Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:46 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 11 июня 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://patriarchia.ru/db/text/417599.htm...

Благотворительную организацию «Сума самарянина» представляли специалист по мониторингу гуманитарных проектов Дэвид Хольцхауэр и представитель Samaritan’sPurse по программе «Рождественское дитя» Ренди Кокс. «Никто из нас сейчас, наверное, не может сказать, что он не сопереживает тому, что происходит в братской и дорогой нашему сердцу Украине, — сказал архимандрит Филарет (Булеков), открывая пресс-конференцию. — Уже больше года там происходят события, которые связаны с гражданским противостоянием, гибелью людей, страданием семей, женщин и детей. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания. Многие из них нашли временное пристанище на приграничных российских территориях». По свидетельству заместителя председателя ОВЦС, в такой тяжелой ситуации Церковь не могла остаться в стороне от человеческого горя, потому что по обе стороны конфликта — чада Украинской Православной Церкви , которая является неотъемлемой частью Московского Патриархата. «Первый и самый главный ответ Церкви — это молитва, которая совершается ежедневно всем духовенством, начиная от Патриарха до рядового клирика вместе со всем верующим народом. Мы молимся о том, чтобы Господь Своей благодатью помог враждующим сторонам найти примирение, вернуться к миру, к заповеданной нам жизни в любви по Господу, которая необходима для нашего спасения, — продолжил отец Филарет. — Мы благодарны всем, кто присоединяется в этой молитве к нашей Церкви, к страждущей в настоящее время Украине и сострадающей ей России, переживая за людей, которые там находятся». Говоря о том, что гуманитарная ситуация в связи с конфликтом на Украине находит отклик также среди инославных христиан, представителей международных и межхристианских организаций, заместитель председателя ОВЦС напомнил, в частности, о недавнем визите в Москву генерального секретаря Всемирного совета церквей Олафа Фюксе Твейта, который на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом выразил глубокое сочувствие в связи с происходящими событиями. Делегация Всемирного совета церквей посещала Украину, встречалась, в том числе, с теми людьми, которых затронула эта кровопролитная трагедия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4213014...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на  Б. Ордынке;  митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Тамассосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь );  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ;  архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн ; епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Львовский и Галицкий Филарет ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; заместители председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов  и  архимандрит Филарет (Булеков) ;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Московского Патриархата в Софии;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси;  архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям; духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Завершилась первая конференция, посвященная осмыслению трудов митрополита Антония Сурожского Москва, 1 октября 2007 г. Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (1914-2003), завершила свою работу 30 сентября в Москве, в библиотеке-центре «Русское Зарубежье». Проходивонференцию,  организовали фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и БФРЗ. В форуме приняли участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ, сообщает Благовест-инфо. Открывший конференцию директор БФРЗ Виктор Москвин обозначил ее задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, «что нам делать без него и что он ждет от нас». Докладчики затронули самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в  христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры. Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был «одним из столпов Русского церковного зарубежья». Однако он «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях». Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и «его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими». Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он «долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия». Говоря о значении богословского наследия митрополита Антония, митрополит Филарет отмечает следующие особенности: редкий дар «исполненного духовной силы проникновенного слова»; верность «духу древнего церковного предания» в сочетании с поисками путей «свидетельства человеку нашего времени», не только верующему, но и находящемуся на пути к вере и Церкви. По словам автора послания, богословские размышления Сурожского архиерея – «весьма ценный источник богословских прозрений и духовных замечаний». Еще одна важная его черта, которая «может служить примером», -- это «подлинная церковная культура»: «Он жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви… Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом». Митрополит Антоний являет образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими – ближними и дальними», заключил Патриарший экзарх.

http://pravoslavie.ru/24161.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Исповедник Православной веры Выступление на вечере памяти схиархимандрита Зосимы (Сокура) 25.08.2022 702 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором Не знаю, какими критериями руководствовались организаторы вечера, предложив мне возжечь свечу в память об этом подвижника благочестия и открыть настоящий вечер - наверное, тем, что мы земляки – я уроженец Луганской области, а он прожил всю жизнь в Донецкой. В начале 90-х годов ко мне, тогда председателю Союза Православных братств, настойчиво рвались болезненного вида священник с сопровождающими. Выяснилось, что они прибыли с Донбасса. А священник, игумен Савватий (впоследствии в схиме Зосима), который был уже довольно известен. Взволнованные ходоки рассказали о последних тревожных событиях на Украине, в частности, о собрании благочинных, которое провел Киевский митрополит Филарет (Денисенко) с той целью, чтобы склонить их к автокефалии. Восемь из двенадцати донецких благочинных выразили согласие с автокефалией. Батюшка занял твёрдую отрицательную позицию. Именно тогда он спросил митрополита: а народ спросили – хочет ли он автокефалии? – А что народ – народ – цэ быдло! – отреагировал Филарет. Батюшка в ответ: если для Вас народ «цэ быдло», тогда для меня Вы не владыка! Батюшка со своими духовными чадами стал эпицентром противодействия автокефалии. Через несколько лет я посетил его обитель, где имел с ним тёплое продолжительное общение. Запомнилась благодатная атмосфера его кельи, множество мерцающих лампад, обилие частиц мощей угодников Божиих. Сразу скажу, что у меня, настоятеля старообрядного прихода Московского Патриархата, позиция по некоторым вопросам церковной жизни не во всем совпадала с позицией о. Зосимы, но в вопросе пагубности автокефалии, против которой Союз Братств вёл активную борьбу, мы были едины. О. Зосима был потрясающим примером торжества духа над немощной плотью. Врачи говорили, что в его организме нет ни одной здоровой клетки. После клинической смерти он совершил паломничество на Святую Землю и начал большие строительные работы в монастыре. «Я живу от причастия до причастия» - говорил он. Ему были свойственны глубокая молитвенность, любовь к церковному благолепию, живая вера. После многочасовых монастырских служб у молящихся усталость улетучивалась и они чувствовали себя окрыленными. Рядом с ним ощущалась близость Бога и горнего мipa – Бог был его опорой и твердыней, по слову пророка Исаии: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/25/is...

Закрыть itemscope itemtype="" > Киево-Печерская Лавра под прицелом раскольников из «самообороны майдана» Союз православных граждан призывает Президента России не допустить захвата раскольниками киевских Святынь Православия 23.02.2014 3971 Время на чтение 3 минуты В субботу вечером поступили тревожные сообщения из Киева о том, что боевики из «сил самообороны майдана» перекрыли вход в Киево-Печерскую Лавру. Свои действия боевики объяснили слухами о том, что из Лавры вывозятся святыни. «Колокол на дальних пещерах бьет в набат. Братия монастыря вышла в полном составе к боевикам и читает акафисты. Некоторые из монахов пытаются растолковывать молодым активистам, что такое каноничность Церкви, и почему она не может объединиться с " Киевским патриархатом " », - сообщает очевидец события. В результате монахи вынуждены были провести внутрь представителей самообороны, чтобы они убедились во вздорности слухов о вывозе святынь и ценностей. Однако осада Лавры не была снята. Появились сообщения, что целью боевиков является «освобождение украинс кой святыни» от «москалей», т.е. захват православной святыни для раскольников-филатеровцев. Якобы боевики ждали команды на захват от т.н. «патриарха Украины-Руси Филарета». Тем временем, глава раскольничьего «Киевского патриархата» Филарет Денисенко обратился с призывом к каноничной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и раскольничьей Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) воспользоваться моментом и создать «украинскую поместную церковь». Филарет без всяких на то оснований обещает поддержку этой затеи Вселенского Патриархата и других Поместных Церквей. Поздно ночью в рассылке появилось сообщение ко всем верующим: «По благословению священников Лавры надо 23 февраля прибыть на утреннюю службу и оставаться до разрешения конфликта». У условиях безвластия в Киеве в сети появляются обращения православных верующих из Малороссии к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину с призывом защитить Святыни Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/22/ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинопольский гамбит: Украина готовится встретить Патриарха Варфоломея 25.07.2008 305 Время на чтение 4 минуты Завтра в Киев должен прилететь Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I. Украинские, российские и греческие средства массовой информации активно обсуждают перспективы этого визита. Что же межет ждать Украинское Православие уже в самое ближайшее время? По мере приближения Киевских юбилейных торжеств все более стремительно изменяется ситуация в Украине. Новости устаревают, не успев попасть на страницы газет. Статья, написанная неделю назад, сегодня просто теряет смысл. И все же мы рискнем подытожить события последних дней и сделать некоторые прогнозы. Вполне очевидно, что между Патриархом Варфоломеем I, с одной стороны, и Украинским государством и двумя раскольническими группировками (УПЦ-КП и УАПЦ), с другой стороны, достигнуты вполне определенные договоренности. 14 июля глава УПЦ-КП Филарет (Денисенко) и глава УАПЦ Мефодий (Кудряков) посетили Стамбул, где провели консультации с Патриархом Варфоломеем. 18 июля в Киеве состоялся архиерейский собор УПЦ-КП, который признал Константинопольский Патриархат своей Матерью-Церковью и заявил, что Вселенский Патриархат " способен помочь Украинской Церкви решить ее болезненные проблемы " . Таким образом, " епископат " УПЦ-КП во главе с Филаретом (Денисенко) фактически согласился войти в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. УАПЦ пока не сделала никаких официальных заявлений по этому поводу, однако, как сообщают источники в руководстве этой конфессии, УАПЦ практически в полном составе также готова примкнуть к структуре, которую планирует создать в Украине Константинопольский Патриархат. Весьма вероятно, что главой этой структуры станет Филарет (Денисенко). Статус этой структуры и объем прав, которые будут предоставлены ей Константинопольским Патриархом, остаются предметом дискуссий. Украинское государство продолжает активно поддерживать указанный план.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто не даёт Денисенко покаяться? Руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов делится своими впечатлениями от нашумевшей пресс-конференции расколоучителя 01.12.2017 2029 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , вчера Архиерейский Собор заслушал письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви от 16 ноября 2017 года. В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях... ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем». Для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения Собор учредил специальную комиссию. Сегодня в 15-00 по московскому времени состоялась ранее анонсированная пресс-конференция Денисенко. Главарь раскольников заявил, что не согласовывал с украинскими властями обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, сообщает РИА Новости. «Я с государственной властью не обсуждаю никаких вопросов», - заверил Филарет. «Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение», - объяснил он свое решение отправить письмо Архиерейскому Собору. «Аксиома для Украины - независимая церковь, - сказал он. - Раз Бог дал нам государство, поэтому в этом государстве должна быть и независимая государственная церковь». «Нам нужна полная независимость, то есть автокефалия, - продолжил Филарет. - Эта борьба шла в течение 25 лет. Когда обратились ко мне о примирении, то я пошел на то, чтобы мы примирились, но обсудили вопросы про автокефалию. А вышло по-другому, вышло, что нас теперь опять хотят призвать на переговоры о возврате в Московский Патриархат».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/01/kt...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чем хуже для России и русских, тем лучше для Порошенко» Протоиерей Андрей Новиков о встрече главаря киевской хунты с главой «Киевского патриархата» в связи с 20-летием «интронизации» последнего 27.10.2015 1235 В четверг, 22 октября, президент Украины Петр Порошенко встретился с главой раскольничьего «Киевского патриархата» Филаретом и поздравил его с 20-летием «патриаршей интронизации», сообщает сайт главы украинского государства. «Благодарю Бога, что Украине повезло с таким патриархом, - пафосно восторгается П.Порошенко. - 20 лет - это почти столько, сколько независимости Украинского государства. Ваша молитва все время была рядом с украинцами для того, чтобы Господь защищал нас, а в трудностях помогал консолидироваться, объединяться и вместе противостоять вызовам». Порошенко пожелал «его святости» долголетия, а Украине - чтобы у нее еще долго был такой «патриарх». «Благодарен, что у нас есть такой президент во времена испытания Украины. Господь испытывает Украину - достойна она иметь свое государство или нет. Государство мы получили, как манну с неба, а теперь на нашу долю выпало пережить испытания», - отметил главарь «Киевского патриархата». «Церковь не может не быть со своим народом, - отметил Филарет, поблагодарив Порошенко за поддержку создания единой поместной православной церкви. - Спасибо, что президент понимает, что церковь должна быть одна, тогда она будет защищать». Филарет вручил П.Порошенко орден Святого Князя Владимира I степени. Порошенко одновременно проявляет себя членом униатской церкви и «Киевского патриархата». Его странная конфессиональная принадлежность заключается лишь в том, что, чем хуже для России и русских, тем лучше для Порошенко. Какова история украинской государственности, такова и роль Филарета. Изначально это был антигосударственный, антинародный русофобский раскол в России, являющийся продолжением церковного раскола. Этот общий раскол был направлен на разрушение православного мира, ослабление православной цивилизации. Поэтому, всё, что ныне происходит на Украине, вполне логично.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/27/ch...

игумен Филарет (Захарович) По изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных служебников (Опыт сличения старопечатных и исправленных церковно-богослужебных книг с древлеписьменными) Труд иеромонаха Никольского единоверческого монастыря Филарета В прошлом 1875 году Братством св. Петра митрополита издано сочинение иеромонаха Филарета: Опыт сличения церковных чинопоследований no изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами, имевшее задачею – посредством взаимного сличения так называемых старопечатных церковно-богослужебных книг показать важнейшие представляемые этими книгами различия и несогласия в изложении церковных чинопоследований; ныне Братство предлагает читателям труд того же автора, по своей задаче и содержанию представляющий близкое сходство и тесную связь с предыдущим, – служащий его продолжением и дополнением. И здесь автор занимается сличением церковно-богослужебных книг, или, точнее, одной из них, наиболее важной в церковном употреблении, именно Служебника, и даже одной его части, опять наиболее важной по своему употреблению, – чина литургии св. Иоанна Златоуста ; во сличает уже не старопечатные Служебники между собою и с новоисправленным, a и те и другой с древлеписьменными. И здесь он имеет задачею – посредством этого сличения показать издавна существовавшие различия и несогласия в изложении чина литургии; но отмечает уже не различия старопечатных Служебников между собою и с новоисправленным, но сходство и различие тех и другого с древлеписьменными Служебниками, равно как этих последних между собою. Излишне говорить, что полное рассмотрение и сличение существующих древлеписьменных Служебников – дело не по силам одного человека и даже не удобоисполнимое при настоящих обстоятельствах, когда не только не описаны, но еще далеко не приведены в известность существующие в казенных, общественных и частных библиотеках древлеславянские рукописи: предлагаемый труд есть не более как опыт, и притом первый в своем роде, a потому заслуживает сколько внимания, столько же и снисхождения. Впрочем, автор сделал все возможное и все доступное для него, – он просмотрел внимательно все списки Служебника в нескольких наиболее замечательных и богатых рукописями московских и частию петербургских библиотеках, так что в своем общем количестве эти списки дали материал, достаточный для положительных выводов и заключений по тем или другим вопросам относительно излагаемых в Служебнике чинопоследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010