43 Quoniam non sunt tres vitae – suam memini (cap. IX) (лат.) – поэтому не три жизни, но единая жизнь. Не три разума, но один разум. Следовательно, не три субстанции существуют, только одна субстанция. (Глава II). Их единство раскрывается в таких выражениях – («помнить себя» поистине заключает в себе память, и разум, и волю, и способность размышлять соединена со способностью помнить, и способность волить связана со способностью помнить и размышлять, и в целом есть помнящая способность размышлять и волящая способность помнить. (Глава IX)». 44 Важность и многозначность этих латинских терминов (mens, cogito, amor, memoria, intellegentia) требует установить их точное, «словарное» значение; mens: ум, мышление, рассудок; благоразумие, рассудительность; сознание, совесть; мужество; гнев, страсть; представление, воспоминание; мнение, воззрение; намерение, желание. cogito: мыслить, размышлять, думать, рассуждать; придерживаться Мнения; представлять себе, воображать; задумывать, замышлять. Amor: любовь, страсть, желание. Memoria – память, способность запоминания и воспоминания; мысль, помысел, сознание и даже событие и запись. Intellegentia – понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия; понятие, представления, идея; восприятие, чувственное познание. Как мы видим, с помощью данных категорий, зачастую почти синонимичных, Августин пытается выразить те оттенки смысла, которые зачастую не различались в античной Культуре. 46 In illins – Spiritus Sanctus (с. XXII, 42) – «(…отсюда подлинно есть общая простая природа Божья, как бы единое как Бог (единое в Боге), и три лица – Отец, Сын и Св. Дух. (XXII, 42)». 47 Пес quemadmodum – Deus est (лат.) – «точно так же человек как Образ Божий состоит из трех элементов в единой личности, не то В Троице: три личности есть Отец, Сын и Дух Святой (XXIII, 43). Эти различия Августин относит к неизбежному отличию той троичности, которая есть в человеке, от той, которая есть в Божестве». 48 Мысли блаж. Августина восприняты св. Димитрием Ростовским ; Розыск, с. 392; «Есть душа образ Божий, понеже имать тройственную силу, а едино естество. Силы же души человеческия сия суть: память, разум, воля. Памятию подобится Богу Отцу, разумом Богу Сыну, волею Богу Духу Святому. А якоже в Святой Троице аще и три суть Лица, обаче не три бози, но един Бог; сице и в душе человеческой, аще и три суть душевные силы, обаче не три души, но едина душа». В ответ на такую аналогию хочется установить прямо противоположный тезис: память, разум и воля, как душевные способности, не имеют отношения к образу триипостасности в человеке».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Бог имеет ближайшую форму в скр. б’ага часть, счастье, блаженство, от глагола: б’адж делить; от скр. б’ага происходит б’агават блаженный, точно так, как от богбогат, у-бог, лит. nabagas бедный, луж. nabogi умерший, почивший. Как счастье, участь происходит от часть, так и б’ага от б’адж; а богат к богу стоит в том же отношении, в каком лат dives к divus, deus 85 . Понятие о богатстве и обилии, заключающееся в слове бог, Немцы восстановляли себе эпической формой: rîki god, rîche got. Самое замечательное употребление слова бог в языческом смысле находим в сербск. песнях, где он называется старым кровником: од бога од старог крвника, Вук. 2, 440. Может быть, в этом языческом представлении заключается причина названиям многих болезней от бог: богине оспа, божий бич, божа моць падучая болезнь, божа рука удар, божа рана чума, божий обморок. – В О.Е. уже отличается господь ριος от господин οοδεσπτης; в Фрейз. ркпси: nas gozbod zueti cruz наш господь святый кристус. Суффикс ин в: господин, дает слову смысл некоторой зависимости или отношения: как напр. людин один из людей: в нем. и роман. наречиях наоборот: только полная форма: hêriro, hêrro, dominus, domnus – означает Господа Бога, а сокращенная her, don – никогда. – Спас для означения Христа употребляется уже в О.Е.: «яко есть въистин съпас миру Христос, τι οτς εστιν ληϑς σωτρ το σμου, Χριστς, Io. 4, 42. Даже в Фрейз. ркпси уже zpasitel: необходимость окончания – тель произошла от употребления спас в значении σωτηρα. По свидетельству Краледв. ркпси древние Славяне своих богов называли уже спасами: «I tamo bohóm spasám dát mnostwie obtí» (Zab. a Slaw.) – Древнейшие названия для Ангела, Апостолов и Святых находим в Фрейз. ркпси, которая в истории славянского языка особенно важна, предлагая переход от христианских понятий, еще неустановившихся в языке, к определенному и твердому преданию Слова Божия в языке перевода Св. Писания. Эти названия суть: uuizem crilatcem bosiem – всем крилатцем божием, т.е. ангелам; uzem zelom bosíem – всем селом божием, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Так, признавая, по-видимому, Бога, деизм полностью отвергает Его необходимость для человека, чем открывается прямой путь к открытому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: " Раздави гадину! " Деизм - не случайный продукт мысли каких-то " странных " философов. Его психологические корни совечны первозданному человеку, возмечтавшему стать " как Бог " без Бога, против Бога, и начавшему " новую жизнь " (=смерть) в " новом " мире. Эта наследственная " самость " , получившая благоприятную почву для своего развития в обмирщенной в ту эпоху на Западе церковной жизни породила множество болезненных явлений в человеческом уме и сердце. В их числе деизм, атеизм, материализм, масонство и т.д. 2. Пантеизм Пантеизм (от греч. pan - всё; и o Qeoz - Бог) - религиозно-философское учение, отождествляющее, по существу, Бога с космосом (природой, человеком). Бог в пантеизме не мыслится как какая-то Личность, существующая Сама по Себе, вне зависимости от мира. Он полностью имманентен (от лат. immanens - внутренне присущий чему-либо) космосу. Еврейский философ Спиноза (†1677 г.) утверждал: " Бог есть природа " (Deus sive natura). Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. Пантеизм, по существу, отрицает не только свободу воли человека, но и реальность то мира, то Бога. Известный русский философ Л.М. Лопатин (†1920) справедливо заметил, что в пантеизме " для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него остается одно имя " К последнему пантеизм практически всегда и приходит. Своеобразной попыткой сгладить эту тенденцию является т.н. панентеизм (от греч. pan en Qev - всё в Боге), религиозно-философское учение немецкого философа Краузе, с которым он выступил в 1828 году. Согласно ему, всё существующее пребывает в Боге, но Бог остается личностью и не растворен в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭВА [от индоевр. корня div - светиться, сиять], наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев. Слово «Д.» этимологически связано с индоевроп. понятием deiuo, обозначающим «дневное сияющее небо»; к нему восходят такие мифологические персонажи, как древнеинд. бог Отец-Небо - Дьяус-Питар, древнегреч. Зевс -Патер и понятие «бог» во мн. индоевроп. языках (ср. лат. deus - бог, древнеисл. tivar - боги, литов. dievas - бог). Мотив оппозиции 2 классов богов также знаком и мн. др. мифологическим системам, имеющим индоевроп. корни: ср.: боги и титаны в древнегреч. мифологии, ванны и асы - в скандинавской. В период индоиран. единства Д.- обозначение повсеместно почитаемых божеств, но позднее, с расселением арийских племен дальше, на территорию Индии, у все более обособляющихся древнеинд. и древнеиран. культур трактовка Д. получает различное значение, отражая, по-видимому, некое историческое явление, быть может геополитический конфликт в среде индоиран. племен. В древнеинд. «Ригведе» (1-я пол. I тыс. до Р. Х.), создававшейся в период миграции индоариев, антагонизм 2 классов божеств только намечается. Д. известны как младшее поколение богов, чьими «старшими братьями» являлись асуры, обладавшие колдовской силой майя . Списки тех и других могли варьироваться; иногда даже такие однозначно положительные персонажи, как Индра , Агни , называются в «Ригведе» асурами. Ближе к поздневедическому периоду (сер. I тыс. до Р. Х.), уже в «Атхарваведе», за асурами четко закрепилась репутация зловредных и коварных демонических существ, стремящихся стяжать власть над Вселенной, в то время как Д. почитаются как благие, светлые божества, хранители миропорядка. Главной темой мифологии отныне становится противоборство Д. под предводительством Индры с асурами и прежде всего - со змееобразным Вритрой . Количество Д. в различных текстах оценивается как 33, 330, 3306 и более, но все множество богов может представляться неким единым синклитом «вишве-дэва» (все-боги).

http://pravenc.ru/text/180804.html

1 Галенин Борис. О концепции нового учебника по истории. Русская народная линия, 12.04.2014. Интернет. Режим доступа: 2 Деизм (от лат. deusбог) – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жестких канонов. 4 В книге известного современного богослова А.И. Осипова «Путь разума в поисках истины», ссылка на которую дана выше, достаточно подробно рассматриваются вопросы постижения Бога через познание природы и познание человека. А вот о познании Бога через исторический процесс говорится крайне мало. В указанной книге рассматривается лишь один аспект исторического процесса – эсхатология (учение о конце мира, земной истории человечества). 6 Справедливости ради следует сказать, что все-таки работы об историософии Л.А. Тихомирова имеются. Мне известны две: 1) О.А. Милевский. Религиозная историософия Л. Тихомирова . Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии Алт ГТУ. Вып. 8. Барнаул, 2008. (Интернет. Режим доступа: http://do2.gendocs.ru/docs/index-412058. html); 2) Посадский А.В., Посадский С.В. Историософия Л.А. Тихомирова и перспективы христианской культурологии. Христианство и культура. Сборник научных трудов. СПб., 2001 (Интернет. Режим доступа: http://www. 5.p p). Обе работы интересные и полезные. Но они не покрывают всего спектра историософских проблем, которые рассматривал в своих работах Л. Тихомиров. Большая часть первой работы посвящена эсхатологическому аспекту историософии Тихомирова (то есть аспекту, связанному с последними днями земной истории человечества). Вторая работа делает акцент на философской стороне истороиософии Тихомирова, оставляет в тени важнейшие религиозно-мистические стороны понимания истории. К тому же она достаточно невелика по объему (несколько страниц). Творческим наследием Л.А. Тихомирова сегодня занимается целый ряд исследователей: А.В. Репников, С.М. Сергеев, М.Б. Смолин, А.Г. Трифонов, А.Р. Ефименко. В их работах также затрагиваются некоторые аспекты историософии Л. Тихомирова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. ( Min. Fel. Octavius. 18. 11). Характерной чертой учения М. Ф. о Боге является сочетание в нем представлений о совершенной трансцендентности Бога и непостижимости Его природы с представлениями о Его деятельном присутствии в мире. Согласно М. Ф., природа Бога духовна: Он есть Ум, Разум и Дух (mens, ratio et spiritus - Ibid. 19. 3; ср.: Cicero. De natura deorum. II 57-58; Seneca. Quaest. nat. Praef. 13). Бог бесконечен и безграничен; Он обладает вечным бытием (см.: Min. Fel. Octavius. 18. 7-8); Он самодостаточен и не нуждается в мире (Ibid. 18. 7; ср.: Tertull. Adv. Prax. 5. 2). Бог невидим, ибо Он ярче человеческого зрения ( Min. Fel. Octavius. 18. 8); ведь если солнце, когда на него смотрят, притупляет взор, то тем более Сам Творец солнца и Источник света недоступен зрению (Ibid. 32. 5-6; ср.: Xen. Mem. IV 3. 14; Plat. Leg. X 897e). Так же как и человеческая душа, Бог невидим для телесных очей ( Min. Fel. Octavius. 32. 6; cp.: Cicero. Tusc. disp. I 70). Бог неосязаем, ибо Он тоньше осязания, и неощутим, ибо Он выше чувств ( Min. Fel. Octavius. 18. 8-9; ср.: Tertull. Apol. adv. gent. 17. 2-3). Человеческое познание неспособно вместить все величие Бога, ибо во всей полноте Он известен только Самому Себе ( Min. Fel. Octavius. 18. 8-9). Поэтому М. Ф. полагает, что Бога оценивают достойно только тогда, когда признают Его неоценимым (Ibid. 18. 9). Следует устранить в познании Бога все аналогии и имена, ибо все они неадекватны в отношении Того, Кто абсолютно прост и един; и только тогда можно увидеть славу Божию (claritatem - Ibid. 18. 10-11; по мнению Ж. Даниелу , claritas здесь означает абсолютную трансцендентность Бога; см.: Dani é lou. 1978. P. 164). Из всех имен Божиих (см. ст. Имя Божие ) Богу в собственном смысле подходит только одно имя Бог (Deus - Min. Fel. Octavius. 18. 10), к-рое означает собственное свойство Бога, единственное и неповторимое, указывающее на то, что Бог есть Сам по Себе. В этом М. Ф., предположительно, следует стоическому учению о том, что имена присущи вещам по природе, а не по соглашению (см.: Dani é lou. 1978. P. 163-164). Вместе с тем тема Божественной непостижимости и неименуемости отличает учение М. Ф. о Боге от характерных стоических представлений и знаменует собой начало традиции апофатического богословия на христ. Западе, к-рая была продолжена такими лат. богословами, как Новациан , Арнобий Старший, Лактанций, свт. Иларий Пиктавийский, Марий Викторин (см.: Ibid. P. 163).

http://pravenc.ru/text/2563300.html

Религиозное образование личности vs атеистическо-деистическо-пантеистические образовательные модели Источник Аннотация Статья посвящена рассмотрению в свете православной антропологии ряда образовательных идей современной педагогики, берущих свое начало в атеистическо-деистическо-пантеистических направлениях мысли. Выявляются как области пересечения, так и ряд качественных расхождений в представлениях об образовательном процессе в светской и богословско-антропологической педагогике, основанные на различном понимании личности в человеке. Развиваемые современной педагогикой принцип условности знаний и прагматический подход к знаниям противопоставляются представлениям о высшей цели знания, несущего отблески абсолютной Личностной Истины. Переосмысливается «принцип избыточности» в знании, понимаемый как проявление изначальной потребности присутствия в потенциально бесконечной человеческой личности нетварных энергий Творца. Богословско-антропологическая педагогика позволяет расширить современную образовательную перспективу и открывает возможность избежать самозамыкания когнитивных процессов в гипер-информационный век, возвысить человека над квази-целевыми образовательными установками, выстроить образовательный процесс на базе лично-ценностного иерархического подхода. Православная богословская антропология, обогатившая человеческую мысль принципиально новым подходом к понятию человеческой личности, позволяет выработать и сформулировать комплекс образовательных идей, с одной стороны учитывающий лучшие достижения педагогической мысли и принимающий во внимание ускоряющуюся динамику современности, а с другой – качественно отличающийся от быстро развивающихся и весьма популярных ныне образовательных моделей, опирающихся во многих своих аспектах на атеистическо-деистическую и пантеистическую философию. Обращаясь к понятиям «атеистическо-деистической» и «пантеистической» философии, напомним, что в современной философии под термином «атеизм» (от греч. «θεος» – безбожие) подразумевается философское учение, отрицающее существование Бога с. 194]. В свою очередь «деизм» (от лат. «Deus»Бог) – это учение, хотя и признающее существование Бога как Творца мироздания, но отвергающее идею личного Бога и действие Божьего Промысла в мире с. 442], а пантеизм (от греч. «παν» – все и «Θες» – Бог) – учение, отождествляющее Бога и мир с. 191]. Мы полагаем, что святоотеческое богословие, адекватно вписанное в контекст современной педагогической мысли, вполне может дать живой и практически значимый ответ на «вызовы современного знания» с. 80].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

62. Чжу-цзя-чже (chu chia che), живущий в согласии с племенем, но вне семейных связей, и делающийся сам Буддой. 63. Сэн, Sanga, член собрания. 64. Ша-мынь, Shramana, аскет, букв. в индийской этимологии Shrama знач. труд, Shramin – трудолюбивый. 65. Би-чу (pi-chu), бикшу, нищенствующий монах, также Би-цзю. 66. Хо-шен, общее название буд. монахов у китайцев. Слово это древне – тюркское, в санкр. означается лицо, организующее около себя учеников для изучения закона и чтения сутр; это Upadhyaya – самостоятельно научающий учитель. 67. Ду-ли (tu-li), Acharyya, наставник (preceptor), наблюдатель за добрым поведением. X. Сверхъестественные существа. 68. Тхянь, санскр. Deva, лат. Deus, т. е. чистое, светоносное, величайшее и достопочтенное существо, владеющее всею добродетелью, обитающее в разных райских селениях горы Сумеру. Сын сего Deva назыв. Тхянь-цзы, сын неба, сын Божий, Devaputra, или эрр ши сы тхянь, – двадцати четырех небес сын, или 24-й из Devas (включая Браму и Индру), особенно чествуемый и поклоняемый в будд. храмах, имеющий особого идола с соответствующими ему символами. 69. Сы-да-тхянь-ван, четыре великих князя (царя) дев, живущие в верхних частях горы Сумеру. 70. Дэ-вэнь-тхянь-ван, Vaishramana, один из четырех царей, управляющий севером, коему подчинены Якшасы и Рахшасы, именуется также – Би-ша-мынь. 71. Цзэн-чан-тхянь-ван, Virudhaka, один из четырех царей, управляет на юге, владычествует над Kumbhanudas и Pretas; по кит. – би-лю-ли. 72. Чжи-гэ-тхянь-ван, Dhritarashtra, один из четырех царей, управляет на востоке и господствует над Candharvas и Pishachas, по кит.– ди-до-ло-ча. 73. Гуан-му-тхянь-ван, Virupaksha, один из четырех царей, управляет на западе, повелевает драконами, по кит. – би-лю-бо-ча. 74. Ди-ши, Indra shakra, индусский бог воздуха; по кит. – ши-ди-хуань-ин; Индра=ди, воздух –ин, Шакраши, Deva, т. е. бог – ди-хуань. 75. Фань-тхянь, Брама (с Индрой, Ямой и Шивой заимствованы у китайцев от индусов). 76. Ши-чжи, Shikina, огонь, Брама повелевающий огнем для укрощения чувственной похоти, желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

  Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. С. 30. Кузен Виктор (1792-1867) – французский философ-идеалист. Видел задачу философии в критическом отборе истин из прошлых систем на основе «здравого смысла» в его буржуазной трезво-практической природе. Деисты (от лат. deusбог), последователи деизма – религиозно-философского мировоззрения, порожденного эпохой Просвещения. Согласно деизму Бог, сотворив мир, не принимает далее в нем никакого участия. Деизм выступал с идеей «естественной религии», иначе – религией разума, противостоящей как атеизму, так и религии Откровения. Там же. 177. То, что это было именно завоевание бывшей России оккупационным режимом «3-го интернационала» см.: Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917-1922 гг. - М., 1992; Галенин Б.Г. Конец русской истории./В книге: Цусима – знамение конца русской истории. Т. II. – М., 2010. Заключение. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Владельцы квартир, с начала мая вас ждет важное преобразование Жестокое видео о жуткой жизни 6 детей в семье под Тамбовом Певца Майданова увезли на скорой из театра с тяжким отёком После нового правила старые кондиционеры обяжут снять везде Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/29/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Аврелиан. Гравюра. (Goltzius H. Vivae imperatorium. 1557) [Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиан; лат. Claudius Lucius Valerius Domitius Aurelianus] (9.09.214 - осень 275), рим. имп. (с 270). Родом из незнатной семьи, он стал одним из т. н. многочисленных «солдатских императоров» эпохи кризиса Римской империи , достигших власти благодаря поддержке легионеров. В правление своего предшественника Клавдия II в качестве полководца одержал победы над вандалами , готами и др. племенами Европы, что позволило восстановить дунайские границы империи. Для защиты от нападений приказал возвести вокруг Рима новую стену, сохранившуюся по сей день («стена А.», протяженность 18,8 км). Боролся за восстановление единства Римской империи против узурпаторов в Галлии и против Пальмирского царства на востоке. В ходе покорения вост. провинций А. подверг разграблению крупные города Эмесу и Пальмиру . В результате длительных войн А. впервые за неск. десятилетий междоусобной борьбы сумел распространить единую власть на всей территории империи, за что был увенчан титулом «Восстановитель мира» (Restitutor orbis). Сделал попытку реанимации языческой религии; ввел в Риме культ ближневост. бога Непобедимое Солнце, провозгласив его верховным божеством. Этот культ близок по происхождению к культу Ваала из Эмесы, к-рый существовал при имп. Гелиогабале . Гонений на христиан не предпринимал. Впервые в истории А. стал носить диадему и именоваться «господин и бог» (Dominus et Deus). Его правление подготовило эпоху решительного укрепления власти рим. императоров на рубеже III-IV вв. Ист.: Historia Augusta: Römische Herrschergestalten/Eingeleitet und übers. v. E. Hohl. Zürich; Münch., 1976-1983. 2 Bde. Лит.: Homo L. Essai sur le règne de l " empereur Aurelian, 270-275. P., 1904; Calderini A. I. Severi. R., 1949. P. 196-211; Walser G., Pek á ry Th. Die Krise des römischen Reiches. B., 1962. О. С. Воскобойников, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62992.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010