Скачать epub pdf Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву Память 10 июля Во дни благоверного царя и великого князя, самодержца всей России, Михаила Феодоровича 4595 , в патриаршествование же святейшего Филарета 4596 , отца царева по плоти и духу, – в Персии царствовал шах Аббас 4597 . Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами 4598 ; подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В 7133 году от сотворения мира (от Рождества же Христова в 1625 году), в марте месяце прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от шаха некий славный посол, по имени Урусамбек; посол этот был отправлен вышеупомянутым шахом Аббасом. Урусамбек привез с собою послание и много ценных подарков благоверному царю Михаилу. Кроме того он принес с собою послание и драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, – именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена, во время завоевания Иверской страны 4599 , в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов; взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху московскому. В том же послании персидский шах прославлял великое имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в таких словах: – Кто не будет чтить Его (Господа Иисуса Христа), как Бога, тот пусть будет сожжен на огне без всякого милосердия; и да будет достоин всякой чести и прославлен тот, кто разожжет огонь для такого богохульника. Святейший патриарх Филарет с радостью принял сей великий дар, более драгоценный, чем все земные, самые дорогие, подарки; потом патриарх Филарет призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев; одни из сих старцев прибыли в Москву из Иерусалима, другие из стран греческих; среди них был, между прочим, Нектарий, впоследствии архиепископ вологодский и великопермский, а также и Иоанникий, незадолго перед тем прибывший в Москву со святейшим Феофаном, патриархом иерусалимским. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков, – знают ли они что-нибудь о ризе Господней и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то. что ему было известно о ризе Господней. Между прочим архиепископ Нектарий сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Богданов А.П. Патриарх Иоасаф I Приводится по изданию : Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700) : В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 362-370   Могущественный «великий государь» Филарет Никитич, отец царский не только духовно, но и во плоти, поднял Русскую православную церковь из руин Великого разорения и Смуты. Храмы и монастыри были отстроены, церковные владения не только восстановлены, но и расширены. Филарет решил, что исключительное положение архипастыря в государстве Российском не потребуется его преемнику. Умирая, отец завещал сыну-царю поставить в патриархи архиепископа Пскова и Великих Лук Иоасафа. «Понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновен», — объясняет этот выбор остроязычный архиепископ Астраханский Пахомий в своем Филарет, надо полагать, будущего своего преемника знал давно. Недаром источник упоминает, что сын боярский был «дворовой» — служил при дворе. Было сие, надо полагать, еще в Смуту. Неизвестен год, когда Иоасаф принял монашеское «обещание» в Соловецком монастыре, к которому всю жизнь относился трепетно и, возвысившись, регулярно посылал пожертвования. Известно лишь, что соловецкий игумен Исидор, сделавшись митрополитом Новгородским, взял Иоасафа с собой. После смерти покровителя (1619 г.) тот остался в Новгородской епархии и уже в патриаршество Филарета получил высокое место архимандрита Псково-Печерского монастыря (в 1621 г.), а 1 января 1627 г. стал архиепископом Пскова и Великих Лук. Лучший путь к сердцу гневливого, но отходчивого и гордящегося своей справедливостью Филарета лежал через опалу. Не думаю, чтобы Иоасаф специально последовал этой дорожкой. Скорее, он осознавал правоту своей паствы, когда в 1632 г. осмелился подписать челобитную псковичей против высочайше разрешенного засилья «немецких» (то есть западноевропейских) купцов в пограничном граде. Летопись Псковская так рассказывает об этой истории. Привезли-де немцы из Москвы грамоту, разрешающую им ставить свой торговый двор чуть не посередь Пскова и торговать в городе. Архиепископ Иоасаф и псковичи били челом государю, чтобы немцам во Пскове не быть. В столице же челобитья не приняли, да еще у Иоасафа благословение и службу Легко представить себе возмущение горожан — Псков и в Смуту, один из немногих, иноземцев в свои стены не пускал! А правительство должно было знать (и, судя по посольским делам, ведало), что разница в цене драгоценных металлов у нас и на Западе, сдерживаемая лишь таможенным барьером, без государственных ограничений позволяла «немцам» перебить русскую торговлю своими дешевыми деньгами.

http://sedmitza.ru/lib/text/443622/

Предстоятель Церкви: Ми хочемо чути, що Константинопольського об " Православ " я, а не його 5 2019 р. 15:30 В ответном послании Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва изложил позицию Польской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине. Подчеркнув, что сложившаяся в этой стране ситуация в церковной сфере «более двадцати лет требовала и требует сегодня серьезного отношения, чтобы она служила к примирению, а не к разделению», Его Блаженство с сожалением констатировал, что в настоящее время общество Украины разделено. Блаженнейший Митрополит Савва, в частности, упомянул о разрушительной работе, которую более двух десятилетий ведет в стране бывший митрополит Филарет (Денисенко). Как известно, в 1992 году решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Архиерейский Собор Русской Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил это решение и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства. Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году он был предан анафеме. Блаженнейший Владыка напомнил, что решения относительно этого раскольнического лидера были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской. «Его деятельность в вышеуказанное время способствовала не единству, а разделению людей веры, — отметил Предстоятель Польской Православной Церкви в послании Патриарху Варфоломею. — Она перешла также и в соседние страны, в том числе, в Польшу». Излагая позицию Польской Православной Церкви по ситуации на Украине, Блаженнейший Митрополит Савва привел решения Архиерейского Собора этой Церкви от 9 мая 2018 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 1 …и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя… за еже быти тебе оставлену и возненавидену, и не бе помогаяй тебе. И положу тя в радость вечную, веселие родом родов. Исаия 60:14–15 За всенощным бдением некоторых великих и двунадесятых праздников при пении стихир слуха верующих достигают истины, изложенные языком возвышенным и одновременно ясным, печатлеющие священное событие, таинство празднуемого дня. В их словах всегда звучит непререкаемая радость исповедания Бога, премудрых путей Его Промысла, основ спасительной веры Христовой. Эти стихиры — творение святителя Германа, патриарха Константинопольского (2-я пол. VII–1-я пол. VIII в.). Не все жизнеописатели Святителя обращают внимание на его песнотворческие труды: в Четиях-Минеях святителя Димитрия Ростовского мы не находим упоминания об этом роде его творчества. Это может быть объяснено тем, что святитель Герман испытал за свою долгую жизнь, как указывает преосвященный Филарет Черниговский, не только “волнения монофизитства, но и начало новых бурь иконоборства” 2 . Борьба с разного рода ересями и исповедничество, страдание за правую веру проходят красной нитью через все земное бытие святого патриарха. Вместе с тем составитель канона святителю Герману, преподобный Феофан, уделяет много внимания песнотворческим трудам святого исповедника Христова. Подробно же со всех сторон рассматривает труды святителя Германа Филарет, архиепископ Черниговский 3 . Восстанавливая образ Святителя как писателя и церковного деятеля, архиепископ Филарет особенно подробно останавливается на его догматических произведениях, посланиях, словах и беседах на великие праздники. Послания святителя Германа о почитании святых икон читались на VII Вселенском соборе много лет спустя после блаженной кончины патриарха-исповедника. Правильно будет сказать, что святитель Герман отзывался на все насущные нужды Церкви прежде всего исповеданием ее основных догматов, страданием за них, затем письменными трудами по изложению и защите этих догматов и вероучения святой Церкви и только в отдельных случаях он являл себя как песнотворец, гимнограф церковный.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Скачать epub pdf ГЛАВА X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образовал комиссию по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви Патриархом могли быть выбраны 75: устав не допускал избрания епископа в возрасте моложе 40 лет. а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в первом туре были избраны митрополит Ленинградский Алексий (37 голосов) и митрополит Ростовский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет. 7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия открылся Поместный Собор. Заседания Собора проходили в Трапезном храме преподобного Сергия, и в них участвовало 317 делегатов: 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян. в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета Московского после Литургии в Храме Христа Спасителя 2 декабря 2019 г. 15:41 2 декабря 2019 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, честные мощи которого почивают в Храме Христа Спасителя, в кафедральном храме града Москвы. Святитель Филарет был действительно совершенно особой, уникальной личностью, обладавшей выдающимися умственными и духовными силами. Господь призвал его к высокому служению архипастыря града Москвы в то самое время, когда под натиском западного рационализма от всякой церковной жизни, тем более от богословия отрывалась мысль рациональная, когда пролагались границы между наукой и верой, когда значительная часть нашей интеллигенции, именуя себя православной, практически отреклась от Бога и от Церкви. И святитель бросил вызов наметившейся тенденции отделить знания от веры, жизнь образованного общества от Церкви, ибо никто, даже самый критически настроенный в отношении Православия человек в тогдашней России не мог не отдавать должное его глубочайшим энциклопедическим знаниям, его высочайшей образованности и культуре. Святитель Филарет был первым, кто в нашей Церкви и в нашей стране удостоился ученой степени доктора богословия. Но на этом не остановилось его восхождение от силы к силе. Научное сообщество России осознало, что присутствие в Академии наук столь выдающейся личности просто необходимо для самой Академии, и святитель Филарет становится академиком — вначале почетным, а потом и действительным членом. Все это свидетельствует о том, как сила разума, сила образования, сила веры, сила благочестия могут объединяться в одной личности.

http://patriarchia.ru/db/text/5540646.ht...

Филарет, митрополит (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) Дата рождения: 21 марта 1935 г. Дата смерти: 12 января 2021 г. Дата хиротонии: 24 октября 1965 г. День ангела: 14 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы  Святейшим Патриархом Московским Алексием I  рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

14 апреля 1992 года, митрополит Филарет на пресс-конференции в Укринформагенстве заявил, что Архиерейский Собор в Москве прошел с нарушением Устава об управлении Русской Православной Церкви и с нарушением регламента. Митрополит заявил, что «удар в борьбе против дарования Украинской Православной Церкви независимости был направлен на него», ибо он «главная пружина, которая толкает Церковь к полной канонической независимости». Филарет сказал, что его присяга была вынужденной, а потому неискренной. Сам он, по его словам, был оклеветан и посему отказывается уйти в отставку, намереваясь оставаться на посту предстоятеля УПЦ до конца жизни. Лицедейством выглядели слова Киевского митрополита о том, что он «уйти со своего поста не может, ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом» Митрополит Киевский изображал себя жертвой «имперских притязаний» Московского Патриархата, страдальцем за национальную идею, которая отныне стала мерилом всякого украинского политика. Заявление Блаженнейшего широко освещалось в прессе, на радио и по телевидению, что свидетельствовало о заинтересованности государственной власти в лице президента Кравчука в том новом витке автокефалистской кампании, который раскручивался Филаретом. По сути он шел на полный разрыв с Московским Патриархатом. «Мосты были сожжены», отступление невозможно. Однако, пути назад не было уже не только у Денисенко. Украинские иерархи также благодаря московскому Архиерейскому Собору полностью определились с выбором позиции. Поэтому, когда Филарет призвал их собраться в его печально знаменитой резиденции на улице Пушкина, 36 в Киеве, откликнулся и поддержал митрополита лишь единственный архиерей викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук), наместник Почаевской Лавры c.28]. За этот демарш Иакова, давно уже замеченного в симпатиях националистической идее и пытавшегося украинизировать Лавру, братия изгнала из обители. Даже те архиереи, которые на Соборе выступили активными поборниками независимости УПЦ, отказались поддержать Филарета (лишь спустя несколько месяцев к нему примкнул епископ Львовский Андрей).

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

  разделы   рассылка  распечатать Татьяна Кириллина В Феодоровском соборе Петербурга прошла встреча памяти митрополита Сурожского Антония (Блума) Источник:  Вода живая – Официальное издание Санкт-Петербургской епархии РПЦ 4 августа исполнилось четыре года со дня смерти митрополита Сурожского Антония (Блума, (1914-2003)). 5 августа в храме Феодоровской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, состоялась встреча с режиссером Валентиной Матвеевой, создателем серии фильмов " Апостол любви " о владыке Антонии (интервью с Валентиной Ивановной см. в восьмом номере журнала " Вода живая " ). Открывая встречу, Валентина Матвеева сказала, что и богослужение, и отношения между собой прихожан Феодоровского собора напоминают ей о храме Успения Божией Матери в Лондоне, настоятелем которого был владыка Антоний. Далее был показан фильм из серии " Апостол любви " под названием " Выбор пути " . После просмотра Валентина Ивановна ответила на вопросы присутствующих. – Валентина Ивановна, почему владыку Антония отпевал именно митрополит Минский и Слуцкий Филарет? – У владыки Антония в России среди митрополитов были два больших и верных друга – это владыка Филарет (Вахромеев) и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Когда владыка Антоний ушел от нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Филарета отпевать владыку Антония, а митрополита Владимира в Англию не послали, потому что незадолго до этого он перенес инсульт и говорил с трудом. Митрополит Филарет в 1960-е годы, в бытность ректором Московской духовной академии, взял на себя смелость пригласить владыку Антония читать лекции. Мое-то поколение помнит, а молодые вряд ли, что такое были 1960-е годы, время хрущевских гонений на Церковь. Хрущев почему-то ненавидел Церковь и все обещал " показать последнего попа по телевизору " . Мы знаем о сталинских репрессиях, а об этом времени – почти ничего, потому что все документы закрыты, их откроют только через 70 лет. В те времена прихожане могли вечером уйти из храма, а утром прийти – храма нет, разобрали. Устраивались провокации – во время крестного хода на Пасху в Александро-Невской лавре на деревьях вокруг Свято-Троицкого собора сидели голые девицы, а в Киеве безбожники пытались внести голую женщину в храм. В такие времена приглашать церковного деятеля из-за рубежа было просто опасно. Владыке Антонию запрещено было проповедовать в храме, поэтому желающие послушать его собирались на квартирах, ночью. В обыкновенные малогабаритные квартирки набивались по пятьдесят-сто человек. Рассказывают, что когда владыке Антонию из-за болей в спине – он всю жизнь от этого страдал – было невмоготу ни стоять, ни сидеть, он ложился на пол, и все из уважения к нему тоже ложились...

http://religare.ru/2_44324.html

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010