Митрополит напомнил, что в торжествах, посвященных 300-летию начала духовного образования в северной столице и 75-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ, которые проходили 19-21 мая, принял участие Святейший Патриарх Кирилл . В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова он возглавил Божественную литургию в храме СПбДА , посвященном святому. Следующее посещение епархии Святейшим Патриархом планируется на 12 июля, день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла , когда Предстоятель совершит Божественную литургию в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости . Владыка отметил, что в последние три месяца в каждой из епархий проводились памятные мероприятия, конференции, велась благотворительная и социальная деятельность - в том числе по оказанию помощи беженцем с Донбасса и Украины. Глава митрополии обратил внимание правящих архиереев областных епархий на новое направление церковной деятельности, которое разрабатывается возглавляемой митрополитом Варсонофием комиссией Межсоборного присутствия. Оно касается работы с пожилыми прихожанами. Принят проект рекомендаций, которые в течение года предстоит апробировать в епархиях архиереев - членов комиссии. В Санкт-Петербургской епархии апробация будет проходить на трех приходах, настоятелям которых показалась интересной такая работа. Митрополит рассказал также о решениях Священного Синода, принятых на заседаниях 27, 29 мая и 7 июня. На заседании 27 мая, в частности, речь шла об утверждении к общецерковному богослужебному употреблению ряда гимнографических текстов, о введении в епархиях Русской Православной Церкви единой формы бланков свидетельств о совершении таинств Крещения и Венчания. Заседание 29 мая было внеочередным, оно было посвящено принятым на состоявшемся 27 мая в Киеве Соборе Украинской Православной Церкви дополнениям и изменениям в ее устав. Была выражена поддержка архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам УПЦ, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны раскольнических структур, местных властей, СМИ, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

О древнем почитании св. Икон свидетельствуют многие Церковные писатели. Евсевий упоминает о древнейших Иконах Спасителя и Апостолов Петра и Павла 121 . «Считаю неприличным, пишет он, умолчать о предмете, достойном памяти потомков. Повествуют, что кровоточивая жена, о исцелении которой мы знаем из св. Евангелия, родилась в упомяпутом городе (в Кесарии Филипповой, которой Финикиане называют Панеадом), где и дом ее показывают, и что доселе там сохраняются удивительные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. Ибо на высоком камне пред воротами дома ее поставлено медное изображение жены, падшей на колена и простершей руки, как бы умоляющей. Перед сим изображением стоит другое, в прямом положении, из того же металла – изображение мужа, благолепно одетого и простирающего руку к жене. Говорят, это изображение Иисуса. Оно сохранилось до наших времен и его могут видеть приходящие в город. И не должно казаться удивительным, что те из язычников, которые древле были исцелены Спасителем нашим, так делали, когда и изображения Апостолов Петра и Павла и наконец Самого Христа мы видим начертанные на досках красками и хранимые. Древние обыкновенно так почитали тех, коих считали своими избавителями» 122 . Свидетельство Евсевия указывает на древнее со времени Иисуса Христа и Апостолов употребление и почитание св. Икон. По словам св. Иоанна Дамаскина , Равноапостольный Константин повелел начертать в церквах живыми красками рождество Спасителя, поклонение пастырей, волхвов, течение звезды, Симеона Богоприимца, Крестителя и проч. 123 Афанасий Великий называет безумными тех, кои, по гордости своей, не почитают Креста и святых Икон 124 . Амвросий Медиоланский говорит: «почитаем Господа в изображениях» 125 . Св. Иоанн Златоуст имел Икону Ап. Павла, и когда читал его послания, то устремлял на нее взор свой, так, как бы внимал ему живому и ублажал его самого 126 . Астерий Амасийский V века упоминает об Иконе св. Мученицы Евфимии. Шестым Вселенским Собором постановлено правило относительно образа Агнца, вземлющаго грехи мира 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кстати заметим из примера святаго Павла, как верно, даже до ныне, в Церкви Божией сохраняется тот же дух и тот же чин, какой учением и примером ввели в нее святые Апостолы. В каждом Богослужении слышите вы, как Церковь призывает всех верующих, не исключая немощнейшаго и последняго, молиться, как друг за друга вообще и в разных отношениях, так в особенности за тех, которые призваны в преемственное Апостолам служение благодати. Дабы, без трудных разсуждений, ясно показать вам благотворное действие молитвы друг за друга, приведу пример другаго Апостола. «Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем. Егда же хотяше его извести Ирод», для суда, и, вероятно, для убиения, «в нощи той бе Петр спя между двема воинома, связан железнома ужема двема, стражие же пред дверми стрежаху темницы» ( Деян.12:5–6 ). Опасность крайняя; избавление кажется невозможным; притом же сам Петр не молится о избавлении: «бе Петр спя». Но какая нечаянность! «Се Ангел Господень предста» ( Деян.12:7 ). Он разбудил Петра; оковы спали с него сами собою; Ангел провел его сквозь запертыя двери, между стоящими при них стражами, и оставил на свободе. Каким же образом Петр не вымолил, а покоясь сном приобрел себе избавление 600 ? Тем образом что «молитва, бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем». Она совершила избавление Петра без его усилия и без его ведома. Мало сведущие в делах духа могут спросить: почему посторонняго молитвеннаго содействия, или даже полнаго действия, требуют и такие люди, которые имеют сами дар молитвы, возделанный упражнением, и приносящий даже чудесные плоды? Некоторые, по недоумению, в простоте, могут сказать о Петре или Павле то, что некогда Иудеи, в ожесточении, в укоризну говорили о Христе: «иныя спасе, себе ли не можешь спасти?» ( Мф.27:42 ) На сие, для искренно вопрошающих, ответствуем: Павел просит себе чужой молитвы, по смирению; Петр не спасает себя из темницы, по отвержению своей воли, по преданности в волю Провидения Божия: между тем как того же Петра, и того же Павла, в молитве за других гораздо более свободными, и по вере дерзновенными, делает человеколюбие и сострадание; и потому они подлинно иныя спасают своей молитвою, и не стыдятся сами молитвою иных быть спасаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Даже в те времена, когда они оба были верными и ревностными проповедниками слова Божия. Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. И Павел же, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. По дороге в Дамаск будущий апостол услышит голос Бога, физически ощутит свою слепоту и прозреет духовно. Так Господь совершает великое чудо обращения врага в ревностного служителя и проповедника. В Новом завете среди апостольских посланий больше всего посланий апостола Павла, повествование Деяний Апостольских указывает нам о тех путешествиях, скорбях и трудностях, которые выпали апостолу Павлу. Наконец, жизнь апостола Павла, как и апостола Петра, заканчивается мученически, усекновением мечом в Вечном городе, гражданином которого был Павел. Возможно, наверное, далеко не все и не у всех дороги ведут в Рим, но кровь апостолов Петра и Павла стала свидетельством исключительной верности и любви ко Господу именно там, где был центр самого яростного неприятия правды Божией, и их смерть стала торжеством победы над смертью и пустотой духовной. Пост — время подражания Апостолы Петр и Павел есть величайшие образцы духовной твердости и разума. Верность и знание, простота и вдохновенное слово – не являются ли главным в том, к чему призваны все мы – христиане, к проповеди Евангелия, к спасению и вечной жизни с Богом? Когда в храмах совершается богослужение памяти кого-либо из апостолов, то в определенный момент поется величание поминаемому святому, в котором есть такие слова: «и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове». То есть, иначе говоря, хотя подвиг апостольский и был труден и сопровождался многими скорбями и лишениями, но в нем никого из учеников Спасителя никогда не оставляла духовная радость и благодать Святого Духа, данная им в день Пятидесятницы.

http://pravoslavie.ru/104390.html

Собственно Сакраментарий начинается с инципита In nomine Domini и молитв мессы вигилии Рождества Христова, затем идут мессы дня праздника и ряд памятей Рождественской седмицы. После октавы Рождества помещаются молитвы мессы мученикам и неск. формуляров воскресных месс. Далее - праздник Богоявления, ряд памятей (14 янв.- 25 марта), праздники Сретения (названный Ypopanti - от греч. παπαντ) и Благовещения (только в ред. H и ред. T), мессы подготовительных к Великому посту недель и мессы великопостного цикла. В субботу 1-й седмицы поста совершается служба 12 чтений (пост 1-го месяца). 5-я неделя носит название De passione, 6-я - Вход Господень в Иерусалим. В Великий четверг совершается воспоминание Тайной вечери (в ред. H и ред. T выписаны еще и чины благословения мира (хрисмы) и заклинания елея). Далее следуют молитвы Великой пятницы (в ред. H и ред. T добавлены благословение соли, молитвы принятия в число оглашаемых и молитвы св. Четыредесятницы над детьми) и Великой субботы , к-рые читает папа (в ред. H и ред. T еще и благословение вод источника и помазание детей), молитвы ночной и утренней месс. На 8-й день после Пасхи (post albas) указаны молитвы, «завершающие праздничные дни» (в ред. P - празднование годовщины Крещения (In Pascha annotina) и праздник Благовещения). Далее возобновляется санкторал (памяти 14 апр.- 25 мая). 25 апр. совершается великая литания. В ред. P имеется праздник Обретения Креста (3 мая). В субботу перед Пятидесятницей читаются молитвы схождения в воды и восхождения из вод источника. В субботу 1-й седмицы после Пятидесятницы совершается служба 12 чтений (пост 4-го месяца). Затем снова идут памяти святых (1 июня - 13 дек.) и праздники Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) с вигилией, апостолов Петра (29 июня) с вигилией и Павла (30 июня) с общей октавой апостолов, Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.). В ред. P к ним добавляется воспоминание мученичества (passio) Иоанна Предтечи (29 авг.). 14 сент. празднуется Воздвижение Креста, в субботу по Воздвижении совершается служба 12 чтений (пост 7-го месяца). 29 сент.- Освящение базилики арх. Михаила. После памяти ап. Андрея (30 нояб.) - молитвы начала периода Адвента . В субботу 3-й седмицы Адвента - служба 12 чтений (пост 10-го месяца).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

Христианство же о всяком умершем молит Бога, чтобы благий человеколюбец Бог простил почившему «всякое согрешение, содеянное словом или делом или помышлением: яко несть человек, иже поживет и не согрешит» . Нельзя говорить о жизни и деяниях апостолов Петра и Павла, царей Давида и Соломона, не касаясь Петрова отречения от Христа, Павлова гонения на Христа, Давидова покаянного псалма «Помилуй мя, Боже» и Соломонова Екклезиаста с обстоятельствами, при которых покаянный псалом и Екклезиаст написаны. И этим упоминанием не наносится оскорбления святой памяти святых мужей. По этой почетной аналогии не нанесем оскорбления памяти и поминаемого великого поэта, если коснемся его заблуждений. Он сам хотел завещать и завещал свои мысли и чувства, дела и слова памяти потомства. Что же? Мы и помним, и теперь, вспоминая, исполняем только его собственное завещание… Сегодня во всех концах России будут прославлять его и только прославлять. Мы же напомним вам, что поминаемый нашею и вашею молитвою раб Божий Александр сам себя сопоставлял с евангельским блудным сыном, что вот он, «как отрок Библии, безумный расточитель, до капли истощив раскаянья фиал, увидев наконец родимую обитель, главой поник и зарыдал». Евангельская притча, произведение творчества небесного, превосходящего, покрывающего и освещающего всякое самое превыспреннее творчество земное, осветит знаменательно-умилительным светом несчастную кончину, как и все грехопадения нашего поэта, как и раскаянье его и все доблести, и прояснит нам, за что это мы за него всероссийским собором молимся и о чем молимся. Это был сын Отца Небесного, как и все мы, но сын, особенно любимый, потому что необычайно одаренный. В доме Отца Небесного пребывал он кроткою верою недолго, по-видимому только в чистом невинном детстве, к которому так нередко обращался с сладкими воспоминаниями, вздыхая к возникающим в измученной заблужденьями душе виденьям «первоначальных чистых дней». Недостатки общего российского воспитания высших классов того времени он осмеивает; недостаток своего собственного первоначального воспитания он впоследствии даже проклинал, выражаясь его крайне сильным языком.

http://zavet.ru/a/rss_1298367911.html

Эти два апостола — Петр, которого Господь нарек камнем и которому сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), и Павел, который был призван позже других апостолов, но который, как сам он говорит, потрудился больше других в благовестии Христовом (см. 1 Кор. 15:10), — прославляются Церковью как первоверховные. Причем мы знаем, что, хотя при жизни апостолы Петр и Павел встречались нечасто и похоронены они были после своей мученической кончины в разных местах, тем не менее, и в Восточной Церкви, и в Западной Церкви их память всегда совершалась вместе. И хоть впоследствии в Западной Церкви апостола Петра возвеличили для того, чтобы создать учение о первенстве Римского епископа, которое якобы перешло от апостола Петра, но литургический праздник апостолов даже там все равно остается одним и тем же. То есть эти два апостола в памяти Церкви связаны неразрывно. Неслучайно на Святой Руси строилось множество храмов, посвященных апостолам Петру и Павлу, но у нас не было храмов, которые были бы посвящены только апостолу Петру или только апостолу Павлу. А почему? Да потому что память их совершается в один день, и престольный праздник Петропавловского храма всегда выпадает на день памяти двух апостолов, а не одного из них. Мы сегодня прославляем этих двух великих апостолов, двух проповедников христианства и восхищаемся их трудами, их апостольским подвигом. Мы прославляем их как тех, кто донес до нас весть о Христе Распятом и Воскресшем, а апостола Павла особым образом прославляем как того, кто первым богословски осмыслил то, что видели своими глазами другие апостолы. Читая Евангелие, мы видим, что апостолы мало понимали из того, что происходило вокруг них. Господь Иисус Христос произносил притчи, а ученики просили Его: " Изъясни нам притчу сию " (Мф. 15:15), Христос совершал чудеса, а их духовные очи оставались закрытыми, так что очень часто Господь обличал их в непонимании. И только после того как на апостолов сошел Святой Дух в день Пятидесятницы, они начали, вспоминая то, что видели, осознавать, что же такое произошло и Кто Такой был в действительности Господь Иисус Христос: не просто человек, не просто великий пророк, а Бог, ставший человеком, Бог Воплотившийся, Который пришел для того, чтобы спасти каждого человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5828034.ht...

Апостол Павел преодолевал многие километры пути для того, чтобы донести до разных уголков земли весть о Христе Распятом и Воскресшем. Также для того, чтобы объяснить первым христианам, что означала эта весть, он направлял свои послания в Церкви, которые создавались. Читая эти послания сейчас, мы зачастую не сознаем, что в тот момент, когда они были написаны, не имелось четырех Евангелий: они были еще только в стадии написания, еще не стали Священным Писанием Церкви. И когда апостол Павел говорит о Священном Писании, он говорит о Ветхом Завете. Он не цитирует Евангелия, потому что тех еще не было. То есть самые ранние христианские писания, которые появились, принадлежат святому апостолу Павлу. Эти два апостолаПетр, которого Господь нарек камнем и которому сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), и Павел, который был призван позже других апостолов, но который, как сам он говорит, потрудился больше других в благовестии Христовом (см. 1 Кор. 15:10) – прославляются Церковью как первоверховные. Причем мы знаем, что, хотя при жизни апостолы Петр и Павел встречались нечасто и похоронены они были после своей мученической кончины в разных местах, тем не менее, и в Восточной Церкви, и в Западной Церкви их память всегда совершалась вместе. И хоть впоследствии в Западной Церкви апостола Петра возвеличили для того, чтобы создать учение о первенстве Римского епископа, которое якобы перешло от апостола Петра, но литургический праздник апостолов даже там все равно остается одним и тем же. То есть эти два апостола в памяти Церкви связаны неразрывно. Неслучайно на Святой Руси строилось множество храмов, посвященных апостолам Петру и Павлу, но у нас не было храмов, которые были бы посвящены только апостолу Петру или только апостолу Павлу. А почему? Да потому что память их совершается в один день, и престольный праздник Петропавловского храма всегда выпадает на день памяти двух апостолов, а не одного из них. Мы сегодня прославляем этих двух великих апостолов, двух проповедников христианства и восхищаемся их трудами, их апостольским подвигом. Мы прославляем их как тех, кто донес до нас весть о Христе Распятом и Воскресшем, а апостола Павла особым образом прославляем как того, кто первым богословски осмыслил то, что видели своими глазами другие апостолы.

http://mospat.ru/ru/news/87724/

«Ходите в любви, как и Христос возлюбил нас» ( Еф.5:2 ): эти слова увещания Апостола языков обращены к нам, носящим имя христиан по имени Спасителя, и движут нами, особенно теперь, когда время все настоятельнее требует расширения сферы любви; ибо наши души, по милости Божией, горят желанием сделать все возможное, чтобы привести к единству тех, кто призван служить этому единству, представляя собой единое тело Христово. Что касается Нас лично, Мы, занимая по расположению Божественного Провидения, Престол Святого Петра и близко к сердцу принимая эту заповедь Господню, уже много раз заявляли о Нашей непреклонной воле использовать все предоставляющиеся возможности, дабы исполнить эту волю Искупителя. Итак, Мы размышляем о тех печальных событиях, которые – после многочисленных разногласий положили в тысяча пятьдесят четвертом году начало тяжелой вражды между Римской и Константинопольской Церквами. Так что впоследствии наш предшественник, святой Григорий VII справедливо писал: «Насколько... благотворным было прежде согласие, настолько губительным стало потом для обеих (сторон)... охлаждение любви» (Посл. Михаилу, имп. Константиноп., Reg. 1.18, ed. Е. Caspar, p. 30). Распря зашла столь далеко, что папские легаты анафематствовали Михаила Керулария, Патриарха Константинопольского, а вместе с ним – еще двух клириков, Патриарх же, в свою очередь, и его Синод произнесли анафему на папских легатов. Теперь же, когда изменились и времена и людские души, Мы счастливы, что наш досточтимый брат Афинагор I, Патриарх Константинопольский, и его Синод единодушны с Нами в нашем желании восстановить узы любви, «сладостно и прочно связующей души» (см. св. Августин, Проповеди 350.3; PL 39.1534), существовавшие некогда между нами. Итак, исполнившись решимости идти вперед по пути братской любви к полному единству, преодолевая все препятствия, встающие перед нами, перед лицом епископов, собранных на II Вселенском Ватиканском Соборе, Мы заявляем, что глубоко сожалеем о словах и делах, сказанных и совершенных в то время и которые не могут быть одобрены. Кроме того, Мы хотим изгладить из памяти Церкви и отнять из ее среды произнесенную тогда анафему, предав ее полному забвению. Мы радуемся, что Нам дано совершить это служение братской любви здесь, в Риме, у гроба Апостола Петра – в тот самый день, когда в Константинополе, называемом Новым Римом, совершается то же самое действие в тот день, когда Церковь Запада и Востока празднует память святого Амвросия Епископа и общего Учителя обеих Церквей. Пусть премилостивый Бог, Податель мира, претворит в действие это наше единодушное стремление и обратит это проявление всехристианского братства во славу Свою и к благу душ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Владыка Антоний также выразил митрополиту Илариону сердечную благодарность за его богословские труды. «Ваши книги, Ваши мудрые слова переведены на многие языки мира. Они, в частности, переводятся и на сербский язык, и православные сербы черпают в них премудрость, которая хранится в источнике православной веры», — подчеркнул представитель Сербской Православной Церкви. На память о служении на Сербском подворье владыка Антоний подарил председателю ОВЦС вышитую в Сербии митрополичью мантию. Передавая дар, епископ Антоний попросил митрополита Илариона молиться о клириках и прихожанах подворья, о православной Сербии, о многострадальном Косове и всей Сербской Церкви. В ответном слове митрополит Иларион сказал: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость уже во второй раз в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посещать этот святой храм — подворье Сербской Православной Церкви и совершать здесь Божественную литургию в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые являются небесными покровителями этого святого храма. Почему Церковь установила празднование памяти этих святых апостолов вместе, а не по отдельности? Есть разные толкования: одни говорят, это потому, чтобы не выделять особую роль апостола Петра, но подчеркнуть, что апостол Павел не менее его потрудился в благовестии Христовом, другие приводят иные толкования, но есть неоспоримый факт: Церковь установила особое празднование и пост, предшествующий этому празднованию, для того, чтобы почтить память этих двух столпов христианской Церкви. Когда мы думаем о жизни и проповеди Господа, мы невольно спрашиваем себя: почему Господь Иисус Христос решил передать Свое учение через людей? Почему Он не захотел написать что-нибудь Сам? Ведь, казалось бы, такая была уникальная возможность — Сам Бог стал человеком, неужели у Него не нашлось бы времени изложить письменно то, что Он хотел сказать людям, и тогда мы все точно знали бы, что это именно слова Господа, которые Господь Сам написал, а не то, что пересказали другие люди. Господу было угодно доверить Свое учение людям для того, чтобы оно до нас дошло через людей. И евангелисты, и авторы апостольских посланий — это были апостолы, те, которые слышали слова Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1219026.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010