Гробница прп. Афанасия. Фотография. Кон. ХХ в. Согласно «Завещанию» прп. Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок. 1005-1006) (а затем его сын прп. Евфимий Святогорец , духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II. В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt. 1. N 31). 2-м игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (до апр. 1010), Феодорит (1010-1016), Евстратий (1016-1018) и др. Рост числа братии В. Л. происходил стремительно: в 976 г. в ней подвизалось 120 монахов, в 978 г.- 150, а в сер. XI в.- более 700, как явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt. 1. N 32). Эти права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин. В первые века своего существования к В. Л. отошли владения небольших афонских обителей: мон-рь Гомату, или Орфану (989), на месте совр. г. Иериссо; мон-рь Моноксилиту (996); бухта Платис (991); небольшой п-ов от Хиландарского мон-ря до Неа-Рода; местность Вулевтирии (1030); мон-рь Калика и Ксирокастро (1259); Амальфитанцев мон-рь (1287). Постепенно В. Л. стала крупным землевладельцем, также получавшим доходы от ряда светских земельных владений. В 1098 г. имп. Алексей I Комнин во время визита к нему делегации 60 афонских игуменов пожаловал игум. Феодору солидную денежную сумму ежегодно на расходы обители. В 1115 г. мон-рь получил в дар от Никифора Кефаласа, племянника игум. Феодора Кефаласа, земельные владения в Моглене, Траянополе и Делкосе (Actes de Lavra. Pt. 1. N 60). В начале правления Алексея I на Афоне произошел серьезный конфликт, связанный с поселением на Св. Горе неск. сот семей влахов. Соседство мирян, особенно влашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли стада, привнесло нестроения в жизнь иноков и вызвало их негодование.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли 26 июля, 2019 Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2024 году. Житие, биография и молитва — в статье. Князь Bлaдuмup I Святославич Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свтославичь , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий . Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный. Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2024 году И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой) Креститель Руси — князь Владимир Святой Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»   Святой князь Владимир Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры . Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории. Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги . Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

956. Букв. «в ком, прежде чем они достигли любви, мало этого помысла». 957. Или «на свое поведение». 958. Букв. «они в духовном образе жизни или в расслабленном (небрежном) образе жизни». 959. Т.е. до мыслей о Суде. 960. Букв. «иные движения возбуждаются в них». 961. Букв. «на уровне душевного образа жизни», «в чине подвижничества души». 962. Вар. «осуждением». Сир. термин msabbranuta соответствует греч. fantasia и означает «воображение», или «ожидание». Термин masbbranuta (который без огласовки имеет точно такое же написание, как и msabbranuta) означает «мнение», «предположение», «сомнение», «осуждение». 963. Или «совесть». 964. Или «не будет убеждено». 965. Букв. «в свободе помыслов». 966. Или «образа жизни». 967. Или «подъем этот». 968. Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)». 969. Букв. «целостности сознания», «целостности совести». 970. Букв. «существует». 971. Т.е. нового века. 972. Букв. «возбуждается». 973. Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах». 974. Т.е. находящихся на душевном уровне. 975. Т.е. находящихся на духовном уровне. 976. Духовный. 977. Букв. «в перемене своей и в деятельности своей». 978. Букв. «к нашему рассказу». 979. Букв. «слово». 980. Или «в добродетели деяний». 981. Букв. «свободой помыслов». 982. Т.е. от страха и страдания. 983. Или «свободе помыслов». 984. Букв. «чину детей». 985. Букв. «возбуждается», «движется». 986. Букв. «постоянством мысли». 987. Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т. е. о том, что относится к воскресению из мертвых. 988. Букв. «кратких дней этой обители». 989. Букв. «еще не вошел в душевность». 990. Букв. «душевности». 991. Или «совокупность». 992. Т.е. Церковь. 993. Букв. «в душевности». 994. Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 995. Букв. «на нёбе мышления его». 996. Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т. е. отрекшегося от мира.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Меньше, чем через месяц, 24 (11) мая 1922 года, Богословскому институту предстояло вновь отметить свой годичный акт. На торжество Совет пригласил митрополита Вениамина, всех викариев, наставников Богословского института и Богословско-Пастырского училища, читавших публичные лекции в институте, правление Общества приходов, всех благочинных Петрограда, наставников Петроградской духовной академии, представителей и профессоров высших учебных заведений, известных своим доброжелательным отношением к институту 1028 . Это было всего лишь за несколько дней до ареста святителя... 970 Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып.1. Приложение к «Деяниям» второе. М., изд. Соборного Совета, 1918. С18. 971 Свящ. И. 3[аборов]ский. Спасите остатки...//Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918, 1. С.4. 975 О прекращении религиозных обрядов в школах//Петроградская правда. 1918, 220 (9 октября). С.З. 977 От Комиссариата народного просвещения. 13004//Северная коммуна. 1918, 131 (16 октября). Вечернее прибавление. С.1 978 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф.860. Оп.2. Д.1. Л.52. 979 Богословско-пастырское училище//Православный церковный календарь на 1921 год. Петроград, 1921. С.24. 980 Успенский Н.Д. К истории богословского образования в Ленинграде//Журнал Московской Патриархии. 1977, 4. С. 6. 983 Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы)//Минувшее. Исторический альманах. Т. 15. М.-СПб., 1994. С.444. 984 [Безобразов С.С.] Жизнь Церкви в советском Петербурге//Новое время (Белград). 1922, 472 (19 ноября). С.5. 987 Извлечение из докладной записки заведующего Богословско-Пастырским Училищем И. Щербова Высокопреосвященному Вениамину, митрополиту Петроградскому//Петроградский церковный вестник [ПЦВ]. 1919, 10 (20/7 июня). С.1–4. 989 Извлечение из положения о Богословском Институте//ПЦВ. 1919, 14 (23 августа/5 сентября). С.1–4. 990 Бовкало А.А., Галкин А.К. Св. митрополит Вениамин и Петроградский Богословский институт//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1999 г. М., 1999. С.351–353.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Tweet Нравится 5 Great Byzantine Army Leaders Source: Byzantine News October 17, 2016      Justinian I (482-565) One of the most spectacular features of Justinian " s reign was the recovery of large stretches of land around the Western Mediterranean basin that had slipped out of Imperial control in the 5th century. As a Christian Roman emperor, Justinian considered it his divine duty to restore the Roman Empire to its ancient boundaries. Although he never personally took part in military campaigns, he boasted of his successes in the prefaces to his laws and had them commemorated in art. The re-conquests were in large part carried out by his general Belisarius.      Bardas Phokas (died 989) In 978 Bardas was delivered from his prison cell by the eunuch Basil Lekapenos, Basil II " s uncle and de facto regent. He was dispatched in disguise to his native Cappadocia to stir up the local aristocracy against Skleros, who had revolted against imperial authorities and advanced to the Hellespont. Despite several initial setbacks, and with the assistance of a Georgian army led by Tornikios, Phokas eventually suppressed the revolt, gaining victory in single combat with Skleros. For his vital services to the crown, he was rewarded with a coveted office of Domestic of the Scholae and at once led the Byzantine armies to reconquer Aleppo from the Saracens. Later, to quote Psellos, " he was given the privilege of a triumph and took his place among the personal friends of his sovereign. "      Basil II (958-1025) In 987/8, a seven-year truce was signed with the Fatimids, stipulating an exchange of prisoners, the recognition of the Byzantine emperor as protector of the Christians under Fatimid rule and of the Fatimid Caliph as protector of the Muslims under Byzantine control, and the replacement of the name of the Abbasid Caliph by that of the Fatimid Caliph in the Friday prayer in the mosque of Nevertheless, in 991 the Fatimids launched a campaign against the Hamdanid Emirate of Aleppo, a Byzantine protectorate, perhaps in the belief that Byzantium would not interfere. Under the governor of Damascus, Manjutakin, the Fatimids scored a series of successes against the Hamdanids and their Byzantine allies, including a major victory at the Battle of the Orontes against the doux of Antioch, Michael Bourtzes, in September 994. Bourtzes " defeat forced Basil to intervene personally in the East: in a lightning campaign he rode with his army through Asia Minor in sixteen days and reached Aleppo in April 995, forcing the Fatimid army to retreat without giving battle. The Byzantines besieged Tripolis unsuccessfully and occupied Tartus, which they refortified and garrisoned with Armenian troops. The Fatimid caliph al-Aziz now prepared to take the field in person against the Byzantines and initiated large-scale preparations, but they were cut short upon his death.

http://pravoslavie.ru/97921.html

Поначалу тот потерпел ряд поражений, и Варда Склир уже взял Никею, Авидос и Атталию. Но затем огненосные суда из столицы сожгли флот Склира в авидосской бухте, а 24 марта 978 г. Склир проиграл решающее сражение Фоке, был ранен в поединке с последним и бежал далеко за границу – в Багдад. Спустя девять лет Варда Склир, к тому времени уже глубокий старик, снова объявился в пределах ромейской державы. Доместик Варда Фока выступил навстречу его отрядам, но в августе 987 г. вдруг провозгласил себя императором, хитростью захватил Склира в плен и, соединив оба войска, пошел на Антиохию, которой овладел к исходу года. Положение складывалось критическое – большинство ромейской армии сражалось против государя! Василий II был вынужден обратиться за помощью к «варвару» – великому князю киевскому Владимиру Святославичу. Тот согласился выделить часть дружины, но поставил встречное условие – выдать за него сестру Василия и Константина, Анну. Требование было неслыханным – ромейских принцесс не выдавали замуж за «презренных» иноземцев! Исключение составляли внучка Романа I Мария (см. «Роман I”) u nлeмяhhuцa Иоанна Цимисхия Феофано, ставшая супругой императора Оттона II, но ни одна из них не была порфирородной, а главное – Владимир являлся язычником. Однако выбирать не приходилось, так как волна мятежа катилась к столице с ужасающей скоростью – и император согласился. Шеститысячный отряд русско- варяжских наемников прибыл в Константинополь, и усиленная им правительственная армия зимой 988 г. разгромила часть войск Фоки у Хрисополя. Хитрые греки поначалу не собирались выполнять своих обязательств по договору с Владимиром, и тот, устав ждать невесту, в качестве предупреждения осадил и взял Херсонес Таврический (Корсунь). В Константинополе заторопились, Анну Порфирогениту посадили на корабль и отправили на Север. Однако и князь обязался стать христианином. Брак Владимира и Анны свершился, после чего Херсонес возвратили ромеям, а сам великий князь вернулся в Киев, где, по преданию, окрестил своих подданных. Впрочем, подробности крещения Руси легендарны, а дата (988 или 989) по сю пору является спорной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, и Коллегия Экономии, и Канцелярия С. Э. Правления сами по себе по распоряжению свыше иногда оказывали помощь архиерейским домам, монастырям и др. учреждениям как тем, что прямо отпускали потребные суммы, так и тем, что зачитали таковые в оброк за известное время. Особенно широко практиковалось последнее и именно в Елизаветинское царствование. Так Коллегия ремонтировала относящиеся к ней постройки 978 ; строила амвон в Московском Успенском Соборе 979 и балясы около стен, чтобы никто не ставил лошадей к стенам церковным 980 ; в 1727 г. по приказанию Сената ремонтировала Успенский Собор и архиерейские палаты в Рязани 981 , на что было дано до 500 руб. коллежских доходов; в 1728 г. отпустила по Высочайшему повелению на возобновление церкви св. Варвары в Киевском Златоверхом монастыре – 100 руб. 982 ; в 1729 г. по Высочайшему же повелению выдавала на ремонт церквей Донского, Данилов и Богоявленского (50 руб.) монастырей в Москве 983 ; в 1731 г. выдавала на ремонт Вознесенского Великолуцкого монастыря 984 , опять Донского монастыря (266 руб. 89 коп.) 985 , а также каменного моста перед ружным Ивановским монастырем в Москве 986 ; в 1732 г. строила здание Синодальной Канцелярии на Преображенском (Васильевском) острове в Санкт-Петербурге 987 ; в 1733 г. по указу Сената 988 приняла на себя мощение мостовых перед теми монастырями, которые не имели вотчин, а жили только на жалованье; в 1735 г. реставрировала 83 иконы, 4 северных двери, сени над престолом и стены Московского Казанского собора 989 ; в 1737 г. вследствие жалобы Амвросия, епископа Вологодского на скудость и отсутствие кредита на ремонт, по резолюции Кабинета отпустила 600 руб. на ремонт Вологодского Архиерейского дома 990 ; в 1742 г. – 4000 руб. на ремонт Успенского девичьего ружного монастыря по приказанию Сената 991 ; тогда же ремонтировался Преображенский собор в Твери 992 ; в 1743 и 1744 гг. отпускала деньги на ремонт погоревшей церкви в городе Коломне и архиерейского дома 993 , а также по просьбе причта Успенского Собора и по распоряжению Сената делала ризы, чинила цепь у креста, фонарь для крестного хода и проч., лобное место и очищала нечистоту 994 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Если не все сущии от Исраиля, сии Исраил, ни зане суть семя Авраамле, вси чада, но чада обетования причитает Бог в семя 978 и аще будет число сынов Исраилевых, яко звезды небесные и яко песок морский, останок спасется 979 , то ясно, что Израилем является верный народ и именно тот, который в делах правды и истинном ведении веры «видит Бога» 980 будет ли он по плоти вести род от Израиля, или же будет из числа язычников. Ибо кто носит в себе ясное и непорочное начертание веры Авраама, Исаака и Иакова, тот не чужд звания и благодати истинного Израиля. Впрочем, и сам блаженный Давид имел царство (только) над верными во Израиле, почему то только погасил у себя Израиль свет веры, то тотчас же отпал и от царства Давидова 981 . Итак, (тут нужно разуметь) духовный престол Давида, и мысленное царство разумных душ и верный дом Иаковль, и «святой и великий народ», который вместо плотского (σωματικο) И огорчающего Израиля Бог в пророческом предвозвещении Моисею обещал восставить от него, или от Того, Кто мыслится под его образом, говоря: Остави Мя, и —122— потреблю народ сей зараз, и сотворю тя в язык велик и страшен паче сих 982 , но не неверный дом Иаковль и преогорчевающий 983 , и не народ грешный, и не семя лукавое, и не сынов беззаконных 984 , и не князей содомских и людей гомморских 985 , и не тех, которые отвратились лукавым отвращением и оставили Господа и огорчили Святого Израилева 986 , и не познали и не уразумели Бога 987 , и поражены неисцельной язвой 988 неверия, не принимающей никакого разумного способа врачевания от Исцеляющего неверие души. Увы бо, – говорит (Писание), – язык грешный, семя лукавое, сынове беззаконнии, остависте Господа, и разгневасте Святаго Исраилева. Что ещё уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания 989 . Не тех (нужно здесь разуметь), которые хромали на оба колена 990 и отвратились от истины и извержены из божественного наследия подобно Каину и Исмаилу, и Исаву, и Рувиму, и Иру, и Авнану, и Манассии, и Елиафу и Амнону, первенцам патриархов и пророков, изверженным и отвергнутым, ибо говорит (Господь): Сын Мой первенец Исраиль 991 значит, не единственный, поскольку была надежда на приведение в сыноположение божественного и благочестивого народа, созидаемого по Богу и приводимого к сыновству по —123— благодати через отвержение первородного и неверного народа израильского, восставшего по зависти на мысленного Авеля и убившего (его) подобно Каину 992 , и насмехавшегося над божественным нравом мысленного Исаака подобно Исмаилу 993 и неистовствовавшего против мысленного Иакова подобно Исаву 994 , и разлившего семя веры и правды её в земле заблуждения и страстей подобно Иру и Авнану (μνν), и отрёкшегося от Церкви Божией, как они от Фамари 995 и усвоившего забвение добродетелей подобно Манассии 996 , и негодовавшего в гордости на принятие царства мысленным Давидом 997 и за то уничижённого подобно Елиафу 998 , и произведшему неслыханное беззаконие подобно Амнону 999 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

970 Увещание Феодосия, написанное в 1701 г. См.: Христианское чтение. 1909. С. 55. Слово " чувственный» в то время обозначало: физический, видимый, ощутимый чувствами осязания, зрения и т. д. 972 Calvin John. Christians Institutions [vol. IV, ch. XX, §§ 3, 8]. Philadelphia, 1960. Vol. II. P. 1493. 973 Spiritual and Anabaptist Writers/ed. G.H.Williams. Philadelphia, 1957. P. 29; Williams George H. The Radical Reformation. Philadelphia, 1962. P. 362–373. 974 Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. Т. 1. СПб., 1868. С. 435. 978 Филиппов И. Указ. соч. С. 37–42, 79–84; Евфросин. Указ. соч. С. 69–70; Материалы для истории раскола... Т. III. С. 106–107. 979 Житие Корнилия цит. по: Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Т. II. С. 73. 983 Там же. С. 10; Выговский летописец//Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888. С. 149. 984 Любопытный П. Каталог, или библиотека староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. Т. 1. С. 3, пункт 2; Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 138; ТКДА. 1866. Т. 1. С. 226; Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 88–128 (дана наиболее подробная библиография работ А. Денисова; дополнения см.: Zenkovsky S. The Ideological World of the Denisov Brothers//Harvard Slavic Studies. 1957. Vol. III. P. 54. 985 «Поморские ответы» были переизданы несколько раз. Автору этой книги были доступны изд. Мануильского (1884) и изд. Преображенского Кладбища (1911). 986 Собрание постановлений по части раскола, изд. Мин. Вн. Дел (1858), перепечатка А. Кельсиева. Лондон, 1863. Т. IV. С. 245–246. 989 Там же. С. 4; Денисов Л. Поморские ответы. М., 1884. Лл. 17–18 (Далее: Поморские ответы); ср. Филиппов И. Указ. соч. С. 9–10. 993 ТКДА. Т. I. С. 205–208, 213, 225–227; Т II. С. 70, 180, 189, 297; Русская старина. 1879. XI. С. 579 и сл.; ср.: Zenkovsky S. The Ideological World of the Denisov Brothers. P. 57. 995 Иосиф Волоцкий. Просветитель. С. 30. Отец И. Хризостомос (Johannes Chrysostomos [Blaskevic]. Die Pomorskie Olvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altglaubigen der I Viertel des XVIII Jhrht. Roma, 1959. S. 172–173), автор нового, серьезного исследования " Поморских ответов» полагает, что А. Денисов воздерживался от развития темы об Антихристе, чтобы не раздражать власти. Несомненно, тактическое умалчивание было вполне в духе Андрея Денисова, но автору этой книги кажется, что именно в этом вопросе об Антихристе, священстве и таинствах Андрей был искренен и, считая, что «российская» церковь впала в ересь, все же верил в существование подлинного священства, в чем он расходился с федосеевцами и более поздними филипповцами и бегунами. Иначе Выг не принял бы участия в поисках " православного» архиерея. См. выше эту же главу и дальше здесь же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010