— Я думаю, что между православной и католической художественной литературой (если она серьезная) нет никакого фундаментального отличия. Я не могу сказать, какое различие, например, между Гоголем и Диккенсом, Буниным и Гюго, Шмелевым и Экзюпери. Конечно, у каждого из них есть свой авторский стиль и особенности, но я не могу сказать, что вот это — католическое видение мира, а вот это православное. Напротив, есть даже что-то похожее, например, в книге «Отец Арсений» и романе католика Грэма Грина «Сила и слава». Обе книги — честные, не-рекламные. Кстати, «Силу и славу» я считаю романом миссионерским по преимуществу и рекомендовал бы прочитать его каждому юноше, который собирается поступать в семинарию. Это хорошее введение в церковную жизнь. Впрочем, одно слово о Грэме Грине. В 70-х годах XX века в Италии было модно вести диалог между коммунистами и католиками. И вот на одну из таких встреч коммунисты пригласили Грэма Грина как представителя католической интеллигенции. В зале висело напряженное ожидание. Но Грэм Грин первой же своей фразой снял напряжение и расположил к себе аудиторию. Он вышел на трибуну и сказал: «Знаете, у вас, коммунистов и у нас, католиков, есть много общего». Грин дождался конца аплодисментов и продолжил: «И у вас, и у нас руки по локоть в крови». — Я задал этот вопрос потому, что существует мнение о том, что католическая художественная литература вырабатывает у человека отношение ко многим религиозным вопросам с позиции «здравого смысла». Но вера и «здравый смысл» часто входят в прямое противоречие. Апостол Павел прямо пишет, что часто «здравый смысл» является безумием перед Богом . С этой точки зрения, существует ли опасность использования католической художественной литературы с миссионерскими целями? — А что такое «здравый смысл»? Это очень конвенциональная и условная вещь: у каждой эпохи он свой. Я бы сказал так: «здравый смысл» — это стереотипы эпохи моей бабушки. Так вот, «здравый смысл» эпохи апостола Павла — это предрассудки бабушек языческой эпохи, а «здравый смысл» XX века — это предрассудки бабушек XIX века. Предрассудок — в буквальном смысле: то, что впитано с молоком матери, прежде чем у человека сформировался личный критический взгляд. «Предрассудок» нашей эпохи — это совесть, замешанная на христианской закваске. Поэтому я убежден, что сегодня, на фоне безумных «ток-шоу», в которых проповедуются всевозможные извращения, оккультизм и язычество, позиция «здравого смысла» — это голос традиции, а значит — голос христианства.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Мирской «здравый смысл» утомляет рассудок и истощает телесные силы: он зажимает, ограничивает сердце, тогда как духовно здравый смысл сердце расширяет. Если разум используется разумно, то он может уязвить сердце и помочь ему. Когда ум уходит в сердце и становится его сотрудником, тогда каждое наше делание перестает быть просто рассудочным. Здравый смысл — это дар Божий. Однако этот здравый смысл нам нужно освятить. — А у меня, Геронда, нет сердца… — Есть у тебя сердце! Но как только твое сердце хочет что-нибудь сделать, твой рассудок зажимает ему рот. Постарайся приобрести сердечно здравый смысл, приобрести веру, любовь. — А как я могу этого достичь? — Для того чтобы потерять рассудок, начни вот с чего: босиком пройди по Салоникам маршем протеста! Пусть люди скажут, что ты свихнулась! Ты, милая, все хочешь рассчитать с математической точностью. Ты что — астроном? Чтобы ты смогла трудиться над собой, прекрати мыслить рационально. — Геронда, чтение каких книг поможет мне освободиться от мирской рассудочности? — Прежде всего читай Отечник, «Историю боголюбцев», «Эвергетинос» 16 , то есть не теоретические, но практические книги, для того чтобы от простого отеческого духа святости ушла мирская рассудочность. А [уже] после этого начинай читать Авву Исаака — чтобы этого писателя, просвещенного Богом, ты по ошибке не приняла за философа. Мирской здравый смысл искажает орган духовного чувства Святые отцы на все смотрели духовным, божественным оком. Святоотеческие книги написаны Духом Божиим, и тем же Духом Божиим Святые Отцы истолковывали Священное Писание. Сейчас нечасто встретишь этот Дух Божий, и поэтому люди не понимают святоотеческие творения. Они смотрят на все оком мирским, они не вглядываются дальше, у них нет той широты, которую подают вера и любовь. Преподобный Арсений Великий 17  не менял воду, в которой замачивал пальмовые ветви, и она очень плохо пахла. Но где нам понять, что за дивный источник бил из этого чана с протухшей водой! «Ну уж этого-то я понять не могу!» — скажет кто-то. Говорящий так не хочет потерпеть и всмотреться в эту воду получше, чтобы увидеть, нет ли в ней чего-то еще, но отвергает ее, потому что не понимает.

http://azbyka.ru/o-mirskom-obrazovanii-i...

Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он – извещенная вера, так превосходно описанная св. апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям. Основание духовного рассуждения – Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же Вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе, и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечом веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. Что ж Вам говорит Ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, не верующих во Христа, противно Вашему здравому разуму! Мало того! Такая погибель добродетельных противна милосердию такого Всеблагого Существа, как Бог. Конечно, было Вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? – Нет! Но здравый разум показывает это. – А! Ваш здравый разум!.. Однако же при Вашем здравом разуме откуда Вы взяли, что Вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать – что противно и что не противно милосердию Божию? Позвольте сказать нашу мысль, – Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, еще иначе Святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, не доступное для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить беспредельного Бога!.. Когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... Кого? Бога! Такое начинание – начинание сатанинское!.. Именующийся христианином и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога, – поди в школу, прислушайся – чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики и теории бесконечного, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенные – числа, что результаты его могут быть совершенно противоположны результатам чисел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он - извещенная вера, так превосходно описанная св. Апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям. Основание духовного разсуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. - Что-ж вам говорит ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно вашему здравому разуму! - мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такого всеблагого Существа, как Бог. - Конечно было вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? - Нет! но здравый разум показывает это. - А! ваш здравый разум!.. Однакож, при вашем здравом разуме, откуда вы взяли, что вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать - что противно и что не противно милосердию Божию? - Позвольте сказать нашу мысль, - Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, - еще иначе святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое недоступное для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить безпредельного Бога!.. когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого?.. Бога! Такое начинание - начинание сатанинское!.. Именующийся христианином, и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога, - поди в школу, прислушайся - чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики в теории безконечного, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенные - числа, что результаты его могут быть совершенно противоположны результатам чисел.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/13/...

Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве, в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он — извещенная вера, так превосходно описанная святым апостолом Павлом в 11 главе его Послания к Евреям. Основание духовного рассуждения — Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же Вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их. Если ж признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. — Что ж нам говорит Ваш здравый разум? что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно Вашему здравому разуму! — мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такого всеблагого Существа, как Бог. — Конечно, было Вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? — Нет! но здравый разум показывает это. — А! Ваш здравый разум!.. Однако ж, при Вашем здравом разуме, откуда Вы взяли, что Вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать — что противно и что не противно милосердию Божию? — Позвольте сказать нашу мысль. — Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, — еще иначе святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступном для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить беспредельного Бога!.. когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям… кого?.. Бога! Такое начинание — начинание сатанинское!.. Именующийся христианином и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога — поди в школу, прислушайся — чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики в теории бесконечного, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенные — числа, что результаты его могут быть совершенно противоположны результатам чисел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Απ την λλη, βλπουμε συγκεκριμνα προβλματα στις παραδσεις. Δεν θλω αυτ τη στιγμ να απογυμνσω λες τις πληγς μας, αλλ συγκεκριμνα προβλματα εναι προφαν και εδ δεν χρειζεται να ενοχλσουμε κανναν, λλωστε η εκπαδευση μπορε να καταστε πραγματικ μαρτριο. Ο στχος μας εναι ξεχωρζοντας τα κομβικ προβληματικ σημεα να προσπαθσουμε να βοηθσουμε τους εξ Αφρικς πατρες μας να βελτισουν την εκκλησιαστικ ζω τους σε σγκριση με σα χουμε τρα. Και πλι χοντας διακριτικτητα, φιλειρηνικ πνεμα, με σεβασμ στο χρνο, τις δυνμεις, τις δυναττητες, το παρελθν τους, την εκπαδευση και κατανοντας το γλωσσικ πρβλημα. Εξλλου πσω απ αυτ δη δεν κρβεται μνον η εκπαδευση των διων των ιερων, αλλ η εκπαδευση των παιδιν και των ενηλκων, η ιεραποστολ και η εκπαδευση στις ενορες. Τοτο εναι αδνατο να γνει σντομα, αλλ εναι πολ σημαντικ ζτημα. Ευρισκμαστε στην αρχ της πορεας. Υπρχουν οι ιερες μας, υπρχουν μερικο ακτιβιστς, οι οποοι κινονται προς αυτ την κατεθυνση, και δξα τω Θε που υπρχουν. Εν ο Κυριος μας δσει χρνο, δυνμεις και δυναττητα να εργασθομε, φρον τι μια εκ των σημαντικτερων κατευθνσεων, εκτς της ναοδομας, της εκκλησιαστικς ζως και της καταρτσεως υποψηφων κληρικν, θα εναι το ζτημα της εκκλησιαστικς παιδεας και ιεραποστολς. – Αυτ τα βιβλα σχεδιζεται να εκδοθον στην Αφρικ στη Ρωσα; – Εδ επσης εμαστε στην αρχ της πορεας, διτι πρτον, φρον τι χουμε εν μρει κνει κτι. Τθεται και το ζτημα της πνευματικς ιδιοκτησας. Σμερα λοι εργζονται στο Διαδκτυο, κπου μπορομε να κνουμε παραπομπ, εν κπου πρπει να αρχσουμε εκ του μηδενς. Μλις πραγματοποισαμε μια σσκεψη βσει του καταλγου των πρτων μας καθηκντων, της αποτιμσεως των δη πεπραχθντων σε διφορες γλσσες, καθς και των οικονομικν πρων και του ανθρπινου δυναμικο.   – χετε αναφερθε στις ιδιαιτερτητες της τοπικς παραδσεως. Περ ποιων ιδιαιτεροττων γνεται λγος; – Τρα κνω λγω για τη θεα λατρεα. Η Εκκλησα εναι πρωτστως οι ιερς ακολουθες: πς τελεται η Θεα Λειτουργα, πς τελονται τα ιερ μυστρια, η τξη αυτν των μυστηρων. Εδ οι παραδσεις μπορον να ποικλλουν. Ιδιατερη δυσκολα παρουσιζει το ζτημα της στσεως ναντι του μυστηρου της Εξομολογσεως κατ τπους. Εδ, να ξρετε, πρκειται περ διεισδσεως στο βθος, θα πρπει να ασχολομαστε πολ χρνο με το καθημεριν ργο για την τακτοποηση της εκκλησιαστικς ζως.  Θα επαναλβω: σεβμενοι τους ανθρπους, την καθιερωμνη παρδοση, με κατανηση προς αυτος και χωρς σε καμα περπτωση να προκληθε κποια ενχληση. Μσω των εκπαιδευτικν φροντιστηρων, της συναναστροφς, της καταρτσεως και της διδοσης της γραμματεας, της διαδικτυακς εκπαιδεσεως, της βοθειας σε ανθρπους στε να γνωρσουν τον Χριστ και την αυθεντικ πνευματικ ζσα παρδοση.  

http://mospat.ru/gr/news/91350/

Η εν λγω πρωτοβουλα υλοποιεται μσω της Επιτροπς Παιδεας στο πλασιο της μεταρρθμισης του συστματος της θεολογικς εκπαδευσης και αποτελε για το Αντατο Εκκλησιαστικ Συμβολιο θμα, που διαπερν πολλος τομες. Σμερα θα δσουμε εκ νου προσοχ σε αυτ το θμα, το οποο εναι πργματι απ τα σημαντικτερα στην ημερσια διταξ μας κατ τη διρκεια μακρο χρνου. Φρον τι η εξ αποστσεως μορφ, η οποα ρχισε να καθιερνεται στο σστημα της θεολογικς παιδεας, θα αυξσει τη διαθεσιμτητα της παιδεας μας στις ιερατικς σχολς, τις ακαδημες και βεβαως θα επιτρψει τη διερυνση, δηλαδ να κατευθνουμε το ργο μας τσι στε να καλψουμε το ευρτερο κοιν. Απ τεχνικς απψεως λα τρα χουν πολ τελειοποιηθε, η ποιτητα της τηλεοπτικς εικνας εναι εξαιρετικ, στε πργματι δημιουργεται η ψευδασθηση της κοινς παρουσας. Παρ’ λα αυτ μως εναι ολοφνερο τι η μορφ των τηλεδιασκψεων δεν εναι επαρκς, και εναι δυνατ μνον εντς του πλαισου κατανησης τι πρκειται μνο για να επιπρσθετο εργαλεο της εκπαιδευτικς διαδικασας. Σε καμα περπτωση, σο δελεαστικ και αν ταν, η μορφ των τηλεδιασκψεων δεν πρπει να καθσταται κεντρικ, βασικ, κορυφαα, δναται να εξετζεται μνον ως βοηθητικ και συμπληρωματικ. Με την επιμρφωση των κληρικν σχετζεται το επμενο σημεο της ημερσιας διταξης. χουμε συσσωρεσει δη μια συγκεκριμνη εμπειρα σε αυτ το πεδο και το σστημα επιμορφσεως αποδδει θετικ αποτελσματα. Θα συζητσουμε σμερα και για αυτ το σστημα.  Θλω και πλι να πω τι βεβαως μεγλη προσοχ δθηκε και δδεται σε σα συμβανουν στην Ουκρανα. Θλω να τονσω και πλι τη σημασα του τι μσα απ τις προσωπικς μου επαφς μσω τηλεδισκεψης και με τον Ππα της Ρμης και με τον Αρχιεπσκοπο Καντερβουρας διαπιστθηκε να μεγλο εππεδο συμφωνας και κατανησης. Και σως η πλον σημαντικ εντπωση που αποκμισα εναι τι οι συνομιλητς μας δεν απομακρνθηκαν απ εμς και δεν κατληξαν εχθρο μας, και τοτο σημανει τι το πολιτικ πλασιο, με το λεος του Θεο, δεν καταστρφει εκενες τις σχσεις, που συνψαμε με τους αδελφος μας πως λνε σμερα εταρους, παρ την εκμηδενιστικ κριτικ εκ μρους συγκεκριμνης μερδας της εκκλησιαστικς μας κοιντητας.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5909550...

Μα απ τις εφαρμογς της τεχνολογας των υπολογιστν εναι η «συνθης» τεχνικ. Σχεδν καθολικ γινε «ξυπνη»: επεξεργαστς και ενσωματωμνοι υπολογιστς υπρχουν και σε οικιακς συσκευς και σε οχματα, και στη στρατιωτικ τεχνικ, καθς και σε εγκαταστσεις παραγωγς ενργειας, κλπ. Λγω αυτς της υπολογιστικτητας διευκολνεται σημαντικ το ργο των ανθρπων, η αποτελεσματικτητ τους αυξνεται κατ πολλς φορς, αυξνεται σε μεγλο βαθμ η ασφλεια της διας της τεχνολογας. Δεν θα σταθ σ’ αυτ τα θματα, θματα που σχετζονται με την τεχνολογα αυτ καθαυτ, αφο λο το συνδρι μας εναι αφιερωμνο σ’ αυτ. σως πρπει να πομε λγα λγια για τη χρση της τεχνολογας των υπολογιστν στην Ιατρικ. Στην περασμνη δισκεψη σ’αυτο το θμα δεν χει δοθε αρκετ προσοχ. Οι προοπτικς εδ εναι επσης εντυπωσιακς. Για παρδειγμα, οι Ιαπωνζοι επιστμονες κατφεραν να δημιουργσουν να μνι εμφτευμα, το οποο κατ την εμφτευση στον ανθρπινο εγκφαλο μπορε να διευθνει την ειδικ ρομποτικ. Στη βση αυτν των εξελξεων εναι η τεχνολογα που λειτουργε με τα κματα του εγκεφλου μσω ενς δικτου αισθητρων. Στο μεσο μλλον, αυτς οι μελτες που διεξγονται στην Ιαπωνα με την υποστριξη του κρτους, θα οδηγσουν σε ευκαιρες για μερικς πλρως παρλυτους ανθρπους η λειτουργα του εγκεφλου των οποων παραμνει καθαρ και ευδικριτη, να εκτελσουν ορισμνες ενργειες. Για παρδειγμα, εξοπλισμνος με ττοιο μικροτσπ νθρωπος, μπορε εκολα να δσει στον εαυτ του να ποτρι νερ με να κυβερνητικ χρι μετακινεται σε μια αναπηρικ καρκλα. Φανεται να εναι αξιλογη προοπτικ. Ωστσο, μια πρσφατη αμερικανικ ταινα,η «Surrogates», χει δεξει τι οι παρμοιες εφευρσεις μπορον να χρησιμοποιηθον και για κακ. Εναι να πργμα, αν προσπαθον να βοηθσουν τους ασθενες που χουν αυτ λλο ελττωμα της ανθρπινης φσης. Εναι εντελς διαφορετικ πργμα να εισβλουμε, να αλλξουμε την ανθρπινη φση, που δημιουργθηκε απ τον Θε. Μπορε να ξεκινσει με να εντελς ακνδυνα πργματα. Για παρδειγμα, οι Ιαπωνζοι επιστμονες - οι συντκτες των παραπνω εμφυτευμτων - προποθτουν τι τα συστματα, που «διαβζουν τις σκψεις» των ανθρπων μπορον να βρεθον στα ρφια καταστημτων σε λγα χρνια. Με την βοθεια τους εναι δυνατν να διευθνεις τηλεορσεις, κινητ τηλφωνα, υπολογιστς και τη μζα των οικιακν συσκευν. Μεταξ λλων εφαρμογν του νου συστματος μπορε να ονομαστε το δορυφορικ σστημα πλογησης, ταν εναι αρκετ να σκεφτε νας οδηγς για το φαγητ, ο πλοηγς θα βρε το πλησιστερο εστιατριο. Τα κλιματιστικ μπορον επσης να μθουν να κατανοον χωρς λγια, πσο νετα αισθνεται νας νθρωπος στο δωμτιο, και σως πρπει να κνει την ψυχρτερη θερμοκρασα.

http://bogoslov.ru/article/2581913

Действительно, пастырь в Таинстве Хиротонии как бы обручается с невестою Церковью вообще, своим приходом в особенности, и этим самым обязуется заботиться о невесте, любить ее и даже получает начаток этого дара любви. Прекрасную аналогию для разъяснения этого дает архиеп. Антоний. «Чтобы привести подобие, могущее объяснить зарождение этой благодатной любви из решимости умереть для плоти и жить для Христа и Церкви, – говорит он, – укажем на девицу, доверчиво преданную родителям и расположенную любить, но жившую в уединении, как это было в древнерусской жизни. Отец обещает ей привести жениха и обещает ей с ним супружеское счастье. Нужно ли говорить, что душа ее сразу же прилепляется к жениху, и даже раньше, чем она его увидит. Подобное бывает со служителем Слова. Он любит свою паству не за ее добродетели, но потому, что знает, что она есть порученный для его благодатного возделывания Божий виноградник» 102 . В связи с этим основным чувством любви в пастыре зарождаются и все сопровождающие его частные проявления: сострадание, желание нести пастырский крест, стремление к ревностному подвигу для паствы и прочее, наконец, последнее свойство – целомудрие (σωφρονισμς). Это свойство является не только новым наряду с двумя указанными, но служит и коррективом для них. «Целомудрием, – говорит св. Иоанн Златоуст , – он (апостол) называет здравие ума и души» (XI, 760), то есть нормальное, неиспорченное, здоровое, цельное (σως) состояние человеческой души вообще – в частности, сюда относится ясное и верное понимание духовных вещей, ясное различение добра и зла 103 , благоразумие, рассудительность, способность к учению, то есть черты, относящиеся к мудрости, уму в тесном смысле слова 104 , а далее – здравое, нормальное отношение и к стороне телесной, где целомудрие в узком смысле и вообще воздержание, как указывает там же св. Иоанн Златоуст (см.: XI, 760), ибо страсти суть признаки больной, а не здоровой (σως) души (φρν – дух, ум, сердце). Таким образом, понятие целомудрия указывает вообще на нормальное, целостное или, можно сказать, «святое» направление всей природы человеческой, как и в русском языке святость и праведность считаются синонимами, хотя первое понятие указывает более на чистоту чувств, а второе – на истинность (правда, праведный, справедливость).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Стефан Новгородец, дьяк Александр и Византий указывают местоположение церкви Космы и Дамиана вне града, на поле, близ Влахернского храма, на южном берегу Золотого рога. «Идохом вне града, на поле,– говорит первый из них,– и ту бо близ града есть монастырь велик во имя святых Козьмы и Дамиана: ту целовахом главы святии, оковани хитро вельми златом». Дьяк Александр: «близь того (Влахернского храма) монастырь святых Козьмы и Дамиана: ту от мощей их есть; а главы в монастыре святаго пророка Даниила» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54 и 72). По Византию, нынешний Еюб занимает место прежнего Космодиона (τ Κοσμδιον – по-нашему Козьмино или Кузьмино), который получил свое название от монастыря свв. Космы и Дамиана; а монастырь этот лежал на южном берегу залива: τν ϑσιν το ομπ κατεχε ποτε τ Κοσμδιον, παρονομασϑν π τς πρς τ μεσημβρινν το κλπου πρας κειμνης μονς τν γων Κοσμ κα Δαμιανο (. Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 606). Церковь Космы и Дамиана построена в царствование Феодосия младшего (408–450), несчастным магистром Павлином, и потом великолепно украшена Иустинианом в благодарность за исцеление от тяжкой болезни помощию святых безсребреников (Сн. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 182). Эту церковь Византий считает за одну с тою, которую построил Цареградский патриарх Прокл (434–447) близ моста на Ворвисе (ν τ Ζεγματι), в местности, известной под именем Василискова (ν τος Βασιλσκου), по имени Василиска, который будучи патрикием и друнгарием, имел здесь свой дом; а сделавшись императором (475), построил увеселительный дворец: σως ατς ενε κα νας τν γων Κοσμ κα Δαμιανο, τν ποον κτισεν ν τ Ζεγματι Πρκλος ΚП πατριρχης... ατς ενε νας τν γων ναργρων ν τος Βασιλσκου... Κατ τν Κωδινν, νταϑα κατκησε Βασιλσκος τις... π το Βασιλσκου δ τοτου πεκλϑη σως κα ν τ Κοσμιδ νας τν γων ’Αναργρων ν τος Βασιλσκου (. Κωνσταντινοπ. σελ. 607. 616; сн. Кодина, Περ κτισμ. p. 93, 100. Дюканжа, lib. IV. p. 121, 122. Бандури, Imper. Orient. t. II. p. 624.– Память свв. безсребреников Космы и Дамиана совершается 1 ноября, а соименных им безсребреников – 1 июля и 17 ноября. Св. Акиндин – один из мучеников века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010