Православно утверждаем такожде и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шесть сот тридесятию богоизбранными отцами начертанное вероисповедание, которое концам земли велегласно возвестило единаго Христа Сына Божия, состоящаго из двух естеств, и в сих самых двух естествах славимаго: а суемудраго Евтихия, который говорил, что Великое таинство спасительнаго домостроительства совершилось призраком, яко нечто чудовищное, и яко заразу, из священных оград церкви извергло, с ним же и Нестория и Диоскора, из коих един был защитником и поборником разделения, а другий смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулися в единую пучину погибели и безбожия. Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных отец, собравшихся в сем царствующем граде, при Иустиниане, блаженныя памяти царе нашем, благочестивыя глаголы, яко от Духа произнесенные, ведаем, и оным потомков наших научаем. Они Феодора мопсуестскаго, Несториева учителя, и Оригена , и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающаго ума, и противу воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно возстававших, такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу дванадесяти глав блаженнаго Кирилла, и, так называемое, письмо Ивы, соборно предали проклятию и отринули. И недавно при царе нашем, блаженныя памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшагося шестаго собора вероисповедание, которое вящшую крепость прияло, когда благочестивый император постановления онаго собора своею печатию, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь обязуемся хранити ненарушимо. Оно боголюбиво изъяснило, яко должны мы исповедывати два естественныя хотения, или две воли, и два естественныя действа в воплотившемся, ради нашего спасения, едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге: а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и едино действо, в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе, людям проповедывали, судом благочестия обвинило, яко Феодора (епископа) фаранскаго, Кира александрийскаго, Онория римскаго, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария антиохийскаго епископа, ученика его Стефана, и безумнаго Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Устав службы на О. предполагает повторение последования 1-го дня праздника, но без паремий на вечерне, без степенн и чтения Евангелия на утрене (т. е. без праздничных особенностей). На литургии повторяется вся служба праздника (т. е. прокимен, Апостол и проч. чтения; на О. Богоявления говорится о блаженнах из канона праздника). Служба Минеи должна переноситься на др. день, кроме случаев «нарочитого» святого. Однако в дни О. Воздвижения, Введения, Сретения, Преображения и Успения соединяются последования праздника и святого из Минеи. О. Воздвижения, Введения и Благовещения назначены сразу после дня праздника, не имеют терминологии О. («провожения» или др. терминов) и могут быть сопоставлены с попразднствами дней памяти нек-рых святых - в Студийско-Алексиевском Типиконе к ним относятся дни после памяти прп. Феодора Студита (12 нояб.), свт. Николая (7 дек.), апостолов Петра и Павла (30 июня), 2 праздников в честь Иоанна Предтечи (25 июня и 30 авг.; см.: Там же. С. 294-295, 301, 349, 351, 367). Фактически О. Пасхи имеет место уже в субботу Светлой седмицы (Там же. С. 261), после этого дня песнопения Пасхи не поются, хотя воскресные песнопения Октоиха употребляются в будние дни вплоть до среды 6-й седмицы по Пасхе. Песнопения воскресных дней Пятидесятницы (от Антипасхи до Недели о слепом) поются в течение всех или неск. дней следующей седмицы, а песнопения Преполовения - до субботы перед Неделей о самаряныне (5-я неделя по Пасхе; Там же. С. 267), что также имеет аналогию с системой попразднств и О. В др. редакциях Студийского устава сохраняется тот же порядок О., уменьшается количество О. в случаях соединения последований праздника и святого, меняются даты О. нек-рых праздников (Рождества Богородицы, Воздвижения, Введения, Сретения, Преображения и Успения). По-прежнему сохраняется особенность повторения чтений праздника на литургии. В Евергетидском Типиконе XI в., ставшем основным регулятором богослужения Византии с XII в., О. Введения переносится на 23 нояб., Сретения - на 6 февр., Преображения - на 13 авг., Успения - на 23 авг. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324, 410-411, 485-486, 493-494). Соединение последования праздника и святого в день О. фиксируется только 15 сент. (Там же. С. 275) и 23 нояб. (Там же. С. 323-324). На паннихис О. поется канон праздника, на литургии - блаженны из канона праздника или особые праздничные тропари (на Успение: Там же. С. 494). Указания о праздновании Пасхи, Недель Пятидесятницы и Преполовения в целом те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (Там же. С. 565, 577-578, 584).

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Фактически армянский церковный год слагается из следующих камней монолитов: а) с 23 декабря по 13 января «богоявленский цикл» …. 22 дня _____________________________ А б) c αρααυοRαЦ βαRεκενδαν по пятницу по Вардаваре «пасхальный цикл» …. 174 дня ____________________________ Б в) c «памяти Ефесского собора» по пятницу, по Иове, «успенский цикл». …. 28 дня ____________________________ В г) с «памяти Никейского собора» по «апостолов Филиппа и Андрея», «крестовоздвиженский цикл». …. 71 дня ____________________________ Г д) с βαRεκενδαν jισνακαц по «св. Иакова нисивинского [ ]», часть периода jισνακχ. ____________________________ Д АБВГД промежутки между монолитами, цемент. В «цикле» а) между 23–29 декабря (оба включительно) нужно поставить четыре праздника (на 4 дня недели) 3 : α) Давида царя и апостола Иакова, брата Господня, β) первомученика Стефана, γ) верховных апостолов Петра и Павла и δ) сынов громовых Иакова и Иоанна. (Замечу, что эти праздники – остаток седойседой древности). С 30 декабря по 5 января – богоявленскорождественский пост, с единственным праздником «св. Василия Вел. и иже с ним» в субботу в этом посту. Если бы я эти строки напечатал, то десятки читателей вообразили бы, что поняли всё. На самом же деле следует немедленно поставить мне вопрос: а как быть, если суббота приходится на 5 января, на сочельник=навечерие (=vigiliae, Rαγ [=candela, λυχνιαν] – αLoц [lowθanel зажигать], RαγαLoц, λυχνιαν, illumination), когда очевидно св. Василию и иже с ним праздновать не должно? Отвечаю откровенным: не знаю. ΣαRγις Гνουνι 4 ) – подчас мокрая курица в отрепьях. В венецианском орацуйце ο περ Βασλειον вытеснили «сынов громовых» с 29 декабря (суббота) на 31 декабря (понедельник). Как поступили в 1890 г. армяне эчмиадзинские, к сожалению, не знаю, не имея их календаря в руках 5 . В «цикле» б) от Пасхи зависящем, всё предусмотрено твёрдо; какие трудности в богослужении создаёт для армян совпадение с воскресеньем или постным днём 14 февраля=Сретения и 7 апреля =Благовещения с пасхою или страстною неделею, я не знаю; но то факт, что 14 февраля и 7 апреля празднуются обязательно, в какой бы день они не пришлись. То же самое с 8 сент., 21 ноября и 9 декабря, но эти три праздника вытесняют с этих дней недели приходящихся на них святых; соединение этих праздников с другими, т. е. перенесение их в этом случае на другие дни, и составляет один из секретов календарной техники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Отец П. вместе с женой и 3-летним сыном отправился в Иерусалим. В одном из городов Иудеи они услышали проповедь Спасителя, уверовали в Него, крестились и возвратились домой. После смерти родителей П. поселился в «небольшой башне» в пров. Понт и проводил время в уединении и молитве. Ап. Петр, проповедовал Евангелие и крестил новообращенных в этой провинции. Он выбрал из них наиболее благочестивого и сведущего в науках мужа по имени Максим и рукоположил его во епископа. Ап. Петр познакомился с П. и крестил его домашних. П. просил у апостола позволения сопровождать его, и тот согласился. Ап. Петр построил церковь рядом с жилищем П. и преподал еп. Максиму церковные установления. П. раздал имущество слугам и бедным. По повелению ап. Петра худож. Иосиф написал икону Спасителя и портреты апостола и П. для памяти последующих поколений. Иосиф расписал церковь сценами из Свящ. Писания, начиная с Благовещения и заканчивая Вознесением Христа. Эти росписи апостол и П. скопировали на папирус и передали еп. Максиму вместе с драгоценным крестом, к-рый отец П. купил в Иерусалиме и перед смертью завещал сыну. После этого П. простился с домашними и, взяв с собой слугу Евагрия (впосл. автор Жития П.), отправился за ап. Петром. Они прибыли на корабле в Антиохию, где встретили Маркиана, к-рого апостолы направили туда из Иерусалима для проповеди. В Киликии они встретили ап. Павла. Оба апостола решили отправить П. и Маркиана для проповеди Евангелия в Италию и Африку, а Крискента, ученика ап. Павла,- в Галлию. На берегу П. и Маркиан нашли 2 корабля, один из к-рых должен был плыть в Сиракузы, другой - в Тавромений. Капитаны уверовали во Христа, ап. Петр крестил их и дал им новые имена, при этом произошло множество чудес и исцелений. Перед отплытием апостол дал каждому из учеников Евангелие, Апостол, богослужебные книги, чашу и дискос, кедровый крест, а также книгу с образцами для росписи церквей. Ап. Петр рукоположил П. и Маркиана во епископы и наставил их в том, как управлять церковью и украшать храм.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

(Νν ωρτζωμεν) Итак ныне с любовно, верные, да празднуем, и со умилением дапоем, почитая в сей день святых апостолов Христовых, Петра и Павла. Ибо настоящее торжество есть (не что иное), как прославление (подвигов) их. Посему, заменив молчание словом, все мы да возвеличим Бога, прославившаго сих мужей, во веки веков взывая: «Спаси нас, Боже, от (вечнаго) огня и будущаго гнева, да покланяйся (Тебе) с верою, воспоем Тебя, Явившагося и просветившаго все. (ΚαταυΧται) Прославляется Тарс, оглашаемый твоими, преблажение Павле, учениями. (Радостно) восклицает теперь Киликия, Дамаск, а вместе (с ними) и весь Восток, Понт и Фригия, Рим и Сицилия, (и населяющие) весь Запад. Ибо, обошед кругом (всю) землю, подобно как другое солнце, и посеяв на ней Христову любовь, ты соделал ее плодоносящею. Ибо, действительно, она из рода в род препровождаете к Богу святых избранников Его, да непрестанно прославляют Явившагося и просветившаго все. А...) 12) (δ) Вонми сему, всякий, где либо поющий с верою в день памяти сих мудрых учеников (Христовых), и поревнуй, со умилением, и страданиям Петра, и тем мучениям, какия претерпел Павел, как например, обнажению (γμνωσιν) среди хлада, дабы и ты был искренним учеником Господа своего: и если когда необходимость заставить тебя пострадать (ради имени Христова) хотя бы и от кораблекрушения ( Деян.28:41 ), приими (сие благодушно); допусти над собою (подобно св. Павлу) трижды биение жезлами (ραυδσθητι) и однажды побиение камнями (λιθσθητι) (Кор.2:25); (по примеру сих святых мужей) охотно приими и пребывание в темнице; убегай от всех плотских страстей; (наконец, подобно св. Павлу), во время сильной ярости (Христоненавистнаго мучителя) подклони выю свою к отсечению главы (ποτμθητι κραν), дабы поспешить, чрез все сие, к Явившемуся и просветившему все. (Πτρος) Петр, основание всех верных, покров (ροφος) церкви (Христовой); прежде рыбарь, а ныне первый апостол, раздрав (ρηξμενος) промысловую сеть свою, бросив весла, и сокрушив рыбарския тростниковыя корзины (χλαμον), с верою приемля распинание на кресте, не довольсвуется быть пригвожденным к оному прямо, (с поднятою к верху главою)·, но он сильно вопиял к дерзнувшим тогда осудить его на казнь злодеям: «Я человек смертный, (и) от земли поспешаю на небеса; посему обратите главу мою к низу, да скоро прииду к Явившемуся и просветияшему все.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В предисловии к Житию Лев Остийский обращается к Одеризию I, аббату мон-ря Монте-Кассино (1087-1105), и говорит, что составил Житие М. и Сказание о первом перенесении мощей в Каяццо по его повелению. Одеризия в свою очередь просил написать Житие Роберт, граф Алифе и Каяццо (1086-1115; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1935. T. 8: Regnum normannorum. Compania. P. 273), к-рый обрел мощи святого. Хотя граф мог доверить этот труд кому-то из своих приближенных при дворе, он предпочел, чтобы текст был написан монахами Монте-Кассино простыми и поучительными словами, а не высокопарным выверенным слогом, присущим светски образованным людям. Кроме составления нового Жития, более полного по сравнению со сказанием, сохранившимся в «Диалогах» свт. Григория, к-рое Роберту казалось недостаточно подробным, граф просил написать песнопения в честь М., к-рые верующие могли бы исполнять в день памяти святого ( Leo Marsicanus. Vita S. Mennatis//PL. 173. Col. 989-993). В Сказании о первом перенесении мощей говорится, что по прошествии примерно 500 лет со дня кончины М., в 1094 г., когда гр. Роберт закончил реконструкцию кафедрального собора во имя Божией Матери в Каяццо, он захотел поместить туда мощи к.-л. святого. В это время к нему пришли Мадельм, аббат мон-ря Св. Софии в Беневенто (1074/75-1107), и Гвиз, аббат мон-ря св. Лупа в Беневенто, и посоветовали отправиться в Витулано, где на горе Табурно возвышалась полуразрушенная часовня, в к-рой покоились мощи М. Роберт тотчас предпринял поиски и после обретения святыни перенес ее в Каяццо, в часовню в своей резиденции. Согласно Сказанию о втором перенесении мощей, Роффред, архиеп. Беневенто (1076-1107), и Адалард, еп. Сант-Агата-деи-Готи (1101-1108), настойчиво просили гр. Роберта вернуть мощи М. в окрестности Беневенто. С согласия епископа и духовенства Каяццо, Роберт передал мощи М. в Сант-Агата-деи-Готи. Еп. Адалард в сопровождении большого числа клириков и мирян торжественно встретил св. останки около реки Бизерела, вдоль к-рой располагался город, и перенес их на собственных плечах в часовню графской резиденции в Сант-Агата-деи-Готи, где положил святыню на алтаре ап. Петра. Год 2-го перенесения мощей неизвестен, в рукописи указано лишь число 11 апр., однако очевидно, что оно произошло до 4 сент. 1110 г., когда папа Пасхалий II (1099-1118) освятил в этом городе новую церковь, построенную гр. Робертом между 1102 и 1107 гг. во имя Спасителя, Божией Матери, апостолов Петра и Павла, М. и в честь Св. Креста ( Ughelli F. Italia sacra. Venetiis, 1721. T. 8. Col. 346; Jaff é . RPR. T. 1. P. 500; Gaiffier. 1944. P. 13).

http://pravenc.ru/text/2563246.html

Но подобно Христу, Пастыреначальнику, Петр должен будет жизнь свою положить за овец Господа. Когда-то Петр исполнился отважной решимости сразу же следовать за Христом, даже если надо будет заплатить собой. Теперь Господь зовет его следовать за Ним до самого Своего Креста («Следуй за Мной»). Он возвещает будущее Петра в виде притчи, взятой из жизни. В молодости человек полон уверенности в себе, сам определяет, что ему делать. Но приходит старость, когда надо зависеть от других. Об этой зависимости Господь говорит в словах, которые предполагают распятие: «Прострешь руки твои». Какой разительный контраст по сравнению с самонадеянным героизмом того, кто был убежден, что может умереть за Христа. «Другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Страдания будут мучительны, но в них — слава Божия. «Ученик не больше своего Учителя». Следуя за Ним, он призван явить славу Его — своим свидетельством и крестом. Как велико милосердие Божие! Господь продолжает доверять тому, кто отрекся от Него в трудный час Его Крестных Страданий. Теперь Он ждет от него только подтверждение любви, понимающей свою хрупкость. Ученик не должен превозноситься ни полученной благодатью, ни служением, доверенным ему. Снова мы видим, что речь не идет ни о воздаянии за заслуги, ни о провозглашении его неуязвимости (и, тем более, непогрешимости тех, кто будет называть себя преемниками его престола и даже наместниками Христа). Служение Церкви доверено тому, кто может возвещать чудеса Божией благодати, потому что он сам узнал, что такое прощение. Пастырь должен свидетельствовать о своей благодарной любви ко Христу, а не о своем горделивом бесстрашии. Эта любовь поведет его вслед Христу на Крест, когда придет его час. Мы возвращаемся здесь к одной из величайших истин христианства, о которой другой Апостол, будучи ее проповедником и примером, говорит: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Аминь. протоиерей Александр Шаргунов

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-свят...

Почему именно с такими наименованиями устроены престолы, в вышеприведенном завещании говорится: " в церкви же той каменной, мноюю выстроенной, имут быти пять престолов: первый и больший, по извещению(?), пресвятыя и живоначальныя Троицы. Второй в приделах нижнем Успеня Пресвятыя Богородицы печерския, в память, в той бо яз смиренный родихся духовне, в той воспитан, от тоя взят на мирское архиерейство. Третий, на верху того престола, имать быть престол Преображения Господня, яко на сие составися издревле та обитель. Четвертый и пятый могут быть на хорах в память святых великомучеников Георгия и Димитрия солунского-ангела и патрона Сибирского (на день памяти св. великомученика Димитрия 26 окт. 1581 года Ермаком покорена Сибирь) и преподобных отец Антония и Феодосия печерских " . Вторая церковь, при южной монастырской стене, вместе с колокольнею, крестообразная, устроена во имя св. апостол Петра и Павла, для увековечения дня имянин Петра I, которого особенно почитал митрополит Филофей и которого в свою очередь, видимо, ценил гениальный русский монарх. Третья церковь на северной стороне монастыря трапезная, во имя св. великомучеников Дмитрия солунскаго и Георгия победоносца; в ней пристроен каменный одноэтажный корпус для кухни и братских келий. Величина устроенных пр. Филофеем храмов следующая: Троицкая пятиглавая, длиной 13 сажен, шириной с приделами 12 ? саж., и вышиною с крестом 20 сажен. Петропавловская пятиглавая, длиною и шириною 10 саж., вышиною с крестом 16 сажен. Мученическая двуглавая, длиною 10, шириною 4 и вышиною с крестом 10 сажен. Колокольня осми-угольная , с каменным шатром, шириною 4, а вышиною с крестом 18 сажен. Во всех упомянутых церквах, особенно Троицкой, устроены были великолепные, резные, позолоченные иконостасы с живописными иконами в византийском вкусе. О художестве икон Абрамов пишет: " особенно примечательны местныя иконы в Троицкой церкви по искусству, с каким писаны и по той священной важности, какую они поражают молящихся при взглядах на них.

http://sobory.ru/article/?object=00957

20 октября 2007 года состоялось великое освящение храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — Чудова подворья. Это тоже было милостью Божией: в Московской области десятки храмов восстановлены, но не освящены. Последние батюшкины силы ушли на подготовку этого величайшего события. Он понимал его важность, ведь храм — не просто здание, построенное человеческими руками; с момента освящения здесь поселяется Сам Господь. Теперь Он здесь Хозяин, а мы лишь служим Хозяину этого дома, этих восстановленных стен, которые по Промыслу Божьему стали батюшкиным “неруко­твор­ным памятником”. Многие видели его труды, многие помогали, чем могли, но мало кто был свидетелем его сокровенной жизни, молитвенного делания. А ведь именно в нём он черпал силы для каждодневного своего подвига стояния в вере, надежде и любви. Но всё же свидетель есть, скромный, молчаливый, терпеливый. Это матушка отца Василия, преданная до гроба и за гробом чающая встречи со своим возлюбленным супругом. Она просто любила, крестной, жертвенной любовью. Именно она разделила с ним все радости, дарованные им Господом, вытерпела скорби и искушения, выпавшие на их долю, понесла все его тяготы и болезни, испила до самого дна горькую чашу страданий. Последний год жизни батюшка просто таял на глазах, таял физически, но духовная мощь раскрывалась в нём с новой, неведомой нам силой. Перед нашими глазами был уже старец, убелённый сединами, “мудрый, как змий, и кроткий, как голубь”. Он был лучом Божьего Света, который очищал, просвещал, дарил душе Пасху. Но сквозь этот сияющий поток Любви Божией прикровенно присутствовало служение батюшки Страстям Господа. Каждый из тех, кто знал отца Василия, считает знакомство с ним и приход в этот храм непостижимым чудом и великой милостью Божией. Скорбь провожающих его в последний путь была остра и глубока. По слову апостола Павла, “он был всем для всех”. Встреча с батюшкой всегда была встречей с воплощённой Любовью Христовой. Прикосновение к его душе всегда было прикосновением к вечности. Отец Василий принимал в свою необъятную душу каждого, ищущего милости и утешения. А люди шли и шли, приводя за собой других, своих родных и знакомых, уже зная наверняка, не понаслышке, что этому батюшке можно действительно полностью доверить свою душу со всей открытостью, на которую способно человеческое сердце.

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-va...

В рубрике «История Церкви» две статьи опубликованы к 190-летию памяти преподобного Серафима Саровского. Одна из них, выпускника Московской духовной академии, соискателя степени кандидата богословия, насельника монастыря Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Светлограда Ставропольского края иеромонаха Павла (Дудорова), посвящена основателю и первоначальнику Саровской общежительной пустыни иеросхимонаху Иоанну (Попову) и его монастырскому общежительному уставу. Автор статьи исследует проблемы, возникшие в процессе прославления преподобного Серафима Саровского, а также особо отмечает положительную роль священномученика Серафима (Чичагова). Не остается без внимания позиция противников канонизации преподобного Серафима. Особое внимание уделяется описанию событий, происходивших в Сарове в 110 лет тому назад. Также в рубрике «История Церкви» увидела свет статья магистра богословия, выпускника Московской духовной академии иерея Илии Шаблыкова «Жизнь общины Вознесенского прихода города Ярославля в период с 1917 по 1929 год», посвященная обзору заключительного периода жизни Вознесенского прихода г. Ярославля в ХХвеке. Главным образом в статье показан быт прихода, его внутренняя жизнь в условиях до и постреволюционного времени, и рассмотрено стремление советской власти иметь контроль над внутренней жизнью прихода, желание разложить Церковь изнутри, столкнуть общины христиан между собой в некой борьбе за право находиться в более выгодном положении. Еще одна статья в этой рубрике, «Представительства и подворья Русской Православной Церкви в Европе (1988-2013 гг.)», написана аспирантом Общецерковной аспирантуры, сотрудником Отдела внешних церковных связей В.П. Фроловым. В статье представлен общий обзор становления и развития представительств и подворий Московского Патриархата, открытых на территории европейских государств и действующих в каноническом поле соответствующих Поместных Церквей. Дается хронологическое описание этапов и направлений жизнедеятельности этих учреждений в период с 1988 по 2013 годы, раскрываются наиболее заметные события, повлиявшие на их деятельность.

http://radonezh.ru/2023/03/23/sostoyalos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010