Петропавловский собор был построен по указу царя Петра I. Возведен в 1712-1733 годах под руководством архитектора Доменико Трезини. 12 июля 1733 года он был освящен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство. В 1919 году собор был закрыт. Ныне находится в управлении Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Собор является усыпальницей императорского Дома Романовых. Первым здесь был похоронен основатель Санкт-Петербурга император Петр Великий, 350-летие которого отмечается в 2022 году. С 1990-х годов в соборе регулярно служатся панихиды по российским императорам, а с 2000 года — совершаются богослужения. Настоятель собора с 2001 года — архимандрит Александр (Федоров). В 2022 году исполнилось 300 лет иконостасу Петропавловского собора. Золоченый резной иконостас был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля. Его центральная часть решена в виде триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге. В композиции и символике иконостаса развиваются темы торжества российской государственности и прославление деяний Петра I. Иконостас сохранился почти в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой. Иконостас символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых: в нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. В юбилейный год 350-летия императора Петра I над его надгробием была помещена восстановленная мерная икона. В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такая икона соответствовала размерам — «мере» — ребенка. На ней изображали святого, в честь которого крестили новорожденного, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост ребенка), ширина — 13,5 см (ширина плечиков ребенка). Судьба оригинала иконы неизвестна. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Интервью номера: Борис Корчевников , тележурналист, руководитель телеканала «Спас». Все несказанные «прости» мы несем вместе с собой .  Беседовала Дарья Баринова . Фото: Владимира Ештокина; Михаила Фомичева/ТАСС; Из личного архива//Фома. - – июль 2018. – С.8-15. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Бедность и богатство: Бедность – расплата за грехи ? Письмо читателя/ Светлана , Самара. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство »).   Правда жизни без купюр. Как размер доходов характеризует вашу душу . На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.18-23. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл . Блудница и апостол: как столкнулись два мировоззрения . Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Христос и грешница. Художник Андрей Миронов. 2016//Фома. - – июль 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   ВЕРА (раздел). – С.26-53.   Школа «Фомы». Именины: Павел . [Иллюстрированная информация: Значение имени : Павел – имя латинского происхождения и переводится как «малый», «небольшой»;   Дни памяти : 12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов  Петра и Павла; Апостол Павел (ок. 5- 64/67) ; Другие святые с именем Павел : Преподобный Павел Препростый (скончался в 339 году).  Священномученик Павел Фокин (1883-1918); Известные люди с именем Павел :  Павел Третьяков (1832-1898). Павел Лунгин (род. в 1949 году); Интересные факты . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Апостол Павел. Иконописный образ; Казнь первомученика  Стефана, во время которой будущий апостол (носивший тогда имя Савл) стоял неподалеку и держал одежды тех, кто бросал камнями в исповедника. Живопись; Из жития апостола Павла. Иконопись; Преподобный Павел Препростый. Икона; Священномученик  Павел Фокин. Прижизненное фото; Портрет Павла Третьякова. Художник И. Крамской. 1876; Кинорежиссер Павел Лунгин. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Царь Саул, в честь которого апостол Павел получил свое имя. Фрагмент картины «Давид и Саул». Эрнст Юсефсон. 1878; День Петра и Павла. Икона праздника; Базилика святого Павла в Риме, где хранятся мощи апостола Павла. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

Первый же текст праздника говорит нам об этом (1-я стихира на Господи, воззвах на велицей вечерне): «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы и совокупленныя духом…» Один — из первых апостолов, кто был «самовидцем Слова и слугой», другой — гонитель, обратившийся сверхъестественным и чудесным образом. «Разделенныя телесы», не так уж много времени при жизни они провели вместе, а вот празднуют им вместе, и на иконе они изображаются вместе, «совокупленныя духом». Это единство явлено нам и в богослужении. То, что для нас звучит затерто и привычно: Петр и Павел, храм Петра и Павла, Петропавловская крепость — мы должны почувствовать более остро, помнить, что это единство, «совокупление духом», далось не просто, в результате преодоления многих земных условностей и разделений. Есть и попразднство у этого праздника: на следующий день после памяти Петра и Павла празднуется собор 12 апостолов. Мария Красовицкая «Литургическое богословие»   Шиманский «Литургика» «Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13:2-3.), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары. О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях». Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель; при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.). По определению Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в Уставе никаким праздником (до службы «на 6» включительно), — поется «Аллилуиа» с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

«Мы думаем, что память о святых Муромских угодниках очень востребована сегодня, – вступает в разговор Станислав, – когда в обществе идет жесткая дискредитация института семьи, ведется разнузданная пропаганда того, будто он устарел, “от жизни нужно брать все”, верность хранить незачем. А этот праздник – даже одним своим существованием – говорит совсем о другом – о наших тысячелетних традициях православной семьи. И замечательно, что он отмечается теперь именно на государственном уровне!» Но вот на дворе храма появляются новобрачные: стройный юноша держит за руку невесту в пышном белоснежном платье и фате с букетом алых роз. Оказывается, именно сегодня студент Московской духовной семинарии Роман и Лия, работающая в храме апостолов Петра и Павла помощником настоятеля по работе с молодежью, бракосочетались, то есть расписывались в ЗАГСе, а венчание у них назначено на понедельник, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. «То, что день преподобных Петра и Февронии отмечается теперь как церковно-государственный праздник – милость Божия, – говорят счастливые новобрачные. – Это свидетельствует о том, что и усилия государства по укреплению семьи будут благословлены Господом, и семьи станут крепче и радостнее». Тем временем завершается молебен в храме, и православный молодежный праздник перемещается в находящийся поблизости сад «Эрмитаж», где на летней сцене должен пройти большой концерт лауреатов Всероссийских конкурсов. С приветствием к собравшимся обращается председатель Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы епископ Бронницкий Игнатий: «Вот уже в третий раз мы всенародно отмечаем праздник памяти благоверных князей Петра и Февронии, но это не только церковный праздник. До официального объявления 8 июля Днем семьи, любви и верности были различные дискуссии: а правильно ли мы делаем, надо ли нам это? Сегодня мы ясно видим, что вступили на правильный путь. Хватит экспериментировать над нашим народом! Ведь дошли до того, что количество разводов настолько увеличилось, что мы не успевали переводить дух. Новые традиции, которые пытались нам навязать, были несостоятельными, ибо наш народ всегда имел свои традиции, укорененные и в истории Церкви, и в истории государства.

http://pravoslavie.ru/36031.html

Но что же делать? Кто тут виноват? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным?» … Хочется рассказать такой случай. Один христианин пришел в гости к другому и увидел на стене непристойные изображения. Гость удивился, а хозяин объяснил: «Пока эти картинки у меня висят, я живу спокойно и не грешу, а на них даже не смотрю. Но стоит мне снять их, как я сразу неудержимо впадаю в блуд. А как повешу – так снова живу спокойно…» Что же, свободен ли он греха, когда и не грешит делом? И будет ли виноват в его грехопадениях тот, кто посоветует ему все же снять со стены непотребство? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди». Змей греха терпеливо стережет свою добычу и только потому пока не терзает, что она не дергается и не пытается вырваться из клетки. И неужели надо молчать, оберегая ложный покой плененного грехом человека? Господь знал, что произведут заповеди в душе человека, и все же дал их. Апостолы тоже прямо возвещали людям, что они уже не принадлежат себе, что они «умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых». И мы должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета о нашем уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). О высоте и глубине Память св. апостолов Петра и Павла Ин. 21:15–25 Мф. 16:13–19 2Кор. 11:21–12:9 Сегодня, в день памяти святых первоверховных Апостолов, Церковь сочла нужным напомнить нам именно тот случай из жизни Петра, когда на вопрос Господа: «а вы за кого почитаете Меня?» – он прямо ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». И тогда Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин…» Но блажен вовсе не потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». А ведь Бог ничего не делает безосновательно; Он не может впустую расточать Свои дары; а значит, блаженство Петра в том, что хотя и несовершен он был тогда по плоти и по разуму, но Бог усмотрел самую глубину его души и именно ему счел единственно правильно открыть и вручить истину о Своем Сыне, пока сокрытую от других. Хотя и другие, по-видимому, были сильнее Петра. Ведь не кого-то, а Петра плоть и кровь заставили тут же прекословить Господу. А немного позже он вообще в страхе трижды отрекся от своего Учителя… И все же то, что было усмотрено Господом в его душе, так и осталось непоколебимым. И хотя пал Петр своими делами, своей плотью, но тот же Петр на мучительно-испытующие, судящие вопросы воскресшего Иисуса: «Симон Ионин! любишь ли ты меня?» – из самой глубины души отвечал: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Да, Господь, и только Он один, все знает, и поэтому Он, несмотря ни на что, не снял с Петра обетования, однажды данного: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Бог дает каждому служение и дары как хочет. Но мы говорим сегодня о тех, кто отмечен Им особой благодатью. «Кого Бог предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). Возникает вопрос: не является ли это знамением того, что Бог не одинаково любит всех Своих детей? Ответ дается самим апостолом Павлом: «Каждый получает дар ради блага всех» (1 Кор. 12, 7). Апостол Павел говорит, что он избран Богом еще во чреве матери, то есть без всякой заслуги со своей стороны. Избрание Божие сделало его апостолом, и служение его, как и служение апостола Петра, принадлежит всей Церкви. Какое исключительное место занимают первоверховные апостолы в Церкви! На исповедании апостола Петра (первом среди исповедания всех верных) строится Церковь, потому что он избран, чтобы свидетельствовать, что единственное основание этой Церкви — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 18). Апостол Павел избран, чтобы возвещать, что Церковь открыта для всех, что в ней нет ни иудея, ни эллина, и все призваны стать сынами Божиими по вере во Христа Иисуса. Избрание апостола Павла имеет целью полноту исполнения замысла Божия — спасение всех людей без исключения, и в особенности тех, кто не знал истинного Бога и был отвергнут. Ради них он избран, ради всех нас. Избрание апостола Петра столь значительно, что отмечено с первой встречи с Господом изменением его имени. Мы услышим сейчас на Утрени Евангелие о тройном вопрошании Воскресшего Христа о любви к Нему Петра. Все Святые отцы говорят, что это относится к тройному отречению Апостола. И, конечно, неслучайно Господь называет его не именем Петр, а его первым именем — Симон, сын Ионин. Это означает, что Спаситель предлагает ему восстановить свое избрание, принести исповедание во изглаждение его предательства. В греческом тексте вопрос Спасителя — не просто повторение. Всякий раз он обретает новые оттенки. Точно так же, как слова Господа: «Паси агнцы Мои, паси овцы Мои». На первое вопрошание: «Любишь ли Меня больше, нежели они?» Петр не дает полного ответа. Он ограничивается утверждением своей любви и призывает в свидетели всевидящего Господа. Это смирение совсем не похоже на его порывистую уверенность в себе на Тайной Вечери: «Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». Узнав свою немощь, Петр не осмеливается уже утверждать, что его любовь ко Господу выше других учеников. Господь хочет услышать от него именно такой ответ. Служение, которое Он доверяет Петру, — не награда за его неколеблющуюся верность. Оно не связано ни с его заслугами, ни с его близостью ко Христу. Оно должно осуществляться в любви. Петр будет пастырем во имя Христово. Стадо, которое он будет пасти, ему не принадлежит: «Паси агнцы Мои, паси овцы Мои».

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-свят...

Папство поставляет епископа Рима на высшую ступень церковной иерархии, как «первого без равных (primus sine paribus)». В православной экклезиологии первенствующий патриарх – «первый среди равных (primus inter pares)». Цель данной статьи – доказать, что свт. Лев видел ап. Петра «первым среди равных» по отношению к другим апостолам, и, соответственно, Римскому епископу также отведено место «первого среди равных» в собрании епископов Вселенской Церкви. В этом смысле учение св. Льва в корне неверно считать теоретическим фундаментом папства. Однако противоположное суждение о том, что древняя Церковь признавала за Римским епископом только primatus honoris, и никаких иных привилегий и функций, распространявшихся за пределы патриархата Запада, является также исторически несостоятельным. I. Дошедшее до нас наследие свт. Льва включает в себя собрания из 97 слов (sermones) и 173 посланий, относящихся к периоду 442–460 гг. 143 послания написаны св. Львом, и 30, наоборот, адресованы ему различными лицами 12 . К теме Петрова первенства, преимущественно, относятся II – V слова de natali ipsius, сказанные в ежегодные дни празднования памяти его рукоположения в сан епископа Рима, LXXXII – LXXXIII слова, в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла (in natali apostolorum Petri et Pauli), LXXXIV – в день октавы 13 памяти Апостолов. Во многих письмах, адресованных различным лицам, идея первенства ап. Петра и Римского епископа в Церкви раскрывается применительно к историческим обстоятельствам и вызовам, которые определяли деятельность свт. Льва как епископа града Рима, патриарха Запада, и защитника догматической истины во Вселенской Церкви. Дошедшие до нас проповеди (sermones) свт. Льва были произнесены в Риме и были адресованы римскому народу. 14 Sermo – особый жанр церковной риторики, возникший в латинской христианской традиции, отличающийся от характерных для греческого Востока видов проповеди – Гомилий и Слов (ο λγοι). Гомилия предполагает последовательное толкование избранного отрывка из Священного Писания , следующее порядку библейских стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Надо было чем-то оправдать такое невероятное, просто кощунственное для здравого христианского чувства, притязание, и вот они измыслили новое, неведомое древней Церкви, учение о том, будто бы Христос-Спаситель всю Свою власть над Церковью передал не всем Апостолам равно, но одному лишь Апостолу Петру, которого Он якобы бы поставил «князем над Апостолами», что самая Церковь будто бы воздвигнута Христом-Спасителем на личности Апостола Петра, как на своем основании, а так как папы римские являются будто бы «преемниками Апостола Петра», то, следовательно, им принадлежит вся чрезвычайная власть и Божеские права над всей Христовой Церковью во всем мире. Братие-христиане! Наша Православная Церковь , как вы видите из богослужения сегодняшнего праздника, нисколько не меньше чтит святого Апостола Петра, как величайшего из Апостолов, как «первоверховного», наряду с святым Апостолом Павлом, чем западная, римская церковь , но она никак не может принять того новоизмышленного учения о личности Апостола Петра, на которое нет ни малейшего намека ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, и о котором ничего не знал и сам святой Апостол Петр, как это ясно видно из его соборных посланий. Прочитайте от начала до конца все Евангелие и даже весь Новый Завет , просмотрите все Апостольские правила и определения Вселенских и Поместных Соборов, и вы нигде не найдете никакого указания на то, что Апостол Петр был поставлен «князем» над прочими Апостолами и главой всей Церкви, ни того, что он эти свои мнимые права и полномочия передал по наследству римским папам. Совсем напротив: из Евангелия мы видим, что Христос-Спаситель неоднократно предостерегал своих Апостолов от горделивого желания главенствовать и властвовать друг над другом и внушал им, что они – все равны между собой, равно всем Он дал власть вязать и решить грехи человеков, равно всем ниспослал благодать Святого Духа. Что касается утверждения папистов, будто Христос-Спаситель основал Свою Церковь на Петре, когда говорил: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою», то такое толкование противно не только Слову Божию, но и здравому человеческому смыслу. Как Церковь , этот вечно-живой организм, находящийся в постоянном духовно-органическом единении с своим Главою Самим Христом-Спасителем, может быть основана на личности обыкновенного смертного человека, со всеми его немощами и слабостями, коим в большей или меньшей степени подвержены все смертные люди, не исключая святых: святость не есть безгрешность и непогрешимость, ибо свят только Господь Бог наш, Он Един токмо – «кроме греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010