Гордыня Ты высоко о себе думаешь, потому что почтен, и милость берешь за предлог к гордыне. Познай же наконец, кто ты, как Адам, изверженный из рая, как Саул, оставленный Духом Божиим, как Израиль, отсеченный от Святого корня. Сказано: держишься верою: не гордись, но бойся ( Рим. 11:20 ). За милостью следует суд, и Судия исследует, как воспользовался ты данным тебе по милости. Если же не понимаешь и того самого, что сподобился благодати, но в избытке бесчувствия благодать обращаешь в собственную свою заслугу, то не досточестнее ты блаженного апостола Петра, потому что любовью к Господу не возможешь превзойти того, который так сильно любил, что желал и умереть за Него. Но поскольку он выразился высокомудренно, сказал: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь ( Мф. 26:33 ), – то предан человеческой боязни, и пал даже до отречения, вразумляемый падением соблюдать осторожность и научаемый щадить немощных сознанием собственной немощи и ясным уразумением, что как, утопая в море, поддержан десницей Христовой, так в обуревании соблазном подвергшись опасности погибнуть от неверия, охранен силой Христа, Который и предсказал ему, что случится с ним, говоря: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22:31, 32 ). И Петр, обличенный таким образом, справедливо получил помощь, будучи наставлен отложить высокомерие и щадить немощных. А этот фарисей несносный и чрезмерно горделивый, не только смело полагающийся на себя, но и злословящий мытаря пред Богом как виновный в гордыне лишился похвалы за праведность. И мытарь пошел оправданным более его ( Лк. 18:14 ), потому что прославил Святого Бога и не смел смотреть вверх, но просил одного помилования, обвиняя сам себя, что показывал и наружным видом, и биением в перси, и тем, что не искал ничего иного, кроме помилования. Поэтому смотри и имей во внимании этот пример, как тяжек вред гордыни, и поучайся из него. Утратил праведность возгордившийся, погубил мзду смело полагавшийся на себя, уничижен перед смиренным и грешником возвеличивший себя перед ним и не дождавшийся суда Божия, но сам произнесший о нем суд. А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и перед великими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи. Не оправдывай себя более другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию. Я и сам не сужу о себе, – говорит Павел. – Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь: судия же мне Господь ( 1Кор. 4:3, 4 ) (1). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» «…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин , Творения, т. 4, с. 434). «…в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19:34 ), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:22,24 )» (свт. Иоанн Златоуст , Полное собрание творений в 12-ти тт., т. 8, с.694–695). «Послушаем святого Анастасия Синаита , который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский , Жития святых, том январь, кн.1я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224). «Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь  ли  ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел – в узах; Христос  крестил   разбойника  на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст . Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь). Источник: Благоразумный разбойник Другие истории Полезные ссылки Самое популярное Сейчас в разделе 33  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 625 ©2024 Мой путь к Богу к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/way/o-kreshhenii-blagor...

Сновидения Рассказы об откровении воли Божией чрез сновидения 1 . Св. царь Константин Великий пред войною с одним врагом видел наяву крест на небе, слившийся из света и с надписью «Сим побеждай!», а потом в следующую ночь увидел во сне Самого Спасителя, Который явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. И, действительно, император Константин, соорудив знамя, украшенное крестом, окончательно поразил своего врага – Максентия. 2 . Преп. Марфа, когда еще жила в мире, видела во сне св. Иоанна Предтечу, который предсказал ей, что от нее родится сын Симеон, что он будет великий и святой человек. И от нее, действительно, родился св. Симеон, известный под именем Дивногорца («Четьи-Минеи», 24 мая). 3 . Одной благочестивой девице, жившей в городе Казани, явилась во сне Царица небесная и сказала: в таком-то месте, в земле, зарыта Моя икона; объяви об этом: пусть отроют ее и вынут. Она рассказала, и ей не поверили. Но тот же сон повторился еще, и когда та девица стала рыть в указанном месте землю, то, действительно, нашла там икону Божией Матери. Эта икона известна у нас под именем Казанской («Четьи-Минеи», 8 июля). Опасно верить всякому сну Вот один из примеров того, как пагубно верить снам. Один инок, украшенный многими добродетелями и уважаемый братиею, верил сновидениям. Враг спасения воспользовался этим и сначала возбуждал в неосторожном иноке безвредные сновидения и склонял его находить оправдание своим снам наяву. Когда инок был увлечен верою в сновидения, злой дух в одну ночь показал ему будущую жизнь. Видит инок, что на одной стороне апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят во тьме, терзаемые отчаянием, а на другой вместе с ветхозаветными патриархами и пророками ликует народ еврейский. Омраченный умом инок, веря сновидению, отрекается от христианской веры и прилепляется к жидовствующим. Он оставляет монастырь, идет в иудейские жилища, принимает обрезание и вступает в супружество. Но не прошло и трех лет, как отступника постигает ужасная казнь – такая страшная болезнь, от которой еще при жизни согнили все кости его, и отступник испустил дух в страшных мучениях. Итак, братие, не вдавайтесь в веру своим сонным грезам, чтобы чрез это не подпасть искушению вражию. Св. Церковь заповедует нам в своих вечерних молитвах усердно молиться Господу Богу, да сохранит нас от нощных мечтаний и вражиих наваждений. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Штундомолокане Секта штундомолокан, именующих себя «христианами евангельского вероисповедания», «пресвитерианами», образовалась в восьмидесятых годах прошлого столетия путем перерождения молоканства донского толка в штундизм. Центром и средоточием этой секты служит Таврическая губ., где эта фракция известна под именем «новомолоканства». В других местах секта эта известна под разными другими наименованиями: «евангелизма», «штундоевангелизма», особенно под именем секты «евангеликов». В иных местах их прямо называют «штундистами». Вероучение секты изложено в «Кратких правилах веры христиан евангельского вероисповедания, пресвитериан», составленных и изданных в печати 3.Д. Захаровым, жителем с. Астраханки Бердянского у. Таврической губ. Это вероучение штундомолокан представляет собой смешение элементов учений штундистов и молокан, с огромным преобладанием первых учений (штундистских). От молоканства в секте штундомолокан осталось лишь учение, допускающее крещение детей. Унаследовав практику крещения детей от молокан донского толка, штундомолокане изменили молоканству и последовали за штундизмом в решении вопросов о том, как совершать крещение и какое значение оно имеет. Молокане донского толка крестят в три погружения; штундомолокане стали крестить чрез единократное погружение; молокане донского толка признают крещение за таинство, штундомолокане за простой обряд, служащий лишь «внешним знаком» прощения грехов и принятия в церковь . Все остальное учение: о грехе, об оправдании единственною верою, о средствах достижения благодати, о крещении, о причащении, как таинстве, в котором воспоминанием смерти Господней достойно вкушающие становятся общниками тела Христова и крови Его, о недопущении детей до причащения, наконец, отвержение молитв за умерших, раскрывается, как чисто штундистское, причем одни вероучительные положения определяются в смысле более близком к штундобаптизму, другие в смысле более близком к штундопашковцам. Особенностью вероучения штундомолокан является учение о необходимости в церкви рукоположенных пресвитеров, как посвященной иерархии в церкви. Ему они придают настолько существенное значение, что ради этого сами себе и усвоили наименование «евангеликов», «просвитериан». Богослужебный культ штундомолокан – тот же, что и всех прочих штундобаптистов и штундопашковцев. Штундомолокане так же отличаются наклонностью к пропаганде своего вероучения, как и штундобаптисты и штундопашковцы. Читать далее Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. - Изд. 3-е испр. и доп. - Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. - 1772, с./VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Послание к  Галатам, глава 2   На церковнославянском языке 16 уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдится от дел закона всяка плоть.  17 Аще ли, ищуще оправдитися о Христе, обретохомся и сами грешницы, Христос убо греху ли служитель; Да не будет. 18 Аще бо, яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю. 19 Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду. Христови сраспяхся: 20 живу же не ктому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне. На русском языке 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.  17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Что такое «оправдаться верой во Христа, а  не делами закона»? Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования: Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Святитель Иоанн Златоуст Блаженный Феофилакт Болгарский Святитель Феофан Затворник Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь 21-й Недели по Пятидесятнице Русский перевод  архимандрита Ианнуария: 16 Однако узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. — 17 Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос — служитель греха? — Немыслимо! 18 Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. — 19 Ибо Закон привел меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, 20 и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

http://bible.predanie.ru/nedelya-21-aya-...

1. Если желаем, братия мои возлюбленные, улучить царствие Божие, то надлежит нам иметь к тому всякое внимание и тщание, всякую ревность и подвиг, и никак не думать, что для того, чтобы спастись, достаточно нам лишь веровать в истинного Бога и быть православными христианами, приводя в оправдание такого мнения сказанное Господом слово: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:16 ). Напротив, сего-то ради наипаче и должно нам подвизаться и ревновать о том, чтобы ходить достойно звания, в которое призваны, как говорит Апостол Павел, то есть делать дела, достойные Христа, от Коего получили имя и называемся христианами, зная, что большее получим осуждение, если, несмотря на такое наименование, будем жить в лености и нерадении. Посему не думай, брате мой, что спасешься с одною верою. Кая польза, аще веру кто глаголет имети, дел же не имать? Еда вера может спасти его? – учит святой апостол Иаков ( Иак.2:14 ). Послушай, что и Сам Господь говорит: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). То же внушает и божественный Павел, говоря: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дело благое неискусни ( Тит.1:16 ). Видишь, возлюбленный, как невозможно спастись кому-либо с одною верою без дел? Если бы спасались одною только верою, то все бы люди спаслись и никто из нас не погиб бы, потому что нет человека, который бы не веровал, что есть Бог. Даже и злые демоны веруют, что есть Бог. Слушай, что сами они говорят: вем Тя, кто еси, Святый Божий ( Мк.1:24 ). И опять в другом месте говорили они об Апостолах: сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают путь спасения ( Деян.16:17 ). Видишь, что и бесы веруют, что есть Бог? И, однако ж, эти верующие, что есть Бог, осуждены в геенну огненную за злые дела свои. Итак, добра есть вера, если стяжешь и дела. Иначе, как тело без души бывает недвижимо и недейственно, так и вера без дел мертва есть. И послушай, что после приведенных выше слов, – кая польза человеку, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его? – говорит святой Иаков, брат Божий: аще брат или сестра наги будут и лишени будут дневныя пищи, речет же им кто от вас: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требования телеснаго: кая польза? Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе... Покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою ( Иак.2:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Содержание Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8     Главы Самуила евреянина переведены с латинского на русский язык Николаем Немчином. В этих главах значится, что Самуил жил спустя тысячу сорок лет после вознесения Христова. Так как Еврейское цар­ство после вознесения Христова окончательно уничтожено римлянами, и они рассеяны по всем странам, между тем некоторые из них оставили своим соплеменникам, евреям последующих родов, Писания, в которых сказано, что через тысячу лет они опять возвра­тятся в Иерусалим, и эти Писания были у них в уважении и питали в них надежду; когда же после их пленения прошло тысяча лет, то Самуил понял, что обстоятельства их не к возвращению клонятся, а сла­гаются к худшему. Обвинив самого себя и всех жидов, что не за простое какое-нибудь преступление они столько лет находятся в пленении, но за распятие Христа, – он собрал из пророческих книг главы о пришествии Христа во плоти и о призвании язычников и об отвержении ветхозаветной жертвы 1 . Глава 1 Тогда будете люди Божии и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовью вместе с людьми Божиими: «Благословен грядый во имя Господне... Бог Господь и явися нам» ( Пс. 117, 26–27 ), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, как написано: «Твой есмь аз, спаси мя», а за тем приводит причину: «яко оправданий Твоих взысках» ( Пс. 118, 94 ). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: «не имамы царя, токмо кесаря» ( Иоан. 19, 15 ), и опять: «кровь Его на нас и на чадех наших» ( Мф. 27, 25 ); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: «иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Как же ты говоришь: мы – Божии, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который го­ворит: «Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу» ( Пс. 57, 4 ). Глава 2 Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: «пожрите жертву правды и» тогда «уповайте на Господа» ( Пс. 4, 6 ). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/vo...

     «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16). Тема оправдания очень деликатна и богословски глубока. Если спрошу вас, как человек оправдывается в этой жизни, вы ответите: «Делами». Не правда ли? Но здесь Христос говорит нам нечто более глубокое, и нам надо быть внимательными, потому что оправдание делами — это дискуссия, у которой есть начало, но нет конца, и исключено, чтобы она когда-нибудь закончилась. Если начнешь говорить с кем-нибудь об этом — и если Бог начнет говорить с нами, — никогда не найдешь этому конца. Самооправдание — это колоссальное духовное мучение, потому что каждый защищает свои дела и глубоко в душе считает их правильными. Чтобы оно закончилось, надо, чтобы в душе человека забрезжил рассвет, и он сказал духовнику и себе: «Я виноват», поверил в это и стал работать в этом направлении. «Я виноват» так трудно сказать потому, что наша душа сопротивляется Это «я виноват» так трудно сказать потому, что наша душа сопротивляется. Для нас это нарциссическая рана, как сказал бы психолог. Мы сопротивляемся: «Я не виноват, а если бы и был виноват, то всё равно не виноват! А если даже и виноват, то виноват не так сильно!» Особенно если духовник начнет наталкиваться на это наше «я не виноват» и говорить: — Нет, ты виноват еще больше! — тогда мы можем вступить в конфронтацию с ним и сказать: — Ты тоже меня вообще не понимаешь! Я не виноват настолько, насколько ты думаешь. Я виноват немножко! А кто же виноват в остальном? — Ну, на свете же так много людей! Разве они не могут тоже быть немного виноваты? Не виноват ли в конце концов Бог, давший мне такие условия жизни? Не виноваты ли немного и мать с отцом, научившие меня быть таким? И мы, естественно, забываем о диаволе, который ухитрился и во всем быть виноватым, и чтобы ему не приписывали почти никакой вины. Да, на диаволе лежит ответственность, но всё же не исключительная. Ведь это мы даем ему материал, это с нами он работает, со всем тем, что мы в себе установили, чему поклоняемся и в чем не виноваты! Со всем, в чем ты не виноват, — именно с этим работает диавол. Нет материала лучше этого.

http://pravoslavie.ru/132147.html

Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак. 5:19–20 ) Содержание Введение Об источниках христианского вероучения – Священном Писании и Священном Апостольском Предании § I. § II. Заблуждения сектантов в понимании и толковании учения Ап. Павла об оправдании верою § I. § II. § III. § IV. О крещении младенцев § I. § II § III. § IV. § V. О крещении младенцев § I. § II. О личной христианской «святости» по руководству преп. Иоанна Кассиана О Христовом священстве § I. § II. О фарисеях и книжниках (по 23 гл. Ев. Матфея) § I. § II. § III. О святости Христовой Церкви § I. § II. § III. § IV. § V. О суде Церкви над грешниками § I. § II. О Святом Причащении § I. § II. О святом покаянии и помазании елеем § I. § II. § III. О прославлении и молитвенном призывании святых Ангелов и угодников Божиих § I. § II. § III. О святых мощах угодников Божиих § I. § II. О молитвах за умерших § I. § II. § III. О рукотворенных храмах Божиих § I. § II. О почитании святых икон § I. § II. § III. § IV. § V. О почитании Честного Креста Христова § I. § II. О крестном знамении § I. § II. О святых постах Православной Церкви § I. § II. «На молении у штундо-баптистов» (о судебных преследованиях сектантов) § I. § II. § III. § IV. Заключение     Введение «Прежде, нежели исследуешъ, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай» ( Сир. 11, 7 ) Вот мудрое правило, которое мы находим в книге Сираха. Это правило, весьма приложимое к жизни вообще, должно быть особенно усвоено миссионерами. Дело увещания заблудших ( 2Тим. 2, 15, 25 ; Тит. 1, 13 ) – крайне трудная и сложная обязанность. Увещателю необходимо точно знать не только наружную форму, в которой проявляется известный вид сектантства; но надобно еще весьма основательно понимать самую природу или душу заблуждающихся людей. Иначе внешнее знакомство с сектантством, – противопоставление ряду искусственно подобранных текстов другого ряда свидетельств Слова Божия, – никакой пользы беседующим не принесет. Получится взаимное препирательство ( 2Тим. 2, 14 ), затаенное раздражение, часто прорывающееся наружу в грубых выходках, – больше ничего. Обличителю сектантов надобно понять, почему именно те, а не другие тексты в данном случае приводятся заблуждающимися людьми; чем объясняется это приведение – невежеством их, или самообольщением...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Протестантское учение об оправдании верою. – В католическом учении о сверхдолжных делах и основанной на нем продаже индульгенций протестанты видели одно из главных заблуждений римской церкви и против его, преимущественно, направили свою полемику. Но при этом они, как и во многих других пунктах, не сумели удержаться в должных границах и впали в противоположную крайность. В противовес преувеличенному значению в католичестве личных заслуг человека перед Богом, последователи Лютера учат, что добрые дела не составляют необходимого условия для спасения человека, что они даже могут быть вредны, так как развивают самомнение, фарисейскую гордость. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру в Иисуса Христа, и эта вера, которая ставит человека в непосредственное отношение к Искупителю, и доставляет человеку спасение, делает его праведником. В доказательство своего учения об оправдании одною верою, лютеране ссылаются на слова Αп. Павла: «мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим. 3:28 ), и далее: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» ( Гал. 2:16 ). Но в этих и подобных выражениях Ап. Павел нисколько не отрицает значения добрых дел для спасения, а только отвергает лживый взгляд иудеев, которые в горделивой самоуверенности надеялись достигнуть спасения точным, формальным выполнением внешних предписаний закона, помимо сердечной веры в Иисуса Христа. Эта вера, по Апостолу, должна быть живой, деятельной, т. е. соединенной с добрыми делами. Она должна «действовать любовью» ( Гал. 5:6 ); «Если я, говорит он: имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:2 ). Сам Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Но особенно ясно мысль о необходимости добрых дел для спасения изложена в послании Ап. Иакова, которое протестанты до того не любят, что отвергают даже его подлинность: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:14,26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010