Закрыть itemscope itemtype="" > «Владыка прозревал гораздо глубже, чем видел внешне» Митрополиту Филарету – 85 21.03.2020 650 Время на чтение 11 минут Источник: Минск-новости Митрополит Филарет, почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси, 21 марта отмечает 85-й день рождения. О Владыке — в материале корреспондент агентства «Минск-Новости». Почетным гражданином города Минска он стал в октябре 2003 года — за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей. Спустя три года удостоился звания «Герой Беларуси». О неравнодушном служении Владыки церкви и обществу, о его характере, отношении к людям, строительстве храмов — наш разговор с протоиереем Федором Повным, настоятелем Всехсвятского прихода столицы. В свое время отец Федор служил его личным секретарем, да и по сей день остается очень близким Владыке человеком. В доверительной мудрости — Отец. Утешитель. Владыченька. Так многие верующие называют между собой Владыку Филарета. А как обращаетесь к нему вы, отец Федор? — В основном Ваше Высокопреосвященство и Владыка, при личном разговоре — Владыка, Владыченька. Прежде всего митрополит Филарет для меня духовный авторитет и человек в сане епископа, и при всей любви, которую испытываю к нему, считаю недопустимыми фамильярность или излишнюю нежность. Владыченька — нотки ласковости — только в личных разговорах. — Прошу оглянуться назад и вспомнить подробности: когда и как вы познакомились с Владыкой? Как скоро вам было доверено стать его личным секретарем? — Митрополит Филарет произвел на меня сильное впечатление как новый архипастырь Белорусской Епархии за его первым богослужением в кафедральном соборе в 1978 году. Сразу почувствовалась внутренняя сила Владыки. Помню, поразили его благородство, открытый взгляд, смоль бороды, тембр голоса, неспешность слова, содержательность речи. Могу с уверенностью считать этот день началом моего знакомства с Его Высокопреосвященством.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/21/vladyk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное чудо произошло с нами во время съемок» Беседа с режиссером нового документального фильма «Прикосновение» 16.10.2008 432 Время на чтение 6 минут Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь - один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский…. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение». - Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?   - Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь - это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?   - В вашем фильме три части. Какие?   - Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части - это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.   Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование - кто стоял у истоков оптинского старчества - и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»…   Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что задумал старый главарь раскольников? Денисенко предложил митрополиту Онуфрию обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора с целью объединения всех «церквей» 22.06.2022 2779 Время на чтение 3 минуты Фото: my.ua 20 июня главарь раскольников из т.н. Киевского патриархата Филарет Денисенко предложил Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию встретиться и обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора, на котором должна быть создана «Единая Поместная Церковь». Текст обращения опубликовали в группе Facebook «За Ykpaihcьky Церкву», сообщает « Союз православных журналистов ». Филарет обрадован решениями Собора УПЦ МП от 27 мая 2022 года и считает, что это «открывает уникальные перспективы православного объединения». Денисенко предлагает созвать Собор с участием представителей возглавляемой им структуры УПЦ КП, которую он не окончательно влил в ПЦУ, УПЦ и ПЦУ. «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата примет участие в таком объединяющем Всеукраинском православном соборе, чтобы сказать всем: Господь среди нас!» – пафосно пишет Денисенко. Он призывает Блаженнейшего Онуфрия встретиться «для братского диалога в духе любви Христовой для достижения духовного единства». В тот же день Филарет обратился и к президенту Украины Владимиру Зеленскому, предложив ему стать «объединителем украинского православия». Он посетовал что «предыдущий Президент Украины не решил проблемы разъединения украинского православия, наоборот, обострил внутреннее противостояние. На сегодня наша Церковь, как известно, разделена на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, Православная Церковь Украины под опекой Константинопольского Патриарха и Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. К этому перечню при президентстве Порошенко добавилось еще и появление в Украине чисто греческой Церкви – экзархата Константинопольского Патриархата», – сетует Денисенко. Главарь «Киевского патриархата» заявил, что разъединение Украинской православной церкви на три ветви является ни больше ни меньше как «преступлением перед украинским народом», и что церковь может выполнять свою пастырскую миссию эффективно лишь когда будет единой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/22/ch...

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла Выборы сербского Патриарха   17.11.2009 528 " Скорбь о кончине Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Павла, Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого глубоко переживает Белорусская Православная Церковь. Молитвы об упокоении Его Святейшества в селениях праведных возносит к Господу Священноначалие, клир, монашество и вся боголюбивая паства наша. Родившись в трагические время, когда в Европе разгоралась Первая Мировая война, новопреставленный Патриарх Павел в высокой честью сына Сербской земли и с непоколебимым христианским достоинством совершил свой жизненный путь, который пролегал сквозь военное лихолетье самых страшных в истории человеческого рода войн. Огненные военные испытания не переставали потрясать Сербию в миновавшем столетии. Они продолжились и в нынешнем веке, будучи ежедневной и ежеминутной болью и страданием для Его Святейшества вплоть до последних дней многострадальной и мужественной жизни почившего Патриарха " , - говорится в послании с выражением соболезнования в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла , направленного митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви. " Молитва Святейшего Павла о мире и о торжестве правды Божией была также и молитвой Православной Церкви в Белоруссии. Убежден, что для каждого православного христианина нашей земли сопереживание сербской трагедии было и остается неотъемлемой частью его духовной жизни и личного мировоззрения.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/11/17/mi...

Мониторинг СМИ Страна.иа (Украина): остановились за шаг до Томоса. Почему власти и Филарет не могут созвать православный собор 30.10.2018 12:57 Даже среди сторонников автокефалии далеко не все хотят, чтобы Томос дали до выборов. Так как это будет использовано Порошенко в целях личного пиара. Что еще более запутывает Вселенский патриархат. Процесс подготовки к автокефалии пытаются активизировать американцы в контексте своего проекта противостояния с Россией, считает эксперт. В октябре украинские православные не смогут провести объединительный собор. Об этом на днях заявил спикер Киевского патриархата Евстратий Зоря. Это значит, что на ноябрьском синоде Константинопольской церкви, которая недавно включила в свою орбиту и Украину, Томоса по автокефалии не будет. По логике Константинополя, чтобы получить автокефалию, Киев должен провести собор всех трех православных церквей — Киевского патриархата, УАПЦ и УПЦ МП. Вместе они должны сформировать единую церковь, которая и сможет в теории попросить у Варфоломея Томос.   Это мероприятие уже анонсировал глава Киевского патриархата Филарет, сказав, что на нем будет присутствовать 40 иерархов УПЦ КП, 14 от УАПЦ и 10 от УПЦ МП (то есть некие перебежчики из церкви митрополита Онуфрия, которая, как известно, идею Томоса от Варфоломея не поддерживает). Однако пока проведение собора под большим вопросом. Причина в отсутвии согласия даже среди автокефалистов — Филарета и руководителя УАПЦ Макария (они уже несколько лет не могут объединиться — даже при отстутствии между ними каких-либо идейных разногласий). Не говоря уже о присоединении к этой группе сколь-нибудь значительного числа архиереев Московского патриархата. «Страна» выясняла перспективы всеправославного собора, без которого Киеву не получить автокефалию. «Золотая акция» автокефалов Возможность объединения УАПЦ и УПЦ КП была намечена еще в 2015 году, когда место предстоятеля автокефалов занял митрополит Макарий. На тот момент комиссии двух церквей развернули работу по объединению. Но процесс почти сразу забуксовал. Преград на пути к единству оказалось много — переговорщики не смогли согласовать даже название.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ПЦУ как «наперсники разврата» 30.11.2020 12:46:09 Василий Семенович Анисимов Герой Украины, кавалер всех высших наград державы, отец расколов и «духовный лидер нации» Михаил Денисенко (Филарет) объявил создателей порошенковско-думенковской раскольничьей ПЦУ «наперстниками разврата». Эта крылатая, емкая, оригинальная характеристика стамбульской секты станет, очевидно, ее вторым, народным наименованием. Скорее всего, отныне она будет называться ПЦУ-НР, что вполне соответствует дискурсу современного креативного нарратива. Месть отверженного В эзоповой проповеди во Владимирском соборе перед телекамерами по поводу 25-летия своего «патриаршества» Филарет дал (намеками, умолчаниями, игрою смыслов и даже отдельных звуков) много пищи пытливым умам для горестных размышлений. Скажем, угрожая пэцеушникам и их покровителям Божьим судом, он как бы упускает лермонтовскую характеристику этой кары – «грозный суд; он ждет, Он недоступен звону злата». Однако знающие помнят, а помнящие – знают: то, что он не высказал -сильнее того, что он сказал. Это прозрачный намек на то, что наши-то суды звону злата вседоступны, мздоимы и звенят во все концы. Иначе Филарет давно бы уже с чувством глубокого удовлетворения показывал фигуру «накося выкуси» и Думенко, и Зоре, и Юрашу, и Порошенко, и Варфоломею, и прочим своим обидчикам-рейдерам, трясущимся на обшарпанной скамье подсудимых Печерского райсуда. У Михаила Денисенко Страшный суд уже 50 лет ежедневно стоит перед глазами во Владимирском соборе во всем своем грозном врубелевском величии. Но он вспомнил о нем лишь сегодня. Почему? Дело, конечно, не только в злате и не в том, что, в отличие от Конституционного суда, его нельзя распустить указами и постановлениями (хотя от нашей молодой дерзновенной власти ожидать можно всякого). Думается, вся суть – в жестоком крушении надежд. Как известно, долгожданные кампании посадок преступной порошенковской власти (две весенних и уже две озимых), под знаменем которых Владимир Зеленский, президент-приговор, выиграл выборы, не только не завершились, но даже и не начинались.

http://radonezh.ru/2020/11/30/pcu-kak-na...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92805.html 27 февраля 2012 Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник:  Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник: Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805.html

Соловецкий постриженник на Патриаршем Престоле (Патриарх Иоасаф I: 1634–1640) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 В предисловии Соловецкого Патерика говорится: “Кроме подвижников, просиявших в Соловецкой обители, в ней приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Российской Церкви — Патриархи Иоасаф и Никон, митрополиты — Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский; архиепископы — Маркелл Вологодский и Варсонофий Архангелогородский” 1 . Первым в этом списке замечательных соловецких иноков назван Святейший Патриарх Иоасаф I 2 . В Синодике Корнилиева монастыря XVII века читаем о роде “соловецкого постриженика” 3 , как он назван в летописном памятнике: “Род Святейшего Иосафа Патриарха Московскаго: священноинока игумена Антония, инока схимонаха Боголепа, иноку схимонахиню Юлею (родители Патриарха Иоасафа — а. М.), инока Александра, инока Пимена, Иванна, Прова, Мавру, Лукияна, Мамелфу, Симеона, Анну, Софония, Ксению, инока Порфирия” 4 . В роде Святейшего Патриарха, как это было традиционно в Древней Руси, много имен монашествующих. Постриг будущий Первосвятитель принял на Соловках, очевидно, в конце XVI âåêà, è âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ïîñòðèãàë åãî èãóìåí Èñèäîð (1597–1603). Â 1600 ãîäó èãóìåí Èñèäîð îñâÿòèë Áëàãîâåùåíñêèé íàäâðàòíûé õðàì â îáèòåëè 5 . Затем Соловецкий настоятель был возведен в сан Новгородского митрополита (1603–1619) и при нем находился старец Иоасаф. Здесь в Новгороде они пережили тяжелые годы шведской оккупации в Смутное время. После кончины митрополита Исидора, при новом владыке Макарии (1619–1626) старец Иоасаф был поставлен игуменом Псково-Печерского монастыря в Псковской епархии. Шесть лет спустя, 14 января 1627 года “поставлен во Псков архиепископом Печерский архимандрит Иоасаф” 6 . В конце месяца, 28 января, Патриарх Филарет (1619–†1633) служил в Успенском соборе “панихиду по Патриархех и по Митрополитех Московских и всеа Руси”. Среди сослуживших ему архиереев назван и Псковский епископ Иоасаф 7 . В 1632 году, незадолго до кончины Патриарха Филарета, он подвергся патриаршей опале за подпись под челобитной псковичей царю о том, “чтобы немцам в Пскове не быть”. Немцы добивались свободной торговли в городе и разрешения на постройку в нем немецкого двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление власти и в связи с этим Патриарх Филарет наложил прещение на Псковского владыку, однако в скором времени Патриарх простил его, а псковичи умилостивили государя и при этом смогли добиться, чтобы немцам было разрешено построить свой гостинный двор за пределами города 8 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Патриарх с радостью принял священный дар; рассуждал и расспрашивал об нём с бывшими тогда в Москве из Иерусалима и Греции мудрыми и благочестивыми старцами – с Нектарием, архиепископом Вологодским и Великопермским, который в сане архиепископа прибыл в Россию из Греции, Иоанникием Гречанином, Новоспасского монастыря келарем, незадолго до присылки ризы Господней прибывшим в Москву с Феофаном, патриархом Иерусалимским, – и с другими. Сих благочестивых и простосердечных мужей патриарх спрашивал: знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что слышно об ней в их странах? Нектарий объявил, что он, бывши однажды в Грузии, по поручению Константинопольского патриарха, у которого был архидиаконом, видел ризу Господню в церкви, называемой Илета или Ислета, и слышал от тамошних священников, что риза Господня в давние времена принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии Спасителя, и что от неё бывают чудеса. Прочие, бывшие при совещании, подтвердили слова Нектария, представляя, что по преданию, сохранившемуся в Греческих странах между правоверными, риза находится в Грузии. Это предание следующее: Грузинский воин, бывший при распятии Господа, получил ризу Его по жребию и принёс на родину свою – в Грузию, где она сохранялась, сопровождаемая благодатными знамениями, до перенесения в церковь митрополии. Патриарх Филарет советовался также о присланном даре с Российскими архиереями, архимандритами, игуменами и другими священными лицами. Это было в Великом посту; для узнания воли Божией и открытия истины патриарх повелел с особенным усердием выполнять предназначенные Церковью для сего времени благочестивые обряды и христианские обязанности. Совершив в неделю Крестопоклонную всенощное бдение, патриарх приказал возлагать присланную ризу на больных. Как некогда женщина, страдавшая двенадцать лет, одним прикосновением к одежде Господа исцелилась ( Мк.5:25–29 ); так теперь больные выздоравливали от прикосновения к ним одежды Господа. Благодатные исцеления явили ризу Господню. После такого удостоверения она с торжеством и радостью положена в великолепном ковчеге в Московском Успенском соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010