«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечашся.» •Литература «Книга Екклесиаста, или Проповедника» (особ. 1–2 гл.) «Книга Иова» (особ. 1–6 гл. и 40–42 гл.) «Послание к Евреям» (особ. 1–3 гл.) «Бытие» 3гл. «Евангелие от Матфея». «Евангелие от Марка». « Евангелие от Луки». Беседа Название: Сотворение мира и человека.  1. Понятие о днях творения. Человек, как венец творения. 2. Назначение человека в первозданном состоянии. 3. Цель и смысл творения. «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.» 1. Раскрытие понятия о смерти. 2. Вхождение Господа в человеческую историю. «Бытие» (особенно1–3 гл.) • Литература «Евангелие от Матфея». «Евангелие от Марка». «Евангелие от Луки». Беседа Название: Завет – образ отношений Бога и человека.  1. Семь заветов: доисторический, исторические и метаисторический заветы. 2. Завет, как распознание воли Божией. 3. Завет, как нравственный Закон в жизни человека, понятие о ветхозаветной праведности. «Декалог: 10 заповедей». «И воскресшаго в третий день по Писанием». 1. Воскресение Иисуса Христа и телом, и душой, и духом. 2. Как Ветхий Завет учит об этом. 3. Писание, как источник истины и откровения. «Бытие» (2, 7–9, 15–17 гл.) «Исход» (особ. 19–20 гл.) «Первая книга Царств», «Вторая книга Царств», (особ. 2Царств 7 гл.) «Евангелие от Луки» (особ. 22 гл.). «Откровение Иоанна Богослова» особ. 21,22 гл. Беседа •Тема по Священному Писанию. Название: Понятие о смертных грехах. 1. Этические смертные грехи. Грехи против Бога и ближнего за который в Ветхом Завете положено истребление. 2. Аскетические смертные грехи (семь смертных грехов). 3. Мистический смертный грех (хула на Духа Святого). 4. Добродетель – как противоположность греха. «И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца». 1. Вознесение всей человеческой природы на небо; 2. Как нам достичь здесь и сейчас обетований Христа Спасителя, а именно – Его восшествия на небеса. •Литература «Исход» (особ. 20 – 22 гл. 31 гл.)

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

«Левит» (особ. 20 гл.) «Второзаконие» (особ. 23 гл.) «Евангелие от Матфея». «Евангелие от Марка». «Евангелие от Луки». •Тема по Священному Писанию. Название: О милости Божией.  1. Понятие о милости и жертве. 2. Образ пребывания Ионы «во чреве китове» три дня и три ночи. 3. Возможность покаяния и спасения всех людей. «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца». 1. Понятие о Суде Божием: частный и общий. 2. Евангелия о Суде Божием. •Литература «Книга пророка Осия» (особенно 6 гл.). «Книга пророка Ионы» (полностью). «Евангелие от Иоанна» (особенно 3 гл.). •Тема по Священному Писанию. Название: Понятие о призвании человека Богом. 1. Призыв Бога к человеку стать «богом по благодати». 2. Слышание и следование голосу и зову Бога. 3. Личный ответ в совести и поступках. •Тема по Символу Веры. «И в Духа Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». 1. Различение природы и личностей в Боге. 2. Понятие о Святой Троице. 3. Понятие о жизни в Духе Святом. •Литература «Книга пророка Исайи» (особ. 6 гл.). «Бытие» (особ. 13 гл.). «Деяния святых Апостолов» (особ. 8- 9 гл.). «Евангелие от Матфея». «Евангелие от Марка». «Евангелие от Луки». •Тема по Священному Писанию. Название: Заповеди блаженства – идеал жизни христианина.  1. Блаженства – лестница духовного восхождения. 2. Отличие от Десяти Заповедей. 3. Золотое правило этики в контексте Нового Завета. «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». 1. Четыре свойства Церкви. Служение дарами в Церкви. 2. Церковь, как институт спасения. •Литература «Евангелия» (особ. Мф. 5-7 гл. Лк. 6 гл.). «Послание к Галатам» (особ. 5 гл.). Беседа •Тема по Священному Писанию. Название: Смысл крестной жертвы.  1. Жертва Христова, как возможность спасения каждого человека. 2. Соотнесения личного креста с Крестом Господним. 3. Юродство (безумие) Креста для мира сего. •Тема по Символу Веры. «Исповедую едино крещение во оставление грехов».

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

1. Понятие о природе таинства и обряда. 2. Семь Таинств Церкви. •Литература «Евангелия» особ. Мф. 20-28 гл.; Мк. 13-16 ; Лк. 20-24 гл.; Ин. 16-21 . Беседа •Тема по Священному Писанию. Название: Рождение Церкви. 1. Пятидесятница общая и личная. 2. Отличие Новозаветной Пятидесятницы от Ветхозаветной. 3. Три вида служения в Церкви: молитва, диакония, миссия. «Чаю воскресения мертвых». 1. Усвоение понятия о личном бессмертии. 2. Земная Жизнь, как подготовка к вечности. •Литература «Деяния святых Апостолов» (особ. 1–3 гл.). «Послания Апостола Павла» (особ 1Кор. 12 гл., Еф. 4 гл.). «Книга пророка Иезекииля» (особ. 37 гл.). Беседа •Тема по Священному Писанию. Название: Рождение в новую жизнь через крещение.  1. Крещение – вход в новый дом. 2. Обязанности верных христиан. 3. Практические аспекты жизни в Церкви. «И жизни будущаго века. Аминь». 1. Обетование Бога о будущей жизни. 2. Вечное блаженство и вечное мучение. •Литература «Послание к Евреям» (особ. 6 и 9 гл.). «Откровение Иоанна Богослова» (1–3 и 18–19 гл.). Синоптические Евангелия. Методические разъяснения к программе из 12 бесед. Перед началом цикла бесед оглашаемым необходимо объяснить три главных принципа подготовки ко крещению: Во-первых, как читать Священное Писание, в какой последовательности и какие книги в первую очередь из Нового и Ветхого Заветов. Можно придерживаться следующих рекомендаций: основой оглашения является Евангелие, но у современного человека почти всегда возникают сложности с пониманием Евангельского текста. Поэтому важно, чтобы чтение было неоднократным, – не меньше трех раз. За время оглашения важно прочитать синоптические Евангелия три раза по кругу. После первого прочтения возможно увидеть евангельский сюжет, но, к сожалению, в большинстве случаев первое прочтение всегда поверхностное и не глубокое. После второго прочтения появляется усвоение отдельных смысловых блоков: притчи Господни, Нагорная проповедь, повествование о страстях Господних, евангельские события, диалоги Господа с учениками, а также чудеса и исцеления, однако, все это, как правило, является не целостным и разрозненным в восприятии.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Мы думаем, что изучение Византийского Евхология, как всех других Евхологиев, представляет интерес, который выходит за границы удовлетворения более пространными историческими знаниями. Через эти молитвы каждая Церковь проявляет свое рвение к духовной жизненности. История литургической мысли, проводимой традиционными молитвами, может быть часто идентифицирована с историей богословия тех Церквей, которые ими пользуются. 46 J. Mateos. La synaxe monastique des vêpres byzantines, Orientalia Christiana Periodica, XXXVI (1970) p. 248–272. 49 а) М. Скабалланович , Толковый Типикон, I. Киев 1910. с. 375–382; II, Киев 1913, с. 71–75. – Ь) A­ μβρσιος Σταυρινς. (Амвросиос Ставринос), Μελετη τπ τν ιερν κολουθιν το λυχνικο κα το ρθρου. Константинополь 1923. – с) N. Borgia. ρολγιον. Or. Chr. XVI (1929) c. 149–254, особ. с. 187 – d) П. Τρεμπλας (П. Тремпелас), Ai εχα το ρθρου κα το σπερινο. в Θεολογα, Афины, XXIV (1953) с. 41–48. 175–189, 359–374, 520–535; XXV (1954) с. 71–87, 244–259, 337–352, 497– 520, особ. с. 350–520; здесь с. 510...; эта же самая статья была напечатана: Μικρν Εχολγιον. т. 2. Афины 1955, с. 147–274 -- е) Н.Д. Успенский , Православная Вечерня. Богословские Труды, I, Москва (1960) с. 5–52: особ. с. 21... – f) I. Φουντουλς. λειτουργα τν προηγιασμνων κα α εχα τν ντιψνων το Λυχνικο, в Επιστημονικ πετηρς... τς Θεολογικς Σχολς. XI, Фессалоннкн 1966, с. 267–302; особ. с. 297–300 – g) А.А, Дмитриевский. Вечерние светильничные молитвы, Руководство для сельских пастырей. XXXIII (1888) с. 494–507; XXXIV (1888 тоже) с. 20–32. К сожалению эта статья нам была непосредственно недоступна; цитирована по Скабаллановичу, цит. соч. II с. 75; ср. также библиографию Дмитриевского в Богословских Трудах, 4, Москва 1968. с. 97. 54 Цит. соч. 4с, с. 233–251 ; различие между монашеской Вечерней и Песненной отмечается уже Симеоном, ср. гл. 331 (Г.П. 155, с. 596 D) и гл. 346 (624 С). 59 Ср. разделение Константинопольской Псалтыри на антифоны: Словарь Христианской Археологии и Литургики (DACL), L «антифон», с. 2301–2303; О. Strunk, Byzantin Office at Hagia Sophia. Dumbarton Oaks Papers, 9–10 (1955–1956) c. 175–202; особ. с. 200–201. См. гл. VII, с. 258.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В собственном смысле слова И. Христос не основывал церкви, ибо Он основал только царство Божие (Prof. Ab. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freib. i. B. 1886, B. I, p. 52 f.). Лишь в переносном смысле здесь, а также у Гарнака, это царство Божие именуется именем истинной церкви (Harnack ibid. p. p. 298–310). И так, царство Божие – само по себе, и это есть дело Божие; а церковь , в которую преобразилось на земле царство Божие в его земных исторических условиях, ко вреду для него, сама по себе, и это – дело человеческое. Поэтому, собственно в самой церкви никакой невидимой стороны здесь не может признаваться. Это доказывается и цитатами г. Керенского из Гарнака (437–438), говорящими лишь о том, что по Гарнаку до III века церкви не было, а когда она появилась, то появилась как нечто решительно отличное от духовного царства Божия (Ср. Идея царства Божия в её значении для христианского миросозерцания. Сергиев Посад 1904, стр. 93–102). 1321 См. Hönig. Der katholische und protestantische Kirchenbegriff, p. p. 119–120; Real-Enzyklopädie, B. VII, p. 716–717, Köstlin. A. Kirche (Leipzig 1880). 1322 Wilhelm Schmidt. Christliche Dogmatik II, 479–484, о необходимости видимой стороны церкви 481–482. – Dörner. System der christlichen Glaubenslehre. B. II, H-fte 2, p.p. 883–910, §§ 148–149; в § 148 сначала устраняются ложные понятия о церкви, а потом устанавливается истинное или положение о нераздельности двух сторон в церкви: особ. 900, 902–903, 904, 905; в § 149 апологетическое изложение символического учения в смысле тезиса на 887, особ. 892–895, 898. – Wangemann. Christliche Glaubenslehre, p. p. 258–276, особ. 258–260 (о недост. Аугсб. испов.); 270, 273, 273–274, 276 – о нераздельности двух сторон церкви и др. – Lüthardt. Die christliche Glaubenslehre, p.p, 497–508, особ. 497 ff. (о нераздельности двух сторон). – Matter. Christliche Lehre II, р. р. 153–173, особ. 159–165 (критика латинского и протестантского понятий о церкви): 161, 162–163, 164–165 о нераздельности двух сторон церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

U. 1:4–6, 9–19. 1:1–3, 7–8, 20. 2:7, 11, 17, 26–29. 3:5–6, 12–13, 21–22. 4:1; 5:5б, 6б, (8); 6:16. 7:9–17. 7:1–8. 8:2–9. 9:9, 15б. 10:1а, 2б, 3, 5–7. 10:1б, 2а, 8а, 9б, 10–12. 10:4, 8б, 9а. 11:(15), 19. 11:1–13. 11:15, 17, 18. 11:7б, 8б, 14, 16. 12:1–17. 12:18–13:8. 13:11–18. 12:6, 11. 13:3а, 4б, 5б, 7а. 14:1–2а, 4б–7, 9, 10б, 11а. 14:14–20. 14:2б–4а, 8, 10а, 11б–13, 17. 15:2–6, 8. 15:1, 7. 16:13, 14, 16, 17б–20. 16:1–12, 7а, 21. 16:15. 17:1–6а. 17:6б–18. 18:1–23. 18:24. 19:9б–10. 19:11–21. 19:1–8. 19:4, 8б, 9а, 15. 20:1–3, 8–15. 20:4–7. 22:8, 10–13, 16а, 17, 18а, 20б–21. 21:1, 5а, 6а. 21:9–22:3а, 15. 21:2–4, 5б, 6б–8. 22:3б–7, 9, 14, 16б, 18–20а. Весьма интересно сочинение Prof. I. Weiss’a, в котором он выступает со своей гипотезой происхождения Апокалипсиса. По мнению I. Weiss’a, Апокалипсис является соединением двух источников. Один из них древний апокалипсис Иоанна христианского происхождения. К этому источнику относятся гл. 1–3, за исключением 1:1–3. Да кроме того послания к семи церквам расширены издателем. С первыми тремя главами тесно связана 4 гл., переработанная издателем; затем сюда же идут гл. 5–6; 7:4–8. В гл. 8–9 есть первоначальное зерно, принадлежащее апокалипсису Иоанна, – именно, „три горя“, возвещенные орлом. Затем к нему же относятся: 12:7–12; 13:11–18; 14:1–5, 14–20; 20:1, 21:4; 22:3–5, 8а, 11–13, 15, 16, 20, 21. Возможно также, что в 19:7–8, 9 находится что-нибудь, принадлежащее Иоанну. Временем происхождения апокалипсиса Иоанна является вторая половина шестидесятых годов. Писатель его Иоанн, очевидно, был иудей, но не партикулярист, а наоборот: его отношение к иудейству подобно отношению св. Павла. Не замечается у него и враждебного отношения к римскому государству. Словом, Иоанн был павлинистом второй генерации. Труднее отожествить его с Ап. Иоанном Богословом. Второй источник, вошедший в состав нашего Апокалипсиса Иоанна, был иудейского происхождения. Это – книга, которую издатель поглотил, и из которой опять пророчествует. Сюда относятся: гл. 10; 11:1–13; 12:1–6, 14–17; (13:1–7); гл. 15–19; 21:4–27. В этом литературном комплексе заметны различные составные части, которые однако ко времени издателя представляли единство. Что касается времени происхождения, то относительно 11 гл. I. Weiss замечает, что она сочинена между маем и августом 70 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

156 Этот тип обычно именуется Богородица Агиосоритисса, поскольку Агиос Сорос (Святой Ракой) назывался реликварий, где хранился пояс Богоматери в храме Богородицы Халкопратийской и, по ассоциации, сам придел, в котором находился реликварий. См.: Andolor о М. Note sui temi iconografici della Deesis et della Hagiosoritissa//RIAS A. n.s. 17 (1970), p.85–153, особ. 85–92, 118–143; Der Nerrsesian S. Two Images of the Virgin in the Dumbarton Oaks Collection//ДОР. 14 (1960), p.77–81; Mango C., Hawkins E.J.W. The Hermitage of Saint Neophytos and Its Wall Painting//DOP. 20 (1966), p.l60–162, 201–204; Walter C. Further Notes on the Deesis. I. The Eleousa Icon at Saint Neophytos, Cyprus//REB. 28 (1970), p.l62–168. 157 Der Nersessian S. Two Images, p.81–86. Лики Богоматери в Лагудера и Асину (1332–1333) именуются «Елеуса»; обозначение paraklesis явно не применялось к этому изображению до XIV в., например, 158 в храме св.Николая Орфаноса в Фессалониках (Xyngopoulos. с.15, fig.76, 80, 183; Walter C. Two Notes on the Deesis//REB. 26 (1968), p.311–336, особ.322. Der Nersessian S. Two Images, p.81–86. Лики Богоматери в Лагудера и Асину (1332–1333) именуются «Елеуса»; обозначение paraklesis явно не применялось к этому изображению до XIV в., например, в храме св.Николая Орфаноса в Фессалониках (Xyngopoulos. с.15, fig.76, 80, 183; Walter C. Two Notes on the Deesis//REB. 26 (1968), p.311–336, особ.322. 159 Фреска в южном приделе нартекса (Der Nersessian S. Two Images, fig. 12). Это событие изображено также в Студенице; см.: Winfield D. Four Historical Compositions from the Medieval Kingdom of Serbia//BSL. 19 (1958), особ.251–278; Djuric V. Istorijske Kompozicije//ЗРВИ. 8.2 (1964), c.69–90. 160 Cp. типикон монастыря Эвергетиды (Дмитриевский A. Описание, I, c.554; Joneras S. Le Vendredi-saint dans la tradition liturgique byzantine//Studia Anselmiana. 99. Analecta Liturgica, 13. Rome, 1988, p.427–428; Pallas D. Die Passion, S.31. 161 B инвентарной описи монастыря Елеусы (1449), основанного в XI в., указана Богородичная икона пресбейи, стоявшая рядом с почитаемой (проскинесис) иконой Богоматери Елеусы (Petit L. Le monastere de Notre-Dame de Pitie (см. прим.7), 119.9). Можно предположить, что икона пресбейи была выносная, а проскинесис – закрепленная на иконостасе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Собор признал оба словоупотребления одинаково православными. Но этим молодому поколению никейцев — «великим каппадокийцам» — ставилась новая задача: необходимо было создать точную богословскую терминологию, дабы, по слову Илария, «не устранялось хорошо установленное (омиусиос) и не отвергалось худо понимаемое (омоусиос)». Вместе с тем всплывало само собой и предвосхищенное Афанасием усмотрение равенства Св. Духа первым двум Ипостасям. Прежде же всего надо было собрать рассеянные силы Православия, что приходилось делать в трудных условиях защиты его от нового арианского императора Валента и восстановления прерванной связи с Римом, справедливо вызывавшим на Востоке возмущение своими притязаниями на первенство. Все эти задачи пали тяжестью своей на плечи св. Василия Великого и им главным образом были приближены к разрешению. Примечания См. особ. труды А. Спасского и Лебедева. Постановления соборов. — Y. M а n s i J. D. Sacrorum Consiliorum nova et amplissima collectio и Hahn Bibliothek der Sumbole und Glaubensregeln der alien KJrche. 3 Aufl. Breslau, 1897. Для учения о Церкви в доникейский период см. S. Ignatii Antioch. Ep. ad Magn. 6, 1; ad Trail. 3, 1; 7, 2; ad Philad. 3, 2; ad Smyrn. 1,1и8. IrenaeiLugd. Adv. haereses 1, 10, 2; 3, 4, 1; 5, 20, 1. Для истории арианских споров первостепенным значением обладает св. Афанасий В., особ. Orationes contra Arianos и Epistola de Synodis. Послание Александра Александр, см. у M i g n е т. 18. Ср. еще Т h е о d o r e t i 1, 4, 46 сл. О Маркелле Анкирском см. Th. Zahn Marcellus v. Ancyra, 1867 и Loots Die Trinitatslechre Marcells v. Anc. в Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1902. В серии Гебгардта–Гарнака, где изданы фрагменты М., см. особ, fragm. 15–17; 42 сл.; 48; 54; 58–61; 74; 103; 114–117; 121; 129; а также соч. Евсевия Кесарийского Contra Marcellum. Сочинения Евсевия Кесарийского изданы у M i g n е s. gr. 20–24 и в коллекции Гебгардта–Гарнака. См. особ. Demons! г, evang. 1, 3–6, 9, 63; 2, 2 сл.; 3–10; Deeccl. theol. 1,8, 2; 1,9, 3, 1, 12, 2, 1, 13, 1; 2, 21,8; 3,4; 6, 1; 3, 17, 1–4, 9; Theophan.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

234 О “праве сопротивления” (Widerstandsrecht) в Византии см.: Michel А. (прим. 187). S. 135–138; Beck H.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München, 1978. S.46–59; см. также прим. 190. 235 ПСРЛ. Т.1. Стб. 139, 145, 200, 216–219; Молдован А.Μ. (прим. 55). С.99; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.139 (51.13): см.: Вальденберг В.Е. Понятие о тиране в древнерусской литературе в сравнении с западной//ИпоРЯС. 1929. Т.2. С.214–236; он же (прим. 184). С.108–112; Корф С.А. Заметка об отношениях древнерусского летописца к монархическому принципу//ЖМНП. Нов. сер. 1909. Июль. Т. 22. С.50–71. 236 В литературе XIX в. часто не делается различия между древними и более поздними источниками, равно как и между простыми собраниями епископов и настоящими (т.е. канонически созванными) соборами; см., например: Григорович В.И. Историческое исследование о соборах, бывших в России со времени введения в оную христианской веры до восшествия на престол царя Uoahha IV //ЛЗАК. 1862/1863. Вып.2. С.25–53, особ. 25–30; Малышевский И.И. Киевские церковные соборы//ТрКДА. 1884. С. 487–538; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 243 и сл.; Goetz L.K. (прим. 113). S.68–72; подробную библиографию см.: Palmieri A. Theologia dogmatica orthodoxa. Firenze. 1911. T.l. P.595–601; Herman Ae. (прим. 123). P. 11–13. Отсутствие четких критериев ведет к тому, что среди исследователей нет и подобия согласия относительно того, какие епископские собрания следует считать соборами, а какие нет. 238 Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в Русской церкви со времени Владимира Вел. до Иоанна Грозного. Μ., 1838. Особ. с. 1–67 (см. с. 2, где делается различие между ересью и расколом); Игнатий (Семенов) . История о расколах в церкви российской. СПб., 1849. Особ. с. 11–86; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.791–795; Казачкова Д.А. Зарождение и развитие антицерковной идеологии в Древней Руси XI в.//ВРА. 1958. Т. 5. С. 283–314; Клибанов А.И. К изучению генезиса еретических движений в России//ВРА. 1959. Т. 7. С. 186–217 (выходит за пределы интересующей нас эпохи); Hösch Е. Orthodoxie und Häresie im alten Rußland. (Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europas. Bd.7). Wiesbaden, 1975. Особ. S.52–57;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010