Книга IV. Визиты предстоятелей Румынской и Русской Православных Церквей Часть I. Посещение Блаженнейшим Патриархом Румынским Юстинианом Московской Духовной Академии и Семинарии 7 октября 1966 г. Московские Духовные Школы принимали высокого гостя Русской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана, двух епископов Румынской Православной Церкви и трех протоиереев. У входа в храм Его Блаженство и спутников встретил Преосвященный Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии Епископ Дмитровский Филарет и хор учащихся. В самом храме высокого гостя встречали: академическое духовенство, профессора, преподаватели и все учащиеся Московских Духовных Школ. При пении тропаря Покрову Божией Матери Блаженнейший Юстиниан вошел в алтарь и приложился ко св. Престолу, а затем преподал всем общее благословение. С сердечной приветственной речью к Его Блаженству обратился Преосвященный Ректор Академии Епископ Филарет. В своей речи Преосвященный Ректор выразил общую радость по случаю посещения Его Блаженством Московских Духовных Школ. Сегодня у нас праздник, – продолжал Епископ Филарет, – и мы рады приветствовать дорогого гостя. Как сказали Ваше Блаженство, Вы уже седьмой раз посещаете Святую Лавру Преподобного Сергия и при этих посещениях бываете и в Духовной Академии... Между нашими Церквами существуют добрые отношения и это во многом определяет и отношение духовных школ Русской Православной Церкви и Румынской. Нам приятно отметить, что в прошлом году закончили нашу Академию два сына Румынской Православной Церкви Савва Марин и Иван Бажеу. Недавно успешно выполнил свой стипендиатский отчет и клирик Румынской Церкви иеродиакон Епифаний Норочел. Мы радуемся, что эти наши выпускники трудятся теперь на благо святой своей Церкви и что один из мирян уже принял священный сан, а второй пишет магистерскую диссертацию... Все это вселяет в нас глубокую надежду, что и впредь наши отношения будут крепнуть и возрастать. Преосвященный Епископ Филарет преподнес блаженнейшему Патриарху Юстиниану в дар от Московской Духовной Академии св. икону и пожелал ему доброго здоровья и успешного служения Святой Православной Румынской Церкви «право правяща слово Христовой истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Константинополь «канонически восстановил» главу «Киевского Патриархата» — что происходит И что теперь будет 12 октября, 2018 И что теперь будет Константинопольский Патриархат «канонически восстановил» главу непризнанного «Киевского Патриархата» Филарета (Михаила Денисенко), главу Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Макария Малетича, а также духовенство и прихожан обеих структур. Об этом говорится в пункте 3 постановления Синода Константинопольского Патриархата: «Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью». Сам Филарет (Денисенко) заявил на брифинге, что Синод Константинопольского патриархата снял с него анафему. «Для того чтобы признать епископат, который был рукоположен мной после наложения анафемы, действительным, нужно было сделать недействительной ту политическую анафему, которую на меня наложили», — сказал Филарет. «Это решение о недействительности этих всех запретов дает нам возможность теперь объединиться с архиереями Московского Патриархата, которые захотят объединиться, и объединиться с автокефальной церковью», — сказал Филарет. Зачем это было сделано? Вопрос «канонического восстановления» Филарета (Денисенко) продиктован стремлением создать «Единую Поместную Православную Украинскую Церковь» (ЕППУЦ), которая должна получить Томос об автокефалии от Константинопольского Патриархата. ЕППУЦ пока не существует, в «Киевском Патрирахате» считают, что она должна быть провозглашена на объединительном соборе, архиереями — сторонниками автокефалии из «КП», УПЦ и УАПЦ. Такой собор невозможен, пока Филарет под анафемой, а «КП» не каноничен. Что теперь будет?

http://pravmir.ru/konstantinopolskiy-pat...

Кроме того, одним из условий, который Константинополь поставил перед президентом Порошенко было то, что в этом процессе не будет участвовать Филарет (Денисенко). Договоренность между Порошенко и Варфоломеем есть, но Филарет (Денисенко) просто так сдаваться не хочет. Сначала он написал Константинопольскому Патриарху письмо, в котором сообщал, что снимает свою кандидатуру и не будет претендовать на место предстоятеля этой создаваемой церкви, но в то же время хочет сохранить за собой титул почетного патриарха Киевского и всея Руси-Украины и возглавить синод новосозданной структуры. В планы Константинополя это не входит, поэтому Константинопольский Патриархат дал понять, что Филарет не получит желаемого им. И вот теперь Денисенко делает новые заявления, заявляя, что вообще никакого выдвижения или снятия кандидатур не должно быть — мол, пусть соберется собор и выберет того, кого хотят. Если они обратятся ко мне, говорит Филарет, тогда я приму решение. Е. Грачева: То есть, Московский Патриархат не станет никого присылать на этот «объединительный собор»? И если это так, то какой же он тогда объединительный и можно ли его вообще считать имеющим силу? Митрополит Иларион: С нашей точки зрения, он не будет иметь никакой силы — это разбойничье сборище, а никакой не объединительный собор. Московский Патриархат никого не будет присылать на него. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 87 иерархов высказались против «объединительного собора» и за сохранение существующего статуса Украинской Православной Церкви — самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата. Есть сейчас вероятность, что два канонических архиерея примут участие в этом разбойничьем сборище. Есть, конечно, еще опасения, что дата «собора» перенесена для того, чтобы в оставшиеся до начала этого собрания дни оказать давление на архиереев канонической Церкви, подавляющее большинство которых отказались в нем участвовать. Теперь президенту Порошенко нужно дополнительное время, чтобы уломать еще кого-то. Ведь назывались разные цифры: что 25 архиереев [канонической Украинской Православной Церкви] примут участие, что их будет десять… Пока есть только два потенциальных кандидата на участие в этом разбойничьем сборище. Конечно, Порошенко и Варфоломею нужно больше, чтоб это сборище имело хоть какой-то вид легитимности. Поэтому, я думаю, будут стараться «выламывать руки» архиереям канонической Церкви. Это происходит уже сейчас: их вызывают в СБУ (Службу безопасности Украины. — прим.), где делают внушение, что они должны вступить в новую «автокефальную церковь», и будут стараться как можно большее число канонических архиереев привлечь к этому разбойничьему сборищу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5312318...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Чапнин Игумен Филарет (Булеков): Наша задача – разрушить " железный занавес " между религиозными организациями и Советом Европы Источник:  Церковный вестник. Официальное издание РПЦ 7 – 9 сентября в Нижнем Новгороде прошла конференция " Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество " , организованная Советом Европы, Межрелигиозным советом России и Министерством регионального развития РФ. В ее работе приняла участие представительная делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил приветствие участникам конференции. О том, почему эти проблемы требуют пристального внимания Церкви, рассказывает один из организаторов конференции игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге. – Отец Филарет, на конференции в Нижнем Новгороде была большая и очень представительная делегация Русской Православной Церкви. Между тем Совет Европы – это межпарламентская и межправительственная организация, в ее работе участвуют прежде всего государственные учреждения. Почему в этой конференции представительство религиозных общин было столь широким? Какие конкретные задачи решала делегация Русской Православной Церкви? – Необходимо отметить, что членами Совета Европы являются 46 государств, десять лет в работе Совета Европы принимают участие Россия, Украина и некоторые другие страны бывшего СССР. В последнее время Совет Европы все чаще обсуждает темы, непосредственно связанные с религией и жизнью религиозных общин. И поэтому Русская Православная Церковь внимательно следит за деятельностью этой организации. Совет Европы разрабатывает те законодательные принципы, которые потом находят отражение в национальных и наднациональных законодательных актах стран-членов. Например, совсем недавно обсуждались такие важные проблемы, как уважение чувств верующих в условиях демократических свобод, в том числе свободы на выражение своего мнения (см. ЦВ 15 – 16, 2006). С этими проблемами сталкивается не только Западная Европа, но и Россия. Вспомнить хотя бы выставку " Осторожно, религия! " . Политики должны услышать и понять мнение верующих людей, однако это далеко не всегда получается. Политики, парламентарии и сотрудники международных организаций живут и работают в условиях конкретной страны, конкретной истории, и не всегда правильно понимают контекст этих проблем в других странах.

http://religare.ru/2_32647.html

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава восьмая. Епископ Филарет 1817–1819 5 июля 1817 года в Благовещенский храм Александро-Невской лавры принесли гроб с телом усопшего генерал-лейтенанта Павла Александровича Строганова. Друг детства Александра I, единомышленник по реформам, разделивший с ним горечь разгрома под Аустерлицем. Лихой рубака, бил французов, турок, ходил с Багратионом на Аландские острова, в Бородинском бою сражался, как лев, заменив собой раненого генерала Тучкова, дрался при Тарутине, Малоярославце, Красном, под Лейпцигом, Гамбургом. Вся грудь в орденах. В битве под Краоном Павла Александровича постигло страшное горе – французским ядром снесло голову его девятнадцатилетнему сыну Сашеньке. Оправиться от этого горя он не смог, стал болеть, у него открылась чахотка. И вот безвременно угас в сорок три года... Сам император и его братья Николай и Михаил пришли проститься с тем, кого любили с детства. Слово перед погребением было предоставлено архимандриту Филарету. Начал он его с долгого обращения к покойному и лишь потом перешел к беседе с собравшимися. Это было красиво и всех тронуло. Расчувствовавшийся император лично благодарил красноречивого проповедника. Затем спросил митрополита, не пора ли повысить Филарета в духовном сане, и через восемнадцать дней по представлению санкт-петербургского митрополита Амвросия (Подобедова) архимандриту Филарету повелено быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. Стареющий Амвросий весьма и весьма рад был получить в свое распоряжение в качестве викария такого замечательного епископа. По-гречески «епископ» означает просто «надзиратель». Так называли себя апостолы ( Деян.1:20 ). От них такое наречение архиерея перешло в обиход всей христианской церкви. В начале XIX века выше епископа были только архиепископ и митрополит. Сейчас, как и в допетровские времена, выше митрополита – патриарх. 5 августа в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Филарет предстал перед митрополитом Амвросием и тот рукоположил его во епископа. Новопоставленный преклонил колена пред Святым престолом, на его голову возложили Евангелие письменами вниз. Митрополит прочитал тайносовершительную молитву. Затем, после ектений, совершилось облачение в архиерейские одежаы. Присутствующие архипастыри приветствовали епископа Филарета братским целованием. Вблизи мощей святого благоверного князя Александра Невского ему был вручен пастырский жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава десятая. Архиепископ Филарет Московский 1821–1823 – Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! – так словами апостола Павла из послания к римлянам приветствовал архиепископ Филарет свою московскую паству. Москва! Как ни избито повторять пушкинские строки, а лучше Александра Сергеевича не скажешь: «Сколь много в этом звуке для сердца русского сплелось!» В начале XIV века святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, обосновался здесь и первым среди русских архипастырей получил наименование «Московский». Святитель Алексей, воспитатель Дмитрия Донского и друг преподобного Сергия Радонежского, вдохновитель борьбы за независимость от Орды, закончил дело переноса митрополии в богохранимый град Москву и стал последним главой Русской православной церкви, носившим титул митрополита Киевского, а потомки также прозвали его Московским. Хотя официально только через столетие епархия совершенно отделилась от Киевской митрополии, стала именоваться Московской и всея Руси и была поставлена первою в числе епархий Константинопольского престола. Ее митрополиты до учреждения патриаршества избирались и поставлялись независимо от патриарха Константинопольского. При святителе Ионе Русь отвергла Флорентийскую унию, а Московская церковь стала автокефальной. Под своей епитрахилью Иона спасал юного князя Ивана Васильевича, будущего Ивана III Державного, создавшего мощное государство, в семь раз больше того, которое ему досталось от отца. А святитель Симон во времена правления этого государя многажды созывал церковные соборы, один из которых покончил с так называемой ересью жидовствуюших. Святитель Макарий создал свод «всех чтимых книг на Руси» – Великие Четьи-Минеи, которые так и вошли в историю под названием Макариевских. При нем началось на Руси книгопечатание, он открыл на Москве типографию Ивана Федорова для печатания священных и богослужебных книг. Входя в Избранную раду, Макарий имел огромное влияние на молодого Ивана Грозного, в 1547 году он венчал его на царство, способствовал его браку с Анастасией Захарьиной, вдохновлял на завоевание Поволжья и взятие Казани. На Макарьевских соборах канонизированы многие русские святые, включая благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава шестая. Архимандрит Филарет. Война 1811–1814 Еще недавно с тридцати лет можно было только становиться монахом. Филарету не исполнилось двадцати восьми, а он уже получил первый высший монашеский сан. Архимандрит означает по-гречески «главный над овчарней» (arch – главный, старший, mandra – загон, овчарня, ограда в значении «монастырь») – Это ниже епископа и в белом духовенстве соответствует митрофорному протоиерею и протопресвитеру. Чин архимандрита появился в Восточной церкви в V веке – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии, а также заслуженные иеромонахи, занимающие служебное положение при патриархиях, при церковных заграничных миссиях. Позже наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших мужских монастырей, а затем и к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности. В Российской империи по Манифесту 1764 года о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трем классам. Главы монастырей первого и второго классов стали называться архимандритами. 8 июля 1811 года митрополит Амвросий возвел иеромонаха Филарета в сан архимандрита и, возложив руку ему на голову, возгласил: – Аксиос! А по окончании литургии он подал новоиспеченному архимандриту жезл со словами: – Прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за ю, нашему Богу, во дни суда. Тем же летом по назначению Комиссии духовных училищ архимандрит Филарет производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ. 15 сентября 1811 года в Петербурге происходило торжественное освящение величественного Казанского собора. Одним из главных действующих лиц церемонии, безусловно, являлся семидесятивосьмилетний граф Александр Сергеевич Строганов. Последние десять лет своей жизни он посвятил постройке этого нового столичного храма, который возводился бывшим крепостным графа архитектором Воронихиным. Подходя под благословение к митрополиту Амвросию, Строганов произнес:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), М von Minsk und Weißrußland Родился 21 марта 1935 года в Москве в семье служащих. В 1953 году окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 года, будучи студентом 2-го курса академии принял монашеский постриг с именем Филарета и 26 апреля рукоположен во иеродиакона. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В ноябре того же года – преподаватель в Московской духовной академии, а 14 декабря рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии. С июня 1963 г. – инспектором Московской духовной академии. 4 августа того же года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. 8 октября 1963 г. возведен в сан архимандрита. С открытием в сентябре 1963 года при Московской духовной академии аспирантуры заведовал ею. 24 октября 1965 года хиротонисан во епископа Тихвинского, вик. Ленинградской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архп.Пермский и Соликамский Леонид, архп.Херсонский и Одесский Сергий, архп.Минский и Белорусский Антоний, епископ Дмитровский Филарет – ректор Московской духовной академии, епископ Кировский и Слободский Иоанн и епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек. В период с 1961 года о.Филарет участвовал в работе I-ro и II-ro Всехристианских Мирных Конгрессов и III-ro Всеправославного Совещания на о.Родос (Греция). Является представителем Московского Патриархата в Межправославной богословской комиссии по Диалогу со Старокатолической Церковью и состоит секретарем Комиссии по христианскому единству. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.2. “Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам”. ”ЖМП” 1963, II. «Окончание учебного года в духовных школах”. (Московск.дух.академия и семинар.). «ЖМП” 1965, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святейший Патриарх Алексий I и богослужебно-певческие традиции Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Пусть регент настраивает хор, а епископ распространяет дух гармонии в церкви, да будет вся она единым духовным хором и органом Божиим. Святитель Филарет Московский 1 Когда речь заходит о Святейшем Патриархе Алексии I и в памяти многих воскресает его светлый облик, то прежде всего является перед глазами образ Первосвятителя в храме, во время богослужения. О благолепии церковных служб, с благоговейной и возвышенной простотой совершавшихся Святейшим Патриархом и сразу позволявших всем присутствующим убедиться, что перед ними Святитель, которому ниспослан дар совершения православного богослужения с исключительным благолепием, сказано довольно много. В многочисленных отзывах упоминается о “пастырской молитвенности, неподдельном благоговении и смирении” (проф. МДА К. Е. Скурат) 2 , “простоте и величии, собранности и духовном просторе, высочайшем благоговении и непосредственности общения с благодатным миром” и, наконец: “особой бережности к святыне, строгости соблюдения духа церковных традиций” (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим) 3 . Последнее из упомянутых качеств, пожалуй, нигде не проявило себя с такой силой, как в вопросах, связанных с сохранением и приумножением традиций богослужебного пения нашей Церкви. Оберегая чистоту церковного богослужения от всяких чуждых православному духу веяний и влияний, Святейший Патриарх Алексий свято хранил церковные традиции, обычаи и заветы своих великих предшественников. Одним из них был святитель Филарет, митрополит Московский. Вдохновляясь духовным наследием знаменитого иерарха и следуя его жизненному примеру, Патриарх Алексий, по выражению одного из биографов, “шел в глубь русской традиции” 4 . Как известно, “возлюбленный учитель” 5 , по творениям которого учился будущий Патриарх, “будучи еще на школьной скамье, и не духовного, а светского училища, и не по учебной программе, а по влечению сердца” 6 , святитель Филарет много внимания уделял вопросам церковного пения.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

Линия Филарета. Сможет ли «почетный патриарх» подсидеть главу ПЦУ А Вселенский Патриархат – добиться хотя бы частичного признания новой «церкви» 12 февраля, 2019 А Вселенский Патриархат – добиться хотя бы частичного признания новой «церкви» Проект «Православная церковь Украины» (ПЦУ), возникший по воле Администрации украинского президента (АПУ) и Константинопольского Патриарха, с трудом становится на ноги. При том что его оформление продолжается, в том числе в законодательном поле, занять место, которое ему готовили нынешние власти Украины, пока не получается. По задумке АПУ, эта церковная организация, образованная на базе «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», с первых дней своего существования должна была стать реципиентом парафий и целых епархий канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с митрополитом Киевским Блаженнейшим Онуфрием. Но даже под давлением властей переходы не стали массовыми. Нет и массового признания в православном мире, на которое очевидно рассчитывали лоббисты ПЦУ. Вселенский Патриархат посылает двусмысленные сигналы, которые игнорирует «почетный патриарх», бывший митрополит Киевский Филарет. Что такое положение вещей сулит ПЦУ – в нашем анализе. Игры в болезнь Если у Вселенского Патриархата и были планы через проект ПЦУ зайти в чужую для греков Украину и по-хозяйски развернуться здесь, этого не выйдет, пока бывший митрополит Киевский Филарет в силе. Не потому, что он принимает позицию канонической Украинской Православной Церкви насчет грубого попрания Фанаром (район Стамбула, где находится резиденция Константинопольского Патриарха Варфоломея) церковных границ и наконец раскаялся в расколе. 90-летний Филарет не возглавляет ПЦУ, но хочет ею руководить из-за спины формального главы новой церковной организации «митрополита» Епифания. «Почетный патриарх ПЦУ» так долго мечтал об автокефальной церкви (пусть даже это псевдо-независимость) и теперь не намерен делиться властью ни с греками, ни с президентской администрацией.

http://pravmir.ru/liniya-filareta-smozhe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010