Например, ещё основатель Рима Ромул Великий (753 –716 гг. до н. э.) учредил сенат из ста человек, которых стали называть «отцами» по оказанной им чести, а потомство их получило имя «патрициев» . Впоследствии Юлий Цезарь (48–44 гг. до Р.Х.) ста л первым императором,объявленным после своей смерти «божественным». В конце своего предсмертного завещания Юлий усыновлялплемянника Гая Октавия и передавал ему свое имя. А после насильственной смерти Юлия Цезаря народ воздвиг в его память колонну из цельного мрамора с надписью «Отцу отечества». Сопричтение его к богам оказалось не только словами из указов, но и убеждением толпы . Его приёмный сын и преемник Октавиан (30 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.) начал сам называть себя титулом «сын божественного » (( divifilius) от dvus насоотношении к deus (бог) –божественный и flius – сын)) . Как  отмечает свящ. Д. Юревич, это не было равнозначно выражению «сын божий», однако обе фразы (греч. θεο υς и лат. divifilius ) переводились на греческий язык одинаково – «сын божий», и в этом случае латинское различие пропадало. Многие из провинциалов, читавшие документы с такой фразой по-гречески, могли заключить, что Октавиан почитается в Риме как «сын божий» . Таким образом, метафора сыновства Богу в языческих обществах Древнего Ближнего Востока и греко-римского мира ассоциировалась с идеей власти и жесткого управления. Земные владыки наделялись в народном религиозном сознании божественными свойствами в силу страха перед ними, веры во всемогущество их как «сынов» Божиих. Сыновство Богу воспринималось как избранность и право власти над народом. Р ассмотренные основные религиозные и культурологические мотивы сыновства древнего Ближнего Востока и греко-римского мира показывают, что на содержание метафоры сыновства Богу повлияло языческое мировоззрение, использовавшеекультурологическое понимание сыновства для описания взаимоотношений с божеством (как близкое и понятное людям того времени). Известно, что культурологические мотивы сыновства в древнем мире имели довольно высокую нравственную оценку. Даже сам тот факт, что семьи были традиционными, и в них царил патриархальный порядок, что никогда никем не оспаривалось, говорит в настоящее время о многом.

http://bogoslov.ru/article/4000791

Некомпетентен - значит, будет слушаться американских «советников», коррумпирован - значит, будет бояться разоблачения со стороны западных кураторов, наркозависим - значит, будет охотнее продвигать угодные Госдепу законопроекты по легализации наркотиков. Поэтому если Зеленский действительно наркозависим, то это только придает ему в глазах посольства США дополнительные баллы», - пишет известный политолог и общественный деятель Игорь Друзь. « Госдеп США, как и правительства ряда стран ЕС, внедряет легализацию и распространение наркотиков по всему миру. Цель - сокращение населения, его атомизация, изменение сознания масс, усиление их духовной деградации. «Биомассой», зависимой от всякой «дури», куда легче управлять, чем сообществом трезвых и сплоченных людей, понимающих свои интересы и отстаивающих будущее для своих детей», - резюмирует Игорь Друзь . Можно констатировать, что американский проект: «Украина - наркохаб для Европы» вступил в свою активную фазу. В 2022 г. мы станем свидетелями активной «каннабизации» украинских земель, превращения этой территории в один из ключевых наркохабов Европы. Воистину, как говорят древние: « Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума» (лат. « Quos Deus perdere vult dementat prius») Альберт Николаевич Битюцкий , православный публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. К чему эта статья? Не понятно, к чему написана эта статья? К тому, что «там хорошо, но нам туда не надо»? Или «Пусть они сами там передохнут?» Или к тому, что пора братьев своих спасать силой оружия из угарного наркодыма НАТО? Как-то ни один из этих трёх вариантов не вызывает доверия. Автор написал недавно что-то по поводу экологобесия, но тему не раскрыл. Лучше бы он изучение её причин продолжил… Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мужчина из Кирово-Чепецкого района избил до смерти девушку Ульяновский суд осудил лицей за буллинг над учеником В какой регион России вернутся холода, и лето будет совсем не жарким Из-за чего погиб россиянин в Таиланде: ужасающая смерть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/27/am...

Так, например, современная американская исследовательница Кэтрин ЛаКунья полагает, что «метафизическая революция Каппадокийского учения о Троице заключалась в том, чтобы видеть высший принцип в ипостаси, а не усии, в личности, а не субстанции: это ипостась Отца как нерожденного Начала всего, в том числе – Начала Сына и Духа» (LaCugna. 1991. P. 101). 1490 De synod. 90–91; Попов. 2004. С. 428; подробнее об отношении св. Илария к учению «омиусиан» см. Попов. 2004. С. 636–640; Weedman. 2007a. P. 92–118; 2007b. P. 491–510. 1497 См. Smulders. 1944. P. 289–295; Figura M., Doignon J. Introduction//Hilaire de Poitiers. Le Trinite. Livres I-III. SC. 443. Paris, 1999. P. 32–46; Попов. 2004. С. 491–497; 618–621. 1499 Ibid. P. 248. Укажем сразу, что этому противоречит рассказ самого Илария о своем обращении в христианство, когда он перечисляет различные религиозно-философские представления о Боге, распространенные в античном мире (см. Hilar. Pict. De Trinit. I 1–4). Кроме того, Иларий нередко критикует философов (см. Tr. Ps. 1.7; 61.2; 63.5 ; De Trinit. IX 8; XII 19–20 и др.) за неверные представления о Боге; но чтобы их критиковать, он должен был в какой-то мере знать их учения. Кроме того, Иларий имел свои собственные устоявшиеся взгляды на вопросы онтологии и гносеологии, которые встроены в его теологические рассуждения. В связи с этим И. В. Попов в своей книге об Иларии специально посвящает две небольшие главы разбору его онтологии и гносеологии (Попов. 2004. С. 480–485). Анализ онтологической терминологии Илария можно найти также в исследовании П. Смульдерса (Smulders. 1944. P. 280–288). 1501 Под термином «Виновник» (лат. auctor, соответствует греч. ατιος) Иларий понимает Первопричину, Первоначало или Первоисточник бытия, каковым является Бог Отец (см. ниже). 1504 De Trinit. II 6: Deus invisibilis, ineffabilis, infinitus: ad quem et eloquendum sermo sileat, et investigandum sensus hebetetur, et complectendum intelligentia coartetur. Habet tamen, ut diximus, naturae suae nomen in Patre: sed Pater tantum est. Ср. De Trinit. VII 27. 1526 И. В. Повов находит и другие параллели со стоицизмом, поскольку, по его мнению, «общие метафизические представления Илария носят на себе печать стоической философии», о которой он мог узнать через посредство Тертуллиана (Попов. 2004. С. 480). Так, в своем раннем комментарии на Евангелие от Матфея Тертуллиан разделял стоическое представление о телесности всего сущего (см. Com. Matth. V 8: Nihil est quod non in substantia sua et creation corporeum sit: et omnium, sive in coelo sive in terra, sive visibilium sive invisibilium, elementa formata sunt); правда, неясно, распространял ли он это представление на Бога, как Тертуллиан и Фебадий. В зрелых сочинениях он ясно говорит о бестелесности Бога (incorporalis natura, см. De Trinit. IX 37; XII 8; Tr. Ps. 129.3–4  и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Сформулированная к этому времени И. идея культурной адаптации христианства к развитым азиат. цивилизациям активно использовалась. Сначала, однако, попытки сделать христ. учение доступным оказались неудачными. Так, перевод катехизиса Ксаверия на япон. язык, выполненный Андзиро, изобиловал буддийской терминологией. Понятие «Бог» передавалось термином «дайнити» (Будда Махавайрочана, космический Будда, олицетворение сияния), что не только искажало сущность христ. учения о Боге, но и приводило к неправильному восприятию христианства буддистами, видевшими в нем одно из ответвлений своей религии. Впосл. от использования буддийской терминологии пришлось отказаться; на смену «дайнити» пришла транскрипция лат. слова «Deus». Более удачной была новая трактовка традиц. япон. праздника поминовения усопших О-бон, который был замещен днем поминовения всех усопших верных (Commemoratio omnium fidelium defunctorum). Наиболее полно идея культурной адаптации была выражена в трактате итал. иезуита Алессандро Валиньяно «Церемониал для миссионера в Японии» (Il Cerimoniale per i Missionari del Giappone, 1581), согласно к-рому миссионеры в Японии должны руководствоваться такими принципами, как христианизация «сверху», сохранение политического нейтралитета, принятие местного образа жизни и этикета, воспитание япон. духовенства. Говоря о способах сблизить католич. проповедников с япон. традиц. культурой, автор предлагал уподобить орденскую иерархию И. существовавшему порядку в школе Риндзай дзэн-буддизма. Однако, И. проявляя почтение к традиц. япон. культуре, создали себе репутацию врагов нехрист. религий. Разрушение буддийских статуй и сожжение культовых книг входило в практику иезуитской миссии, особенно на раннем этапе. В 1587 г. разрушение буддийских храмов стало одним из главных обвинений против И. В 60-х гг. XVI в. произошло объединение Японии под властью Ода Нобунага. В 1573 г. он низложил последнего сёгуна (военного правителя) династии Асикага, ликвидировав сёгунат Муромати. Натянутые отношения Ода с буддийским духовенством способствовали его сближению с И.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Токугава, Иэмицу (годы правления: 1623-1651) - третий сёгун из дома Токугава. 5 Мир во Христе (лат.) 6 Матфей, 10:23 7 Откровение, 4:11 8 Марк, 16:15-16 9 Иоанн, 21:15,16,17 10 Благодатная (порт.). 11 Иоанн, 18:3-4 12 Марк, 4:8 13 Искаж. от Deus, beato, angelo - Бог, блаженный, ангел (порт.). 14 Confegao, paraiso, inferno (порт.). 15 Матфей, 10:32-33 16 Средневековая пытка: пол в тюрьме был залит водой - с тем, чтобы узник не имел возможности спать. 17 Екклезиаст, 1:5-9 18 Иоанн, 13:27 19 Иоанн, 19:28-19 20 Исход, 20:8 21 Парадная накидка в традиционном японском костюме. 22 В час страданий яви милость уповающим на Тебя (лат.). 23 Услышь нас, Отец Всемогущий, и да ниспошли нам того, кто охранит, защитит и оградит всех живущих (лат.). 24 Род японской традиционной одежды. 25 Лука, 23:28-29 26 Врази теснят меня. Господи, укрепи меня, помоги (лат.). 27 «Верую», «Отче наш» (лат.). 28 Псалтирь, псалом 145, строфы 3-6 29 Откровение, 14:13 30 Слава Отцу и Сыну и Святому духу (лат.). 31 Деревянная или медная пластинка с распятием или изображением Девы Марии, которую в Японии XVII-XVIII вв. власти заставляли попирать ногами в доказательство того, что человек не является христианином; также сам обряд топтания Святого образа. 32 Матфей, 27:45, 50 33 Матфей, 27:51 34 Легкие сандалии из бамбука. 35 Буддийский праздник, отмечается 15 июля и в ближайшие две недели до и после 15-го. 36 Пусть будет чистой твоя жизнь и праведным путь (лат.). 37 Мелко наструганная сырая рыба с овощной приправой. 38 Боже мой! Боже мой! Для чего ты меня оставил... (древнеевр.). 39 Псалом 107:2 40 Второзаконие 30:10 41 Время от девяти до одиннадцати вечера. 42 Омура Сумитада (1533-1581) – японский могущественный феодал, первый из князей, принявший крещение. 43 Презрительное прозвище европейцев, бытовавшее в Японии во времена средневековья. 44 В час страданий (лат.) 45 Хвалите Его (лат.) 46 Лука, 22:44 47 Матфей, 26:34. Марк, 14:30. 48 Дэдзим (букв.: «остров, лежащий при входе в бухту») – территория, которую за огромную сумму арендовала Ост-Индская торговая компания в период самоизоляции Японии. На островке были расположены деревянные дома для голландских чиновников, магазины-склады и другие службы. Остров был отделен от города каналом, у моста круглые сутки стояла охрана, и никто не мог без особого разрешения властей ни войти на остров, ни покинуть его. Высокая глухая каменная стена заслоняла Дэдзиму от города, и даже в море, недалеко от побережья, была сооружена загородка с запретительными надписями. Таким образом, Дэдзима был для европейцев настоящей тюрьмой, и голландцы справедливо называли его «изобретением подозрительного гения». 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Итак, в отличие от Фомы Аквинского, Каетан без смущения характеризует персонализацию человеческой природы Иисуса Христа в божественном Логосе как Его «человеческую личность». «Я стал Богом в личности — я стал Богом лично» (лат. factus sum Deus in persona —  factus sum Deus personaliter), — эти слова вполне могут считаться ключевым высказыванием всего богословия Каетана. Подлинный дар Божественной благодати человеку есть Сам БогБог в Своей личности: Бог «дал нам не только искупление, учение и иные благодеяния, явленные Сыном Божиим, но даровал нам Самого Своего Сына, дабы ты ясно познал, что Он не только дал Сына Своего в благодеяниях Его, но и Себя Самого, хотя дар этот совершается не иначе, как в приобщении к какому-либо из благодеяний. И это не препятствует тому, чтобы Бог даровал Себя Самого, как Он есть, иначе вся вера в воплощение Сына Божия была бы напрасна» [d] . 3. Сакраментальное мышление в экклезиологической перспективе Учение о Церкви является сердцевиной сакраментально обоснованного и строящегося вокруг тайны личного богочеловеческого единства в Иисусе Христе богословия Каетана. В истории богословской мысли именно Каетану, совместно с его непосредственным предшественником в области экклезиологии и собратом по доминиканскому ордену Иоанном Рагузским († 1443), принадлежит честь принятия учения о Церкви в качестве самостоятельной библейско-богословской дисциплины. До этого школьным богословием оно рассматривалось как область специалистов по каноническому праву. По причине исторических обстоятельств своего создания экклезиология Каетана создает впечатление полного господства в ней тематики защиты папства. В 1511 году, будучи магистром ордена доминиканцев, в своем произведении «О сравнении авторитета папы и собора» (лат. De comparatione auctoritatis papae et concilii) Каетан решительно выступил против консилиаризма «собора» в Пизе и запретил всем доминиканцам его одобрение. В 1521 году в трактате «О божественном установлении понтификата римского понтифика над всей церковью» (лат. De divina institutione Pontificatus Romani Pontificis super totam ecclesiam) Каетан обращается к тезису Мартина Лютера в документе «Акта Августана» (Acta Augustana), говорящему о том, что цитатой из Евангелия от Матфея (Мф. 16, 18) «невозможно доказать, что римская церковь стоит надо всеми остальными церквями мира». При этом вопрос о критериях интерпретации Писания все более отчетливо выходит на первый план: уже во время встречи в Аугсбурге Лютер утверждал, что «папа злоупотребляет Писанием».

http://bogoslov.ru/article/414464

появляются разрешительные молитвы. Первоначально большинство из них носило просительный характер («Да простит вас Бог», «Да освободит от грехов» и т. п.). Однако постепенно формируются молитвы, в к-рых констатируется факт прощения греха благодаря «власти ключей», данной от Христа через апостолов всем священникам. Напр., в чине исповеди из Ареццо священник полагает край своей столы (облачение в столу пресвитеров, принимающих тайную И., становится обязательным с XII в.) на правую руку кающегося и читает 2 молитвы; в одной есть слова «да освободит тебя Всемогущий Бог от всех наказаний, которые тебе полагаются за твои грехи» (absolvat te omnipotens Deus ab omnibus judiciis quae tibi pro peccatis tuis debentur), а в другой - указание на «власть ключей», благодаря к-рой священник имеет право разрешить кающегося от грехов (Et ego Christi sacerdos... absolvo te ab omnibus judiciis... - И я, священник Христов... разрешаю тебя от всех прегрешений...) ( Jungmann. 1932. S. 193). Византийская практика VIII-XV вв. В иконоборческую эпоху в студийской традиции становится обязательной ежедневная И. у игумена ( Leroy J. La vie quotidienne du moine studite//Irénikon. 1954. Vol. 27. P. 33). В жен. мон-рях игумении И. не принимали, все сестры должны были исповедоваться у приходящего священника. Прп. Феодор Студит говорит о том, что отпущение грехов совершается через возложение рук тех, кто принимает И. (νδοχοι) ( Theod. Stud. Quaest. 3//PG. 99. Col. 1732). В наложении епитимий принимавшие И., вероятно, руководствовались сборниками типа тех, что вошли в состав Номоканона (Канонария) Иоанна Постника (монаха и диакона) (CPG, N 7558-7559; см. в ст. Иоанн IV Постник ) и типологически сопоставимы с лат. Пенитенциалами, хотя и не зависят от них напрямую (тем не менее в слав. традиции к Номоканону могли прилагаться переводы лат. Пенитенциалов - Максимович К. А. Заповеди святыхъ отьць: Лат. пенитенциал VIII в. в церковнослав. пер. М., 2008). И. монашеского типа для мирян в иконоборческую и послеиконоборческую эпохи оставалась делом свободного выбора.

http://pravenc.ru/text/675011.html

«Я, Вульфила, епископ и исповедник (confessor), всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого (solum ingenitum et invisivilem), и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)» (Лк 24. 49), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу» ( Auxentii Ep. 24). Мнение о том, что арианство В. было тем самым учением, к-рое приняли и исповедовали «варварские» народы, изменившие историю Средиземноморья в IV-VII вв. по Р. Х., не имеет надежных оснований, поскольку сохранилось недостаточно свидетельств о вероисповедании этих народов. Существование богословской школы В. труднодоказуемо. Нет согласия между совр. исследователями и в вопросе о связи В. с поздним лат. арианством, еп. Максимином и еп. Палладием из Ратиарии. В наст. время основные исследования направлены на выявление единства итало-балканского арианства (региональной, иллирийской традиции), развивавшегося как геополитический феномен со времени В. до эпохи господства лангобардов в Италии. Согласно этой концепции, ариане, проживавшие на территории региона, независимо от этнической принадлежности и разговорного языка придерживались вульфилианского арианства (названного поэтому «готским») и стали частью т. н. Церкви закона готского (Ecclesia legis Gothorum) - хранительницы иллирийской традиции и наследия В.

http://pravenc.ru/text/161017.html

Богословие брака берет свое начало в экклезиологии: и то, и другоеродственны в такой степени,что одно выражается посредством символов другого. Единая тайна Жених и невеста исповедуют свою любовь перед Вечным Богом и произносят свое брачное «да», но венчание в Православии - больше, чем простое благословение, чем обмен взаимным согласием, являющийся принадлежностью естественного порядка творения. Здесь реализуется порядок нового Евангельского творения, его совершенное исполнение, которое выходит за пределы истории и отражается в вечности. Благодаря сакраментальным полномочиям священника, Церковь соединяет две судьбы и возвышает этот союз на уровень достоинства Таинства. Она также дарует возникающему брачному союзу особую благодать для officium, для церковного служения. Это - сотворение церковной ячейки, поставленной на служение всей Церкви в форме супружеского священства. В своем богословии брака апостол Павел использует метод, аналогичный использованному им в Афинах (Деян. 17, 22-32). Созерцая монумент, посвященный «неведомому богу», он расшифровывает его анонимность: deus absconditus, бог скрытый и таинственный теперь есть Deus revelatus (лат. Бог открывшийся), имя Которого - Иисус Христос. Подобным образом, в Послании к Ефесянам (5, 31) апостол Павел цитирует текст книги Бытия: Двое отныне будут единой плотью, единым бытием. Он берет эту тайну, еще очень загадочную в своих истоках, и торжественно раскрывает ее, говоря: «Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (5, 32). Брачная тайна, некогда скрытая, теперь проясняется и определяется: она становится субстанциальным символом истока, иконой таинственных связей между Христом и Церковью, и именно поэтому двое становятся единой сущностью. Св. Иоанн Златоуст называет брак «Таинством любви» и выявляет его сакраментальную природу, говоря, что «любовь изменяет сущность вещей». Естественная любовь, умноженная в Таинстве, творит чудо, совершает метаморфозу. Она освобождает супругов от обыденности, от порядка элементов мира сего, от пребывания на животном уровне и вводит их в область необычного, в порядок благодати, в mysterion. «Двум соединенным душам нечего опасаться. В согласии, мире и взаимной любви муж и жена обладают полнотой благ. Они живут в мире, огражденные защищающей их неприступной стеной, - любовью к Богу. Благодаря любви они крепче алмаза и тверже железа, они шествуют к вечной славе и стремятся, прежде всего, к обретению благодати Божией». Поэтому, продолжает святой отец, «когда мужчина и женщина соединяются в браке, они уже более не являются земной реальностью, но образом Самого Бога». Однако, уточняет он, супружеское бытие есть живая икона Бога, поскольку оно, прежде всего, - «таинственная икона Церкви», органическая ячейка Церкви. Подобно тому как каждая органическая частица всегда отражает целое; здесь так же пребывает и пульсирует полнота Тела.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

На их взгляд, если согласиться с мыслью, что Искупитель есть одновременно и Жертва, и Принимающий Жертву вместе с Отцом и Духом, то тем самым принимается еретическое учение Нестория о двух ипостасях во Христе. Рассмотрев этот вопрос, К-польские Соборы 1156 и 1157 гг. пришли к выводу, что Сотирих и его сторонники искажают учение Церкви о единосущии и равночестии Божественных Лиц Пресв. Троицы (Spicilegium Romanum/Ed. A. Mai. R., 1844. T. 10. P. 70 (=PG. 140. Col. 185)). На основании решений этих Соборов были сформулированы анафемы, включенные в Синодик в Неделю Православия : «Говорящим, что ту жертву Честнаго Тела и Крови Христовых, которых Господь и Бог и Спаситель мира наш Иисус Христос принес за наше спасение во время Своего мироспасительного страдания (служа как Архиерей по человечеству, нас ради распятому, и будучи Сам и Жрецом, и Жертвой согласно с великим в богословии Григорием), Он принес Богу и Отцу, а Сам Единородный как Бог, также как и Дух Святой, ее не приняли,- то поскольку этим они отчуждают Самого Бога Слова и единосущного Ему и единославного Духа Утешителя от боголепной равночестности и достоинства, анафема» ( Успенский Ф. И. Синодик в неделю Православия. Од., 1893. С. 429-430). Для средневек. лат. богословия, развивавшегося в атмосфере романо-германской культуры права, характерно осмысление И. (redemptio) преимущественно в юридических категориях. На первый план здесь выходит представление об искупительной Жертве Христа как о «заместительном удовлетворении» (satisfactio vicaria). Впервые эта концепция получила систематическое изложение в нек-рых сочинениях Ансельма Кентерберийского («Cur Deus homo»; «De redemptione humana»), к-рый, положив в основу своих рассуждений рационалистический метод, пытается вывести библейскую историю И. из необходимых логических оснований (rationibus necessariis - Anselmus. Cur Deus. Praef.) и «всю свою сотериологическую систему строит на аналогии с человеческими отношениями между оскорбителем и оскорбленным» ( Козлов. 2009.

http://pravenc.ru/text/674968.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010