В литературной истории Византии имя Сикидита и Иоанна Ксифилина едва известно. К тем данным, которые почерпываются из ненапечатанного отрывка «Orthodoxiae Thesaurus», мы имеем еще присоединить небольшую заметку о товарище Сикидита, разделявшем с ним занятия астрономией и также поплатившемся лишением зрения за гадание и волшебство. В истории Н. Акомината рядом с Сикидитом упоминается Сиф Склир и обоим посылается тот же упрек, что под предлогом астрономии они занимались магией и другими демоническими обольщениями 417 . Что касается Сикидита, мы видели, что это не был обыкновенный шарлатан, каким бы можно его себе представлять на основании забавных анекдотов, рассказанных про него в истории Никиты. В богословском своем сочинении тот же автор сообщает отрывки из его метафизической системы и указывает выдающееся его значение в очень важном в богословском и философском отношении вопросе – о Таинстве Евхаристии. Из этого можно заключить, что Сикидит был писатель, создавший оригинальную систему и пользовавшийся значением. Под пером историка, стоявшего на стороне господствующего церковного учения, имя Сикидита-еретика получило крайне темную окраску. Едва ли не больше еще потерпел под пером Н. Акомината Сиф Склир. Будущей истории умственного движения в Византии предстоит задача – смывать пятно позора, может быть, со многих имен. Нам удалось напасть в Константинополе, в библиотеке Святоградского подворья, на рукопись, помеченную именем Симеона магистра Сифа 418 и трактующую предмет, которым занимались Сикидит и Сйф. Это обширная система мироздания, о которой можно иметь некоторое представление по прилагаемому перечню глав: πς γ εναι σφαιροειδς; – πς εναι γ κυρτ; – μερισμς κλιμτων; περ δατος; περ ρος, περ πυρς κα νεφν κα ετν κα στραπν κα βροντν; – περ τν νθρωπνων σωμτων; – ν σως κσμος χη ψυχν κα κυβερνται π προνοας; – ν σως κα εναι φθαρτος κσμος; – περ τν ορανων νοουμνων κκλων; – περ σχματος στρων; – περ τς κινσεως τν στρων, и далее сведения по астрономии; затем περ δους; – περ φσεως; – περ ψυχς; – περ ρσεως, κος; – περ τν ασθσεων τς ψυχς; – περ χρεας τν ορανων σωμτων: – διατ κινεται ορανς. Β литературной истории имя Сифа известно тем, что он был посредником в передаче с арабского на греческий многих восточных повестей и сказаний 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

945 Равным образом известно, что в некоторых изданиях Дидимова сочинения о Святом Духе, вышедших из рук западных ученых даже в XVI столетии, точно также нет означенных слов; 946 значит, и в XVI веке оставались еще списки, в которые не привнесены были эти слова. Можно ли теперь не счи­тать поврежденным такого места? в) Наконец, Перроне указывает на слова из третьей книги святого Василия против Евномия: “что Он (Святой Дух) по достоин­ству второй по Сыне, как от Него имеющий бытие, от Него приемлющий и возвещающий нам и всецело зависящий от сей причины, – это преподает учение благочестия; но что Он третий по естеству, тому Священное Писание не научает нас, того и из прежде сказанного нельзя заключить с строгой последовательностью”. 947 Это то самое место, подлинность которого отстаивали Латиняне против Греков на флорентийском Соборе, почти в продолжении целого года, и не могли отстоять. Ибо Марк ефесский – а) с одной стороны справедливо противопоставлял им древнейший, бывший при нем, греческий список сочинения Василиева, в котором спорное место читалось без благоприятствующих для Латинян слов, так: “что Дух по достоинству занимает второе место по Сыне, – это, может быть ( σως), преподает учение благочестия; но что Он третий и по естеству, тому Священное Писание не научило нас... и проч.», – удостоверяя притом, что в Константинополе найдется до тысячи таких же древних списков и с таким же точно чтением, хотя есть четыре или пять списков и с чтением поврежденным, какому следуют Латиняне; б) а с другой стороны, ясно показывал поврежденность латинского чтения, как из всего состава речи святого Василия, в которой находится это место, так и из мест параллельных, находящихся в других творениях святого Отца, и свидетельствующих, что он никогда не допускал исхождения Святого Духа и от Сына. 948 Теперь можно присовокупить, что подлинность чтения, какое защищал Марк, и следовательно, поврежденность того, которому следовали Латиняне, под­тверждается и другими доказательствами: а) тем, что сами же западные ученые во всех почти изданиях творений святого Василия на греческом языке и в латинском переводе читают это место совершенно согласно с Марком, 949 а трудившиеся над последним лучшим изданием (в 1730 и 1839 г.) заметили притом, что из семи списков, которыми они пользовались, все имеют такое же чтение, и только один не содержит в себе частицы σως, может быть; 950 б) тем, что и в рукописи, хранящейся в московской Синодальной библиотеке и относимой к XI веку, рассматриваемое место из святого Василия имеет точно такое же чтение; 951 и – в) тем, что Никита, митрополит солунский, писавший в конце XII века опровержение на сочинение Гюго Этериана против Греков, приводит это место из святого Василия в виде неповрежденном, хотя сам мыслил об исхождении Святого Духа не православно, 952 и хотя у Этериана оно приведено было на латинском языке уже в виде поврежденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В литературной истории Византии имя Сикидита и Иоанна Ксифилина едва известно. К тем данным, которые почерпаются из ненапечатанного отрывка Orthodoxiae Thesaurus, мы имеем еще присоединить небольшую заметку о товарище Сикидита, разделявшем с ним занятия астрономией и также поплатившемся лишением зрения за гадание и волшебство. В истории Н. Акомината рядом с Сикидитом упоминается Сиф Склир, и обоим посылается тот же упрек, что под предлогом астрономии они занимались магией и другими демоническими обольщениями 201 . Что касается Сикидита, мы видели, что это не был обыкновенный шарлатан, каким бы можно его себе представлять на основании забавных анекдотов, рассказанных про него в истории Никиты. В богословском своем сочинении тот же автор сообщает отрывки из его метафизической системы и указывает выдающееся его значение в очень важном в богословском и философском отношении вопросе – о таинстве евхаристии. Из этого можно заключить, что Сикидит был писатель, создавший оригинальную систему и пользовавшийся значением. Под пером историка, стоявшего на стороне господствующего церковного учения, имя Сикидита-еретика получило крайне темную окраску. Едва ли не больше еще потерпел под пером Н. Акомината Сиф Склир. Будущей истории умственного движения в Византии предстоит задача – смывать пятно позора может быть со многих имен. Нам удалось напасть в Константинополе, в библиотеке Святоградского подворья, на рукопись, помеченную именем Симеона магистра Сифа 202 к трактующую предмет, которым занимались Сикидит и Си. Это обширная система мироздания, о которой можно иметь некоторое представление по прилагаемому перечню глав: πς γ εναι σφαιροειδς; – πς εναι γ υρτ; – μερισμς λιμτων; περ δατος; περ ρος, περ πυρς α νεφν α ετν α στραπν α βροντν; – περ τν νϑρωπνων σωμτων; – ν σως σμος χηω ψυχν α υβερνται π προνοας; – ν σως α εναι φϑαρτος σμος; – περ τν ορανων νοουμνων λων; – περ σχματος στρων; – περ τς ινσεως τν στρων, и далее сведения по астрономии; затем περ αδους; – περ φσεως; – περ ψυχς; – περ ρσεως, ος; – περ τν ασϑσεων τς ψυχς; – περ χρεας τν ορανων σωμτων; – διατ ινεται ορανς. В литературной истории имя Сифа известно тем, что он был посредником в передаче с арабского на греческий многих восточных повестей и сказаний 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Inc.: Συ μν μσ σως… Des.: … Θες νωθεν επκουρος κα πκοος εη 855 . Цитируя текст, мы опираемся на [рукопись Парижской Национальной библиотеки] Coisl. 100, fol. 69–75. Письмо адресовано Григорию Акиндину, который, как и Варлаам, находится в Фессалониках. В своем уединении на горе Афон Палама в день Пятидесятницы получил книгу Варлаама против латинян: судя по тому, что учитель исихазма говорит о ее содержании, мы видим, что речь идет об упоминавшемся нами выше сочинении, состоящем из шести трактатов. Чтение этого текста вынуждает Паламу задать автору «некоторые важнейшие вопросы»: он предпочитает писать не напрямую автору, но через посредничество Акиндина. Таким образом, с самого начала предполагается, что Акиндин может стать в этом споре арбитром, пользующимся доверием обеих сторон. Он будет пытаться сохранить эту роль вплоть до собора августа 1341 г. Однако уже сейчас Палама сожалеет, что в одном пункте Акиндин согласен с Варлаамом: действительно, тот считает неподходящим именование «аподиктические», данное Паламой своим трактатам (fol. 74). Таким образом, уже здесь можно предвидеть, на какой почве между ними позже возникнут противоречия. В книге Калабрийца два момента вызвали вопросы у Паламы: 1) его трактовка учения об исхождении Святого Духа (fol. 69–72); 2) его отрицание всякой возможности «доказать» богословскую истину (fol. 72–75). В том, что касается доктрины «двойного исхождения» Духа, Палама признает, что Варлаам действительно «порицает латинян за введение двух Начал божественности Духа» – а это главный аргумент греков со времен Фотия – но, согласно учителю исихазма, делает это недостаточно последовательно. Так, латиняне, пытаясь «исцелить зло злом», ссылаются на сущностное единство Бога и утверждают, что в их мысли нет двух исхождений, но лишь одно, которое совершается «как от единого» ( ς ξ νς): здесь, действительно, узнается учение Лионского собора, где было провозглашено, что Дух исходил от Отца и от Сына tanquam ab ипо principio [как от единого начала] 856 . Именно в этом пункте их аргументации калабрийский философ и пытается найти почву для взаимопонимания с латинянами. Он приводит выдержку из свт. Григория Назианзина , где Сын назван «Началом, происходящим от Начала» 857 , утверждая, что поэтому «не будет нечестивым сказать, что Сын также есть Начало Святого Духа». Против идей Калабрийца Палама выдвигает доводы, состоящие почти исключительно из цитат своего же « Λγοι ποδεικτικο» и имеющие целью доказать несовместимость латинской доктрины с православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

944 Enn. VI, 9, 11: «Τ δ σως ν ο θαμα, λλ λλος τρπος το δεν, κστασις, κα πλωσις κα πδοσις ατο κα φεσις πρς φν, κα στσις, κα περινησις πρς φαρμογν, επερ τις τ ν τ δτ θεσεται». 945 О самади, или дьяне в буддизме см. Проф. Васильев, Религии Востока. СПБ., 1873, стр. 104–114; ср. Позднеев, Очерки быта буддийских монастырей и будд. духовенства в Монголии. СПБ., 1887, стр. 202–203, 212–214. 955 Enn. VI, 7, 34: «λλ δε μτε κακν μτε α γαθν μηδν λλο πρχειρον χειν, να δξηται μνη μνον». 964 «Йог, – говорит, напр., индусский подвижник Суоми Вивекананда, – должен избегать крайностей как излишества, так и лишений. Он не должен поститься, или изнурять своё тело; тот, кто это делает, не может быть Йогом; тот, кто постится, кто лишает себя сна, кто спит много, кто много работает, кто ничего не делает, – никто из таких не может быть Йогом». – Философия Йога. Лекции, читанные в Нью-Йорке, зимою 1895–6 г. о Раджа-Йоге, Сосница, 1906 г., стр. 21. Суоми Вивекананда не только подвижник, но и ученый, с большим успехом выступавший между прочим на известном Чикагском конгрессе религий и написавший несколько произведений. В 1902 году он предался созерцательной жизни и 2 Июля в состоянии экстаза перешел в иной мир. – В. Джемс, считая индусскую философию Веданты образцом всех мистических систем, называет Суоми Вивекананда образцом ведантских проповедников. Прагматизм. Пер. П. Юшкевича, СПБ. 1910, стр. 96. – Ср. выше отношение к аскетизму Плотина, стр. 807–808. 965 Рибо, Болезни воли, op. cit., стр. 126; ср. Murisier, Le sentiment religieux dans l’extase, op. cit., p. 612. 966 Буддийский подвижник прежде всего изолируется в каком-либо уединенном месте и принимает т. наз. «священную позу». Затем, он старается привести себя в «нормальное состояние», – состояние внутренней неподвижности. Он начинает с умерения дыхания и успокоения мыслей. Сосредоточив внимание на дыхании носом, он считает обороты дыхания (т. е. вдыхание и выдыхание) от одного до десяти. Дойдя до десяти, он начинает свой счет снова, пока не доведет своё дыхание до такой топкости, что при дыхании уже не слышит никакого звука и не чувствует никакого движения. Это умерение дыхания содействует и успокоению мыслей. Если же и при этом мысли рассеиваются, он сосредоточивает внимание на пупке; при наклоне к сонливости, он устремляет свой взор на кончик носа, или между бровей. Позднеев, op. cit., стр. 211–212; ср. Leuba, op. cit., pp. 456–457. По Суоми Вивекананда: «упражнение в дыхании делает все движения в теле ритмическими и помогает нам через дыхательный центр управлять другими центрами», – Философия Йога, op. cit., стр. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

160 то пребывай внизу, ибо это псалмопение и славословие языка. Его воспевай и славословь Бога со тщанием, воспевай и славословь Его голосом с благоговением, подобающим Богу N. 165 hinc usque ad finem habet пользы, если только те слова, что ты повторяешь, не воплотятся в тебе, [став] делом. И когда они соединятся с тобой внутри, то тогда и в мире тебя увидят человеком Божиим, и многие будут подражать [тебе], извлекая [из того] пользу N. 166 См.: «Слово о новокрещённых», «Слово о Закхее»//БВ 3. 2003. С. 14–30; «Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее»//БВ 4. 2004. С. 9–27. 167 По изданию: Datema С. Amphilochii Iconensis opera. Turnhout/Leuven, 1978. P. 127–136 (далее – Datema 1978). 168 Отметим сходство этого описания Страстей Христовых с песнопениями Великой Пятницы. Ср.: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся...». Утреня Великого Пятка, самогласен (Триодь Постная. Μ., 1992. С. 447); «Днесь висит на древе. Иже на водах землю повесивый, венцем от терния облагается, Иже Ангелов царь, в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки, заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама...». Утреня Великого Пятка, антифон 15 (С. 441). 170 Homiliae ΙΙΙΙ ss. Patrum episcoporum Methodii, Athanasii, Amphilochii, Ioan. Chrysostomi. Nunc primum graece et latine editae Petro Pantino tiletanto interprete//Antverpiae, apud Ioachimum Trognaesium, 1598. P. 188–207 (Datema 1978. S. 130. Примеч. 5). 174 Название: Слово: + иже во святых отца нашего ВО; 2 в преисподней (досл. «долу», κτω): и (κα τ) D; 16 простирается: + плотью СА 27 призывает (καλε): покрывает (καλτπει) D; 23 о страже: о [денежных] взносах СА; 24 побуждать (κινν): вступать в сношения (κοινωνν) Е; 29 воинам: деньгам S; 30 похитить: скрыть V деньгами: речами S; 7 воскреснет: будет воскрешён (γερθσεται) BODS; томится (δρεται) PR. На полях приписка: «равным образом (σως) воскреснет» R; 12 оставим их: оставлю погибать их из-за самих себя VS до времени: наконец V; 16 Ему слава: + Христу, истинному Богу нашему ВО и Святым: + и животворящим ВО; 17 во веки: в бесконечные веки А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соблазняющихся о тебе, монахи ли они или нет, всячески врачуй, а себя брани и порицай как погрешающего и молись за них изо всех сил. Смотрите, – молвит Христос, – не соблазните ни одного от малых сих 515 . И отцы говорят: »От ближнего жизнь и смерть« 516 , и: »Никогда я не ставил желания своего впереди брата моего " 517 . Приходящими к тебе ради [духовной] пользы руководи с рассуждением, чтобы и их наздать, и себя не разрушить, ибо безмолвникам подобает всяческая непопечительность и беззаботность о внешнем, а приходящим – беседа и вразумление, поскольку и себе нужно не навредить, и братьям помочь. Если хочешь, отведи три дня в неделю для исихии и четыре – для беседы. Безмолвствуя, будь занят в своей келье работой, чтением, псалмопением, молитвой и, по возможности ( σως) 518 , рукоделием. Упражняй ум памятью о прежних твоих грехах, ежедневных падениях, небрежениях и нарушениях в псалмопении, молитве и прочих добродетелях, о поползновениях языка, безрассудных движениях воли и вожделения, заблуждениях ума, вредных помыслах, человекоугодливых взорах, тщеславных жестах: исследуй все это и, обнаруживая, исправляй, искореняй и далече отбрасывай от разума, чтобы, подобно плевелам, не задушили они хлеб добродетели и не стали мы бесплодными 519 . Утруждай помыслы, опять-таки, сокрушением и рвением, памятью о смерти, будущем Суде, вечном наказании, подвигами мучеников, мужеством подвижников, деяниями святых. Пекись о возрастании любви к Богу, думай о снисхождении Христа, страстях [Его], кресте, смерти, о всем, что сделал Он ради нас, сколькие и каковые заповеди Он дал, что Он [исполнил] их, а мы даже одну заповедь Его не исполнили и не исполняем, и, однако, по Своему человеколюбию Он часто и ежедневно избавляет нас от тысяч нужд и скорбей, от демонского вреда и людского зла, мы же ежечасно и делами, и словами, и мыслями лукавыми огорчаем Его, а врага нашего, диавола, воюющего с нами, любим и следуем [за ним]. Давайте подумаем, к какому смирению, любви, сокрушению, удручению и плачу не приводят нас они 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

11 : что за дело иллирийскому префекту до  τ περ τν Εφρτην?], Ливаний кончает письмо напоминанием,  τι κα τνδε πατρ μεγλοις πραγμασιν πιστς, πρ τατα προσεννεκται κα σθενσι κα δυνατος. Речь о «великих дeлax» ex-proximi libellorum былa бы просто смешна. Старший из детей Фалассия b ] был Вассиан. Ходатайствуя за него пред Руфином , buдuмo comes Orienmis npu имп. Юлиане с декабря 362 г. (Amm. Marc. 23,1, 4; Cod. Th. 15,1, 10), Ливаний начинает письма так: «Вассиан – сын Фалассия  το πνυ, зять Елпидия, мой родственник и вдобавок ученик, прекрасный юноша». Что тесть Елпидия был тот пафлагопянин Елпидий, который путешествовал со своею женою Аристепетою и детьми ко св. Антонию, на возвратном пути посещал св. Илариона (который и исцелил трех заболевших сыновей Елпидия), а потом (с февраля 360 по ноябрь 361 г.) был феноменально ryмahhым praefecmus praetiorio per Orientem (Amm. Marc. 21,6,9; Hieronym. vita s. Hilarion., n. 14), – в этом не может быть и сомнения. Вассиан женат на пафлагонянке Ириске (не Феодоре, как показалось Зиверсу, 226: Феодора была или жена или мать автора епиталамия), и брак состоялся несомненно тогда, когда Елпидий был уже ex-praefecto praemorio,cлeдobameльho – всего вероятнее – в 362 г. Во время префектуры Елпидия отношения Ливания к нему были не совсем гладки ; теперь же он поддерживает и с Елпидием и с Аристепетою родственные отношения 1373. 1301]. И эта аристократическая «партия», и – видимо значительная – поземельная собственность Вассиана в Финикии и при Евфрате, и  μεγαλα πραγματα,которыми управлял отец Вассиана, Фалассий  πνυ, т. е. хорошо всем известный, – все это располагает видеть в этом Фалассий зhaмehumoro praefecmus praetorio per Orienmem, k которому в свое время также писал Ливаний  . – Когда Вассиан женился на Приске  , у него были « τθη (=  το  πατρς μτηρ no Pliomii bibliotheca, ed. I Becker, Berolini 1824, cod. 279, p. 530, 9 )  θαυμαστ, хорошие братья, благородные дяди,  γνος πολ κα σως λαμπρν»: отца и матери у пего тогда очевидно не было в живых; главную роль в «ловле» певесты – τ θρ – играет все таже бабка Вассиана,  ρστη Βασσιαν; и гораздо ранее она же управляет имениями Вассиана 617.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Αρχεο Το πρωτεο του Οικουμενικο Πατριαρχεου εναι πρωτεο διακονας και χι εξουσας 11 Φεβρουαρου 2021 τος 12:26 Στη συνντευξ του προς το Πρακτορεο Εκκλησιαστικν Ειδσεων «Ρομφαα» ο Ιερρχης της Ορθοδξου Εκκλησας της Κπρου Πανιερτατος Μητροπολτης Ταμασο και Ορεινς Ησαας τνισε τι οι ενργειες του Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως για την αναγνριση των σχισματικν στην Ουκρανα παραγνωρζουν τα θρησκευτικ δικαιματα των 13 εκατομμυρων πιστν της Ουκρανικς Ορθοδξου Εκκλησας, οι οποοι δεν επιθυμον διακοπ των σχσεν τους με την Εκκλησα της Ρωσας. Αφο υπδειξε στην επδραση των γεωπολιτικν διαδικασιν στη σημεριν κατσταση στην Ορθοδοξα, ο Ιερρχης χαρακτρισε λθος τη σγχυση «της Ιστορας και Θεολογας της Ορθοδξου Εκκλησας με την εξωτερικ πολιτικ των κρατν». Ο κ. Ησαας προειδοποιε τι η τρχουσα κατσταση μπορε οδηγσει σε τραγικς συνπειες για την Ορθδοξη εντητα. σον αφορ στο Οικουμενικ Πατριαρχεο, ο Πανιερτατος κ. Ησαας ειλικριν δεν πιστεει τι η διαρεση της Ορθοδοξας εναι ο στχος του, αλλ τι «ενεπλκη με ανθρπους, οι οποοι χουν λλες ατζντες συμφερντων». Το πρωτεο της Κωνσταντινουπλεως εναι πρωτεο διακονας και χι εξουσας, υπενθμισε ο Ιερρχης. Ακμη, επεσμανε τι ο πρτος «δεν εξουσιζει τις υπλοιπες Εκκλησες, αλλ τις διακονε, μσω ενς συντονιστικο και αδιαμφισβτητα ιστορικο και θεολογικο ρλου, που του δωσε η Ορθοδοξα». «Αυτ που ακομε, για «πρτο νευ σων», μας προβληματζουν και εχομαι να εναι απλς ακαδημακς προσεγγσεις, που χουν θεολογικ παρερμηνευτε και χι πεποιθσεις εξουσας», υπογρμμισε ο Πανιερτατος Μητροπολτης Ταμασο και Ορεινς Ησαας. «Δεν εναι κνηση εναντον του Οικουμενικο Πατριαρχεου να λες την αλθεια, τσι, πως την αισθνεσαι. Αν αγαπς κποιον, του λες ακριβς αυτ που πιστεεις», επεσμανε ο Κπριος Ιερρχης. Ο Μητροπολτης Ησαας διαβεβαωσε τι για εκενον «το Οικουμενικ Πατριαρχεο αποτελε την κοιτδα του Βυζαντινο μας Πολιτισμο… να απ τους ιερτερους θεσμος της Ορθοδοξας, που λειτουργε ως κιβωτς και της θεολογας και του Βυζαντινο πολιτισμο». Γιαυτ ακριβς, πως υποστηρζει, «ποτ δεν πρκειται να προβομε σε κινσεις, που σκπιμα θα βλψουν το Οικουμενικ Πατριαρχεο, αλλ, μως, και δεν θα σιωπσουμε εκε, που θεωρομε, τι κτι πει στραβ». Ο Πανιερτατος εναι ββαιος επσης τι «σως αυτ η δοκιμασα που περνομε (σ.τ.μ. εξαιτας του ουκρανικο) να εναι μια ευκαιρα πνευματικς ανασυγκρτησης, και θεσμικς και προσωπικς. Ο Θες θα μας βοηθσει, αν βοηθσουμε εμες πρτα τον εαυτ μας». «Με πονεμνη, λοιπν, και αγωνιοσα καρδα καταθτω με αυτ τη συνντευξη τη φων της αρχιερατικς μου συνεδησης και αφνω τον εαυτ μου στην κρση του Θεο και της ιστορας», επε ολοκληρνοντας ο Ιερρχης. Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5771508...

Можно поэтому согласиться с протестантским богословом А. Гарнаком, который в своей «Истории догматов» утверждает, что святой Афанасий «всё свёл на идею спасения человека Сыном Божиим, то есть Богочеловеком, единосущным Богу. Ему важна была не формула, а решающая идея веры, – спасение для Божественной жизни Богочеловеком...Учение Афанасия в сущности содержит всего одно положение: Сам Бог сошёл к человечеству. Оно целиком коренится в идее спасения. Иудейство и язычество не возвратили человеку общение с Богом: лишь Сам Бог может нас обожествить, то есть сделать Своими сынами и даровать бессмертие. Тот, кто отрицает, что Христос есть совершенный Бог , остаётся иудеем или язычником» 20 . Таким образом видим, что учение о спасении занимает в богословии святого Афанасия Великого не менее важное место, чем его учение о Святой Троице. «В основе понятия спасения лежит представление о целении (приведении в цельность) или оздоровлении раздвоенного или больного человека» 21 . Такое понимание вытекает из первоначального смысла греческого слова σωτρια, которое в Свящ. Писании употребляется для обозначения спасения. Σωτρια происходит от слова σως – цельный, здоровый, невредимый и означает оздоровление, необходимое человеку для того, чтобы «он мог достигать на земле будущего совершенства или своего идеала вечной жизни» 22 . Из этого следует, что когда говорим о спасении человека, тем самым необходимо предполагаем, что по своей природе он является обладателем того состояния цельности и духовного здоровья, которое обозначается греческим словом σως; с другой же стороны, что это состояние по какой-то причине оказалось нарушенным и человеком вследствие этого нуждается в его восстановлении. Именно это восстановление изначального духовного здоровья человека и подразумевается понятием спасения. Отсюда необходимой предпосылкой сотериологии должно быть учение об изначальной цельности человека, о тех причинах, которые привели к нарушению этой цельности и о результатах этого нарушения. Иными словами, если первой предпосылкой сотериологии является то, что в святоотеческом богословии обозначалось как теология, то другой не менее важной её предпосылкой является христианская антропология, включающая учение о природе первозданного человека и его отношении к Богу, а также о грехопадении и его последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010