Не позднее XIX в. были составлены тропарь и кондак М. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 41-42). День памяти М., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен день празднования Собору преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в которой М. прославляется в 3-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. было введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которые и разрешили печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 131. Лит.: СИСПРЦ. С. 175; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Описание о российских святых. С. 21; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 6, 41; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26-27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1896. Янв. С. 143-144 [место погребения М. ошибочно указано в Ближних пещерах]; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. М. В. П. Иконография Описание облика М. в иконописных подлинниках (в т. ч. в т. н. Клинцовском - БАН. Строг. 66, кон. XVIII в.) среди описаний 130 образов Киево-Печерских святых не представлено. Икона с единоличным изображением святого над ракой со св. мощами М. в Дальних пещерах, была создана в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. Святой представлен в диаконском облачении: в стихаре, с орарем, на голове камилавка, в левой руке держит кадило, правой прижимает к груди заложенную перстом богослужебную книгу. У него темные, вьющиеся, лежащие на плечах волосы, средней длины борода. Иконографии этого образа в основном следует изображение святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры). Не совпадает положение рук: в левой руке у М. орарь, правая скрыта. В нимбе надпись: «Прп: Makapiй диаконъ».

http://pravenc.ru/text/2561296.html

принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!)… но как Плоть воистину животворящую и собственную для Самого Слова» (Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 1. С. 195). 23       Шмеман А., прот. Исповедь и причастие: Доклад Св. Синоду Православной Церкви в Америке. Б/м., б/г. С. 4. 717 Филарет (Дроздов), свт. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко–Российской Церкви. М., 1833. С. 27–29. 719 Коллегия епископов является носительницей также верховной и полной власти над всей Церковью (Катехизис Католической Церкви. I 2. 9. 4 (883)). 729 См. ее книгу и статьи: Behr–Sigel É. Le ministère de la femme dans l’Église.. P., 1987 (на рус. яз.: Бер–Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М., 2002: «В экуменическом контексте остается весь­ма острая проблема доступа женщин к пресвитерскому служению, а значит, рано или поздно, к епископству» (с. 133). Книга представляет собой сборник часто повторяющихся по смыслу, а иногда почти дословно, статей разных лет; переведена на английский и греческий языки); Behr– Sigel É. Lordination de femmes: Une question posée aussi aux Églises orthodoxes; idem. L’ordination des femmes: un problème œcuménique//Contacts. [P.,] 1990–1992. 150. 730 См.: Kallistos (Ware), bish. Man, Woman and the Priesthood of Christ//idem. Man, Woman and Priesthood. L., 1978. P. 68–90; Behr–Sigel É., Ware K. L " ordination de femmes dans l’Église orthodoxe. P., 1998 (на рус. яз.: Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Мужчина, женщина и священство Христово//Бер–Сижель Э., Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви. М., 2000. С. 45–81). В первом варианте статьи еп. Каллист выступил противником женского священства, а во втором уже начал серьезно сомневаться в невозможности такового, что и объ­единило его с Э. Бер–Сижель. Положительная рецензия на этот сборник: Сахаров П. Вопрос о священстве женщин обсуждается в Православной Церкви//Русская мысль. 08.04.2002. 732 О встрече в Агапии и других совещаниях после нее см.: Бер–Сижель. Служение женщины в Церкви. С. 9–31. 735 Пронин А. Проблемы прав человека. Курс лекций. Ч. 3: Статус женщины в современных обществах. Гл. 2: Женское священнослужение (опубл. 18.05.2004)// http://www.hro.org/editions/ pronin_6/index_3.php [Электр. ресурс]. Здесь же краткий экскурс в историю женского свя­щенства в протестантских деноминациях. Последние данные о женском священстве в Велико­британии и неоднозначном к нему отношении см.: Великобритания: Эпоха реформ/Под ред. А. А. Громыко. М., 2007. С. 223–226, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Шитая икона. Сер.- 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Шитая икона. Сер.- 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) По предположению А. В. Сиренова, к перенесению мощей 1645 г. было написано т. н. Владимирское Житие Г. В. (наиболее ранний список - ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 40-89, 1695 г.), основанное на тексте, близком к Симеоновской летописи XV в. (та же летопись послужила источником для составления и «надгробных листов» во владимирском Успенском соборе). Особый вариант Жития Г. В. («Житие и страдание»), в основу к-рого лег текст из Степенной книги, был создан ок. сер. XVII в. в Костроме (известен в 1 списке - РГБ. Ф. 218. 768. Л. 10 об.- 43, 2-я четв. XVIII в.), по-видимому, Сергием (Шелониным) , в 1647-1648 гг. являвшимся настоятелем Ипатиевского во имя Св . Троицы муж. мон-ря . В это Житие включено повествование об основании Г. В. Юрьевца-Повольского. Костромское Житие Г. В. было, вероятно, использовано при составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже (кон. XVII в.), главным героем к-рого является Г. В., пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви». В отредактированном виде эта редакция Жития вошла в Четьи-Минеи Андрея Денисова (см. Денисовы ) 1713-1715 гг. Старообрядческий мон. Иона Керженский включил краткое Житие Г. В., составленное на основе Степенной книги, в «Алфавит русских святых» (ЯМЗ. 15544. Л. 129 об.- 130, 1807-1811 гг.). В 1774 г. во имя Г. В. был освящен юж. придел владимирского Успенского собора. Вероятно, в это время на столпе над гробницей князя появилась стихотворная надпись, автором к-рой считают имп. Екатерину II Алексеевну (опубл.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 38). В 1795 г. во имя Г. В. был освящен левый придел нижегородского Архангельского собора, в 1863 г.- левый придел Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. В 1889 г. в дар Н. Новгороду из Владимира была передана великокняжеская шапка, по преданию принадлежавшая Г. В. Св. мощи Г. В. после их вскрытия в февр. 1919 г. были изъяты из владимирского Успенского собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (ранее 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе. Имя Г. В. включено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) .

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется в 5-м тропаре 8-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому составлены тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 74). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Ист.: Службы преподобным отцем Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137-138. Лит: СИСПРЦ. 1836. С. 226; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 111, 293; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 248; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 27; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 164-165; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475-476; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 351-352. М. В. П. Иконография Прп. Пафнутий Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Пафнутий Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Сведения об облике П. вошли в Строгановский толковый иконописный подлинник (кон. XVIII в.) наряду с описаниями др. 129 преподобных (все без указания дней памяти), почерпнутыми из неизвестного источника с «соборным» изображением Киево-Печерских святых ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Как и в большинстве описаний преподобных киевской обители, в характеристике П. указано его уподобление прп. Сергию Радонежскому («Сед, брада Сергиева, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод бакан») (БАН. Строг. 66. Л. 318, «левыя страны», 45-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 393. С. 192).

http://pravenc.ru/text/2579806.html

Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведенное в 1982 г., показало, что П. к моменту кончины было 20-25 лет, возраст М. определить не удалось (Дива печер. 1997. С. 94). Местная канонизация М. и П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. и П. прославляются в 6-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. и П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. и П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки М. и. П. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44-46). Дни памяти М. и П., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, были установлены во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 132. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 359; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 8; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25, 26-27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 662; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 127; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описания облика М. и П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском, кон. XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): М.- «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 об.- «левыя страны» 46-й); П.- «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало» (Там же. Л. 316 - «левыя страны» 14-й).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

То же. – 2-е изд., доп. сличением: Из Псалтири Киприановской XIV в., с Толковой Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г.. Псалтирью Толковою Максима Грека по списку 1592 г., Бруноновскою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880–1881. 10 . Древлеславянская Псалтирь XIII-XIV веков: С греческим текстом из Толковой Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам: В 2 т. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1874– 1877. – Впервые опубл. в «Чтениях О-ва любителей духов, просвещения». 11 . Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XI-XVII веков, с разночтениями греческими, заимствованными из Нового Завета издания Рейнекция 1747 года. – М., 1885–1888. – Загл. Т. 1, ч. 2; Т. 4, ч. 1: Карпинский Апостол XIII века. Т. 1, ч. 1: Деяния Апостольские. – 1886. – LXXXIV, 705 с., л. ил. Т. 1, ч. 2: Соборные послания. – 1886. – 7, 316 с., л. ил. Т. 2, ч. 1: Послания св. Апостола Павла. – 1885. – 826 с., л. ил. Т. 2, ч. 2: Послания св. Апостола Павла к ефесеям, филипписе-ям, коллоссаем; 1-е, 2-е к солунянам. 1-е. 2-е к Тимофею, к Титу. Филимону и к евреям. – 1886. – 680 с. Т. 3, ч. 1: Апокалипсис XIV века Румянцевского музея. – 1886.-VIII, 270с., 1л. ил. Т. 3, ч. 2: О древнем переводе Апостола. Об исправлении его. Дополнения к описанию рукописей: Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древлеславяно-греко-русский словарь, сравн. по древним памятникам. – 1888. – 531 с. разд. паг., л. ил. Т. 4, ч. 1: [Деяния Апостольские]. Послания. – 1887. – IV, 368 с., л. ил. Тоже: В 2 т. – М., 1885. 12 . Древние иконы в Московском Даниловом монастыре//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 20–23; Кн. 2. – С. 28–31. 13 . Евангелие, писанное в 1120 году в Новгороде на пергамене//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 1–8; Кн. 2. – С. 9–16; Кн. 3. – С. 17–24, 25–32. 14 . Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов. – М.: Тип. Чуксина, 1863. – 33, IV с., л. ил. Тоже. —2—е изд., испр. и доп. – М.:Тип. Гаврилова, 1874. –2, 59, 4с., л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если, как сказано выше, правда то, что в этом падшем мире над человеческим существованием тяготеет смертность (а тем самым борьба за выживание создает и зависимость от средств выживания, и конфликты за обладание этими средствами), то Воскресение и возможность приобщения к славе и бессмертию Христа коренным образом меняют положение. Именно осознание этого объясняет, почему для ранних христиан Воскресение было самим содержанием «благовестил». А если Христос не воскрес, – пишет апостол Павел, – то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших ( 1Кор. 15:17 ), потому что смертное существо не может отказаться от борьбы за выживание и потому неизбежно является грешным. Но через бессмертие оно может стать истинно свободным. Именно в этом, как мне кажется, ключ к верному пониманию этики Нового Завета, от которой легко отказаться как от нереалистических парафраз, если не отнестись серьезно к мысли, что учение Иисуса адресовано тем, кто свободен от смерти и от борьбы за выживание. Действительно, такие наставления, как не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы… Посмотрите на полевые лилии… ( Мф. 6:25–30 ) звучат исключительно сентиментально или экстраординарно, если не отражают подлинного опыта победы над смертью – победы, которая освобождает христиан от главнейшей, общей для всех зависимости от пищи (или денег) и позволяет им «отдавать», а не заботиться о том, как бы «получать» (ср.: Деян. 20:35 ). Искупление – это не только отрицание, прощение грехов, это прежде всего новая свобода для чад Божиих в общении с новым Адамом. New Life in Christ: Salvation in Orthodox Theology Впервые опубл. в: Theological Studies. Vol. 50. 3.1989. P. 481–499. Также опубл. в: Meyendorff J. Rome, Constantinople, Moscow. P. 149–168. Впервые на рус. яз. опубл. в: Мейендорф И. , протопр. Рим, Константинополь, Москва. С. 207–233; 304–311. Публикуется по этому изданию с необходимыми уточнениями. Пер. с англ. Л. А. Успенской под ред. иерея Константина Польскова. φ (Рим. 5:12) У КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО И ФЕОДОРИТА 267

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Заключение: этика Воскресения    Если, как сказано выше, правда то, что в этом падшем мире над человеческим существованием тяготеет смертность (а тем самым борьба за выживание создает и зависимость от средств выживания, и конфликты за обладание этими средствами), то Воскресение и возможность приобщения к славе и бессмертию Христа коренным образом меняют положение. Именно осознание этого объясняет, почему для ранних христиан Воскресение было самим содержанием «благовестил». А если Христос не воскрес, — пишет апостол Павел, — то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15:17), потому что смертное существо не может отказаться от борьбы за выживание и потому неизбежно является грешным. Но через бессмертие оно может стать истинно свободным.    Именно в этом, как мне кажется, ключ к верному пониманию этики Нового Завета, от которой легко отказаться как от нереалистических парафраз, если не отнестись серьезно к мысли, что учение Иисуса адресовано тем, кто свободен от смерти и от борьбы за выживание. Действительно, такие наставления, как не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы… Посмотрите на полевые лилии… (Мф. 6:25-30) звучат исключительно сентиментально или экстраординарно, если не отражают подлинного опыта победы над смертью — победы, которая освобождает христиан от главнейшей, общей для всех зависимости от пищи (или денег) и позволяет им «отдавать», а не заботиться о том, как бы «получать» (ср.: Деян. 20:35). Искупление — это не только отрицание, прощение грехов, это прежде всего новая свобода для чад Божиих в общении с новым Адамом.     New Life in Christ: Salvation in Orthodox Theology    Впервые опубл. в: Theological Studies. Vol. 50. 3.1989. P. 481—499. Также опубл. в: Meyendorff J. Rome, Constantinople, Moscow. P. 149—168. Впервые на рус. яз. опубл. в: Мейендорф И., протопр. Рим, Константинополь, Москва. С. 207—233; 304—311.    Публикуется по этому изданию с необходимыми уточнениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Но крестный ход на 28 января назначен против власти Рабоче-крестьянского правительства. Граждане увидят, как вся буржуазия присоединится к этому шествию, потому что сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов, не свободы веры. Этому никто и ничто теперь не угрожает; оно восстало на защиту богатств, имений, земель, жалованья в 200 тыс. руб. митрополитам, миллионов, накопленных в монастырской казне, сытой, спокойной и бездельной жизни сотен тысяч праздных и богатых людей. Известия ВЦИК. 1918. 28 января. Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 16–17. II.1.19. Открытое письмо Патриарха Тихона священнику Томской епархии Бийского уезда с. Усть-Каменного истока Николаю Троицкому 336 30 января (12 февраля) 1918 г. Возлюбленный сын Наш о Христе, Честный отец Николай С великим прискорбием и тугою сердечной слышим Мы о невинных страданиях многих сослужителей Наших о Христе, епископов, иереев и дьяконов, иноков и инокинь, терпящих озлобление от людей развращенного века сего, когда многими забыты страх Божий и благие заповеди Спасителя Нашего. Божиим попущением и на Вас выпала сия доля страданий от злых людей, безвинно воздвигших на Вас гонение и причинивших Вам беду. Соболезнуем страданиям Вашим, Отечески припадаем к Вашему терзающемуся скорбию сердцу и молим Милосердного Господа, да пошлет Он Вам скорое утешение и избавление от обдержащих Вас зол. Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец Господь Наш Иисус Христос , предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15, 20, 18 ); а св. Апостол Петр призывает нас радоваться, терпя страдания за Христа: возлюбленные, огненного искушения, для испытания нам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо дух славы, дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется... И так страждущие по воли Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро ( 1Петр.4:12–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его чертами наделены герои ранних поэм Л., продолживших традицию рус. «байронических» поэм (из них для Л. наиболее актуальны поэмы А. С. Пушкина , И. И. Козлова и А. И. Подолинского). Это преступники, свободолюбивые бунтари, мстители («Преступник», 1829, опубл. в 1859; «Последний сын вольности», 1830-1831, опубл. в 1910; «Каллы», 1830-1831, опубл. в 1882) или просто изгои общества («Джюлио», 1830, опубл. в 1891; «Литвинка», 1832, опубл. в 1882), но во всех случаях персонажи, несогласные с существующим порядком вещей и внутренне близкие автору. В одних преобладает страсть, в других - интеллект (как в герое 1-й поэмы Л. о молодом монахе, для которого мон-рь стал тюрьмой,- «Исповедь», 1831, опубл. в 1887). И тем и другим сполна наделен герой самой большой поэмы Л. «Измаил-бей» (1832, опубл. в 1843), горский князь, выросший в России и получивший европ. образование, а более всего - герой поэмы «Демон» (в первых редакциях поэмы, созданных в 1829-1831, это «демон молодой», к-рый по сути еще является alter ego автора). Поэмы Л. не сводятся, однако, к лирическому самовыражению, их сюжеты притчеобразны (в первую очередь это касается «Демона» и тематически связанных с ним поэм «Азраил» (1831, опубл. в 1876) и «Ангел смерти» (1831, опубл. в 1857)), они являются иносказанием и затрагивают вопросы философии, религии, свободы воли, природы зла; автора интересуют источники и последствия греха, законы Божеские и человеческие, моральное существо любви, войны, месть и т. п. В частности, Л. размышлял о превращении Божественных установлений, направленных ко благу, в человеческие обычаи, часто (но не всегда) направленные ко злу, и о роковых заблуждениях при их различении и оценке. Поэтому герой-индивидуалист, восстающий против господства насилия и несправедливости, у Л. часто сам разоблачается как насильник и угнетатель или как невольный злодей, не лишаясь, впрочем, авторского сочувствия. Таков герой стихотворной драмы «Испанцы» (1830, опубл. в 1880), борющийся с очевидным злом в лице одержимого низкими страстями инквизитора и убивающий свою возлюбленную.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010