3.Федосъя Прокопьевна Морозова, урожденная Соковнина (в иночествк Федора), V, 65 и мн. др. 4.Княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, сестра Морозовой. V, 65 – 66. 5.Иван Глебович Морозов, сын боярыни Морозовой. V, 193. 6.Марья Герасимовна Данилова, «соузница» Морозовой и Урусовой. V, 181188, особ. 185. 7–8. Начальник Ефимий Степанович и жена его Неонила (V, 14–15), вероятно, бывшие духовными детьми Аввакума, когда он служил священником в селе Лопатицах. 9.Поп Акиндин Иванов. Барсков, 40. 10.Девица, неизвестная по имени, приходившая к Аввакуму на исповедь в с. Лопатицах. V, 10–11. 11– 12. Лука и Лаврентий, духовные дети Аввакума из той же поры его жизни. V, 11. . 13.Федор юродивый, которого Аввакум встретил в Устюге, V, 66, 75–76. 14.Анна девица (в иночестве Агафья) в Тобольске. V, 103; ср. 106, прим.;ср. 108, прим. 15.Не названный по имени сын духовный в Тобольске. V, 105; ср. 108, пр. 16– 17. Марья и Софья вдовы, «сенныя любленницы» воеводы Афанасия Пашкова, в Даурской земле, потом инокини московского Вознесенского монастыря. V, 36–40. 18.Фекла Семеновна Пашкова, жена воеводы Афанасия Пашкова, тоже постригшаяся в Вознесенском монастыре. V, 40, прим. 3. Бороздин, 75. 19.Лука Лаврентьевич, московский жилец, кожевник, юноша лет 25-ти. V, 83; ср. 75. 20.Симеон, мальчикъ14 лет. V, 93. 21–22. Поп Димитрий с попадьей. Бороздин, 15–16; ср. VIII, 111; Барсков, 35; ср. 300. 23.Игуменья Анисья, бывшая боярышня. V, 166, 167. 24.Алексий Копытовский, VIII, 98. 25.Маремьяна Федоровна. V, 195. 26.Григорий, простой Миряннин. VIII, 74–75. Все эти лица прямо названы протопопом детьми духовными. 27.Некто Сергий, которому Аввакум пишет: «а грех-от тот возложи на выю мою», т.е. передай мне как духовному отцу. Бороздин, 28. 28.Игумен Сергий, в мире Симеон, которого Аввакум называет «новым игуменом, старым моим чадом», может быть, одно лицо с предыдущим Сергием. VIII, 107. 29.Елена Хрущова, уставщица Вознесенского монастыря, которую Аввакум наказывает епитимией. VIII, 94–96. 30.Борис. Он спрашивает Аввакума о пении и келейном правиле. Его протопоп

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Опору для своей уверенности, что его читатели знают истину и могут отличить лжехристиан от истинных христиан, Апостол находит и указывает читателям в том, что они действительно обладают (χετε) χρσμα π το γου. Может быть, еретики, считая себя исключительно одаренными Духом Святым, отказывали в обладании дарами Св. Духа членам христианской Церкви, – тогда слова Апостола получают характер убеждения читателей в том, что они, вопреки уверениям антихристов, обладают высшими христианскими дарами. Слово χρσμα в Новом Завете употребляется только здесь и в 27 стихе этой же главы. Оно соответствует у LXX евр. ( Исх.30:25, 40:9 ; Лев.21:10 ) и употребляется для обозначения особенным образом приготовленного священного елея, а затем вообще помазания, как акта, обозначаемого глаголом (у LXX χρειν), который в Ветхом Завете указывал на помазание священным елеем избранных Богом на особенное служение мужей – первосвященников, царей и пророков. Актом «помазания они не только посвящались и освящались, но вместе с тем и наделяемы были Духом Божиим для Богом указанного священного служения, превосходящего естественные силы человека ( Исх.29:7, 30:30, 40:13–15 ; 3Цар.19:16 ; особ. 1Цар.10:1 , ср. 10; 1Цар.15:1, 16:13 : «и прия Самуил рог с елеем и помаза его (Давида) посреди братий его, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом»; Пс.88:21 ). В отношении к лицам χρσμα означает не выделение только из среды других, как это имеет место в отношении к предметам (священ. сосуд. – Исх.40:9, 11 ; Лев.8:11 ; скинии – Исх.30:25–29 ), но прежде всего сообщение Духа Божия. Изображая грядущего Искупителя, Которому со времени Даниила исключительно было приписано имя , пророк Исаия говорит о Нем: «почиет на Нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ) и в другом месте: «Дух Господень на мне, его же ради помаза ( ) Мя " ( Ис.61:1 ). Сам Иисус Христос при доказательстве Своего мессианского достоинства берет за исходный пункт именно эти слова пророка ( Лк.4:18 ; ср. Ин.3:34 ), признавая почивание Духа Господня основным и самым существенным элементом в понятии .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Dans la lumi–re du Christ//Collection Tumoins de l’eglise indivise 1. Gembloux, 1980 (букв. “В свете Христовом”. Русск. перевод книги владыки Василия см. Архиепископ Василий (Кри­вошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Н.-Новгород, 1996. — Ред.). 8 См. Saint Gregory the Discourse on the Transfiguration//Theologia. 1981/83. Athens, 1983. 52,4–54,1; Gregory Palamas. Hom. 34//PG 151, 423–436 (русск. перевод см. Святитель Григорий Палама. Беседы. Т. 2. М., 1994. С. 83–93). 10 Пересказ письма Евсевия Кесарийского Констанции см. Geischer H.-J. (ed.). Der bysantinische Bilderstreit//Texte zur Kirchen- und Theologiegeschichte 9. Gutersloh, 1968. P. 15–17. 11 Протоиерей Георгий Флоровский. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор//Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. М., 1998. С. 351–376. 12 Фрагменты из его книги “Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник” опубликованы; см.: Альфа и Омега. 1997. 3(14); 1998. 2(16); 1999. 1(19); 2000. 1(23), 3(25). — Ред. 16 Обратите внимание на другое толкование, приводимое преподобным Иоанном Дамаскином в его проповеди на Преображение Господне, где шесть — число совершенства, а восемь — прототип грядущего времени (см. Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа//Альфа и Омега. 1999. 4(22). С. 61–76. — Ред.). 18 См. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии//Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 345–347. 20 См.: PG 91, 1105C–1205C; англ. перевод: Louth A. Maximus the Confessor. London, 1996. P. 96–154. 22 См. также Ориген. Против Цельса, где цитаты из пророка Исаии относятся к опыту Апостолов, который они пережили во время Преображения. 23 Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия//Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. С. 154–157. 26 Antirrheticus 2, 3//PG 99, 356A; 428C (мы переводим prwmTmupoj как ‘архетип’, так как слово ‘прототип’ в английском языке имеет другое значение). Этой ссылкой автор обязан своему ученику священнику Гэри Торну. 29 См. также Uthermann K.-H. Christ’s Image versus Christology: Thoughts on the Justinianic Era as the Threshold of an Epoch//Allen P., Jeffreys E. M. (edd.). The Sixth Century — End of Beginning? (Bysantine Australiensia 10. Brisbane, 1996). P. 197–223, особ. 216–220.

http://pravmir.ru/ot-hristologii-k-obraz...

Изд. Археогр. комиссии. Т.4. Санкт-Петербург, 1851, 32, стлб. 42. 5 О. Т. Голубев. История Киевской Духовной Академии (период до-могилянский). Вып. 1. Киев. 1886. Приложения, стр. 82. См. Еще у Харламповича, Западно-русские православные школы, стр. 426. 6  К. Харлампович, Западно-русские православные школы, стр. 414-415. 7 С.Т Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, т. 1. Киев. 1883. Приложения, стр. 102. 8 С.Т Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, т. 1. Киев. 1883. Приложения, стр. 432. 9 С.Т.Голубев. История Киевской Духовной Академии, стр. 229 и Приложения, стр. 80. 10 П.Бессонов. Белорусские песни, пред. VI, См. у К.В.Харламповича. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, стр. 3. 11 Малышевский. Александрийский патриарх Мелетй Пигас. т. 2. Киев. 1872, стр. 10. 12 См. О мудрейшем иеромонасе Епифании Спавинецком и о Симеоне Полоцком. Остен. Казань. 1865, стр. 70. 13 Остен стр. 70-71. 14 Проф. Н. И. Субботин. Материалы для истории раскола в первое время его существования, т.6. Москва. 1881, стр. 281. 282. 284. 15 Материалы для истории раскола, т. 6, стр, 252. 16 Остен, стр, 130-131 17 Остен, стр, 132 18 Остен, стр. 138 19 Остен, стр. 140-141 20 Остен, стр. 146-147 21 См. у проф. К. В. Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 442—447 22 См. у проф. К. В. Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 450 23 Остен, стр. 138 24 Прибавления к изданию творений святых отцов. 1889. Ч. 44, стр. 679, 677 25  См. М.Сменцовский. Братья Лихуды. СПб. 1899. Приложения, стр. 22-23, 24-26 26 Иерофей Татарский. Симеон Полоцкий. Москва. 1886, стр. 261 27 Проф. Н.Ф. Каптерев. О греко-латинских школах в Москве в XVII веке. Прибавления к твор. свв. отцов. Ч. 44. стр. 655, особ. 670 28 Прибав. к творен. свв. отцов. Ч. 44, стр. 663-634 29 С. К. Смирнов. История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. Москва. 1855, стр. 38—39, 44—60 30 См. Проф. Н.Ф.Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.2. Сергиев Посад. 1912, стр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

4) На Успение Пресвятыя Богородицы. 5) На Успение Пресвятыя Богородицы. 6) На день Владимирской иконы Божией Матери. 7) В день Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 8) В день усекновения главы Иоанна Предтечи. 9) В день равноапостольного князя Владимира. II. Слова и Речи на праздники церковно-гражданские: на царские дни. 10) В день тезоименитства Ее Величества Государыни Императрицы Марии Александровны. 11) Слово в день священного венчания и миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. 12) Слово в день священного венчания и миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. III. Слова и Речи на особенные случаи: На случаи в жизни автора: 13) При вступлении на кафедру Литовской епархии. 14) При вступлении на кафедру Московской епархии. 2 . На случаи в епархиальном служении автора: 15) По случаю пожалования Его Величеством Государем Императором Александром Николаевичем иконы в Виленский Пречистенский собор. 16) По освящении часовни во имя архистратига Михаила. 17) По освящении храма, сооруженного в «Зверинце» близ Вильны. 18) По освящении полковой церкви. 19) По освящении храма в пересылочной тюрьме. 20) В Большом Успенском соборе. 21) К братии Троице-Сергиевой Лавры. 22) По случаю юбилейного торжества в. Николо-Угрешском монастыре. 23) Новопоставленной игуменье. 3 . На случаи в жизни Августейших Особ: 24) По вступлении Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича в Успенский собор. 25) При вступлении Его Императорского Величества Государя-Императора Александра Александровича в Успенский собор. 26) При вступлении Его Императорского Величества Государя Императора Александра Александровича в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 4 . На случаи в жизни общественной: 27) Пред открытием совета Общества ревнителей православия в Северо-Западном крае. 28) По случаю второй годовщины того же Общества. 29) При открытии Военно-Окружного Суда. 30) Пред открытием Общества попечения о раненых и больных воинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(19 гл.). – Господь, восседая на облаке легком, грядет в Египет, и потрясутся пред Ним идолы египетские (1 ст.; ср. 2:18 и др.). Господь вооружит египтян против египтян, и дух Египта изнеможет в нем, и «прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывателям мертвых, и к гадателям» (2–3 ст.; ср. 8:19; 47:9, 12, 13...) и предаст их Господь в руки «властителя жестокого» (4 ст.), т. е. начнется в Египте борьба египтян с эфиоплянами, борьба династий, после которой Египет будет предан «властителю жестокому» или жестоким властителям – Навуходоносору (ср. Иер.46 гл. и особ. Иез.30:10, 13 , о чем еще ниже), Камбизу и др., прежде же всего Саргону, который поразил Фараона при Рафии (ок. 721 г.; ср. 20:1, 4) 121 . Тогда в Египте иссякнет река, от которой зависело благосостояние Египта, восплачут рыбаки, впадут в уныние обрабатывающие лен и ткачи белых полотен (5–11). Так, обезумели князья цоанские и мемфисские, «совет мудрых советников фараоновых» (ср. 47:13; 30:1–4) стал «бессмысленным» (ср. 29:14, 9 и др., 56:11...). «Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних?» (ср. особ. 23:7), обращается пророк к этим советникам. Где они? Где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, пусть узнают, что Господь определил об Египте?» (ср. особ. 41:21–23; 45:20, 21…). «Совратили Египет с пути главы племен его» (11–13 ст.; ср. 3:12; 9:16; 56:11...) «Господь послал в него духа опьянения; и они ввели Египет в заблуждение, во всех делах его подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей» (14 ст.; ср. особ. 28:7–8; 29:9; 56:11–12). «И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость» (15 ст.; ср. 9:14). Египтяне затрепещут, подобно женщинам, от руки Господа Саваофа (16 ст.). «Земля Иудина (в которой «жилище» Господа – ср. 18:4) сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем» (17 ст.). «В тот день» будут в земле Египетской пять городов говорить языком ханаанским (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

25:3; 28:2; 33:7; 49:25; 53:12...), «Господь и орудия гнева Его» (13:5), «жезл нечестивых» (14:5, ср. 10:5; 14:29; 30:31–32...), «гнев Божий» и «пылающая ярость Господа» (13:9, ср. 9:19; 26:6; 30:30; 66:15, ср. 50:11...), «близко время его, и не замедлят дни его» (14:1, ср. 51:9; 26; ср. 10:25; 46:13 и др.); «вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости, и кипарисы радуются о тебе и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (14:7, 8 – выражение сочувствия неодушевленной природы, ср. 24:4, 7; 33:9, ср. 35:2; 44:23; 45:8; 49:13, ср. 1:2; 55:12), «кипарисы и кедры ливанские» и их «посечение» (14:8, ср. 2:13; 10:34; 29:7; 33:9; 35:2; 37:24; 40:16; 41:19; 60:11 и др.), «свержение гордыни в преисподнюю» (14:11, ср. 5:14; 26:21; 28:15–18, ср. 59:9); выражения: «положу конец высокоумию гордых» и «уничижу надменность притеснителей» (13:11) и слова царя вавилонского: «выше звезд Божиих вознесу престол мой», «взойду на небо», «на высоты» (14:13, 14) очень напоминают 2:12: «день Господа на все высокое и превознесенное», «гордое и высокомерное, и оно будет унижено» или – видение Исаией Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (6:1); «ликующий» (13:3) – слово, обыкновенно признаваемое характеристическим для пр. Исаии, равно как и редко употр. (14:19 ср. 11:1; 60:21 и Дан.11:7 см. у Геферн.), «племя злодеев» (14:20, ср. 1:4; 57:3–4), «остаток» (14:22; ср. 1:9; 4:3; 10:20, 21; 11:11, 16; 14:30; 15:9; 16:14; 17:3; 21:17; 28:5; ср. 37:31, 32; 44:17 ср. 46:3; 49:21; 66:19; в евр. Биб. , , , в 38:10 ). – В пророчестве 14:24–27 стих 24-й ср. напр. 8:10, с 46:10; стих 25-й ср. с 5:25; 9:4; 10:27, 6; стихи 26 и 27 ср. с 10:22–23; 28:22... Замечательно еще частое употребление повелительного наклонения (13:6 ср. особ, с 23:14; 14:31...) и т. д. – Наконец, надписание пророчества (13:1) запечатлевает прочие свидетельства об его происхождении от Исаии, сына Амосова. Но чем удивительнее пророчество о Вавилоне слышать из уст Исаии, тем основательнее представляется отрицательной критике доказывать его позднейшее происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В иудейском каноне книга пр Даниила также всегда признавалась богодухновенною. Так, вышеприведенные свидетельства Иосифа Флавия (Древ. 10 и 11 кн.) в этом неоспори-мо убеждают. В талмуде, при исчислении священных канонических книг, замечено, что книгу Даниила написала, т. е. издала, Великая Синагога (Baba Batra 15). B отличие от христианского канона, в иудейском каноне эта книга помещается в отделе писаний. Точно причины сему и время такого помещения неизвестны. При Флавии она была в отделе пророков, но при Иерониме уже среди писаний. По сообщению современных Иерониму Иудеев, перемещение ее в отдел писаний обусловливалось жизнью Даниила при инозем-ном дворе (Com. in Daniel. 1, III ). Но все еврейские ученые также не указывают особых и ясных причин к сему перемещению и часто отдают предпочтение месту ее в отделе пророков 120 . Как при изъяснении книги пр. Исзекииля, так и в книге Даниила толковники обращали внимание на особенный символический характер изложения пророчеств. Даниил разъяснял сны и сам получал откровения во сне (2:19, 4:10, 7:1). Символы и сновидения нередко открывал и разъяснял ему Ангел (7:16 – 8:13); чрез Ангела же он иногда получал символические откровения (9:24, 10:11). Часто встречающаяся апокалипсическая форма получаемых Даниилом и излагаемых им откровений (особ. 7 12 гл.) также отличает эту книгу от других ветхозаветных писаний. Поражает читателей и грандиозность символики Даниила, превосходящая с этой стороны символику Иезекииля и Захарии (особ. Дан. 7 гл.). Заметно в символике Даниила некоторое единообразие: Сын человеческий, муж, человек (7:12–13, 8:15–16, 10:5–6, 16, 18, 12:5–8) являются представителями ангельского мира, царства Божия и царства святых, а звери разных пород и борьба между ними являются символами язычества и взаимоотношений языческих царств (7:3–8, 8:3–25). В этой разности символов толковники справедливо видели указание на человечность и богоподобие царства Божия и его символов и на зверство язычества, его характера и символов. Находят археологи, как и в символике Иезекииля, некоторое соответствие символов Даниила символике ассиро-вавилонской. Напр. рысью ( Дан.7:6 ) означалось ассиро-вавилонское царство; крылатые львы ( Дан.7:4 ) были изображаемы в притворах вавилонских храмов (nergales) и были символами хранителей храмов (Meinhold. Das В. Daniel. zu 7:4–6). Апокалиптике Даниила указывают параллели, если не в языческой литературе и архитектуре, то в позднейшей еврейской неканонической и апокрифической апокалипсической литературе, каковы 3 книги Ездры, Апокалипсис Варуха, книга Еноха, Сивиллины книги и т. п. Дальнейший из этих параллелей вывод тот, что «эпоха и настроение» еврейского народа и «общие исторические условия» его жизни и «умственное направление» породили апокалиптику Даниила и апокрифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

64 С евр. «благоволение Его ( – обоняние Его» к...) в страхе Божием», или: «Он возлюбит страх Божий». 65 «Духом уст Своих», по-видимому, значит (не только: «словом» всемогущества, но и силою нравственною, – в противоположность дерзкому насилию царя ассирийского. Ср. гл. 4:4, где говорится, что Господь «очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня»; ср. Лк.3:16 . 66 Ср. 8:13, 17, где понятия «страх Господень» и «упование на Господа» сближаются по своему значению. 67 Напр. противоположение правды и земной силы, понимание правды, как «упования на Господа», «ведения Господа», спасение «остатка» (см. 37–41 стран). 68 Из других характеристических мыслей и выражений Исаии, нередко повторяющихся по всей книге, можно указать на следующие: «это не состоится и не сбудется» (7:7; 8:10; 14:24; ср. 46:10), «замышляйте замыслы», «определения», «советы» (евр. , 8:10; ср. 5:19; 14:24; 19:3; 28:18; 29:15; 40:13, 14; 41:28; 46:10: 55:7–9 или глаг. 10:6; 13:3; 34:16; 45:11, 12); эти выражения, правда, встречаются часто и у пр. Иеремии, но первоначальность их у Исаии доказывается соответствием их тому обстоятельству, что пр. Исаия особенно часто говорил о всемогуществе Господа, сравнительно с другими свойствами Его (см. стран. 38). Затем ср. буквально сходные выражения: «определенное истребление совершит Господь по всей земле» (10:23 и 28:22, ср. 14:26). Изображение «запустения» страны к 7 гл. 18–25 (ср. 9:18; 10:17) есть прямое развитие сказанного в 6:11–13, 9:16: «вожди народа сего ввели его в заблуждение» ср. с 3:12; 19:14. – 9:14; «отсечет Господь голову и хвост пальму и трость» ср. с 19:15, отчасти 3:1; 10:24; 36:6: 42:3... Образы «тьмы» и «света», как состояния «славы» (8:22; 9:1, 2). встречаются по всей книге, особ. ср. 5 кон., 24, кон. 60 гл. 69 Но исследователи, которые не допускают какого-либо действительного пророчества, напр. Кюнен, Дум и др., говорят, что при Ахазе пророк Исаия не мог еще предсказывать нашествие царя ассирийского на иудею, и потому видят в стихах 17, 18, 20 главы 7-й, в стихе 7 главы 8-й или только в самом упоминании о царе ассирийском позднейшее прибавление, или глоссы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Возражения новейших критиков: Кьюнена, Смита, Новакка (Nowack KI. Propheten. 89–91), против древности Иоиля и в защиту позднейшей, после Малахии, эпохи жизни пророка естественны и могут иметь ценность в связи с признанием лишь других критических тезисов, а без того малоубедительны Так, критики говорят, что пророчество Иоиля о «дне Господнем» (3:14) свойственно позднему пророку, так как до плена подобные пророчества не произносились. На это можно ответить, что у Амоса (напр. 5:18–20, 8:9, 11, 13, 9:13), Авдия (1:15), Михея (4:1, 6. 5:10, 7:12), Исаии (2:2) и других древних пророков также много ясных пророчеств о дне Господнем. Пророк Иоиль, говорят далее критики, подобно позднейшим пророкам отождествляет Иуду и Израиля (2:27, 3:2, 16). И на это возражение можно ответить цитатами из Амоса (напр. 3:1, 5:1, 6:1, 9:14), Авдия (1:20), Михея (5:1, 6:2), Исаии (1:3, 2:14). Иерусалимский храм является для Иоиля единственным законным святилищем, а о «высотах» пророк совершенно умалчивает. Так думали и учили, будто, лишь позднейшие пророки. Очевидно этот тезис фальшивый, опровергаемый Пятикнижием и всеми древними пророками (см. 1 вып. Частного Введения 113 122 стр.), признававшими также лишь Иерусалимский храм законным местом богослужения. Упоминание об Ионянах (3:6) также едва ли что доказывает православному богослову, признающему подлинность Быт.10:2, 4 , Ис.66:19 . Правда, упоминается, может быть, о них же у Иезекииля (27:13, 19), Даниила (8:21, 10:20), Захарии (9:13). Но они могли быть известны Евреям с Моисея до Даниила и Захарии. А Гезениус придает слову у Иоиля значение не собственного имени «Ионяне», а нарицательного: «морские пираты» (Невг. Chandwort. 332 s. изд. 1890 г.). А это уж ни на какую «эпоху» не может указывать Когда же не бывало на средиземном море пиратов?.. Пророчество Иоиля (3:17) о том, что Иерусалим будет «святым» городом, недоступным для иноплеменников, имеющее себе параллель у Исаии (52:1), не может доказывать послепленной эпохи Иоиля для богослова, признающего подлинность всей книги Исаии. С другой стороны, критикам очень много доставляют хлопот Филистимляне враги Иудеев (3:4), которые после плена уже не могли быть таковыми, а лишь в эпоху Амоса (1:6–10). Доводится им ссылаться на «малоизвестность» истории Филистимлян, особ. после вавилонского плена... Также вражда Идумеев и Египтян к Евреям (3:5), известная из допленной и неизвестная из послепленной эпохи, заставляет критиков предполагать, что и после плена «могли Египтяне и Идумеи» враждовать с Евреями.. Вот и все «новейшие» возражения, сгруппированные Новакком. (Kl. Propf. 89–91 ss.). Понятно, почему они неубедительными кажутся Баудиссину, а тем более ортодоксальным богословам. и могут быть лишь под строкой помещены для любопытствующих читателей...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010