P. 421-423). Извлеченные из книги Фенелона положения рассматривались на еженедельных заседаниях Конгрегации с нояб. 1698 по февр. 1699 г.; протоколы заседаний сохранились (опубл.: Ibid. P. 492-504). В ходе обсуждений итал. кардиналы неоднократно отмечали близость высказываний Фенелона и осужденных взглядов Молиноса, оценивая их как возрождение «ереси квиетизма». Из протоколов очевидно общее обвинительное настроение кардиналов; споры шли лишь о том, какие именно положения следует осудить и насколько жестко. Сторонники Фенелона надеялись, что его книга будет запрещена без указания конкретных заблуждений, однако на данном этапе это было уже невозможно. Согласившись с обвинительным вердиктом кардиналов, но вместе с тем желая нанести как можно меньший ущерб личной репутации Фенелона, папа Иннокентий XII настоял на том, чтобы решение было издано не в виде буллы, а в виде бреве, не содержало личного осуждения Фенелона и к.-л. церковных прещений по отношению к нему (Ibid. P. 422-448). Основное содержание подписанного папой Иннокентием XII 12 марта 1699 г. бреве «Cum alias ad apostolatus» (полный текст опубл.: Bullarium Magnum Romanum. T. 20. P. 869-872; ср. также: Denzinger. Enchiridion. N 2351-2373; Guibert. 2012. S. 392-399. N 499-504) составляют 23 положения, извлеченные из лат. перевода «Объяснения...» Фенелона. Все они названы необдуманными (temeraria) и соблазнительными (scandalosa) (характеристика «еретические» по настоянию папы Иннокентия XII была исключена из проекта документа); имя Фенелона упоминается лишь в составе названия его сочинения. Папа специально отметил, что, осуждая отдельные положения, он не высказывает своего одобрения в отношении проч. содержания книги, к-рая вся в целом объявлялась запрещенной. Положения Фенелона приводятся в бреве без к.-л. комментария, что затрудняет их богословскую оценку, т. к. не всегда очевидно, на каком основании тот или иной тезис был включен в окончательный список ошибочных мнений. По большей части осужденные положения прямо или косвенно связаны с учением о «чистой любви».

http://pravenc.ru/text/1684047.html

В 1957-1959 гг. прочитал в Люблинском католич. ун-те цикл лекций об этике сексуальных взаимоотношений полов, который затем был оформлен в соч. «Любовь и ответственность» (Mio i odpowiedzialno). Исходя из пастырского опыта общения с супружескими парами, еп. К. Войтыла попытался переосмыслить традиц. католич. учение о браке, видевшее в нем «лекарство от похоти» (лат. remedium concupiscientiae) и признававшее его главной задачей деторождение. В книге излагалось персоналистическое понимание брака как союза личностей, основанного на любви, в котором важнейшую роль играет сексуальный импульс - естественное проявление человеческой природы, связанное с Богом Творцом и позволяющее выразить любовь к др. личности. Несмотря на осуждение нек-рыми теологами попытки рассмотрения католич. епископом проблем сексологии, книга получила большую популярность и вскоре была переведена на ряд европ. языков. Размышления Войтылы о браке как о жертвенном соединении любящих личностей получили продолжение в опубликованных под псевд. А. Явень пьесе «Перед лавкой ювелира» (Przed sklepem jubilera: Medytacja o sakramencie maestwa, przechodzca chwilami w dramat//Znak. 1960. N 12. S. 1564-1607; экранизирована режиссером М. Андерсоном в 1989) и пьесе «Свечение отцовства» (Promieniowanie ojcostwa; впервые опубл. в: Wojty a K. Poezje i dramaty. Kraków, 1979. S. 258-291), изложенной также в форме поэтического эссе «Размышления об отцовстве» (Rozwaanie o ojcostwie//Znak. 1964. N 5. S. 610-613; опубл. под псевд. A. J.). В 1962-1965 гг. участвовал в работе Ватиканского II Собора , поддержав его цели, провозглашенные папой Римским Иоанном XXIII ,- обновление (см. Aggiornamento ) Римско-католической Церкви и приспособление церковной дисциплины к нуждам совр. мира. В дек. 1959 г. в качестве ответа (vota) на анкету относительно программы и целей Собора еп. К. Войтыла отправил в Предподготовительную комиссию эссе о «кризисе гуманизма» и необходимости выработать новое учение о человеческой личности, к-рое могло бы быть противопоставлено атеистической и материалистической антропологии совр.

http://pravenc.ru/text/471418.html

251 Уголино делла Герардеска — граф, в 1284–1285 гг. синьор Пизы, свергнут и замурован в башне с сыновьями и внуками по приказу архиепископа Руджери, считавшегося его другом. Данте создал образ Уголино-мстителя, гложущего затылок Руджеро. 252 …удивление, которое Эдгар По считал самой сутью поэзии — Э. По неоднократно писал об этом, в частности см. его эссе " Поэтический принцип " , " Письмо к Б. " , " Marginalia " . 253 … состязания в беге, где призом был кусок зеленого сукна … — народные соревнования в Вероне, проводившиеся с 1207 г. 254 " Когда расстался я с Цирцеей… " — голос Улисса повествует о том, что из италийской Гаэты на берегу Тирренского моря, где царствовала волшебница Цирцея, он отправился путешествовать дальше. 255 …прекрасной поэмой Теннисона — навеянный XXVI песнью дантова " Ада " , драматический монолог " Улисс " (1833, опубл. 1842), где герой, вернувшийся домой на Итаку, поведал о своих планах вновь пуститься в путешес-твие — " плыть за закат " . 256 …Мечи вы спрячьте, их изъест роса. — У. Шекспир. " Отелло " . I акт, сц. 2. 257 Геркулесовы столпы — Гибралтарский пролив. 258 Ego Dominus tuus — Я Господь, Бог твой. — Ветхий завет. Вторая книга Моисея. 20, 2. 259 …Английского читателя покоробит, что Кассий и Брут, благородный Брут, — там же, где Иуда, ибо мы привыкли к шекспировским Бруту и Кассию. — В трагедии У. Шекспира " Юлий Цезарь " (пост. 1599, опубл. 1623) Брут — стоик, мудрец, сторонник республики, идеалист, Кассий — гедонист, приверженец философии наслаждения, и вместе с тем трезвый политик, — главные участники заговора против диктатора, властолюбца Цезаря, убитого 15 марта 44 г. до н. э. У Данте в трёх пастях Люцифера казнятся те, чей грех ужаснее остальных: предатели величества божеского (Иуда) и человечества (Брут и Кассий). 260 Каселла — друг Данте, композитор и певец. 261 Манфред — король Неаполя и Сицилии (1254–1266), противник папства. Папа отлучил его от церкви и для борьбы с ним призвал Карла Анжуйского, ему и досталось королевство Манфред а после его гибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

557 " …Наши Трагедии и Комедии… " — " Защита поэзии " (1581, опубл. 1595) Ф. Сиднея. 558 " Горбодук " — написанная белым стихом, повествовательная (на сцене нет действия) " сенековская " трагедия (1561) Томаса Сэквилла (1536–1608) и Томаса Нортона (1532–1584) на сюжет одной из легендарных хроник Британии о борьбе за власть сыновей короля Горбодука (брат убивает брата, за него мстит мать) и гражданской войне. 559 " Иокаста " — трагедия, переведенная Джорджем Гаскойном (ок.1534–1577) и Фрэнсисом Кинвелмаршем (ум. 1580) с итальянского переложения " Финикиянок " Еврипида; опубликована в " Поэтических сочинениях " (1575) Гаскойна. 560 " Жисмонд Салернский " , или " Танкред и Жисмунд " — трагедия (опубл. 1591) Роберта Уилмота (ок. 1566–1608), Генри Ноэля (акт II), Кристофера Хэтто- на (акт IV) на сюжет новеллы из " Декамерона " Дж. Боккаччо. 561 …высокоученый король Яков I — Яков I, сын Марии Стюарт (1566–1625), английский король с 1603 г., автор богословских трудов, стихов, стихотворного переложения 30 псалмов, политических трактатов о божественном праве королей, их ответственности только перед Богом, об искусстве правления, а также трактата о правилах сочинения шотландской поэзии. 562 Августианцы — английские литераторы XVIII b. (А. Поуп, Дж. Аддисон, Дж. Свифт, Р. Стиль), восхищавшиеся римскими поэтами эпохи Августа (Вергилием, Овидием, Горацием), подражавшие им, усматривавшие параллели между их и своим временем. О. Голдсмит в " Описании августианского века в Англии " (1759) называет августианским время правления королевы Анны (1702–1714), прозванной Августой (эпоху У. Конгрива, М. Прайора и др.). 563 Дэвис, сэр Джон (1569–1626) — английский поэт, автор стихов на античные сюжеты, философской поэмы " Nosce Teipsum " ( " Познай самого себя " , 1599), эпиграмм. 564 Спенсер, Эдмунд (ок. 1552–1599) — поэт, автор знаменитой аллегорической поэмы " Королева фей " (1590–1596), обогатил английскую поэзию т. н. спенсеровой строфой (из девяти строк с расположением рифм аЪаЪЪсЪсс), возрожденной английскими романтиками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

441 …Когда-то в хлипких скрипках черпал я экстаз… — Т.Э. Хьюм " Набережная Темзы " (Фантазия опустившегося джентльмена в холодную, ненастную ночь), опубл. в " Полном собрании стихотворений Т.Э. Хьюма " в конце сб. Э. Па- унда " Ответные выпады " , 1912. 442 …А та, что в замке Тэриран томится… — Э. Паунд. " Близ Перигора " , III в цикле " Personae " , 169. 443 В " Белом дьяволе " в сценах смерти Браччъяно и безумия Корнелии… — В трагедии младшего современника Шекспира Джона Уэбстера (ок. 1578 — ок. 1632) " Белый дьявол, или Виттория Корромбона " (пост. ок. 1608, публ. 1612) герцог Браччьяно, влюбившись в Витторию, отравил свою жену Изабеллу, сестру герцога Флоренции и сам был им отравлен. Корнелия, мать Виттории, теряет рассудок: ее старший сын в ссоре убивает младшего (позднее она теряет и дочь, и старшего сына). 444 …Сознанье вспыхнет тающей свечой… — " Белый дьявол " , 5.6. 445 …Лицо ее закройте… — Дж. Уэбстер. " Герцогиня Амальфи " (ок. 1614, опубл. 1623), 4.2. 446 …Причина есть у вас меня любить… — " Герцогиня Амальфи " , 3.2. 447 …Все это лишь одни стихи пустые… — " Герцогиня Амальфи " , 3.2. 448 …Любил я ту даму, судьбе вопреки… — " Подмененное дитя " (1622), 5.3, трагедия Т. Мидлтона (1580–1627), У. Роули (15857-1626). У Элиота " … in spite my heart " ( " себе наперекор " ), в оригинале " …in spite her heart " ( " …ей наперекор " ). 449 …Могильный холм его да порастет цветами… — Дж. Уэбстер. " Белый дьявол " , 5,4. 450 …Будь дух величия это иль возлюбленной моей… — Дж. Уэбстер. " Герцогиня Амальфи " , 1,1. 451 Тернер, Сирил (ок. 1575–1626), Шерли, Джеймс (1596–1666) — английские драматурги. 452 Мастере, Эдгар Ли (1869–1950) — американский поэт; известность принесла ему " Антология Спун-Ривер " (1915) — сборник эпитафий — 250 маленьких исповедей, повествующих о монотонном существовании жителей американского провинциального городка, их надеждах и утраченных иллюзиях. 453 Крэбб — см. коммент. к эссе " Что такое малые поэты " . 454 …Скрючились ветви деревьев… — Из стихотворения " Гермес " американской поэтессы Хильды Дулитл (1886–1961; подписывалась Х.Д.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Мы уже взглянули на жизнь Толкина — мужа и отца, верующего католика, ученого. Но для читателей его книг он, конечно же, всегда будет оставаться прежде всего писателем. Да и для него самого, похоже, творчество было одной из самых значимых сторон жизни — не случайно именно литературному труду посвятил он немалое время, много сил, — и именно творчество было всегда одной из самых значительных тем его «философско–богословских» размышлений. Толкин как автор известен всему миру, конечно же, прежде всего двумя книгами. Речь идет о «Хоббите» (1936) и о «Властелине Колец» (1937–1946). Но на самом деле он был гораздо более плодовитым писателем. На протяжении всей своей жизни — начиная с 1917 г. — он пишет истории, которые можно было бы условно назвать — «историями круга “Сильмариллиона”» — мифы, легенды и предания, как бы «обрамляющие» историю «Властелина Колец» (и во многом именно из них она и выросла). Все вместе, эти истории составляют грандиозное полотно, (отчасти — разноречивое и неоконченное) толкиновской истории. «Хоббит» и «Властелин Колец» (а также сборник стихов «Приключения Тома Бомбадила» (опубл. 1968 г.) увидели свет еще при жизни автора, а большая часть остальных историй (включая и рукописные черновики, относящиеся ко «Властелину Колец») была посмертно опубликована сыном Толкина, Кристофером. Эти посмертные издания составили «Сильмарил–лион», «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья» и двенадцать томов «Истории Средиземья». Помимо «Средиземского» цикла, Толкин написал еще несколько малых историй — притчу «Лист работы Ниггля» (1938), сказки «Фермер Джайлз из Хэма» (опубл. 1949 г.), «Кузнец из Большого Вут–тона» (1965), «Роверандом» (ок. 1925 г.), «Мистер Блисс» (ок. 1932 г.). Еще были «Письма Рождественского Деда» (20–е гг.) — сказочные рождественские письма, которые Толкин писал для своих детей. Стоит упомянуть еще о небольшой пьесе «Возвращение Беорхтно–та, сына Беорхтхельма» (1953), написанной по мотивам древнеанглийской поэмы «Битва при Мэлдоне». Вот, пожалуй, и все — если не считать еще нескольких поэтических произведений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

в церковных и богословских вопросах, папа рассматривал его как идеального арбитра в деле Лютера. По предложению папы, рассчитывавшего, что К. удастся убедить курфюрста пойти на уступки в деле Лютера и прекратить оказывать ему поддержку, 3 сент. 1518 г. на заседании консистории кардиналов было принято решение в знак папской благосклонности послать курфюрсту Фридриху почетную награду - Золотую Розу ( Kalkoff. 1905. S. 56-58), которую должен был доставить специальный нунций Карл фон Мильтиц (ок. 1490-1529). 11 сент. 1518 г. папа Лев X направил К. в качестве инструкции к дальнейшим действиям бреве «Cum nuper» (опубл.: Sacrum Theatrum Dominicanum. 1666. P. 346), в котором объявлял о фактической приостановке рим. процесса против Лютера как «объявленного еретика» и давал К. дозволение «выслушать и завершить дело», т. о. предоставляя ему самому полномочия решить, является ли Лютер еретиком: «Поручаем тебе... чтобы ты понудил названного Мартина предстать перед тобой и внимательно исследовал его дело... а затем принял решение о его оправдании или же осуждении, как то будет найдено справедливым» (Ibidem; ср.: Kalkoff. 1905. S. 57-58; Wicks. 1983. S. 79-80; DCLuth. S. 60-61). После получения бреве К. оповестил курфюрста о том, что он готов принять Лютера в Аугсбурге, и пообещал рассмотреть дело беспристрастно и благожелательно, не применяя к Лютеру жестких мер, «по-отечески, а не как судья» (DCLuth. S. 129). Из письма кард. Джулио Медичи от 7 окт. 1518 г. известно, что в Римской курии одобрительно отнеслись к компромиссу К. с курфюрстом и не стали настаивать на проведении формального судебного процесса, предоставив К. свободу действий (опубл.: Archivio storico italiano. Ser. 3. Firenze, 1876. T. 24. P. 23; ср.: Kalkoff. 1905. S. 61). Ожидая прибытия Лютера, К. внимательно изучил 2 его трактата, которые удалось найти в Аугсбурге: «Решения разногласий о силе индульгенций» и «Проповедь о покаянии» (Sermo de poenitentia// Luther M. WA. Bd. 1. S. 317-324). Выделив представлявшиеся ему противоречащими церковному учению тезисы Лютера, К.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

В 1996 г. исследователь логики И. Д. С. Дж. Пини объявил об обнаружении в миланской Biblioteca Ambrosiana рукописи, содержащей среди прочего неизвестное сочинение И. Д. С. («Notabilia Scoti super Metaphysicam», Заметки [Иоанна Дунса] Скота по «Метафизике» - Ambros. C 62 Sup. Fol. 51r-98r), которое посвящено рассмотрению проблематики большинства книг (2-10, 12) «Метафизики» Аристотеля (см.: Pini. 1996) и представляет собой собрание заметок И. Д. С., разъясняющих различные сложности «Метафизики». Пини отождествил это сочинение с трактатом «Expositio in libros Metaphysicorum Aristotelis» (Толкование на книги «Метафизики» Аристотеля), на который И. Д. С. неск. раз ссылается в др. своих сочинениях, но который не сохранился до наст. времени (Ibid. P. 152, 158, 179). Подготовка научного издания рукописи была начата Пини, однако до наст. времени публикация не осуществлена. В 1998 г. независимо друг от друга Пини ( Idem. 1999) и амер. исследователь Р. Эндрюс ( Andrews. 1998) обратили внимание на рукопись из Ватиканской б-ки, в к-рой содержится сочинение, озаглавленное «Notabilia Scoti super libro Topicorum» (Заметки Скота по книге «Топики» [Аристотеля] - Vat. Ottob. 318. Fol. 247ra-296vb). Этот трактат содержит заметки различного объема ко всем 8 книгам аристотелевской «Топики» ( Andrews. 1998. P. 67; Pini. 1999. P. 299). Автор заметок в основном придерживается текста «Топики», предлагая краткие отрывки из него и собственное их толкование, лишь изредка встречаются «вопросы» и «сомнения» (dubia), посвященные более тщательному разбору ряда сложных мест. Подлинность трактата остается под вопросом: Эндрюс склонялся в пользу гипотезы о неподлинности ( Andrews. 1998. P. 75), Пини считал трактат подлинным ( Pini. 1999. P. 230-240). Хотя Эндрюс сообщал о намерении амер. ученых опубликовать «Заметки» ( Andrews. 1998. P. 65), издание трактата не осуществлено. Приписываемые и неподлинные С нач. XX в. в процессе работы по подготовке полного собрания сочинений И. Д. С. исследователям удалось выявить значительное число произведений, которые, хотя были опубл. под именем И. Д. С. в издании Уоддинга, не могут признаваться подлинными. Многие из них несомненно созданы под влиянием идей И. Д. С., часто они писались его учениками и последователями, поэтому их изучение важно для прояснения общего контекста рецепции наследия И. Д. С. в последующей средневековой мысли. Некоторые неподлинные трактаты И. Д. С. активно использовались исследователями его учения в XIX - нач. XX в., поэтому результаты таких исследований должны подвергаться соответствующей корректировке. Среди опубл. Уоддингом сочинений И. Д. С., признаваемых в наст. время неподлинными, особую важность имеют:

http://pravenc.ru/text/471161.html

И. Д. С. принадлежит также философско-богословский трактат «De primo rerum omnium Principio» (О первом Начале всех вещей; в литературе используется также сокращенное название: «De primo Principio» - О Первоначале), посвященный построению доказательства бытия Божия и изложению философского учения о свойствах Бога. Согласно утверждению И. Д. С. в начале трактата, его целью является достигнуть знания о Боге, к-рое может приобрести естественный разум (ratio naturalis), т. е. разум, не прибегающий к помощи Откровения. В силу этого трактат И. Д. С. является одним из наиболее ярких примеров построения средневек. естественной теологии . Хотя в сер. XX в. высказывались сомнения в подлинности трактата, в наст. время большинство исследователей сходятся в том, что, даже если окончательная редакция трактата была выполнена учениками И. Д. С., его замысел и первоначальное исполнение принадлежат самому И. Д. С. ( Bali . 1965. P. 23). Критическое издание трактата было опубл. в 1941 г.; в последующие годы трактат неоднократно переиздавался и переводился на мн. языки. Философские Все философские сочинения И. Д. С. (за исключением трактата «Theoremata») представляют собой собрания «вопросов», задачей к-рых является решение различных методологических, логических и метафизических сложностей, возникающих при анализе содержания трактатов Аристотеля (а также сочинения «Введение в «Категории» Аристотеля» неоплатоника Порфирия ). Предполагается, что собрания «вопросов» по логическим трактатам относятся к последним годам обучения И. Д. С., т. е. были созданы в 1-й пол. 90-х гг. XIII в. Вопросы по «Метафизике» и трактату «О душе» большинством ученых также помещаются в обозначенный временной промежуток, однако есть сторонники и более поздней датировки для этих сочинений. В средневек. ученой среде философские сочинения И. Д. С. считались вторичными и не получили большого распространения. В издании Уоддинга помещены все подлинные философские сочинения И. Д. С., а также ряд неподлинных. Все подлинные философские сочинения И. Д. С. к наст. времени опубл. в критическом издании, вышедшем в США. Тексты сочинений И. Д. С. в этом издании сопровождаются предисловиями издателей, в к-рых проводится анализ рукописей и обосновывается подлинность сочинений; каждый том содержит подробные именной и тематический указатели.

http://pravenc.ru/text/471161.html

( < < back) «Blasphemes» («Богохульства») — сборник стихотворений Ж. Ришпе- на (1884); опубл.: Paris: Maurice Dreyfous, 1884. ( < < back) «Mes paradis» («Мои эдемы») — сборник стихотворений Ж. Ришпена «Мой рай» (1894); опубл.: Paris: Е. Fasquelle, 1894. Ниже цитируются строки из стихотворений этого сборника. ( < < back) < >< back) > …сделавшись другом Сары Бернар, он написал для нее пьесу «Нана Саиб» и появился на сцене театра «Port SaintMartin» в главной роли. — Речь идет о постановке стихотворной драмы в 7 картинах «Nana Sahib» в Париже декабря 1883 г. в театре PorteSaintMartin; опубл.: Paris: М. Dreyfous, 1883). ( < < back) < >< back) > …в «Песнях уличных бродяг»… — Речь идет о сборнике стихов Ж. Ришпена «Песнь босяков» («La chanson des gueux», 1876). ( < < back) < >< back) > < >< back) > Прохладное вино, которое падает душем/В дыру, которая у людей под носом./Дыра зевает, нужно, чтобы ее заткнули! (фр.). ( < < back) < >< back) > …эпикурейское «carpe diem»… — Девиз эпикурейства, восходящий к поэтической формуле Горация (Оды, I, И). ( < < back) < >< back) > …в духе Сара Жозефа Пеладан. — Речь идет об оккультном писателе Жозефе Пеладане, присвоившем себе титул sar. До выхода в свет этой статьи Мережковского он был известен как автор двух трактатов мистического содержания: «Constitution de la RoseCroix, le Temple et le Graal» (Paris, 1893) и «L’art idealiste et mystique, doctrine de l’Ordre et du salon annuel des RoseCroix» (Paris, 1894). ( < < back) «Летучие мыши» — первый сборник стихотворений Р. де Монтескью- Фезенсака («Les ChauvesSouris», 1892); опубл.: Paris: G. Richard, 1893. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > …считает себя даже выше правил французской грамматики, со «La rose de Noel а Г air religieuse». — Речь идет о нарушении правила согласования по роду: Г air (вид, м. p.), religieuse (религиозная, ж. р.). ( < < back) < >< back) > < >< back) > 1…синолог Эдуард Шаванн не так давно читал блестящую вступительную лекцию оо «социальной роли китайской литературы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010