Михаил Феодорович. Венчание на царство И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 21 июля, 2013 И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов. Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия — таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека. Венчание на царство — византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства — православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал. Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного — но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 — 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя — но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан! Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего — по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

http://pravmir.ru/mixail-feodorovich-ven...

«Нареченный» патриарх Служение Филарета Никитича при Лжедмитрии II представлялось многим столь морально сомнительным (если не преступным), что русские современники предпочитали вообще опустить этот эпизод при описании событий Смуты. Только благодарный Филарету Авраамий Палицын в своем «Сказании» отважился рассказать о жизни Никитича в Тушино с целью представить его плененным мучеником. «Ростовский митрополит Филарет, — по словам Палицына, — был разумен в делах и словах, и тверд в вере христианской, и знаменит во всяком добросмысльстве. Сего митрополита Филарета отняв силой, как от материнской груди, от Божией церкви, вели дорогой босого, только в одной свитке, и ругаясь облекли в одежды языческие, и покрыли голову татарской шапкою...» В лагере самозванца враги задумали для привлечения народа на свою сторону «притягнуть» к себе Филарета: для этого «называют его патриархом, и облачают его в священные ризы, и златым посохом чествуют, и на службу ему рабов, как и прочим святителям, даруют. Но Филарет, — уверяет Палицын, — будучи разумен, не преклонился ни направо, ни налево, пребывая твердо в правой вере. Они же стерегли его крепкими стражами, не позволяя дерзнуть ни словом, ни жестом. Так же, — продолжает Авраамий, — и Тверского архиепископа Феоктиста обесчестили и после многих мук во время побега к царствующему граду на дороге смерти предали... Так же и Суздальский архиепископ (Галактион. — А. Б.) во изгнании скончался. Епископа же Коломенского Иосифа к пушке привязав неоднократно под стены городов водили и этим устрашали многих. И мало кто от священного чина тех бедствий избежал, память же от тех ран многим и до смерти осталась . Причтя Филарета к мученикам, изобразив его первым из страдальцев, Палицын противопоставляет этих правых виноватым: «Многие тогда из священного чина, мня вечным творимое зло, на места изгнанных взятками и клеветой восходили. Некоторые же, не стерпев бедствий, и к врагам причастны были» . Обеление Филарета построено ловко, - тут Авраамий не уступает современнейшим историкам, — но мы должны констатировать, что Ростовский митрополит стал в Тушине наиглавнейшим среди «к врагам причастных» священнослужителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439763/

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий ФиларетПатриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 111-155 заседания Священного Синода от 27 декабря 2007 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 12 октября 2007 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир митрополит Рижский и всея Латвии Александр епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан епископ Саратовский и Вольский Лонгин епископ Якутский и Ленский Зосима управляющий делами Московский Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент Журнал 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся Первосвятительском визите во Францию. Справка: С 1 по 4 октября 2007 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во Францию. 1 октября Его Святейшество прибыл в Страсбург в сопровождении Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, а также других лиц. В аэропорту Патриарха встречали Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий, Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю.Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В.Климовский, представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). В тот же день Святейший Патриарх встретился с католическим архиепископом Страсбургским Жан-Пьером Гралле и посетил в Страсбургском соборе концерт, которым открывалась Патриаршая программа Международного фонда единства православных народов «Голоса православной России во Франции».

http://mospat.ru/archive/86320-zhurnaly-...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Сотрудники Отдела внешних церковных связей вместе молились за богослужением в праздник Обрезания Господня 14 января 2018 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. В этот день исполнилось шестнадцать лет архипастырского служения владыки Илариона. Иерарху сослужили заместители председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков), сотрудник ОВЦС протоиерей Александр Макаров, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Службой переводов ОВЦС священник Арсений Черникин, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, сотрудники Отдела в священном сане, клирики храма. За богослужением пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова. В храме молились сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, многочисленные прихожане. После сугубой ектении митрополит Волоколамский Иларион вознес молитву о мире на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Игорь Якимчук. По завершении Литургии от лица сослужившего духовенства и сотрудников Отдела внешних церковных связей к митрополиту Илариону обратился архимандрит Филарет (Булеков). «Следуя традиции, заведенной Вашими благочестивыми предшественниками на посту председателя Отдела, Вы собираете в рождественские дни сотрудников для молитвы в храме, чтобы мы вновь могли почувствовать, что наши труды в Отделе – это, прежде всего, служение Христу и Святой Его Церкви, – отметил заместитель председателя ОВЦС. – В эти дни мы благодарим Бога за милости Его в предыдущем году, когда на нашу долю выпало много трудов, с которыми мы, безусловно, не могли бы справиться без помощи Божией, и просим укрепить нас в предстоящих трудах в наступившем году».

http://mospat.ru/ru/news/47792/

У день свята Христового митрополит звершив в св. Магдалини 14 2013 р. 15:35 13 января 2013 года, в неделю по Рождестве Христовом, в день отдания праздника Рождества Христова, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную литургию в минском храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Хорошевич, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич и духовенство прихода. За богослужением митрополит Филарет совершил иерейскую хиротонию диакона Иоанна Ковалева. По окончании Литургии Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогой отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас в эти святые дни, наполненные торжеством Рождения в мир Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Отчего же событие Рождества Христова является столь великой, воистину несравненной радостью для всех нас? " Потому, — наставляет нас мудрый учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, — что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту " природы человеческой. Эти слова становятся понятными лишь для тех, кто не только верит, но и по-настоящему переживает чудесное событие Боговоплощения, размышляя о нем и стараясь воплотить его благодатные плоды в своей жизни. Чудесная Вифлеемская звезда, показывая восточным мудрецам путь ко Христу, рассеивает мрак " тьмы и сени смертной " , в который погрузилось все человечество после грехопадения. Но это звезда горела не только для волхвов. У каждого из нас свой путь ко Христу, а это значит, что у каждого из нас есть какие-то свои ориентиры, своя " личная звезда " , которая сияет во тьме лежащего во зле мира и зовет нас к Богу в обстоятельствах нашей жизни. И при свете этой звезды все прелести мира сего тускнеют, теряют свою значимость. Когда человек решает следовать за ее светом и очищает свою душу покаянием, происходит чудо: его душа перестает быть " вертепом разбойников " , где гнездятся многочисленные страсти, и становится вместилищем невместимого Бога и Его благодати.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2725210...

17/07/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ФИЛАРЕТ ДЕНИСЕНКО НЕ ТОЛЬКО РАСКОЛЬНИК, НО И ПРЕДАТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ О приостановлении своего членства в крымском межконфессиональном совете " Мир - дар Божий " в знак протеста против " незаконных " действий Русской Православной Церкви объявило духовное управление мусульман - муфтият Крыма. Возмущение у духовных наставников мусульман вызвало воздвижение Симферопольской и Крымской епархией Украинской Православной Церкви Московского Патриархата крестов в населенных пунктах полуострова. Филарет Денисенко согласился с муфтиятом, назвав действия Церкви " провокационными и неуважительными по отношению к другим религиозным общинам " . подробнее... + комментарий ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ УЧРЕЖДЕНО ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН УКРАИНЫ ПРОТИВ РАСКОЛЬНИКОВ И САМОСВЯТОВ 15 июля 2000г. состоялся учредительный съезд общественного объединения поддержки канонического православия " Путь православных " имени святого равноапостольного князя Владимира. Этот съезд проходил в Киево-Печерской Свято-Успенской Лавре по благословению блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. подробнее... ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН УКРАИНЫ ...Мы констатируем, что Православие на Украине находится действительно перед смертельной угрозой, мы обращаем внимание на тот факт, что искусственно создаваемая вопреки воле православного народа, при грубом вмешательстве государства, т. н. " Украинская Поместная Церковь " не будет иметь никакого отношения к Православию, она не будет иметь апостольского преемства, т. е. явится самочинным сборищем... подробнее... НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ УКРАИНЫ ЗА СОЮЗ С РОССИЕЙ И БЕЛОРУССИЕЙ 8 июля 2000 года состоялась научно-практическая конференция на тему " Россия, Украина и Белоруссия: возможен ли Союз? " , инициированная группой народных депутатов Украины: Е. Мазур, П. Баулиным, В. Тропиным и представителями общественных организаций, другими сторонниками создания триединого государства. подробнее... МОЩИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА ПРИБЫЛИ В МОСКВУ

http://pravoslavie.ru/news/index32.htm

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Воспитывать человека – определять судьбу нации " . Председатель общества " Наследники Александра Невского " Маслов Н.В. Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники Форума! В наши дни общество настолько переполнено неправдой, назрело столько проблем, кажется нет сил к их исправлению, и поэтому надо сначала сосредоточить усилия на решении основной задачи, а затем приниматься за другие. И эта основная проблема – человек, народ, его моральное состояние, потому что другая проблема – демографическая - будет решена, как только наше общество станет нравственным. Проблема нравственности, проблема воспитания стояла во все времена, перед всеми народами. Ведь от ее решения во многом зависит судьба нации, государства. Но есть ли единое, общее для всех правило воспитания? Да, есть, учит Святитель Филарет (Дроздов) , и дает его Библия . Главное правило воспитания было дано еще Аврааму: «Заповедай сынам твоим сохранять пути Господни, творить правду и суд», т.е. как объясняет сам св. Филарет – давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим. Библия показывает и плоды такого воспитания (Авраам будет в языке (народе) велик и мног) – потомство будет многочисленное, уважаемое и живущее в благополучии. Кто так не воспитывает, тому угрожает противное. Слова эти полностью приложимы к нашему времени и к нам лично. Сущность воспитания, его цель и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами своего времени и во все времена – св. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Климент Александрийский многие другие. Мы много говорим о воспитании. Св. Макарий Великий пишет, что тот кто ищет Бога во всяком деле смотрит прежде всего на его цель. Может ли каждый из нас четко определить цель воспитания ?

http://sedmitza.ru/lib/text/429814/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 12 октября в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою работу Священный Синод Русской Православной Церкви, который собрался на очередное заседание зимней сессии. В заседании принимают участие постоянные члены Священного Синода митрополиты Киевский всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, приглашенные на заседание архиереи — митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима. Журналы заседания Священного Синода публикуются на портале Седмица.Ru по мере их поступления в редакцию. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. Журнал 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся Первосвятительском визите во Францию. Справка: С 1 по 4 октября 2007 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во Францию. 1 октября Его Святейшество прибыл в Страсбург в сопровождении Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, а также других лиц. В аэропорту Патриарха встречали Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий, Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Ю. Алексеев, Генеральный консул России в Страсбурге К.В. Климовский, представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков). В тот же день Святейший Патриарх встретился с католическим архиепископом Страсбургским Жан-Пьером Гралле и посетил в Страсбургском соборе концерт, которым открывалась Патриаршая программа Международного фонда единства православных народов «Голоса православной России во Франции».

http://sedmitza.ru/lib/text/429922/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Труды преосвященного Филарета и деятельность православного духовенства по укреплению православия в крае Оценивая успехи православной миссии в Прибалтийском крае, можно сказать, что жатва была обильной, но жнецов на ниве православия мало: епископ Филарет и не более десяти священников, из которых местным языком владели только ряпинский и чернопосадский. Там, где желающих присоединиться было особенно много, епископ Филарет организовал передвижные походные церкви, например в Загнице (Сангасте), куда приходили также крестьяне из окрестностей. За шесть дней после указа (с 5 октября 1845 г.) в этой церкви было присоединено к православию 244 человека . Согласно докладу чиновника генерал-губернатора Валуева, в Дерпте священник Березский ежедневно присоединял людей к православию и в период между 22 и 26 октября 1845 г. им было принято в православие 787 человек . В Верроском уезде особенно успешно шло присоединение в ряпинской церкви, где священник Верхоустинский владел эстонским языком. С 23 сентября и до середины октября ежедневно присоединялось по 35–50 человек, к концу года было принято в православие 644 мужчины и 432 женщины . В православной церкви в деревне Нос на берегу Чудского озера присоединенных в первое время было немного, но храм в посаде Черный играл в движении большую роль, особенно для крестьян лютеранских приходов Торма, Бартоломей и Лайс. Пастор Яннау в своей хронике неоднократно сетовал на активную деятельность священника чернопосадской православной церкви, присоединившего более 1000 эстонских крестьян . Среди них были особенно распространены рассуждения о том, что «русская вера старше» и «сильнее» . Одна эстонская крестьянка в беседе с пастором, который пытался ее убедить не принимать православия и ругал греко-православную веру, спросила: «На каком языке был написан Новый Завет, не на греческом ли? Как же тогда может быть греческая вера неправильной — она же из нашей греческой книги... Из греческой книги и греческая вера» . Православные священники (в Дерпте, в Черных горах и др.) неизменно разъясняли присоединяющимся, чтобы они не ожидали от принятия православия никаких земных благ.

http://sedmitza.ru/lib/text/430280/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010