Заканчивается статья почти повторением заглавия: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, я же вся под рассуждение Церкви святой православной подаются» Настоящий сборник несомненно южнорусского происхождения. За это, помимо типичного шрифта южнорусских и именно киевских типографий, говорит и его содержание. Так, предписывается здесь «изрядне, по подобию большого праздника апостольских святых верховных Петра и Павла, в России первое на горах киевских благословение, ко приятию веры во Христа приемшей от святого первозванного апостола Христова Андрея, потом же и крещение святое получившей от престола его константинопольского, подобает и того святого первозвателя ко спасенью нашему, апостола Христова Андрея первозванного праздновать нарочито с всенощным пением, не токмо с самым полиелеем, при звонении всех кампан». О памяти великомученицы Варвары замечено: «Святыя великомученицы Варвары святое чудодействующее тело, понеже в России почивает, того ради нарочитше праздник зде ея с звонением во все кампаны почитатися имат». Киевские святые Владимир, великий князь, его дети Борис и Глеб и преп. Антоний и Феодосий, печерские подвижники, имеют, по этому Приложению к Уставу Церковному, торжественные богослужения. «В той же России, просветившейся крещением святым от святого равноапостольного великого князя Владимира, читаем мы здесь, подобает и того святого просветителя праздник почитати нарочито, при звонении вся кампаны с полиелеем, но и с всенощным пением в храмах его (паче же в первопрестольном граде его богоспасаемом)».. «Подобает же и святых чудотворных страстотерпцев князей российских Бориса и Глеба праздновати нарочито, с звонением всекампанным»... «Так же и святых преподобных отец наших печерских, первоначалъников иночеству в России, Антония Феодосия подобает праздновати честно с полиелеем и звонением во все кампаны, а идеже их храмы, тамо и с всенощным пением. В числе Богородичных праздников, «должайше празднуемых» с пением всенощного указывается и «непорочное зачатие Богоматери от святыя Анны».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

солунских братьев - Кирилла и Мефодия. Высокодаровитый первый русский церковный вития митрополит Иларион так мотивировал свой призыв начать прославление крестителя земли Русской, великого князя Владимира: " Хвалит хвалебными голосами римская страна Петра и Павла, через которых она уверовала в Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Эфес и Патмос - Иоанна Богослова; Индия - Фому; Египет - Марка. Все страны, грады, народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, насколько хватит сил, нашими малыми похвалами, но великое и дивное свершившего, нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей, Владимира " . Пора и нам почувствовать наш сыновний долг пред Первозванным Апостолом Христовым и прославить его, хотя бы и " малыми похвалами " . Прилично составить ему целую службу, а пока начать отличать день памяти его хотя бы особым тропарем и кондаком и одной-двумя стихирами. Чтобы не быть голословным, осмеливаюсь отдать на суд церковного мнения и епископского благословения нижеследующие опыты. Тропарь, глас 4 Днесь светло празднуем память твою, Андрее - начаток апостолов,/Тебе бо дадеся удел от Духа Свята Российская земля,/юже в благовестии твоем предзрел еси./Ныне убо людие твои и овцы пажити твоея воистину суще,/вопием ти присно:/спасай нас, яко Первосвятитель наш. Первозванный апостоле. Кондак, глас 8 Жребий апостольства твоего, Андрее Первозванный, от Духа Свята смиренномудре приемый,/путь благовестия твоего в страны Севера управил еси/и до Скифии Иперворрейския дошел еси./В неплодящую там прежде землю семена веры Христовы всеял еси,/от них же и мы - Русь наследие спасения восприяхом./Тем же благодарственно вопием ти:/поминай нас, крестителю праотец наших, яко присная чада твоя. Стихира, глас 2 Киими похвальными песньми почтим тя, апостоле Христов Андрее?/По глаголу бо Предтечеву Агнцу Божию прежде всех последовал еси/и Симона, брата твоего, к Сему привел еси:/Первозванный - Первопрестольника./Темже предивныя двоенадесятицы основание твердое положил еси - пастырю Церкве Первейший! Моли Христа Бога умирити мир и спасти души наша.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/289/...

Среди сочинений, атрибутируемых М.,- арианские проповеди, сохранившиеся в рукописи Veron. Bibl. capit. LI (49) (ок. 500). В сборнике выделяются 3 тематических раздела. Вначале помещены «Разъяснения евангельских глав» (Expositiones de capitulis Evangeliorum) - 24 экзегетических гомилии на темы евангельских чтений, перед к-рыми помещено соч. «Имена апостолов». Как правило, автор использует историческое и нравственное толкование Свящ. Писания; применение аллегорической интерпретации в основном сводится к поиску символического значения тех или иных евангельских персонажей. Не вполне традиционной является интерпретация притчи о блудном сыне: в образе младшего брата проповедник видит язычников, вернувшихся к истинному Отцу и получивших от Него богатые дары, а в образе старшего сына - иудеев. В целом экзегеза веронских проповедей на евангельские чтения близка к трудам Евсевия Эмесского. Далее в рукописи помещены 15 проповедей на важнейшие праздники (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, дни памяти Вифлеемских младенцев, ап. Иоанна, первомч. Стефана, апостолов Петра и Павла и Киприана Карфагенского, а также «всех мучеников»). Автор делает отступления назидательного характера, почти не уделяя внимания догматическим темам и полемике с православными. Заключительную часть сборника составляют полемические трактаты «Против иудеев», «Против язычников» и «Против еретиков» (имеются в виду правосл. никейцы, учение к-рых о равенстве Лиц Св. Троицы проповедник опровергает, опираясь на традиц. арианское понимание Бога как абсолютно трансцендентного, самозаключенного единства, Которое не подлежит делению). Веронские полемические трактаты в основном продолжают лат. апологетическую традицию (в них широко использованы труды Киприана Карфагенского). Полемизируя с иудеями, автор доказывает тщетность следования ритуальным предписаниям для людей, которые отвергли спасительную миссию Христа. Сын прямо именуется Богом, что характерно для омийской по происхождению терминологии поздних арианских авторов, к-рые использовали по отношению к Сыну библейские определения (Бог, Единородный Сын и т. д.), но интерпретировали их иначе, чем никейцы. Полемизируя с язычниками, автор критикует фатализм и астрологию, а также т. н. философский монотеизм, отвергающий христ. учение об Истинном Боге. Атрибуция веронских проповедей М. остается дискуссионной. Возможно, тексты принадлежат разным авторам; по мнению Р. Гризона, сборник был составлен в Африке в эпоху господства вандалов.

http://pravenc.ru/text/2561678.html

Старица часто вспоминала о своём чудесном избавлении, чтила день памяти Апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы Апостолов... Во время войны Агапия попала на принудительные работы в Германию... Из воспоминаний Марфы: – Рассказала мне Матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома остались дети или больные старики и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама Матушка еще до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев... Однажды нагнали ее на дороге несколько человек мужчин... Стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Невдалеке увидела стог соломы и побежала к нему, чтобы укрыться от бандитов... Добежала до стога, спиной к нему прижалась, и Матерь Божию со слезами и просила не оставлять ее. Бандиты вокруг стога бегали, ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а Матушка посмотрела на себя и увидела, что она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые... Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели. Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память. Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?» – 1916 – ответила я. – А я на 6 лет тебя старше. По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева. «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит... Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица. Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 мая 1870 г. Е. назначен, а 9 авг. того же года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Брестского. Определен 1-м викарием Литовской епархии с поручением в управление гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . 10 февр. 1875 г., оставаясь викарием Литовской епархии, назначен епископом Ковенским и настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Особое внимание уделял исправлению нарушений уставного богослужения, к-рые были очень частыми в практике приходских священников. 16 мая 1877 г. Е. возглавил Минскую и Бобруйскую епархию. С 1878 г. в связи с изменением наименования епархии получил титул «епископ Минский и Туровский». По инициативе Е. в 1878 г. состоялось торжественное празднование памяти покровителя Минской епархии свт. Кирилла Туровского; издано собрание трудов святителя (Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского.Туров; Минск, 1880; переизд.: Творения св. Кирилла, еп. Туровского: Памятник лит-ры XII ст. Туров; Минск, 2002). В предисловии Е. писал, что цели издания были не столько научные, сколько практические, чтобы с личностью и трудами святителя ознакомились священнослужители Минско-Туровской епархии. В 1878 г. после ремонта состоялось освящение главного престола кафедрального собора во имя апостолов Петра и Павла в Минске и придела во имя свт. Кирилла Туровского. Ко дню освящения придела Е. составил тропарь святителя и ему величание. В 1878 г. по инициативе Е. проводились ремонтные работы в храме Ляденского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря: расширен иконостас, сделана новая крыша, возведен купол. В том же году в минской тюрьме Е. освятил домовую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1880 г.- ц. во имя свт. Димитрия Ростовского для учениц Минской жен. классической гимназии. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Е. предоставил под лазарет часть архиерейского дома, где было более 50 мест для раненых, за что был награжден знаком отличия Красного Креста.

http://pravenc.ru/text/186993.html

1930 год – заботами о будущем прихода, о. Аркадий организует Клуб Молодежи, который, к сожалению, после смерти его прекратил своё существование. 1932 год – под управлением Екатерины Лооз организовывается помощь детям в России. 1933 год – прихожанин, профессор Бабкин, в церковном зале читал ряд лекций на тему «Жизнь и смерть». Устраивали вечера отдыха с угощением и танцами. 1934 год, 6 декабря – отцом архимандритом Инной (Кибиковым) (1934 -1936) основано при соборе Сестричество святой великомученицы. 1936 год – указом Митрополита Феофила по представлению Архиепископа Арсения назначается настоятелем Монтреальского собора о. Илия Клопотовский. 1937 год – приход отметил 100-летнюю дату памяти Пушкина мероприятиями с лекциями и концертами. 1937 год – организовали Русскую Библиотеку при Петропавловском соборе и объединили при ней две существующие библиотеки Русского Национального Объединения и Русского Прогрессивного Общества. Это объединение библиотек прихожане назвали Пушкинской. 1938 год, 5-7 ноября – посещение Первосвятителем [митрополитом Феофилом] Монреаля. 1941 год – уступив настойчивым просьбам прихода и подчинившись распоряжению Митрополита Феофила, прибыл в Монреаль в качестве настоятеля о. Архимандрит Антоний Терещенко. 1942 год – организованная русская секция Канадского Красного Креста для сбора средств на Россию. Церковный хор выступает во многих храмах и престижных залах в помощь России. 1946 год, 19 декабря – собор Епископов в Чикаго определил о. Антонию быть епископом Монреальским с кафедрою при Петро-Павловском соборе и с распространением его духовного попечения на всю Восточную Канаду. 1947 год, 29-30 марта – наречение и хиротония о. Архимандрита Антония (Терещенко) в Епископа Монреальского и Восточно-Канадского. 1947 год, 27 сентября – в день праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня в госпитале гор. Монреаля скончался Преосвященный Антоний (Терещенко), епископ Монреальский и Восточно-Канадский. 1948 год – когда приход оставался несколько месяцев без священника, протодиакон Павел Гетман по своей инициативе служил в воскресные дни обедницы и даже произносил проповеди.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_апостоло...

22 июля 1989 года митрополит Питирим с собором духовенства Казанского благочиния и Издательского отдела Московского Патриархата совершил освящение стен монастыря и здания надвратной церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. С особым благоговением были встречены мощи святых, доставленные из Москвы, с крестным ходом они были обнесены вокруг монастыря. Так началась новая жизнь обители. Монастырь преподобного Иосифа после революции был в запустении. В нем в разное время находились интернат, детская школа; во время войны – немецкий госпиталь. Потом молитвами преподобного Иосифа, а также стараниями Владыки Питирима началось восстановление монастыря. В течение 1989 года Успенский собор и нижний храм во имя преподобного Иосифа Волоцкого были расчищены. Ко дню празднования преставления преподобного Иосифа Волоцкого на месте погребения его святых мощей установили гробницу, зажгли лампады. 31 октября была совершена первая Божественная литургия в этом храме. С 1990 года Владыка Питирим совершал богослужения в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы: 28 августа – в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 22 сентября – в день памяти прославления преподобного Иосифа Волоцкого . Появились первые монахи, послушники. Их было немного, но они под руководством Владыки Питирима начали постепенное возрождение обители. Делали то, что было в их силах: ремонтировали братские корпуса, устраивали столярную мастерскую, ферму, птичник, гараж; привлекали на хозяйственные работы местных жителей, желающих потрудиться в этом святом месте, а также приезжающих паломников. В монастыре сложился небольшой коллектив сестер – сотрудниц обители. На протяжении всей этой деятельности в качестве игумена монастыря митрополит всегда живо интересовался делами обители и постоянно контролировал деятельность всех ее подразделений. Благодаря международным контактам Владыки, в частности, с Германией, у нас сложилась тесная дружба с немецким городом Майнцем. С 1994 года дважды в год к нам приезжали немецкие музыканты и школьники, а также русские дети – ученики музыкальных школ и училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

29 октября последовало предписание с указанием: " Святой Антиминс немедленно представить в Тюменское Духовное Правление, святые иконы вынести в амбар, церковь разобрать и употребить на выпечку просфор и на топку каменной Покровской церкви. По разбору приходской церкви выстроить из того же леса на месте святого престола часовню " . Однако осуществить предписание церковному причту так и не удалось, поскольку каменный придельный храм находился в аварийном состоянии из-за появившихся в стенах трещин. 3 июня 1833 года происходит закладка фундамента нового каменного молитвенного здания: во имя Ветхозаветного Пророка Илии и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. План-проект в стиле " классицизма " был составлен губернским архитектором Трифоновым и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием (Протопопов). Строительство велось под наблюдением окружного начальника Жилина. Одновременно пристраивались две храмовые сторожки, размещавшиеся под колокольней. 19 мая 1836 года состоялось освящение первого Покровского придела, и церковь вплоть до 12 ноября 1895 года называлась - Покровская. Освящение Ильинского придела состоялось в 1851 году, хотя иконостас был установлен лишь через год. 24 апреля 1837 года была построена и освящена новая каменная двухъярусная колокольня. Помимо пяти колоколов, которые были сняты с деревянной, появился шестой - благовестный, заново отлитый церковным старостой Василием Шапошниковым. Его вес составил 38 пудов 10 фунтов. В разные годы колокольня пополнилась еще двумя колоколами: в 1882 году купцом Колокольниковым подарен колокол весом 78 пудов 30 фунтов и в 1902 году - колокол, отлитый в г. Уфе на заводе Арсения Минина, весом 204 пуда 15 фунтов. 30 мая 1839 года с постройкой каменной (ротондовой) церкви советником Дмитрием Воиновым вместо деревянной кладбищенской часовни во имя Всех Святых, она становится приписной к Покровскому приходу. Два года спустя приписными становятся также: часовня в деревне Букино во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенная в 1885 году тюменским купцом Иваном Воиновым, посвященная памяти коронации императора Александра III, и молитвенный дом в деревне Зайково во имя Великомученика Георгия Победоносца, построенный из бывшей ветхой часовни в 1911 году.

http://sobory.ru/article/?object=03057

   Святой, память котораго мы празднуем ныне, авва Петр, был рожден, как я уже говорил вам, подобно Иоанну Крестителю, и произошел от святаго отца именем Феодосий, который был протопресвитером в Александрии. Что же касается его матери, то она принадлежала к знаменитому роду и именовалась Софией. Оба были праведны и непоколебимо следовали всем заповедям правосудия Божия. Они не имели детей, ибо жена была безплодна, и оба они вступили в поздний возраст. И надлежит указать, были они, подобно Захарии и Елисавете, верными служителями Божиими. Итак, однажды, когда они совершали святую службу в храме святых апостолов Петра и Павла в день их памяти, каковой есть пятый день месяца Епита, блаженнейшая жена встала пред святилищем и предалась молитве, говоря: «Боже Всемогущий, дарующий просимое нами, Ты, услышавший Твою служанку Анну и даровавший ей пророка Самуила, коего в свой черед она даровала Твоему святому храму, — внемли также и моему молению; даруй мне плод и пусть он пребудет Твоим служителем навсегда». После сего она выступила вперед и причастилась Святых Таин, исполненная страха Божия.    В следующую ночь она видела сон, который разсказала своему супругу. «Я увидела, — сказала она, — перед собой двух людей в одеяниях блистательных, подобных одеяниям отца нашего Патриарха. При виде их я весьма устрашилась. Они сказали мне: «Не бойся, мы — те, на месте которых ты вчера молилась Богу, мы — Петр и Павел. Мы вознесли твои молитвы к Богу, Господь внял им и сжалился над тобою, о жена праведная. Итак, завтра встань рано утром и иди к архиепископу. Пусть он помолится за тебя, и просимое тобою вскоре будет тебе даровано». — И вот я сказала твоей святости, что я видела во сне. Итак, если ты благоволишь к этому, то я пойду к архиепископу и верую, что, если он помолится за меня, то Бог исполнит мольбу мою». Священник ответил ей: «Господь да будет с тобой!»    Итак, она встала рано утром и направилась к вратам Патриархата, откуда отправила к архиепископу иподиакона, сказав ему: «Передай отцу моему архиепископу, что я желала бы облобызать святыя ноги его». Иподиакон передал эти слова, и архиепископ повелел ввести ее. Она облобызала святыя ноги его. Архиепископ сказал ей: «Что с тобою, дочь моя, и откуда ты?» — Она ответила: «Я жена служителя твоего, Феодосия, священника, хоть и недостойна сего. Господь лишил меня плода чрева моего, по грехам моим. Посему умоляю святыню твою помолиться за служанку твою и верую, что Господь дарует мне плод, который приятен будет Господу». Тогда Патриарх в ответ сказал ей: «Да будет же так, как веруешь ты! Да исполнит Господь по молению твоему, как исполнил по молению Анны, матери пророка Самуила». Затем он благословил ее, и она удалилась в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Богослужебные песнопения исполнил богослужебный хор Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга под управлением Л.А. Дунаева. Патриаршее богослужение посетили: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Д.Ф. Мезенцев; директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга В.В. Кириллов. Среди молившихся за Литургией были священник Павел Ермошкин, секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии, православные добровольцы и сестры милосердия Санкт-Петербургской епархии , жители и гости Северной столицы. На телеканалах «Союз» , «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. Трансляция была выведена на большой экран, установленный перед Петропавловским собором. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Илия Макаров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, председатель Совета по культуре, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте г. Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу. Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий от лица архиереев, духовенства и верующих Санкт-Петербургской митрополии приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству старинную икону с изображением Воскресения Христова и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а также две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения епископ Кронштадтский Назарий был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского III степени. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Выборгский и Приозерский Игнатий был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/6041860.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010