14 июня. День памяти святого Иоанна Кронтадтского . [«Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ — духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу». Святой праведный Иоанн Кронштадтский ]. Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский с внучатым племянником Игорем Шемякиным. 1900-1901. - С.4-5; 1 июня. Отдание праздника Пасхи. [У главных церковных праздников (Пасха и двунадесятые праздники, кроме Входа Господня в Иерусалим), помимо самого дня праздника, есть время подготовки к нему — предпразднство и время празднования после того, как он уже состоялся, - попразднство. Отдание Пасхи - это последний день попразднства. В отдание праздника совершается торжественное богослужение с молитвами и песнопениями, которые пелись в сам день праздника. Так, богослужение отдания Пасхи практически полностью совпадает с богослужениями Светлой недели]. Фото храма Спаса Нерукотворного Образа г. Всеволожска Выборгской епархии. - С.5; 20 июня. Начало Петрова поста. [Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Но дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому и начало Петрова поста каждый год приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. А вот заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля — последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским]. Фото. - С.5. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Чему тут радоваться ? [«Апостол Павел говорит христианам: Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16). Думается, что и две тысячи лет назад были, и сегодня легко найдутся люди, которые поспешили бы противопоставить словам апостола свою “трезвую аналитику” и со ссылкой на “информированные источники” порекомендовали бы не испытывать особого оптимизма». Размышляя на эту тему, автор колонки напоминает читателю, что речь идет не об обычной радости, а о том, что мы называем радостью о Боге. «В ситуации, в которой сейчас находится весь мир, - пишет он, - очень легко ощутить потерянность. Радость о Боге — в благодарности. В ощущении своей непотерянности для Него. В надежде, которая, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим 5:5). А что значит «не постыжает»? Это значит, что она нас не обманет, потому что Господь нас никогда не подведет...»]. Фото диакона Дмитрия Аликина/tatmitropolia.ru///Фома. - – июнь 2022. – С.6-7 . – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

Особенно наглядно это видно на праздновании годовщин исторических событий. К примеру, ежегодно годовщину, а в нынешнем году и 200-летний юбилей Бородинской битвы государство и общество празднуют не 8 сентября, а 7 сентября, поскольку к дате сражения, которое произошло 26 августа 1812 года, прибавляют не 13 дней, а 12, поскольку разница между календарями в XIX веке составляла именно 12 дней. На первый взгляд, все логично. Если только не принимать во внимание то обстоятельство, что таким образом искажается историческая достоверность события. Ведь 26 августа по юлианскому календарю Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Перед Бородинским сражением служился молебен именно перед Владимирской иконой Богородицы, а воины сражались и умирали с молитвой на устах к Заступнице рода Христианского. Это важные признаки исторического события. А вот 7 сентября (25 августа по юлианскому календарю) - это другой день календаря. Таким образом, важнейшее событие нашей истории теряет свое духовное измерение, свой духовный колорит. В угоду астрономической достоверности (может быть, и мнимой) приносится историческая достоверность события, если мы используем григорианский календарь в хронологических расчетах. Эта хронологическая несуразица приводит порой к рождению новой «благочестивой» мифологии. Один профессор написал в статье, посвященной Павлу Степановичу Нахимову, что кончина его была весьма символической, ибо умер он в день своего небесного покровителя Апостола Павла 12 июля 1854 года. На самом деле П.С.Нахимов был жив в день праздника Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он был смертельно ранен в канун праздника 28 июня, а скончался на следующий день после праздника 30 июня (по юлианскому календарю), но если прибавить не 13, а 12 дней, то историческая достоверность искажается. Такая же история и с датой кончины нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина . Прибавляя к дате кончины по юлианскому календарю 12 дней, иные мифотворцы попадают в день памяти преподобного Ефрема Сирина, чью чудную великопостную молитву Пушкин переложил в стихах. И вот рождается еще одна «благочестивая» легенда: Пушкин умер в день Ефрема Сирина, как, мол, символично. Закавыка только в том, что когда Церковь праздновала день памяти преподобного Ефрема 28 января 1837 года, Пушкин был жив. Он скончался на следующий день.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Соч.: Слово при наречении во епископа Манхеттенского//Правосл. Русь. 1984. 24(1285). С. 8-9; Приветствие от Комитета рус. правосл. молодежи за границей//Там же. 1987. 24(1357). С. 7; Дом милосердия//Там же. 1991. 24(1453). C. 4; Архиерейский Синод//Там же. 1992. 14(1467). C. 7; Памяти архим. о. Лазаря (Мура)//Там же. 24(1477). C. 12-13; К 40-му дню со дня кончины архим. Арсения//Там же. 1993. 6(1483). С. 5-6 (в соавт. с Л.М.К.); Памяти архим. Геласия//Там же. 1994. 21(1522). C. 14; Миссия РПЦ в Корее//Там же. 24(1525). C. 14-15; Кончина архиеп. Павла//Там же. 1995. 5(1530). C. 12-13 (в соавт. с Е. Ширинской); Иллюстрированный календарь Комитета рус. правосл. молодежи//Там же. 21(1546). C. 12; Посещение миссии РПЦЗ на Гаити//Там же. 1996. 5(1554). С. 8-9, 15; Слово преосв. архиеп. Илариона по прибытии на Сиднейскую кафедру//Церковное слово. Сидней, 1996. 6/7. С. 1-2; Приветственное слово преосв. архиеп. Илариона, сказанное в кафедр. соборе св. апостолов Петра и Павла новому викарию Австралийско-Новозеландской епархии преосв. Гавриилу, еп. Бризбенскому//Там же. 9. С. 6-7; Священное Писание и наше отношение к нему//Там же. 1997. 2. C. 15-17; Вступительный доклад правящего архиерея Австралийско-Новозеландской епархии на 11-ом епарх. съезде, г. Сидней, 29-30 апр. и 1 мая 1998 г.//Там же. 1998. 3. С. 4-7; Доклад правящего архиерея о состоянии дел с регистрацией имущества на 11-ом епарх. съезде//Там же. 3. С. 8-12, 14; Помогите нашему миссионеру в Корее//Там же. 4. C. 25; История рус. Православия в Австралии и мысли о его будущем//Там же. 1999. 2. С. 3-9; Копия письма, посланного архиеп. Иларионом премьер-министру Джону Ховарду//Там же. 3. С. 22; Помогите поставить памятник на могиле о. Иннокентия//Там же. 7/8. С. 27; Христианское гостеприимство//Там же. 2000. 1. С. 8-13; Краткая биография о. Михаила Ли//Там же. 5. С. 20-21; Judge Not, That Ye be Not//Там же. 2001. 1. C. 1-2, 7-8; Слово в день прославления новых рус. святых угодников//Там же. 4. С. 3-7; Доклад преосв. архиеп. Илариона о жизни Австралийско-Новозеландской епархии//Там же. 2002. 1. С. 5-8; Доклад архиеп. Илариона на епарх. съезде Австралийско-Новозеландской епархии 13-26 марта 2005 г.//Там же. 2005. 4. С. 23-26; О предстоящем Всезарубежном Соборе//Там же. 2006. 3. С. 4-6; Заявление архиеп. Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона, 1-го заместителя председателя Архиерейского Синода на епарх. съезде Австралийско-Новозеландской епархии 13-26 марта 2005 г.//Там же. 9. С. 10-11; Слово архиеп. Илариона на заочном отпевании митр. Виталия//Там же. 2007. 1. С. 8-9.

http://pravenc.ru/text/389183.html

Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был римским гражданином. Оба апостола погибли в один день, хотя и с разницей в один год, – 29 июня по старому или 12 июля по новому стилю. «Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры и в страданиях. Само имя «Петр», нареченное Господом, означает «камень», поскольку Петр исповедал своего Учителя Сыном Божиим. На камне этого исповедания, этой правой, православной веры в Господа, Христос создал Церковь Свою. «Павлов разум» – это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет «ум Христов», как говорится в одном из посланий. Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопрошением «Любиши ли Мя?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своей немощи. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать на Фаворе при Преображении Господа, который своими бесчисленными трудами и страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, – до конца своей жизни держал в памяти давно искупленную вину. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Петр просил распять его не как Христа, а вниз головой – как недостойного ученика. Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда очень смиренно думал о себе.

http://pravoslavie.ru/2414.html

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

http://pravoslavie.ru/1441.html

Вот почему в «Постановлениях Апостольских» сказано: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». И по свидетельству св. Льва Римского: «После продолжительного праздника Пятидесятницы… после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа,… обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела». Он же указывает и причину данного установления: «Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога… Из апостольских правил первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста…. Итак, возлюбленные, мы должны упражняться в посте преимущественно в настоящее время, по окончании 50-ти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались». Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) уже не уговаривает и прямо говорит, что «за семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Почему этот пост назван апостольским? Раньше этот летний пост называли постом Пятидесятницы, а как апостольский он утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных ап. Петра и Павла. Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор (как на Востоке, так и на Западе) этот день стал особенно торжественным, к которому готовились постом и молитвой, беря пример с апостолов, принявших в посте и молитве Духа Святого в день Пятидесятницы. Блаж. Семеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста… и воздержания». По утверждению св. Иоанна Златоуста «апостолы почти всегда постились».

http://azbyka.ru/video/66-apostolskij-po...

Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова, Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (см. Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стали распространять слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как можно было украсть тело группе испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа измученных и испуганных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы — тот, кто нарушал закон воинский, тут же умерщвлялся. Невозможно было украсть тело на глазах стражи, отвалив тяжелейший камень. И те, кто говорил, что тело украли, конечно, сознавали свою слабость, да и видели, что людей не убеждают эти лживые слова. И тогда для того, чтобы весть о Воскресении не распространялась, гонение было обращено на самих свидетелей Воскресения — на святых апостолов. И послание Коринфянам, отрывок из которого мы сегодня слышали, свидетельствует о тех страшных испытаниях, через которые прошел апостол Павел: трижды был побиваем палками, пятикратно получил по сорок ударов без одного (см. 2 Кор. 11:24-25). И побивание камнями, и опасные путешествия, и клевета, и кораблекрушения, и пребывание в море почти сутки без всякой надежды спастись во время шторма, и разбойники на дорогах, и гонения от властей, и гонения от лжебратии — в этой жизни как бы не было ничего светлого, не было ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной: пот и кровь, и страдания, и муки, и крыши над головой нет, и средства к существованию — лишь то, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. И, несмотря на эту жизнь, исполненную страданий, он нес миру свидетельство о Воскресении — так же, как и первоверховный Петр. Их жизни заканчиваются трагически: Петра распинают вниз головой при императоре Нероне в Риме, а Павла усекают мечом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

Богослужебные песнопения исполнил хор Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга под управлением Л.А. Дунаева. На богослужении присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, депутат Государственной Думы ФС РФ В.С. Макаров, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга В.В. Кириллов. Среди молившихся были настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии, православные добровольцы, жители и гости Северной столицы. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Часть верующих молилась за Литургией,наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном перед собором.  Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу. Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий от лица архиереев, духовенства и верующих Санкт-Петербургской митрополии приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, а также две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал покровцы, митрополиту Варсонофию были вручены памятные крест и панагия. Затем Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву у могилы Петра I в Петропавловском соборе. «В связи с 350-летием государя-императора Петра, тело которого покоится в этом святом храме, давайте вспомним его словами, которыми мы сопровождаем погребение всех наших родных и близких. Тем более речь идет о государственном деятеле, основавшем город, в котором мы сейчас находимся, и определившем это место, кстати, как место исторического кафедрального собора города Петербурга. Помолимся об усопшем государе-императоре Петре Великом», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Была возглашена «Вечная память» и исполнен тропарь «Общее воскресение». Святейший Патриарх Кирилл возложил к могиле императора букет белых роз.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы (регент — Д.С. Ведерников).  На богослужении присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплин, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.  Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении души новопреставленного протоиерея Николая Тетерятникова, настоятеля храма великомученицы Екатерины в Мурино Ленинградской области.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Кирилла Воскресенского, клирика храма апостолов Петра и Павла, Патриаршего подворья в Тропареве г. Москвы, в сан пресвитера.  Проповедь перед причастием произнес иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Подкопаях г. Москвы.  По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар Успенскому собору депутат Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплин передал Евангелие, которое, как он отметил, «по благословению Святейшего Патриарха более двух лет изготавливали лучшие русские ювелиры». Принимая дар, Святейший Владыка сердечно поблагодарил Н.Ю. Чаплина, подчеркнув, что исторически многие церковные ценности «были вкладами людей состоятельных, для которых судьба Церкви, судьба страны была их собственной судьбой». «Очень важно то, что эта замечательная традиция доброделания сегодня продолжается в нашей стране, и Вы являетесь одной из знаковых личностей, которые эту замечательную традицию доброделания продолжают. Пусть Господь хранит Вас и укрепляет на путях Вашей жизни!», — добавил Предстоятель, обращаясь к депутату. 

http://patriarchia.ru/db/text/5956876.ht...

Впервые я увидела отца Николая Трубецкого в храме святых апостолов Петра и Павла на курорте Кемери, где регулярно проводила в молодости свой летний отпуск вместе с близкой мне по духу Анной Александровной Сетцис, в прошлом духовной дочерью священномученика Сергия Мечёва. Спрятавшийся в глубине парка под кронами вековых дубов и лип, этот маленький деревянный храм, построенный в конце XIX века в древнерусском стиле без единого гвоздя, был чудом красоты и удобнейшим местом для внимательной молитвы. Постоянных местных прихожан здесь было немного, богомольцами в основном были приезжие, лечившиеся в санаториях и поликлиниках, а также ценители живописной природы тех мест (посёлок был окружён лесом и расположен в шести километрах от моря) и любители уединения. Нельзя не вспомнить двух постоянных паломников, ежегодно приезжавших в Кемери — отца Константина Карчевского из Киева и отца Петра Гнедича 2 из Ленинграда. Они снимали две комнатки в маленьком доме на опушке леса, и отец Николай Трубецкой в годы своего служения в Кемери (1957–1960) любил бывать у них и вести с ними беседы на богословские темы. “Я, как аккумулятор, заряжаюсь от них”, — признавался он нам. Наше первое близкое знакомство с протоиереем Николаем состоялось в 1957 году, когда мы после литургии ехали по какой-то надобности в Ригу и оказались в одном вагоне с отцом Николаем, который после службы возвращался домой. Разговорились, нашли общих знакомых среди москвичей. А когда отец Николай узнал, что мы ещё ничего не ели, то тут же пригласил нас к себе домой на обед. В доме на ул. Петра Стучки (название советских времён) мы застали всю семью Трубецких и ещё кого-то из гостей. Трапеза была скудной: на столе стояло большое блюдо варёного картофеля и такое же блюдо помидор, каждый накладывал себе в тарелку сколько хотел. Позднее мы узнали, что для пополнения семейного бюджета отец Николай вместе с сыном-отроком Никодимом работал в то время маляром на архиерейской даче в Дубулты. Стены столовой в квартире Трубецких были увешаны небольшими акварелями с видами Псково-Печерского монастыря, и матушка отца Николая, Ирина Ивановна, рассказала нам, что она училась живописи у известного художника Виноградова, акварели же написаны ею в Печорах, где они с отцом Николаем проводили первое лето после свадьбы. Ирина Ивановна производила впечатление человека очень спокойного и рассудительного, и стоило отцу Николаю темпераментно увлечься разговором, как по лицу её скользнула едва уловимая тень. От отца Николая это не скрылось, и он тут же умолк. Единодушие батюшки и матушки было полным и неразрывным.

http://pravmir.ru/svetloy-pamyati-ispove...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010