канонами. Таким образом неправильно допущенное одним православным епископом может приниматься за нечто допустимое всею нашею Церковью и «внешние» могут получить ложное представление относительно самого православного учения. В век проявления такого взаимного интереса у представителей разных исповеданий к учению других мы тогда давали бы им камень вместо хлеба. Вот причина, по которой последния выступления Вашего Высокопреосвященства, покрываемыя авторитетом и Святейшего Патриарха Афиногора, вызвали большое смущение как у нас и нашей паствы, так и у многих других. Мы имеем в виду Ваше недавнее участие в богослужении в соборе Св. Патрикия в «Неделю Молитв о Христианском Единстве» и «Экуменический Молебен» в греческом Св.-Троицком соборе в Нью-Иорке. Уже самый факт, что об этих общих молениях справедливо объявлялось в прессе, как новых и неимеющих прецедента явлениях, указывает на то, что это есть внесение в жизнь Церкви чего-то ей необычного и ей несвойственного. Какое церковное правило, какой обычай, какое предание дали Вам право на внесение таких новшеств?

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скелеты в шкафу филаретовского раскола (К 20-летию " Второго софиевского побоища " ) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107135.html 21 июля 2015 Василий Анисимов Скелеты в шкафу филаретовского раскола (К 20-летию " Второго софиевского побоища " ) Источник:  Радонеж 18 июля исполнилось 20 лет со дня " черного вторника " или второго " софиевского побоища " , организованного боевиками УНА-УНСО, спецслужбами и филаретовским расколом. Это была попытка путча с целью отстранения действующего президента от власти. Попытка, как известно, неудачная: Леонид Кучма жестко подавил провокацию: ОМОН избил, потравил слезоточивым газом не только боевиков, но и прикрывавших их депутатов и послов западных держав – обливаясь слезами, с Софиевского майдана бежали в разные стороны и Леонид Кравчук, и дипломаты, и филаретовцы, по крайней мере, двое из них погибли в давке – в память о них был установлен крест. В отставку были отправлены премьер-министр Украины, правоохранители. Поводом для антиправительственной провокации стала загадочная смерть " патриарха " раскольничьей УПЦ-КП Владимира (Василия Емельяновича) Романюка. Этот священник Православной Церкви, узник советских лагерей, ушел в автокефальный раскол, затем оказался в зиц-председателях у М. Денисенко (Филарета), который был у него в заместителях, а на деле держал (и держит) мертвой хваткой всю раскольничью псевдоцерковь. Романюк боялся и ненавидел своего хозяина, справедливо полагая, что его, как и предшественника Мстислава Скрипника (племянника Симона Петлюры), используют в качестве ширмы для прикрытия мафиозных афер. Филарет же, в свою очередь, ничего примечательного в Романюке не видел ( " сельский священник! " ), кроме героико-патриотической биографии – дважды отсидевший диссидент. Поэтому " патриаршество " диссидента длилось менее двух лет, он восстал: издал указ об увольнении Филарета со всех должностей, вступил в переговоры с руководством Украинской Православной Церкви об объединении, обратился в Киевское Управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины с просьбой защитить от Филарета, боясь, что его отравят или физически расправятся. Он также просил помощи в поиске и возвращение 3 млрд. рублей церковной кассы УПЦ, которые, по расследованию Романюка, Филарет еще в 1990 году " прихватизировал " , конвертировал и положил на депозиты в немецких банках.

http://religare.ru/2_107135_1_21.html

Слово митрополита Варсонофия на собрании монашествующих ноября 2020 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на собрании игуменов и игумений монастырей епархии 17 ноября 2020 г. _____________ Ваше Преосвященство, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, братья и сестры! Рад вас приветствовать на нашем монашеском собрании, которое впервые проходит в таком формате. Будем один раз в год и по мере необходимости встречаться и обсуждать вопросы жизни наших святых обителей. Их у нас шесть и одно сестричество, которое, даст Бог, со временем также приобретет статус полноценного монастыря. Мать Евфросиния многое для этого делает. Как вы знаете, 30 октября скончался клирик нашей епархии - архимандрит Варфоломей (Чупов), который почти двадцать лет возглавлял Никольскую обитель в Старой Ладоге и немало потрудился для ее восстановления. Он оставил после себя добрую память. Временно исполнять обязанности наместника мною назначен насельник Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников), кандидатура которого, мы надеемся, после соответствующих процедур будет одобрена Святейшим Патриархом Кириллом и утверждена Священным Синодом. Желаю вам, отец Филарет, помощи Божией на ответственном послушании. Трудитесь, набирайтесь опыта, старайтесь советоваться с теми, кто его уже имеет и может давать нужные советы. Почти все вы многие годы управляете монастырями, многое сделали и продолжаете делать как в плане хозяйствования, восстановления порушенного и строительства нового, так и в духовной жизни. Но есть к чему стремиться. Время не стоит на месте. Управление монастырем - это целое искусство, тем более сейчас, когда жизнь людей сильно изменилась в сравнении с прошлым и позапрошлым веками. Игумен или игумения не просто лицо, облеченное властью по подобию светских начальников. Они должны быть любящим отцом или матерью для монахов, считаться с их недостатками, быть ответственными за воспитание Богом данных чад, терпеливо способствовать их духовному возрастанию. Конечно, большим подспорьем являются опытные духовники, старцы, под крылом которых в прежние времена вырастали целые плеяды замечательных монахов. К сожалению, сейчас таких духовников мало, лишь в редких монастырях можно встретить. Важен для монахов и личный пример игумена или игумении. Ведь монастырь - это большая семья, где значение имеют не слова, но поступки. Как успех семейной жизни зависит от того, будут ли супруги сами что-то отдавать друг другу, а не ждать, чтобы им давали, точно такая же зависимость в монашеской семье. Важно, чтобы ты любил, а не ждал любви от других. В этом и заключается смирение - мать всех добродетелей. По-человечески это трудно, но приносит добрые плоды.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010