Вавилонский плен был для иудеев тяжким испытанием. Можно сказать, что эта нация едва не была уничтожена, они во многом потеряли особенности своей культуры. В частности, евреи стали пользоваться «квадратным» арамейским алфавитом (каким пользуются и поныне), забыв свою древнюю письменность, которая напоминала финикийскую клинопись. Старое письмо помнили и знали только иудейские священники, которые сохраняли у себя Писание (не отдельным томом, как у меня на полке, конечно, а фрагментарно, в виде отдельных свитков). Один из ученейших священников того времени — Ездра предпринял колоссальный труд по сбору и переписке всех книг Писания, которые были в наличии. Т.е. клинописные тексты были переписаны «квадратным» алфавитом. При этом проводилась работа по восстановлению утраченых текстов, в том числе и по памяти. Но сказать, что иудеи забыли Тору, а потом «вдруг» вспомнили, простите, слишком. Эти вопросы относятся к области библейской ветхозаветной текстологии и по ним существует множество толстых и умных книг. Для примера могу посоветовать . Там достаточно материалов для первичной разработки этой непростой темы. Не менее интересный вопрос — формирование новозаветного канона. Вопрос о признании авторства послания апостола Павла к Евреям принадлежит именно этой области. Здесь я буду по возможности краток. Не только послание к Евреям, но еще Соборное послание ап. Иакова, 2ое послание ап. Петра, 2ое и 3тье послание ап. Иоанна Богослова, послание ап. Иуды и знаменитый Апокалипсис до некоторого времени не имели всеобщего распространения, то есть не признавались на отдельных территориях. Дело в том, что все эти послания написаны конкретным общинам, а организация информационного пространства в те времена отличалась от теперешней. Если апостол писал письмо (а Послание ни что иное, как просто письмо общине или даже частному лицу) весть о появлении этого текста очень нескоро доходила до самих общин. А когда она доходила, то к этому тексту относились с осторожность, поскольку уже в то время появилось много «подделок» под апостольские послания.

http://pravmir.ru/pyatiknizhie-i-poslani...

Церковь с ее основания поддерживали владельцы села Суханова. В то же время они нисколько не стесняли и ревнующих о благолепии храма украшать его. Так, например, в 1874 году усердием мануфактур-советника Павла Акимовича Овчинникова возобновлена внутренность и наружность храма. Стены выкрашены клеевой краской. Иконостасы и в них местные иконы нижнего яруса позолочены. Позолочена так же и вся богослужебная утварь. По обновлении освящение совершено в день памяти Святых Апостолов Петра и Павла. В память чудесного спасения Государя Императора Николая Александровича, в бытность наследником, от грозившей Ему опасности в Японии, 29 апреля 1891 года, возымел желание выкрасить внутренность церкви масляной краской, а наружность клеевой, московский купец Василий Андреевич Андреев. Приступлено было к работе с разрешения Епархиального начальства 9 июня 1891 года и окончено в сентябре. 22 сентября 1891 года церковь вновь была освящена. Так как церковь была холодной и от теплого придела отделялась аркою, то Андреев, видя тесноту придела, пожелал сделать всю церковь теплою. Он вставил двойные рамы в окна, вновь переклал две печи и поставил печь в алтаре. 1901 года июня 3 дня усердием крестьянина села Суханова Ильи Филипповича Жарова водружены на церковь и колокольню кресты железные вызолоченные сусальным золотом, так же и главы. В том же году в июле месяце вызолочен иконостас и местные иконы в приделе усердием Василия Андреевича Андреева. В 1912 году согласно прошения Епархиальным начальством был разрешен внутренний и внешний ремонт храма. Перекрыт кумпол, окрашена крыша масляной краской, а стены клеевой. Стены внутри окрашены масляной краской и расписаны орнаментом и живописью стены и потолки. Вновь перезолочен главный, Богородицерождественский иконостас. Все это сделали на средства церкви и израсходовали до 2500 рублей. Из достопримечательностей храма известен напрестольный крест сребропозолоченный с частицами Святых мощей разных Святых, оказывает благодатную помощь младенцам. Храмовая икона Божией Матери " Утоли моя печали " в сребропозолоченной ризе внесена в храм владельцем генералом Мельгуновым в память построения им и освящения храма 31 августа 1785 года.

http://sobory.ru/article/?object=42270

И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

http://moral.ru/stt_apostles/

Апостол Павел одно время был противником и боролся против Христа. Апостол Пётр от Христа трижды отрёкся. И один и другой смирились глубочайшим образом. Будучи искушены и увлечены ко злу, они победили того, кто ненавидит Бога и непрестанно старается низринуть ко злу каждого верующего. Однако как им удалось победить диавола? Укорением себя, глубокой печалью и покаянием. Слезами, истекавшими из чистого сердца, – этим сильным оружием против диавола и лекарством умилостивления. Псалмопевец говорит, что «сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит». Печаль по Богу приводит к решительному покаянию и спасению. И в том и в другом апостоле можно увидеть, что они не только исцелили покаянием и скорбной печалью отречение, в которое были увлечены, но и совершенно искоренили из своих душ всякое зло. И тот и другой прияли честь от Христа за своё смирение и сокрушение. Давайте вспомним о том, что Пётр незадолго до того, как отрёкся от Христа, ставил себя выше других учеников Христовых. С уверенностью он говорил: «Господи, даже если все отрекутся от Тебя, я этого не сделаю» ( Мф. 26:33 ). Однако прошло совсем немного времени, и он, будучи трижды спрошен, связан ли он со Христом, трижды ответил отрицательно. Но Господь, видя глубину его сердца, его глубокую любовь и смирение, дал ему такое обетование: «Ты – Пётр и на камне сем Я созижду Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ). Любовь Бога к нам огромна. Ему достаточно и того, чтобы каждый из нас захотел пойти по пути, ведущем ко спасению. Изменение, произошедшее после как с одним, так и с другим апостолом, невозможно понять умом. Какой язык смог бы описать терпение ради Христа до смерти, показанное святым Павлом? Ведая, какова любовь Христова, он не только почитал всё кроме неё бесполезным, но и объяснил это такими словами: «Я убедился, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее не смогут разлучить нас от любви Бога, подаваемой нам через Иисуса Христа» ( Рим. 8:38 ). А по отношению к самому себе святой апостол со стольким смирением говорит: «Я последний среди апостолов и недостоин даже называться апостолом»( 1Кор. 15:9 ). Павел одинаков с Петром и в смирении, и в исповедании веры, и в любви. Тот факт, что они равны в сиянии славы свидетельствуется и из того, что Церковь воздаёт им равную честь и совершает празднование их памяти в один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Батюшка был назначен настоятелем во храм Флора и Лавра у Павелецкого вокзала на Зацепе в 1990 году. Он был  переведен из храма святителя. Николая, в котором к тому моменту прослужил тринадцать лет. В храме «в Кузнецах» находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Утоли Моя Печали. Батюшка особенно почитал эту икону, и последнюю в своей жизни литургию он отслужил именно в этот праздник: Утоли Моя Печали, 7 февраля. Не бывает случайных совпадений, у Бога все концы всегда сходятся. Батюшка мечтал о монашеской жизни, но мечте этой не дано было сбыться так, как он предполагал. В возрасте 30 лет батюшка по благословению старца о. Платона (Климова) вступил в брак, после чего был рукоположен во диакона, и в том же году, на праздник святых апостолов Петра и Павла, во пресвитера. К слову сказать, это было последнее рукоположение, которое совершил в своей жизни приснопамятный  митрополит Николай (Ярушевич). Память святых первоверховных апостолов была очень дорога для батюшки. И так сложилось, что один из приделов храма на Зацепе освящен в честь святых апостолов. Все двадцать с лишком лет, в течение которых отец Алексий был настоятелем храма на Зацепе, он практически из него не выходил, и никогда не брал отпуска. Первые лет десять- двенадцать, , в возрасте уже под семьдесят, он служил ежедневно, не уставая от службы. «Зачем тебе, отец Алексий, читать «входные молитвы»? Ты же из храма и не выходишь», — говорил, шутя, благочинный. И это было правдой: для батюшки богослужение и молитва были важнее, дороже любого иного занятия. По сути, он уже давно жил по монашескому уставу, и воплощал свою мечту настолько, насколько это было возможно, совершая по благословению ежедневное монашеское правило, которое начиналось для него с четырех утра, до выезда на службу. Бог принял этот подвиг: батюшка скончался в Неделю о блудном сыне , в тот самый единственный день в году, когда за богослужением поется седален «Объятия отча». Он же поется при монашеском постриге. Объятия Отча отверсти ми потщися,

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-al...

Посещение Ливана всегда оставляет особый след в душе, потому что земля эта — часть Святой Земли. По ней ступали ноги апостолов, с ней связано самое начало существования христианской Церкви. С этой землей связаны великие деяния, которые совершались в Антиохийской Церкви. Ей известны труды святых отцов, выдающихся церковных писателей и мыслителей. Ей известны труды выдающихся церковных канонистов, юристов, которые участвовали в создании законов Византийской империи, известных как кодекс Юстиниана. Эта земля также известна и защитой Православия от ересей и расколов. Это было место, от которого во многом зависели судьбы Вселенской Церкви. Это величие Антиохийской Церкви, заложенное трудами святых апостолов Петра и Павла, прошло через века и ныне являет себя особым образом, неся свидетельство о христианских ценностях в многокультурном обществе Ливана, Сирии и других стран Востока. Мы все принадлежим к единой Православной Церкви, в которой стираются всякие национальные и политические границы. Мы живем одной жизнью, где бы физически мы ни находились, — в Ливане, Сирии, России, Украине, Белоруссии или другой стране, потому что мы все объединены одной Церковью — Вселенской Православной Церковью, которая сохраняет величие и святость Предания, исходящего от святых апостолов. Сей святой собор освящен памятью святого великомученика Георгия Победоносца, и имя святого великомученика бережно сохраняется здесь, на этой земле. Этот святой также является одним из самых почитаемых святых на Руси. Мы верим, что святой Георгий является защитником Святой Руси, и эта наша вера основывается на исторических фактах. Вторая мировая война началась для России в день, когда мы праздновали память всех святых, в земле Российской просиявших. Этого, конечно, не знали те, кто начал агрессию против нашей страны. Завершилась эта война победой, и русский солдат вошел в Берлин и разрушил цитадель фашизма. И произошло это в день памяти святого Георгия Победоносца, который Церковь празднует 6 мая. И полководец наш маршал Жуков, с именем которого во многом связывается победа над грозным врагом, носил имя великомученика Георгия Победоносца. И потому память святого Георгия очень близка сердцу нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/1674532.ht...

Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию, за которой вознес молитву об упокоении душ «вождей и воинов, в Великой Отечественной войне увеченных и на месте сем страдальчески почивших». После литии Святейший Патриарх и другие участники церемонии возложили к мемориалу с именами ветеранов-инвалидов цветы. Затем Предстоятель совершил освящение поклонного креста. Обращаясь к участникам церемонии с первосвятительским словом, Святейший Патриарх выразил надежду, что открытие этого мемориала послужит поводом ежегодного торжественного заупокойного памятования о всех тех, кто в годы Великой Отечественной войны получил увечья и в скорбных обстоятельствах почил на Валаамской земле. Вечером 10 июля Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских Спасо-Преображенского собора. 11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. На малом входе Первосвятитель вручил игуменский жезл епископу Троицкому Панкратию, наместнику Валаамского монастыря. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие ему иерархи совершили хиротонию архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского (материалы хиротонии см. в следующем номере «Церковного вестника»). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл в беседе с корреспондентами выразил соболезнования в связи с гибелью пассажирского теплохода «Булгария». 12 июля, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора на Красной площади — храма Василия Блаженного. 13 июля, в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля. После богослужения Предстоятель осмотрел помещения Патриарших палат и представленные в залах музейные экспозиции.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

А недавно, на великой вечерне праздника Пятидесятницы, мы слышали ободряющие нас слова другого вселенского учителя и святителя св. Василия Великого : «Когда мы, рабы Твои, Господи, исходим из тела и приходим к Тебе, Богу нашему, – то это не смерть, но лишь переход, преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость». Но вот ныне, в первый воскресный день по Пятидесятнице, в день памяти Всех Святых, просиявших верой в грядущего или уже пришедшего Искупителя, а также подвигами благочестия, мы стоим на пороге нового периода церковного года, на пороге нового богослужебного круга, когда Церковь снова напоминает нам о том, что жизнь на земле – это не только пасхальная радость, но и непрестанный целожизненный подвиг ради очищения от греха, ради достойного приготовления себя к будущей жизни в вечном Царстве Божием. С завтрашнего дня начнется новый пост, так называемый Петров пост, который в этом году будет продолжаться три с половиной недели н закончится пред праздником святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. И каждому из нас уместно, пусть не так напряженно, как это было в Великом Посту, но все же с достаточной внутренней собранностью вспомнить о своей греховной испорченности и вновь возбудить в себе дух покаяния, сердечного сокрушения и усердной молитвы о прощении и об исцелении наших греховных язв и недугов. Совершая сегодня благодатную молитвенную память Всех Святых, от века Богу угодивших, задумаемся над самым понятием святости и над тем, в каком смысле употребляет это слово Священное Писание и св. Церковь , говоря о жизни христианина. Св. апостол Павел во многих своих посланиях называет свех верующих, уже принявших святое крещение, «призванными святыми» ( Рим. 1:7 ; 1Кор. 1:2 ) или «святыми и верными братиями во Христе Иисусе» ( Кол. 1:2 ). А св. апостол Петр говорит всем верным, рассеянным по различным странам: «вы – род избранный ... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В первые века апостолы Петр и Павел считались основателями Римской Церкви, поскольку оба они, придя в Рим разными путями и по разным причинам, закончили там свою жизнь мученической смертью. Даже литургическое празднование их памяти на Западе долгое время совершалось совместно, а в Восточной Церкви так происходит и до сего дня: есть праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Павел при жизни Христа не был Его учеником, более того, после Воскресения Христова был одним из гонителей Церкви. Но Христос чудесным образом явился ему на пути в Дамаск и призвал его к апостольскому служению. После этого Павел стал учеником Христа, и ему довелось не менее, а, может быть, и более других апостолов потрудиться в проповеди христианства. Именно апостол Павел является, по сути дела, автором христианского учения о Церкви, поскольку в своих посланиях он сформулировал учение о том, что Церковь является Телом Христовым и все члены ее — члены этого Тела. Скреплены члены Церкви Таинством Евхаристии, то есть Причастием Тела и Крови Христа. Это внутренне единство является нерасторжимым, сверхчеловеческим и сверхъестественным, потому что, будучи Телом Христовым, Церковь является не просто сообществом людей, но одновременно и союзом людей с Богом. И апостол Павел пишет в посланиях: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27), но Христос «есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18).То есть Церковь — это не просто человеческое сообщество, но и Богочеловеческий организм, и помимо естественных связей, которые существуют между людьми, входящими во всякое человеческое сообщество, в Церкви существуют еще сверхъестественные связи, продиктованные именно тем обстоятельством, что Церковь создана в качестве канала для взаимоотношений между человеком и Богом, общения с Богом через молитву и участие людей в Таинствах, в качестве инструмента для Божественной благодати, которая действует в Церкви на людей через Таинства — прежде всего, через Таинство Евхаристии. В первые века Римская кафедра имела первенствующее значение. Это было связано, прежде всего, с тем, что христианство распространялось в пределах Римской империи. Даже Иудея, в которой жил и проповедовал Христос, на тот момент была провинцией Римской империи. Хотя уже во II-III веках христианство вышло за пределы этой империи, в частности, начало распространяться в Персидской империи Сасанидов, все-таки именно Римская империя воспринималась как та ойкумена, та вселенная, внутри которой происходило развитие христианской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3616315.ht...

Действительно, там, где человек, там не может быть абсолютной истины. Потому что человеческий разум изменчив, подвержен влияниям обстоятельств и не может производить на свет абсолютную истину. Но такая истина существует, а если бы ее не существовало, то человеческая цивилизация не смогла бы развиваться поступательно. Есть идеи, мысли, которые разделялись и разделяются практически во все времена и всеми народами. Эти удивительные истины сформулированы в Божественных заповедях и свидетельствуют о том, что неизменным является лишь то, что проистекает от Бога — Его закон, Его заповеди. Вне зависимости от того, знают их люди или не знают, принимают их люди или отвергают, они существуют объективно, то есть вне зависимости от человеческого разума и человеческого хотения. Апостол Павел неслучайно назвал Церковь столпом и утверждением истины, потому что Церковь передает миру не человеческие измышления, не басни, как о том говорит апостол Павел, а истинное Слово Божие, в котором и запечатлевается абсолютная и неизменная истина. И Церковь призвана утверждать эту истину, несмотря на то, что в каждую эпоху возникают люди, движения, политические силы, которые пытаются либо низвергнуть эту истину, осмеять ее, изгнать за поля человеческого социума, или же просто заявить о том, что она не существует. Однако вне зависимости от этих человеческих усилий истина Божия существует, и хранителем истины является столп и утверждение истины — Церковь Бога живаго. А если бы было не так, то камня на камне не осталось бы от Церкви, ибо не существует ни одного человеческого института, который пребывает в истории на протяжении двух тысяч лет непоколебимо и против которого воздвигались бы такие гонения, как воздвигались они против Церкви Христовой. Но именно потому, что святые апостолы по Божиему повелению утвердили и распространили Церковь, созданную Самим Господом через Тайную вечерю в Сионской горнице, а затем через нисхождение Святого Духа на апостолов, Церковь выдержала, выдерживает и будет выдерживать до скончания истории все гонения, все попытки ослабить ее изнутри или разрушить извне. И еще раз нужно подчеркнуть: это не потому, что в Церкви люди сильные, образованные, умные, проницательные — совсем не потому! Очень часто в Церкви не хватает и умных, и проницательных, но в Церкви живет и действует Святой Дух.

http://pravoslavie.ru/132559.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010