Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?), Муромский Успенский мон-рь), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Мурманский (Муромский), Олонецкий, основатель Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря. Источники Основным источником сведений о Л. служит агиографическая Повесть, в к-рой использована редкая для древнерус. агиографии форма автобиографического повествования: в основной части текста рассказ ведется от лица самого Л., в заключительной - от имени его ученика Феодосия. Повесть известна сегодня в 3 редакциях: 1-й Пространной, 2-й Пространной и Краткой (начата во всех редакциях: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы. Се аз многогрешный священноинок Лазарь…»). 1-я Пространная редакция известна в списке XVII в. ГИМ. Увар. 542 (заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия еже есть близ понта окияна моря. Первие составися обитель преподобнаго священноиноком Лазарем римлянином. Списано иноком Феодосием того же монастыря игуменом Святыя горы. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря»; публ.: Барминская. 1989; Крылова. 1995). 2-я Пространная редакция также известна в единственном списке XVII в. (РГБ. Унд. 146; содержит лишь 1-ю половину текста; заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы и Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афонасия еже есть близ понта окияна моря. Духовная грамота священноинока Лазаря. Списано священноиноком Феодосием того же монастыря игуменом»; не опубл., пересказ см.: Филарет (Гумилевский). РСв.). Более широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, известная в 13 списках XVII-XIX вв.: РНБ. Мих. Q. 384; Собр. Волковского молитвенного дома. 88; РГБ. Барс. 553; ИРЛИ (ПД). Перетц. 223; БАН. Собр. В. В. Лукьянова. 220 и др. (заглавия: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега-езера» и др.; опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 115-129). Списки Краткой редакции входили также в старообрядческую (выговскую) рукописную традицию (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 37; ГИМ. Муз. 1510 и др.). Известны и более поздние переработки Повести, вошедшие в Четьи-Минеи Псковского еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3, кон. XIX в.), в «Олонецкий патерик» сщмч. архим. Никодима (Кононова) и др. агиографические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

БЕЛЛЮСТИН, Белюстин Иван Степанович [ок. 1820, Новгород – 2(14).6.1890, Калязин Тверской губ.], публицист. По окончании Новгородской (по др. сведениям – Тверской) сем.– сел. священник; с нач. 40-х гг. служил в гор. соборе г. Калязина. Хорошо образованный (в частности, самостоятельно овладел франц. и англ. языками), Б. мечтал о лит. деятельности. Однако митрополит Филарет, к-рому, рассчитывая на его ученость, Б. в 1850 передал свое соч. «Наука и религия», назвал его мысли «мудрованиями» и отказал в переводе в Москву, что оставило горький след в душе Б. (см.: Барсуков, XII, 247) и, по-видимому, способствовало формированию его оп-позиц. настроений. С 1852 Б. опубл. в ж. «Москвитянин» (гл. обр. б. п.) неск. психол. и ист. очерков («Из наблюдений над умирающими» – 1852, No 20; «Разбойники прошедших веков» – 1853, No 18, и др.); М. П. Погодин, с к-рым его сблизила страсть к собиранию ист. мат-лов, расплачивался с многодетным Б. подпиской на свой ж-л. В 1858 один из друзей Погодина издал в Лейпциге без согласия Б. (см.: Погодин М. П., Объяснение.– PB, 1859, май, кн. I; Барсуков, XV, 115–30) и без имени автора его кн. «Описание сельского духовенства» – страстное публицистич. произв., где Б. нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности осн. массы рус. духовенства, с яростным негодованием обрушившись на церк. элиту, в к-рой он видел гл. виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, «эта громкая книга... написанная... не чернилами, а кровью», получила распространение: «все интеллигентные люди... постарались е е достать... или прочитать...» ( Певницкий В. Г., Записки...– PC, 1905, No 9, с. 542–43). Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой назвал Б. «духовным Щедриным» (ЛН, т. 63, с. 198; др. отклики – Никитенко, ук.; ЛН, т. 63, ук.). Задаче нейтрализовать влияние книги (вскоре перевод на франц. и нем. языки) служили тенденциозная брошюра ( А. Н. Муравьёва ) «Мысли светского человека о книге Описание сел. духовенства» (СПб., 1859), в к-рой Б. обвинялся в клевете на рус. церковь , и составл. бывш. цензором Н. В. Елагиным сб. «Рус. духовенство» (Б., 1859), в свою очередь подвергнутые резкой критике Н. А. Добролюбовым (рец. на «Мысли...» и ст. «Заграничные прения о положении рус. духовенства»). По сообщению «Колокола» (1859:15 апр.), Б. «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской фамилии помешало этому. В дальнейшем церк. начальство дважды, в 1861 и 1875, отклоняло ходатайство прихожан о назначении Б. настоятелем собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН Иоанн (Соколов), еп. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 60-е гг. XIX в. Иоанн (Соколов), еп. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Соколов Владимир Сергеевич; 5.07.1818, Москва - 17.03. 1869, Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист. Род. в семье священника ц. Вознесения Господня (в бывш. московском Варсонофиевском мон-ре) Сергия Федоровича Соколова. Обучался в Высокопетровском ДУ, затем в МДС (1832-1838) и МДА (1838-1842). По окончании МДА (2-м студентом 1-го разряда) был оставлен в академии в должности бакалавра кафедры нравственного и пастырского богословия (с 28 сент. 1844 также состоял помощником библиотекаря МДА). В дек. 1843 г. получил степень магистра за курсовое сочинение о Стоглавом Соборе (опубл. в 1860). 29 авг. 1842 г. принял монашеский постриг, на следующий день рукоположен во диакона, 5 сент.- во иерея в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве (рукоположение совершил свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский). В кон. 1844 г. был переведен в СПбДА на кафедру канонического права. В марте 1845 г. назначен на должность помощника инспектора СПбДА, 3 июля того же года определен членом комитета, учрежденного в С.-Петербурге для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях. В 1848-1857 гг. входил в состав С.-Петербургского комитета для цензуры духовных книг. 8 сент. 1848 г. возведен в сан архимандрита. В 1850 г. назначен в комиссию по пересмотру переводов богослужебных книг на татар. язык; состоял членом особого комитета по рассмотрению программ философских и богословских наук для высших учебных заведений Мин-ва народного просвещения. 8 янв. 1851 г. утвержден в должности инспектора СПбДА, с 26 сент. того же года экстраординарный профессор, с 19 дек. 1852 г. ординарный профессор этой академии. В 1852 г. принимал участие от СПбДА в рассмотрении перевода НЗ на евр. язык, исправленного В. А. Левисоном (см.: Романский. 1887. С. 15-16). 8 окт. 1853 г. за соч. «Опыт курса церковного законоведения» получил степень доктора богословия.

http://pravenc.ru/text/469548.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИАН Сщмч. Лукиан Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Сщмч. Лукиан Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) († 1240 (?) или 1243 (?)), сщмч. (пам. 15 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, пресвитер, в Дальних пещерах почивающий. О Л., как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Он не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, а также в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В XIX в. на доске с иконой святого над его захоронением имелась краткая надпись, составленная, очевидно, в синодальный период: «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 474. Примеч. 2; ср.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 30). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер», имелись тропарь и кондак Л. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 77-78). Местная канонизация Л. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Л. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Л. был установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2110837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКТАРИЙ Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент иконы «Собор Бежецкий святых». Нач. XXI в. Иконописец А. Леонов (Спасский кафедральный собор, Бежецк) Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент иконы «Собор Бежецкий святых». Нач. XXI в. Иконописец А. Леонов (Спасский кафедральный собор, Бежецк) (XVI в.?), прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Бежецкий, основатель (?) Введенского муж. мон-ря в г. Городецко (с 1766 Бежецк). О деятельности Н. не сохранилось никаких известий в письменных источниках. Его имя не упоминается в описании Бежецка в «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783-1784 гг.», в «Сказании о Введенском монастыре», взятом из писцовых книг 1629 г. и экономических книг обители 1611 г., а также в «Хронологионе», составленном жителем Бежецка П. К. Воиновым во 2-й пол. XVIII в. (к наст. времени рукопись утрачена, частично опубл.: Попов. 1882. С. 1-74). Прп. Нектарий Бежецкий. Мозаика ц. прп. Нектария в Бежецке. 2005–2006 гг. Мозаичная мастерская «Преображение» Прп. Нектарий Бежецкий. Мозаика ц. прп. Нектария в Бежецке. 2005–2006 гг. Мозаичная мастерская «Преображение» Впервые сведения о Н. опубликовал А. Ратшин: «Между древними настоятелями сей (Введенской.- Г. Г.) обители известен иеромонах Нектарий как инок благочестивый; он схоронен здесь» ( Ратшин. Монастыри. С. 519). Скорее всего одинаковое посвящение бежецкого и тверского мон-рей дало возможность Ратшину отождествить бежецкого подвижника с упоминавшимся в «Книге глаголемой...» прп. Нектарием Тверским. В списке «Книги глаголемой…» в гл. «Града Твери святые» под 3 апр. говорится: «Преподобный Нектарий началникъ Веденскаго монастыря Пресвятыя Богородицы преставися в лето 7000 месяца априля въ 3 день» (РГБ. Ф. 173/1. 220. Л. 46). На сведениях Ратшина основывались архиеп. Филарет (Гумилевский) и др. исследователи. Время преставления Н. было определено ими соответственно исходя из данных «Книги глаголемой...». В Месяцеслове Сергия (Спасского) указаны: 1492-1494 гг., в справочнике Н. П. Барсукова - 1493 г., в трудах архиеп. Димитрия (Самбикина), справочнике В. В. Зверинского и комментариях М. В. Толстого - 1494 г.

http://pravenc.ru/text/2564860.html

К 2005 г. собор уничтожен, могила утеряна. Почитание Г. началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны. 5-6 авг. 1993 г. в Могилёве состоялось прославление Г. в лике местночтимых святых. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Минский митр. Филарет (Вахромеев) . В 1993 г. было составлено житие, в 1995 г.- акафист святителю. Г. посвящены храмы в Могилёве и Слуцке. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание свт. Георгия с включением его имени в месяцеслов. Г. оставил большое философское, лит., историческое и эпистолярное наследие. В 1751 г. составил первый в России систематический курс богословия «Cristiana orthodoxa Theologia» (для Киево-Могилянской академии), присоединив к нему в качестве вводной части герменевтику и библиологию (ркп. см.: НБУВ ИР. ДА/п. 90, 91, 207; описание см.: Макарий (Булгаков), иером. История КДА. СПб., 1843. С. 141-142). Определив задачи предмета, Г. отделил богословие от философии (концепция 2 истин), а также богословие догматическое от нравственного. Свою систему философии Г. изложил в 2 курсах академических лекций: «Philosophia peripathetica» (1747; ркп. см.: РГБ ОР. Ф. 152. 130) и «Philosophia juxta numerum quatuor facultatum quadripartita» (1749; пер. на укр. язык опубл.: Гeopriй Кониський . Фiлocoфcьki твори. К., 1990). Испытал влияние идей архиеп. Феофана (Прокоповича), а также нек-рых раннепросветительских идей, по своим взглядам постепенно переходил от средневек. схоластики, опирающейся на систему Аристотеля , к латинско-протестант. системе (по учебнику Ф. Х. Баумейстера), большое значение придавал трудам отцов Церкви. Соответственно менялось и преподавание в академии, курсы Г. оказали значительное влияние на развитие рус. философии. Разделял философию на логику, физику, метафизику и этику. Выделял в процессе познания 3 ступени: чувственное восприятие, формирование интеллектом понятия об объекте и суждение. Считал задачей человека познание окружающего мира, значительное место в жизни общества отводил просвещению и науке.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Результатом раздумий М. о способах реформирования духовных школ стало его соч. «Мысли об улучшении общественного воспитания в духовном звании», к-рое по сути являлось проектом нового образовательного учреждения монастырского типа. Свт. Филарет, высоко оценивший это сочинение, 9 апр. 1828 г. подписал проект общежительного духовно-воспитательного заведения, реализовать который не удалось. В 1829 г. М. составил «Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни» (опубл. в 1835 под именем Н. С. Самойлова), в котором значительное место отвел деятельности игум. Филарета. В Глинской обители М. также написал неск. духовных стихотворений, впосл. вошедших в сб. «Лепта». В нач. 1829 г. М. А. Атлас, друг архимандрита, убеждал его: «Иди, проповедуй Евангелие сибирским язычникам, вот Святейший Синод ищет такого человека» (Мат-лы для биографии. 1892. С. 32-33). 17 февр. 1829 г. по благословению старца Филарета Глинского М. подал Курскому и Белгородскому еп. Владимиру (Ужинскому) прошение о переводе в Иркутскую епархию для служения братии общежительных мон-рей, отправлявшейся проповедовать Евангелие сибир. язычникам. Среди них были и неск. человек из Костромы, с к-рыми М. поддерживал переписку. На основании указа Синода о поступлении М. в распоряжение архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева) в июне 1829 г. он выехал в Москву. Здесь М. получил благословение свт. Филарета на новое служение. 30 сент. М. прибыл в Тобольск, на протяжении 10 месяцев занимался оформлением необходимых документов, подготовкой помощников, к-рыми избрал 2 местных семинаристов: В. Попова, сына дьячка, и А. Волкова, сына священника. Перед М. встал вопрос выбора конкретного места служения. Первоначально Тобольский еп. Евгений (Казанцев), к-рому было поручено обратить М. «на дело проповедания, где сие представится нужнее», предложил ему отправиться на север от Тобольска, в район Обдорска (ныне Салехард), к остякам (хантам) и самоедам (ненцам). Но суровый сев. климат не подходил для слабых здоровьем М. и Попова. Тогда М. высказался за южное направление, Кокчетавский военный окр. (совр. Казахстан), аргументировав выбор знакомством именно с языками тюркской группы. Однако генерал-губернатор Зап. Сибири И. А. Вельяминов воспротивился учреждению православной миссии среди киргизов, опасаясь возмущений местного населения. Тогда архиеп. Евгений обратил внимание М. на язычников-калмыков (в XIX в. так именовались юж. племена Горного Алтая; сев. племена назывались черневыми татарами), проживавших в Бийском округе Томской губ.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Собр. СПбДС. 25/1. Л. 23 об. доп., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Память святого внесена в «Верный месяцеслов» под 26 янв. и 28 июня. Скорее всего одновременно с Житием, т. е. не ранее XVIII в., были написаны тропарь, кондак, молитва и Похвальное слово святому (опубл.: Цветков. 1899. С. 312-315). Преподобный канонизирован в составе Собора Новгородских святых, установленного ок. 1831 г. Он воспевается в 6-й песни «Правила новгородским чудотворцам» из «Патерика новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского). Это «Правило...» (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 47, 1831 г.) стало основой «Службы Всем святым земли Новгородской», составленной к возобновлению Собора Новгородских святых в 1981 г. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 445). В 1936 г. монастырская церковь была закрыта, а затем разрушена. Храм во имя Ксенофонта Робейского сохранился в руинированном состоянии, а место, где стояла Никольская ц., заросло лесом и определяется по большому количеству кирпичного боя. Ежегодно 28 июня, в день преставления К., в разрушенной обители совершается молебен, объявлен сбор средств на строительство ц. во имя прп. Ксенофонта Робейского в дер. Волынь Савинского сельского поселения Новгородского р-на. Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853. (Зап. РГО; Кн. 8); НовгорЛет. 1879. С. 257-258; Цветков А., свящ. Прп. Ксенофонт Робейский и основанная им обитель//Новгородские ЕВ. 1899. 5. Ч. неофиц. С. 304-315; Зверинский. Т. 2. С. 195-196; Верный месяцеслов. М., 1903. С. 8; Опись Новгорода 1617 г./Подгот. публ. и вступ. ст.: В. Л. Янин, М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 1. С. 118-119; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 379; Июнь. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 456; Бобров А. Г. Житие Ксенофонта Робейского в списке Пушкинского времени//Пушкин и другие: Сб. ст. к 60-летию проф. С. А. Фомичева. Новг., 1997. С. 257-268; Анкудинов И. Ю. Ксенофонтов Робейский Николаевский мон-рь//НовгАВ. Вып. 13 (В печати). Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 878; Ч. 6. С. 639; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 356; Зверинский. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

То же. – 2-е изд., доп. сличением: Из Псалтири Киприановской XIV в., с Толковой Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г.. Псалтирью Толковою Максима Грека по списку 1592 г., Бруноновскою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880–1881. 10 . Древлеславянская Псалтирь XIII-XIV веков: С греческим текстом из Толковой Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам: В 2 т. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1874– 1877. – Впервые опубл. в «Чтениях О-ва любителей духов, просвещения». 11 . Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским XI-XVII веков, с разночтениями греческими, заимствованными из Нового Завета издания Рейнекция 1747 года. – М., 1885–1888. – Загл. Т. 1, ч. 2; Т. 4, ч. 1: Карпинский Апостол XIII века. Т. 1, ч. 1: Деяния Апостольские. – 1886. – LXXXIV, 705 с., л. ил. Т. 1, ч. 2: Соборные послания. – 1886. – 7, 316 с., л. ил. Т. 2, ч. 1: Послания св. Апостола Павла. – 1885. – 826 с., л. ил. Т. 2, ч. 2: Послания св. Апостола Павла к ефесеям, филипписе-ям, коллоссаем; 1-е, 2-е к солунянам. 1-е. 2-е к Тимофею, к Титу. Филимону и к евреям. – 1886. – 680 с. Т. 3, ч. 1: Апокалипсис XIV века Румянцевского музея. – 1886.-VIII, 270с., 1л. ил. Т. 3, ч. 2: О древнем переводе Апостола. Об исправлении его. Дополнения к описанию рукописей: Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древлеславяно-греко-русский словарь, сравн. по древним памятникам. – 1888. – 531 с. разд. паг., л. ил. Т. 4, ч. 1: [Деяния Апостольские]. Послания. – 1887. – IV, 368 с., л. ил. Тоже: В 2 т. – М., 1885. 12 . Древние иконы в Московском Даниловом монастыре//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 20–23; Кн. 2. – С. 28–31. 13 . Евангелие, писанное в 1120 году в Новгороде на пергамене//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 1. – С. 1–8; Кн. 2. – С. 9–16; Кн. 3. – С. 17–24, 25–32. 14 . Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов. – М.: Тип. Чуксина, 1863. – 33, IV с., л. ил. Тоже. —2—е изд., испр. и доп. – М.:Тип. Гаврилова, 1874. –2, 59, 4с., л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010