Богослужебные книги Русская церковь заимствовала вместе с христианскою верою из Греции. Так как греческий язык, на котором были написаны книги, для русских был непонятен, то стали переводит их па язык общепонятный, русский. Вследствие малых познаний переводчиков греков в русском языке и переводчиков – русских к греческом стали в книгах появляться погрешности. Поясним примером. И по сие время старообрядческие начетчики греческую подпись на иконе Богоматери Мр. (Μητηρ Θεου, Матерь Божия) переводят по-русски «Мария роди фарисеям учител», хотя буквы не соответствуют этой бессмысленной фразе. Или, надпись па иконе Спасителя о ν (по-русски сый) переводят: «Он прииде к ним, Они Его не прияша, На кресте Его распята.» Препод. Максим Грек писал: «оно да ведомо есть вам, яко еллипский язык, сиречь греческий, зело есть хитрейший, не всяк сице удобь может достигнути силы еги до конца, аще не многа лета просидев кто будет у нарочитых учителей, и той аще будет грек родом, и умом острь, еще же и охоч ...а старии проводницы, не совершенно у веда ш а Эллинский язык.» Переписчики книг с своей стороны по невниманию к своему делу, вследствие торопливости или по недосмотру прибавляли неправильности в книгах. Царь Иван Васильевич Грозный отцам Стоглаваго собора говорил: «божественныя книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав исправят же, опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые и по тем книгам в церквах Божиих чтут и поют и учатся и пишут с них же» (гл. 5). Некоторые брались в за исправление книг, но по невежеству вносили еще большия погрешности, как свидетельствует Максим Грек : «или паки они неции малоумнии после хотяще якобы исправити, и на большее испортили.» Еретики прибавляли в книгах новыя искажения с целью оправдания своих лжеучений; напр. жидовствующие, по словам Иосифа Волоцкаго , «испревращали» псалмы Давида. – Разность в обрядах, чинах, уставах и обычаях церковных главным образом оказалась вследствие того, что Русская Церковь заимствовала их не только от Церкви греческой, но и от славянских церквей, сербской и болгарской, в которых чипы и уставы не всегда были одинаковы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/proishoz...

епископ Артемий (Кищенко) Предварительные понятия Слово «катехизис» происходит от греческого глагола κατηχ ω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. «Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχ θης) ( Лк.1:4 ) в учении христианской веры. Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημ νος) в начатках пути Господня...» ( Деян.13:25 ). Первоначально катехизисом называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, катехизис превратился в жанр христианской вероучительной литературы. Катехизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных, на основании Священного Писания и Священного Предания, то есть на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви. В Православной Церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании. Оно раскрыто и уяснено святыми отцами Церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и его всегда неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности. По определению Пространного Христианского Катехизиса, «православный Катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души» 1 . Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Необходимость веры и добрых дел для спасения человека Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. «Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.13:6 ), а следовательно, невозможно и спастись. Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что «вера без дел мертва» ( Иак.1:20 ), то есть недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 10. Эсхатологическая настроенность 20.02.2006 379 Время на чтение 8 минут Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатки сделанных ими грехов. Преподобный Иоанн Дамаскин В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) мы находим предостережения супругам от совершения страшного греха детоубийства: " Знайте, что за каждого, по воле матери не рожденного младенца, те, другие, которых она родит на " радость " себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово - ад. Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние Вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу " 7]. В другом письме он с сожалением пишет о холодности к такому греху: " Вы так спокойно и деловито толкуете о причине убийства младенца, что неудивительно вселение в Вас темной силы. Ведь детоубийство - это убийство ангела. Впустить в себя тьму нетрудно, а вот избавиться от нее - куда сложнее. Теперь Вам необходимо глубокое и искреннее покаяние, без оправданий, без следствия, ибо грех остается грехом, да еще смертным. И исповедь не только словами, но осознанием сердечным о падении своем, чего, к сожалению, должен еще раз отметить, у Вас нет. После покаяния надо пособороваться и понести наказание - епитимию, которую даст Вам духовник на исповеди (чаще всего это - 40-дневное чтение покаянного канона). А дальше - терпеливо молиться и ждать милости Божией в прощении греха и исцелении от одержимости. А когда изволит Господь помиловать - это уже Его дело " 57]. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Поскольку из Божественной проповеди для всякого явно, что настанет время изменения, нужно не о времени любопытствовать... и не изыскивать каких-нибудь умозаключений, которыми иной ослабит в душе надежду на Воскресение, но, подкрепляясь верою, стараться доброй жизнью закупать будущую благодать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

К Римлянам послание Апостола Павла Писано, вероятно, в третьем путешествии Апостола, около 56 г. по Р. Х. Апостол Павел давно желал посетить Рим, но разные препятствия несколько раз мешали его поездкам ( Рим.1 ; Деян.10 ). Наконец, казалось, близка была возможность. Собираясь в Иерусалим, он намерен был оттуда, по пути в Испанию, провесть некоторое время в Риме ( Рим.15 ) и это послание писано с целью предварить о сем Римскую общину и по этому поводу вперед послать им письменно наставления о важных предметах веры. Философия, пишет Апостол, не вывела язычников на путь спасения. Закон оказался в этом же бездейственен для Иудеев. В этом послании Апостол учит, что одна лишь вера во Христа выводит на путь спасения все человечество. Глава 1 Всем сущим в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию. То благовестие, издревле обещал Бог чрез пророков Своих, во святых Писаниях, о Сыне Своем, бывшем по плоти от семени Давидова, нареченном Сыне Божием, в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, – о Иисусе Христе Господе нашем. Чрез Него же прияли мы благодать и апостольство, поставлены приводить все языки в послушание веры о имени Его, – между коими и вы призваны ко Иисусу Христу. Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. Свидетель мне Бог, Ему же служу духом моим в благовествовании Сына Его, – что непрестанно воспоминаю о вас, всегда в молитвах молюсь, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам. Ибо желанием стремлюсь видеть вас, чтобы преподать вам какое дарование духовное к утверждению вашему, то есть соутешиться с вами верою общею, вашею и моею. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я много раз собирался идти к вам, но встречал препятствия доныне, – придти для того, чтоб иметь некий плод и у вас, как у прочих языков. Духовное бессилие язычества

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Лютеранство Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения: о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры; о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел; о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии; о таинствах и об отношении между Церковью земною и небесною. Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское нравоучение и богослужение. 1. Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры – авторитет Предания, учителей Церкви, Соборов 31 . Отвергая значение в делах веры всякого вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении Св. Писания должно служить само же Священное Писание : сопоставление одних мест с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п. 2. Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном совершенстве его природы. Грех глубочайшим образом повредил природу человека, извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах; через падение человек лишился не только подобия Божия (как у католиков), но и образа Божия. Как потерявший свою свободу, сам человек нравственно действовать не может, если бы даже и хотел. Спасение его поэтому всецело совершается Богом, силою Его благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы прославляем сегодня святую равноапостольную великую княгиню Ольгу, которая, прежде всеобщего крещения Руси ее внуком Владимиром, обходила грады и веси, сокрушая кумиры и уча людей поклонению Единому Богу. Как волнуют наши сердца эти стихиры, в которых Церковь поет о самой жизненно важной потребности и в наше, особенно наше, время: «Величаваго диавола из России прогнала еси», «древо жизни, Крест Христов, в России водрузила, и всем верным рай отверзеся». Церковь называет великую княгиню Ольгу равноапостольной и говорит о ее мудрости. Не просто о ее изначальной предрасположенности к высшему знанию, не о врожденном ее целомудрии, которым она удивила князя, своего будущего супруга, не о других ее естественных добродетелях. Потому что со всеми этими прекрасными качествами, не встретив однажды Христа, она могла бы оставаться до конца жизни в безумии языческого идолопоклонства. Точно так же, как ее внук Владимир. А ее природный ум помогал бы ей не только в военных хитростях, но и обнаруживался бы в самой изощренной жестокости, как это было в ее мести за гибель мужа диким древлянам. Но мы прославляем ее за мудрость избрания истинной веры, благодаря которой в русской земле на века было положено начало Православию. Вернее сказать, за избрание ее Премудростью Божией, которая, как сказано в церковной стихире, «прежде о ней написала: ты еси добрая моя и прекрасная». «Кого Бог предузнал, того и предопределил», — говорит слово Божие. И в молитве Церкви очень точно обозначен порядок ее принятия добра и отвержения зла: «Ревность Святаго Духа приемшая, отеческое зловерие возненавидела еси». Поэтому пусть никого не удивляет, что за Божественной литургией в праздник святой равноапостольной Ольги читается Евангелие о спасении не кого-нибудь, а грешницы (Лк. 7, 36—50). Задумаемся об этой тайне спасения, о которой непрестанно напоминают нам все святые. Не потому что мы исполнили Закон — весь Закон — надеемся мы стать праведными, оправдаться пред Богом. Не благодаря нашим заслугам, нашим жертвам, облеченным в наши добродетели, становимся мы освященными Богом. Не под силой нашего напора открывается дверь в небо. Она открывается сама, даром чистой благодати Божией, смертью и воскресением Христовым, явленным ради нас. Чистой благодатью Божией, совершенно не заслуженной нами, — совершается наше спасение Христом, по мере того как мы становимся едиными с Ним верою. Потому освобождением от греха, оправданием, просвещением благодатью Христовой мы можем начать жить законом Христовым, законом Духа (Рим. 8, 2), законом свободы (Иак. 1, 25), исполняясь радостной готовности ко всякому подвигу, ко всякой жертве. Мы не становимся ангелами, но у нас появляются крылья. Радость, блаженство поднимает нас над нашими естественными силами. Чистота приходит, но после веры, после спасения даром, полученным нами от Бога. И наша святость всегда будет пропорциональна нашей вере во Христа Иисуса.

http://moral.ru/st-olga/

Поучение 3-е на молитву преп. Ефрема Сирина Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Вот какого высокого смирения требует от христианина истинное покаяние! Он не должен смотреть на то, кто как живет и как согрешает. Он должен чистосердечно признавать только одни свои грехи, только свою виновность пред Богом, осуждать не других, согрешающих, а только самого себя. И это искреннее признание и самоосуждение есть высочайший дар Божией благодати. Без сего дара покаяние наше не будет истинное. Только Божия благодать разгоняет нашу греховную тьму, просвещает наш ум и дает нам видеть все обнищавшее наше сердце. Для сего-то св. Церковь научает нас молиться: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Даруй ми зрети моя прегрешения. Когда грешник начнет испытывать свою совесть, внимательно рассматривать свою жизнь и дела, тогда невольно приходит в страх и трепет. Он познает бедность своей души, свои грехи и неправды, которыми оскорблял он правосудного Бога и своих ближних, познает суету мира и гибель греховной жизни. Сознавая свое не достоинство, он начинает сокрушаться о своих грехах и осуждать себя пред Богом и своею совестью. Я недостоин называться Твоим сыном, взывает он к Отцу Небесному, прими меня, как наемника. И чтобы скорее получить отпущение грехов и соделать душу свою жилищем Божией благодати, он в глубоком смирении повергается пред Богом и ищет спасительного врачевания для своей души в таинстве покаяния. С верою и упованием взирая на всесильную кровь Сына Божия, на кресте пролитую за спасение мира, он исполняется отрадною надеждою на великое Божие милосердие. И таким образом, в слезах покаяния, как в купели крещения, омываясь от грехов, он получает оправдание от Самого Иисуса Христа и восстановляет в себе потемненный образ Божий; в душе его водворяется Божие царство ( Лук. 17:21 ; Римл. 14:17 ), а на небесах между ангелами происходит о нем великая радость ( Лук. 15:10 ). Вот спасительные плоды чистосердечного признания грехов! С таким сознанием раскаивались пред Богом согрешивший Давид, блудный сын, смиренный мытарь, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Православная антропология и образование 68 Богочеловек Христос как педагог Великое таинство благочестия, переданное нам отцами, есть таинство Богочеловека Христа. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ). Это таинство предчувствовали древние афинские мудрецы, когда желали служить ему у жертвенника неведомому Богу. Это таинство открыл городу Божественный Павел с официальной трибуны ареопага. Это таинство получили и мы от нашей Единой Святой Соборной и Православной Церкви. Этим таинством мы живем, этому таинству мы служим, и таинство это позволяет нам иметь надежду. Без этого таинства наше собрание здесь было бы бесцельным и излишним, а слово наше – пустым и суетным. Потому что без таинства Богочеловека Христа мы не смогли бы познать истину о Боге, истину о человеке и истину о мире. И снова, без истины о Боге, человеке и мире, ни жизнь наша не имеет смысла, ни образование не имеет оправдания. Человек и его дела, такие как философия, образование, мораль, преходящи и ограниченны. Поэтому сам человек не может объяснить тройного таинства Бога, человека и мира. И человек не может изъяснить этого тройного таинства, сам себя толкуя, самому себе давая закон и сам себя соделывая богом, как представляется из попытки современного экзистенциалиста. Празднуя «освобождение» от Бога, он приходит к выводу, что «дамоклов меч смерти все время висит над ним, отсекая его мечты, перерубая пополам его самые благородные порывы, удушая его бытие. Как говорит Камю, один Сизиф, который пытается поднять на вершину горы драгоценный камень своей жизни. Уже приближаясь к вершине, камень вырывается и вновь скатывается в бездну. Он ощущает себя покинутым и опустошенным. Он осужден видеть, понимать и осознавать то, что живет посреди абсурда» 69 . Образование говорит о человеке. Но о каком человеке? О таком человеке, который происходит от Бога и направляется к Богу, о том человеке, который возглавляет все творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Пребывание св. Ап. Павла в Антиохии Сирийской и его противостание св. Ап. Петру (подробное истолкование его обличительной речи). Краткость упоминания св. Луки о пребывании Ап. Павла в Антиохии Сирийской восполняется из Гал.2:11–21 . – Основания, по которым событие, описанное в Гал.2:11–21 , надо относить именно к началу третьего (а не второго) путешествия Ап. Павла. – Антиохийская церковь была дорога Апостолу Павлу, как начаток его апостольских трудов. – Дорога она была ему и потому, что здесь им были твердо упрочены начала христианской свободы. – Состояние антиохийской церкви ко времени прибытия туда Ап. Павла. – Первое свидание его с антиохийскими братиями и его наставления. – Прибытие в Антиохию Ап. Петра. – Значение этого прибытия для Ап. Павла. – Отношение Ап. Петра к антиохийским христианам из язычников. – Прибытие в Антиохию иудаистов, которых Ап. Павел именует: τινας π ακβου. – Взгляд их на значение Моисеева закона в христианстве. – Как они посмотрели на общение Ап. Петра с антиохийскими братиями? – Ап. Петр прекращает сие общение, «опасаясь обрезанных». – В чем была ошибка Ап. Петра? – Лицемерие прочих иудеохристиан и Ап. Варнавы. – Опасность от такого поведения св. Петра и прочих для антиохийской церкви, сознанная Ап. Павлом и обличение им сего поведения речью. – Представляет ли запись Ап. Павла в Гал.2:14–21 ipsissima verba его речи? – Значение личного обращения к Ап. Петру в 14 стихе и его общий тон. – Иудейское происхождение Ап. Петра в силу обычая обязывало его и в христианстве держаться Моисеева закона. – Его жизнь «по-язычески». – В чем состояло его лицемерие? – Принуждение им антиохийских христиан из язычников «жить по-иудейски». – Чем объяснить поведение Ап. Петра? – Кто из толкователей и до коих пор простирает речь Ап. Павла. – Нужда в точном определении: где кончается речь Ап. Павла. – Доказательства в пользу того, что речь простирается до конца главы. – Возражения против этого и их опровержение. – Связь стихов 15 и 16 и их общий смысл. – Преимущество природных иудеев перед язычниками – в святости закона. – Общий строй 16 стиха и понятия, подлежащие нарочитому истолкованию в нем. – Что такое оправдание? – Оно не от дел закона. – Оно приобретается только верою в Иисуса Христа. – Уверование иудеев и свидетельство Слова Божия об оправдании не делами закона. –  Возвращение антиохийских иудеохристиан к закону есть обвинение Иисуса Христа в служении греху. – Образное пояснение этой мысли. – Иудей законом умирает для закона. – Сораспятие христианина Христу и жизнь его Им. – Заключение речи. – Тит – новый спутник Ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Псалом 31 есть постельная песнь о необходимости для грешников скорейшего раскаяния пред Богом, чтобы освободиться от тягостных мучений совести и страха наказания Божия, и получением прощения грехов достанут блаженства внутреннего мира и спокойствия души, и явления милости Божией. Псалмопевец прежде всего, на основании собственного опыта, изображает, как блаженно состояние человека, получившего от Бога прощение грехов (ст. 1–2), и как напротив тягостно предшествующее топу состояние грешника, терзаемого совестью в сознании себя под гневом Божиим (ст. 5–5), а затем убеждает согрешающих, чтобы они скорее обращались с покаянною молитвою к Господу (ст. 6), как всегдашнему его защитнику и милостивому вразумителю и спасителю всех прибегающих к Нему (ст. 7–8), а не упорствовали бы в своём удалении от Него (ст. 9), и повторяя кратко начальные мысли псалма о состоянии нечестивых и обращающихся к Господу (ст. 10), призывает всех правых сердцем радоваться о являемой им милости Божией (ст. 11). – Надписание приписывает псалом Давиду и, судя по содержанию, можно с полною уверенностью полагать, что он действительно написан был Давидом в исполнение данного им в 50 Пс.обещания научить беззаконных путям Божиим (ст. 15), вслед за получением от Бога прощения, когда он, собственным опытом изведав всю тяжесть пребывания во грехе под гневом Божиим, тем живее познал сладость благодатного оправдания своего Господом и примирения с своею совестью. Апостол Павел в посл. к Римл. также приписывает его Давиду и при этом, в восхвалении блаженного состояния прощённого Богом грешника, указывает нам пророчеетвенное предызображение благодатного оправдания человечества верою во Христа Спасителя без дел закона (4:6–9). Поэтому в Христианской Православной Церкви Пс.31 , с одной стороны, как песнь покаяния Давидова, издавна причисляется к покаянным псалмам (св. Григорий В. pss. septem.; ср. св. Иустина филос. разг. с Триф. гл. 141), – с другой, как песнь о благодатном оправдании, с древних времён назначен был для пения при совершении таинства крещения (св. Афанасий Алекс. в посл. к Маркелл.; ср. св. Еирилла Иерусал. Оглас. сл. 1:1 и бл. Симеона Солунского о св. таинств. гл. 35), в чине которого и доселе занимает место вслед за погружением крещаемого в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010